Как должен выглядеть инвентарный номер. Инвентарный номер

Инвентарный номер - это уникальный номер, присваиваемый каждому объекту основных средств при принятии к учету. Такие номера необходимы для целей ведения бухучета в целом и для контроля за сохранностью ОС в частности (п. 11 Методических указаний по бухучету ОС , утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 N 91н).

Если объект состоит из нескольких частей и для них установлен общий срок полезного использования, то ОС присваивается единый инвентарный номер. Если же у разных частей разные сроки полезного использования, то они учитываются как разные инвентарные объекты со своими инвентарными номерами.

Как присваивается инвентарный номер

В Методических указаниях нет каких-либо особых требований к порядку формирования инвентарных номеров. Соответственно, в небольших организациях можно использовать хоть ряд натуральных чисел: 1, 2, 3 и т.д.

Вместе с тем, в инвентарные номера можно добавлять и буквенные коды, которые будут нести дополнительную информацию об объекте ОС. К примеру, указывать, к какому отделу (подразделению, сектору, цеху) он относится. Допустим, отдел логистики можно обозначить, как «ОЛ», а отдел маркетинга, как «ОМ». Тогда инвентарные номера могут выглядеть так: ОЛ-01, ОЛ-02, ОМ-01, ОМ-02 и т.д.

Также в инвентарный номер можно «зашить» и иную информацию, допустим, год постановки на учет ОС.

Как наносится инвентарный номер

Обозначить инвентарный номер на объекте можно разными способами: нанести краской (несмываемыми чернилами, маркером), прикрепить металлический жетон, приклеить нестирающуюся этикетку и т.д. Сегодня при нанесении номеров используются также штрихкоды. В любом случае номер должен быть таким, чтобы его невозможно было изменить или удалить с объекта.

Инвентарный номер сохраняется и не подлежит изменению на протяжении всего периода «жизни» объекта в организации. И даже после выбытия ОС в течение 5 лет его инвентарный номер не рекомендуется присваивать новому объекту.

В каких документах фигурируют инвентарные номера

Инвентарные номера указываются в первичных документах по учету ОС: в акте по форме ОС-1, в инвентарной карточке ОС-6, а затем и в акте о списании ОС-4. При инвентаризации номера с объектов сличаются с номерами в аналитическом учете.

Организация бухгалтерского учета любой компании предполагает строгий учет основных средств: средств труда, с помощью которых производятся продукция, работы или услуги. Одним из основных механизмов контроля за сохранностью и перемещением ОС является присвоение им инвентарных номеров: уникальных цифровых и символьных комбинаций, которые не изменяются на протяжении всего эксплуатационного срока ОС. При присвоении инвентарного номера пользуются определенными приемами, позволяющими закодировать в цифрах и символах всю основную информацию о каждом ОС. Помимо ОС, инвентарные номера присваиваются еще некоторым важным для функционирования компании объектам.

Инвентарный номер и особенности его применения

Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.

Основными объектами, в отношении которых таким способом организуется БУ и осуществляется контроль, являются:

  • ОС – основные средства, объекты имущества организации, которые находятся в работе более года, предназначены для производственных нужд, и стоимость которых составляет законодательно определенную величину;
  • нематериальные объекты, активы (НМА) — к ним относят продукты интеллектуального труда, например, технологические разработки, разработки ПО, товарные знаки, фирменные наименования и др.объекты, у которых нет материальной формы, но которые могут в перспективе принести материальную выгоду (см. ГК РФ ст. 1225-1, ПБУ 14/07);
  • непроизведенные объекты, активы – это природные объекты, недра, земли, водные объекты и др.

Объектам стоимостью менее 3 тыс. руб. инвентарный номер не нужен.

К инвентарным номерам предъявляются обязательные требования:

  • они не должны дублироваться;
  • они должны присваиваться по порядку.

