Экономический кризис международное регулирование стратегия. Государственное регулирование кризисных ситуаций

Список литературы


1 Этапы развития финансового кризиса

Финансовый кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии, а затем и Россию, явился самым серьезным и разрушительным среди всех финансовых катаклизмов, которые потрясали мировую экономику за последние несколько десятилетий, отмечают эксперты американского журнала «Business Week». Признаки негативных последствий кризиса уже начали появляться во всех странах. Стоимость акций большинства американских компаний снизилась на 25% и более. Экономическая депрессия в азиатских государствах углубляется. Развитие экономики Японии уже четвертый квартал подряд продолжает замедляться при отсутствии радикальных мер со стороны правительства страны. Государства Латинской Америки находятся на грани нового экономического спада.

Последствия финансового кризиса представляют угрозу для хозяйственного развития промышленно развитых стран не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Американские и западноевропейские компании разрабатывали свои стратегии на отдаленное будущее с учетом спроса на рынках развивающихся государств. Однако вследствие кризиса в этих странах уже появилась тенденция к уменьшению спроса, которая продолжится и в дальнейшем. Ситуация на фондовых рынках будет оставаться неблагоприятной. Стоимость акций крупных компаний будет снижаться в связи с ухудшением перспектив развития мировой торговли.

Растущая производительность труда в США на фоне снижения покупательского спроса за рубежом может привести к перепроизводству в стране и замедлению темпов прироста прибылей американских корпораций. Многие эксперты уже пересмотрели в сторону уменьшения свои прогнозы в отношении прибылей крупнейших компаний США в III квартале текущего года. Так, если в июле 1998г. экономисты исследовательской группы «First Call» прогнозировали увеличение в III квартале прибылей 500 самых крупных американских корпораций на 10%, то, в соответствии с прогнозом, подготовленным в сентябре, этот показатель был снижен до 3,7%. По мнению аналитиков «Standard & Poor’s», прибыль этих корпораций в 1998 г. уменьшится на 3,2%, а в 1999 г. снова возрастет (примерно на 5%).

2 Государственное регулирование кризиса

финансовый кризис банкротство спрос

Эпицентром мирового финансового кризиса остаются страны Азии. В последнее время кризис в этом регионе вступил в новую фазу, когда вовлеченные в него государства стали постепенно отступать от западной доктрины о том, что только глубокие структурные реформы и соблюдение правил свободной торговли могут помочь им выйти из сложной ситуации. На первый план выдвинулись проблемы высоких процентных ставок, рекордного увеличения числа банкротств и растущей социальной напряженности. Лишь Индонезия и Таиланд пока продолжают проводить реформы. Другие азиатские страны начали искать свои пути выхода из кризиса.

Япония, являющаяся самой большой страной, вовлеченной в финансовый кризис в Азии, по мнению экономистов «Nomura Research Institute», не может принять предложенный Соединенными Штатами вариант выхода из кризиса посредством закрытия ряда банков.

Эксперты института считают, что это вызовет цепную реакцию и приведет к широкой волне корпоративных банкротств, от которых японская экономика не сможет оправиться в течение многих лет.

Правительство Японии выбрало другой путь решения финансовых проблем. В соответствии с ним банки с незначительными активами будут объединяться с успешно действующими, предполагается постепенно ликвидировать безнадежные займы, деньги налогоплательщиков будут использоваться для восстановления финансовой системы. Однако, по мнению американских экспертов, этот план является слишком мягким и будет лишь способствовать сохранению слабой финансовой структуры в стране, а не ее укреплению и не убедит иностранных инвесторов в том, что экономика Японии снова вступила в период стабильного роста.

Правительство Китая еще весной 1997 г. разработало план, направленный на сохранение быстрых темпов развития национальной экономики. План предусматривал восстановление разваливающегося государственного сектора посредством притока в него инвестиций, общий объем которых до конца текущего столетия должен составить 750 млрд. долл. По мнению китайских официальных лиц, эти меры могли способствовать продолжению экономического роста на уровне 8% в год.

Но резкое снижение основных индексов на фондовых рынках США и Западной Европы, ухудшение положения в Японии и финансовый кризис в России препятствовали реализации данного плана и подтолкнули китайское правительство к принятию более радикальных мер для защиты национальной экономики. Было объявлено о дополнительном выпуске государственных облигаций на сумму 12 млрд. долл. Под проекты в области телекоммуникаций, электроэнергетики, жилищного строительства, транспорта и ирригации, а также о повышении общей банковской ссудной квоты со 108 млрд. долл. в 1997 г. до 120 млрд. в 1998 г. Государственные расходы на инфраструктурные проекты в текущем году, как ожидают, достигнут 398 млрд. долл.

Правительство Китая приняло решение замедлить проведение ряда реформ, так как они в настоящий момент негативно отражаются на экономике страны, положение в которой усугубляется сохраняющейся финансовой нестабильностью в азиатском регионе. Так, проходящая быстрыми темпами приватизация государственных предприятий уже привела к существенному росту безработицы в Китае. Скорее всего будет отложено и запланированное на 2000г. достижение полной конвертируемости национальной валюты - юаня. По мнению экспертов «Business Week», попытки китайского правительства защитить национальную экономику от негативных последствий финансового кризиса посредством замедления реформ в стране вряд ли принесут ожидаемые положительные результаты. Задержка в проведении реформ в Китае может ухудшить положение государственных предприятий и привести к дальнейшему ослаблению финансовой системы в стране. Тайвань, почти не пострадавший от азиатского финансового кризиса в 1997 г., в настоящее время находится на грани экономического спада. Согласно прогнозу, тайваньский экспорт в 1998 г. сократится на 8%. Безработица, до сих пор сохранявшаяся на низком уровне, начала расти. Крупные компании, такие как «PresidentEnterprises», «ChinaAirlines», «FormosaPlastics», уже объявили о существенном сокращении своих прибылей в I полугодии текущего года. Доверие потребителей резко снизилось.

Правительство Тайваня заявило, что страна уже не может избежать влияния отрицательных последствий азиатского финансового кризиса, и поэтому задача руководства заключается в том, чтобы уменьшить негативное воздействие этого фактора на национальную экономику. С этой целью предполагается прибегнуть к интервенции на фондовом рынке, ограничить торговлю валютой, а также краткосрочные сделки.

Если ранее усилия тайваньского правительства были направлены прежде всего на снижение хронического дефицита бюджета страны, что вынуждало ограничивать государственные расходы, то в настоящее время проблемы с бюджетом отодвинуты на второй план. В центре внимания руководства Тайваня - поддержка стабильного развития экономики страны, поэтому принято решение выделить значительные средства на осуществление инфраструктурных проектов и увеличить расходную часть бюджета.

В случае ухудшения ситуации на фондовом рынке правительство намерено вынудить государственные пенсионные фонды приобретать облигации. Предполагается принять меры для защиты национальной валюты - тайваньского доллара, заключающиеся, в частности, в ограничении краткосрочных сделок и введении запрета на деятельность хеджевых фондов.

В экономике Тайваня, отмечают эксперты «Business Week», уже действуют факторы, которые могут сдержать широкое распространение в стране последствий азиатского финансового кризиса. Так, тайваньские корпорации имеют небольшие долги; 60% займов, выпускаемых национальными банками, поступают в частный сектор.

С целью поддержки местного рынка администрация Гонконга (недавно возвращенного Китаю) перестала скупать акции, что способствовало некоторому улучшению экономического положения на этой территории.

Однако главная проблема осталась нерешенной: гонконгская экономика находится в слишком сильной зависимости от рынка недвижимости. Администрация может выбрать один из двух путей выхода из этой ситуации. Первый - вывести рынок недвижимости из-под влияния государства и способствовать тем самым его постепенному развалу, что нанесет огромный ущерб компаниям по продаже недвижимости и затронет сотни тысяч домовладельцев.

Второй путь - продолжение государственной интервенции на этом рынке для защиты связанных с ним банков и строительных организаций, что, вероятно, лишь только отсрочит развал рынка недвижимости.

Общая стоимость собственности в Гонконге в последнее время снизилась на 250 млрд. долл. Цена акций упала на 300 млрд. долл.

