Плюсы и минусы гчп. Константин Бесчетнов: Активное развитие ГЧП начнется с ликвидации коррупции

В последнее время в Казахстане много говорят об информатизации, инновационных программах и о новом виде отношений между IT компаниями и государственным заказчиком. Только как-то не особо верилось в то, что все это что-то изменит. Государственные органы не доверяют отечественным IT компаниям, так как обожглись и потратили миллиарды денег на нефункционирующие информационные системы. IT компании не в восторге от нереальных сроков и заказчика, который не может сформулировать свои задачи нормально. После видео-конференции стало понятно что все может изменится.
Этот пост о том, как прошла видео-конференции, о плюсах и минусах ГЧП и о том, что вселило в меня надежду на лучшее.

Приглашение

Несколько дней назад к нам в компанию пришло письмо от Национальной Палаты Предпринимателей . НПП пригласили IT-сообщество принять участие в


обсуждении сотрудничества Министерства образования и науки РК с казахстанскими разработчиками в сфере автоматизации и информатизации ведомства

Совещание проходило с участием Министра МОН РК Сагадиева Е.К.


Видео-конференция

За несколько лет разработаны законы , , призванные вывести страну из IT застоя. Видео-конференция с МОН РК пролила свет на некоторые аспекты этих законов.


Совещание было организованно с помощью обычного решения видеоконференцсвязи. Участие принимали все регионы Казахстана, экран в зале был разбит на 16 маленьких экранов и один побольше в центре. На повестке дня были 3 вопроса:

  1. О проекте «Единая система электронных журналов и дневников учащихся образовательных организаций Республики Казахстан «Күнделік».
  2. О потребности Министерства образования и науки РК в IT-системах (автоматизация процессов).
  3. Обсуждение (вопросы-ответы).

Все началось с выступления Ерлана Кенжегалиевича. Министр коротко рассказал о проблемах и задачах министерства и обрисовал видение вопроса об отношениях между МОН РК и IT компаниями. Все поставленные задачи на 2017 год можно найти .


В целом совещание оставило приятные впечатления. Были как положительные, так и отрицательные моменты.


положительное

  • открытость и честность министерства. Может быть я слишком молод и наивен, но мне хочется верить что все это делается искренне
  • подкованность Министра в сфере IT. Все было сказано по делу, видно было что он понимает о чем говорит
  • хорошая организация совещания. Кого нужно было прервать, вовремя прерывали. Шума и беспорядка почти не было. Участвовало около 150 человек.

отрицательное

  • плохая подготовленность коллег из IT сообщества. Создалось ощущение что все пришли пропиарить себя, или задать какой-нибудь каверзный вопрос, или просто поговорить с Министром. Почти никакой конкретики в вопросах не было
  • слишком сильно заострили внимание на электронных дневниках. Долго обсуждали вопрос с дневниками, но так и не было сформулированно четких проблем или решений. Обсуждение этого вопроса сбило с толку и повело обсуждение в негативное русло.
  • руководители многих IT компаний не пришли. В списке зарегистрировавшихся было гораздо больше людей. Видимо все считают это потерей времени

Сотрудничество с IT компаниями

Первое, что нужно упомянуть, это - МОН РК нуждается в IT-системах. Нуждается в недорогих, качественных, а главное в отечественных IT решениях. В основном стоят задачи автоматизации внутренних процессов и сбора данных. При этом рассматривается новый вид сотрудничества: аренда софта (ГЧП) и помощь административного характера.

ГЧП

ГЧП это - Государственно-частное партнерство. Полную информацию можно найти в Законе о ГЧП . Можно назвать это "арендой" софта, что позволяет распределить риски между заказчиком/пользователем и исполнителем. По-простому выглядит это таким образом:

  1. МОН РК сообщает что им нужно, освещает свои проблемы
  2. Бизнес реализует решение за свой счет
  3. Если МОН РК нравится решение, то они берут его в аренду. Ключевое слово - "Если".

Министерство не гарантирует что будет выбран именно ваш продукт. Договор "аренды" получит лучший продукт. Ерлан Кенжегалиевич особенно подчеркнул этот рыночный аспект - они не занимаются лоббированием интересов. Никаких монополий, все решает здоровая конкуренция.