Кроме того, важно при использовании инвентарных номеров в БУ руководствоваться следующей важной информацией:

  1. Инвентарный номер наносится в присутствии специально созданной для этих целей комиссии и фиксируется в журнале инвентарных номеров.
  2. Если инвентарный объект представляет собой целое, состоящее из отдельных функциональных частей, номер наносится на каждую его часть.
  3. Перемещения инвентарного объекта в пределах организации или ее подразделений не является причиной для изменения номера или его корректировки. Инвентарный номер не изменяется во все время эксплуатации объекта, которому он присвоен.
  4. Если ОС арендованы компанией, они, как правило, учитываются по номерам, присвоенным арендодателем. В то же время из Постановления 11 Арбитражного апелляционного Суда по д. №А55-24142/2013 от 28-04-14 г. следует, что при переходе прав на инвентарный объект, например, при подписании договора лизинга, ему может быть присвоен новый инвентарный номер организацией, приобретшей такие права. Утверждается, что присвоение инв. номера является внутренним делом организации.
  5. Инвентарный номер объекта, снятого с учета (проданного, списанного и т.д.), не может быть присвоен другому объекту в этой же организации.

Нормативная база

Четкой нормативной базы, регламентирующей шаг за шагом, как присваивать инвентарные номера, законодательство не содержит. Существует Инструкция Минфина №174н (прил. 2), содержащая общие указания по назначению инвентарных номеров. Кроме того, для МУП применяется Инструкция №157н (п. 46), где порядок такого назначения рассмотрен несколько более подробно. Руководствуясь этими документами, действующим законодательством, организация самостоятельно разрабатывает структуру инвентарных номеров и порядок их присвоения, закрепляя его в локальных нормативных актах (учетной политике и др.). Порядок присвоения номеров может регламентироваться и на ведомственном уровне, устанавливаться вышестоящей организацией.

Структура инвентарного номера

Указанная характеристика во многом зависит от внутренних потребностей компании:

  • ее размеров;
  • структуры и наличия подразделений;
  • возможностей и ресурсов в процессе организации БУ.

Так, небольшая организация, имеющая минимальное количество подразделений, ограниченное число объектов учета, может применять простую нумерацию вида: 01, 02, 03 и т.д. Если объекты находятся на разных счетах БУ, в разных подразделениях, целесообразно включить эту информацию в инвентарный номер, например:

  • 04 — счет учета НМА;
  • 03 — код подразделения, в котором находится объект;
  • 02 — номер по порядку этого объекта в подразделении.

Получаем инвентарный номер 040302.

Допустимо и использование буквенных символов, сокращений наименований подразделений:

  • «АХО» — для бухгалтерии и финансовой службы хозяйственной службы;
  • «СКЛ» — склад и др.

Внимание! Определяя структуру инвентарного номера объекта, необходимо учитывать возможность его перемещения по подразделениям компании. Информация должна быть сформирована таким образом, чтобы обеспечить безошибочную идентификацию объекта с данными БУ.

Процедура должна быть в обязательном порядке зафиксирована в учетной политике компании.

Типичные ошибки при присвоении инвентарных номеров

Допущенные неточности и ошибки могут не только внести хаос в процесс учета инвентарных объектов, но и привести к негативным последствиям при проведении контроля со стороны. Особенно актуально это для МУП, других государственных организаций, подведомственных организаций. Наиболее распространенные из них приведены ниже:

  1. Расхождения с принятой учетной политикой: произвольное изменение длины номера, включение в него буквенных обозначений либо, наоборот, их игнорирование на практике.
  2. Нанесение номера способом, не обеспечивающим его сохранность во все время эксплуатации объекта: непрочным красителем, наклеиванием этикеток и т.д.
  3. Непроставление инвентарного номера по причине якобы невозможности его проставить. Действительно, инструкция 157н позволяет не проставлять физически этот номер, а лишь заносить его в регистры БУ при соответствующих условиях. Однако, если контрольная комиссия при этом обнаружит, что нанесение на самом деле было возможно, у организации могут возникнуть проблемы.
  4. Нанесение инвентарного номера на объекты произвольно, без необходимости. Пример: нумерация объекта стоимостью менее 3000 руб.

