Порядок организации ведения бюджетного учета. Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

Бухгалтерский учет основополагающее управленческое звено для непроизводственных организаций. Он способствует устранению уклонений от положенных норм. Чем же в бюджетных организациях отличен бухучет?

Под бухучетом в организациях бюджетной принадлежности подразумевается системный учет всех операций с бюджетным капиталом.

Реализовывается процесс соответственно «Закону о бюджетной классификации», «Инструкции по бюджетному учету» и прочим нормативно-правовым актам.

Но за последние годы нормативы о бухучете претерпели немало видоизменений. Каковы же нюансы ведения бухучета для бюджетных учреждений?

Базовые сведения

В качестве источника предоставления бюджетных средств выступает государственный орган РФ, субъект РФ либо территориальные органы самоуправления, обладающие соответственным правом по действующему законодательству.

Финансироваться государством вправе государственные организации и учреждения прочих форм собственности, располагающие правом на подобное обеспечение. Адресоваться средства из бюджета могут на разнообразные цели.

Например, это может быть финансирование безвозмездного типа на текущие расходы либо деньги на уплату заказанных государством или муниципалитетом услуг.

При бюджетном финансировании организации бухгалтер обязан знать, каким образом квалифицировать поступившие средства и как их учитывать. Для правильного отображения полученных денег требуется определение характера средств.

Бюджетный бухучет обладает специфичными отличиями. К таковым, в частности, причисляются:

  • организация учета на основании статей бюджетной классификации;
  • контролирование реализации сметы расходов;
  • разделение фактических расходов и кассовых;
  • отличия учета по отраслям.

Наличие характерных нюансов бухучета в бюджетных организациях обуславливает потребность дополнения общих задач учета более конкретизированными.

Определения

Бюджетными называются организации, чья главная деятельность всецело либо отчасти обеспечивается бюджетом на основании смет по доходам/расходам.

Непременным при этом обстоятельством становится открытие финансирования по смете, ведение бухучета и отчетности согласно правилам, предопределенных для бюджетных учреждений.

Организации причисляются к бюджетным на основании учредительной документации, устава и решения определенного финансового органа.

Бухучет осуществляется посредством методов двойной записи. Счета учета должно включать в рабочий план счетов субъекта учета. Они должны быть взаимосвязаны между собой.

Разработка и утверждение рабочего плана осуществляются на базе соответственного Плана счетов и сопутствующей Инструкции.

Рабочий план счетов утверждается в составе организации обособленным приложением либо в виде локального акта.

В процессе ведения бюджетного учета употребляется метод начисления, то есть все операционные итоги признаются исключительно по факту их свершения.

Общие правила

Любые операции хозяйствования, осуществляемые бюджетными учреждениями, сопровождаются первичными документами, присутствующими в Инструкции по бюджетному учету.

Хозяйственные операции оформляются бухгалтерской документацией в порядке их свершения. Этим обеспечивается:

Первичные документы составляются в момент свершения операции либо сразу по ее окончании. Документы составляются на бланках установленных образцов с заполнением всех обязательных реквизитов.

Проверенные документы проходят бухгалтерскую обработку, состоящую из расценки, группировки и разметки. Обработанные документы сортируются по периодам и объединяются в дела.

В соответствии с первичной документацией осуществляются записи операций на счетах. Под понятием записи операций понимается отображение в бухгалтерских книгах или учетных регистрах.

Формы регистров бюджетного учета и назначения по их использованию ратифицированы «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

Порядок записей в учетных регистрах определяется Инструкцией №148н.

Материальных ценностей

Под материальными ценностями подразумеваются, как правило, основные средства. К таковым относятся объекты, которые задействуются в процессе работы предприятия или при исполнении отдельных видов работ.

Одним из условий причисления к основным средствам считается время полезного использования объекта более одного года.

К основным средствам причисляются:

Также к материальным ценностям приравниваются любые инвентарные объекты, которые необходимы для осуществления самостоятельных или вспомогательных функций.

Основанием становится причисление таковых к материальным объектам имущества со сроком полезного действия более двенадцати месяцев.

При приемке материальных ценностей учитывается первоначальная их стоимость. Она остается неизменной до окончания использования.

Суммы при этом прописываются в рублях и копейках. Переоценка осуществляется лишь при видоизменении объектов либо их ликвидации. При этом факт переоценки должен быть также зафиксирован точной суммой.

