Земля как вид ресурса и ее особенности. Земля как природный ресурс и средство производства

1. Понятие и функции земли. Рациональное использование и охрана земель.

2. Земля как природный ресурс.

3. Земля как средство производства.

4. Земля как объект имущественных отношений.

Земля – неоценимое и незаменимое богатство общества. Она является основным природным ресурсом, материальным условием жизни и деятельности людей, базой для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, главным средством производства в сельском хозяйстве и основным источником получения продовольствия. Поэтому организация рационального использования и охраны земли –важнейшее условие существования и роста благосостояния народа.

Учение о земле как средстве производства является основополагающим в землеустроительной науке. Среди материальных условий, необходимых для жизни и производственной деятельности людей, особое место занимает земля, которая является условием и естественной основой всякого процесса производства. Земля представляет собой пространство, которое необходимо как условие всякого производства и всякой производственной деятельности, поэтому она является всеобщим средством производства.

В основе благосостояния любого человеческого общества лежит производство материальных благ. Это фундамент не только роста физического потребления продуктов питания, улучшения жилищных и других жизненных условий проживания людей, но и залог культурного, цивилизованного развития общества. Земля – необходимое материальное условие всякого производства. В обрабатывающей промышленности она функционирует как фундамент, как место, на котором совершаются процессы труда, как пространственный операционный базис.

В сельском хозяйстве процесс производства непосредственно связан с землей. Он во многом определяется почвенным плодородием, естественными биологическими процессами, технологиями возделывания с/х культур.

Таким образом, земля представляет собой уникальное средство производства, существенно отличающееся от всех остальных, и имеющее следующие основные особенности:

1. Все средства производства, кроме земли, являются результатом предшествующего человеческого труда, земля же – продукт самой природы.

2. Земля – ничем не заменимое средство производства, она пространственно ограничена.

3. Использование земли связано с постоянством места.

4. Земля как средство производство используется в тесном взаимодействии с другими природными ресурсами – водой, солнечной энергией, воздухом и т.д.

5. Земля в гораздо меньшей степени подвержена моральному и физическому износу, чем другие средства производства.

6. Земля – основа сохранения всего живого на планете, в том числе человека, а также природных ресурсов и элементов экономической среды, обеспечивающих ее функционирование в качестве средства производства.

Оценивая землю как объект социально-экономических и прежде всего земельных отношений, следует учитывать, что она выступает в трех основных качествах: земля как объект недвижимого имущества, как товар и как объект хозяйственной деятельности. В обрабатывающей промышленности она функционирует как фундамент, как место, на котором совершаются процессы труда, как пространственный операционный базис. В добывающей промышленности земля выступает не только в роли пространственного операционного базиса, но и как своеобразная кладовая, из недр которой извлекают полезные ископаемые.

Во всех случаях земельный участок как объект недвижимого имущества должен иметь: собственника (владельца, пользователя); четко определенные границы, местоположение, площадь; регистрацию в реестре недвижимого имущества; оговоренные законом и зарегистрированные условия землепользования (целевое назначение, сервитуты, режим использования и охраны, экологические, санитарные и иные ограничения).

Анализируя роль земли с социально-экономических позиций, можно выделить следующие ее особенности:

1. Земля – самый надежный объект вложений в недвижимость.

2. Земля – базовый элемент имущественных отношений, главная составляющая рынка недвижимости.

3. Земля – объект всеобщих земельно-имущественных интересов.

4. Земля – один из основных факторов интенсификации инвестиционных процессов в условиях рыночной экономики.

5. Земля – особый объект имущественных отношений и специфический вид товара.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем состоит значение земли как природного ресурса?

2.Основные функции земли в природе и обществе.

3. В каких случаях земля является предметом труда? Средством труда? Всеобщим средством производства?

4.Какова роль земли в различных отраслях народного хозяйства?

5.Какое определение понятия «земля» принято в землеустройстве?

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

    1. в экологическом понимании - это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;
    2. с экономической точки зрения - это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);
    3. в социальном отношении - это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект

Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве - праве собственности.

В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):

    1. государственную;
    2. муниципальную;
    3. частную;
    4. (и иные формы собственности - по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер . Так, собственник обязан соблюдать:

    • установленное целевое назначение земельного участка;
    • ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: "Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ. Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно .

Земля как объект хозяйствования (пользования)

Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

    1. конституционного , нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов;
    2. административного , определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;
    3. гражданского , регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права.

Государственный контроль за использованием земель должен проводиться в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга , который должен осуществляться в целях:

    1. своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
    2. оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;
    3. информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Особенности правового регулирования земельных отношений:
    1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;
    2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности - основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;
    3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
    4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);
    5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;
    6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);
    7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

Кроме того, земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

    • дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель;
    • экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле (например, могут освобождаться от платы за земельные участки лица, осуществляющие их сельскохозяйственное освоение, на весь период, предусмотренный проектом производства работ; могут не взиматься с предприятий и граждан земельный налог и арендная плата за землю, находящуюся в периоде ее сельскохозяйственного освоения).