Главное

  1. Инвентарный номер – обязательный признак инвентарного объекта.
  2. Определение структуры, длины и других признаков инвентарного номера – внутреннее дело компании. При этом процедура должна быть отражена в локальных нормативных актах и учитывать действующие законодательные акты, в том числе при необходимости и внутриведомственного характера.
  3. Объекты стоимостью менее 3 тыс. руб. не подлежат нумерации.
  4. Основные и обязательные требования к инвентарному номеру – уникальность и последовательность.

Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию - оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:

  1. Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение об учете жилищного фонда);
  2. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение о техническом учете и инвентаризации);
  3. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 3;
  4. приказ Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества;
  5. приказ Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства" (далее - Правила ведения ЕГРОКС).

Для государственной регистрации технический учет - не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее - техническая инвентаризация и учет), используются при:

  1. государственной регистрации прав;
  2. ведении государственного статистического учета;
  3. определении размера налога на имущество;
  4. внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  5. ведении реестра федерального имущества.

Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:

  1. на первичную техническую инвентаризацию и учет;
  2. техническую инвентаризацию и учет изменений характеристик объектов капитального строительства.

Техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. По результатам инвентаризации оформляется технический паспорт объекта, который является основой для ведения ЕГРОКС.
По общему правилу технический учет проводится по результатам технической инвентаризации. Исключение - первичный технический учет многоквартирных домов и объектов капитального строительства (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация (п. 8 Положения о техническом учете и инвентаризации). В этих случаях по выбору заявителя первичный учет может быть осуществлен без проведения технической инвентаризации. К заявлению о проведении технического учета прилагаются:

  1. для многоквартирного дома и помещений в нем - копия разрешения на ввод в эксплуатацию, поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка (оформленные по требованиям к проектной документации);
  2. для индивидуального жилого дома - поэтажный план с экспликацией и размерами помещений, ситуационный план размещения дома в границах земельного участка, описание конструктивных решений, включая материал стен (оформленные по требованиям к проектной документации);
  3. для объекта капитального строительства нежилого назначения - копия разрешения на ввод в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта в границах земельного участка, для учета помещений в нем - также и поэтажный план с экспликацией и размерами помещений (оформленные по требованиям к проектной документации).