Для каждого наименования объекта, представляющего материальную ценность, существует свой номер счета и присвоенный инвентарный номер.

Материальные ценности под соответствующим номером фиксируются в регистрах и отражаются под этим номером во всей документации вплоть до списания.

При списывании объекта списывается и инвентарный номер, который больше нигде не применяется. При выбытии объекта материальной ценности следует отразить это в регистре учета основных средств.

Если продуктов питания

В бюджетных учреждениях учет продуктов осуществляется по фактическим ценам. Цена складывается из суммы таможенной пошлины, цены, уплаченной поставщику и средств, затраченных на доставку.

Когда продукты питания закупаются за счет внебюджетных средств, то в фактическую стоимость включается сумма . При бесплатном получении продуктов они отображаются по стоимости коммерческой.

Продукты питания в бухучете бюджетных учреждений отображаются на основе товарно-сопроводительной документации продавца и документации, подтверждающей получение товара.

При приобретении продуктов за наличный расчет удостоверяющими документами становятся товарный или кассовый чек.

В бухгалтерии учет продуктов питания осуществляется по накопительной ведомости. Записи в нее вносятся на основании первичных документов. По завершении месяца подводятся итоги, что завершается составлением мемориального ордера.

Талонов на бензин

Если организация располагает транспортными средствами, то соответственно необходимостью является наличие ГСМ. Небольшие организации чаще всего приобретают топливо по талонам.

Как правило, ГСМ закупается на заправочных станциях посредством заключения . При этом организация получает талоны на топливо.

В данном случае дебет являет собой непосредственно закупку топлива, то есть приход его в организацию. Талоны под строгим контролем выдаются сотрудникам для использования исключительно в служебных целях.

Кредит в процессе учета ГСМ отображается в количестве расхода топлива, имеющего в запасах организации. Важно, что для списания топлива недостаточно сверки изначального и оставшегося количества талонов.

Оформить списание допустимо лишь на основании оправдательных документов, то есть путевого листа и расхода топлива по нормам, установленных законодательством.

По поводу расчетов с заказчиками

Для учета расчетов за предоставленные услуги и исполненные работы используется счет «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Дебетовое сальдо по данному счету обозначает задолженность покупателей. Оборот по дебету счета отображает стоимость услуг или выполненных работ, переданных основных средств или иных активов.

По кредиту этого счета (62) отображаются поступившие на расчетный счет платежи, полученные , погашение задолженности за счет резерва, списание задолженности при неплатежеспособности дебитора в убыток.

Аналитический учет по счету 62 осуществляется по всякому предъявленному заказчикам счету. При расчетах плановыми платежами учет осуществляется по каждому заказчику.

Внеоборотных активов

Внеоборотные активы в бухучете бюджетных учреждений отражаются по стоимости:

  • первоначальной;
  • остаточной (балансовой);
  • восстановительной.

Под стоимостью первоначального типа понимается себестоимость по фактическим затратам на приобретение.

Балансовая стоимость рассчитывается посредством минусования из первоначальной стоимости суммы исчисленного износа.

Восстановительной стоимостью именуется первоначальная стоимость, изменившаяся после переоценки. Информация об изменении первоначальной стоимости и суммы износа внеоборотных активов вносится в регистры аналитического учета.

Управленческий учет

Управленческим учетом называется система обмена информации в учреждении, предназначенная для принятия управленческих решений, целью которых является выполнение задач, поставленных перед организацией.

Управленческий учет для бюджетных организаций включает в себя учет:

  • бухгалтерский;
  • оперативный;
  • статистический;
  • налоговый.

Основная задача управленческого учета это ответ на вопрос о текущем состоянии организации. Это помогает распределить имеющиеся ресурсы в целях повышения эффективности деятельности.

Управленческий учет ведется исключительно для внутреннего использования. В отличие от бухучета в него могут включаться данные, не подтвержденные первичной документацией.

Показатели в управленческом учете могут быть не только денежными, но и натуральными. Кроме того, они могут быть вероятностными и качественными, описывая состояния и события внешнего мира.

При этом большее значение имеет оперативность информации, а не точность. Методику управленческого учета организация вправе выбирать самостоятельно. Четких законодательных норм в этом случае не предусмотрено.

Для бюджетных организаций бухучет имеет крайне большое значение. Он помогает проконтролировать целесообразность проводимых операций, соблюсти нормы по расходу денежных средств, утвержденные государственными органами.

