Международный финансовый рынок. Российский рынок акций

- 88.50 Кб

Введение

Внешнеэкономическая деятельность является мощнейшим фактором, оказывающим благоприятное или разрушающее воздействие на экономику. Конкретные меры ее регулирования определяются хозяйственной стратегией руководства страны, которая предопределяет основные стратегические задачи развития экономики. Эти задачи предусматривают стабилизацию экономики и экономический рост, достаточное предложение товаров на внутреннем рынке, создание современной инфраструктуры и условий для развития перспективных отраслей, формирование экспортного потенциала, разумную либерализацию экономики, улучшение инвестиционного климата и состояния платежного, гарантию защиты от недобросовестной конкуренции иностранных экспортеров и др. Большое значение имеет стабильность таможенной политики, особенно для создания благоприятного инвестиционного климата, а также необходима устойчивая, эффективная работа таможенной службы.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена особенностями становления новых экономических отношений в современной России, возрастанием научного и практического интереса к изучению опыта осуществления таможенной политики, а также роли и места таможенных органов в системе государственного управления. Переход экономики России на рыночные отношения вызвал необходимость дальнейшего совершенствования таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства, неотъемлемого инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а вместе с ней и коренного преобразования российской таможенной службы.

1. Понятие и сущность таможенной политики

Нередко таможенная деятельность ассоциируется только с работой Федеральной таможенной службы. Однако фактически в ее осуществлении в той или иной мере принимают участие практически все федеральные органы законодательной и исполнительной власти, поэтому для рационального управления таможенную деятельность необходимо соответствующим образом структурировать. Таможенная деятельность в совокупности включает разработку государственной таможенной политики, формирование таможенно-тарифного механизма реализации государственной таможенной политики и практическую деятельность таможенной службы, нацеленную на реализацию утвержденного таможенно-тарифного механизма. Каждый элемент этой структуры достаточно самостоятелен и требует особого подхода к управлению им и обеспечению качества итоговых результатов. Государственная таможенная политика имеет целью определение политических установок для целенаправленного регулирования внешней торговли в национальных интересах государства. Она позволяет объединить усилия всех государственных органов и обеспечить единый подход к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности. Ее назначение - определить принципы, которыми должны руководствоваться все законодательные и исполнительные органы государственной власти, причастные к регулированию внешней торговли товарами и услугами. Таможенно- тарифный механизм регулирования внешней торговли создается с целью установления конкретных правил и условий импорта или экспорта тех или иных товаров и услуг. Его назначение - обеспечить реализацию государственной таможенной политики на основе использования комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли с учетом ограничений, вытекающих из внешнеэкономических обязательств государства: международных соглашений, норм, требований и правил Всемирной торговой организации. Практическая реализация комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли определяет смысл и целесообразность предыдущих этапов таможенной деятельности. Если на уровне государственной таможенной политики обозначаются проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности, идеология и принципы их решения, а на уровне формирования комплекса таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли конкретизируются задачи и методы решения проблем, то на уровне практической реализации разрабатываются инструменты и технологии реализации утвержденных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. 1 Государственная таможенная политика является частью внешнеэкономической политики государства и представляет собой систему мер, правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов в интересах защиты и развития национальной экономики. Для более точного понятия таможенной политики необходимо знать факторы, обусловливающие ее содержание. Все факторы, влияющие на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, а, следовательно, и на таможенную политику, можно условно разделить на политические, экономические, технические и организационные. К политическим факторам относятся: - образование центров силы, практикующих во внешней торговле использование двойных стандартов к другим участникам рынка; - образование и усиление региональных союзов и политических блоков стран, ориентированных на создание собственных правил внешнеторговой деятельности; - агрессивная торговая экспансия государств, обладающих развитой и устойчивой экономикой; К экономическим факторам, которые необходимо учитывать, следует отнести: - ускорение развития процессов как глобализации, так и регионализации мировой экономики;

