Национальная экономика. Предмет теории национальной экономики

Национальная Экономика- это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально- экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используется функциональные, территориальные я и отраслевые признаки.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которым располагает данное государство: человек, природа, капитал.

Национальная Экономика включает в себя две группы отраслей:

    Материального производства – относится к промышленности, сельскому и лесному хозяйству, к транспорту, связи, строительству, торговле, и общественному питанию

    Социальной сферы – относится к образованию, фундаментальной науке, здравоохранения, культуре, желищно-коммуникальному хозяйству, бытовому обслуживанию, спорту, туризму.

Это легло в основу деления н.э. по отраслевому признаку.

Национальная Экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих сельскую хозяйственную деятельность на определенной территории страны – это легло в основу деления национальной экономике по территореальному принципу. РФ территориальность состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы.

Основная цель национального развития - обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста (повышение заработной платы, выработка мер антиинфляционной политики, понижение уровня безработицы и т.д.)

Для достижения основной цели макроэкономического развития государство разработала систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющую экономическую политику.

К числу основных инструментов экономической политики относятся бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная система.

Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментами различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития. В условия рыночной экономике используются монетарные и фискальные виды экономической политики.

Монетарный подход связан с достижением представлен в макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.

Фискальный подход осуществляется путем манипуляций в области налогов и бюджетной системы.

Сущность, основные черты макроэкономики.

Выделяется два уровня развития национального хозяйства:

    микроэкомика

    макроэкономика

Микроэкономика – сориентирована на проблемы обособленных экономических единиц, самостоятельно принимающих решения и действующих исходя из собственных интересов и ситуаций, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов.

Макроэкономика – это целостная экономическая система, представлена совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие их устойчивое взаимодействие.

Для макроэкономике характерна экономическая целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделение труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли производства и регионы.

В рамках целостности экономические агенты связаны между собой то ли рынком, то ли общей экономической программой, объединяющий участников экономического процесса.

Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на контрагентов экономики.

Можно выделить две важнейшие группы методов воздействия на хозяйственных субъектов:

    прямого или косвенного регулирования

    экономического или внеэкономического «воздействия» на частников экономического процесса.

Методы прямого регулирована предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить «обязующие» решения.

Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще всего «взаимодействуют» с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях.

Методы экономического «воздействия» - прежде всего стимулирующие методы, как правило, связаны с заинтересованностью экономических субъектов в предпринимательской деятельности, направляемая зависит от уровня получаемых доходов и выплачевыемых налогов.

Чем больше материальной заинтересованности, тем больше « устремленность» в предпринимательскую сферу, эффективнее ее результаты.

Внеэкономические методы – это директивные, обязательные, так называемые «административные» методы, основанные на « директивных сверху», имеют широкое распространение в условиях централизовано управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут в каждой экономической системе.

Существуют различные подходы к оценке и определение роли макроэкономики в экономическом процессе.

Важнейшая – обеспечение эффективного функционирования экономики.

На ряду с общей можно выделить систему основных ориентиров:

    определение объективного обособленных особенностей макроэкономической конъюнктуры

    разработка политики механизмов и инструментария, обеспечивающих эффективное функционирования экономики

    по мере необходимости – определение не посредственных участников процесса.

Вместе с тем необходимо определение ряда других параметров, которые не могут быть решены на макроуровне.

В частности, исследователи выделяют три важнейших проблемы, требующих решение на макроэкономическом уровне:

1. обеспечение устойчивого экономического роста

2. полной занятости ресурсов

3. минимизации инфляций.

На макроуровне формируется кредитно денежная, финансовая политика, в значительной мере – социальная политика, играющие важнейшую роль в экономике, во многом обеспечивающие ее эффективность.

Например, макроэкономические факторы – инфляция, налоговая, инвестиционная политика и др., оказывают влияние на макроэкономические решения хозяйственных структур, связанны с их потребительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т.д.

Таким образом, микро- и макропроцессы тесно взаимосвязаны, переплетающимся в воспроизведенном процессе, взаимодействуют как части и целое.

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве .

В рыночной экономике производится огромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их создания участвуют различные факторы производства, собственником которые являются известные нам основные субъекты рыночной экономики. Владельцы факторов получают доходы, величина которых в конкурентной экономике соответствует приделу продукта данного фактора в денежном выражении (MRP). Но доходы одних субъектов, являются расходами других, поэтому в макроэкономической теории принято говорить о кругообороте в масштабах национальной

Экономике.

Денежные потоки

Реальные потоки

На схеме видно что по часовой стрелки от дом. хозяйства через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства (усл.труда, капитала, земли, предпринимательства) В свою очередь, через ранок благ от фирм к домашнему хозяйству, поступают различные материальные и нематериальные блага: продовольствие; автомобили, различные виды сервисного обслуживания и т.д. Этот процесс также происходит на нашей схеме по часовой стрелке. Но движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечно продукции оплаченных денежными потоками. Поэтому против часов стрелки пунктирными линией показано встречными движении денежных средств. Для дом. хозяйства – это доходы, а для фирм эти платежи эти платежи за конечные товары и услуги. Для дом.хоз. эти денежные суммы представляют собой расходы, но для фирм они являются доходами. Таким образом, здесь показано циркуляция реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике. Если же помимо фирм и дом. Хозяйств вести государство, то оно взимает налоги с фирм и дом. Хоз., представляя вместе с эти транссферы и субсидии. Кроме того, государство закупает на рынке благ - производственные фирмы.

Ответ

В рамках курса национальной экономики изучаются явления и процессы, связанные с функционированием экономической системы определенной страны. Кроме этого, в рамках предмета национальной экономики отчасти рассматриваются проблемы эволюции, а также перспектив развития хозяйственной системы страны.

Деление экономической науки на микроэкономическую и макроэкономическую составляющие, сложившееся в середине прошлого века, отводит предмету «национальная экономика» особое место в разделе «макроэкономика» как рассматривающему один из наиболее крупных хозяйственных объектов – хозяйство страны в целом. Таким образом, национальная экономика фактически является составной частью экономической теории как фундаментальной науки о хозяйстве.

Проблемы, изучаемые в рамках национальной экономики, являются также объектом для изучения других научных дисциплин – демографии, экологии, политологии, регионалистики, экономической истории.