Располагая сведениями учета можно своевременно повлиять на различные просчеты или недостатки в процессе хозяйственной и финансовой деятельности.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется бухгалтерской службой как самостоятельным структурным подразделением, которое находится под руководством главного бухгалтера. При отсутствии самостоятельной службы учет может вестись бухгалтером, имеющим права главного, а также централизованной бухгалтерией. Данная структура создается по отраслевому признаку в бюджетных организациях и осуществляет учет исполнения смет бюджетных расходов, а также использование внебюджетных, целевых и иных средств.

Бухгалтерия, осуществляющая учет в бюджете, имеет следующие обязанности:

Ведение учета должно производиться в соответствии с действующим законодательством.

Должен выполняться предварительный контроль над соответствием объемов ассигнований по заключаемым договорам, предусмотренным расходной сметой или лимитом бюджетных обязательств, а также производиться правильное и своевременное оформление учета и законность совершения операций.

Бухгалтерия обязана контролировать экономное и правильное расходование средств по утвержденным сметам расходов и доходов, контролировать сохранность имущества в местах его эксплуатации и хранения.

Производить выплаты и начисления зарплаты персоналу, а студентам, учащимся и аспирантам - стипендий в установленные сроки.

Своевременно проводить расчеты, которые возникают в период исполнения с физическими и юридическими лицами.

Вести бухучет в бюджете по использованию внебюджетных средств.

Контролировать использование доверенностей, выданных для получения товарных и материальных ценностей.

Производить инвентаризацию финансовых обязательств и имущества, правильно и своевременно определять и отражать в бухучете результаты инвентаризации.

Проводить с материально ответственными лицами инструктажи по вопросам сохранности, отчетности и учета ценностей, которые находятся у них на ответственном хранении.

Применять современные средства автоматизации, составлять и представлять в установленном порядке налоговую и бухгалтерскую отчетность в предусмотренные сроки.

Составлять сметы бюджетных расходов, а также планировать расходы и доходы по внебюджетной деятельности.

Подбирать и систематизировать нормативные правовые акты по вопросам отчетности и учета.

Хранить документы, регистры бухучета, отчетность, а также расходные сметы и расчеты на бумажных и машинных носителях.

Осуществляя бухучет в бюджете, обязанности между специалистами распределяют по функциональному признаку. Каждая группа работников (отдельный специалист) закрепляется за определенным участком работы. В бухгалтерии может быть создана финансовая, материальная группа, по расчетам с персоналом и др.

Бухучет в бюджете имеет свои организационные особенности. Количество работников зависит от уровня автоматизации и от объема выполняемых учетных работ, закрепляется и утверждается руководителем.

Должна предоставлять руководителям организаций, обслуживание которых она осуществляет, сведения о сметах по бюджету и внебюджетным средствам, об их целевом использовании, а также о других источниках получения средств.

Находящиеся в составе организации структурные подразделения должны своевременно предоставлять в бухгалтерию необходимые документы, чтобы можно было вести бухучет в бюджете. Это копии распоряжений, которые относятся к исполнению сметных расходов, договоры, счета, авансовые отчеты, акты выполненных работ, накладные, документы по списанию имущества.

Все работники обязаны выполнять требования главного бухгалтера по предоставлению необходимых для бухгалтерии документов и соблюдать порядок их оформления.

Обновлено: 23.10.2018

Олег Лажечников

1 269

130

Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не знают, куда тратят свои деньги, не знают, сколько уходит у них на еду, на посиделки в кафе с друзьями, на шмотки, на непредвиденные расходы и прочее. При этом они занимают в долг, жалуются, что денег не хватает, а так хочется поехать куда-нибудь, или купить ноутбук/велосипед… Сразу возникает вопрос, а так ли хочется? Или, что хочется сильнее, просаживать деньги на пиво по выходным, или поехать на море? Конечно, на море, но ведь я так мало трачу на развлечения, будет ответ. В реальности, человек не знает, что некоторые его статьи расходов суммарно за несколько месяцев или год составляют поездку на море.

Я ни в коем случае не призываю экономить на том, что для вас важно. Но ведь лучше знать, и понимать, сколько в действительности это забирает у вас денег, чтобы можно было сделать осознанный выбор. Не менее важным является и знание своих настоящих желаний, настоящей мечты. Об этом я писал в статье .