Низкий уровень развития экономики Российского государства и ее однобокий (сырьевой) характер; - снижение уровня экономической (прежде всего продовольственной) безопасности страны, являющееся следствием многих причин, в том числе и ошибок в государственной таможенной политике; - необходимость содействия инновационным процессам развития машиностроения, сельского хозяйства, производств на базе высоких технологий; - недостаточность нормативно-правовой базы, определяющей требования, нормы и правила обеспечения безопасности товаров и услуг; - глобальный уровень коррупции и расширение масштабов организованной преступности. К техническим факторам, которые необходимо учитывать, следует отнести сравнительно невысокий уровень информационно-технического оснащения таможенных органов и участников ВЭД, не позволяющий повсеместно организовать электронное декларирование, ввести предварительный контроль и постконтроль, обеспечить эффективное применение системы управления рисками. 2 Реагирование государства на перечисленные выше факторы концентрированно проявляется в разрабатываемом на этот период бюджете страны. Состояние бюджета и его отдельных статей, структура доходов и расходов, наличие дефицита, не подтвержденных доходами статей расходов и другие характеристики бюджета дают основание для разработки программ развития внешнеэкономической деятельности как одного из инструментов оздоровления экономики и выработки соответствующей государственной таможенной политики. В то же время таможенная политика настолько важна, что процессам управления ее формированием должно придаваться особое внимание. К сожалению, этот аспект таможенной деятельности до сих пор не нашел должного решения. Считается, что таможенная политика формируется экспертным путем в процессе выработки таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, а не является специфическим самостоятельным объектом управления. Такой подход к выработке таможенной политики, по сути, явился одной из причин ее неэффективности. Если бы таможенная политика как совокупность принципов формирования таможенно-тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности на предстоящий плановый период была самостоятельным объектом управления, то, безусловно, в процессе ее разработки, согласования и принятия была бы использована возможность учесть те неудачи в экономике, которые мы сейчас наблюдаем. Таможенная политика как один из государственных инструментов регулирования экономики должна быть самостоятельным объектом управления и подвергаться воздействию всех функций управления - планированию, организации и регулированию. Как объект управления таможенная политика должна иметь и субъект управления, т. е. рабочий орган, призванный планировать государственную таможенную политику, разрабатывать проекты ее текстов, доводить государственную таможенную политику до утверждения законодательными органами и корректировать ее в процессе применения. Общие принципы таможенной политики должны быть трансформированы исполнительными органами власти в конкретные экономические или административные меры регулирования внешней торговли конкретными видами товаров или товарных групп. Однако неразвитость механизма формирования тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, неполнота и некомплексность использования всего арсенала этих мер не позволяют аффективно решать проблемы защиты национальной экономики. Для определения рационального сочетания таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли в качестве единого критерия оптимизации целесообразно использовать условный денежный эквивалент. Это позволяет применить обобщенную функцию полезности внешней торговли и на ее основе осуществлять поэтапную рационализацию сочетания мер таможенно-тарифного регулирования. При этом под рациональным сочетанием мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли конкретным товаром (товарной группой) понимается комплекс мер таможенно-тарифного регулирования, при помощи которого достигается обеспечение принципов государственной таможенной политики.

2. Понятие таможенных пошлин

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ па мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Таможенно- тарифная политика - основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот. 3 Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, но сути, платой за услуги. Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет. В настоящее время в России таможенные пошлины формируют порядка 20% доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна и составляет около 1 %. Таможенные пошлины выполняют три основных функции:

  • Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

3. Классификация таможенных пошлин

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам. Ввозные (импортные) пошлины – пошлины, которые накладываются на импортные товары при их выпуске для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Вывозные (экспортные) пошлины – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Транзитные пошлины – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. В фискальных целях эти пошлины используются лишь некоторыми развивающимися странами. С целью защиты экономических интересов страны могут устанавливаться

  1. Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа приостанавливается.
  2. Особые, которые состоят из специальных, антидемпинговых и компенсационных. Специальные пошлины – пошлины, которые применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям таких товаров. Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территории страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров. Компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и если импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке для того, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо они применяются как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. Таможенные пошлины классифицируются по происхождению как:

  1. Автономные – пошлины, ввозимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение введения таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.
  2. Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашений.
  3. Преференциальные (льготные) – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран. Цель преференциональных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:

  1. Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками.
  2. Переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органах государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий.