Согласно прогнозу, первый показатель может снизиться в ближайшее время еще на 50%, а второй - на 20%. Это ставит в сложное положение гонконгские банки, 44% заемных средств которых помещены в недвижимость. Высокие процентные ставки, достигшие в августе текущего года 12,33% с краткосрочных займов против 7,36% в аналогичном месяце 1997 г., оказывают давление как на банки, так и на заемщиков. В ближайшее время стоимость займов еще повысится в связи с тем, что, по данным американской компании «Standard & Poor’s» на 31 августа 1998 г., кредитный рейтинг Гонконга низился.

Препятствием дальнейшему развитию гонконгской экономики и ее выходу из финансового кризиса, по мнению американских экспертов, является ее опора на группу картелей. Банки договариваются между собой об установлении базовых процентных ставок. Искусственное поддержание курса национальной валюты по отношению к доллару США сдерживало рост финансовых издержек, что стимулировало экономический бум. Гонконгские компании заключали выгодные сделки с правительством, которые способствовали поддержанию цен на высоком уровне. Но, когда темпы хозяйственного развития страны начали замедляться, а процентные ставки расти, экономика, опирающаяся на группу картелей, оказалась нежизнеспособной.

  • 9. Бюджет и бюджетная система государства.
  • 10. Венчурные предприятия и их роль в развитии инновационных процессов.
  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.
  • 12.13. Государственный кредит и управление государственным долгом.
  • 15. Делегирование полномочий.
  • 16. Дисциплинарная ответственность работников.
  • 21. Инновационный менеджмент и его особенности.
  • 23. Кадровая политика и кадровая стратегия в системе управления персоналом, виды и принципы кадровой политики.
  • 24. Кадровый маркетинг: сущность, основные принципы и элементы.
  • 29. Концепция и функции логистики.
  • 33. Мотивация как функции менеджмента.
  • 37. Общая концепция стратегического менеджмента. Два основных стратегических стиля поведения организации. Потенциал организации и его оценка.
  • 44. Организация инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционных портфелей.
  • 45. Основные этапы и важнейшие школы менеджмента.
  • 46. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  • 47. Оценка персонала предприятия, методы оценки.
  • 53. Понятие организационной культуры, ее содержание и особенности формирования.
  • 56. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
  • Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • 61. Принципы инновационного менеджмента
  • 63. Природа управления и исторические тенденции его развития.
  • 66. Процесс принятия и реализации управленческого решения, его содержание и основные этапы.
  • 67. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
  • 68. Процессуальные теории мотивации.
  • 71. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
  • 73. Рынок труда, заработная плата и занятость.
  • 76. Система функционального менеджмента.
  • 79. Составляющие и элементы контроля как процесса.
  • 83. Сущность и классификация методов управление персоналом.
  • 85. Сущность и процесс менеджмента: основные теоретические подходы.
  • 87. Технология управления: понятие, содержание и виды.
  • 94. Управление работой группы: понятие и виды групп, факторы, влияющие на эффективность работы группы.
  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.

    Государственное регулирование экономики - это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.

    Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия.

    Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

    В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях – от федерального до муниципального. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики: Административно-правовое регулирование; Управление важнейшими сферами жизни; Государственные программы и госзаказы; Финансовая политика; Кредитно-денежная политика; Социальная политика. Государственное регулирование экономики - это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Необходимость государственного регулирования экономики порождается двумя группами причин. Первая связана с необходимостью удовлетворения коллективных и общественных интересов. Вторая обусловлена объективно возникающими противоречиями общественного воспроизводства и необходимостью их разрешения. Экономике объективно присуща цикличность развития, одной из основных фаз которой являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них. Вытеснение конкуренции подрывает регулирующую рынок роль законов спроса и предложения. Поэтому государство становится регулятором рыночных процессов, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Наконец, рынок резко дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную напряженность. Государство вынуждено вмешиваться в процесс распределения доходов, оказывая благодаря налогам поддержку малоимущим слоям общества.

    Прямые формы государственного вмешательства- это непосредственное воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Среди них важнейшее значение имеют следующие. Создание государственного сектора в экономике и организация в нем производства и реализации товаров и услуг. Объем этой продукции непосредственно отражается на экономической динамике. В условиях различной экономической коньюнктуры правительство расширяет или уменьшает государственный сектор. Так, в условиях кризиса государство создает новые объекты, реконструирует старые предприятия, выделяет средства для обновления основного капитала. Кроме того, расширение государственного сектора одновременно является созданием новых рабочих мест. Перераспределение доходов . Современное государство сосредотачивает в своих руках до 50% национального дохода. Значительная часть его целенаправленно возвращается экономическим субъектам. Для этого используются различные каналы: субсидии, оплата научно-исследовательских работ, выплата процентов по ценным бумагам, пособия по безработице и др. Программирование экономики . Государственные экономические программы подразделяются: на общеэкономические (охватывают всю экономику), целевые (ориентируются на решение конкретных экономических задач, например, развитие продовольственного комплекса) и чрезвычайные (принимаются в критических ситуациях: в условиях кризисов, массовой безработицы, инфляции, стихийных бедствий). Государственные экономические программы индикативны, т.е. необязательны для всех экономических субъектов. Поэтому они, как правило, не выполняются даже в государственном секторе (который в рыночной экономике децентрализован). С помощью программирования государство добивается серьезных структурных сдвигов. Как правило, приоритетные направления, предусмотренные программой, финансируются из бюджета. Косвенные формы государственного вмешательства - это опосредованное воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Среди них важнейшее значение имеют следующие: 1. Кредитно-финансовая система; 2. Налоговая система. Кредитно- финансовая система , использующая учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования. Учетная ставка- это процент по ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. В зависимости от состояния экономики государство проводит политику "дорогих" (ставка повышается) или "дешевых" (ставка понижается) денег, сдерживая или стимулируя экономический рост. Операции на открытом рынке- это купля- продажа государственных ценных бумаг. Повышая или понижая доходность "своих" ценных бумаг, государство либо увеличивает общую массу денег, занятых в производстве, либо уменьшает ее. Другим инструментом косвенного регулирования экономики является налоговая система. Увеличивая или уменьшая налоговую ставку, государство воздействует на размер доходов, использующихся в производстве. Кроме того, многие налоги являются ценообразующим фактором. Поэтому их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.

    Источником любого производства товаров являются ресурсы. Каждая произведенная единица товара- это воплощение определенной части используемых ресурсов. Их денежное выражение называется "издержками производства"- то, во что обходится производство данного товара для собственника ресурсов. Они составляют основу цены товара и возмещаются с его реализацией. Однако то, во что обходится производство товара для собственника, не всегда совпадает с тем, во что обходится производство товара для общества. Дело в том, что результатом деятельности многих производств является не только создание товаров и услуг, но и ряд побочных отрицательных эффектов (в теории рыночной экономики они называются "внешними эффектами"). Так, почти все предприятия имеют отходы, которыми загрязняют окружающую среду. Экономической особенностью этих эффектов является "бесплатность" их для производителя товара: в издержки производства они не входят. Следовательно, рыночная цена данного товара будет значительно меньше его цены для общества. Таким образом, "внешние эффекты"- это побочные результаты производства, отрицательно действующие на "третью сторону", непосредственно в данное производство не вовлеченную и не отражающиеся в цене товара. Поэтому государство вмешивается в экономику, заставляя виновников оплачивать и эти издержки. В этих целях государство использует как экономические, так и административные: заставляет фирмы платить за ущерб, нанесенный природе и работникам, определяет максимальный объем выбросов, которые природа сможет "переработать" без ущерба для нее и т.д. Государственная политика перераспределения доходов включает в себя налогообложение доходов, осуществление социальных выплат, а также проведение государством закупок товаров и услуг . Этим государство определяет величину доходов, позволяющее осуществлять потребление и сбережение, поэтому объектами государственного регулирования в этом случае выступают личные денежные доходы населения и цены на товары и услуги. Цель государственной политики доходов- снижение падения реальных доходов и уменьшение степени неравенства в распределении доходов. Основными инструментами государственной политики доходов являются: 1) налоги, 2) трансфертные платежи, 3) гарантируемый минимум заработной платы, 4) государственные закупки товаров и услуг. Налоги снижают уровень располагаемого дохода, а следовательно, уменьшают величину потребительских расходов, что в свою очередь уменьшает объем спроса на товары и, в конечном счете, ведет к сокращению выпуска продукции. С другой стороны, увеличение налогов увеличивает доходную часть бюджета, способствуя тем самым сокращению бюджетного дефицита. В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна- поддержка конкуренции и ограничение монополизации. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле. Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы которые

    разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики. Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

    В 1990-е гг. в работах многих западных исследователей особое внимание уделялось разработкам основных положений стратегии урегулирования кризисов. Главная задача этих разработок – преодоление "дилеммы целей", т.е. противоречия между защитой собственных интересов и попытками избежать мер, способных вызвать нежелательную эскалацию (Georg . 1991. Р. 22). В этой связи выделяются оборонительные и наступательные стратегии урегулирования кризисов.