У вас появляется рычаг давления на членов вашей семьи:) Например, приходит жена к мужу и говорит, вот мы мне ничего не покупаем, не балуем меня, а ты себе аж Макбук за 50 тыс купил, ай-ай. Молча муж открывает бюджет, делает выборку за год и показывает, что кроме Макбука в течении года он себе лишь пару футболок купил, в то время как жена за весь год себе уже одежды на 100 тыс набрала, просто не за раз все, а понемногу покупала, периодически.

Плюсы

В общем бюджет, отличная штука для того, чтобы понять, как складываются ваши траты. Реально многие считают, что подумаешь всего на 1000 руб дороже, но по факту этих тысяч рублей за весь год (а у кого-то и за месяц) столько набегает, что можно машину купить! Игрушечную:) На самом деле не шучу, экономия семейного бюджета только так и складывается — из мелочей, это основная фишка. Сэкономленные 1000 рублей = заработанные 1000 рублей. Недавно посчитал, что мой курящий друг тратит на сигареты в год примерно стоимость хорошего ноутбука. То есть, если бы он не курил, то мог бы ноут менять раз в год.

Только очень прошу не путать экономию с нищебродством. Стараться увеличить свой заработок — это необходимое и обязательное желание, и нисколько не противоречащее экономии. Как в бизнесе, всегда есть бухгалтер, который оптимизирует затраты. И, если идти в двух направлениях одновременно, зарабатывая, и осознанно отсеивая ненужные траты, можно гораздо быстрее придти к своей цели.

Мне искренне непонятна та ситуация, когда запросы растут быстрее доходов. Вот какой смысл все тратить и залезать в долги/кредиты, ради чего? Не лучше ли, откладывать или вкладывать, чтобы получить финансовую независимость и свободу? Иначе можно зарабатывать миллионы, а все равно «побираться».

Итак, плюсы по пунктам.

  • Контроль. Вы всегда четко знаете, на что вы тратите деньги. Не возникает вопросов, а куда ушло пол-зарплаты, и кто ее потратил.
  • Осознанный выбор. После пары месяцев ведения бюджета вы реально знаете, сколько составляет каждая статья расходов, и вполне может быть, вы захотите скорректировать ее (уменьшить/увеличить). Таким образом, устраняются ненужные вам траты.
  • Нет долгов. Минимизируется залезание в долги/кредиты, потому что можно заранее все рассчитать и избежать этого.
  • Проще планировать покупки. Если вы хотите купить что-то крупное или поехать куда-либо, с бюджетом это намного проще запланировать. Вы сможете узнать, в каком месяце у вас появится достаточная сумма, что очень удобно, или как нужно изменить структуру трат, чтобы эта сумма появилась.
  • Полезно для длительных путешествий. Всегда можно спланировать заранее, на сколько месяцев хватит денег.
  • Удобно для увольнения. Можно узнать, сколько есть времени и рассчитать, когда пора начинать искать работу.
  • Дисциплинирует. И в плане трат, и в плане жизни вообще.

Я бюджет с 2008 года. Один раз попробовал и мне понравилось. Благодаря бюджету удалось спланировать уже не одно путешествие, а точнее понять возможность его осуществления в конкретный месяц при конкретных условиях. Также он мне очень помог после моего увольнения в 2010.

Я тогда сразу рассчитал, сколько месяцев свободной жизни могу получить, в какие страны съездить и какие вещи купить. Соответственно, я знал, в какой месяц должен будет появится заработок или когда нужно выходить на работу (в случае неудачи).

Вообще мне больше всего нравится чувство защищенности/безопасности, когда можно заранее все распланировать (на 3-6-12 месяцев) и быть спокойным.

Минусы

Их (для меня) гораздо меньше.

  • Отмечание трат и планирование семейного бюджета занимает время. При правильном подходе совсем немного, но занимает. Но порой это даже приятно взять, да расписать план на ближайшие полгода и внести туда полезные покупки и долгожданные поездки.
  • Есть вероятность залипнуть на экономию и перейти некоторые допустимые границы. Или иначе, стать скрягой, начав экономить на всем вообще. Стоит понимать, что границы у каждого свои, что для одного экономия, то для другого — транжирство.
  • Дополнение к предыдущему пункту. Есть вероятность залипнуть на текущей планке дохода и сосредоточится только на экономии. Или иначе, «не разрешать» иметь себе больше денег, этакий психологический барьер можно получить.