Особенно тесно связан с национальной экономикой предмет экономической географии, в рамках которой изучаются фактически те же самые проблемы, за исключением финансовой составляющей хозяйственной системы.

Внутреннее членение предмета национальной экономики не является общепринятым и устоявшимся; тем не менее можно выделить в структуре науки такие разделы, как «природно-ресурсный потенциал страны», «отраслевая структура национальной экономики», «финансовая система страны», «экономические районы страны».

Имеется термин-синоним, которым также можно обозначать национальную экономику, – в зависимости от государства, хозяйственная система которого подвергается анализу, можно говорить об экономике России (как в данном случае) или об экономике любой другой страны.

В рамках изучения национальной экономики используются общенаучные методы исследований – такие, как индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Важнейшую роль играет сбор и обработка статистической информации, являющейся основой для межрегиональных сравнений. Использование экспериментального метода в рамках национальной экономики, как, впрочем, и вообще в макроэкономике, является затруднительным, поскольку в данном случае достаточно сложно создать условия, необходимые для чистоты эксперимента.

К числу основных функций национальной экономики относятся познавательная, прогностическая, прагматическая (практическая), а также связанная с последней нормативная функция. Она выражается в том, что ученый, вооруженный знанием экономических процессов, происходящих в стране, в состоянии предлагать способы решения тех или иных проблем, возникающих в процессе функционирования хозяйственной системы.

В качестве особой функции многие ученые выделяют также этическую функцию, выражающуюся в выявлении особых принципов и норм поведения как макро-, так и микросубъектов в рамках их взаимодействия на национальном рынке.

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

1. Программа курса «История экономики» Тема 1. Введение в историю экономикиПредмет истории экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии. Современные трактовки предмета.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1.1. Предмет истории экономики и его эволюция Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора

3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

2. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

2. Структура национальной экономики Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.Выделяют следующие виды структуры

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

5. Отраслевая структура национальной экономики Отраслевая структура национальной экономикизаключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

42. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

1. Структура национальной экономики Национальная экономика государства – совокупность воспроизводственных пропорций, которые необходимо соблюдать для динамичного и эффективного функционирования государственной системы.При нарушении гармоничного соотношения

Из книги автора

1. Макроэкономика: предмет и методы Экономика – понятие широкое, поскольку она может включать хозяйственную деятельность и операции разного уровня (административного масштаба). В соответствии с этим экономика имеет несколько уровней:1) номоэкономика (или хомоэкономика)

Из книги автора

Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика

Из книги автора

Вопрос 1 Предмет, методы и функции курса мировой экономики Ответ В рамках курса мировой экономики изучаются явления и процессы, связанные с взаимодействием тех аспектов деятельности национальных экономик, которые так или иначе связаны с международным рынком, а также

Из книги автора

1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции

Из книги автора

Вопрос 87 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели,

Экономическая история

Одним из наиболее значимых разделов экономических знаний, распознающий уровень развития специалиста, именуется экономическая история . Изучение экономических проблем, затрагивающих ранние периоды существования человечества, и главных научных направлений экономической теории актуальных на данный момент предоставляет нам опыт необходимый для понимания фундаментальных процессов в экономической жизни общества. Так как экономическая мысль изначально не была отделена от иных форм мышления об обществе, то найти ответ на вопрос; когда впервые человек начал размышлять над экономическими явлениями и что принять за начало науки, считается затруднительным.

Различные историки, например, Д.И. Роэенберг в своей книге, вышедшей в 1940 г., начинал отсчет с древних греков. Для других авторов истоки экономической мысли обнаруживаются еще раньше: в древнеегипетских папирусах; в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских "Ведах". Не одно экономическое наблюдение можно обнаружить в Библии . В ней описано толкование экономической жизни древних евреев и иных народов, проживающих в Палестине. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей. Американский историк экономических учений, профессор Дж.Ф. Белл посвящает Библии большую главу.

В поэмах Гомера можно найти описание древнегреческого общества, находившегося в состоянии глубокого распада первобытнообщинного строя и формального рабовладения. Самые различные экономические наблюдения малозаметно отражены в интересном рассказе об осаде Трои и странствиях Одиссея. Вышеназванные источники экономисту приходится рассматривать, прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Воспринимать их как памятник экономической мысли в первую очередь нежелательно. Поэтому, например, Жумпетер, назвавший свою книгу историей экономического анализа, начал с доводов классических греческих мыслителей.

Аристотель и его вклад в развитие экономики

Можно заметить, что в произведениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были осуществлены первые случаи теоретически осмыслить, экономическое положение греческого общества. Слово экономия (ойкономиа от слов "ойкос" - дом, хозяйство, и "номос" - правило, закон) является заглавием сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такое значение (наука о хозяйстве, домоводство) это слово имело на протяжении всего существования. Греки присваивали ему ограниченный смысл, примерно как наше домоводство. Но если вспомнить, в древности дом влиятельного грека можно было сравнить с мини государством, так как процветало рабовладельческое хозяйство. Аристотель придавал термину "экономия" и производной от него "экономика" похожее значение. Он первым проанализировал взятые за основу экономические явления и закономерности развития древнегреческого государства. Достижением Аристотеля-экономиста является то, что он впервые обнаружил определенные категории политической экономии и отметил наличие взаимосвязи между ними. Аристотель выявил два вида товара : потребительскую и меновую стоимость и проанализировал время происхождения обмена. Им был поставлен вопрос, на который на протяжении всего существования политической экономии не был дан однозначный ответ: чем определяются соотношения обмена? Он видит в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно ищет какую-то общую основу.

Замечание 1

В "Никомаховской этике" Аристотель пишет: «Действительно, не из двух врачей образуется общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и неравных; Но таких-то людей и должно приравнять. Поэтому все, что подвергается обмену должно быть как-то сравнимо... Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Итак, расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как относится к сапожнику».

Аристотель ввел понятие "хрематистика" (от слова "хрема" имущество, владение) - это искусство наживать состояние. Аристотель считал экономику естественной хозяйственной деятельностью, осуществляющейся в связи с производством жизненно необходимых средств. Границы производства также естественны - это разумное личное потребление человека. Античный метод производства Аристотель называл противоестественным потому, что в желании наживать состояние, никогда не бывает предела, так как целью-то оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся обменом, хотят увеличить свои капиталы до бесконечности.

Замечание 2

Интересное изменение трактовки хремастики как термина можно отметить в средние века, когда ученые-схоласты были противниками ростовщичества и воспринимали торговлю, как противоестественный способ обогащения. Но с развитием капитализма все способы обогащения стали восприниматься обществом как естественные, допускаемые "естественным правом". На этой основе в XVII-XVIII вв. В социально-экономической мысли возникла фигура homo oeconomicus - экономического человека , мотивы всех действий которого могут быть сведены к умению общаться.

Появление и развитие политической экономии

Замечание 3

Понимание термина "экономика" как домоводство просуществовало до XVII в. Человека, который впервые ввел асоциально-экономическую литературу термина "политическая экономия", звали Аннтуан Монкретьен де Ваттевиль. Небогатый французский дворянин написал одно из первых во Франции и в Европе сочинений, посвященное экономическим проблемам - "Трактат политической экономии" , который вышел в 1615. Основной его мыслью являлась попытка повлиять на правительство и убедить его в необходимости всестороннего покровительства французским промышленникам и купцам. Все помыслы Монкретъена были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности.

На протяжении 150 лет после Монкретьена политическая экономия зачастую воспринималась как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемыми, в основном, абсолютными монархами. Только при Адаме Смите, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, в частности, об экономических отношениях классов. В последние десятилетия XIX века термин "политическая экономия" на западе стал заменяться термином "экономика". При этом, само понятие «экономика» - в смысле наука о законах развития хозяйства, приобрело два смысла: с одной стороны, все более выраженный теоретический уровень экономических исследований - стало предметом "Экономикс", с другой стороны, стал все более проступать практический характер экономических исследований.

Экономические науки стали охватывать все многообразные отрасли звания об экономических процессах: организацию производства, труда, сбыта продукции, финансирования на предприятиях и т. д., и выделились в отдельные страши экономических исследований. Такое разделение дало свои положительные результаты.

Оно дало возможность в экономической теории сместить акценты с социального содержания "политической экономки" на поиск общих принципов экономического использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимальных материальных потребностей человека. Социальная нейтральность политической экономии открыла новые возможности и направления развития экономической теории. В руках экономиста Англии Меягера и Виэера в Австрии, Вальраса в Швейцарии, Дж.Б. Кларка в США "старая" политическая экономия обогатилась субъективистскими подходами к рассмотрению с мощным математическим аппаратом. Современный американский историк экономической мысли Б. Селигмен писал, что Джевонс "успешно освободил политическую экономию от слова - математическая и превратил экономику в науку, изучающую поведение атомистических идей общества в целом".

Замечание 4

В своей важнейшей работе "Теория политической экономии", опубликованной в 1871 году, Джеванс писал: "Моя теория по своему характеру является чисто математической. Теория заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения капитала, процента, труда и всех количественно определенных понятий, относящихся к повседневной работе промышленности".

Новые подходы значительно обогатили науку и повысили значимость теоретического уровня экономических исследований. Начиная с XIX века, термин "политическая экономия" начал закрепляться за марксистской экономической теорией, которая все больший упор стала делать на социальном аспекте экономических закономерностей развития общества. Исследуя в первую очередь различия экономических систем, экономисты-марксисты сосредоточили внимание на идее неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, на преимуществах социализма. Узость политизированного подхода составляла главный недостаток на этом направлении развития экономической теории. Изменения в названии науки отражают эволюцию ее содержания. Ученые, занимавшиеся исследованиями в области экономической теории, всегда пытались ответить на вопросы, поставленные эпохой. Эволюция экономических теорий, школ отражает развитие самого человечества. Первой школой в истории экономической мысли считается, меркантилизм (от итальянского "мерханте" - купец). И меркантелюма главенствовал и в XV-XVII веках (в значительной мере в ХVIII веке). Меркантилизм делится на ранний - монетаризм , и поздний - протекционизм .

