Тарифные ставки в авиационном страховании. Высокий уровень риска

При эксплуатации самолетов, даже незначительное происшествие может дорого обойтись. Несмотря на то, что по статистике, авиационный транспорт - самый безопасный вид транспорта, авиационное страхование связанно с высокими рисками и, как следствие, с заоблачными затратами. Даже для страховых компаний, страховые выплаты влекут за собой финансовые издержки, ощутимые для бизнеса. В связи с этим страхование самолетов держится на перестраховочной защите и распределении рисков.

Поэтому стоит застраховаться от непредвиденных расходов, связанных с авиаперевозками и переложить финансовую ответственность на страховую компанию. К тому же, задуматься о страховании самолета необходимо еще и потому, что согласно российскому законодательству, для полета на воздушном судне обязательно требуется страхование ответственности - авиационный полис ОСАГО.

Страхование самолетов (Авиационное страхование) подразумевает страхование различных видов ответственности при эксплуатации самолётов и другие средства авиационной техники. Помимо обязательного страхования ответственности, существует также страхование сверх лимитов - Каско. А также любых имущественный интересов, связанный с эксплуатацией воздушных судов. Наиболее распространенными в практике являются комбинированные полисы по страхованию воздушных судов и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

Виды страхования применяемые для страхования самолетов (авиастрахования)
  • обязательное страхование гражданской ответственности авиаперевозчика перед пассажирами воздушного судна;
  • страхование воздушных судов КАСКО (Страхование каско предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели воздушного транспорта. Каско самолета: фюзеляж; двигатели; штурманское навигационное и радиооборудование; гидравлической системы; шасси; электрооборудование, а также все другие комплектующие узлы, установленные в самолете);
  • страхование ответственности воздушных перевозчиков перед третьими лицами и пассажирами (страхование ответственности перед пассажирами называется добровольным, но на деле имеет добровольно-принудительный характер);
  • страхование здоровья и жизни летного состава;
  • страхование летного состава на случай утраты профессиональной трудоспособности;
  • страхование грузов при воздушных перевозках;
  • страхование гражданской ответственности владельцев аэропортов (позволяет компенсировать вред, нанесенный лицам, которые находятся на территории аэропорта, их жизни, здоровью или имуществу).

Стоимость авиастрахования (страхования самолета), исключительно индивидуальна. Для расчета стоимости полиса, будьте готовы что потребуется масса информации о самолете, его типе, общем налете планера и двигателей, численности, возрасте и налете экипажа, географии предполагаемых полетов, базах технического обслуживания машины и т.п. Важно понимать, что, чем более полную и детальную информацию вы предоставите, тем наиболее приемлемую ставку страховой премии мы сможет предложить.

На стоимость также влияет период страхования:

  • на время регулярной эксплуатации воздушного судна;
  • на время перегона;
  • на время ответственного хранения;
  • на время демонстрационных и специальных полетов.

При выборе страховой компании предоставляющей услуги по авиационному страхованию необходимо взвешенно подойти к вопросу выбора надежного страховщика и необходимого типа страхового полиса. Именно от этого зависит, сколько страховая компания заплатит, в какие сроки и заплатит ли вообще.

Важно обратить внимание на финансовую надежность страховщика,опыт в страховании авиационных рисков и урегулировании страховых случаев, а также его способность обеспечивать выдачу страховой документации и своевременную выплату при наступлении страхового случая. Следует также обратить внимание на то, что не все российские страховые компании имеют лицензии на страхование самолетов (авиационное страхование).

По статистике, вероятность авиакрушения очень мала и равна примерно 1/8 000 000. Следовательно, самолёт можно назвать самым безопасным видом транспорта. Однако воздушные катастрофы всё-таки случаются, поэтому наличие авиационной страховки не менее актуально, чем для автомобилистов.

Что такое "Авиационное страхование"

Авиационное страхование - это страхование рисков, появляющихся в процессе осуществления авиационной деятельности. Чаще всего в этом случае применяется корпоративное авиастрахование, обеспечивающее финансовую защиту юридических лиц от рисков личного или имущественного характера, связанных с эксплуатацией воздушных судов. Страхователями могут выступать:

  • авиакомпании;
  • аэропорты;
  • производители авиатехники;
  • авиационные инструкторы;
  • транспортные компании, применяющие воздушную технику.