Как вести семейный бюджет

Как я уже выше писал, основные принципы (ну, или плюсы) — это контроль трат, осознанный выбор и устранение ненужных вам трат. И бюджет на этом и строится: вы планируете траты на нужный промежуток времени и потом придерживаетесь их. Также в процессе нужно эти траты отмечать, чтобы соотносить фактические траты с планируемыми.

Насколько строго все это делать, решает каждый сам для себя. Я вначале очень строго все вел, чтобы понять, куда и чего уходит, а потом расслабился, начал округлять и вести все приблизительно. В итоге получился плавающий бюджет, в котором основное — отсутствие ненужных трат, соответствие расходов доходам (потребностей возможностям), а не строгое соответствие и экономия ради экономии.

  • Есть статьи доходов и статьи расходов. Количество статей там и там может быть абсолютно любым, главное, чтобы было вам удобно. Я начинал со значительной детализацией, а потом упростил все и объединил многие статьи. Если не знаете, с чего начать, то начните с любых статей, обычно за пару месяцев ведения бюджета становится все более менее ясно. Хотя я до сих пор корректирую иногда.
  • На мой взгляд статьи доходов и расходов нужно писать такие, какие вы потом будете анализировать, или по каким вам нужно отслеживать динамику. Если вам это не важно, то вообще можно сделать одну статью расходов и одну статью доходов. И вообще весь бюджет можно свести бумажному конвертику, то есть класть в него в начале месяца сумму, которую собираетесь потратить, и потом смотреть останется что-то или нет.
  • Я записываю траты каждый день, так более удобно, и это занимает всего пару минут. Но в основном за меня все делает приложение на телефоне, распознает смски и записывает их в базу. А когда нужно спланировать что-то серьезное, например, зимовку в Таиланде, вот тогда можно и полчаса посидеть.
  • Вести бюджет может, и муж, и жена, как вместе, так и кто-то один. Как договоритесь, в общем. Или точнее, кому это больше понравится. Правда, когда вместе ведут (оба траты отмечают и планируют), то проще будет обсуждать что-то, нежели, если кто-то дистанцируется от этого.
  • Стоит ли вести совместный или раздельный бюджет, не скажу. Есть разные мнения на этот счет. Я лично приемлю оба варианта. Когда в паре оба самодостаточны и зарабатывают, то, во-первых, каждый более спокоен и уверен в завтрашнем дне, а во-вторых, будет только рад раздельному бюджету.
  • Можно вести бюджет без планирования вообще. То есть просто отмечать доходы/расходы и проверять все ли там в порядке (контроль). В некоторых приложениях и онлайн сервисах планирования и нет.
  • Суть контроля трат в том, чтобы у вас был положительный остаток (резерв), то есть положительная разница между доходами и расходами. Пусть не каждый месяц, а в квартал или год. Ну, чтобы была видна тенденция, в минус живете или в плюс. Этот резерв может накапливаться или тратится на что-то полезное.
  • Обычно во всех умных книжках советуют 5-10% от дохода откладывать в финансовый буфер или же инвестировать, вне зависимости от целей. 5-10% — это, действительно, та сумма, которая практически не заметна при любых доходах. У меня нет такой строгости. Иногда залезаю в буфер (ухожу в минус), иногда откладываю и 50%.

Программы для ведения семейного бюджета

Как выбрать программу

Часть сервисов имеют свой сайт-сервис и мобильное приложение, часть только приложение, часть только сайт. На мой взгляд удобнее тот вариант, когда есть возможность пользоваться, и приложением на телефоне, и онлайн-версией на сайте с ноутбука. Это была одна из причин, почему я выбрал в свое время Дребеденьги и сижу на них уже много лет.

Так же можно и совсем по старинке — записывать на бумажке. Однако есть риск, что бумажка эта потеряется в один прекрасный момент, да и поправить что-то в электронном бюджете гораздо легче.

Как я выбирал программу для ведения семейного бюджета? Я зашел на Google Play, скачал штук 5 андроид-приложений, которые приглянулись мне по скриншотам и описаниям, и начал их пробовать. Где-то 10 минут на каждое приложение. В результате осталось два, которые более менее мне были понятны, или другими словами, где меня устроила логика ведения бюджета. Это важно, что мой принцип ведения в голове, совпадал с замыслом автора приложения. Иначе придется очень долго вникать, а как тут чего сделать. Нет, все должно быть интуитивно понятно. Далее я попробовал пару дней поотмечать траты, чтобы понять, удобно мне или нет.