В результате первичного учета выдаются кадастровые паспорта указанных объектов, а также помещений в многоквартирных домах и объектах нежилого назначения. Если на территории субъекта РФ действуют Правила ведения ЕГРОКС*(49), то для технического учета без первичной инвентаризации оформляются технические паспорта на основании представленных заявителем документов.
Техническая инвентаризация, а также выдача физическим и юридическим лицам документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законодательством РФ (п. 10 Положения о техническом учете и инвентаризации). Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 Положения об учете жилищного фонда).
Так, распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.12.2005 N 50-Р "Об утверждении отпускных стоимостей на работы по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (в ред. от 29.12.2009) утверждена стоимость работ по технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков. Техническая инвентаризация в Москве стоит 20,3 руб. за кв. м (10,3 руб. за кв. м свыше 1000 кв. м.); технический паспорт квартиры - 890 руб.; кадастровый паспорт здания, сооружения - 443,24 руб., помещения - 140,24 руб. плюс графическая часть - 1,3 руб. за кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 615 установлен предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.), кадастрового паспорта такого объекта недвижимости: для физических лиц - 500 руб., для юридических лиц - 1000 руб.
Согласно п. 16 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в них в производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам на соответствующей территории);
д) налоговых органов (по объектам на территории их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных органов и лиц, определенных законодательством РФ.
Если иное не установлено законодательством, сведения и документы об объектах технического учета и инвентаризации предоставляются в течение месяца со дня обращения собственника объекта (владельца, балансодержателя, наследника и их представителей) (п. 17 Положения о техническом учете и инвентаризации).
Правила выдачи технического паспорта объекта капитального строительства и кадастрового паспорта объекта недвижимости различаются по срокам и кругу лиц.
В переходный период, установленный Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2013 г., ОТИ (БТИ) обязан выдать кадастровый паспорт ранее учтенного им здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в течение 10 дней по запросу любого лица за плату, размер которой устанавливается субъектом РФ (ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
При этом никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного в ОТИ (БТИ) объекта недвижимости или от иного лица проведение плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или в связи с регистрацией права на объект (ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" установлено, что:
1) техническую инвентаризацию осуществляют организации (органы),
аккредитованные Роснедвижимостью;
2) государственный технический учет должна осуществлять Роснедвижимость и ее территориальные органы (после принятия нормативных актов, определяющих порядок государственного технического учета).
В настоящее время Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Роснедвижимость упразднена, а ее функции переданы Росреестру.
В соответствии с п. 7.1.19, 7.1.40 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395*(51), территориальные органы Росреестра наделены функциями по аккредитации ОТИ (БТИ) и ведению государственного технического учета объектов капитального строительства (в регионах, в которых введены Правила ведения ЕГРОКС) (см. следующий подпараграф).
В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС не действуют, техническую инвентаризацию и технический учет осуществляют ОТИ (БТИ). Учтенные ими объекты считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Как установлено п. 7 Положения о техническом учете и инвентаризации, при осуществлении технического учета объекту присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Кадастровый номер зданиям, сооружениям, помещениям может быть присвоен только при постановке объекта на учет в ЕГРОКС (п. 10, 17 Правил ведения ЕГРОКС). Если объекту недвижимости (зданию, сооружению, помещению) кадастровый номер в установленном порядке не присвоен, то это не является препятствием для государственной регистрации. Регистрирующий орган в таком случае самостоятельно присваивает условный номер в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав и Инструкцией Минюста о присвоении условных номеров объектам недвижимости. Объекты, которым присвоен условный номер при государственной регистрации прав, считаются учтенными в ГКН (ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости). Таким объектам кадастровый номер присваивается без участия правообладателя при включении сведений о нем в соответствующие разделы ГКН:

  1. в порядке передачи сведений в ГКН в переходный период до 1 января 2013 г. (ч. 4 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости);
  2. при получении органом кадастрового учета запроса о выдаче информации по объекту (ч. 6 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).

Учет изменений характеристик объектов. В соответствии с п. 9 Положения о техническом учете и инвентаризации техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

Организации нужно знать, как присвоить инвентарный номер , когда она вводит в действие основные средства для осуществления своей деятельности. Все ОС должны подлежать учету. Единицей бухгалтерского учета основных средств считается инвентарный объект. Это объект, обладающий определенными свойствами, необходимыми для реализации конкретных дел. Если основное средство имеет ряд составных частей, различающихся по назначению и функциям, то каждой из них присваивают отдельный инвентарный номер.

Каждому основному средству, определенному как инвентарный объект, должен быть присвоен свой инвентарный номер. Это необходимо для того, чтобы вести учет ОС и контролировать их сохранность. Номера проставляют на объекты с помощью нанесения краски, крепления бирки и другими способами.

Присвоение инвентарных номеров

1. Рекомендации о том, как присвоить инвентарный номер, содержатся в Методических указаниях по бухгалтерскому учету ОС. Ими определено, что инвентарный номер, присваиваемый объекту основных средств, будет отражать этот объект при бухгалтерском учете на протяжении всего периода использования этого ОС в организации.

2. Каждой части инвентарного объекта, имеющей свои сроки функциональности, присваивается отдельный . То есть одно основное средство может иметь несколько номеров в зависимости от количества частей. Если же инвентарный объект, несмотря на наличие составных частей, не разграничивается на них по срокам полезности и применяется целостно, ему присваивается один инвентарный номер основного средства.

3. Инвентарный номер сохраняется за основным средством и при перемещениях объекта внутри одной организации. Если инвентарный объект используется предприятием по договору аренды, за ним сохраняется тот номер, который дал ему арендодатель.