Несколько слов из истории

Впервые в мире термин «космическое страхование» прозвучал в 1965 году. В России стали его употреблять только в 90-е годы прошлого века. Сегодня космические риски относят к специфической группе страхования ввиду сложности в плане документооборота, андеррайтинга и высокой стоимости объектов страхования.

С 2014 года российские власти активно обсуждают возможность внедрения обязательного страхования космических рисков, однако большинство профильных специалистов высказывают сомнения в целесообразности и эффективности такой страховки.

Особенности авиастрахования

Авиация, как воздушный вид перемещения в пространстве, имеет свои особенности. Далее рассмотрим подробнее каждую из них.

Высокий уровень риска

Российские авиакомпании используют в своей деятельности суда как отечественного, так и зарубежного производства. При эксплуатации наших авиалайнеров часто возникают такие проблемы, как высокий расход топлива и старение парка. Зато иностранные не могут похвастаться достаточным уровнем подготовки экипажа и техобслуживания. К дополнительным рискам можно отнести бесшабашность некоторых пилотов, подверженных иллюзии лёгкости управления авиамашиной. Как результат - скоропостижное решение о полёте в неблагоприятных погодных условиях, грубое нарушение инструкции, несоблюдение экипажем правил поведения, плохой контроль за показаниями приборов, недостаточная внимательность. Следствием всего становятся значительные повреждения самолёта или катастрофа.

Масштабность убытков

Когда случаются авиакатастрофы, погибают нескольких десятков или сотен жизней, а материальный ущерб исчисляется миллионами долларов. Тотальная гибель воздушного транспорта более вероятна, чем частичное повреждение.

Перестрахование рисков у иностранных компаний

Данная особенность связана с характером возможных убытков и огромными размерами страховых выплат. Отечественные страховщики редко принимают на себя все обязательства по договору, часто перестраховывая авиариски за границей. Российские страховые организации просто не могут себе позволить выплаты в полном объёме и перестрахование, поэтому большая доля страховой премии, собранной ими, передаётся иностранным компаниям.

Ограниченная зона действия

Одним из условий авиастрахования является страховое покрытие на определённый перечень стран. Существует официально утверждённый список государств, территория которых не включается в страховое покрытие. К таковым относятся регионы, где провозглашено военное положение, а также зоны, находящиеся под санкциями ООН.

Сложности с определением причины аварии

Большая часть лёгких самолетов и вертолётов не оснащена бортовыми самописцами, что весьма затрудняет установление точной причины авиакатастрофы. Это, в свою очередь, задерживает страховые выплаты.

Объекты авиастрахования

Перечень объектов авиационного страхования прописан в Воздушном кодексе РФ № 60-ФЗ от 19.03.1997 г. Рассмотрим далее все объекты обязательного авиастрахования и условия страховок.

Воздушное судно

Допускается страховка не всего воздушного средства, а лишь отдельной его части, к примеру, двигателя или иных запчастей и бортового оборудования.

Обязательное страхование осуществляется по одному из следующих условий:

  • от риска полного крушения летательного аппарата;
  • любых рисков, в том числе и полной гибели.

Последний вид страховки встречается чаще и аналогичен «КАСКО», только для самолёта. Страховщик обязуется возместить убыток, возникший по любой причине, причём не имеет значения ни место, ни время, ни причины случившейся аварии.

Гражданская ответственность юрлица, осуществляющего перелёт

В эту страховую программу входит:

  • возмещение убытков, возникших из-за утери или повреждения багажа;
  • нанесение ущерба здоровью или жизни пассажира;
  • нанесение ущерба сохранности груза;
  • ответственность перед третьими лицами (персоналом аэропортов, авиатехническими пунктами, топливно-заправочными центрами и прочими подразделениями авиапредприятий);
  • ответственность авиаоператора перед пассажирами и перевозчиками.

Экипаж воздушного судна

Сюда входит:

  • состояние здоровья;
  • степень трудоспособности авиапилотов;
  • здоровье и жизнь каждого члена авиакомпании.

В данном случае возмещение вреда выплачивается независимо от того, признана или нет вина авиаперевозчика.

Кроме того, дополнительно можно застраховать потерю прибыли, последовавшую из-за невозможности эксплуатации летательного аппарата в результате аварии.