С 2008 года по 2013 год я вел бюджет в экселе. Вы можете скачать , представляющий упрощенный шаблон моего бюджета. Или вот еще моего бюджета (более сложный файл) с учетом разных каналов дохода/расхода (карточки, электронные деньги).

Один лист в экселе – это один месяц. Бюджет месячный и расписан на 2-3 месяца вперед, не меньше. Чтобы спланировать на полгода вперед, необходимо создать еще 6 листов с именем «месяцГод» (чтобы формула работала), и так далее.

В каждом месяце есть два столбца – планируемые траты и фактические. Первый столбец служит для планирования, второй для текущих трат.

В моем файле (особенно во втором) есть формулы, если вы с ними не дружите, то лучше попробуйте сделать что-то свое или воспользуйтесь готовыми сервисами. В противном случае придется разбираться. Если кратко, то во втором файле можно отмечать затраты по дням в зависимости от того, как вы их тратили: наличка, электронные деньги, карточки. И баланс потом считается точно также по всем этим местам хранения средств.

Сервис Дребенденьги

С 2013 года я перенес бюджет на сайт и очень доволен. Теперь я отмечаю все траты с телефона, а планирую на ноутбуке онлайн.

Многие операции автоматизированы, например, все траты по банковской карточке сами попадают в бюджет. Таким образом, если практически не использовать наличку (а я как раз её стараюсь минимизировать), то почти ничего отмечать и не нужно. Читайте отдельный пост и их приложением для телефона, потому что тут слишком долго рассказывать.

Так что простенькая таблица в Excel хороша только для начала, потестить так сказать. А уже после того, как приняли решение, что бюджету быть, то можно переходить в сервисы, в том числе и платные.

P.S. А вы ведете семейный или личный бюджет?

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

4,78 из 5 (оценок: 67)

Комментарии (130 )

    Ася

    Aleksey

    Григорий

    Валеирй

    Сашенька

    Mariia

    Светлана Билецкая

    Юрий

    Сергей

    Ринат

    Mary

    alostraelia

    Marta

    AndreyShaD

    Ева Икс

    Антон

    Дмитрий

    Марина

    Елена

    Dim Yanush

    Владимир Переседов

    nata_li

    4polinka

    Слава

    Ирина

    Марина

    Ксюша

    Вадим

    Вадим

    Abu_Zabado

    ivvva

    Tannchen

    Snail

    Loving030587

    Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

    Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

    Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

    • автономные;
    • бюджетные;
    • казенные.

    В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

    Автономные (АУ)

    Бюджетные (БУ)

    Казенные (КУ)

    Основной регулирующий НПА

    Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

    Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

    Бюджетный кодекс РФ

    Вид деятельности

    Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

    Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

    Использование доходов от коммерческой деятельности

    На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ).

    Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

    Расчетные счета

    В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

    Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

    Владение имуществом

    На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

    Распоряжение имуществом

    • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
    • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

    Должно быть получено согласие собственника:

    • для любой недвижимости;
    • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

    Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

    Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

    Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

    Ответственность
    по
    обязательствам

    Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ)

    Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

    Источник финансирования

    Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

    Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

    Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

    Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

    1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
    2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
    3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
    4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
    5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
    6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
    7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
    8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

    На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

    • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
    • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
    • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

    Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

    Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

    План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

    • основные средства в разрезе различных групп и видов;
    • нематериальные активы;
    • непроизведенные активы;
    • производственные запасы, товары, готовая продукция;
    • амортизация;
    • вложения в нефинансовые активы;
    • расходы.

    Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

    Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .

    Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

    Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

    В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

    Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

    Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

    Счета учета в государственных организациях

    Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

    Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

    С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

    Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

    Номер разряда КБК (кода расходов)

    Код главного распорядителя бюджетных средств

    Код раздела

    Код подраздела

    Код целевой статьи

    Код вида расходов

    Программная (непрограммная) статья

    Направление расходов

    подгруппа

    Прил. 9 к указаниям № 65н

    Прил. 2 к указаниям № 65н

    Прил. 10.1 к указаниям № 65н

    Прил. 3 к указаниям № 65н

    Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

    Номер разряда счета АУ или БУ

    Соответствующий номер разряда КБК

    На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

    Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

    Итоги

    Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.