4. Таможенная политика России

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. Определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение. Целями таможенной политики России являются: 4 - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; - участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; - стимулирование развития национальной экономики; - содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; - иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема. Формирование таможенной политики любого государства, в том числе и России, предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство. Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких- либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера. На сегодняшний день в России одним из основных направлений таможенной политики является совершенствование системы применения защитных мер. Это касается вопросов применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот. Также одно из направлений таможенной политики Российской Федерации посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. В настоящее время разработана система таможенных льгот, которые позволяют стимулировать инвестиции иностранного капитала. Например, от уплаты ввозимых таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся к основным производственным фондам (исключение составляют подакцизные товары), ввозимые на территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными капиталовложениями. Введены льготные пошлины в отношении товаров, общее количество которых не превышает размера вклада иностранного учредителя. Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование правил определения таможенной стоимости товаров. Порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, неоднократно корректировались. Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России.

4298.7 +75.66 +1.79%.

Основные фондовые индексы Европы показали рост в понедельник, достигнув своего трехнедельного максимума, и этому способствовало подорожание нефти. Stoxx Europe 600 (сводный индекс крупнейших предприятий региона) вырос более чем на 1,7%.

FTSE100 (британский индекс) поднялся на 1,5%, несмотря на возросшие опасения касательно выхода страны из состава Европейского союза. Борис Джонсон (мэр Лондона) в воскресенье объявил то, что поддерживает идею выхода, нанося удар по кампании премьер-министра Дэвида Кэмерона, выступающего за то, чтобы его страна осталась в составе блока.

Пол Холлингсворт (экономист Capital Economics) сообщил: "Хотя мы считаем, что последует период временной экономической слабости, связанной с неопределенностью, в ходе проведения переговоров, мы полагаем, что в среднесрочной перспективе британская экономика будет процветать, останется ли Британия в составе ЕС или покинет его".

Markit - индекс деловой активности в производственном секторе Германии упал в феврале до значения 50,2 с показателя 52,3 (экспертами ожидалось снижение до уровня 52,0), а в секторе услуг вырос в этом месяце до 55,1 с 55,0 в январе (ожидания роста составляли 54,7).

В еврозоне предварительный композитный индекс менеджеров по закупкам упал до 52,7 в феврале с 53,6 в январе. PMI в секторе услуг еврозоны достиг 13-месячного минимума 53 по сравнению с 53,6 месяц назад. Экономисты ожидали, что показатель составит 53,4. PMI для производственного сектора еврозоны упал до 51 от 52,3 в январе.

Обзор акций. Европа

Лидеры:

Umicore SA (технологическая компания) - котировки подорожали на 7,2% после того, как аналитики UBS Group AG рекомендовали своим инвесторам покупать акции Umicore.

Associated British Foods Plc (L:ABF ) (пищевая промышленность, Великобритания) - акции выросли на 1,2% после того, как компания сообщила о повышении своего прогноза по прибыли на текущий год.

Home Retail Group Plc (крупный ретейлер Великобритании) - капитализация подскочила на 13% на фоне сообщений, что Steinhoff International Holdings Ltd. предложил за компанию 1,4 млрд. фунтов, что превысило сумму предложения от J Sainsbury (L:SBRY ) Plc. (после публикации этой новости в сети, акции J Sainsbury Plc упали на 2,3%).

Аутсайдеры:

Air France-KLM Group (авиаперевозчик Франции) - на 5,7% упали акции на фоне забастовки сотрудников в аэропорту Парижа.

HSBC Holdings (L:HSBA ) Plc (финансовая группа Великобритании) - котировки подешевели на 0,9% после того, как стало известно, что британский банк завершил четвертый квартал с убытком из-за сокращения доходов от кредитования.

Новостной фон. США

По итогам торгов в понедельник основные индексы США показали следующие результаты:

Dow Jones 16620.66 +228.67 +1.40%, S&P 500 1945.5 +27.72 +1.45%, NASDAQ 4570.61 +66.18 +1.47%

Ключевые фондовые индексы США показали рост более одного процента в понедельник, так как цены на нефть и другие сырьевые товары выросли. Котировки на нефть подорожала почти на $2, получив поддержку от отчета МЭА (международное энергетическое агентство) и данных по числу буровых установок от Baker Hughes.

Morgan Stanley: «Замедление роста спроса в последние месяцы является основной причиной нашего медвежьего ожидания, ребалансировка рынка займет дольше времени».

Markit - производственный индекс PMI (с учетом сезонных колебаний) достиг значения 51,0 в феврале, по сравнению с 52,4 в январе. Последний опрос указал на самое слабое общее улучшение условий ведения бизнеса в течение чуть более трех лет, индекс был также на совместном самом низком уровне с сентября 2009.

Dow Jones - в плюсе завершили торги 29 компании из 30, и больше остальных выросли акции United Technologies (N:UTX ) Corporation +4,77%, аутсайдером стали акции Exxon Mobil (N:XOM ) Corporation -0,29%.

S&P500 - все сектора зафиксировали рост, лидером оказался сектор основных материалов +2,9%.

Обзор акций. США

Boeing (N:) - акции выросли более чем на 1,9% после того, как корпорация заявила о том, что получила заказ на 25 пассажирских самолётов 737-700, общей стоимостью порядка $2 млрд по каталожным ценам. C 1 марта 2016 года место гендиректора Boeing займёт Деннис Мюленбург в совете директоров компании.

The Home Depot - котировки компании поднялись на 1% в ходе вчерашней торговой сессии, так как сегодня, перед открытием рынка, Home Depot предоставит финансовую отчётность за четвёртый квартал 2015 года. Эксперты, опрошенные FactSet (информационное агентство), ожидают прибыль в размере $1,10 на акцию при выручке в $20,4 млрд.

Новостной фон. Золото и нефть

Золото:

Цена мартовского фьючерса на золото на COMEX вчера упала до значения $1209,30 за унцию. Котировки на золото упали более чем на 1% ввиду того, что давление на цены оказывало укрепление доллара США.

Запасы золота в крупнейшем инвестиционном фонде SPDR Gold Trust в пятницу записали самый большой приток с августа 2011 года, а за неделю по 16 февраля спекулянты увеличили свои бычьи ставки по золоту до почти четырехмесячного максимума. Ожидания того, что ФРС не будет повышать ставку в этом году на фоне нестабильности мировой финансовой системы, так же оказывали влияния на котировки.

Нефть:

Котировки апрельских фьючерсов на нефть WTI выросли до значения $33,61 за баррель, на нефтяную смесь Brent выросли до уровня $34,86 за баррель.

Поддержка от отчета Международного энергетического агентства и данных по числу буровых установок от Baker Hughes стала основной причиной хорошего тренда вчера. Аналитики крупнейших банков снова предупреждают, что ралли нефти вряд ли будет продолжительным, так как избыток предложения в краткосрочной перспективе, вероятно, будет сохраняться.

Комиссия по торговле товарными фьючерсами США - хедж-фонды и другие спекулянты сократили число ставок на рост стоимости нефти, число длинных позиций на рост стоимости WTI за неделю, закончившуюся 16 февраля, сократилось на 5,3%, но WTI выросла на 3,9% - до $29,04 за баррель.

Портфельный управляющий Aviarex Trading, Артем Мурашко

В мировой практике финансовый рынок представляет собой единый механизм, объединяющий в себе банковский, микрофинансовый, страховой, валютный и фондовый рынки. В связи с этим, развитие финансового рынка происходит под влиянием различных факторов, к числу которых относятся как макроэкономические явления, так и основные тенденции в развитии данных секторов. Одной из неотъемлемых частей начала нового финансового года является подведение итогов. Какие же ключевые события повлияли на итоги по финансовому рынку за 2016 год?

В статье описаны основные тенденции развития финансового рынка и приведены предварительные итоги по секторам и по рынку в целом.

Макроэкономические показатели

По предварительным данным основным результатом 2016 года стали тенденции экономического роста, которые в начале года показывали нисходящую траекторию. Положительная динамика была обусловлена ростом во всех отраслях экономики, за исключением отрасли промышленности. Основными тенденциями развития экономики стали прирост чистого притока денежных переводов, рост цен на золото, снижение прироста цен на продовольственные товары, а также укрепление национальной валюты.

Однако на фоне положительных изменений наблюдались, в том, числе и отрицательные тенденции развития. Снизились показатели по внешнеторговому обороту страны, как в части экспортных поставок, так и в части импортных поступлений, что обусловлено вступлением Кыргызстана в ЕАЭС. Помимо этого, наблюдался рост дефицита бюджета в течении всего 2016 года, что вызвало беспокойство со стороны Международного Валютного Фонда.

Ключевыми событиями уходящего года, затронувшими все сектора финансового рынка стали: принятие программы дедоларизации экономики, создание гарантийного фонда для предпринимателей, осуществление пенсионных реформ, отмена максимального порога по внешнему долгу и принятие Бюджетного кодекса, согласно которому величина государственного долга будет определяться правительством КР с учетом международных показателей долговой устойчивости.

Банковский рынок

С принятием программы дедоларизации экономики, в банковском секторе произошел ряд значительных изменений. Был введен запрет для коммерческих банков республики по выдаче ипотечных и потребительских кредитов для физических лиц в долларах США, был проведен перевод валютных ипотечных кредитов в сомовые. Также был введен запрет на указание цены товаров и услуг в долларах США. Результатом принятия данных изменений стало снижение процентных ставок по кредитам в иностранной валюте по отношению к 2015 году и снижение уровня долларизации, как депозитов предприятий и населения банковской системы, так и кредитов клиентов банковской системы.

Одновременно с запретами на выдачу кредитов в долларах, также были проведены мероприятия по поддержке национальной валюты. Были повышены государственные гарантии по депозитам в национальной валюте, страхуемая сумма была увеличена со 100 тыс. сом до 200 тыс. сом.

Не менее важными событиями произошедшими в банковском секторе стали: появление нового участника рынка в лице ЗАО «Банк Компаньон», слияние двух головных крупных банков ОАО «Казкоммерцбанка» и ОАО «БТА Банка» в Казахстане (на отечественном рынке банки функционируют как две самостоятельные организации - ОАО «Кыргызкоммерцбанк» и ОАО «БТА Банк»), а также существенное за три последних года снижение учетной ставки НБКР до 5%.

2016 год по предварительным данным для банковского сектора охарактеризовался устойчивой тенденцией роста депозитной базы и кредитного портфеля.

Микрофинансовый рынок

На текущий момент в данном секторе наблюдается сокращение количества микрофинансовых организаций и кредитных союзов, что обусловлено в основном отзывом свидетельств об учетной регистрации из-за невыполнения требований. В связи с переходом ЗАО «Банк Компаньон» в банковский сектор произошло перераспределение долей, вследствие чего объем кредитного портфеля микрофинансового сектора уменьшился. Однако данное обстоятельство является положительной тенденцией, свидетельствующей о развитии участников микрофинансового сектора и о росте качественного показателя данного сектора над количественным.

Страховой рынок

Страховой рынок Кыргызстана в 2016 году характеризуется ростом числа страховых компаний, появлением новых направлений страховой деятельности, а также принятием ряда реформ в данной сфере. Одним из актуальных событий прошлого года для данного сектора стало вступление в силу Закон КР «Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий», а также изменение срока вступления в силу Закона Кыргызской Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств» (7 февраля 2019 года). Согласно данным ОАО «Государственная страховая организация» в 2016 году наблюдается положительная динамика роста количества заключенных договоров по обязательному страхованию жилья. Следует отметить, что наибольшая активность проявляется в сельской, нежели в городской местности.

Валютный рынок

Валютный сектор в 2016 году в сравнении с предыдущим периодом оказался более стабильным, с менее выраженными скачками курсов валют, что несомненно отразилось положительным образом на объемы международных резервов. По итогам 2016 года наблюдалось превышение объемов покупок над объемами продаж валют, вследствие чего образовалось положительное сальдо. Регуляторные действия НБКР положительным образом сказались на валютных курсах. Курсы валют доллара США и евро с начала года значительно снизились, в то время как курсы рубля и казахского тенге практически не изменились. 2016 год по сравнению с прошлым периодом привнес в данный сектор положительные изменения.

Фондовый рынок

2016 год в истории фондового рынка Кыргызстана запомнился как год рекордных объемов торгов, год возвращения в обращение забытых инструментов инвестирования и внедрения новых, год выхода на рынок новых компаний эмитентов и год активного развития рынка в целом.

2015 год на фондовом рынке КР ознаменовался самым большим объемом торгов за последние 7 лет, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 145% (4 млрд. сом). В 2016 году рекордный объем торгов 2015 года был превышен на 5,9 млрд. сом, составив по итогам года 9,9 млрд. сом. Объем торгов 2016 года стал рекордным за всю историю фондового рынка. Рост данного показателя был обеспечен в основном рынком акций и корпоративных облигаций.

В 2016 году самой крупной сделкой сектора акций на рынке ценных бумаг, стала сделка с акциями ОАО «Национальный Энергетический Холдинг Кыргызстана», объем сделки составил 6,2 млрд. сом. Помимо этого на рынке акций были проведены сделки с ценными бумагами коммерческих банков вследствие принятия постановления Правления НБКР о минимальном размере уставного капитала коммерческих банков.

На рынке корпоративных облигаций за 2016 год были осуществлены 3 эмиссии корпоративных облигаций: первая эмиссия ОАО Торговый Дом «Мин Туркун», ставка доходности по которому была установлена на уровне 22% годовых, вторая эмиссия облигаций ОАО МФК «Салым Финанс» со ставкой доходности 18% годовых и четвертая по счету эмиссия ЗАО «Кыргызский Инвестиционно- Кредитный Банк» ставкой доходности 14% годовых. Номинальная стоимость облигаций эмитентов составляет 1 000 сом. Облигации, выпущенные рассмотренными компаниями, на данный момент, успешно размещаются на первичном рынке и активно приобретаются инвесторами.

Следует отметить также еще одного эмитента, уже имевшего опыт по привлечению финансирования через рынок ценных бумаг. Подготовка по выпуску облигаций компании ОсОО «АЮ» началась еще в 2016 году, а с 5 января 2017 года началось размещение второго выпуска ценных бумаг на рынке. На сегодняшний день инвесторами приобретено облигаций компании «АЮ» на сумму более 50 млн. сом, при том, что объем выпуска составляет 100 млн. сом.

Особенностью корпоративных облигаций всех перечисленных компаний является нахождение в листинге Кыргызской фондовой биржи. Листинг является индикатором устойчивого финансового состояния компании, что в результате повышает уровень доверия инвесторов. Другим преимуществом листинга является то, что если ценные бумаги компании прошли листинг по категории Blue Chips (категория, следующая за наивысшей) инвесторы освобождаются от уплаты подоходного налога и налога на .

Одними из обсуждаемых новостей 2016 года на экономическом пространстве страны стали изменения в Налоговом Кодексе КР, затрагивающие фондовый рынок в том числе. Предполагалось, что льготные условия по освобождению от уплаты подоходного налога для физических лиц при покупке ценных бумаг категорий Blue Chips и International Listing согласно новым поправкам могут быть отменены. Учитывая то, что большинство инвесторов представлены физическими лицами и учитывая слабую развитость рынка ценных бумаг, данные изменения могли негативно отразиться на дальнейшее развитие и популяризацию инструментов фондового рынка. В связи с этим на текущий момент поправки не были введены.

В ушедшем году в каждом из секторов финансового рынка произошли существенные изменения, повлиявшие на рынок в целом. Вследствие чего, 2016 год для финансового рынка Кыргызстана и его отдельных секторов стал некой отправной точкой, с которой начнется новый виток его развития.

Айсулуу Жакыпбекова

Консультант-аналитик

Развитие финансового рынка является одной из важнейших задач государства. Экономический рост страны невозможен без доступности финансовых ресурсов для предприятий всех отраслей экономики, прежде всего за счет инструментов долевого и долгового финансирования и страхования рисков. В результате снижения доступности внешних источников финансирования и снижения цен на сырье с середины 2014 г. все большее количество организаций обращает внимание на внутренние источники финансирования. Поэтому задачи по стимулированию отечественных инвесторов и созданию благоприятных условий для их функционирования выходят на первый план на современном этапе развития финансового рынка.

На протяжении последнего десятилетия развитие российского финансового рынка происходило в условиях глобализации, роста интернационализации рынка ценных бумаг, увеличения количества и объемов трансграничных инвестиционных сделок, а также усиления конкуренции среди мировых финансовых центров. Если смотреть на динамику российского финансового рынка, то в процессе его развития были достигнуты положительные результаты: в 2012-2015 гг. отношение капитала к ВВП увеличилось с 9,4% до 11,1%, кредитов экономике к ВВП - с 41,6% до 54,4%, активов пенсионных фондов к ВВП - с 5,3% до 6,1%. Однако, по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами, российский финансовый рынок находится на достаточно низких позициях.