    А. Джордж описывает пять наступательных стратегий по разрешению кризисной ситуации: 1) шантаж; 2) ограниченный зондаж; 3) сдержанный нажим; 4) fait accompli (свершившийся факт) и 5) медленное истощение. Некоторые из этих стратегий лиши угрожают действиями, которые могли бы нанести ущерб (например, шантаж), а другие связаны с различными мерами воздействия на противника, отличными по степени силы, которую применили (или применением которой угрожают).

    Каждая из этих наступательных стратегий стремится сделать противника более податливым и снизить риск эскалации. Бросающая

    вызов сторона может начать убеждать противника в том, что ее цели в кризисе носят ограниченный характер; что предпринятая акция не подразумевает наличия более глубокой, всепроникающей враждебности к противнику, которая позже будет выражаться в дополнительных вызовах; что в будущем, после того как нынешний кризис будет разрешен, установятся позитивные отношения.

    У обороняющейся же стороны имеется ряд стратегий, призванных помешать попыткам противника изменить статус-кво в свою пользу. Когда для обороняющейся стороны становится важно то, что ее ответ может вызвать нежелательную эскалацию, она тоже оказывается перед необходимостью политического регулирования кризиса. Обороняющейся стороне нужно предпринять некие шаги против нанесения ущерба интересам, оказавшимся под угрозой, нo в то же время она избегает того, что могло бы вызвать эскалацию войны (или более высоких уровней военных действий).

    Различают семь видов оборонительных стратегий: 1) принудительная дипломатия; 2) ограниченная эскалация вовлеченности для уста-ления правил игры, более благоприятных для обороняющейся стороны плюс попытки удержать оппонента от эскалации в порядке ответной реакции; 3) возмездие по принципу "око за око" без эскалации плюс сдерживание эскалации со стороны оппонента; 4) акцептирование "проверки потенциалов" в рамках ограничительных правил игры, избранных оппонентом, которые первоначально представляются невыгодными для обороняющейся стороны; 5) проведение черты; 6) демонстрация убежденности и решимости с целью не допустить просчета бросающей вызов стороны; 7) действия и предложения, помогающие выиграть время и дающие возможность изучить условия урегулирования кризиса путем переговоров, условия, которые могли бы удовлетворить некоторые (если не все) требования бросающей вызов стороны (там же. Р. 377-394).

    Стратегии мира

    Политика избегания кризисной ситуации тоже предполагает несколько видов стратегий. Реалистическая стратегия связана с необходимостью установления баланса сил, в условиях которого взаимное сдерживание наиболее сильными акторами агрессивных устремлений друг друга способствует сохранению мира и стабильности в международных отношениях. Неореалисты, обращая внимание на важность восприятия международными акторами друг друга, большое значение придают цели признания со стороны других акторов. Французский

    исследователь Ж.-Ф. Феррье называет это одной из основных целей участников международных отношений (см. подробнее: Ferrier . 1996. P.121–130). Действительно, без признания других международные акторы не могут добиться более второстепенных целей. Это касается, например, социально-политических общностей или политических движений, стремящихся к самостоятельному государственному статусу. Для них признание со стороны других государств и общепризнанных МПО (прежде всего, со стороны ООН) связано с возможностью легитимной деятельности в качестве автономного, независимого актора. Именно этого в первую очередь добивались и все бывшие колониальные страны, и бывшие советские республики, и ООП, и сторЪнники Масхадова, стремящиеся получить хотя бы частичное признание Чечни в качестве самостоятельного игрока на международном поле. Государства, имеющие признанный статус и обязанные соблюдать правила игры (например, решения ООН, двусторонние и многосторонние договоры и соглашения и т.п.), для которых по экономическим или политическим причинам выгодно показать свое признание добивающимся этого политическим движениям, сепаратистским силам или квазигосударствам, вынуждены (вместе с "претендентами" на признание) искать для этого различные уловки. Например, непризнанный в качестве независимого государства Тайвань имеет со многими странами торговые, экономические, культурные и отчасти политические отношения, которые поддерживаются через его "частные агентства" в этих странах. При этом в стремлении сохранить свою территориальную целостность государства ревностно следят за тем, чтобы территории, на которые они распространяют свой суверенитет, или же сепаратистские движения не получили признания со стороны других стран и МПО.

    О значимости проблемы признания говорит и то, что от ее решения может зависеть стабильность международных отношений. Например, поспешное признание Хорватии и Словении Германией, которая опередила в этом ЕС, стало источником разногласий и противоречий в международных отношениях, продолжающихся и поныне. Как считает Ж.-Ф. Феррье, это признание стало одной из причин длительной драмы: так называемая общность без идентичности, т.е. территория, населенная сербами, хорватами и мусульманами, аккумулирует в себе проблемы других югославских провинций, не обладающих достаточной степенью цивилизационного единства (Ferrier . 1996. Р. 129–131). "Международное сообщество, – утверждает Ж.-Ф. Феррье, – показав редкую быстроту своей реакции, возможно, проявило чрезмерное усердие в своем гуманитаризме" (там же. Р. 130).

    Вопрос о признании является центральным для одной из разновидностей большой стратегии, стратегии мира. "Стратегия умиротворяющего признания" , в противоположность стратегии баланса сил, направлена на то, чтобы сдерживать не столько силу другого государства (или других государств), сколько его страх (см. об этом: Osgood . 1962). Достижение этой цели/предполагает использование самых разнообразных средств: взаимное официальное-признание друг друга в письменной форме (примерами чего стали германо-германский договор 1972 г., Заключительный Акт СБСЕ 1975 г., Договор Осло 1993 г., Дублинский договор 1997 г.); принятие во внимание "символических интересов" друг друга, особенно тех, которые связаны с национальной идентичностью (святые места, национальные символы, исторические традиции ц т.п.); настойчивые усилия для установления связей с "противником" и постепенные уступки, как меры доверия и разоружения (Osgood . 1962; Lindemann . 2000. P. 529). "Неоидеалист" А. Вендт, противопоставляя рассматриваемый подход стратегии устрашения (которая связана с риском создания дилеммы безопасности), уверяет, что последний может значительно изменить "интерсубъектийную структуру" международных отношений. В качестве одного из примеров он называет политику открытости внешнему миру, которую в середине 80-х гг. XX столетия проводил М. Горбачев и которая позволила радикально изменить характер международных отношений (Wendt . 1994).

    Стратегия умиротворяющего признания была описана Ч. Осгудом. Ее преимущества видят в том, что она основана не на односторонних уступках, а на взаимности. Она сочетает "кнут и пряник" и тем самым дает возможность возврата к политике закрытости в случае, если постепенные уступки будут неверно истолкованы. Иначе говоря, она не предрасположена к "подаркам" без осязаемой взаимности. Другое преимущество этой стратегии ее сторонники видят в том, что ее провал может относительно недорого стоить принявшему ее государству: будучи "постепенной", она предполагает на начальных этапах осуществление мер, которые носят преимущественно символический характер (Lindemann . 2000. Р. 529).

    Вторая разновидность стратегии мира исходит из теории демократического мира. Ее сторонники, убежденные в том, что демократические режимы являются более миролюбивыми, чем тоталитарные или авторитарные, предлагают "продвигать" демократию во все новые страны (подробнее см., например: Risse-Kappen Th . 1996. P. 401–404). Более подробно эта стратегия (для США она является составным элементом стратегии расширения) будет рассмотрена в главе о международной безопасности.

