Бюджеты разных стран на год. Россия выбыла из пятерки стран с крупнейшими оборонными бюджетами

Часто для оценки экономического состояния страны используется такой экономический показатель, как ВВП на душу населения. О существовании ВВП знают все люди. Данный термин люди часто слышат в экономических новостях. Но, к сожалению, не все знают, что это такое.

ВВП – валовый внутренний продукт. Если говорить простыми словами, то ВВП – это показатель стоимости выпущенных товаров и услуг тем или иным государством. Это вся продукция и услуги, произведённые в государстве, которые выражены в денежном эквиваленте. Зачастую данный показатель выражается в долларах США из-за того, что американский доллар является одной из самых стабильных валют мира.

Сегодня различают два вида ВВП:

  1. Номинальный — это общий объём производимой продукции и услуг, измеряемый в текущих ценах, то есть в стоимостях, которые актуальны на сегодняшний момент.
  2. Реальный ВВП – общий объём производимой продукции и услуг за определённый промежуток времени, измеряемый в базовых стоимостях. Базовыми стоимостями называются постоянные цены.

Разница между номинальным и реальным показателями ВВП заключается в том, что на реальный ВВП может повлиять лишь изменение объёмов производимых товаров. В то время как на изменение показателя номинального ВВП влияет непосредственно сама цена реализуемой продукции и услуг.

Отношение номинального к реальному показателю в экономике носит название дефлятор ВВП.

Другими словами, дефлятор – это показатель разницы общего уровня стоимостей в экономической отрасли.

Общий объём ВВП разделяем на количество проживающих в государстве граждан.

Самые развитые государства

Самыми развитыми странами мира в 2018-2019 году согласно рейтингу стран стали такие государства, как:


Америка вошла в рейтинг стран с самым высоким уровнем ВВП благодаря таким корпорациям, как Microsoft и Google. Ежегодно в Америке наблюдается рост ВВП страны в размере 2.2%. Показатель на одного человека равен 55 000 долларов.

  1. с ВВП 11.2119 триллиона долларов США. Китай не оставляет своих позиций и по-прежнему остаётся одной из самых ведущих экономик мира. По прогнозам экономистов и финансовых аналитиков Китай имеет все возможности в скором времени вытеснить Соединённые Штаты Америки. Это возможно благодаря интенсивному росту величины ВВП. Доля ВВП в Китае растёт на 10% ежегодно.
  2. Третье место занимает . Несмотря на то, что экономисты прогнозируют Японии частичное приостановление роста показателей, эта страна мира на сегодняшний день обладает ВВП в размере 4.2104 триллиона долларов.

Согласно статистике доля ВВП этой республики увеличивается на 1.5%. Увеличение показателей происходит благодаря налаженному экспорту автомобилей, бытовой техники, компьютеров и прочих электронных товаров. В этой стране ВВП на душу населения равен 39 000 долларов.

  1. Четвёртое место занимает с уровнем ВВП в 3413.5 триллиона американских долларов в год. Таких показателей страна смогла добиться благодаря экспорту автомобилей марки «Фольксваген», промышленного оборудования и бытовой техники. По сравнению с предыдущим годом доля валового внутреннего продукта в Германии увеличилась на 0.4 %. ВВП на душу населения равен 46 000 долларов США.
  2. Последнее место в топ-5 развитых стран мира заняла . Уровень показателя на отметке в 2853.4 триллиона долларов позволил Великобритании вытеснить Францию.

Список развитых стран

Ниже представлены топ-20 крупнейших стран мира, которые заняли лидирующие позиции по уровню ВВП после пятерки самых развитых стран планеты.

Название страны ВВП (выражено в миллиардах долларах США)
Франция 2464.8
Индия 2288.7
Италия 1848.7
Бразилия 1534.8
Канада 1462.3
Южная Корея 1321.2
Испания 1242.4
Австралия 1200.8
Россия 1132.7
Мексика 1082.4
Индонезия 937.0
Нидерланды 762.5
Турция 751.2
Швейцария 651.8
Саудовская Аравия 618.3
Нигерия 538.0
Швеция 512.6
Тайвань 508.8
Польша 473.5
Бельгия 465.2

Показатели в странах ЕС

Евросоюз является весьма мощной и уникальной экономической структурой. В 2019 году .