4. Если присвоение инвентарных номеров зафиксировано в особом документе, то порядок их составления не регламентирован. Эта обязанность возложена на сами организации, поэтому перед тем, как приступить к формированию инвентарных номеров, рекомендуется составить какой-либо внутренний акт организации, определяющий последовательность создания номеров основных средств.

5. Формирование инвентарных номеров может быть основано на номере бухгалтерского учета, по которому учитывается инвентарный объект. При наличии в организации филиалов их нумерация может быть включена в инвентарные номера. Если основных средств немного, имеет смысл присваивать им номера по порядку. При этом желательно фиксировать инвентарные номера в специальном журнале учета.

Как присвоить инвентарный номер , расписано в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, а как формировать номера – решайте сами, законодательство дает организациям такую возможность.

Вопросы присвоения инвентарных номеров объектам основных средств являются одновременно одними из самых простых и самых сложных. Простых – поскольку нормативные правила присвоения инвентарных номеров можно сформулировать буквально в нескольких предложениях. А сложных – так как довольно часто именно в применяемом учреждениями порядке присвоения инвентарных номеров специалисты контролирующих ведомств выявляют ошибки. Об этом рассказывается в материале.

Учреждение, осуществляющее спортивную подготовку лиц, обязано организовать их материально-техническое обеспечение, в том числе спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (пп. 7 п. 2 ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Спортивный инвентарь – это предметы и приспособления, необходимые для осуществления физкультурно-спортивной деятельности во время занятий различными видами спорта. Большинство предметов спортивного инвентаря в целях бухгалтерского учета относятся к категории основных средств (то есть материальных объектов имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения).

Как известно, единицей учета основных средств является инвентарный объект.

В соответствии с п. 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. Данный порядок применяется независимо от того, находится объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении. Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.Рассмотрим типичные ошибки практикующих специалистов при присвоении и проставлении инвентарных номеров.

Ошибка 1. Неправильная структура номера

Специальных требований к формированию инвентарных номеров ни в Инструкции № 157н, ни в иных нормативных правовых актах не содержится. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать порядок формирования инвентарных номеров и отразить данные правила в учетной политике.

Обычно в структуру инвентарного номера включается та информация, которая необходима учреждению для оперативного учета объектов нефинансовых активов, например, код вида деятельности, где используется объект, код синтетического счета, код аналитического счета, порядковый номер.

Первая и довольно распространенная ошибка – невыполнение требований к структуре инвентарных номеров, зафиксированных в учетной политике – допустим, если согласно требованиям учетной политики инвентарный номер должен состоять из 10 знаков, а присвоенный объектам инвентарный номер состоит из 14 знаков (см. материалы, опубликованные на официальном сайте Чунского районного муниципального образования: www.chuna.irkobl.ru, путь: Контрольно-счетная палата / Результаты контрольных мероприятий / Отчет № 01-16/06 от 14.11.2014).

Ошибка 2. Неверный выбор способа проставления инвентарного номера

Основные способы проставления присвоенных основному средству инвентарных номеров названы в п. 46 Инструкции № 157н. В данном нормативном документе сказано, что присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.

Таким образом, перечень способов проставления инвентарных номеров является открытым, и практика показывает, что достаточно часто специалисты учреждений распечатывают данные об инвентарных номерах на бумаге и приклеивают их скотчем. Такой способ часто применяется при проставлении инвентарных номеров на стационарные объекты: скамейки в игровом зале, столы для настольного тенниса и пр.

Однако у проверяющих указанный подход часто вызывает возражения. Считается, что в таком случае можно говорить о том, что инвентарные номера нанесены способом, не обеспечивающим их сохранность, то есть нарушаются требования п. 46 Инструкции № 157н – см., например, информацию, размещенную на официальном сайте Череповецкого муниципального района (www.cherra.ru, акт контрольного мероприятия контрольно-счетного комитета Муниципального собрания Череповецкого муниципального района от 05.10.2012 № 33).