    Стратегия и дипломатия

    До середины XX в. стратегия в теоретическом и практическом смысле считалась исключительной принадлежностью военного искусства и войн (см.: Кукулка . 1980. С. 126). Теперь такое мнение представляется ошибочным. Постоянные традиционные интересы государств – безопасность и процветание – могли осуществляться лишь при благоприятном соотношении сил. Поэтому традиционным средством достижения целей была не только война, но и "дипломатическо-стратегическая игра", направленная на установление такого соотношения. Роль стратегии в данном случае заключалась в том, чтобы дипломатическими средствами противостоять давлению более сильных акторов, а также компенсировать собственные геополитические или демографические недостатки. Таким образом, в применении к государствам стратегия и дипломатия могут рассматриваться и в узком смысле. В этом случае стратегия будет представлять собой совокупность средств, предназначенных для подготовки и реализации военной победы, а дипломатия – комплекс средств прямого взаимодействия между правительствами, которые используются прежде всего в мирное время (на период войны дипломатические отношения между воюющими странами, как правило, разрываются). В широком же смысле (как можно судить на основе сказанного выше) противопоставление стратегии и дипломатии как главных средств межгосударственных взаимодействий является относительным: большая стратегия включает не только военные, но и дипломатические средства.

    Различают несколько функций дипломатии. Главные из них – коммуникационная и информационная. Составным элементом информационной функции выступает пропагандистская функция, которая имеет и самостоятельное значение. Пропаганда влияет как на данное государство, так и на третьи стороны, а также на общественное мнение с целью склонить его в свою пользу. Перечислим и другие функции дипломатии: а) урегулирование конфликтов ; б) разрешение проблем ; в) расширение или облегчение межгосударственных связей; г) переговоры и поиск соглашения по конкретным вопросам; д) общее программное руководство решениями в области внешней политики.

    Среди форм дипломатии выделяют следующие: публичную , или открытую; секретную , или тайную; смешанную (конфиденциальные переговоры между дипломатами, сопровождаемые или завершаемые публичными декларациями, информацией о достигнутых соглашениях и т.п.). Особо следует сказать о тайной дипломатии, которая традиционно представляет собой неизбежное и потому необходимое средство межправительственных взаимодействий. Политики,

    придерживающиеся идеалистических позиций (например, В. Вильсон, М. Горбачев), и их сторонники, говоря об "аморальности" секретных соглашений, упускают из вида два обстоятельства; во-первых, речь идет лишь о форме , которая сама по себе не несет обязательной безнравственности, а во-вторых, процесс перехода только к открытым соглашениям, как правило, всегда сводил на нет пользу от дипломатии, так как на первый план в этом случае выдвигались сугубо пропагандистские функции (нередко они и сегодня процветают в речах в ГА и СБ ООН).

    Также выделяют парламентарную дипломатию, представляющую собой регулярные собрания международного органа, например ООН, при котором состоят постоянные представители государств-членов, а также неофициальные встречи и обсуждения специальных посланников глав государств. В свою очередь, прямая дипломатия – это встречи на высшем уровне, а также общение первых лиц через каналы электронной связи. Односторонняя дипломатия – это прямые контакты глав государств или их представителей. Если их общение начинает осуществляться через крупнейшие международные организации, такие как ООН или ЮНЕСКО, тогда это уже многосторонняя дипломатия. Наконец, одна из самых распространенных форм дипломатии в последние годы – челночная дипломатия – посещение первыми яйцами государств или их специальными представителями своих союзников, а также дискуссии третьей стороны с участниками конфликта непосредственно в зоне его существования.

    Основные тенденции в развитии дипломатии таковы: более крупные государства все чаще стремятся вести дела не столько через посольства, сколько через специальных посланников; повышается удельный вес смешанной, парламентарной, прямой и челночной (причем, как правило, с участием "первых лиц") дипломатии; усиливается роль и статус переговоров , превращающихся в самостоятельное средство взаимодействия международных акторов.

    Вместе с тем все более широкое развитие получает и нетрадиционная дипломатия . "Когда думают о дипломатии, – пишет Ж. Росс, – представляют себе Талейрана, Меттерниха или Киссинджера, которые делают крупные ставки в игре, цена которых – человеческие жизни". Действительно, как замечает Ж. Росс, в логике вестфальской системы именно государства контролируют средства насилия, поэтому роль дипломатов состоит только в том, чтобы, используя убеждение или угрозы, продвигать национальные интересы своих стран. Господствующее положение в региональных иерархиях, в частности в Европе, предоставляло широкие возможности как для дипломатического нажима, так и для силовых действий в случае неудачи первого. Однако окончание холодной войны, американская гегемония в вопросах

    безопасности, глобализация коренным образом меняют роль дипломатии. Сегодня она выражается в терминах затрат-прибылей, а ее^судьба вершится в Вашингтоне, ибо именно там в конечном счете принимают решение уничтожить кого-то в финансовом смысле без риска потрясений для мирового рынка в целом (см.: Ross. 2000).

    "Коммерциализация" дипломатии – смещение центра тяжести с вопросов военной безопасности и политики союзов к международной деятельности, основным смыслом которой становится завоевание рынков и привлечение инвестиций, – повышает роль новых международных акторов. Руководители центральных банков, министры финансов и торговли, которые прежде скрывались в тени министров иностранных дел, выходят на авансцену международной жизни. Негосударственные участники, такие, как СМИ, транснациональные фирмы, инвестиционные компании, операторы на валютных рынках, управляющие частных банков, "мозговые центры", в которых вырабатываются политические решения, играют по крайней мере такую же роль, как и правительства. Вместе с тем в рамках неолиберальной идеологии эта "коммерциализация" часто сопровождается утверждениями о том, что содержание указанных процессов – это распространение принципов сохранения мира, демократии, прав человека и универсальных достижений цивилизации. Положение о роли силы как средства достижения международными акторами своих целей и отстаивания-продвижения своих интересов стало одним из наиболее обсуждаемых в международно-политической науке. Прояснение положения о роли силы предполагает рассмотрение содержания самого понятия "сила" и его трактовок представителями разных теоретических направлений.

    Антикризисное государственное регулирование реального сектора экономики: международный опыт

    «Anti-crisis government regulation of real economic sector: international experience»

    Голышева Мария Олеговна

    аспирант

    ГОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ

    Аннотация : Реальный сектор экономики входит в число основных объектов антикризисного государственного регулирования. В статье определены основные элементы и этапы антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики; произведено сравнение международного опыта государственного регулирования реального сектора в условиях глобального экономического кризиса 2008-2009гг. и выявлены слабые стороны российской практики антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики в этот период.

    Summary: Real sector of economy is one of the major objects of anti-crisis government regulation. In this article the main elements and stages of anti-crisis government regulation of real sector of economy are determined; the international experience of real economic sector government regulation under the global economic crisis conditions of 2008-2009 is compared and the week points of Rus sian anti-crisis government regulation of real sector of economy are defined.