ВВП стран мира за 2018 год

Топ-10 самых экономически развитых стран Евросоюза (статистика 2018 года):

  • Самой развитой страной мира, входящей в Евросоюз, является Лихтенштейн. Несмотря на свою маленькую площадь, в этой стране невероятно сильная экономика, о чём свидетельствует показатель ВВП на душу населения, который равнялся в 2016 году 85 400 евро.
  • Второе место отводится Нидерландам. Эта страна обладает ВВП на душу населения в размере 42 400 евро.
  • Ирландия занимает третье место. Размер ВВП на душу населения равен 40 000 евро.
  • В Австрии показатель ВВП на душу населения равен 39 700 евро.
  • Швеция обладает показателем на уровне 38 900 евро.
  • В Германии размер валового внутреннего продукта равен 38 800 евро.
  • Согласно статистике в Финляндии уровень ВВП равен 38 100 евро.
  • Восьмое место занимает Италия с ВВП в 35 800 евро.
  • В Великобритании наблюдается темп роста ВВП. В 2015 году этот показатель был равен 34 600 евро.
  • Десятое место занимает Испания с показателем 33 700 евро.

Таблица: уровень ВВП стран Европы, входящих в ЕС

Название республики ВВП на одного человека(выражено в евро)
Дания 31 500
Кипр 30 700
Бельгия 28 100
Словакия 26 100
Словения 25 300
Франция 25 800
Португалия 24 900
Венгрия 24 500
Польша 24 400
Греция 23 600
Эстония 22 900
Чехия 19 800
Румыния 19 700
Литва 18 000
Латвия 16 700
Болгария 15 800
Мальта 14 600
Хорватия 12 600

Самые «слабые» государства

Экономистами технического анализа Форекс были проведены исследования относительно прогноза роста и спада ВВП на 2019 год. Согласно выводам, список стран со слабыми экономиками в 2019 году будет состоять из таких государств, как:


Прогноз динамики повышения ВВП других стран мира

Таблица: список стран, у которых в 2019 году ожидается повышение уровня ВВП

Название республики Ожидаемый рост (выражено в %) Вероятность возникновения экономического кризиса (выражено в %)
Индия 7.4 0
Вьетнам 6.6 0
Китай 6.5 12
Шри-Ланка 6.4 0
Филиппины 6.0 5
Доминиканская Республика 5.4 0
Индонезия 5.2 10
Малайзия 4.5 10
Боливия 3.9 20
Перу 3.8 10
Румыния 3.8 10
Польша 3.5 5
Албания 3.5 0
Словакия 3.3 8
Таиланд 3.2 5
Исландия 3.1 0
Турция 3.0 20
Босния 3.0 0
Южная Корея 2.9 18
Колумбия 2.8 8
Мексика 2.8 10
Швеция 2.8 10
Испания 2.7 5
Чехия 2.7 10
Австралия 2.6 15
Болгария 2.5 10
Соединённые Штаты Америки 2.5 15
Армения 2.5 0
Венгрия 2.4 0
Новая Зеландия 2.3 13
Великобритания 2.3 13
Уругвай 2.0 25
Казахстан 2.0 33
Тайвань 2.0 55
Германия 1.8 8
Канада 1.8 25
Сербия 1.6 18
Франция 1.4 10
Норвегия 1.4 15
Украина 1.4 60
Южно–Африканская Республика 1.4 25
Италия 1.3 13
Дания 1.9 0
Кувейт 1.9 0
Чили 2.3 5
Азербайджан 2.4 0

В странах Евросоюза ожидается повышение уровня ВВП на 1.7 %. При этом вероятность рецессии составляет 15%.