Земля и территория

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности. Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

Земли, указанные выше, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности

    • к той или иной категории и
    • разрешенного использования

в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Территория - это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что

    1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;
    2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
    3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что "территория" соотносится с "землями" как целое и часть.

Как природный объект, понятие земли, сформулировано в законе «Об охране окружающей среды». Это компонента окружающей среды, находящаяся во взаимосвязи с другими компонентами и обладающая определёнными свойствами.

Природный ресурс – это некие способности для тех или иных природных объектов удовлетворять те или иные потребности. В связи с этим, рассматривая землю именно как природный объект, как природный ресурс, законодатель делит все земли в пределах территории РФ на семь категорий по их целевому назначению.

Категории земель в отличие от понятия категории земельного участка, понимаются, прежде всего, как категории, связанные с регулированием отношений, возникающих в сфере государственного управления, использования и охраны земель.

Целевое предназначение категорий земель сложилось исторически в период советской власти. Оно пришло на смену делению земель в зависимости от их назначения и в зависимости от того, кто ими мог обладать. Ранее, в императорской России выделяли: казённые земли, земли Императорского двора, общинные земли, а также земли населённых пунктов. В советский период времени, когда была устранена частная собственность на землю, все земли являлись объектом исключительной государственной собственности и составляли единый земельный фонд. Категория «фонд» обычно описывает имущество, которое принадлежит на правах собственности тому или иному субъекта. С момента приватизации, термин и категория «земельный фонд» ушёл из употребления, сохранилось лишь понятие земель.

Когда мы рассматриваем деление земель на категории, то мы можем сказать, что земля выступает как природный ресурс. Любой земельный участок может быть использован для возведения на нём зданий, строений, сооружений; для добычи на нём полезных ископаемых; для размещения соответствующих природных объектов, для целей сельского хозяйства, для перемещения по поверхности земли.

Однако законодатель в отдельных случаях ограничивает возможности, пределы и виды пользования земельным участком.

Статья 7 ЗК РФ содержит правило, в соответствии с которым земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1. Земли сельскохозяйственного назначения . Это земли, используемые для с/х целей или предназначенные для этих целей.

Используемые земли – это земли, которые подразделяются:

· Сельскохозяйственные угодья – земельные участки, непосредственно предназначенные для выращивания с/х продукции (пашни, пастбища);

· Земли, на которых размещаются объекты инфраструктуры, включая нежилые строения и здания, а также объекты первичной переработки с/х продукции.

По действующему законодательству особенности оборота земель с/х назначения устанавливаются лишь в отношении с/х угодий. Что касается других видов с/х земель, включая земли, предоставляемые для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то оборот этих земель осуществляется по общим правилам, предусмотренным гражданским законодательством.



Итак, мы видим, что для земель с/х назначения характерны следующие ресурсы: возможность использования почв для выращивания с/х продукции, а также поверхности для размещения соответствующих объектов.

2. Земли населённых пунктов . К этим землям относятся все земли в пределах городской или поселковой черты, т.е. внешней границы, отделяющей земли населённых пунктов от земель других категорий. Эта черта устанавливается законами субъектов РФ, а в Москве и Санкт-Петербурге – федеральным законом, поскольку в этом случае черта населённого пункта совпадает с границей субъекта федерации, хотя с точки зрения административного режима те же земли в пределах городской черты Москвы и СПб включают в себя и другие населённые пункты и т.н. межселенные территории. Хотя с точки зрения правового режима, устанавливаемого земельным законодательством, это всё земли населённого пункта.

Правовой режим земель населённых пунктов регулируется актами градостроительного планирования, к которым относятся:

· Генеральный план по развитию населённого пункта,

· Правила землепользования и застройки.

Особенность регулирования состоит в том, что земли населённых пунктов делятся на функциональные зоны, в соответствии с которыми устанавливается разрешённое использование земельных участков. Выделяют, в частности, жилые зоны, общественно-деловые зоны, зоны размещения объектов промышленности, зоны с/х использования. По сути, внутри зонирования содержатся практически все категории земель. Так что населённый пункт, по сути, включает в себя самые разнообразные земельные участки. Это зонирование и определяет правовой режим использования земельных участков в пределах населённого пункта. Более того, в соответствии с этими зонами предъявляются определённые требования не только к использованию земельного участка, но и к объектам недвижимости, возводимым на территории населённого пункта. Например, требования высотности.

3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности и земли иного специального назначения . На самом деле это все земли, которые не используются, хотя могут использоваться в с/х целях. Они предназначены для размещения определённых объектов, для осуществления несельскохозяйственной и неводохозяйственной деятельности за пределами населённого пункта. Это размещение объектов промышленности, оборонных объектов, объектов транспорта.