Административная помощь

7) консультативное сопровождение проектов государственно-частного партнерства - услуги, оказываемые юридическими лицами по сопровождению проектов государственно-частного партнерства, определяемыми Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, включающие в себя разработку концепции проекта государственно-частного партнерства, конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, проекта договора государственно-частного партнерства, в том числе консультационные услуги в переговорном процессе между субъектами государственно-частного партнерства;

Со слов Министра, под помощью подразумеваются такие вещи:

  1. Консультативная помощь, ответы на вопросы и помошь в постановке задачи
  2. Некоторая помощь в маркетинговом плане. Тут в основном говорилось об официальных письмах, направленных руководству организаций и потенциальным покупателям. Причем заставлять покупать именно ваш продукт никто не будет. Будут просто давать рекомендации, помогать устраивать встречи с руководством и т.д. При этом никакой явной рекламы от МОН РК конечно же не будет.

Данные

Я не нашел подтверждения этому факту в Законе о ГЧП , но этот пункт стоит выделить особо. Со слов Министра, все разработанные системы как и их данные должны находится в серверной АО "НИТ". Звучит это довольно странно, создалось впечатление что исполнитель сам не сможет пользоваться собранными данным. Например в целях маркетинговых исследований и добычи знаний. Тем не менее была озвучена второстепенная задача о разработке API для публичного доступа к обезличенным данным.

Финансирование и оплата

МОН РК готово поддерживать IT компании, но не финансами и не лоббированием. Если ваш проект посчитают полезным и захотят им пользоваться, то будет оплачиваться своего рода "арендная" плата или плата за доступность .



2. Источниками возмещения затрат субъектов государственно-частного партнерства и получения доходов субъектами государственно-частного партнерства являются:
  • реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта государственно-частного партнерства;
  • субсидии от государства в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;
  • компенсация инвестиционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
  • компенсация операционных затрат по проекту государственно-частного партнерства;
  • вознаграждение за осуществление управления объектом государственно-частного партнерства, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом государственно-частного партнерства;
  • плата за доступность.

Минусы и плюсы ГЧП

По всему видно что ГЧП удобно в основном самому государству. Программа снимает почти все риски с заказчика, перекладывая их на бизнес. Руководителям бизнеса нужно сначала самостоятельно привлечь деньги, а уже потом заниматься реализацией, маркетингом и внедрением. Это повышает конкуренцию и это хорошо для всех нас, так и должно быть.


С другой стороны все это пока только на бумаге. Пока нет процедур, единой методики и компетентных экспертов. Непонятно кто и как будет оценивать технические задания и проекты. Все это оставляет место для нечестной игры и лоббирования. К тому же ничто не мешает коллегам из соседних стран заходить с готовыми решениями и получать свой кусок пирога.

Задачи для IT сообщества

Выделю лишь те задачи, которые показались интересными и те, которые выделил Министр:

  1. Задача сбора данных. Приветствуется любой способ сбора данных с абсолютно любых бизнес процессов МОН РК. Чем больше данных - тем лучше.
  2. Система аггрегации данных из системы бухгалтерского учета (например 1С) в школах. По сути это тоже относится к задаче сбора данных
  3. Ликвидация бумажной отчетности, заполняемой учителями общеобразовательных школ
  4. Задача пентестинга, обеспечения безопасности информационных систем и данных
  5. Оцифровка книг и переводы текстов между тремя языками: казахский, русский и английский
  6. Корпус казахского языка. Была затронута тема частотного анализа казахского языка. Например это требуется это для создания новой методики обучения казахскому языку
  7. Решения из области анализа данных
  8. Задачи интеграций между существующими информационными системами
  9. Поведенческий анализ учащихся. Видимо навеяно синими китами

Министр особенно выделил один вопрос - вопрос автоматизации сбора данных.

Что все это значит

Пропасть, образовавшаяся между IT компаниями и государством привела к застою. Разработанные информационные системы как телеге пятое колесо. Вместо хваленой автоматизации и оптимизации чиновникам приходится делать ручную бумажную работу и плюс к этому забивать бесполезные данные в бесполезные системы.


Нынешнее время требует от руководителей оптимизации внутренних процессов и максимальной эффективности ресурсов. Скорее всего об этом сейчас задумываются все нормальные руководители. МОН РК видит решение в автоматизации бизнес процессов, сборе данных и аналитике. Для IT индустрии это хорошо, у нас есть много работы:-). Единственная проблема что денег ни у кого нет.


Никто не хочет рисковать заказывая разработку нового софта, так как нет доверия нашей IT индустрии. Мы привыкли что у государства много денег, деньги выделялись направо и налево. Никто не следил за качеством реализации. В итоге получился замкнутый круг: IT сообщество не в восторге от государственного заказчика, потому что они "сами не знают чего они хочут". Чиновники не доверяют IT сообществу, так как мы все делаем "через одно место".


