Инвентаризация в муниципальном учреждении. Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении

определен законодателем в очень скромных значениях. Поэтому, чтобы эффективно защитить свои права, важно знать, что имеется в виду под сроком исковой давности по трудовым спорам , сколько по времени составляет этот срок, как восстановить его в случае несоблюдения. Все это обсудим в сегодняшнем обозрении.

Что такое срок исковой давности по трудовым спорам

По Гражданскому кодексу России исковая давность - это тот период времени, на протяжении которого субъект, чьи интересы нарушены, может обратиться за судебной защитой (ст. 195). В гражданских правоотношениях этот промежуток времени в большинстве случаев равен 3 годам и отсчитывается от того момента, когда заявитель осознал или мог обнаружить нарушение своих интересов (ст. 196, 200 ГК РФ).

Между тем, трудовые правоотношения самостоятельны и гражданским законотворчеством не координируются. А Трудовой кодекс РФ такого понятия, как «», не содержит. Зато в ТК РФ есть статья 392 «Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора». Проанализировав текст нормы, можно сделать вывод, что гражданский и трудовой кодексы говорят об одном и том же.

Таким образом, с точки зрения юридической теории, не совсем верно именовать определенный для истребования правосудия период времени сроком исковой давности по трудовым спорам. В законодательстве о труде этот временной промежуток так и обозначен - «срок обращения в суд». Однако в бытовом общении такое смешение вполне допустимо, так как суть у этих двух понятий одинакова.

За какое время нужно успеть обратиться к правосудию

Как уже упоминалось, для правоотношений в области труда законом предусмотрен очень небольшой временной запас, в течение которого стороны могут обратиться к суду за защитой своих прав. Работник может обратиться в суд:

  1. На протяжении 3 месяцев с того дня, когда он обнаружил или мог бы обнаружить, что его права нарушены.
  2. В течение 1 месяца в делах по вопросам о прекращении трудового договора. В этом случае отсчет ведется от даты, когда была получена копия приказа об увольнении или выдана на руки трудовая книжка.
  3. Если работник решит прежде обратиться в государственную трудовую инспекцию (ГИТ) и жалоба не будет рассмотрена сотрудниками ГИТ в течение 10 дней, то заявитель имеет право передать рассмотрение дела в суд. Кроме того, если комиссия вынесет решение по жалобе, но оно не устроит работника, то закон предоставляет ему право в течение 10 дней обжаловать заключение ГИТ в судейском порядке.

Для организаций-нанимателей срок исковой давности по трудовым спорам рассчитан в ст. 392 ТК РФ, которая определила 1 год для истребования судебной защиты по возмещению ущерба, нанесенного сотрудником организации. При этом отсчет срока для обращения в суд будет вестись от того дня, когда работодатель обнаружил или должен был обнаружить урон, нанесенный ему работником.

Конечно, бросается в глаза некоторое неравенство между теми временными возможностями, которые предоставляет закон работнику и работодателю для судебной защиты своих трудовых прав. Скорее всего, законодатель исходит из того, что дела о восстановлении на работе или ином отстаивании трудовых прав работником более понятны и просты в смысле сбора доказательств истцом, тогда как трудовые разбирательства о восполнении ущерба требуют более длительной подготовительной работы.

Что будет, если срок обращения за судебной защитой упущен

Несоблюдение срока исковой давности по трудовым спорам не предоставляет правосудию возможности отказать в рассмотрении иска. Заявление должно быть принято к производству, а притязания рассмотрены.

Срок исковой давности по трудовым спорам - заявительная категория. Это значит, что сторона ответчика должна объявить в ходе разбирательства о превышении положенного времени обращения к правосудию. Сообщить об этом можно как письменно (ходатайством), так и устно. В случае если до вынесения решения прозвучало объявление о несоблюдении периодов судебной давности, дело прекращается, а суд выносит отказ по заявленным требованиям.

Самостоятельно заявить о несоблюдении времени обращения с исковыми требованиями суд не может. Более того, получив ходатайство о миновавшем сроке правосудебной давности, суд должен дать возможность оппоненту предоставить подтверждение уважительных поводов, из-за которых были нарушены установленные правила, и принять резолюцию о возобновлении упущенного времени.