В пакет авиастрахования также можно включить следующие риски:

  • угон авиатранспорта;
  • пропажа без вести;
  • уничтожение воздушного транспорта;
  • военные риски;
  • риски по спасению и доставки до места ремонта.

Важно! Перечень авиационных рисков достаточно обширен, его можно самостоятельно скорректировать, исходя из потребностей клиента.

Сроки страховки

Авиационный полис страхования достаточно гибок относительно срока своего действия. Воздушное судно можно застраховать на всё время его эксплуатации или на определённый промежуток времени, к примеру, на период проведения показательных выступлений, когда летательный аппарат подвержен мощным нагрузкам, либо на время совершения конкретного рейса.

Страховое возмещение

Размер выплат при возникновении страхового события - главная статья расходов страховщика, которая влияет на его репутацию и финансовый итог деятельности. Сегодня ни одна отечественная страховая компания не способна покрыть крупные убытки в результате авиакатастрофы в одиночку. Посудите сами: средняя стоимость качественного авиалайнера - около 20 миллионов долларов. В случае крушения летательного аппарата к этой сумме добавляются выплаты по гражданской ответственности перед персоналом, пассажирами, иными лицами, чьё имущество пострадало от аварии. У одной страховой организации вряд ли найдётся такая огромная сумма для возмещения. Именно поэтому формируются специальные перестраховочные пулы - фонды, объединяющие несколько страховщиков, из резервов которых и покрываются эти расходы.

Какие суммы выплачиваются пострадавшим? Юрлица, застраховавшие свою деятельность в авиационной промышленности, при наступлении страхового события получают сумму, оговоренную в договоре со страховщиком. Кроме того, в стандартный страховой пакет включена деятельность по организации поиска пропавшего лайнера, его транспортировке до ремонтного пункта или до места утилизации, за что также платит страховая компания.

Возмещение убытков положено и пассажирам. Максимальная страховая выплата, определённая российским законодательством, составляет 2 000000 рублей плюс компенсация до 25 тысяч рублей - расходы на погребение погибшего.

При нанесении тяжкого вреда здоровью, кроме денежных средств, пассажир может рассчитывать на оплату лечения, восстановления в санатории, дорогостоящих лекарств, покупку специальных транспортных средств, питания. В этом случае, правда, придётся предоставить официальные документы, подтверждающие, что он действительно в этом нуждается и при этом не получает подобную помощь от государства. При повреждении багажа положена максимальная выплата в 600 рублей на каждый килограмм веса; для ручной клади - максимум 11 000 рублей.

Космическое страхование

Это одна из отраслей авиастрахования. Представляет собой некий комплекс страхования, призванный обеспечить защиту от рисков, касающихся космической деятельности. Объектами космического страхования выступают:

  • ракеты-носители;
  • космические корабли;
  • спутники;
  • орбитальные станции;
  • стартовые комплексы;
  • центры космического управления и т.д.

Под действие страхового пакета попадают все этапы космических проектов:

  1. Проектирование космической техники.
  2. Выпуск космического аппарата.
  3. Предпусковая фаза.
  4. Процесс запуска.
  5. Ввод в эксплуатацию.
  6. Работы на орбите.

Страховка распространяется на физическое состояние, жизнь космонавтов и обслуживающего персонала. Помимо того, защита покрывает ответственность за моральный и материальный и ущерб, нанесённый сторонним лицам и окружающей местности. Можно ещё включить дополнительные риски и застраховать:

  • финансовые риски, появившиеся из-за технических неисправностей;
  • политические риски, по причине которых возможна внеплановая задержка реализации космической программы.

Расчёт тарифа

Данная процедура является индивидуальной и складывается из целого ряда обстоятельств. Вместе с тем можно выделить факторы, оказывающие на расчёт тарифов ключевое влияние. К таковым относятся:

  • рыночная стоимость летательного аппарата на дату заключения договора авиастрахования;
  • возраст борта (по техническому паспорту);
  • тип самолёта (влияет на коэффициент, понижающий или повышающий базовую ставку);
  • вместимость (количество мест для пассажиров и груза).