    Ключевые слова: реальный сектор экономики, экономический кризис, международная экономика, антикризисное государственное регулирование, антикризисная программа, платежный баланс

    Key words: real sector of economy, economic crisis, international economy, anti-crisis goverment regulation, anti-crisis program, balance of payment

    Реальный сектор экономики является одним из центральных объектов государственного регулирования. Реальный сектор представляет собой отрасли экономики, производящие материально-вещественные блага, а также нематериальные блага стратегического или производственного назначения, в т.ч. сельское хозяйство и рыболовство, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, производство и распределение электроэнергии, воды, газа, транспорт и связь . Реальный сектор относится к макроэкономическому блоку государственного регулирования. В зависимости от фазы экономического цикла можно выделить антикризисное, стабилизационное и стимулирующее государственное регулирование реального сектора экономики. Антикризисное государственное регулирование реального сектора представляет систему форм, методов, инструментов государственного управления, направленное на анализ и прогнозирование кризисных процессов в реальном секторе экономики, снижение отрицательных последствий кризиса для экономических субъектов реального сектора и использование накопленных данных для дальнейшего развития экономики сектора. С точки зрения системного подхода, антикризисного государственного регулирования реального сектора представляет собой систему, включающую следующие ключевые элементы: приоритеты регулирования, цели и задачи антикризисного регулирования, объекты и субъекты государственного регулирования, направления антикризисной поддержки реального сектора, методы и инструменты государственного регулирования, оценка рисков и контроль результатов проведения анктиризисного регулирования реального сектора. Содержание и характер основных элементов государственной системы антикризисного регулирования реального сектора определяют его эффективность. Рассмотрим эти элементы:

    1. Приоритеты. Представляют стратегические ориентиры государственного регулирования, через призму которых происходит влияние на реальный сектор экономики и с которыми должны соотносится все действия властей в отношении регулирования реального сектора.
    2. Цели и задачи. Исходя из поставленных приоритетов, определяют цели, которые планирует достичь в результате регулирования РСЭ, и задачи как способы достижения этих целей.
    3. Объекты государственного регулирования. Объектами антикризисного государственного регулирования реального сектора могут быть экономические агенты, целые хозяйственные комплексы или экономические процессы, на которые воздействуют инструменты антикризисного государственного регулирования. Такие объекты можно классифицировать на три группы по следующим критериям – масштабу бизнеса, отрасли экономики, экономическим субъектам.
    4. Субъектами выступают исполнительные органы государственной власти, центральные банк, системообразующие государственные банки, а также институты и фонды развития, коммерческие банки и кредитные организации
    5. Направления представляют собой стратегические области антикризисного государственного регулирования, исходящие из декларированных приоритетов и намеченных целей. Укрупненными направлениями поддержки и развития реального сектора являются следующие:
    • Создания финансовых стимулов предприятий
    • Поддержка и развитие приоритетных предприятий и /или отраслей
      • Стимулирование внутреннего спроса, в т.ч. потребительского и государственного
      • Развитие малого и среднего предпринимательства
      • Улучшение конкурентной среды
      • Стимулирование рынка труда
      • Развитие человеческого капитала
      • Развитие науки и повышение инновационного капитала

    В зависимости от степени воздействия на реальный сектор экономики данные направления могут быть разделены на прямые и косвенные.

    1. Методы антикризисного государственного регулирования представляют собой конкретные приемы воплощения намеченных целей и направлений антикризисного регулирования. Например, снижение нагрузки на бизнес может быть осуществлено за счет снижения налоговой, тарифной, административной нагрузки и др.
    2. Инструментами реализации антикризисного регулирования являются практическими способами воздействия на экономические процессы и экономические агенты РСЭ. Для осуществления анктиризисного регулирования в распоряжении государства находится целый комплекс различных инструментов регулирования экономики, относящиеся к различным видам государственных политики, а именно: бюджетной, налоговой, монетарной, инвестиционной, промышленной, таможенно-тарифной, макроэкономической, курсовой, административной. Данные инструменты можно классифицировать на прямые и косвенные по критерию воздействия на экономические агенты реального сектора.
    3. Оценка рисков государственного регулирования. Такие риски можно разделить на эндогенные, исходящие от недостатков внутреннего развития экономической системы, и экзогенные – от внешних факторов.
    4. Контроль исполнения мероприятий в рамках антикризисного государственного регулирования является одним из способов устранения эндогенных рисков и повышения эффективности реализуемых мер.

    Исходя из характеристик ключевых элементов, можно выделить три основных этапа антикризисного государственного регулирования реального сектора: на первом этапе определение приоритетов, постановка целей, определение задач и направлений антикризисного регулирования; на втором этапе определение методов, инструментов, объектов, субъектов и выявление рисков государственного антикризисного регулирования РСЭ; на третьем этапе минимизация рисков реализации намеченных мероприятий и контроль результатов (см.рисунок 1).

    Рисунок 1 - Этапы антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики

    Характер антикризисной политики определяет набор и специфику элементов антикризисного регулирования реального сектора, зависящие от особенностей экономики и условий предкризисного развития конкретно взятого государства. Особенности и различия государственного регулирования реального сектора в условиях глобального экономического кризиса рассмотрим на примере стран США, Китая, Японии, России и региона Евросоюза.

    Можно выделить следующие факторы, повлиявшие на специфику антикризисного государственного регулирования реального сектора в различных странах: причины экономического кризиса в реальном секторе экономики, размер реального сектора экономики, развитие институв государственной власти, степень воздействия кризиса на реальный сектор экономики, темпы экономического роста предкризисного развития, наличие ресурсов в экономики для реализации антикризисной политики.

    Причины перехода кризиса в реальный сектор экономики для каждой страны были свои. Если для США и Европы основной причиной перехода кризиса в реальный сектор стал кризис в банковском секторе и сжатие ликвидности в экономикие, то для Китая и Японии основной удар нанесли сжатие мирового спроса. В России к этим факторам прибавилось снижение цен на энергоносители, приостановившие большой приток средств в экономику, а также отток иностранного.

    Для сравнения и оценки эффективности антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики выбранных стран в условиях кризиса 2008-2009гг. воспользуемся следующими критериями:

    • оценка докризисного экономичесого развития
    • оценка восстановления макроэкономических показателей реального сектора
    • стоимость антикризисной программы
    • содержание антикризисной программы

    Докризисные условия развития реального сектора в рассматриваемых странах зависели от занимаемого места страны в международной экономике. Это обусловило приоритеты развития реального сектора, сильные и слабые стороны экономического развития и основную причину, обусловившую начала кризиса в реальном секторе страны.

    США и Европейский Сооюз являются мировыми рынками капиталла и импортерами готовой продукции. Сальдо по счету текущих операций США и ЕС на конец 2008г. было отрицательным и составляло -700 млрд.дол. и -200млрд.дол. соответственно. Наращивание отрицательного сальдо торгового баланса в США усиливалась с 2000-х как результат проводимой экономической политики в основе которой лежало всевозможное стимулирование спроса. Капитальный счет США перед кризисои был положительный (750 млрд.дол.) за счет портфельных инвестиций. Перегрев финансовой системыСША поддерживался большим притоком капитала из развивающихся стран (о чем свидетельствует положительный капитальный счет платежного баланса США), низкими процентнымиставками ФРС США и быстрым ростом малонадежных деривативов.

    В ЕС платежный баланс с 2003-2008г. балансировал около нуля – небольшое положительное сальдо по счету текущих опреаций (40 млрд.дол. в 2007г.) компенсировалось небольшим отрицательным сальдо по финансовому счету (-35 млрд.дол. в 2007г.). В 2008г. отток капитала из региона резко уменьшился, а приток увеличился, когда европейские инвесторы стали требовать исполнение обязательств, что привело к положительному сальдо капитального счета в размере порядка 210 млрд.дол.

    В Японии среди разитых стран набладались противоположные тенденции. Счет текущих операций наращивал положительное значение, достигнув порядка 180 млрд.дол. в 2008г., а счет капитальных операций сложился с отрицательным сальдо порядка -200 млрд.дол. в это же время. Следовательно, Япония стала экспортером продуции и капитала на мировом рынке.

    Китай в кризис вступил с положительным сальдо торгового баланса в размере 440 млрд.дол. Фанансоый счет Китая также на по итогам 2008г. был профицитным. Положительное сальдо было обусловлено притоом прямых иностранных инвестиций. По оценкам МВФ в 2000-2005гг. приток прямых иностранных инвестиций в Китай составлял порядка 20% от всех прямых инвестиций в развивающиеся страны . Такая позиция стала результатом государстенной экономической политики Китая, ориентированной на стимуливание экспорта. Доход от экспорта, состоящего более чем из 50 тысяч наименований, составляет не менее 80% валютных доходов Китая. Модель развития Китай экономики строится на расширении экспорта готовой продукции и капитальных инвестициях со стороны государства и внешних инвесторов.

    Россия в докризисный период наращивала положительное сальдо по счету текущих операций (более чем в 3 раза с 2000г.), обеспеченного увеличением цен на мировых сырьевых рынках, уменьшения отрицательного сальдо баланса услуг и инвестиционных доходов. Величина чистого экпорта сократилась с 13% до 1% ВВП с 2000г. за счет опережающего роста импорта над экспортом, уменьшения оттока капитала, улучшения баланса услуг и роста инвестиционных доходов. Это обусловело рост внутреннего спроса за счет увеличения доходов и потребления домашних хозяйст и роста капитальных инвестиций. Счет финансовых операций на конец 2008г. был положительным. Приток инвестиций в Россию за период 2000-2007гг. составил поряка 94,7 млрд.дол. Следовательно, Россия на мировом рынке является экспортером сырья и импортером капитала - в первую очередь корпоративных иностранных кредитов.