Как восстановить упущенное время для обращения в суд

Скачать форму ходатайства

В соответствии с кодексом о труде, если время обращения за судебной защитой упущено и противная сторона заявила о таком пропуске, то исковая давность по трудовым спорам может быть возобновлена судом в случае уважительности причин несоблюдения правил.

Трудовой закон уважительных причин, которые помогут повлиять на судью и дать восстановить миновавший срок, не перечисляет. В постановлении пленума от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» ВС РФ объясняет, что заслуживающие внимания причины несоблюдения времени истребования судебной защиты - это ситуации реальной невозможности обратиться с иском к правосудию. Как примеры приводятся болезнь, уход за беспомощными родственниками, командировка, непреодолимая сила. Окончательное решение о признании ситуаций несоблюдения установленного срока уважительными и восстановлении времени обращения с иском принимает суд.

Делаем вывод, что суд не обязан возобновлять упущенное время судебной давности - решение принимается исходя из внутреннего убеждения служителя Фемиды. Поэтому сроки обращения к правосудию по трудовым разбирательствам лучше соблюдать. Если же направить судебные претензии вовремя не получилось, стоит запастись аргументами и подтверждениями невозможности заявить свои требования в срок, чтобы иметь шанс упущенное время восстановить.

Сторона-ответчик, в случае нарушения срока исковой давности, в ходе судебного процесса может сообщить о том, что срок, за который сторона-обвинитель могла обратиться в суд, нарушен. Это может быть сделано как в письменном виде, так и в устном.

Если это объявление было подано до вынесения решения органом суда, то судебное разбирательство останавливается, и суд отказывает обвинителю в его требованиях. не имеет права объявлять о нарушении срока исковой давности самостоятельно. К тому же, в случае получения обращения от ответчика о том, что срок исковой давности истек, суд обязан наделить обвинителя возможностью сообщить уважительную причину, из-за которой было произведено нарушение установленных норм и принять решение о продолжении судебного разбирательства.

В трудовом кодексе оговорено, что в тех случаях, когда причина несоблюдения правил действительно уважительная, то исковая давность может быть восстановлена органом суда. Сами причины не перечисляются в трудовом законе, ими считаются те ситуации, когда сторона реально не имела возможности обратиться в суд с иском. Чаще всего таковыми считаются:

  1. тяжелая болезнь или
  2. уход за которые не могут самостоятельно о себе позаботиться
  3. командировки
  4. случаи воздействия непреодолимых сил

Суд самостоятельно принимает решение об уважительности причин и восстановление срока исковой давности. Уважительные причины, какими бы они ни были, должны быть доказаны документально. В трудовых спорах, зачастую, истцом выступает работник, по этой причине законом и предусмотрены столь короткие сроки для защиты его прав. Считается, что этим работник побуждается к более быстрым действиям, поскольку в случае коротких сроков доказать наличие уважительной причины проще, чем в случае долгих.

В случае несоблюдения срока обвинителем, ответчик может сообщить об этом суду до вынесения решения. Судебное разбирательство в этом случае будет прекращено, если обвинитель не предоставит уважительные причины, из-за которых им были нарушены установленные нормы.

Споры о взыскании заработной платы

Трудовые споры о взыскании заработной платы — частые причины обращения в суд

Наиболее острой является проблема срока исковой давности в случае обращения работником в орган суда с иском о взыскании В соответствии с 392 статьей ТК, у работника есть три месяца для этого обращения.

Когда работника увольняют, то дату получения им приказа, либо дату получения трудовой книжки нетрудно зафиксировать, например, с помощью подписи в приказе, либо журнале регистрации, поэтому вопроса о несоблюдении сроков между сторонами не возникает.

Тем не менее, в некоторых случаях, дата, когда сотрудник узнал о факте нарушения собственных прав, бывает предметом дискуссий. У всех людей уровень правовой грамотности различный, поэтому не каждый работник реальной осведомлен о своих правах, которые закреплены в нормативных актах предприятия. Из-за этого существует некоторая определенность при разговорах о дате, когда сотруднику стало реально известно о том, что его права нарушены.