Стоимость ответственности определяется, в первую очередь, исходя из показателя вместимости пассажиров, так как основная часть ответственности несётся перед пассажирами и только потом перед сторонними лицами. Кроме того, в расчёт стоимости включаются:

  • восстановительные работы;
  • количество совершённых рейсов за весь период полётов;
  • тип, ресурс и количество двигателей;
  • условия эксплуатации (район, частота и цели, воздействие климатических условий, частота использования);
  • квалификация лётного экипажа (опыт, состояние здоровья, показатели числа погибших);
  • страна, в которую будет совершён рейс.

Доля рынка авиастрахования в России с каждым годом растёт. Это положительная тенденция, поскольку страхование летательных аппаратов - обязательное условие снижения безопасности его эксплуатации. Использование услуг авиастрахования на данном этапе - наглядный пример осторожности, которой не стоит пренебрегать ни в коем случае.

Авиационное страхование - все о нем

5 (100%) 2 голос

Изучив главу 28, студент будет:

знать

  • понятие «авиационное страхование» и его назначение;
  • виды рисков, которые может застраховать авиакомпания;
  • основные цели страхования ответственности авиакомпании и страхования авиакомпании от перерывов в производстве;
  • специфические особенности страхования ответственности авиакомпании за продукт в авиации;
  • основные термины, используемые в практике авиационного страхования;

уметь

иметь представление

Об определении стоимости объектов для целей авиационного страхования.

Страхование авиационных транспортных средств

Авиационное страхование - это страхование рисков, связанных с использованием авиационной техники. Одним из самых важных в числе видов авиационного страхования является каско-страхование авиационных транспортных средств.

Предметом страхования авиационных транспортных средств является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиапредприятия. Это могут быть наводнение, удар молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня.

В состав страхового покрытия не включаются ущербы, связанные с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией и другими видами изъятия по воле властей. Также из страхового покрытия исключаются:

  • ущербы, связанные с проведением каких-либо работ в самолетах;
  • ущербы, возникшие вследствие естественного износа, старения, ржавчины и других подобных воздействий;
  • внутренние поломки, возникающие в винтомоторной группе;
  • ущербы, возникшие в винтомоторной группе из-за всасывания с воздухом инородных предметов, что ведет к постепенному ухудшению работы двигателя (за исключением тех случаев, когда попадание в двигатель инородных предметов ведет к его внезапной остановке);
  • ущербы, связанные с преднамеренными действиями или грубой небрежностью страхователя или его представителей.

Страховая сумма для новых воздушных транспортных средств определяется как стоимость их приобретения. Для воздушных судов, бывших в употреблении, берется их современная стоимость, установленная на основе восстановительной или рыночной стоимости с учетом износа. Во всех случаях рыночная стоимость или стоимость приобретения увеличивается на величину налога на добавленную стоимость, затраты на перевозку и таможенные пошлины. Если воздушное транспортное средство после приобретения обеспечивается специальным оборудованием и инструментами, то стоимость последних, включая работы по установке, тоже включается в страховую сумму.

В связи с тем, что самолеты и другие воздушные суда стоят очень дорого (крупные современные пассажирские самолеты - около 100 млн долл. США и более), остро стоит проблема переоценки страховой стоимости. Чтобы исключить споры по этому поводу, в авиационном страховании принято, что страхователь и страховщик договариваются о страховой стоимости и согласовывают ее на уровне рыночной цены самолета на момент заключения договора (согласованная страховая стоимость - taxwert, agreed value). При согласовании страховой стоимости страховщики отказываются от обвинений страхователей в недостраховании.

В том случае, если на момент страхового события страховая сумма оказывается ниже, чем страховая стоимость, то ущерб возмещается в той пропорции, в которой страховая сумма относится к страховой стоимости. В случае тотального ущерба страхователь имеет право на возмещение согласованной страховой стоимости (taxwert) минус текущая стоимость спасенных частей.

До конца 60-х годов XX в. многие так называемые военные риски включались в каско-страхование, среди них такие опасные, как угон, терроризм, акты саботажа. Однако сейчас они полностью исключены из стандартного перечня рисков обычного каско- страхования из-за резко возросшей их частоты. Страхователям предлагается для защиты от них особый вид страхования - каско- страхование от военных рисков. В зависимости от своих потребностей авиакомпания может застраховать следующие риски:

  • война, гражданская война, революция;
  • забастовка, мятеж, гражданские беспорядки;
  • терроризм;
  • злонамеренные действия и саботаж;
  • арест и конфискация по распоряжению властей;
  • угон самолета.