Однако последние события в Казахстане показывают, что чиновники осознают наличие пропасти между IT сообществом и заказчиком в лице госудраственных органов. Такие руководители, как Сагадиев, могут стать движущей силой развития новых отношений между IT индустрией и государством.


Хочется верить что наступает время настоящих рыночных отношений, время когда мы будем делать по-настоящему качественный софт, а руководители государственных органов и частных компаний осознают важность и полезность IT систем. Руководители начнут доверять нам, отечественным IT компаниями и прекратят покупать зарубежный софт. Мы должны и будем конкурировать с нашими странами-соседями за качество и цену реализации.

Вывод

Соотечественники, проектируйте и реализуйте качественный софт, в том числе и для государственного заказчика. Никто лучше нас не модернизирует наши государственные органы.

ГЧП -сравнительно новый институт привлечения государственных и частных средств, как вид сотрудничества, с целью получения взаимной экономической выгоды.

В настоящее время, государственно-частному партнерству, далее, ГЧП уделяется значительное внимание, как современному и стабильному механизму для реализации экономически выгодных проектов.

То есть, проще говоря, ГЧП-это способ привлечения частного капитала в государственные программы инфраструктуры.

История возникновения ГЧП в России.

Зарубежный интерес к ГЧП возник давно, примерно в 1552 году, во Франции, а во времена бурного строительства железных дорог активно использовалось и сейчас имеет успешный мировой опыт. В России же, первые частные инвестиции привлекались в конце прошлого столетия. И до 8 июля 2015 года не имели законного обоснования для существования.

На сегодняшний день, когда экономика нашей страны получила второе дыхание в виде изменения в отрослях коммунального хозяйства, развития инфраструктуры и строительства железнодорожных, автодорожных, трубопроводных объектов, требуется создание среднесрочного или долгосрочного ГЧП.

Рассмотрим основные формы существования ГЧП на территории России

1. Государственная (муниципальная) власть и бизнес выступают в равных правах сотрудничества;
2. Инвестиционный фонд РФ, как источник финансирования;
3. Государственная поддержка в виде развития Особых Экономических Зон;
4. Создание крупных корпораций с государственным и частным капиталом для приоритетных отраслей экономики (например, авиастроение);
5. Создание инновационного проекта путем формирования замкнутого цикла производства со смешанным инвестированием;
6. Бестендерное участие в проектах социального сектора за счет частного капитала.

Важным моментом является то, что для заключения контракта не требуется участия в тендерах.

Нужно понимать, что денежные средства от частного инвестора, вложенные в государственный (муниципальный) проект-это долгоиграющая история и возврат денежных средств осуществляется не так скоро, как ожидается в краткосрочных тендерных проектах.

Задачи ГЧП:

Создание инвестиционно привлекательного климата;
-организация притока частного капитала путем перераспределения инвестиционных ресурсов;
-финансирование значимых проектов на долгосрочной основе с целью развития новых отраслей;
-диверсификация экономики, развития импортозамещающих программ.

Принципы ГЧП:
-соблюдение государственных интересов и "капитала", как соучредителей;
-доходность, эффективность, траспарентность, отчетность;
-системность и оперативность;
-социальная ответственность;
-законность.

Плюсы и минусы существования ГЧП в России.

Из преимущественных плюсов выделяются:
1. Инвестиционная привлекательность на продукцию или услуги ГЧП будут востребованы на законодательном уровне в рамке Закона о Бюджете;
2. Государство имеет дополнительные источники финансирования бюджетных социальных программ, за счет деятельности ГЧП;
3. Увеличение налогооблагаемой базы;
4. Улучшение социально-экономической ситуации региона;
5. Отсутствие конкурентной базы (отсутствие тендеров);
6. Получение прибыли за эксплуатацию объекта на протяжении длительного времени;
7. Возможность гибкого сотрудничества с выбором удобной формы существования ГЧП;
8. Стабильная возвратность инвестиций.

Из минусов:
1. Не смотря на законность ГЧП, со стороны силовых структур может возникнуть «туманность» юридической составляющей проекта;
2. Длительность проекта (от 3 до 50 лет);
3. Слабый потенциал частного сектора и низкая готовность к инвестированию проектов.

В заключении, учитывая юридические и практические подходы к оценке ГЧП, следует отметить актуальность его развития в России, как показателя высокого экономического потенциала в стране. Основываясь, на зарубежный опыт, российское ГЧП, прежде всего, направлено на развитие предпринимательства. Предприниматели минимизируют свои риски и обеспечивают бизнес государственными заказами.

ГЧП является экономически выгодным механизмом по привлечению частных средств в бюджет и создает экономическую модель эффективного и рентабельного предприятия в секторе бизнеса.