Термин «национальнаяэкономика» обозначает, вопервых, научную дисциплину, вовторых, объект (предмет), который она изучает.
Объект изучения национальной экономики (экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.
Формирование национальных экономик начинает набирать силу в эпоху промышленной революции, на основе которой возникло массовое производство со свойственной ему глубокой специализацией и кооперацией производства. Именно эти процессы сделали зависимыми друг от друга работающие самостоятельно предприятия и отдельные регионы и привели к образованию феномена «национальная экономика». Появились и отдельные гипотезы об особенностях национальных путей развития стран. Однако как научная дисциплина «национальная экономика» в систематическом виде фактически поя
вилась лишь в XX в. Именно тогда появилась возможность анализировать развитие страны и ее особенности на фундаментальном статистическом материале. В самом деле, еще до Первой мировой войны ни в одной из развитых стран не существовало скольконибудь систематического учета результатов производств и потребления страны в целом, хотя в трудах ученых и XIX в. приводятся многие статистические данные по этим вопросам.
Будучи единым хозяйственным организмом, национальная экономика отличается сложной структурой с различными иерархическими подсистемами. Поэтому курс национальной экономики отражает субординированную взаимосвязь хозяйственных процессов страны и особенности их протекания на макро, мезои микроуровнях. На результаты хозяйствования влияют не только экономические ресурсы, но и неэкономические факторы. Поэтому национальная экономика как научная и учебная дисциплина включает в себя все смежные понятия, категории и законы гуманитарных наук, отражающие факторы, под воздействием которых происходит экономический рост страны. Это касается факторов, условий и проблем, касающихся географического положения страны, демографии, этнографии, социологии, политологии и т.д.
Курс «Национальной экономика» не дублирует проблемы, раскрываемые в учебниках «Экономикс» и «Политическая экономия». «Экономикс» фиксирует внимание на стандартных принципах взаимодействия различных рынков и на общих подходах экономической политики государства к повышению эффективности экономического роста. «Политическая экономия» рассматривает эти же явления под углом зрения воспроизводственных условий и развития социально-экономических противоречий. Однако реальная жизнь отдельной страны богаче стандартного описания хода экономических процессов. Курс «Национальная экономика» показывает, каким образом должно осуществляться соединение теоретических подходов к экономическому развитию с реальными процессами функционирования ее как живого организма. Поиск путей процветания конкретной национальной экономики возможен лишь на базе изучения единства единичного, особенного и общего в хозяйственном развитии.
Курс «Национальная экономика» отражает научные подходы к определению стратегического развития страны, исходя из набора ее конкурентных преимуществ и слабостей развития. Каждое государство пытается решать в конкретноисторическом периоде, как усилить свои преимущества и устранить слабости развития национальной экономики. Такой подход делается особенно важным при нарастании процессов глобализации мирового рынка. Использование национальных экономических факторов успеха в данной конкретной ситуации становится возможным, если страна определится с возможностями своего потенциала и обеспечит долгосрочный процесс его возрастания, своевременно устраняя угрозы его ослабления. На этих принципах строятся эффективные национальные стратегия и политика страны. Будучи научной основой для выработки национальной долгосрочной стратегии страны, курс «Национальная экономика» отличается своим предметом от «Экономикс», в котором заостряется внимание в основном лишь на принципах коррекции уже сложившейся хозяйственной конъюнктуры.
Курс «Национальная экономика» не может обойти взгляды различных экономических школ на ход развития разных стран, в том числе и тех, которые стали их колыбелью. Это касается классической, исторической, социальной и марксистской школ. Естественно, в предлагаемом учебнике значительное место отводится российской школе экономической мысли, которая пытается осмыслить специфику развития хозяйства России.
Выработка национальной экономической стратегии может стать эффективной, если она учитывает общие процессы, происходящие в экономиках одного типа, строится на понимании логики их хозяйственного развития и основ функционирования национальной модели. Национальные модели обладают существенными особенностями. Они характеризуются определенной повторяемостью для стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства, рынков и способов включения в мировое хозяйство. Поэтому курс «Национальная экономика» содержит описание национальных моделей развития как преломление общих и специфических особенностей страны.
Специфика круга задач, рассматриваемых в курсе «Национальная экономика», предопределили методологические принципы и методику их освещения. Они направлены на рассмотрение народного хозяйства страны как сложной динамической системы - системы управления, состоящей из подсистем, единства единичного, особенного и общего. Универсально не только наличие общих закономерностей и тенденций, но и своеобразие национальных экономических систем. При этом выделяются особые способы реализации общих закономерностей развития, их преломление в конкретноисторических условиях, учитывая индивидуальные черты каждой страны. Такое направление экономического анализа опирается на эволюционный подход в рассмотрении хозяйственных механизмов национальных экономик, поскольку их специфика во многом определяется этапом развития народного хозяйства каждой страны.
В представленном курсе национальная экономика рассматривается через призму развития экономического строя России, взаимодействия производства, распределения, обмена и потребления. Курс национальной экономики является основой разработки стратегии устойчивого и сбалансированного развития России, которая строится на основе учета особенностей российского национального рынка, легитимности государства и рынка, экономического строя, его достижений и реальных деформаций, потенциала, конкурентоспособности, темпов и пропорций воспроизводства, институциональных орнов. Поэтому все это включается в предлагаемый курс национальной экономики. Стратегическое развитие предполагает использование научного прогнозирования.
Эффективная национальная стратегия развития России должна учитывать специфику сформированных институтов и мотиваций человека и функционирующих субъектов хозяйствования. Не следует забывать, что именно мотивации прокладывают дорогу реальным хозяйственным процессам. Для России это особенно важно, поскольку появились новые собственники с новыми мотивациями.
Экономика России - многоуровневая система, включающая систему федеральных, региональных и муниципальных экономических взаимоотношений.
Исторически Россия формировалась как многонациональная страна. Проблемы объединения интересов различных народов всегда имели для нее первостепенное значение. Поскольку Россия - многонациональное государство, ее национальная экономика - это экономика не отдельной нации, а всех россиян. Она отражает интересы всех народов, населяющих Россию.
Основой национальной экономики является ее социально-экономическая система. Эта система характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Она определяется хозяйственным строем, т.е. способом организации и саморегулирования хозяйственной жизни. Конституирующую роль играют частная собственность, конкуренция, а в системе внеэкономических отношений - властные функции государства. Система воспроизводит соответствующие институты общества: экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. По мере развития производительных сил институты и механизм их функционирования претерпевают изменения.
Для российской экономики всегда было характерно противоречие между богатыми природными ресурсами и уровнем ее экономического и социального развития. На территории России находится 2/з полезных ископаемых мира. Природноресурсный потенциал в расчете на душу населения в России в 2-2,5 раза превышает значение этого показателя для США, в 6 раз - Германии, в 18-20 раз - Японии. Она занимает седьмое место по численности населения. Однако по уровню ВВП на душу населения Россия находится на 40м месте, по благосостоянию - на 51м месте, по ИРЧП (индексу развития человеческого потенциала) - на 57м месте (ИРЧП = 0, 778) и входит в группу стран со средним уровнем этого показателя. Своеобразие России состоит в том, что она в своем развитии ориентирована на переход к постиндустриальному обществу. В то же время по ряду показателей ее можно отнести к группе развивающихся стран.
При изучении национальной экономики России и тенденций ее развития необходимо учитывать, что Россия представляет собой общество, в котором переплетаются различные техникотехнологические уклады, формы собственности, социальные группы населения. Существуют социально-экономические различия между городом и деревней, регионами. Значительная часть населения живет за чертой бедности. На долю теневой экономики приходится более "/4 ВВП.
Национальная экономика может быть закрытой и открытой. Экономика России - это открытая экономика, развивающаяся в рамках мировой экономики. В условиях глобализации страны ищут свои модели развития, соответствующие их потенциалу и обеспечивающие устойчивый экономический рост и конкурентоспособность на мировом рынке. Россия, как и другие страны, борется за свое место в мировом хозяйстве, за свои интересы, за устойчивое развитие своей экономики, осуществляет модернизацию производства и совершенствует систему управления.
Для этого государство стремится повысить конкурентноспособность национальной экономики. Оно активизирует национальные конкурентные преимущества, чтобы продемонстрировать их на глобальных рынках. В то же время приходится отрабатывать специфические механизмы противодействия усиливающейся международной конкуренции. Национальные преимущества и слабости у каждой страны специфичны, поэтому принципы адаптации к динамике мирового рынка у различных стран не могут быть унифицированными.
Таким образом, национальные модели экономического развития обладают весьма существенными особенностями. Однако они характеризуются определенным сходством для стран, находящихся на близких ступенях развития производства, рынков и способов включения в мировое хозяйство.
Мировая экономика рассматривает объективные процессы глобализации, роль международных экономических и финансовых организаций, интеграционных группировок (ООН, ВТО, МВФ, Всемирный банк, ЕС, АТЭС и др.). В условиях глобализации усиливаются две тенденции. Первая - использование возможностей и преимуществ миро
вого хозяйства в интересах национальной экономики. Вторая - стремление лидеров глобальной экономики подчинить себе развитие национальных экономик, превратить их в аграрносырьевые придатки.
Методологические основы изучения национальной экономики включают общие для всех экономических дисциплин и специфические принципы, подходы, методы. Это - рассмотрение национальной экономики на основе диалектики, системного, комплексного, исторического и других подходов как целостной системы, единства единичного, особенного и всеобщего, выделение общих закономерностей и индивидуальных черт экономики каждой страны, основных исторических этапов ее эволюции, сочетание формационного и цивилизационного подходов.
Каждая страна развивается в рамках определенной социально-экономической системы, используя имеющиеся условия жизнедеятельности. Среди них следует выделить три комплексных блока: природноклиматические факторы развития страны, производственноэкономический базис и социокультурные традиции. Все страны, располагая различным уровнем и сочетанием этих условий, пытаются найти вектор развития, который в большей мере позволяет эффективно использовать имеющийся арсенал средств и реализовывать цели общества. Каждое из названных условий воздействует на остальные, взаимодействуя с ними. Производственноэкономический базис воздействует на социокультурный образ жизни граждан и поведение масс. В свою очередь, традиции, ментальность, религия и др. могут как существенно ускорить, так и затормозить экономическое развитие. Об этом писал еще М. Вебер, отмечая воздействие протестантской религии на разви" тие рыночных отношений.
По мере экономической эволюции значение естественных условий жизни страны перестает быть всецело определяющим, так как повышается роль так называемых приобретенных преимуществ. Именно они все больше начинают определять хозяйственный потенциал развития. Поэтому многие теоретические школы связывают особенности экономического развития различных стран с достигнутым уровнем производительных сил. К. Маркс выдвинул гипотезу о соответствии производственных отношений уровню и характеру производительных сил и на ее основе выделил способы производства, формации.
Однако богатство палитры экономического и социального развития не укладывается только в классификацию формационного подхода. Тем не менее основная идея формационного подхода и сегодня реализуется в попытках обоснования градации экономик по критерию их возможностей решать определенные хозяйственные задачи, а значит, в зависимости от достигнутого ими уровня развития производительных сил, а также действия хозяйственного механизма, адекватного этому уровню.
В современной экономической теории широко используется цивилизационный подход в разграничении типов национальных экономик, который делает акцент на социокультурных различиях. Чаще всего выделяют восточный, западный и африканский типы цивилизации, с характерной для них локализацией культур и традиций. Цивилизационный подход используется при поиске национальных особенностей развития и опирается на постулат возможностей его многовариантности. Действительно, жизнь показала, что национальное хозяйство представлено веером различных действующих моделей: либеральной, западноевропейской, японской и т.д. И прошлое показывает палитру оттенков развития. Даже рабовладельческий строй был многовариантным. В Древнем Египте рабы были государственной собственностью, а в Древней Греции и Древнем Риме - частной. Однако многовариантность развития сама по себе не снимает проблемы градации экономик по их однотипным характеристикам и вовсе не противоречит зависимости результатов развития стран от степени развития их производительных сил. Более того, в условиях глобализации будет усиливаться в национальных экономиках то, что их объединяет, а не разъединяет.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
»