Из страхового покрытия исключаются некоторые наиболее опасные регионы мира, например Афганистан, Ангола, Алжир, Боливия, Ливан, Либерия, Ливия и другие. Однако в мирные времена в соответствующих районах не исключена возможность их включения в область страхового покрытия при условии индивидуально согласованных условий страхования и страховых тарифов.

В каско-страховании авиационных транспортных средств, как правило, устанавливается высокий уровень собственного участия страхователя в риске. При наступлении страхового случая это чревато большими убытками для авиакомпаний. По этой причине некоторые американские и английские страховщики предлагают своим клиентам страхование значительной части франшизы.

Авиационное страхование -- отрасль страхования, включающая несколько самостоятельных или находящихся в определенном сочетании видов имущественного и личного страхования от авиационных рисков:

  • - страхование воздушных судов;
  • - страхование перевозимых грузов;
  • - страхование гражданской ответственности авиаперевозчика;
  • - страхование потери прибыли авиаперевозчика;
  • - страхование авиационных специалистов от потери лицензии;
  • - страхование космической техники и др.

При установлении ставок премии по А.с. применяется принцип индивидуального подхода к оценке риска. При страховании воздушных судов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями тарифной ставки служат данные по составу (количеству и моделям) самолетов, их действительная стоимость (на момент заключения договора), число пассажирских (грузовых) мест в каждом самолете, квалификация летно-подъемного состава, годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров и тонно-километров, количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы. Оценку риска А.с. преимущественно производят сюрвейеры. При этом используются показатели безопасности полетов, принятые ИКАО. Одновременно сопоставляются фактические данные, с установленными нормами летной годности. Оценивается вероятность возникновения критической ситуации в полете, приходящейся на 1 час полета. Требованиями норм летной годности уровень безопасности полетов (Рк) задан как Рк< = 1x107, т.е. одна критическая ситуация приходится не менее, .чем на 107 налета парком воздушных судов на регулярных линиях гражданской авиации. Вычисляются показатели налета на авиационное происшествие или налет на катастрофу. Основу условий А.с, соответствующих международным требованиям, составляет страховой полис Ллойда. Эти стандартные условия А.с. могут быть дополнены или изменены путем включения в полис специальных оговорок, учитывающих специфику конкретных рисков и страховых интересов. Страхование воздушных судов в следствии их гибели или повреждения воздушного судна вследствие любой причины во время полета (летное происшествие), патрулирования, нахождения на земле или на воде. Возмещению также подлежат все необходимые и целесообразные расходы страхователя по спасению, охране и транспортировке застрахованного имущества до ближайшего места ремонта. Договор заключается на основании письменного заявления страховщику (содержащего все известные страхователю существенные обстоятельства, имеющие отношение к объекту страхования) и произведенной оценки риска. Ответственность за страхование воздушных судов от гибели и повреждения лимитируется их стоимостью и, как правило, не распространяется на убытки, вызванные военными действиями, ядерным взрывом или его последствиями, мятежом, забастовками, конфискацией или арестом имущества, саботажем или захватом воздушного судна. Страхование ответственности перед пассажирами и третьими лицами лимитируется указанной в договоре страхования суммой на одно лицо или на один страховой случай. При этом во внимание принимается т.н. Варшавская конвенция ИКАО, которой регулируется ответственность за гибель и повреждение здоровья авиапассажиров, а также Римская конвенция ИКАО. Страхование ответственности владельца аэропорта лимитируется обусловленной суммой по каждой категории застрахованных рисков на весь срок действия договора. Определенной суммой лимитируется и ответственность страховщика при страховании потерь прибыли и лицензии. Специфика А.с. определяется потребностью комбинированного страхового покрытия рисков гибели и повреждения средств авиационной техники, ответственности перед пассажирами и ответственности перед третьими лицами, т.е. рисков, которые могут вызвать катастрофические убытки и непосредстветственно необходимость концентрации финансовых ресурсов для выплаты страхового возмещения убытков катастрофического характера. А.с. сложилось в основном после 2-й мировой войны. Наибольшее развитие получило в Великобритании и США. В большинстве стран А.с. проводится объединениями страховых компаний в виде пулов или консорциумов. В нашей стране А.с. осуществляет Ингосстрах, Авиокос и другие организации. В целях координации деятельности по А.с. создан Международный союз авиационного страхования. В 1992 г. общая сумма взносов по А.с. в мире составила 800 млн долларов, а общая сумма выплаченных и предстоящих возмещении - 1200 млн долларов

Воздушные суда могут быть застрахованы на условиях "только от полной гибели" или "от всех рисков". По договору страховщик обязан возместить или уменьшить размер ущерба, нанесенного в течение периода страхования, во время полета воздушного суда, при рулении, на стоянке с включенными двигателями. При полном разрушении (гибели) воздушного судна выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. При страховании "от всех рисков" страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, однако сумма выплат при этом зависит от условий и тяжести страхового случая. Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, конструктивных дефектов, механической поломки отдельных частей судна, если такой ущерб не явился следствием страхового случая. Страховая сумма при заключении договора может быть указана в пределах стоимости судна на момент заключения договора, но не может превышать его действительной стоимости. Договором страхования воздушных судов обычно предусматривается франшиза. В случае аренды, приобретения воздушного судна в кредит, лизинга в страховом договоре устанавливаются интересы всех участников соответствующих правоотношений. Стоимость страхования зависит от многих факторов: профессионализма летного и летно-технического состава, технической оснащенности аэропортов, условий отдыха членов экипажа и других факторов.

Объектами страхования являются:

  • - воздушные суда и другие средства авиационной техники от повреждения и гибели;
  • - ответственность перед третьими лицами и пассажирами за ущерб их здоровью и имуществу;
  • - риск несчастного случая в отношении авиационного персонала;
  • - ответственность владельцев аэропортов;
  • - потеря прибыли вследствие невозможности эксплуатировать воздушное судно в результате аварии и др.

Авиационное страхование включает следующие виды:

  • 1. КАСКО;
  • 2. Военных рисков;
  • 3. Страхование воздушных судов;
  • 4. Гражданской ответственности перевозчика;
  • 5. Ответственности перед пассажирами при авиаперевозках;
  • 6. Ответственности производителей авиационной техники;
  • 7. Ответственности аэропортов и управления воздушным движением и др.

Страхование КАСКО предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства. (КАСКО самолета: фюзеляж; двигатели; штурманское навигационное и радиооборудование; гидравлической системы; шасси; электрооборудование, а также все другие комплектующие узлы, установленные в самолете.) по причине несчастно™ случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиапредприятия.

Это могут быть наводнение, удара молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5% страховой суммы.

Не включаются в состав страхового покрытия ущерба, которые непосредственно или косвенным образом связаны с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией и всеми другими видами изъятия по воле властей.

Страхование военных рисков. Практически все полисы авиационного страхования включают оговорки о рисках захвата, военных рисках и т.п. В свое время авиационные страховщики в Великобритании, осуществляющие страхование «от всех рисков», пришли к соглашению вводить во все полисы страхования каско оговорку, исключающую из покрытия риски: войны, гражданской войны, ядерного взрыва и его последствий, мятежей, забастовок, конфискации и ареста имущества, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета. Аналогичные соглашения действуют в США и в странах континент. Европы. Некоторые из вышеуказанных рисков, такие, как риски мятежа и забастовок, злонамеренных действий, саботажа и захвата самолета, не имеющие политического основания (но исключая войну, гражданскую войну и риски, связанные с применением ядерного оружия), могут быть восстановлены в покрытии по полису страхования «от всех рисков», обычно при уплате дополнительных премии, размер которой зависит от степени подверженности объекта данному риску. Восстановление покрытия осуществляется на условиях, что страховщик имеет право в любое время расторгнуть договор страхования, уведомив страхователя за 7 дней; в случае же, когда страхуется парк самолетов, устанавливается общий лимит суммы убытков на время действия полиса. Каско самолета может быть застраховано от рисков войны, гражданской войны, актов саботажа и захвата самолетов только по отдельным полисам, которые подписываются главным образом страховщиками Ллойда (хотя и другие страховые компании все более широко занимаются страхованием этих рисков на условиях Ллойда). Такие отдельные полисы включают все риски, исключенные из полиса страхования «от всех рисков» стандартной оговоркой. При этом исключаются ядерные риски, которые не страхуются вообще. Такие специальные полисы предусматривают автоматическое расторжение покрытия в случае начала войны между крупнейшими мировыми державами. Кроме того, такой полис в любое время может быть расторгнут страховщиками при уведомлении страхователя за 48 часов.