    Рассмотренные тенденции указывают на то, что экономики России и Китая как развивающихся страны на момент начала финансового кризиса были более устойчивыми, чем экономики развитых стран – в первую очередь США и ЕС. Главные преимущества положения Китая и России в докризсиный период заключались в высоких темпах экономического роста, большой потенциал роста для внутреннего потребления, наличие больших валютные резервы, отсутствие большого количества «плохих» финансовых активов, подрывающих финансовую систему.

    Таким образом, в доризисный период большая часть мирового дохода, обеспеченного ростом цен на сырье и дешевыми финансовыми ресурсами, перераспределялась в странах – экспортерах сырья или готовой продукции, а затем размещалась на мировых рынках капитала, в первую очередь в США и ЕС.

    Позиция странны в мировом экономическом пространстве определила сильные и слабые стороны экономиеского развития, причины перехода кризиса в реальный сектор и приоритеты антикризсиной поликти поддержки реального сектора. Результаты сравнения приведены в таблице 3.4.

    Таблица 1 – Характеристика США, ЕС, Японии, Китая, России и приоритеты антикризисного гос. регулирования реального сектора экономики

    Таким образом, если в США и ЕС кризис в реальный сектор перешел за счет кризиса в финансвом секторе через механизм сжатия кредитования и падения внутреннего спроса, то для экономики Китая и Японии главной причиной стало снижение мирового спроса. В России же падение дохода от экспорта углеводорода и отток иностранного капитала привели к падению ликвидности в экономики и кризису в банковском секторе, который привел к сужению кредитования предприятий реального сектора. Экономическое положение страны и причины кризиса легли в основу антикризисного государственного регулироания реального сектора экономики.

    Совпадение приоритетов антикризисного регулирования, нацеленных на устранение фундаментальной причины кризиса, обусловленной «слабыми сторонами» страны в международном разделении труда, с фактическими реализованными приоритетами регулирования реального сектора является одним показателей эффективности выбранно антикризисного государственного регулирования РСЭ.

    Следующим критерием оценки эффективности анктикризисного регулирования РСЭ является динамика макроэкономических показателей. Для оценки восстановления всей экономики и реального сектора мы рассматривали динамику показателей ВВП, накопленного индекса производства, накопления основного капитала, экспорта, импорта, конечное потребление, расходы домашних хозяйств, уровень безработицы, характеризующих положение в реальном секторе и восстановление потребительского спроса в стране. Анализ динамики макроэкономических показателей позволяет сделать следующие выводы. Наибольшой эффективностью обладало антикризисное регулирование реального сектора США, исходя из соотношения глубины спада экономических показателей и посткризисного темпа роста восстановления экономики. Рецессия в США началась раньше, чем в других странах, так как США явялется исходным местом начала кризиса. Снижение ВВП в 2008г. составило -3,32% , падение производства -34,02% , ауменьшение инвестиций в основной капитал 17,84% - одно из самых больших значений по рассматриваемым странам. Однако, уже в 2009г., когда в мировая экономика погружается в рецессию в экономике США начались положительные сдвиги. В реальном секторе наблюдался рост производтсва на уровне 3,18% за год, а снижение ВВП составило всего -0,54%, что указывает на постепенный выход экономики из рецессии. Хотя до полного восстановления необходимо еще было восстановить объем внутреннего потрбления, импорта и капитальных инвестиций, которые в 2009г. еще характеризовались отрицательными величинами. В 2010г. положительная динамика по всем показателям была восстановлена.

    На втором месте по соотношению глубины спада и восстановлению экономических показателей находится Россия. Основные последтсвия кризиса в России пришлись на 2009г. Падение ВВП составило 3,0% , снижение индекса производства -9,3%, уменьшение инвестиций основной капитал -43% (самый большой показатель по всем рассматриваемым странам), а уменьшение чистого экспорта -24% при одновременном сокращении экспорта и импорта на 16% и 13% соответственно. Однако, уже в 2010г. все рассмотренные макроэкономические показатели вернулись на положительный тренд с почти докризисными темпами роста. В 2009г. рост ВВП составил 4,4%, рост производства 8,2%, а увеличение инвестиций в основной капитал составило 32%. Конечно, большой вклад в восстановление российской экономики внесло увеличение цен на энергоносители, что обеспечило дополнительный приток средств в экономику и расширенные возможности для реализации антикризисной программы. Однако очевидно, что ресурсы от экспорта углеводородов не сразу доходят до реального сектора, а большая их часть оседает в финансовом секторе. Следовательно, без оператиного вмешательства властей в регулирование экономических процессов в реальном секторе рецессия могла бы затянуться на более длительный срок.

    Особняком в рассматриваемых процессах стоит Китай. Во-первых, потому что как таковой рецесси в Китае не было, только небольшое замедленее темпов роста. Так рост индекса производства в 2008г. составил 9,93%, а увеличение основного капитала 24,7%. В 2009г. рост производства составил 8,73%, а увеличение основного капитала 18,9%. Рост ВВП в 2009г. наблюдался на уровне 9,57% даже в условиях снижения экпорта и импорта на уровне 18% и 13,7% соответственно. Во-вторых, оценку восстановления экономики Китая затрудняет нехватка статистических данных – официальные данные сильно запаздывают во времени, а те которые есть вызывают сомнения, в частности уже описанные в главе 2 показатели безработицы на уровне 3% не внушают доверию даже эспертам МВФ.

    Исходя из анализа макростастики больше всего от кризиса пострадала экономика Японии, в особенности реалный сектор. Стимулирующая политика не принесла желаемых результатов. На медленные темпы экономического роста «японской ловушки» наложилась рецессия мирового кризиса. В результате снижение индекса производства в 2009г. составило 91%, а падение ВВП – 4,82% (самый большой спад из всех рассматриваемых стран). При этом несмотря на принятые меры, рецессия в реальном секторе продолжилась в 2010г. – снижение накопленного индекса производства составило 52%, а падение ВВП -2,95% . Рецесся в реальном сеторе продолжилась и в 2011г. Снижение индекса производства составило 70% относительно уровня 2010г.. Инвестиции в основной капитал только в 2011г. показали слабую положительную динамику на уровне 0,27%, сокращаясь на протяжении 2008-2010гг.

    Степень влияния кризиса на Еропейский Союз сопоставима с Японией. Снижение ВВП в 2009г. составило -4,3%, снижение накопленного индекса производства -66,3% относительно увроня 2008г., сокращение инвестиций в основной капитал -20%. Реализованная политика поддержки реального сектора, приостановила темпы падения производства, но не привела к росту и восстановлению докризисных показателей. Снижение накопленного индекса производства в 2010г. относительно уровня 2009г. составило -34,5%, а в 2011г. -15,44% относительно увроня 2010г. Однако такие показатели как ВВП, инвестиции в основной капитал, конечное потребление, экспорт и импорт демонстрируют положительную динамику с 2010г., что указывает на потенциал для роста производства в реальном секторе. Относительное медленной восстановление экономики реального сектора в ЕС обусловлено сложившимся долговым кризисом и наличие менее развитых стран в составе ЕС. Решение этих проблем отвлекает большие ресурсы от реализации стратегических и тактических задач. При этом необходимо учитывать, что это агрегированные показатели ив отдельных странах ЕС, таких как Австрия, Германия, Франция, Великопбритания и др. экономика близка к восстановлению докризисного уровня.

    Следовательно, по темпам восстановления реалного сектора и экономики антикризисная поддержки реального сектора России находится на уровне США и Китая.

    Исходя из критерия стоимости антикризисной прграммы поддержки реалного сектора экономики Россия находится на уровне развитых стран.