Но помимо преимуществ, которые государство получает от реализации проектов ГЧП, существует и обратная сторона воздействия такого вида сотрудничества.

Масштабность и долгосрочность проектов ГЧП порождает длительную и трудоемкую процедуру проведения конкурсов, бюрократические преграды, затрудненность в планировании, прогнозировании и предвидении потенциальных проблем.Сазонов В.Е. Преимущества, недостатки и риски государственно-частного партнерства // Вестник РУДН. 2012. № 3. С. 104. Бюрократизация процедур в сочетании с низкой и долгосрочной окупаемостью проектов может негативно повлиять на желание частного сектора сотрудничать с государством. Кроме того, заключение полного контракта на длительный срок лишает его гибкости, поскольку неизвестно, какие изменения могут произойти в экономике и в стране в целом. Неполный контракт так же не является выходом из ситуации, так как создает сферу неопределенностей и возможностей для уклонения от выполнения условий контракта.

С одной стороны, обладание частного сектора эффективными инструментами управления, знаем рынка и осведомлённостью о выгодных инвестиционных возможностей является одним из преимуществ ГЧП, как уже было сказано ранее. Но, с другой стороны, это порождает возникновение ассиметричной информации, где бизнес выступает агентом, а государство - принципалом (теория агентских отношений). При таких отношениях возможно возникновение оппортунистического поведения со стороны частного партнера: обман, мошенничество, уклонение от выполнения обязательств, "нечестные намерения". "Отсутствие у государства исчерпывающего понимания истинной цены проектных рисков могут приводить к существенному удорожанию проекта".Сазонов В.Е. Преимущества, недостатки и риски государственно-частного партнерства // Вестник РУДН. 2012. № 3. С. 105. Это влечет за собой еще один недостаток ГЧП - неоправданная высокая стоимость капитала и завышенная стоимость самого проекта с целью извлечения большей прибыли частным партнером.

Еще одним проблемным аспектом ГЧП остаются риски. Формально они делятся между партнерами, но на самом деле большая часть рисков лежит на государстве. В случае возникновения сложностей, непредвиденных финансовых и иных трудностей в первую очередь все бремя перекладывается на государство, поскольку оно имеет обязательства не только перед частным партнером, но и перед гражданами, на благо которых осуществляется данный проект.

Сазонов В.Е. также выделяет такой недостаток как "злоупотребление использованием контрактов государственно-частного партнерства в ущерб выполнению органами государственного управления и органами муниципального управления своих публичных функций". Имеется в виду, неоправданное привлечение бизнеса к выполнению государственных задач. Такое злоупотребление опасно еще и возможным присутствием коррупционной составляющей. ГЧП имеет много слабых мест, подверженных возникновению коррупции на любом этапе планирования и реализации проекта: контроль за целевым использованием выделенных средств недостаточен и непрозрачен.

Итак, несмотря на множество имеющихся преимуществ ГЧП обладает также широких кругом недостатков, которые в отдельных ситуациях могут перевесить достоинства и привести к негативным эффектам и отрицательным результатам. Чтобы не допустить подобного необходимо, во-первых, иметь четкое представление о возможных проблемах и угрозах, а, во-вторых, создавать такие условия, чтобы их вероятность их возникновения сводилась к минимуму.

По мнению Щадриной Е.В. и Виноградова Д.В., например, основой оптимального контракта ГЧП выступает консолидация ресурсов (ни одна из сторон не может обладать относительным преимуществом по всем ресурсам) и принцип партнерства, который предполагает, что "рамки стандартных отношений государства и частного бизнеса могут быть расширены, чтобы дать партнерам больше гибкости в решении вопросов".Шадрина Е.В., Виноградов Д.В. Законодательство о ГЧП: экономическое обоснование и мировая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 175.Принцип партнерства может выражаться в том, что помимо предоставления явных финансовых гарантий, государство также может объявить о приоритетности проекта и его поддержке вплоть до его завершения, что значительно облегчит бизнесу процедуру выдачи банковского кредита, или в сокращении информационных издержек путем разрешения предоставления упрощенной отчетности (в соответствии с законодательными нормами) и улучшения каналов обмена информацией.

Согласно выше упомянутым авторам, ГЧП имеет место быть, когда высокие производственные издержки и рыночные барьеры входа на рынок, а также дорогостоящее и неэффективное проведение мониторинга и аудита, требующее дополнительных затрат.Шадрина Е.В., Виноградов Д.В. Государственно-частное партнерство как форма организации бизнеса // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 11.