В некоторых случаях, факт обнаружения нарушения прав (к примеру, когда премия не выплачивалась без каких-либо реальных обоснований для этого) во время разговора с более грамотным сотрудником, а не с момента получения расчетного листа, не всегда удается доказать. И если сотрудник ходатайствует о восстановлении срока исковой давности, приводя правовую неграмотность как уважительную причину, то, скорее всего, суд откажет ему в этом.

Поскольку решение о восстановлении сроков возлагается на суд, то очевидно, что работнику придется сначала убедить суд в том, что причины пропуска срока были действительно уважительными, а потом еще и убедить в том, что исковую давность нужно восстановить. Законом не предусмотрен список уважительных причин, а также суд имеет всего лишь право, а не обязанность восстанавливать срок в случае его пропуска по уважительной причине, поэтому положение работника, в этом ситуации, в большей мере зависит от настроения судьи.

Когда рассматривается вопрос о задержке зарплаты, то моментом, который считается нарушением прав работника, считается не собственно дата задержки, а дата, когда работодатель отказал в ее выплате. Конкретнее, это момент, когда работник обратился к работодателю за заработанными деньгами, но ему было отказано. С этого момента начинается трудовой конфликт.

Трудовые споры о взыскании заработной платы являются довольно частыми причинами для обращения работниками в суд с иском. Проблема в том, что не все работники в достаточной мере грамотны в правовом смысле, и по этой причине часто слишком поздно замечают факт нарушения собственных прав.

Срок исковой давности по трудовым договорам – время, за которое сторона (чаще всего это работник), может обратиться с иском в суд . Работник и работодатель имеют различный срок для обращения в суд, сроки различны, для разных ситуаций. Их нужно знать, так как судебной практикой доказано, что большая часть трудовых споров завершается отказом из-за пропуска срока исковой давности.

Срок исковой давности — рассуждения на тему профессора юридических наук в видеоматериале:

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Комментарий

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → )
Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму
Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов
Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме
Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии
Инвентаризационная опись ( , ) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов
Сличительная ведомость () Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии
Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения
Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

(от лат. inventarium - хозяйственные предметы) – это периодический переучет наличного имущества, товаров с целью проверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Когда нужно проводить инвентаризацию?

Необходимость проведения инвентаризации установлена законодательством России о бухгалтерском учете. В частности, об этом говорит ст.11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

Инвентаризация производится в отношении активов и обязательств по инициативе самого налогоплательщика или во исполнении требований закона – обязательная инвентаризация.

В случае, если инвентаризация производится по инициативе налогоплательщика, то он самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации, а также требования к ее проведению устанавливаются законодательством России, федеральными и отраслевыми стандартами.

Процедура проведения инвентаризации начинается изданием соответствующего Приказа руководителя. Постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 г. утверждена унифицированная форма Приказа о проведении инвентаризации № ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации для частного случая ее проведения может быть составлен с учетом реквизитов, предусмотренных для данной формы.

В качестве образца ниже приведем форму Приказа о проведении инвентаризации.

Приказ


№ _____________

О проведении инвентаризации

В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, и в целях обеспечения достоверных данных бухгалтерского учета и годовой отчетности ООО «_________» приказываю :

1. Провести инвентаризацию ___________________(имущества, финансовых активов и обязательств) по состоянию на «___»________ ____ года.

2. Для проведения инвентаризации основных средств, находящихся на балансе и числящихся на забалансовых счетах бюджетного учета у материально ответственных лиц ________________ (ФИО), _____________________ (ФИО), _________________ (ФИО) назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:


3. Для проведения инвентаризации денежных средств в кассе, бланков строгой отчетности, материальных запасов, находящихся на балансе и числящихся на забалансовых счетах бюджетного учета у материально ответственных лиц ___________________ (ФИО) , __________________ (ФИО) _________________ (ФИО). назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель ___________________________________ (ФИО, должность)
Члены комиссии: ___________________________________ (ФИО, должность) ___________________________________ (ФИО, должность)

5. К инвентаризации приступить «___»_______ _____ года и окончить «___»_______ _____ года. Материалы по результатам инвентаризации сдать в финансовый отдел не позднее «___»_______ _____ года.

6. Финансовому отделу (ФИО) проверить и сопоставить данные инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бюджетного учета и до «___»_______ _____ года подготовить предложения руководителю по результатам инвентаризации.