Ошибка 3. Присвоение инвентарных номеров при отсутствии такой необходимости

В Инструкции № 157н предусмотрено две ситуации, когда в присвоении отдельных инвентарных номеров предмету спортивного инвентаря нет необходимости. Во-первых, как мы указали выше, это низкая стоимость объекта. Во-вторых, имеет значение классификация объекта как сложного основного средства или основного средства с принадлежностями.

Предметам спортивного инвентаря стоимостью до 3 000 руб. инвентарный номер не присваивается. Однако об этом часто забывают. В качестве примера можно привести материалы одной из проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой г. Саратова. Специалисты контролирующего ведомства установили, что на балансе учреждения в составе основных средств числились объекты стоимостью до 3 000 руб., в том числе утяжелители, эспандер, гантели. В нарушение п. 46 Инструкции № 157н данным объектам были присвоены уникальные инвентарные номера – см. информацию, опубликованную на официальном сайте (www.kspsaratov.ru, путь: О палате / Деятельность палаты / 2013 / Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения «Центр восстановительной медицины и реабилитации»).

Основные правила по учету сложных основных средств или основных средств с принадлежностями сводятся к следующему (п. 45 и 46 Инструкции № 157н).

Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Но если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).

Несмотря на простоту и логичность данных нормативных правил, у учреждений физической культуры и спорта могут возникать проблемы при их применении в отношении предметов спортивного инвентаря.

Типичный пример – баскетбольные щиты. Согласно приложению «Баскетбольное оборудование» к Правилам вида спорта «баскетбол» (утверждены Приказом Минспорттуризма РФ от 12.05.2010 № 482) в игровом зале устанавливается две конструкции щитов, каждая из которых должна состоять из следующих частей:

– один щит;

– одна корзина с кольцом, прикрепленным к щиту;

– одна сетка;

– одна опора, поддерживающая щит;

– обивка.

У практикующих специалистов может возникнуть вопрос, как присваивать инвентарные номера в отношении данных предметов. Практика показывает, что желание «перестраховаться» и зафиксировать в учете как можно большее число мелких основных средств чревато возникновением претензий со стороны проверяющих.

Так, по материалам одной из проверок деятельности учреждений в качестве нарушения контролирующим ведомством было зафиксировано следующее. В нарушение п. 41, 45, 47 Инструкции № 157н учреждением были присвоены разные инвентарные номера приспособлениям, числящимся в бухгалтерском учете (9 баскетбольным кольцам, 9 баскетбольным сеткам, 9 баскетбольным щитам), которые фактически представляют собой 9 самостоятельных инвентарных объектов – см. материалы, опубликованные на официальном сайте Саратовского муниципального района www.saratov.sarmo.ru, путь: Финансово-правовая сфера / Контрольно-ревизионное управление / Деятельность КРУ 2015 / Акт контрольно-ревизионного управления Саратовского муниципального района Саратовской области по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Дубки Саратовского района Саратовской области»).

Ошибка 4. Принятие решения о невозможности проставления инвентарного номера

Как прямо сказано в п. 46 Инструкции № 157н, при невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.

В отношении многих объектов спортивного инвентаря есть соблазн применять данный пункт и не обозначать инвентарные номера. Можно ли говорить о том, что требования эксплуатации спортивного инвентаря для командных игр делают невозможным проставление инвентарного номера? Материалы проверок деятельности учреждений не всегда позволяют ответить на данный вопрос положительно.

На практике невозможность обозначения инвентарного номера в случаях, определенных требованиями эксплуатации, чаще всего связана с тем, что проставленный номер постоянно стирается и его нужно восстанавливать или же от проставления номера объект может испортиться. Классический пример – посуда (сковороды, кастрюли), условия эксплуатации которой предполагают нагрев до высоких температур.В таком случае при принятии посуды к учету в качестве основных средств специальная комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов вправе определить, что с учетом особого порядка инвентарные номера на такие категории основных средств не наносятся, а только лишь отражаются в регистрах бухгалтерского учета.

Однако, на наш взгляд, в отношении спортивного инвентаря данный подход следует применять с осторожностью. В противном случае велика вероятность возникновения претензий специалистов контролирующих ведомств при проверках.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.