Страхование воздушных судов. На страхование принимаются как воздушные судна, так и их отдельные агрегаты, установленные на борту воздушного судна. К страховым случаям относится: гибель воздушного судна, пропажа без вести, повреждение вследствие происшествия во время полета, руления или стоянки.

Страховая сумма не может превышать действительной стоимости воздушного судна на день заключения договора страхования.

Страховая премия рассчитывается путем умножения страховой суммы на тариф. Факторы, влияющие на страховую премию: наличие франшизы, набор рисков, время действия страховой защиты, год выпуска воздушного судна, уровень квалификации летного состава, географический район эксплуатации воздушного судна и т.д.

Страхование гражданской ответственности перевозчика представляет собой защиту имущественных интересов застрахованного лица, связанного с его обязанностью в порядке, установленных гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с использованием застрахованным средства транспорта. В практике авиационного страхования под третьими лицами понимаются все лица, кроме пассажиров и тех лиц, с которыми взаимоотношения перевозчика или производителя основываются на деловом контракте (например, экипаж, рабочие и служащие компании или предприятия и т.п.), то есть лица, находящиеся на земле, а также владельцы, экипаж и пассажиры другого самолета, с которым данный самолет может столкнуться, повредить его и т.п.

Так же выделяют:

Авиаперевозчиков перед пассажирами;

Аэропортов перед третьими лицами;

Аэропортов перед владельцами и эксплуатантами воздушных судов.

Страхование гражданской ответственности обеспечивает защиту имущественных интересов страхователя, в связи с возмещением вреда, нанесенного третьим лицам.

Страхование от несчастных случаев:

Летного состава;

Работников авиапредприятия.

Данные профессии относятся к группе повышенного риска. Предоставление страховой защиты работодателем повышает стимул работников. Страхователь сам определяет время действия страховой защиты и набор страховых рисков, а именно: временная утрата трудоспособности, постоянная утрата трудоспособности, смерть.

  • - Страховой полис можно оформить на определенный срок либо на конкретную поездку.
  • - Страховая сумма определяется по соглашению сторон.

Ответственность перевозчиков за авиационные грузы при международных перевозках, а с 1997 г. и при внутренних воздушных перевозках, ограничена соответствующими международными транспортными конвенциями и Воздушным кодексом РФ определенными суммами за килограмм массы груза брутто.

В большинстве стран при страховании воздушных судов применяются условия, разработанные Ассоциацией авиационных андеррайтеров Ллойда (L.A.U.A.), так называемые формы AVN 1 и AVN 1А.

Страхование ответственности перед пассажирами при авиаперевозках регулируется Варшавской конвенцией 1929: воздушный перевозчик, который соответствует всем требуемым условиям для заключения контракта перевозки, несет ответствность перед пассажирами. Ответственность была ограничена суммой 125 тыс. золотых фр. (примерно 10 тыс. долл.). Эта сумма была увеличена Гаагским протоколом 1955 до 250 тыс. золотых фр. (приблизительно 20 тыс. долл.) - лимит до сих пор действует при большинстве международных перевозок.

В международной практике страхование ответственности держателя воздушного судна, авиаперевозчика и обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев асто объединяются в один полис с общим лимитом ответственности. Страхование экипажа предлагается в двух формах:

страхование на случай потери лицензии;

страхование бортового персонала от несчастных случаев. Из страхового покрытия исключаются случаи:

утраты профессиональной пригодности из-за заболеваний нервного и психического характера независимо от того, являются ли они результатом несчастного случая или длительных органических изменений;

умышленных действий, ведущих к профессиональной нетрудоспособности, включая попытки самоубийства;

алкоголизма или потребления наркотических средств и ядовитых веществ;

совершения или попытки совершения преступления;

участия в соревнованиях.