7. Результаты инвентаризации отразить в бюджетном учете до «___»_______ _____ года.

8. Материально ответственным лицам до начала инвентаризации проверить наличие и состояние объектов основных средств и материальных запасов по местам их хранения, «___»_______ _____ года представить в комиссию расписку в том, что все поступившие основные средства и материальные ценности оприходованы, выбывшие – списаны, все первичные документы по ним сданы в финансовый отдел.

9. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________ (ФИО, должность)

Основания, порядок и сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении установите в учетной политике. Из статьи вы узнаете, когда проводить обязательную и добровольную инвентаризацию, какие объекты проверять и как оформить результаты.

Когда проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении

Инвентаризацию нужно проводить для того, чтобы проверить фактическое наличие имущества и его состояние на установленную дату с данными бухучета. А если при проверке обнаружены ошибки, исправить их в отчетном периоде. Инвентаризация бывает двух видов: обязательная и добровольная.

Случаи добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике. Например:

  • внезапные проверки кассы;
  • инвентаризация имущества у вновь нанятых ответственных сотрудников;
  • инвентаризация имущества, если нарушены правила его хранения, приемки, реализации, а также другие случаи.

Внезапные проверки проводите по отдельному распоряжению руководителя. Плановые – утвердите в графике инвентаризаций.

Ежегодно перед годовой отчетностью проводите обязательную инвентаризацию всех объектов бухучета, в том числе и на забалансе. Делайте это в период с 1 октября по 31 декабря. Ревизия нужна для того, чтобы подтвердить достоверность данных годовой отчетности. Также инвентаризация обязательна, когда учреждение:

  • передает имущество в аренду, управление, безвозмездное пользование или на хранение;
  • выкупает или продает имущество – комплекс объектов учета;
  • меняет ответственных, материально ответственных сотрудников;
  • выявляет кражу, злоупотребление или порчу имущества;
  • после стихийных бедствий, пожара, других чрезвычайных ситуаций;
  • реорганизуют или ликвидируют учреждение. Инвентаризацию нужно будет провести перед тем как составить ликвидационный (разделительный) баланс;
  • в других случаях, установленных законодательством или по решению вышестоящего органа. Например, федеральные учреждения инвентаризируют дебиторку по расходам и капвложения .

Какой порядок проведения инвентаризации

Обратите внимание! В 2018 году порядок проведения инвентаризации изменился, пошаговую инструкцию по новым правилам смотрите в рекомендации Системы Госфинансы Далее мы рассмотрим только общие правила проведения инвентаризации.

Есть три способа, как закрепить порядок проведения обязательной и добровольной инвентаризации.

  1. Раздел единого текста учетной политики;
  2. Отдельное приложение к учетной политике;
  3. Локальный акт учреждения со ссылкой на него в учетной политике.

Чаще всего учреждения используют второй вариант. Независимо от выбранного способа в документе нужно прописать:

  • график инвентаризаций в отчетном году. Для ежегодной инвентаризации установите конкретные даты;
  • сроки инвентаризаций;
  • перечень имущества, обязательств, финансовых активов и других объектов для проверки.

Инвентаризация проходит в несколько этапов (таблица 1). На каждом этапе нужно подготовить соответствующий документ.

Таблица 1. Этапы инвентаризации

Этап

Описание

Подготовительный

  • Подготовьте имущества к инвентаризации;
  • подготовьте документы, необходимые для инвентаризации;
  • издайте приказ о проведении инвентаризации;
  • создайте инвентаризационную комиссию;
  • распечатайте инвентаризационные описи материальных ценностей отдельно на каждое материально-ответственное лицо.

Фактический

Комиссия проверяет фактическое наличие имущества и составляет инвентаризационные описи

Сличительный

Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета. Если обнаружено отклонение, то она составляет сличительные ведомости и выявляет причины расхождений

Заключительный

  • Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета,
  • руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении виновных лиц к ответственности.

Как подготовится к проверке

Перед началом инвентаризацией сделайте следующее:

1. Определите, какие объекты будут подвержены проверке. Это могут быть:

  • основные средства,
  • материальные запасы,
  • расчеты с подотчетными лицами,
  • денежные средства в наличной и безналичной форме,
  • расчеты с поставщиками или подрядчиками.