Особенность этих земель заключается в том, что их целевое назначение это, прежде всего, использование земли как поверхности для размещения соответствующих объектов.

Некоторые виды объектов за собой тянут ещё и определённый режим использования не только данной территории, но и прилегающих территорий: например, отдельные виды объектов высокого класса опасности, которые требует установления рядом с собой санитарно-защитных зон.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов . Это земли, на которых располагаются особо охраняемые природные объекты, а также памятники истории и культуры, объекты культурного наследия. Здесь тоже нужно понимать, что к ним относятся земли, на которых размещаются соответствующие объекты. Есть глубокое заблуждение, когда в состав земель особо охраняемых природных территорий включают и охранные зоны данных объектов. Охранные зоны могут, как входить в состав соответствующих земель, так и быть обременением, которое устанавливается в отношении использования иных категорий земель.

5. Земли лесного фонда. К ним относятся лесные участки, находящиеся в федеральной собственности и занятые произрастающей древесно-кустарниковой растительностью, а также лесные участки, предназначенные для размещения объектов лесной инфраструктуры, временные склады и другие сооружения. Здесь необходимо иметь в виду, что понятие лесного участка и понятие земель лесного фонда – это понятия земель, полностью не совпадающие. Т.е. за пределами земель лесного фонда также существуют лесные участки, которые могут входить в состав земель с/х назначения, в состав земель обороны и безопасности. Например, пограничные зоны. На них могут быть лесные участки, но они относятся к землям обороны. Земли населённых пунктов тоже могут включать в себя лесные участки – городские леса, но у них другой режим. Т.е. особенность земель лесного фонда заключается в том, что, это, прежде всего, это учётные величины. Это земельные участки, находящиеся в федеральной собственности в качестве учётной категории входящие в состав земель лесного фонда.

Когда писалась последняя редакция ЛК РФ, то пытались сформулировать понятие леса. Как мы будем определять, что такое лес? В старом ЛК это понятие включало в себя практически весь биогеоценоз на данной территории: растительность, почву, животные, микроорганизмы. Т.е. лес был очень сложен как правовая категория, но с естественно-научной точки зрения это было правильно.

Особенность природных объектов состоит в том, что они меняются, а право требует формальной определённости. Природа же неформальна.

6. Земли водного фонда . Это земли, на которых расположены водные объекты, а также земли, на которых располагаются гидротехнические сооружения. К последним относятся все искусственно созданные сооружения, направленные на изменение водного режима (дамбы, плотины, ГЭС и т.п.)

7. Земли запаса . К землям запаса относятся все земли, которые не закреплены на титульном праве за кем-либо. Здесь есть известное противоречие, также как оно есть и во многих других категориях. К землям запаса не относятся земли фондов перераспределения сельскохозяйственных земель (при характеристике сельскохозяйственных земель мы упоминали, что к сельскохозяйственным землям относятся не только земли, используемые для ведения сельского хозяйства, но и предназначенные для этих целей – земли т.н. фондов перераспределения земель, а таковыми землями являются земельные участки, которые были изъяты ранее, земельные участки, относящиеся к т.н. невостребованным земельным долям и т.д.).

Нужно сказать, что земли запаса – это достаточно большая часть земель, это земли, которые относятся к земельному фонду Крайнего Севера, которые не относятся к землям лесного фонда и не используются для каких-либо целей.

Это не значит, что эти земли не могут использоваться: они используются в рамках т.н. общего пользования .

Категории земель крайне неоднородны, и по сути, это те или иные вариации, связанные с использованием того или иного ресурса. Они подчинены либо цели использования, либо в зависимости от объекта, расположенного на данной территории, либо от свойств самих земельных участков. Соответственно, основным способом отнесения земель к той или иной категории, являются акты планирования. Целевое назначение определяется в рамках государственного кадастрового учёта, кроме того, в соответствии со ст. 8 ЗК характеристика земель в соответствии с их категорией указывается в актах органов исполнительной власти всех уровней о предоставлении земельных участков, в договорах, предметом которых являются земельные участки, в документах государственного кадастрового учёта, в документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и в иных документах в случаях, установленных законом.

Кроме того, целевое назначение земель выступает в качестве обременения, устанавливаемого публичной властью, ограничение права собственности и иных прав. При переходе прав от одного лица к другому целевое назначение земель сохраняется.