  1. Китай.
  2. Руанда. Эта страна сосредоточена на экспорте минералов, кофе, чая. Несмотря на то, что экономика государства растёт, она до сих пор является одной из самых беднейших в мире.
  3. Танзания. Основной товар экспорта Танзании – это золото.
  4. Мозамбик. Эта страна экспортирует по всему миру уголь и природный газ.
  5. Бутан. Экономика республики повышается благодаря развитию сельского и лесного хозяйства.
  6. Индия.
  7. Новая Гвинея. Экспорт: золото, медь, нефть, продукция сельского хозяйства.
  8. Кот-д`Ивуар. Страна является одним из крупнейших экспортёров какао – бобов, продукции сельского хозяйства, кофе и пальмового масла.
  9. Узбекистан. Продукция: хлопок, природный газ, золото.
  10. Бирма.
  11. ДР Конго.
  12. Туркменистан. Это государство экспортирует хлопок и природный газ.
  13. Эфиопия. Экспортная продукция: текстильная промышленность, электроэнергия, продукция сельского хозяйства.
Название страны Прирост ВВП в 2018 году (выражено в %) Прогноз прироста ВВП в 2018 году (выражено в %)
Китай 7.00 6.90
Руанда 7.00 7.50
Танзания 7.10 7.10
Мозамбик 7.30 7.30
Бутан 8.40 7.00
Индия 7.80 8.00
Новая Гвинея 5.00 2.40
Кот-д`Ивуар 7.70 7.50
Узбекистан 7.80 8.00
Бирма 8.20 8.00
ДР Конго 8.50 9.00
Туркменистан 9.00 9.00
Эфиопия 10.50 8.50

Несколько лет назад тема государственных бюджетов ведущих стран мира стояла на повестке дня везде, где только можно. После финансово-экономического глобального кризиса 2008-2009, который оказался сильнейшим за пол века, правительства крупных стран принимали синхронные и масштабные меры по бюджетному субсидированию и покрытию выпадающих доходов экономики. Это привело к рекордным дефицитам бюджета и как следствие экспоненциально наращиваемому гос.долгу, что в свою очередь подняло вопрос об источниках финансирования дефицита бюджета.

Запас прочности мировой финансовой системы исчерпался в 2011. Тот денежный поток, генерируемый частными институциональными единицами, был недостаточен, чтобы без ущерба инвестиционным планам покрывать государственный дефицит. Проблема в 2011-2012 стала настолько острой, что фактически речь стояла о полной парализации государственного долгового рынка со всеми вытекающими последствиями, если только не применять экстраординарные меры, как например, административное принуждение частных инвесторов в гос.долг ценой обрушения негосударственного рынка активов, радикальное сокращение дефицита или … монетизация гос.долга. Практически все ЦБ в ведущих странах рано или поздно пошли по пути монетизации гос.долга. Началось с ФРС, продолжилось в особо ожесточенной форме с ЦБ Японии и теперь уже и ЕЦБ.

Однако, справедливости ради, проблема сейчас не столь остра, как это было 3-4 года назад – за счет серьезного сокращения дефицитов бюджета и за счет усиления денежного потока частного сектора. По формальным показателям, им удалось стабилизировать государственных долговой рынок, что в частности выражается по процентным спрэдам между гос.долгом, денежным рынком и корпоративным сегментом, по страховкам на риски (CDS) и средневзвешенной величине процентных ставок.

Когда темпа гос.долгов всплыла – страны Еврозоны имели дефицит в 6.2%.

Тогда началась целая эпопея по формализации концепции жесткой бюджетной политики для стран Еврозоны и несчетные заседания ЕвроКомиссии и национальных бюджетных ведомств. Все основные пункты переговоров были формализованы в виде законодательных и подзаконных актов по последовательной бюджетной консолидации. Как результат в 2015 дефицит бюджета снизился до 2.1% к ВВП, а в 2016 планируется 1.8%. По историческим меркам – это ниже среднего и достаточно безопасный уровень. Причем первичный баланс (без учета процентных расходов) выходит в профицит.
Как видно, страны Еврозоны существенно нарастили доходную базу бюджета с 2010 года от 44% до почти 47% к ВВП, при этом плавно и последовательно сокращая расходы.