Важно запомнить!

При обязательной инвентаризации проверяйте все объекты учета, а при внеплановой - только те, которые требуют более пристального и тщательного анализа

2. Издайте приказ о проведении инвентаризации.

4. Получите от материально-ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации:

  • они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество и отчеты о движении материальных ценностей и денег,
  • оприходовали и списали в расход все ценности, поступившие под их ответственность.

5. Проверьте договора о материальной ответственности и сроки их действия.

Какие функции возложены на инвентаризационную комиссию

Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия, состав которой утвержден руководителем. Порядок формирования комиссии, пропишите в учетной политике. Включите в ее состав сотрудников:

  • из администрации;
  • бухгалтерии, службы внутреннего контроля или аудита;
  • специалистов других служб и отделов учреждения: инженер, экономист, техник.

В состав комиссии можете включить независимого консультанта, например аудитора из другой компании.

Инвентаризационная комиссия отвечает:

  • за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации в соответствии с приказом руководителя,
  • за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках материальных ценностей,
  • за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

До начала инвентаризации комиссия должна:

  • получить из бухгалтерии учётные данные по наличию проверяемых материальных ценностей,
  • проверить весовое и измерительное оборудование,
  • опечатать все места хранения материальных ценностей (чтобы у материально-ответственного лица не было возможности утаить излишки; если инвентаризация внезапная, то материально-ответственное лицо узнаёт о её начале только на этом этапе),
  • предложить материально-ответственному лицу провести по учёту все непроведённые приходно-расходные документы. Председатель комиссии должен расписаться на каждом из этих документов.

Все члены комиссии должны присутствовать во время инвентаризации. Если будет отсутствовать хотя бы один человек, то результаты ревизии могут признать недействительными. Если в учетной политике прописано, что инвентаризировать имущество можно путем онлайн видео- и фотофиксации, то присутствовать лично на проверке не надо. Основание - письмо Минфина № 02-07-10/77499 от 23 декабря 2016 г.

Как оформить результаты инвентаризации

Результаты инвентаризации оформите документально. Комиссия должна на всех инвентаризационных описях на титульной странице поставить свое заключение. После этого все члены комиссии подписывают документы. Ответственный сотрудник также подтверждает своей подписью, что у него нет претензий к членам комиссии и инвентаризация проведена в его присутствии.

На основании инвентаризационных описей составьте акт о результатах инвентаризации (). Подпишите его у комиссии, а затем утвердите руководителем.

Если во время инвентаризации нашли отклонения с учетом, то к акту приложите ведомость расхождений по форме 0504092 .

Если во время инвентаризации поступили новые товары, оформите их отдельной описью и оприходуйте товары после инвентаризации. На сопроводительных документах сделайте отметку «после инвентаризации» и укажите реквизиты описи.

Результаты инвентаризации отразите:

  • в учете и отчетности того месяца, когда ее закончили;
  • в годовой отчетности – для инвентаризации по итогам года;
  • в учете на дату ликвидации или реорганизации – для учреждений, которые ликвидируют или реорганизуют.

Документы до и после проведения инвентаризации

Все основные документы, которые нужно составить к инвентаризации и после ее проведения, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Документы до и после проведения инвентаризации

Документ

Форма

Описание

Приказ руководителя о проведение инвентаризации

  • утвержденная (ф. ИНВ-22),
  • произвольная

Можете использовать любую из форм. Главное издать приказ за 10 дней до начала проверки. Пропишите в нем основные моменты по ревизии (причину и сроки проведения, состав комиссии, какое имущество или обязательства подлежат проверке)

Инвентаризационные описи

  • инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
  • инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504087);
  • инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
  • инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091).

Сформируйте по данным фактического пересчета и переписи имущества учреждения. Проверьте наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов

Акт о результатах инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации ()

Составьте его после того, как проверите все объекты и закроете описи.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Подготовьте документ, если данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии

Дополнительные документы

Произвольная форма

Используйте, если нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения

Приказ руководителя по результатам инвентаризации

Произвольная форма

На основании всех документов по инвентаризации руководитель издает приказ. В нем он прописывает порядок устранения расхождений, а также об ответственности всех установленных виновных лиц.