Собственники, а также иные пользователи земельных участков не могут самостоятельно изменить целевое назначение земель. Целевое назначение земель может быть изменено лишь уполномоченным органом публичной власти. По общему правилу перевод земель из одной категории в другую осуществляется в зависимости от принадлежности земельных участков, а также их целевого назначения. Здесь реализуется ещё один принцип земельного права: право власти в земельных отношениях преобладает над правом собственности. В случаях, когда земельные участки принадлежат на праве собственности публичным образованиям, одновременно осуществляется и право собственности, и право власти. соответственно, земли федеральной собственности, их целевое назначение могут быть изменены только Правительством РФ, назначение земель субъектов – ОИВ субъектов РФ, земли в муниципальной собственности: целевое назначение изменяется органами местного самоуправления.

В тех случаях, когда земли находятся в частной собственности, то целевое назначение изменяется органами местного самоуправления за исключением тех случаев, когда речь идет об изменении целевого назначения земель с/х назначения, даже в том случае, если они являются объектами муниципальной собственности. Полномочиями по изменению целевого назначения обладают ОИВ субъектов РФ.

Перевод земель в состав земель населённых пунктов осуществляется посредством изменения или установления границ населённых пунктов. Это нужно понимать, поскольку существуют противоречия: в тех случаях, когда речь идёт о дачных, садовых некоммерческих объединениях граждан, то они располагаются на т.н. межселенных территориях. С другой стороны в соответствии с решением КС РФ и соответствующему закону допускается регистрация по месту жительства на территории соответствующих объединений, т.е. допускается регистрация по месту жительства вне границ населённых пунктов. Другой случай возможности постоянного проживания людей вне границ населённого пункта – это случай проживания на землях с/х назначения, например, предназначенных для ведения КФХ; служебные земельные наделы.

Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую устанавливается ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Причём этот закон устанавливает порядок и процедуры изменения целевого назначения как земель, так и земельных участков, определяет состав документов, направляемых в уполномоченные органы.

Закон устанавливает санкцию за нарушение указанного порядка посредством признания недействительным актов об отнесении земель и земельных участков к той или иной категории, и переводе их из одной категории в другую. Например, если орган местного самоуправления осуществил перевод земель или земельных участков с/х назначения, то такой акт является недействительным. В качестве правового последствия может выступать в т.ч. обязанность сноса строения, которое было построено после такого перевода и другие негативные последствий.

5. Экономика землепользования

5.1. Особенности землепользования

5.1.1. Земля как природный ресурс

Любая деятельность человека - производственная, коммерческая и пр. - неразрывно связана с землей, которая является важнейшими видом и составной частью недвижимости, основой формирования любого недвижимого объекта.

Земля, как и другие объекты недвижимости, характеризуется следующими свойствами:

Пространственной ограниченностью;
- невозможностью перемещения без существенного нарушения ее характеристик;
- тем, что является непременным условием любой хозяйственной и общественной деятельности.

Наряду с общими свойствами, характерными для всех видов недвижимости, земля имеет отличительные, свойственные только ей качества. Это:

Производительная способность;
- возможность улучшения качества при рациональном использовании;
- существенное повышение ценности при изменении целевого назначения.

Прежде всего, земля представляет собой природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвами, водами, недрами, растительным и животным миром. По мере развития производительных сил этот ресурс превращается в объект социально-экономических связей, главное средство производства в сельском хозяйстве и пространственный базис развития и размещения всех отраслей хозяйства, территориальную основу бытия в целом.

Уникальное свойство земли - ее способность с помощью природных сил производить в массовом порядке сельскохозяйственную и другую сырьевую продукцию.

Земля как объект недвижимости проявляется только в том случае, когда определен конкретный земельный массив или участок.

Земельный участок - часть земной территории, которая оборудована и готова к использованию в различных целях.

Земельный участок, находящийся в пользовании физического или юридического лица или группы лиц, имеющий конкретные границы и местоположение, образует землепользование (землевладение). Этими понятиями определяется объем правомочий на землю (собственность, владение и пользование), процесс ее использования.

Изначально как природный ресурс земля находит свое экономическое выражение через систему социально-экономических связей и имущественных взаимоотношений между гражданами, их объединениями, органами местного и государственного управления. Это взаимодействие носит название земельных отношений, которые выражаются через макро- и микроэкономику землепользования. При этом многообразие правовых аспектов земельных отношений реализуется через экономические показатели.

Земля как пространственный базис деятельности и объект недвижимости характеризуется социальными и экономическими параметрами. Важнейшие характеристики земельного участка - его размеры и местоположение. Местоположение участка характеризуется его удаленностью от основных инженерных коммуникаций, территориальных центров влияния, наличием дорог и их качеством. В зависимости от различий в размещении ценность земельного участка может многократно различаться.

Непосредственное влияние на ценность земельного участка оказывают его природно-технологические свойства: контурность, рельеф, геология, почвы. В зависимости от этих качеств затраты на освоение и использование земельного участка, а именно прокладку инженерных коммуникаций, строительство зданий и сооружений, их эксплуатацию, будут неодинаковы.