Национальная экономика

Издательство
Томского политехнического университета
2013

ББК 65.01я73

Национальная экономика как область хозяйственной практики людей исследует социально-экономические процессы прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем. Анализ обобщающих статистических показателей воспроизводственного процесса открывает широкие возможности для оценивания тенденций, характеризующих современное состояние национальной хозяйственной системы и обоснование перспектив развития в будущем.

Тема 1
Исторические аспекты
экономической деятельности
и развитие национальной экономики России

1.2. Факторы и уровни функционирования национальной экономики

1.3. Национальная экономика как наука

1.4. Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв.

1.5. Экономическое развитие России в XIX – XX вв.

1.1. Понятие и границы национальной экономики

Современные подходы к рассмотрению сути национальной экономики предполагают определение составляющих ее понятий, количественное определение результатов функционирования экономики, рассмотрение экономики отдельно взятой страны в ее историческом развитии.

Понятие нации происходит от лат. natio – народ и означает исторически сложившуюся форму общности людей, страну, государство.

История экономической мысли свидетельствует о постепенных изменениях в подходах экономистов к понятию «нация».

Д. Рикардо нацию определял как географическое пространство, обладающее естественными факторами (почвами с неравномерным плодородием), определяющими характер экономической деятельности. Например, Португалия производит вина, Великобритания – ткани.

У Дж. Ст. Милля нация – это регион, внутри которого факторы производства мобильны, но их мобильность ограничивается государственными рубежами.

По определению Ф. Перу нация представляет собой совокупность индивидуумов и групп, подчиняющихся государству, обладающему монопольным правом на использование государственного принуждения .

Наиболее полное экономическое определение нации дает Р. Барр. Он формулирует «экономическую концепцию нации» :

1) нация – это центр экономической деятельности, различающийся по своей природе (сельское хозяйство , промышленность и т. п.), по своему происхождению (индивидуальные, государственные предприятия), по условиям деятельности (конкуренция, монополия, жесткая государственная регламентация);

2) нация – это центр сил, значение и влияние которого выходит за рамки политического и географического пространства;

3) нация – это центр привилегированной сплоченности по экономическим, политическим и духовным причинам.

Таким образом, нация обладает специфическими свойствами экономического, политического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость во взаимодействии с ними.

Что понимать под экономикой? Выделяется три основных трактовки понятия «экономика»:

· совокупность отношений;

· хозяйство региона, страны, группы стран, всего мира;

· отрасль науки, изучающая функции или отраслевые аспекты экономических отношений.

Таким образом, э кономика – это сложная система, которая находится на стыке природной и общественной сферы и отражает элементы как естественных, так и общественных связей . Сложность системы проявляется в следующем:

· в наличии целого ряда самостоятельных элементов;

· неоднозначности целевых установок каждого отдельно взятого элемента и системы в целом;

· в сложных связях между элементами, образующими систему.