Например, в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности, который ежегодно рассчитывается Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), по итогам 2015-2016 гг. по сравнению с рейтингами предыдущих годов Россия заметно улучшила показатели фактора «развитие финансового рынка», который является составной частью итогового индекса. Однако этот показатель все же остается на весьма низком уровне (3,5 балла из 6), при этом Россия находится на 95 месте из 140 и значительно отстает от прочих стран БРИКС и G20. Наиболее низкие показатели отмечаются в устойчивости банков, регулировании фондовых бирж, финансировании через локальный фондовый рынок.

Согласно индексу финансового развития, разработанному Международным валютным фондом (МВФ) специально для оценки финансового сектора, Россия уверенно превосходит показатели развивающихся стран и находится на уровне стран БРИКС. При этом значительное преимущество по одним показателям (например, эффективности и доступности финансовых рынков) сопровождается отставанием по другим (например, глубине финансовых рынков и институтов и уровню эффективности институтов).

Представители МВФ отмечают, что слабой стороной российского финансового рынка является преобладание банковской системы, которая пока не может обеспечить достаточный уровень внутреннего кредитования, при незначительной доле активов некредитных финансовых организаций. Так, активы банков составили 102,7% от ВВП на конец 2015 г., в то время как активы прочих участников финансового рынка (страховые компании, ПИФ, НПФ) в сумме составили 12,3% от ВВП.

Также стоит отметить, что российский рынок акций, который в большей степени был сформирован в результате приватизации государственных предприятий, не смог стать источником массового привлечения капитала из-за низкого уровня доверия к корпоративному управлению. По итогам 2015 г. капитализация российского рынка акций составила 28,8 трлн руб. или 35,6% ВВП, что существенно ниже среднемирового уровня - 82,3% ВВП.

Другой проблемой российского финансового рынка является его низкая эффективность. Например, такой показатель эффективности банковской системы как соотношение депозитных и кредитных ставок сопоставим со средним уровнем развивающихся стран, однако относительно высокая доля непроцентных доходов или отношение накладных расходов к активам говорят о том, что банки вынуждены покрывать высокие издержки за счет доходов, не связанных с их основной деятельностью.

Указанные проблемы могут объясняться достаточно низкой активностью населения на финансовом рынке, высоким спросом на банковские вклады за счет простоты, привычности и доступности этого инструмента, предпочтением населения обращаться в кредитные организации, которые помимо стандартных банковских услуг предоставляют услуги на фондовом рынке, а также недоверием к некредитным финансовым организациям.

Кроме того, российский финансовый рынок характеризуется высоким уровнем концентрации активов: в среднем 10-15% компаниям отдельных сегментов рынка принадлежит 80% всех активов. При этом в последние годы эта тенденция усиливается за счет ухода с рынка мелких игроков или их объединения с другими компаниями. Например, количество кредитных организаций с 2012 г. по 2015 г. снизилось на 30% (с 956 до 733).

Таким образом, на сегодняшний день российский финансовый рынок менее развит не только по сравнению с рынками развитых стран, но и развивающихся. В большей степени это обусловлено недостаточно разработанной нормативно-правовой базой и нестабильной экономической ситуацией, а также недоверием населения к финансовым организациям и низким уровнем финансовой грамотности. В связи с этим Правительством РФ утверждена «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года», в которой смещается акцент с валового роста потребления финансовых услуг населением к росту удовлетворенности финансовыми сервисами, что будет способствовать долгосрочному росту финансовой индустрии.

Для развития финансового рынка России в настоящее время принимается ряд мер. Например, для повышения финансовой грамотности населения Министерством образования с 2016 г. вводится тематический модуль в обязательную школьную программу по предмету «обществознание». По прогнозам аналитиков, в повышении доступности финансовых услуг для населения и бизнеса сыграет роль ожидаемое снижение ключевой процентной ставки с текущего уровня в 10,5% до 9,5% к концу года. При этом некоторые банки уже начинают снижать ставки по кредитам: например, в июле 2016 г. Сбербанк снизил ставки по ипотечным продуктам на 0,5 п.п. до 12,5% годовых (или 11,9% для ипотеки с господдержкой). Кроме того, с 2016 г. Банком России снижен коэффициент риска по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства со 100% до 75%, что повышает их привлекательность для кредитных организаций.