Важная составляющая ценности объекта недвижимости - экологическое состояние как непосредственно участка, на котором расположен объект, так и прилегающих земель.

Правовое содержание землепользования преобразуется в экономические параметры. В зависимости от объема прав на земельный участок - собственность, пользование, аренда - существенно различаются его ценность и стоимость размещенных на участке сооружений. В сельском и лесном хозяйстве земля выступает не только как пространственный базис размещения строительных объектов, но и как главное средство производства. При этом важнейшей экономической характеристикой земель выступает их продуктивность, во
многом зависящая от плодородия почв и инфраструктурного обустройства участка. По признакам плодородия почв выполнено зонирование земель РФ и сформированы почвенные группировки. Полученные данные используются при массовой оценке сельскохозяйственных и лесных земель для налогообложения.

Относительные характеристики ценности продуктивных земель получают в результате их бонитировки .

Балл бонитета - это важнейший показатель, характеризующий естественное и экономическое плодородие почв. На его основе рассчитываются нормативы продуктивности земель по основным возделываемым культурам. И только после этого определяются показатели экономической или стоимостной оценки земель.

Вторым по важности после плодородия учитывается местоположение земель. Рыночная оценка местоположения сельскохозяйственного предприятия как объекта недвижимости определяется его удаленностью от пунктов сбыта сельскохозяйственной продукции и приобретения материально-технических средств. При этом расстояния по дорогам различного качества - асфальтированные гравийным, грунтовым - сравниваются с их средним эквивалентом.

Технологическая оценка местоположения земельного участка
производится по удаленности от производственного центра хозяйства. Большое влияние на нее оказывают способ использования земельного участка, затраты на переезды агрегатов и работающих, а также на доставку семян, горюче-смазочных материалов и вывоз произведенной сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на функциональные различия земель, на которых
осуществляется сельско- и лесохозяйственное производство, и используемых как пространственный базис размещения городов, промышленных объектов, они находятся в постоянном взаимодействии. Сельскохозяйственные и лесные угодья - источник расширения городов, размещения всевозможных строительных объектов.

В соответствии с российским земельным законодательством при занятии сельскохозяйственных угодий для строительных целей новым землепользователем (земельным собственником) производятся компенсационные платежи. Экономическое содержание платежей заключается в возмещении потерь сельскохозяйственного производства. Полученные финансовые ресурсы используются для увеличения продукции с других участков земель.

Процесс использования земель, их хозяйственное положение и рыночный оборот несут в себе значительное экономическое содержание, которое является основой формирования стоимостных характеристик земельных участков и других объектов недвижимости, неразрывно связанных с землей.

5.1.3. Землеустройство как инструмент формирования экономически обоснованного землепользования

Землеустройство как социально-экономическое явление представляет собой закономерно протекающий процесс и систему мероприятий по организации использования земель и устройству территории для меняющихся целей и условий производства, хозяйственного использования отдельных объектов недвижимости и социальных потребностей населения.

Землеустройство регулирует земельные отношения, организует использование, учет и оценку земель, разработку территориальных планов землепользования. Землеустроительная деятельность охватывает широкий спектр земельных вопросов во всех отраслях экономики. На государственном уровне это:

Научное прогнозирование земельных преобразований;
- обеспечение единой государственной политики в планировании и организации рационального использования и охраны земель всех категорий независимо от форм собственности;
- контроль за целевым использованием земель;
- формирование экологически и экономически обоснованных, компактных и оптимальных по площади землепользований;
- обеспечение надежного функционирования различных производств путем создания для них необходимых территориальных условий;
- подготовка и выдача документов, удостоверяющих право на землю.

Применительно к объектам недвижимости методами землеустройства решаются следующие задачи:

Разработка программ использования и охраны земель на основе градостроительных, экологических и экономических характеристик территории;
- формирование земельных участков по единой государственной системе и их техническое оформление;
- разработка проектов создания и упорядочения землепользования с устранением различных неудобств;
- установление границ земельных участков, отвод земельных участков в натуре, составление документов для оформления прав на земельные участки;
- закрепление и изменение на местности черты городов, поселков и сельских поселений;
- проведение инвентаризации с выявлением неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по целевому назначению земель;
- выполнение земельно-оценочных работ.

Для объектов недвижимости наиболее важной практической задачей, решаемой методами землеустройства, является отвод участка в натуре (на местности). В результате устанавливается граница объекта недвижимости, земельной собственности, землепользования. В состав документации по отводу участка включаются описание границ, планы границ, каталоги координат межевых знаков. Работы ведутся на материалах кадастровых съемок с использованием карт и планов, на которых фиксируются местоположение, границы, площади и правовой статус земельного участка с объектами другой недвижимости, топографические и иные элементы местности.

Землеустроительная документация согласовывается с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями и утверждается в зависимости от уровня разрабатываемой документации соответствующим органом государственной исполнительной власти и местного самоуправления.