Национальная экономика – это, прежде всего, хозяйство страны, его состав, структура, взаимосвязи отдельных элементов. Национальная экономика – это сложная хозяйственная, социальная, организационная, технологическая система. Эта система обладает совокупным экономическим потенциалом: производственным, природно-ресурсным, трудовым, научно-техническим и другим.

В целом можно выделить два значения термина «национальная экономика»

1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства.

2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.

Как отрасль науки национальная экономика исследует:

· экономический потенциал страны, его размещение, национальный рынок, место страны в мировой экономике;

· специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на экономический рост;

· степень государственного вмешательства в экономику;

· традиции и национальную психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.

Рассмотрим границы национальной экономики в рамках предложенного подхода к ее определению.

Национальная экономика охватывает деятельность только резидентов, независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.

Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов . Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия:

· «экономическая территория»;

· «резидент»;

· «центр экономического интереса».

Понятие экономической территории данной страны точно не совпадает с понятием территории, принятым для политических целей, т. е. с ее официальными административными границами.

Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

К экономической территории данной страны также относятся:

· воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива;

· так называемые «территориальные анклавы » за рубежом или зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей, например: посольства, консульства и другие дипломатические учреждения;

· «свободные зоны» или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, которые относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.

· Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.

Хозяйственная единица имеет на экономической территории страны, если она владеет помещением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного периода (не менее 1 года).

В характеристике результатов экономической деятельности принципиальное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов.

Резидентами в соответствии с Законом РФ от 01.01.2001 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле » являются:

· физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за рубежом;

· юридические лица и другие предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

· дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

· филиалы и представительства предприятий-резидентов, находящиеся за пределами РФ.

Таким образом, резидентами являются все хозяйствующие субъекты, независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться . Это предприятия, организации и домашние хозяйства, проживающие и участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года) , включая совместные, смешанные предприятия, филиалы зарубежных фирм и корпораций, иностранные банки , филиалы и представительства нерезидентов. Единица, занятая в производстве за границей длительное время, приобретает там центр экономического интереса и становится резидентом, даже если не имеет отдельного юридического статуса. Понятие резидента не совпадает с понятием гражданства или национальности.

К резидентам данной страны относятся:

· все лица, проживающие на территории данной страны за исключением лиц, приезжающих на срок, меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих);

· ее граждане, нанятые посольствами, консульствами других стран, расположенными на ее территории;

· экипажи самолетов, кораблей (функционирующие за пределами данной страны), которые остаются членами домашних хозяйств-резидентов данной страны, относятся к ее резидентам.

Сотрудники международных организаций, находящихся в данной стране, являются резидентами страны, где они работают в качестве международных служащих, если время их пребывания не меньше года.

Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были делегированы и являются их частью.

Резидентами, независимо от срока пребывания, не являются:

· сотрудники иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений;

· иностранные студенты, независимо от продолжительности учебы, если они не теряют экономических связей со своей страной;

· иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны;

· лица, проходящие курс лечения.

Нерезиденты – граждане, имеющие постоянное место жительство за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Функционирование хозяйственной национальной системы приводит к созданию и совершенствованию национального рынка, в пределах которого формируются и функционируют его отдельные сегменты, такие, как рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок недвижимости , фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности , рынок средств производства и т. д.

1.2. Факторы и уровни функционирования
национальной экономики

На национальную экономику оказывают влияние внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

К внешним факторам – экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

В хозяйственной национальной системе можно выделить несколько уровней, функционирующих в едином экономическом пространстве страны:

1. Межстрановый.

2. Федеральный (общенациональный).

3. Региональный.

4. Комплекс отраслей национальной экономики (ОПК, АПК, ТЭК и др.).

5. Внутриотраслевой уровень.

6. Уровень интегрированных предприятий и финансово-промышленных групп.

7. Уровень организационно-правовых форм хозяйствования (АО, союзы, товарищества, общества и др.).

8. Внутрипроизводственный уровень (цех, службы предприятий и т. д.).

9. Личностный уровень (бригады, семьи, граждане).

Все уровни функционирования национальной экономики взаимосвязаны и объединены формами собственности, движениями материальных потоков всех видов ресурсов, потоками денежной массы и движением ценных бумаг .

В итоге деятельность отдельных составляющих элементов национальной экономики приводит к конечному результату хозяйствования, отображаемому системой обобщающих показателей, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления, характеризуют структуру и место экономики страны в современной мировой системе хозяйствования.

Среди всех уровней наибольшую значимость имеет общенациональный уровень системы. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей развития хозяйственной национальной системы позволяет характеризовать «лицо» национальной экономики, ее состояние, факторы, тенденции и перспективы развития.

В настоящее время на смену традиционному понятию национальной экономики как национальному хозяйству страны приходит интернационализированное понятие «страна – система», предполагающее существование за пределами национальных границ многочисленных структурных подразделений, филиалов и целых производственных цепочек, через которые происходит подключение данной национальной экономики к мировым воспроизводственным ядрам (центрам).

Происходит стирание границ между внутренней и внешней сферами экономической деятельности, между внутренней и внешней политикой. Наблюдается усиление процесса экономизации национальной политики:

· достижение политических целей и задач экономическими методами;

· смещение вектора стратегического развития от политических и идеологических целей к экономическим;

· смещение пространств мировой хозяйственной системы в сторону геоэкономического пространства;

· все более экономическое мышление дипломатического корпуса.

Особую значимость приобретает предупреждающее знание внешней среды, в которой предстоит функционировать национальной экономике и выявление закономерностей ее трансформации.

Геоэкономика – это концепция внешнеэкономической стратегии и формирование внешних экономических доктрин национальных экономик, которая вписывается в общую теоретическую панораму.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Современный меняющийся мир требует новых подходов к построению доктрины и стратегии развития национальной экономики.

2. Стираются грани внешней и внутренней национальной политики.

3. Усиливается процесс экономизации политики.

4. Экономическое пространство занимает лидирующие позиции в современном мире.

5. В национальных экономиках в условиях глобализации будет усиливаться то, что их объединяет, а не разъединяет.