Баланс Германии с 2012 вышел в околонулевое значение, а последние 2 года в уверенном профиците. Это было достигнуто за счет самого низкого в истории Германии участия правительства в экономике через гос.расходы.

Дефицит бюджета Франции балансирует около 3.5% — по историческим меркам это выше среднего. Франция имеет раздутые социальные обязательства, а правительство категорически отказывается каким либо образом резать расходы. Сокращение дефицита было достигнуто через ряд мер по увеличению доходной базы.

Дефицит бюджета в Италии на 2016 год ожидается один из самых низких за 20 лет – около 2.3%, причем первичный баланс давно в профиците. Сам по себе дефицит образуется из-за невероятных по меркам Европы расходов на обслуживание долга, которые достигают 8% от всех доходов бюджета (для сравнения, в Германии не более 3%, Франция 3.6%, США около 2.7%)

Серьезного прогресса добилась Испания в сокращении дефицита. Они имели свыше 10% дефицита в 2010, теперь на 2016 ожидается лишь 3.8%

Хотя им не удалось нарастить доходную базу, но расходы возвращают в среднем на уровень 2008. Однако, как видно на истории, дефицит бюджета пока еще крайне велик для Испании.

Примерно аналогичным образом ведут себя остальные страны ПИГС, даже Ирландия выводит бюджет в профицит. Греции удалось сократить дефицит до 2% на 2016, а Португалии до 3%. В принципе уже почти все страны вписываются в норму 3% дефицита бюджета от ВВП.

Ощутимо продвинулись в Великобритании. В кризис имели свыше 11% дефицита бюджета и последовательно сократили его до 4%. Это чуть больше, чем средний уровень с 2002 по 2007 (3.4%). Сокращение бюджетного разрыва добились благодаря сокращению гос.расходов на докризисный уровень, хотя доходную часть бюджета не сумели раскрутить.

В Великобритании удалось снизить сумму обслуживания долга от доходов бюджета до 4.7% — это практически соответствует докризисному уровню, это кстати, при удвоении долговой нагрузки за эти годы, т.е. средневзвешенная ставка упала в два раза. Другими словами, долг/ВВП или долг/доход выросли примерно в два раза, а относительно доходов бюджета сумма обслуживания долга примерно, как до кризиса.

Что касается США, то тоже имеются улучшения. В худшие времена 2009 дефицит консолидированного бюджета правительства США с учетом всех программ помощь доходил до 13.5% от ВВП, сейчас около 4.5% балансируют. Это немногим больше, чем усредненный уровень за 60 лет, но уже не так критично, как 3 года назад. В США удалось, как нарастить доходную базу, причем серьезно, так и снизить расходы.

Как и в Великобритании, в США очень низка сумма обслуживания долг относительно ВВП и доходов бюджета. Сейчас у них гос.долг (федеральный + штаты + муниципалитеты) под 115% к ВВП, а до кризиса был 65%. Но тогда платили больше 4% от доходов правительства, а теперь, несмотря на возросший долг, около 2.5%

В Японии дефицит бюджета снизился до 5.5% с 8.5-10% в период кризиса 2008-2010. Это немало, но заметно ниже среднего уровня за 20 лет. Учитывая беспрецедентную эмиссию со стороны ЦБ Японии выходит, что монетизация долга достигает 200% от потребности правительства в среднем за год, что на самом деле немыслимо.

Удивительно, но несмотря на чудовищный гос.долг Японии, процентные расходы сейчас на минимуме за десятилетия, главным образом за счет займов под ноль последние несколько лет. Например, в середине 80-х Япония платила по процентам 13.5% от доходов бюджета, имея долг в 75% к ВВП, а сейчас 4.8% с долгом под 240% ВВП

Итак, имеем следующие тенденции. Почти все страны существенно сократили дефицит бюджета. Каждая страна действовала по своему, однако тренд в целом схож. В среднем дефицит бюджета по ведущим странам к 2016 соотносится с уровнем 2004-2007.