Проектно-изыскательские работы, выполненные землеустроительными предприятиями и частными лицами без лицензии, признаются недействительными. Разработчики землеустроительной документации несут ответственность за экономическую и экологическую обоснованность мероприятий, предусмотренных в проектах землеустройства.

В процессе землеустроительного проектирования разрабатывается несколько вариантов проектного решения, и осуществляются расчеты экономической эффективности по каждому из них. Окончательный вариант проекта - наиболее экономически выгодное и экологически безопасное проектное решение.

5.1.4. Государственный земельный кадастр как экономико-правовая система функционирования объектов недвижимости

Земельный кадастр представляет собой государственную систему регистрации земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости и оформления правоустанавливающих документов, учета и оценки земельных участков. По действующему земельному законодательству он ведется по единой системе на всей территории РФ, выполняет основополагающую роль в юридически правомерном создании и эффективном функционировании объектов недвижимости.

Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, об их принадлежности собственникам, землепользователям и арендаторам, о категориях земель, качественной характеристике и ценности земель, включает регистрацию землепользований и участков земельной собственности, количественный и качественный учет земельных ресурсов, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Регистрация правомочий на землю (собственности, владения, пользования) - одна из важнейших задач. В процессе регистрации каждому участку земли присваивается уникальный порядковый номер. За первичную учетно-регистрационную единицу землепользования принимается элементарный земельный участок или земельный массив.

Отдельный земельный участок как элементарная единица при регистрации, а также учете и оценке земель должен иметь фиксированные и легкораспознаваемые на местности и на плане границы. В природном отношении он может различаться по естественно-историческим и ландшафтным признакам, микроклиматическим характеристикам и условиям использования.

Регистрации земельного участка предшествует оформление юридических документов, устанавливающих право на предоставление или приобретение земель, отвод земельного участка в натуре и составление соответствующего планово-картографического материала. Земельная собственность, землепользование регистрируются в государственной земельно-кадастровой книге района (города). При этом устанавливаются правовой режим, площадь и собственник (пользователь) земель. Юридический документ - свидетельство на право собственности на земельный участок бессрочного (постоянного) пользования.

Количественный учет земель ведется по их целевому назначению, собственникам земель, землепользователям, арендаторам, земельным участкам и по видам угодий в их составе. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, характеристику их по экономическим, экологическим, технологическим и градостроительным свойствам, специализированную группировку почв.

Кадастровая оценка выполняется для установления объективной ценности земель и используется в основном для определения
налогооблагаемой базы. Она проводится одновременно на территории административного района (города) и выражается в виде системы натуральных и стоимостных показателей. Ценность земель различных категорий устанавливается исходя из доходности, спроса и предложения, складывающихся на земельном рынке. Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения учитывает уровень их продуктивности и местоположение. Кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится на основе их функционального назначения, местоположения, социального и инженерно-транспортного обустройства, плотности застройки, экологического состояния и престижности.

Информационное обеспечение государственного земельного кадастра осуществляется проведением топографо-геодезических, аэросъемочных, картографических работ, почвенных, геологических, геоботанических и инженерных обследований и изысканий, инвентаризации земель, сбором и обобщением информации о рыночных продажах земельных участков и других объектов недвижимости. Современное информационное обеспечение рынка недвижимости формируется государственными агентствами по оценке земель, создаваемыми на базе институтов и предприятий по землеустройству. Ведется разработка и освоение Государственной автоматизированной системы земельного кадастра России для накопления, обработки и выдачи земельно-кадастровой информации в автоматизированном режиме.

5.1.5. Охрана земель. Экологические ограничения землепользования

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное и целевое использование земель всех категорий. Мероприятия по охране земель должны предотвращать их деградацию путем стимулирования природоохранных технологий, осуществления компенсационных выплат за ухудшение качества земель. Они предусматривают действия по экономии ценных и продуктивных угодий.

В интересах охраны здоровья людей, окружающей природной среды установлены нормативы предельно допустимых концентраций химических, бактериальных, радиоактивных и других вредных веществ в почве. В процессе проектирования, размещения, строительства и ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов, а также при использовании технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны строго выполняться природоохранные нормативы. Последствия влияния защитных мероприятий на состояние земель оцениваются по результатам государственных санитарно-гигиенической и экологической экспертиз.

Для повышения заинтересованности собственников земель, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности предусмотрено экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель. Собственникам земель, землепользователям и арендаторам в ряде случаев предусматривается полная или частичная компенсация затрат, связанных с земельными улучшениями.

Предприятия, организации и граждане, допустившие радиоактивное, химическое или иное загрязнение земель, ухудшение их качества как объекта недвижимости, компенсируют затраты на дезактивацию, возмещают убытки собственникам земель, землепользователям, а также потери.

Предыдущая

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность .

Это средства существования людей не созданные их трудом, а находящиеся в самой природе. Главная особенность природных ресурсов, отличающая их от других естественных условий жизни человека, – их непосредственная вовлеченность в процессы хозяйственной деятельности (рис. 1.1).

Рис.1.1. Схематическое изображение положения природных ресурсов в природной и социально-экономической сферах

По своей материальной форме природные ресурсы– это конкретные предметы и силы природы, развитие которых, их свойства и размещение соответствуют тем или иным естественным закономерностям. По социально-экономическому содержанию они представляют собой потребительные стоимости; их полезность определяется развитием потребностей и возможностей общества.

Природные ресурсы классифицируют по их использованию (производственные, здравоохранительные, эстетические и т. д.) и по принадлежности к тем или иным компонентам природы (земельные, лесные, водные, минеральные, энергетические и др.).

По характеру взаимодействия с человеком природные ресурсы обычно делят на две категории: исчерпаемые и неисчерпаемые (рис. 1.2). Разделяющая их грань является условной. Практически неисчерпаемыми называются ресурсы, существование которых не ограничено временными рамками. При любой степени интенсивности их потребления количество, находящееся в распоряжении человечества, не уменьшается или уменьшается столь незначительно, что на практике этой величиной можно пренебречь. К таким ресурсам относятся солнечная радиация, гидро- и ветроэнергетический потенциал и др.

Рис. 1.2.Классификация природных ресурсов

Исчерпаемыми, но возобновляемыми (или условно неограниченными) являются ресурсы, в основе которых лежат элементы естественной среды, способные к самовозобновлению. Состояние этих ресурсов зависит от степени и интенсивности их использования. Они могут существовать, пока интенсивность их самовозобновления превышает интенсивность производственного потребления, К таким ресурсам относятся, например, объекты фауны, флоры, запасы чистой воды.

Исчерпаемые природные ресурсы подразделяют на невозобновимые , относительно возобновимые и возобновимые .

К невозобновимым природным ресурсам относятся, в частности, полезные ископаемые, так как после добычи и использования они не могут быть восстановлены. Это ресурсы, использование которых однократно и ограничено во времени. Естественные элементы, составляющие их основу, практически не обладают способностью к самовозобновлению. Такие природные ресурсы сокращаются с первых шагов развития общественного производства и заканчиваются на определенном этапе .



Отнесение земельных ресурсов к относительно возобновимым природным ресурсам обусловлено двумя причинами: с одной стороны, пространство и поверхность земли невозобновимы, с другой стороны, рациональная деятельность человеческого общества имеет практически неограниченные возможности воспроизводства производительной способности земли. С землей органично связаны многие виды ресурсов и целые комплексы природных условий. Поэтому необходимо разделить ее свойства на две группы: воспроизводимые и невоспроизводимые.

Воспроизводимыми характеристиками считаются плодородие почв, водный режим, геоботанические и гидрографические условия. Невоспроизводимыми являются многие ландшафтные характеристики, показатели рельефа и ряд других .

К возобновимым природным ресурсам относят растительный и животный мир; по мере использования они могут восстанавливаться.

К неисчерпаемым относятся космические ресурсы (солнечная радиация, морские приливы и др.), климатические (тепло и влага атмосферы, энергия ветра), водные (энергия рек и т. п.) .

Земля характеризуется помимо почвенного покрова пространством, рельефом, растительностью, недрами и водами. Земельные ресурсы рассматриваются в качестве производного понятия от термина «земля» и представляют собой разновидность относительно возобновимых природных ресурсов, используемых в процессе общественного производства.

Земельные ресурсы – это земли, которые используются или могут быть использованы в отраслях народного хозяйства . Все земли планеты, того или иного государства, административно-территориального образования образуют их земельный фонд.

Земельный фонд подразделяется на виды земель, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования.

По состоянию на 1 января 2011 г. общая площадь земельного фонда Республики Беларусь (по данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь) составляет 20760, 0 тыс. гектаров .

Структура земельного фонда по видам земель представлена в табл 1.1.

Таблица 1.1. Структура земельного фонда Республики Беларусь

по видам земель (по состоянию на 01.01.2011 г.)

Виды земель Площадь
Тыс.га %
Сельскохозяйственные земли, всего в том числе пахотные 8897,5 5510,5 42,86 26,54
Лесные земли 8566,7 41,27
Земли под: древесно-кустарниковой растительностью 540,6 2,60
болотами 873,0 4,20
водными объектами 469,8 2,26
дорогами и транспортными коммуникациями 392,1 1,89
улицами, площадями и иными местами общего пользования 147,0 0,71
застройкой 344,0 1,66
Нарушенные земли 5,4 0,03
Неиспользуемые земли 432,2 2,08
Иные земли 91,7 0,44
Итого: 20760,0 100,0

Земля как природный ресурс представляет собой прежде всего компонент географической оболочки нашей планеты (ландшафтной сферы) – внешнего слоя, в котором соприкасаются и взаимодействуют литосфера, биосфера и атмосфера. Качественное отличие этой оболочки заключается в наличии различных видов свободной энергии, органического мира, осадочных пород, почвенного покрова, в существовании человеческого общества.

Землю как природный ресурс изучают с позиций экологии и ландшафтоведения. Сущность экологического подхода заключается в изучении взаимодействия человека с окружающей средой. Ландшафтный подход в использовании земельных ресурсов основан на учете объективно существующих и научно доказанных фундаментальных положений о земле как сложной географической системе. Термин «ландшафт» был введен в научный оборот немецким географом А. Гоммейером в 1805 г. и буквально означает «картина природы, пейзаж» .

В настоящее время под ландшафтом понимают генетически однородный природно-территориальный комплекс, характеризующийся относительным единством рельефа (с образующими его породами), почвы, климата, вод, живых организмов. Человек своей деятельностью воздействует на ландшафт. Все живые организмы и их группировки (биологические системы) являются естественным компонентом любого ландшафта. В компонентах неживой природы происходит упорядочение потоков вещества и возникает системная интеграция структур. Согласованность функционирования в ландшафте биотических и абиотических частей приводит к тому, что ландшафтная среда обитания оказывается для живых организмов совершенно необходимой .

Компоненты, образующие природные комплексы, неоднозначны по своей роли в функционировании ландшафтов. Одни из них имеют системообразующее значение в формировании природного комплекса (формируют его основной каркас), другие играют подчиненную роль. На первом месте стоит земля с ее основным свойством – рельефом, затем гидросфера и атмосфера, завершающие звенья этого ряда – растительность и животный мир. Все природные комплексы представляют собой реальные (объективные) пространственные структуры и обладают объективными естественными границами. Границы могут быть линейными или расплывчатыми, стабилизированными или подвижными, выразительными или затушеванными. Лицо любого ландшафта определяют природные комплексы на уровне местностей, фаций и урочищ или которые формируются под преимущественным воздействием экзогенных (внешних) факторов при подчиненном значении эндогенных сил (рис. 1.3) .

Рис. 1.3. Схема иерархии геосистем

Сельскохозяйственная организация территории на основе ландшафтного подхода – это научно обоснованное размещение площадей с различным функциональным назначением и режимом использования. Она основывается на учете природно-географических особенностей ландшафта и практически заключается в том, чтобы определить наилучшее применение земельного фонда к каждой единице ландшафта. Сельскохозяйственная организация территории должна быть дифференцирована по типам и видам ландшафтов .

Части естественного ландшафта, вовлеченные в сельскохозяйственное использование, рассматриваются как различные виды земель, всесторонняя оценка которых должна предшествовать разработке проекта организации территории административного района или хозяйства. При этом предполагается решение следующих вопросов:

Оптимальный выбор видов земель различного сельскохозяйственного назначения;

Определение их правильного площадного соотношения, оптимальных размеров, форм и взаимного расположения с целью обеспечения нормального функционирования всей ландшафтно-земледельческой системы конкретного хозяйства, района с максимальным экономическим и экологическим эффектом;

Выбор наиболее оптимальных видов мелиоративных и природоохранных мероприятий.

Необходимо соблюдать сбалансированное соотношение между эксплуатацией, консервацией и улучшением земель конкретного типа и вида ландшафта.

В настоящее время отсутствует единая система учета ландшафтных региональных различий. При любых намечаемых мероприятиях по освоению земель нельзя забывать о возможных экологических просчетах, которые сводят на нет планируемую выгоду и часто порождают больше проблем, чем решают. Ориентировать сельскохозяйственное производство на максимальную аккумуляцию агроклиматических ресурсов в расчете на единицу затрачиваемой техногенной энергии, обеспечивая при этом минимальную экологическую нагрузку, призвано агроэкологическое районирование, основанное на принципах физико-географического и эколого-экономического районирования. Создание экологически стабильного, антропогенного ландшафта – важнейшая задача организации территории.

Учитывая роль земли как основного природного ресурса в системе земля – человек – производство, необходимо решать следующие задачи:

– осваивать и использовать земельные участки, основываясь на законах природы, соблюдая природное равновесие, не нарушая стабильности (устойчивости) экосистем;

– максимально полно учитывать качественные особенности земельных ресурсов при их использовании (особенно сельскохозяйственном), создавать адаптивное (приспособленное к природным условиям) производство;

– создавать экологически безопасное производство, не разрушающее земельные и другие природные ресурсы, или сводить неблагоприятное воздействие уже действующих производств до экологически безопасного уровня;

– принимать меры по воспроизводству земельных ресурсов, организуя их рациональное использование и охрану.