6. Решение текущих проблем должно подчиняться цели долгосрочного развития национальной экономики, что предполагает выработку научных основ долгосрочной экономической стратегии развития каждого субъекта, переход на новый тип хозяйствования.

1.3. Национальная экономика как наука

Национальная экономика как наука включает в себя следующие составные части:

1. Объект и предмет науки.

2. Методологический инструментарий.

3. Субъект науки.

Объектом национальной экономики является хозяйственная система страны, входящие в ее состав уровневые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-эко­номические процессы воспроизводства, проявляющиеся в объемах (масштабах), темпах (спадах или подъемах) и пропорциях развития.

Инструментарий национальной экономики – методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций развития и разработанные на этой основе меры и средства подготовки и реализации хозяйственных макроэкономических решений.

Субъект национальной экономики – органы управления национальным хозяйством, его регионами и отраслями.

Формирование национальной экономики как специального направления отечественной науки началось во второй половине XIX – начале ХХ вв. В России связь общей экономической теории с национальной спецификой первоначально принимала форму приспособления к российским условиям западного теоретического опыта.

Известен трехтомный труд А. Бутковского «Опыт о народном хозяйстве, или Начала политической экономии» (1847), который является переложением взглядов о трех факторах производства, создающих стоимость.

(1828–1889) познакомил россиян с переводом работы Дж. Ст. Милля «Принципы политической экономии», являющейся наиболее последовательным изложением взглядов А. Смита и Д. Рикардо. ставил перед собой задачу соединения учения классиков с реалиями российской экономики, предлагая по ходу повествования свои дополнения к тексту.

Методология изучения национальной экономики заложена Фр. Листом – немецким экономистом XIX века. Он противопоставил национальную (реальную) политическую экономию «гипотетической» классической политэкономии А. Смита. Фр. Лист полагал:

· конкретная нация может улучшить свое экономическое положение в реально существующих мировых условиях;

· национальная политическая экономия занимается производительными силами, а «гипотетическая» ограничивается теорией стоимостного обмена;

· свобода торговли – орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, препятствует созданию конкурентоспособной промышленности;

· экономический интерес нации является основополагающим при организации хозяйственной деятельности в стране, в реализации данного интереса большая роль принадлежит государству.

Методология изучения национальной экономики, принятая в мировой науке, связана также с именами немецких ученых исторической школы. Почти 100 лет назад Густав фон Шмоллер (1838–1917) сформулировал генетический подход к изучению экономики. В числе факторов, определяющих хозяйственный облик страны, были выделены этнические и даже антропологические признаки. Г. Шмоллер обратил внимание на экономическую психологию , ставшую в последствии ключевым подходом в исследовании рынка . Он полагал, что в экономической политике не может быть правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Вернер Зомбарт (1863–1941) рассматривал склонность к предпринимательству в связи с национальной спецификой. Он выступал за государственное регулирование экономики через контроль и планирование индустриального развития.

В. Зомбарт предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, в основе которых заложены следующие постулаты:

· «жизнь духа» определяет национальный образ мысли и хозяйственную ориентацию;

· психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода, способность после поражения начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на «завоевателей » (уверенность в себе, настойчивость, воля), «организаторов » (умение
соединить людей в трудовом процессе), «торговцев » (способность завоевать доверие, расположить к себе, побуждать к поступкам). Он связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью. Размышляя над возможными вариантами социального развития , В. Зомбарт настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеалом для Германии называлась система государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта «Герои и торговцы», где торговцам-англосаксам противостояла героическая германская нация.

Примыкавший к исторической школе, социолог Макс Вебер (1864–1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономическая этика мировых религий» – снискали широкую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах – мистическом (пассивное созерцание событий) и аскетически активном (преобразование мира). В мировых религиях присутствуют оба начала, но в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве – религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей XVIII века. Он становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Пастыри учат, что бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством избранности являются энергия и успехи. Тем самым предпринимательство получило нематериальный стимул к активной деятельности.

Многие исследователи полагают, что несущей конструкцией национальной экономики являются традиции и менталитет, которые определяют модель государственного регулирования и инструментарий экономической политики. При этом, подобно другим отраслям знания, национальная экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. В этом смысле она не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены повсюду определяются спросом и предложением, а с ростом дохода происходит снижение потребляемой части и возрастание его накопляемой части.

Власть национальной специфики в экономической жизни велика, но в многообразии хозяйственных обычаев, традиций и конкретных форм просматриваются общие закономерности, которые являются предметом экономического анализа .

Каждая национальная экономика специфична. Ни одна, даже самая «хорошая» и общепризнанная в научном сообществе, базовая теоретическая модель не может быть непосредственно применена к экономическому анализу и прогнозу, а требует разработки на ее основе более подробных моделей, учитывающих множество конкретных переменных в конкретной экономике.

Например, своеобразие России состоит не в том, что наша страна идет своим, «третьим», путем. Особенность России – в уровне экономического и социального развития, в степени ее приближения к состоянию, описанному в той или иной модели. Это и определяет соотношение общего и национального при использовании теоретических моделей для экономики России.

Основные специфические черты российской экономики:

· неразвитость рыночных отношений (рыночной инфраструктуры, институциональной среды);

· периодически наблюдается откат к существовавшим ранее формам отношений;

· медленно меняется система государственного управления .

Каждая страна наследует исторические традиции экономического развития нации.

1.4 . Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв.

История политического и экономического развития России позволяет понять своеобразие ее пути. Формирование национальной экономики России происходило тяжело и находилось под консервативным воздействием традиций, под дамокловым мечом крепостничества.

Россия экономически отстает от Западной Европы. Татаро-монгольское иго, по существу, служит отправной точкой обоснования этого отставания. Россия спасла Европу от монгольского нашествия, приняв все тяготы на себя. В это время в Европе развивается парламентаризм: появляются Генеральные штаты во Франции, сословно-представительное высшее учреждение (1302–1789 гг.), состоящее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия; кортесы в Испании, сеймы в Скандинавских странах.

Еще немного и Русь пошла бы по европейскому пути ограничения монархической власти, ибо во многих городах России созывалось Вече, русский аналог парламента. Однако монгольское нашествие во многом определило то «азиатское» начало, которое обернулось на Руси крепостным правом и абсолютным самодержавием. Был приостановлен рост городов, которые являлись носителями торгового начала и буржуазности в Европе. Только в конце XV в. монгольское иго было свергнуто и завершилось создание единого национального великого русского государства.

Своеобразием становления Московского государства явилась необходимость чрезмерного усиления государственности перед лицом внешней опасности. Естественная эволюция экономических и социальных отношений не успевала выработать надежные средства к их успешному разрешению. Объединение происходило не силой товарных отношений и торговли, а необходимостью противостоять внешней опасности: то бороться с монгольским игом, то с польским и литовским натиском.

В экономическом отношении Россия едва начинала отходить от первобытной эксплуатации природных богатств. Однако формирование сильного государства требовало мобилизации всех наличных ресурсов. Этим стремлением проникнуты все преобразования, предпринятые московским правительством в XV–XVI вв. В это время совершается прикрепление общественных классов к различным видам государственной службы. Взамен «вольных княжеских слуг» удельной эпохи формируется класс «служилых людей», обязанных государству ратной службой; остальное население составляет класс «людей тяглых». Это преследовало одну цель: возможно большее напряжение боевых и платежных сил населения. Было положено начало принудительной правительственной регламентации.

Принудительная регламентация жизни практически всех слоев общества отражает усиление прямого вмешательства государства в экономическую деятельность, создание деспотического самодержавия. Это можно подтвердить конкретными фактами:

· Тогда как на Западе господствует денежная рента (оброк) лично свободных крестьян, в России преобладает барщина , чисто внеэкономическое принуждение лично зависимых крепостных.

· В 1649 г. – победа буржуазной революции Оливера Кромвеля в Англии, а в России – окончательное закрепощение крестьян Соборным Уложением царя Алексея Михайловича («тишайшего») – отца Петра Великого.

Россия могла пойти по пути западного развития дважды, в XIII–XIV вв., а затем и в XV–XVII вв. Однако этого не произошло из-за усиления централизованного государственного вмешательства во все стороны политической, общественной и экономической жизни.

Своеобразие экономической деятельности Московской Руси XVI–XVII вв., отличающее ее от западноевропейской, состоит в преимущественном развитии торговой деятельности над крупной промышленной. Это послужило базой преобразований Петра Великого. Наибольшее развитие получил торговый капитализм, концентрация торгового капитала. Это было обусловлено не правительственными мероприятиями, а естественной эволюцией торговли, преимуществами крупной торговли над мелкой торговлей.

Однако и промышленность постепенно проникала в экономическую жизнь огромной империи. Так, показателен пример Урала, ставшего впоследствии важным источником экономического роста. Постепенно в начале XVII в. на Урале строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткачество. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII в. строить на Урале железоделательные заводы. Это обстоятельство способствовало развитию специальной инфраструктуры, промышленности и формированию базы для последующего экономического развития и расширения торговли на дальние расстояния.

Реформы Петра, вызванные необходимостью укрепления военного могущества России, привели к быстрому развитию крупной промышленности. В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. В сжатые сроки в Карелии и на Урале создаются металлургические комплексы. В первое десятилетие XVIII в. образуются «казенные» заводы. Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 г. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых. К середине XVIII в. Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67 % выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. За 20–30 лет Россия заняла первое место в мире по выплавке металла.

Если в допетровскую эпоху в России, по существу, не было крупных промышленных предприятий, то после ухода Петра из жизни в России насчитывалось 233 казенных и частных фабрик и заводов. При этом многие из них отличались крупными размерами. Так, к Пермским заводам было приписано почти по 3 тысячи крестьян мужского пола (25000 на 9 заводов).

В России развивается многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Появляются металлургические, оружейные, пороховые, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные мануфактуры, обслуживающие армию и флот. Возникают мануфактуры и в других отраслях: стекольной, бумагоделательной, шелкоткацкой, шляпной, красочной, лесопильной. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, нефть, поташ, пушнину, икру.

В 1719 г. фактически была провозглашена свобода торговли, поощрялось частное предпринимательство, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. Петра можно считать первым «приватизатором» российской промышленности, поскольку в 20-е гг. XVIII в. целый ряд государственных заводов передается в частные руки.

Развитие экономики при Петре было подчинено протекционизму и популярной в Европе XVII в. теории меркантилизма , суть которой сводилась к двум положениям: во-первых, народ, чтобы не обеднеть, должен по возможности производить все необходимое сам; во-вторых, должен стремиться вывозить товаров больше, чем ввозить. Политика государства была направлена на ограждение российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.). Благодаря меркантилистской политике государства шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала.

Главной целью политики Петра являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи – в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян – 1 р. 10 к.). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн р. в год).

Однако методы проведения реформ остались прежними – крепостническими. Остались в неприкосновенности и даже были усилены абсолютизм и крепостничество. Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность (металлургию, судоверфи, рудники). На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали посессионные (купленные и закрепленные за предприятием) и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Из-за этого Россия только технически догнала Европу, оставаясь позади экономически и социально. Сохранилась огромная роль государства, сверхцентрализация управления страной. Экономические реформы не обошлись без насилия и принесения в жертву государственному благу интересов отдельных людей и даже сословий.

Противоречивость петровских реформ проявлялась в запретах конкуренции, в выдаче частным предприятиям обязательных государственных заказов , фиксированных ценах на продукцию, контроле производства и сбыта товаров. Труд на заводах был крепостным. Промышленный подъем и частичное преодоление технической отсталости от европейских стран достигалось торможением капиталистических тенденций в экономике. Несмотря на хозяйственные успехи первой четверти XVIII в., Россия оставалась страной с крепостнической экономикой, с преобладанием сельского хозяйства над промышленностью и сельского населения над городским.

В дальнейшем развитии, по сути, были продолжены реформы Петра I. Дочь Петра Елизавета (1709–1762 гг., Императрица с 1741 г.) отменила внутренние таможенные пошлины. Это дало стимул к развитию торговли и формированию общего российского рынка. Крупным нововведением Елизаветы Петровны было существенное ограничение права фабрикантов на использование крепостного труда, сокращение таких привилегий фабрикантов, как полная свобода их от податей за мастеровых, состоящих при фабрике. Мастеровые были обложены подушной податью, наравне с прочими крестьянами. Тем не менее Елизавета поощряла отдельных фабрикантов предоставлением монополии на некоторое число лет.