Процентные платежи по долгу наиболее низкие в истории за счет беспрецедентно низких ставок заимствования, которая прижаты к нулю уже больше 7 лет. Острую фазу государственного долгового кризиса прошли, как по причине снижения потребности правительств в заимствования, так и по причине расширения свободного денежного потока, доступного к распределению от частного сектора.

Бюджет стран мира - это денежный фонд, который используется их правительствами для финансирования собственной деятельности. Он представляет собой своеобразную общенациональную смету доходов и расходов. Государственный бюджет взаимодействует со многими звеньями финансовой системы страны. Именно с помощью денег из него происходит оказание помощи перспективным и ключевым отраслям.

Основные понятия

Бюджет стран мира отличается рядом особенностей. Его структура зависит от целого ряда факторов, важное место среди них занимает административно-территориальное устройство государства. Бюджет обычно составляется правительством, а утверждается парламентом или другим высшим законодательным органом. Следует отметить, что само понятие появилось с появлением государства. Однако форму документа, утверждаемого высшим законодательным органом, он приобрел только с приходом к власти буржуазии. Казначейством принято называть финансовое ведомство, которое занимается исполнением бюджета, то есть хранением и использованием его денежных средств.

Данный документ расписывает доходы и расходы государства за год. Зачастую во внимание принимается период с 1 января по 31 декабря. Таким образом он отображает денежные отношения, которые возникают у правительства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода. Он включает две статьи. Доходы формируются за счет:

В РФ около 84% бюджетных поступлений приходится на налоговые доходы.

Расходы - это те средства, которые направляются правительством на финансирование определенным им целей и задач. С макроэкономической точки зрения их разделяют на следующие группы:

  • Государственные закупки.
  • Трансферты.

Расходы можно разделить и по их назначению:

  • На политические цели. Здесь можно выделить расходы на обеспечение безопасности и содержание государственного аппарата.
  • На Это расходы на обеспечение функционирования государственного сектора и субсидирование частного.
  • На социальные цели. Это расходы на выплату пенсий, пособий и стипендий, а также на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

В историческом контексте

В странах мира появилось в 18 веке. Сама идея учета доходов и расходов государства принадлежит сэру Роберту Уолполу. В то время он был канцлером казначейства и стремился восстановить доверие общественности к системе после краха компании Южных морей в 1720 году. В 1733-м Уолполу огласил свои планы по введению акциза на потребление множества товаров, в том числе на вино и табак. Налоговая нагрузка на мелкопоместное дворянство, напротив, предполагалось уменьшить. Это вызвало волну общественного возмущения. Была опубликована брошюра под названием «Бюджет открыт, или ответ на памфлет». Ее автором был Уильям Пултень. Именно он первый использовал слово «бюджет» в связи с фискальной политикой государства. Инициатива Уолполу была отменена. Однако уже к середине 18 века учет доходов и расходов правительства стал обычной практикой в развитых странах.

Виды бюджета

Обычно их выделяют три. Чаще всего встречается означает, что расходы правительства превышают поступления. Выделяют дефицит доходов, финансовый и первичный. Излишек бюджета возникает тогда, когда поступления превышают расходы. Это достаточно редкая ситуация. Наиболее оптимальным вариантом является сбалансированный бюджет. Он подразумевает, что поступления равны расходам. Именно к такому положению дел стремятся все страны мира.

Назначение

У бюджета стран мира есть четыре основных функции:

  • Распределительная. Это означает, что бюджет формируется за счет централизованных фондов и используется на различных уровнях власти. Распределение доходов способствует сбалансированному развитию регионов.
  • Стимулирующая. Государство с помощью бюджета регулирует экономику страны. Оно может целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производств в отдельных регионах.
  • Социальная. Бюджет аккумулирует средства, которые могут быть использованы для развития здравоохранения, образования, культуры и поддержки незащищенных слоев населения.
  • Контрольная. Государство следит за поступлением и использованием бюджетных средств.