    Таблица 2. – Сравнение стоимости антикризисной поддержки РСЭ

    Примечание: *показатель ВВП расчитан как среднее значение за 2008-2009гг. – время приятия и реализации анктиризисной политики

    Абсолютное значение стоимости антикризисной поддержки реалного сектора России меньше, чем других стран – порядка 188 млрд.дол. Однако отношение стоимости антикризисной программы поддержки релаьного сектора к ВВП составляет порядка 8% на уровне ЕС (9%). Для сравнения в США этот показатель составляет порядка 5%, в Японии 6%. Лидером по данному показателю является Китай, что характерно для развивающихся стран (см.диаграмму).

    Рисунок 2– Диаграмма. Соотношениестоимости анктиризисной поддержки реального сектора экономики и ВВП

    Однако, для оценки анктиризисного государственного регулироваия РСЭ России в сравнении с другими странами большое значение имеет не количественная, а качественная сторона принятых мер. По этому критерию Россия уступает многим зарубжным странам.

    Для сравнения качества антикризисной программы поддержки реального сектора по рассматриваемым странам используем критерии: приоритеты анктикризисного государственного регулирования РСЭ, направления принятых мер, использованные инструменты государственного регулирования, получатели анктикризисной поддержки, стратегичность программы .

    В отношении направления антикризисной поддержки реального сектора можно выделить следующие ключевые недостатки. В российсой анктиризисной программе присутствует явный недосаток развития и финансирование следующих ключевых направлений в сравнении с международным опытом анализируемых стран:

    • инфраструктурных проектов
    • строительства новых промышленных объектов
    • энергетики
    • инвестиций в науку и повышение инновационного потенциала
    • инвестиции в человеческий капитал

    В отношении развития инфраструктурных проектов Россия занимает последнее место в списке рассматриваемых стран. В Китае и Японии средства, выделенные на реализацию инфраструтурных проектов, составили 24,6% и 21,4% соответственно, в США 13%, в ЕС 7% от общей стоимости анктиризисной программы по поддежке реального сектора, то в России 1,6%. При этом если в России единственное реально реализуемое направление развитие инфраструктуры это транспорт, то в США, помимо развития транспортной инфраструктуры предусмотрено развитие сельсокй и городской инфрвструктуры, комуникационно-информационной, эводоснабжения, энергетической инфраструктуры на что было выделено 28,5 млрд.дол.(см Приложение). В ЕС особое внимание было уделено интернет и иноформационно-коммуникационной на, что было выделено порядка 25 млрд.евро. Главное направление развития инфраструтуры в Китае – транспортная и промышленная инфраструктура, включая строительсто новых промышленных объектов, на что в совокупности было затрачено около 144 млрд.дол .

    Таблица 3 – Финансирование энергетики и инфраструктурных проектов

    Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса Автор неизвестен

    4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации

    Неотъемлемыми чертами современной экономики являются процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства и в том числе – финансового рынка. Отмена ограничений на трансграничные перемещения капитала во второй половине XX в. сначала только между развитыми, а впоследствии и между развивающимися странами, привела к значительному росту объема и расширению географии международных финансовых операций. Свободное перемещение капитала позволило привлекать значительные объемы инвестиций в национальные экономики, испытывающие дефицит финансовых ресурсов, одновременно обеспечивая инвесторам в странах с избыточными финансовыми ресурсами диверсификацию вложений.

    Либерализация движения капитала способствовала также трансферу наиболее передовых финансовых технологий из развитых в развивающиеся страны и повышению эффективности финансовых рынков в мировом масштабе. Вместе с тем, трансграничные потоки спекулятивного капитала нередко оказывали и дестабилизирующее влияние, приводя к долговым кризисам и кризисам платежного баланса (например, в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., в России в 1998 г., в Аргентине в 2001 г.) или к формированию пузырей на рынках отдельных активов (например, крах «новой экономики» в США в 2001 г. и ипотечный кризис в США в 2007 г.) . В связи с этим среди экономистов и политиков, как на национальном, так и на международном уровне, в последнее время активно ведутся дискуссии о действиях, которые должны предпринимать национальные регуляторы для предотвращения подобных негативных эффектов глобализации, в частности, о возможности нового введения ограничений на движение капитала.

    Вопрос создания эффективной системы регулирования для защиты финансового рынка от рисков волатильных потоков краткосрочного капитала является актуальным и в российских условиях. Значительное давление на рубль и обвальное падение российского фондового рынка осенью 2008 г. демонстрируют сохраняющуюся уязвимость российской экономики к внезапному изменению направлений финансовых потоков. Вместе с тем задачи построения в Москве международного финансового центра к 2020 г., сформулированные в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 г., требуют существенно более высокой устойчивости рынка.

    Рассматривая вопрос об эффективности централизации и децентрализации регулирования экономики и финансового рынка в исторической перспективе, следует отметить, что взгляды на его решение в разные периоды менялись довольно серьезно. Более того, феномен глобализации рынков, наблюдаемый экономистами, начиная с последней трети XX в., отнюдь не является новым. Размышляя о своем времени, президент Международного конгресса исторических исследований в 1913 г. говорил: «Мир становится единым в совершенно новом смысле этого слова… С сокращением расстояний, благодаря новым силам, предоставленным в наше распоряжение наукой. пути развития политической, экономической и научной мыслей в каждой из областей переплетаются все прочнее. События в любой точке земного шара сегодня значимы для любой другой его точки. Мировая история стремится к превращению в единую историю» .

    Время, к которому относится это высказывание, действительно характеризовалось динамичным развитием рынков и ростом благосостояния жителей большинства развитых стран. Однако Первая Мировая война и Великая депрессия стали причиной резкого роста уровня безработицы и падения производства. В ответ на требования защиты от неблагоприятной экономической обстановки политики были вынуждены отказаться от золотого стандарта, служившего в начале XX в. основной гарантией свободной торговли и свободного перетока капитала, и закрыть национальные границы для иностранных производителей и инвесторов. Необходимость совместного контроля над движением капитала была подтверждена и в 1944 г. на переговорах в Бреттон-Вудсе, где определялась послевоенная финансовая архитектура мира.

    Лишь в конце 1950-х гг. в Лондоне стал организационно оформляться рынок, чьим основным достоинством была свобода от государственного вмешательства и контроля. Пытаясь защитить стоимость фунта стерлингов, английское правительство ввело ограничения для британских банков на финансирование международной торговли вне зоны фунта, и в результате новым источником займов, выдаваемых британскими банками в долларах, стали долларовые депозиты американских вкладчиков. Так появился неподконтрольный национальным регуляторам евродолларовый рынок. Еще один стимул к развитию он получил во время Карибского кризиса, когда советские банки, беспокоясь, что их американские счета могут быть заморожены, перевели свои валютные резервы в Лондон. Наконец, возможно, самую эффективную помощь рынку евродолларов невольно оказали сами США, которые для предотвращения утечки долларов из страны после начала войны во Вьетнаме ввели налог на приобретение американскими гражданами зарубежных ценных бумаг, в результате чего иностранные заемщики, желавшие привлекать займы в долларах, сформировали рынок еврооблигаций.

    С увеличением объемов международной торговли увеличились и объемы капитала, не имеющего национальной принадлежности. Еврорынок представлял собой легальную площадку, куда и откуда капитал мог перетекать без помех со стороны национальных законодательных систем. Еще до формального распада Бреттон-Вудского соглашения, несмотря на официальное существование контроля над перемещением капитала, он мог предоставить крупным компаниям финансирование ненационального происхождения.

    Распад Бреттон-Вудского соглашения в 1971 г. и начавшаяся примерно тогда же научно-техническая революция значительно ускорили международное движение капитала. Неизмеримо увеличилось разнообразие финансовых инструментов и усложнилась институциональная структура рынка. Сменилась и господствующая в обществе парадигма – более эффективными стали считаться системы, основанные на децентрализации и самоорганизации, проводились меры по уменьшению влияния государства на экономику, на первый план вышли методы саморегулирования. В рамках общих процессов либерализации экономики сначала в развитых, а затем и в развивающихся странах происходило дерегулирование финансовых рынков: был упразднен контроль над процентными ставками, практически повсеместно устранены барьеры на пути движения капитала между странами, отменены ограничения в совмещении различных видов профессиональной деятельности. В период с 1970 по 1998 гг. доля стран, налагающих ограничения на международные операции с капиталом, сократилась с 80 до 66 % .