Для защиты от рисков, связанных с техническим обслуживанием воздушных судов, предлагаются следующие виды страхования:

страхование монтажных рисков;

каско-страхование воздушного судна в мастерской;

страхование от огня;

страхование ответственности за продукт

При страховании ответственности производителей авиационной техники (ответственности товаропроизводителей) возмещаются убытки, понесенные страхователем в связи с выходом из строя изготовленной и (или) разработанной им авиационной техники по причине конструктивных или производственных недостатков. В страхование ответственности товаропроизводителя может включаться ответственность за так называемые граундинг (англ. grounding), то есть остановку полетов группы или всего парка самолетов, одного типа по причине типового конструктивного или производственного дефекта.

Основой страхования ответственности за продукт в авиации служат общие юридические нормы ответственности за причиненный ущерб. Согласно ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Предметом специального авиационного страхования ответственности за продукт являются риски нанесения ущерба авиапредприятию вследствие случайных ошибок при конструировании, изготовлении и поставке воздушных транспортных средств или их частей, а также ошибок, связанных с монтажом, обслуживанием, ремонтом и транспортировкой воздушных транспортных средств и их частей.

Страхование ответственности аэропортов и управления воздушным движением подразумевает возмещение убытков за телесные повреждения (включая смерть) третьих лиц, а также повреждение (гибель) имущества третьих лиц, включая авиационную технику, обслуживаемую в аэропорту, причинение несчастным случаем или любым дефектом, неисправностью оборудования или установок, используемых страхователем (как владельцем и оператором аэропорта) в помещениях аэропорта, на летном поле, в мастерских и т.д. Кроме того, могут страховаться риски, связанные с эксплуатацией топливно-заправочных, грузовых комплексов, служб управления воздушным движением в зоне аэропорта или в воздушном пространстве целого региона. Основным законом, определяющим деятельность авиаперевозчика на территории РФ, является Воздушный кодекс РФ (№ 60-ФЗ), который устанавливает обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна при полетах над территории РФ: перед третьими лицами - в размере не менее 2 МРОТ за каждый кг максим, взлетного веса; перед пассажирами - в размере не менее 1000 МРОТ; по багажу - не менее 2 МРОТ за 1 кг багажа; по ручной клади - не менее 10 МРОТ за все вещи, находящиеся при пассажире; по грузу - не менее 2 МРОТ за 1 кг груза.

Страхование ответственности аэропортов (Airport Owners" Legal Liability) является частным случаем страхования общегражданской ответственности. Страхуется также ответственность перед третьими лицами в зданиях аэропорта и на летном поле.

В страховании ответственности служб управления воздушным движением принято, что лимитом ответственности является общая стоимость двух воздушных судов.

Страховой полис по страхованию ответственности владельцев ангаров (Hangarkeepers" Liability Insurance) практически идентичен полису по страхованию ответственности владельцев гаража (Garagekeepers" Liability Insurance).

Страхование ответственности организаторов авиационных выставок и авиашоу (Air Displays Liability) является частным случаем страхования ответственности организаторов культурно-зрелищных мероприятий (Special Event Insurance).

Страхование ответственности авиационного товаропроизводителя (Aviation Products Liability Insurance) является одним из наиболее сложных видов авиационного страхования. Объектом страхования при этом является защита его имущественных интересов в связи с возможными исками со стороны третьих лиц из-за использования самолета или какой-либо авиационной продукции (aircraft products), произведенной страхователем, или из-за существующего риска продукции (products hazard). Ответственность авиационного товаропроизводителя страхуется по стандартным правилам лондонского рынка (London Market Aviation Products Liability Policy Wording) «телесная травма и ущерб имуществу третьих лиц (Bodily Injury and Property Damage)».

Ответственность за прекращение полетов (grounding liability) является разновидностью страхования общей гражданской ответственности авиаперевозчика.

Страхование авиационной ответственности за качество топлива (Aviation Refueling Liability Insurance) призвано защитить производителей и поставщиков горюче-смазочных материалов от исков в связи с ответственностью за авиационные катастрофы по причине некачественных материалов, произведенных или поставленных страхователем. Лимит ответственности зависит от контрактных обязательств нефтяной компании-поставщика горючесмазочных материалов перед авиационной компанией (аэропортом, авиалинией). Согласно международному договору TARBOX минимальный лимит ответственности по данному виду страхования установлен в размере $500 млн. Как правило, страховщики применяют франшизу в отношении ущерба имуществу третьих лиц (с целью избежать небольших исков за незначительные повреждения при столкновении бензовозов на летном поле).