Принципы составления

Считается, что любой бюджет должен быть полным, единым, реальным и гласным. От соблюдения данных принципов зависит доверие к правительству, а также сбалансированность и скорость развития экономики страны. Под полнотой понимается то, что в бюджет обязательно должны быть включены все поступления и расходы. Все неучтенное способствует тенизации экономики и увеличению неравномерности развития. Единство бюджета подразумевает наличие единого документа, в котором все доходы и расходы классифицируются определенным образом. Поэтому их можно сравнивать и сопоставлять. Реальность или, как еще называют этот принцип, правдивость бюджета указывает на то, что все статьи данного документа должны быть обоснованными и правильными. Для этого и нужно его публичное обсуждение правительством и утверждение парламентом. Как раз с последним и связан такой важный принцип, как гласность. Он также включает необходимость периодических отчетов об исполнении бюджета различными органами.

Казначейство как особый финансовый орган

Данное ведомство занимается кассовым исполнением бюджета. В различных странах он может иметь различные названия. Однако везде казначейство выполняет сходный набор функций. Среди них:

  • Обеспечение учета всех бюджетных доходов.
  • Подтверждение обязательств правительства по расходованию средств.
  • Осуществление платежей от имени получателей денег от государства.

Бюджеты стран мира в 2017 году

Данный показатель можно рассматривать по-разному. Например, имея в виду самые большие бюджеты стран мира, можно учитывать доходы, размера дефицита (излишка). Рассмотрим сначала страны мира по объему поступлений. Доходы бюджета стран мира варьируются от 3,4 триллионов долларов США у США до 1 миллиона у Питкерных островов. В первую пятерку по данному показателю вошли, кроме Соединенных Штатов, такие государства, как Китай, Япония, Германия и Франция. Они же являются лидерами по расходам. Но гораздо интереснее рейтинг бюджетов стран мира по дефициту (профициту). На первом месте - Германия. Профицит ее бюджета составляет 23 миллиарда долларов США. В первую пятерку также вошли такие страны, как Норвегия, Макау, Швейцария и Исландия. Если рассматривать по проценту профицита, то лидерами являются несколько другие государства. Это Макау, Тувалу, Исландия, Палау и острова Теркс и Кайкос.

Военные бюджеты стран мира

Данный показатель рассчитывается двумя организациями. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, военный бюджет стран мира в 2017 году превысил 1,686 миллиардов долларов. Это 2,2% мирового На первом месте по объему расходов на данную сферу Соединенные Штаты. В 2017 году они потратили 611,2 миллиарда долларов или 3,3% ВВП. На втором - Китай. Но его расходы почти в три раза меньше, чем у США - только 215,7 миллиардов долларов или 1,9% ВВП. В тройку лидеров также вошла потратила на военную сферу 69,2 миллиардов долларов или 5,3% ВВП. В пятерку по данному показателю также вошли такие страны, как Саудовская Аравия и Индия. По оценке Международного института стратегических исследований, на первом месте по военным расходам также США, а на втором - Китай. Однако затем идут такие страны, как Саудовская Аравия, Россия, Великобритания и Индия. Немного отличаются и сами цифры, однако несущественно.

Бюджет является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Он необходим для того, чтобы вести хозяйство, осуществлять планирование и развивать национальную экономику.

Государственные расходы России на оборону в постоянных долларах сократились в 2016 году на 6,6%, говорится в исследовании IHS Markit. Индия вытеснила Россию из пятерки стран с крупнейшими оборонными бюджетами

Стрелковые учения в Ростовской области (Фото: Валерий Матыцин/ТАСС)

Россия впервые за несколько лет потеряла место в пятерке стран с крупнейшими расходами на оборону, следует из ежегодного доклада Annual Defence Budgets Report военно-аналитического издания IHS Jane’s (группа IHS Markit). Госбюджет России 2016 года включал первое с конца 1990-х годов сокращение оборонных расходов, в результате чего Россия откатилась с четвертого на шестое место по величине военных бюджетов в мире, говорится в пресс-релизе IHS Markit, посвященном исследованию. Россию обогнали Индия и Саудовская Аравия.

По данным IHS Jane’s, оборонный бюджет России в 2016 году составил $48,45 млрд против $51,84 млрд годом ранее (в постоянных долларах 2016 года). «В обозримом будущем 2015 год, похоже, так и останется пиком оборонных расходов России», — пишет компания. В 2017 году траты на оборону продолжат снижаться, ожидают аналитики IHS. Официальный бюджет России по направлению «Национальная оборона» в 2017 году снизится на 27% по сравнению с 2016-м, до 2,84 трлн руб. ($42 млрд по среднегодовому курсу рубля, заложенному в бюджет), следует из проекта федерального бюджета на предстоящие три года.

Оборонный бюджет Индии вырос на 8,6%, до $50,7 млрд в 2016 году, и она поднялась на четвертое место, уступая только Соединенным Штатам, Китаю и Великобритании. При этом IHS ожидает, что в 2018 году Индия опередит и Великобританию, которая сейчас тратит на оборону $53,8 млрд в год, и выйдет на третье место в мире. США и Китай далеко впереди: в 2016 году они потратили на оборону $622 млрд и $192 млрд соответственно.

В 2016 году расходы российского бюджета по разделу «Национальная оборона» составят 3,89 трлн руб. — формально на 700 млрд руб. больше, чем в 2015-м. Но резкий рост объясняется , взятые несколько лет назад для выполнения гособоронзаказа. Без учета этих разовых расходов оборонные расходы составили бы в 2016 году около 3,1 трлн руб. — чуть меньше, чем в 2015 году (3,18 трлн руб.). А в сопоставимых ценах 2016 года оборонные траты 2015 года, которые IHS называет пиковыми для России, составили еще больше — около 3,4 трлн руб., следует из недавнего . Точкой отсечения для сбора данных IHS Jane"s по военным бюджетам было 6 декабря.

IHS прогнозирует, что при текущих планах Россия по размеру оборонных расходов уступит к 2020 году еще и Франции и опустится на седьмую позицию в мире. Оборонный бюджет Франции в 2016 году составил $44,3 млрд — на $4 млрд ниже, чем у России.

Государства получают эту плату в виде налогов – это пошлины и НДС от внешней торговли, это налоги с бизнеса и с доходов физических лиц. Чем больше государству удается собрать налогов – тем лучше, ведь тогда оно становится богаче и сильнее, а ещё сможет больше потратить на жизнь своих же граждан.

Как и в бизнесе, доходы государств неодинаковы. Чаще всего всё зависит от ресурсов, от “численности” трудящихся и технологического развития, а также важную роль играет то, насколько эффективно работает руководство такой компании.

Ежегодно ЦРУ США, которое, к слову обладает обширной статистической базой по многим вопросам, сравнивает и объемы государственных бюджетов разных стран. Естественно, в долларах, чтобы их можно было сопоставить.

По итогам 2016 года первое место по размеру бюджета заняли США, бюджет которых составил более 3,267 трлн долларов. На втором месте Китай с доходами в размере 2,402 трлн долларов. На третьем месте оказалась Япония с доходами в 1,684 трлн долларов. Следом за ними идут страны Европы – Германия, Франция, Великобритания и Италия – они “зарабатывают” в среднем от 1 до 1,5 трлн долларов в год.

Доходы России, несмотря на природные богатства и лидирующие мировые позиции по производству и экспорту многих товаров, выглядят скромно. В пересчете на доллары наш бюджет составил 200,7 млрд долларов. Среди других стран мы занимаем 23 место. Примерно такой же бюджет, как у нас, у таких стран, как Австрия, Турция и Дания. Согласитесь, как-то немного неловко, учитывая количество нашего трудящегося населения, площадь территории и количество природных ресурсов.

Впрочем, есть и страны, которые зарабатывают намного меньше нас. В основном, это небольшие островные государства или страны Африки. Так, например, доходы Тувалу за 2016 год составили только 42,7 млн долларов, Тонго – 135,4 млн долларов, Сомали – 145,3 млн долларов, Сан-Томе и Принсипи – 105,6 млн долларов.

Ниже представлена интерактивная карта – можно кликнуть на страну и посмотреть, какой бюджет был у каждого государства в миллиардах долларов.