    Свободное перемещение капитала оказало целый ряд положительных эффектов на экономики как развитых, так и развивающихся стран: капитал направлялся в наиболее продуктивные инвестиционные проекты, происходило распределение инвестиционных рисков и распространение новых технологий, повышение эффективности национальных финансовых систем, экспорт и импорт капитала способствовал выравниванию колебаний национального дохода (и соответственно, потребления и инвестиций). Интеграция в систему мировых рынков капитала представлялась весьма привлекательной даже для стран на довольно ранних стадиях экономического развития.

    Финансовые рынки способствовали и повышению эффективности рынка труда и человеческого капитала: доступ к ним квалифицированных сотрудников способствует повышению их географической мобильности (за счет ипотеки), увеличивает эффективность поиска работы, а главное – открывается дверь в мир предпринимательства. Повышение дохода квалифицированных сотрудников приводит, в свою очередь, к повышению стимулов к накоплению человеческого капитала. Повышение степени мобильности международного капитала также ограничило такие источники государственного финансирования как высокие государственный долг, налоги и уровень инфляции – поскольку крупный дефицит бюджета свидетельствует о высоком уровне налогообложения или инфляции, капитал уходит из стран с низкой финансовой дисциплиной.

    Тем не менее, указанным преимуществам интеграции рынков противостоят и значительные риски. Оказалось, что открытие национальных финансовых рынков для мирового капитала зачастую может способствовать переносу валютных кризисов и кризисов платежного баланса на третьи страны. Согласно исследованию конца 1990-х гг., 18 из 26 банковских кризисов последних двух десятилетий произошли в течение 5 лет после либерализации финансового сектора . Диспропорциональный рост финансовых рынков иногда приводит к неправильному размещению ресурсов внутри реальной экономики. Кроме того, процесс либерализации оказывает отрицательное влияние на страны со слабой институциональной средой – высоким уровнем коррупции, неэффективным государственным аппаратом и неадекватным исполнением контрактов. В связи с этим часто предполагается, что странам со слабой институциональной средой следует отложить либерализацию финансового рынка до тех пор, пока они не укрепят свои институты .

    Степень, в которой национальная экономика может воспользоваться преимуществами свободного перемещения капитала и ограничить его риски, определяется, в первую очередь, внутренней экономической политикой. Ключевыми элементами успешной политики интеграции на макроэкономическом уровне должны быть структурные реформы, позволяющие избегать переоцененных валют и чрезмерных дефицитов торгового баланса. В микроэкономической сфере должна формироваться такая система стимулов, которая позволяла бы избегать формирования излишнего валютного долга. Во многих развивающихся странах должны быть реформированы банковский сектор и банковский надзор. Кроме того, по отношению к рынкам должна проводиться ясная и прозрачная информационная политика.

    Все это может служить объяснением того, почему переход стран с плановой экономикой к рыночной модели хозяйствования или копирование экономических моделей ведущих западных стран в быстро развивающихся странах в 1990-е гг. привели к череде локальных финансовых кризисов в Юго-Восточной Азии, Мексике, Аргентине и России, влияние которых в силу эффекта «заражения» (contangion) было ощутимо и в развитых западных странах.

    Возможная причинно-следственная связь между либерализацией движения капитала и возникновением финансовых кризисов вызывала широкую экономическую дискуссию о необходимости реформы мировой финансовой архитектуры еще в конце 1990-х гг. Тогда такие дискуссии велись на уровне G-20 и G-33, однако по большей части оказывались малопродуктивными. Этому способствовало и то, что от обсуждения проблем реформирования финансового сектора на протяжении длительного периода отказывались МВФ и Всемирный Банк (ВБ). Положение изменилось только с началом острой фазы общемирового финансового кризиса в 2008 г. Создание Форума финансовой стабильности и обсуждение наиболее актуальных проблем развития финансового сектора стало предметом межправительственной и надгосударственной дискуссии, что, безусловно, отражает требования времени и соответствует уровню развития мировой финансовой системы. Среди наиболее актуальных вопросов, обсуждаемых в настоящее время, выделяются следующие :

    – реформа банковского и страхового надзора (обеспечение достаточности капитала в рамках Basel II и Solvency II);

    – реформа международных стандартов финансовой отчетности с целью увеличению информационной прозрачности;

    – переосмысление роли Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка и создание новых контрольных или совещательных органов;

    – создание системы регулирования рынка производных финансовых инструментов.

    Одним из наиболее далеко идущих и достаточно популярных подходов к реформе мировой финансовой архитектуры является отказ от политики либерализации мировых рынков капитала последних десятилетий и новое введение количественных или налоговых ограничений на его перемещения, по крайней мере, в развивающихся странах. Сама по себе идея введения единообразного международного налога на спот-операции на валютном рынке для снижения стимулов краткосрочно перемещать большие суммы капитала и дестабилизировать рынки была высказана в 1978 г. Джеймсом Тобином .

    Размер налога, по первоначальному замыслу автора, должен был составлять около 1 % от суммы сделки, однако впоследствии ставка была понижена до 0,1–0,25 %. Налогообложение валютных операций, по мысли Тобина, могло принести два результата: во-первых, стабилизировать колебания валютных курсов, возникающие из-за краткосрочных спекуляций в условиях режима плавающих валютных курсов. Во-вторых, налоговые поступления могли направляться на помощь беднейшим странам – таким образом, налог становился еще и инструментом перераспределения мирового богатства. Тем не менее, размышляя о своем детище, Тобин не считал, что маленький налог позволит разрешить большие проблемы глобальной экономики. В 1978 г. он писал: «Я не ожидаю слишком много от своего скромного предложения. Я полагаю, оно позволит национальным экономикам и правительствам восстановить некоторую часть краткосрочной автономии, которой они наслаждались до введения конвертируемости валют. Предложение не сможет и не должно помочь разрешить правительствам проводить внутреннюю политику независимо от внешних обстоятельств. Следовательно, оно не освободит крупнейшие правительства от императивной потребности более эффективно координировать политики» .

    Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

    Из книги Управляя рисками. Клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках автора Норман Питер

    21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка Менее чем через два месяца после того, как президент Обама подписал закон Додда – Франка, Европейская комиссия утвердила широкомасштабные детальные предложения по законодательству

    автора Смирнов Павел Юрьевич

    3. Отличительные черты мирового рынка Мировой рынок следует отличать от национальных рынков отдельных стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие особенности.1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими

    Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    22. Хозяйственный механизм мирового рынка В самом общем виде хозяйственный механизм мирового рынка можно определить как общественную систему организации производительных сил (факторов производства), совокупность форм и методов регулирования экономических процессов в

    Из книги Золотой лохотрон [Новый мировой порядок как финансовая пирамида] автора Катасонов Валентин Юрьевич

    Часть 1 О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО

    Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

    3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики В процессе функционирования и развития национальной экономики вполне естественно возникает ряд как чисто экономических, так и социальных, политических и административных проблем, которые не могут быть

    Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

    1.3. Роль экономической теории в период глобализации мирового хозяйства и формирования в России рыночной хозяйственной системы Помимо общественных и личных интересов в круг проблем экономической теории включается ныне исследование такого понятия, как «национальные

    Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

    44. Механизмы государственного регулирования экономики Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой

    автора Автор неизвестен

    Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

    Глава 4 Механизмы стимулирования предпринимательской активности в условиях перехода к инновационной

    Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

    Возникновение и укрепление мирового демократического рынка. Как уже говорилось, после второй мировой войны в результате отпадения ряда стран Европы и Азии от капиталистической системы произошёл распад единого мирового рынка. Страны, отпавшие от мировой системы

    Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

    Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

    автора Городников Сергей

    ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Разразившийся в ноябре этого, 1997 года мировой финансовый кризис самым непосредственным образом отразился на финансовой системе России. Он потряс основы всей экономический политики верхов правящего режима, высветил с

    Из книги РОССИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА К НАЦИОНАЛИЗМУ автора Городников Сергей

    2. Причина нового мирового финансового кризиса - в буржуазно-демократической революции в России Совершенно схожая ситуация вызревает сейчас, но на новом витке мирового развития промышленной буржуазно-капиталистической цивилизации. Предпосылки нынешнему мировому

    Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям