Механизмы помощи странам с низким уровнем доходов. Новые индустриальные страны

Законодательство об оценочной деятельности не содержит исчерпывающего перечня или классификации объектов оценки. В соответствии со ст. 5 Закона об оценочной деятельности к объектам оценки могут относиться:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, включая имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация и др.
Объектами оценки выступают любые объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Таким образом, в соответствии с Законом объектами оценки могут быть любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота.
По мнению специалистов в области оценочной деятельности- *(источник № 1236), наибольшим спросом в настоящее время пользуется оценка недвижимости (земли, производственных и жилых помещений и пр.).
Чаще всего организации ее заказывают при купле-продаже и аренде помещений. Результаты оценки могут быть использованы для аргументированного ведения переговоров и обоснования цены объекта. К оценке недвижимости прибегают также для снижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, при выделении доли одного из собственников предприятия или, наоборот, внесении вклада в уставный капитал, получении кредита под залог имущества, для определения размера ущерба, нанесенного объекту недвижимости.
На втором месте по востребованности - оценка оборудования. Чаще всего она проводится при переоценке основных фондов, а также купле-продаже, сдаче оборудования в аренду, внесении в качестве вкладов в уставный капитал, разделе и конфискации имущества, списании и утилизации оборудования.
В последнее время набирает популярность оценка бизнеса. Среди прочих видов оценки этот выделяется сложностью и многообразием объектов оценки, трудоемкостью, необходимостью учета большого количества факторов, влияющих на стоимость предприятия. В рамках услуги по оценке бизнеса компанию оценивают целиком - как имущественный комплекс, способный приносить доход. Соответственно оцениваются все активы предприятия: недвижимое имущество, машины и оборудование, складские запасы, финансовые вложения, нематериальные активы, в том числе и деловая репутация компании, а также имеющиеся обязательства. Оценка бизнеса может проводиться для определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям, реструктуризации предприятия, для определения кредитоспособности компании, для разработки плана развития предприятия, принятия обоснованных управленческих решений, привлечения инвестиций, повышения эффективности текущего управления предприятием.
Еще одно направление оценочной деятельности - оценка инвестиционных проектов. В данном случае потенциальный инвестор оценивает эффективность своего участия в проекте. Оптимальным является проведение оценки как на стадии составления, так и на стадии осуществления инвестиционного проекта.
Оценка нематериальных активов в России практикуется в основном по обязательным показаниям: внесении прав в уставный капитал, приватизации, разрешении споров в судах. Инициативная же оценка мало востребована. Причиной того является несовершенство существующего законодательства в этой области, непрозрачность применяемых методик и в итоге необъективность результатов.
В отношении ряда объектов Закон об оценочной деятельности (ст. 8) предусматривает обязательность проведения оценки. Проведение оценки объектов является обязательным:
1) при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости таких объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление или передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы или фонды юридических лиц;
2) при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
- при национализации имущества;
- при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц в случаях возникновения споров о стоимости предмета ипотеки;
- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
Следует иметь в виду, что правило об обязательной оценке не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества), а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений.
Предусмотренный Законом об оценочной деятельности перечень случаев обязательной оценки не является исчерпывающим. Требования об обязательной оценке объектов незавᴎϲимым профессиональным оценщиком закреплены, помимо Закона об оценочной деятельности, и в других законодательных актах.
В частности, такое правило содержится в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"- *(источник № 1237). Еще раз следует обратить внимание на то, что если нормативным правовым актом предусмотрено обязательное проведение оценки без установления обязательности определенной оценщиком величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит рекомендательный характер.
Вместе с тем, в некоторых случаях нормативными правовыми актами установлены правила об обязательности применения сторонами сделки, должностными лицами, государственными органами, органами управления юридического лица величины стоимости объекта оценки, определенной незавᴎϲимым оценщиком. Приведем примеры.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"- *(источник № 1238), если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться незавᴎϲимым оценщиком. При этом следует иметь в виду, что в случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и незавᴎϲимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества при недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"- *(источник № 1239) оценка паевого взноса, превышающего 250 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть подтверждена незавᴎϲимым экспертом.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах"- *(источник № 1240) денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 указанного Федерального закона. При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться незавᴎϲимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной незавᴎϲимым оценщиком.
Если в соответствии с нормативным правовым актом предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки (в том числе если установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете незавᴎϲимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете оценщика, такие сделка или акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица - незаконным, решение органа юридического лица - не имеющим юридической силы. На это обстоятельство обращено внимание в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92.

Лекция, реферат. 27.3. Объекты оценочной деятельности - Обязательная оценка - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Чрезвычайная помощь

Специальные механизмы

Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и возмещения убытков, если они носят временный характер и не зависят от этих стран.

Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров, с тем, чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса, вызванные внезапными стихийными бедствиями.

Предоставление ресурсов на льготных условиях развивающимся странам - членам МВФ с низким уровнем доходов в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и структурных реформ.

В связи с эволюцией мировой валютной системы УставМВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г с введением системыСДР; 2) в 1976 г с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1993 г. с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых,МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпускаСДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет вСДР, может приобретать у других участников системыСДР конвертируемую валюту. Регулирующая рольМВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен наСДР путем назначения стран, которые ее представляют. При этомМВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.

МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана приниматьСДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита вСДР, т.е. пока суммаСДР не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей ФондомСДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля1992г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов "сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея ввиду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы". Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в Основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.



Во-вторых,МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативеСША, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о созданииМВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах.

В-третьих,МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных ресурсов.

Однако, обязательства стран-членов по регулированию валютных ресурсов в ныне действующем УставеМВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных ресурсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании СтатьиXIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые членыМВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

С момента созданияМВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют. Тем не менее, в июне 1978 г. 46 стран (1/3 членовМВФ), а в апреле 1994 г. 88 стран (49%) приняли на себя обязательства по СтатьеVIII о недопущении валютных ограничений.

В-пятых,МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. ЗаключенияМВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный отМВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечений более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политикиМВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, др. государствСНГ.

В-шестых,МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состояния платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных ресурсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики.МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные СтатьейIV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь - это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе.МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран - заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт

Невероятные факты

Согласно новому исследованию 18 стран по всему миру, депрессия, вероятнее всего, чаще распространена в странах с высоким уровнем дохода. Исследование показало, что средний уровень стресса в 10 странах с высоким уровнем дохода, составил 14,6 процентов. В восьми странах с низким и средним уровнем дохода распространенность депрессии несколько ниже – 11,1 процент.

Во всех странах депрессия была связана с социальными факторами, такими как возраст, семейное положение и доходы, хотя в некоторых случаях переплетение всех этих факторов было очень сложным. В странах с низким и средним уровнем доходов, к примеру, средний возраст первого депрессивного эпизода – 24 года. В странах с высоким уровнем доходов первый удар депрессии происходит почти двумя годами позже – в 25,7 лет.

Эксперты полагают, что жители богатых стран чаще сталкиваются с хандрой, поскольку в таких государствах неравенство в доходах значительно сильнее представлено. Кроме того, как утверждают они, депрессия чаще всего выступает как "болезнь богатых", явление, которое до конца так и не изучено. Выяснение причин депрессии во всем мире поможет развиваться инициативам, направленным на борьбу со связанными с психическим здоровьем проблемами, которые часто приводят к развитию болезни Альцгеймера. По данным всемирной организации здравоохранения в тяжелых случаях депрессия может закончиться самоубийством (850000 смертей в год).

Мир грусти

Более ранние исследования уже демонстрировали различный уровень депрессии в различных странах, однако, данное исследование стало первым в своем роде, в котором для оценки уровня депрессии использовался стандартный набор вопросов, тем самым полученные результаты получились очень точными. В рамках исследования ВОЗ, эксперты проводили интервью с 89037 людьми в 18 странах. 10 странами с высоким уровнем дохода были: Бельгия, Франция, Германия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Испания и США. Восемь стран с низким и средним уровнем дохода, принимавшие участие в исследовании, - это Бразилия, Колумбия, Индия, Китай, Ливан, Мексика, ЮАР и Украина.

Эксперты расспрашивали респондентов о наличии у них основных симптомов депрессии, в том числе печали и потери интереса к повседневной жизни для того, чтобы диагностировать расстройство. Люди также отвечали на вопросы об их возрасте, доходах, семейном положении и давали информацию о других демографических данных.

Согласно полученным результатам ниже представлен процент людей, испытывающий в данной стране депрессию в тот или иной период своей жизни.

Страны с высоким уровнем дохода:

Япония: 6,6 процента

Германия: 9,9 процента

Италия: 9,9 процента

Израиль: 10,2 процента

Испания: 10,6 процента

Бельгия: 14,1 процент

Новая Зеландия: 17,8 процента

Нидерланды: 17,9 процента

США: 19,2 процента

Франция: 21 процент

Страны с низким и средним уровнем дохода:

Китай: 6,5 процента

Мексика: 8 процентов

Индия: 9 процентов

Южная Африка: 9,8 процента

Ливан: 10,9 процента

Колумбия: 13,3 процента

Украина: 14,6 процента

Бразилия: 18,4 процента

Демография депрессии

Семейное положение, как среди жителей богатых, так и среди жителей бедных стран, было напрямую связано с депрессией, вот только в странах с высоким уровнем доходов люди находились в этом состоянии, если им приходилось видеться с супругом редко в силу сложившихся обстоятельств, или же если они никогда не были женаты, в странах с низким уровнем доходов, депрессии были подвержены те, кто овдовел или находился в разводе. Во Франции, Германии, Новой Зеландии и США самые бедные респонденты в два раза чаще находились в состоянии депрессии по сравнению с богатыми респондентами. Однако, в бедных странах уровень доходов человека не влиял на наличие или отсутствие у него подобного состояния.

Исследователи полагают, что неравенство в доходах, которое больше наблюдается в богатых странах, способствует развитию множества хронических заболеваний, включая и депрессию. Одним из факторов, который прослеживался во всех без исключения странах, был фактор соотношения пребывания в этом состоянии мужчин и женщин. Независимо от национальности, женщины в два раза чаще мужчин испытывали депрессию.

Все же у исследования были некоторые недостатки, поскольку, как писали сами специалисты, Южная Африка была единственной африканской страной, которая принимала в нем участие. "Однако, даже, несмотря на это, оно дало нам много важной информации для понимания того, как депрессия влияет на людей по всему миру", - говорит Эвелин Бромет (Evelyn Bromet), специалист университета Нью-Йорка в Стони Брук.

"Мы сумели продемонстрировать, что депрессия – это серьезная мировая проблема, которая тесно связана с социальными условиями. Понимание закономерностей и причин ее развития может помочь появлению глобальных инициатив, которые помогут отдельным людям и в целом, таким образом, уменьшат общественное бремя", - добавила она.

Население стран с низким уровнем доходов сталкивается с совершенно иными проблемами в сфере здравоохранения, чем население развитых стран. Население этих стран, в основном, живет в сельской местности, в семьях много детей, и основной проблемой являются инфекционные заболевания и задержки в развитии (например, чрезмерно низкий рост), вызванные нехваткой продуктов питанию.

При этом образ жизни правительственных чиновников, живущих в столице, не слишком отличается от образа жизни населения развитых стран. Неравномерное распределение ресурсов приводит к тому, что в одних районах страны есть медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники, в то время как в других районах в принципе нет врачей и медсестер, в результате чего детям не делают прививки, и регулярно вспыхивают эпидемии инфекционных заболеваний. Случаи, когда половина бюджета страны тратится на столичный регион, причем большая часть этой суммы уходит на оснащение центральной больницы, не так уж редки (для сравнения: на больницу им. Джона Хопкинса в США уходит около 0,6 процентов бюджетных средств, выделенных на здравоохранение). Убедить местные власти пересмотреть распределение средств и сделать упор на развитие первичной медицинской помощи непросто, поскольку они не хотят отказываться от современных медицинских центров, которые подчас известны во всем мире. Мы восхищаться врачом, который, получив образование в одном из наиболее престижных европейских университетов, будет годами работать в какой-нибудь изолированной от мира деревушке, а врач, который каждый день сталкивается с диареей и зараженными ранами и которому вряд ли когда-нибудь предоставится возможность пройти стажировку в современном медицинском центре, со стороны воспринимается как человек обладающий только минимальным набором несложных навыков. Потребность большинства населения в медицинских услугах редко учитывается политиками и талантливыми врачами, которые склонны отдавать предпочтение ультрасовременным медицинским центрам, оснащенным высокотехнологичным оборудованием и новейшими лабораториями, хотя на это и уходят средства, которые могли бы быть потрачены на сельские больницы, что позволило бы более эффективно бороться с младенческой смертностью и могло бы более существенно повлиять на продолжительность жизни. Даже в странах с низким уровнем доходов выпускниками медицинских институтов чаще являются не специалисты широкого профиля, способные лечить наиболее распространеннее заболевания, а врачи, стремящиеся работать в современных лабораториях.

Согласно исследованиям Всемирного банка, важную роль играет социальный статус женщины. Речь идет, прежде всего, об информированности населения. Если большинство женщин страны не получили образования, то они вряд ли знают о методах обеззараживания воды, способах лечения детских инфекций или правильном питании. Женщины чаще, чем мужчины, понимают первостепенное значение здоровья семьи. В странах, где женщины могут влиять на расходы семьи (что может быть связано с традицией или же с наличием у них работы), на еду тратится больше, чем на сигареты или алкоголь.

Во многих беднейших странах остро стоит проблема истощения. В Нигерии 43 процента детей в возрасте от 2 до 6 лет являются недорослыми, в Кении эта цифра равна 32 процентам, в Индии 65 процентов, в то время как в Мексике 22 процентам и всего 4 процентам в Японии и 2 процентам в Великобритании и США. Причиной этого является не нехватка продовольствия, а его неравномерное распределение. Неорганизованность, отсутствие транспорта, перебои с поставками продовольствия из-за войн и политических переворотов являются основными причинами того, что продукты питания не попадают к тем, кто в них отчаянно нуждается. Решить эту проблему нелегко, поскольку основная причина как перебоев с продовольствием, так и отсутствия экономического роста- это злоупотребления в управлении страной. Государства, правительства которых оказываются в состоянии поддерживать политическую стабильность, грамотно управлять бюджетом и финансовыми ресурсами и развивать рыночную экономику, имеют шанс преодолеть финансовые трудности и войти в число стран со средним уровнем доходом. Судан.

Судан- это очень бедная страна с низким уровнем доходов, находящаяся на северо-восточном побережье Африки. Население Судана, равное 32 миллионам человек, проживает на территории размером 2,5 миллиона километров квадратных, и его численность, несмотря на крайнюю бедность, увеличивается на 2,9 процента в год. Доход за 2001 год составил около 330 долларов на душу населения. Как и в большинстве африканских стран, государственные учреждения здравоохранения являлись основным поставщиком медицинских услуг, именно они подбирали врачей, медсестер и прочий младший медицинский персонал и выплачивали им зарплату, сопоставимую с зарплатой государственных служащих. В городах наблюдался избыток медицинских учреждений, в то время как в сельской местности потребность в них была наиболее ощутимой. Исторически сложилось так, что основным источником финансирования было налогообложение, и все помещения и все оборудование находилось в собственности государства.

Хотя изначально медицинские услуги были бесплатными, сокращение государственных расходов, а также стихийные бедствия (засухи, наводнения) и антропогенные катастрофы (вооруженные конфликты на юге страны) заставили правительство пересмотреть систему здравоохранения. Надежды на сохранение бесплатного медицинского обслуживания для всех категорий граждан рухнули, когда в результате нецелевого использования бюджетных средств многие врачи, здания и оборудование оказались невостребованными. Последовавшая затем закупка оборудования и строительных материалов, а также невозможность отправлять врачей на стажировки в другие страны только осложнили ситуацию. На протяжении 1980-ых годов расходы на социальное обслуживание населения в целом и на здравоохранение в частности сократились. В условиях экономического кризиса основное внимание уделяется необходимости выплачивать зарплаты и платить за аренду помещений, а также компенсировать врачам стоимость расходных материалов и оборудования, в итоге затраты на сами медицинские услуги сократились даже больше, чем следует из отчетов.

Сложная экономическая ситуацию, сложившаяся в 1980-ые годы, повлияла на медицину, здоровье населения и финансирование здравоохранения. Частный медицинский сектор расширился качественно и количественно. Изначально все платные услуги сводились к консультациям врачей, работающих в государственных учреждениях, в свободное от основной работы время. Но затем многие врачи стали заниматься только частной практикой, и стали появляться частные стационарные медицинские учреждения. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), правительство в 2002 году потратило около 2,5 долларов на здравоохранение на душу населения, что составляет 0,065 процентов ВВП. Большая часть этой суммы- 63 процента- поступает за счет налоговых сборов с частных компаний, 17 процентов из фонда обязательного медицинского страхования, 19 процентов оплачивает министерство здравоохранения и другие министерства и 2 процента из фондов международных организаций (в первую очередь, ВОЗ и Детский фонд Организации Объединенных Наций [ЮНИСЕФ]).

Другими источниками финансирования здравоохранения являются система страхования от болезней работников компаний, национальные и международные гуманитарные неправительственные организации, а также плата отдельных граждан за услуги народных целителей. Поскольку и государственные, и частные медицинские учреждения обычно располагаются в городах, то значительная часть территории страны оказывается не охвачена. По закону система страхования работников от болезней должна существовать в любом государственном или частном учреждении, где работает хотя бы 10 человек, но на практике в этой программе участвуют лишь 6 процентов населения.

Люди, которые могут позволить себе пользоваться, в основном, платными медицинскими услугами, только выигрывают, хотя социальное расслоение таким образом усиливается. Поскольку финансирование из бюджета сократилось, многие люди стали обращаться за медицинской помощью только после того, как болезнь даст осложнения. Затраты на профилактические мероприятия и плановые осмотры стали ниже затрат на форс-мажорные ситуации. Приватизация коснулась даже некоторых государственных учреждений. В Хартуме поддержание порядка в общественных туалетах, прилегающих к мечетям, рынкам, автобусным остановкам, и в других общественных местах было поручено частным лицам и организациям. Арендная плата составила 615.000 суданских динар (около 2.460 долларов), причем за пользование туалетами разрешалось взимать небольшую плату в размере 10-20 динар (4-8 центов). И хотя итоги этой приватизации не были предметом отдельного исследования, проведенный опрос показал, что и организации, и клиенты остались довольны, поэтому с учетом того, что этот эксперимент был начат в 1995 году и продолжается до сих пор, его можно считать удачным.

Здравоохранение в Кении.

Основой экономики Кении является сельское хозяйство. Кения экспортирует кофе, чай, хлопок и минеральное сырье. В 1990 году доходы населения, равного 24 миллионам человек, составили 340 долларов на душу населения. Оценить доходы населения традиционного аграрного общества довольно сложно. Население страны увеличивается довольно резко (на 3,8 процента в год), и почти половина населения моложе 15 лет. Около 88 процентов детей учится в начальной школе, и половина взрослого населения получила образование. Примерно четверть населения живет в городах. С 1963 года у власти находится Африканский национальный союз Кении, сформировавший однопартийное правительство, и его положение достаточно стабильно для такого бедного государства. Продолжительность жизни- 59 лет- одна из самых высоких среди стран Центральной и Южной Африки. Тем не менее, половина случаев смертей приходится на детей в возрасте до 15 лет, а смертность среди взрослого населения в три раза выше, чем в США.

Система здравоохранения делится на почти равные друг другу государственный и частный секторы (см.таблицу 17.2). В ведении министерства здравоохранения находится 80 больниц, 41 районная поликлиника, 178 сельских больниц и около 1200 аптечных пунктов. В районных поликлиниках работают терапевты, которым обычно помогают медсестры, и администратор поликлиники. В учреждениях ниже районных поликлиник работает младший медицинский персонал, а в аптечных пунктах муниципальные работники и персонал без специального образования. Несмотря на то, что особое внимание уделяется оказанию первичной медицинской помощи и развитию сельских районов, более 35 процентов бюджетных средств тратится на центральную больницу Кении (Kenya National Hospital) в Найроби. В некоторых правительственных учреждениях, например, министерстве транспорта и комитету по кофе, а также в нескольких десятках других учреждений предусмотрено медицинское страхование работников.

Важную роль в системе здравоохранения Кении играют миссионерские организации, в их ведении находится 40 больниц, 84 медицинских центра и 173 поликлиники. Хотя эти учреждения были основаны миссионерскими организациями, 60 процентов финансирования поступает за счет оплаты лечения, около 25 процентов за счет государства и только около 15 процентов за счет пожертвований. Таким образом, они относятся к частному сектору. В целом, около 22 процентов средств на здравоохранение в Кении поступает из иностранных организаций.

Правительство поощряет развитие частного сектора здравоохранения. Частные больницы, существующие исключительно за счет своих клиентов, оказывают более качественную медицинскую помощь, чем государственные, и их число быстро растет. Правительством создан фонд обязательного медицинского страхования для рабочих с достаточно высоким уровнем доходов, в который они отчисляют двухпроцентный налог с зарплаты (при этом работодатель не платит этот налог), основная задача этого фонда- компенсировать населению плату за пребывание в частных и миссионерских больницах, а также платных отделениях государственных больниц. Но этот фонд затрагивает лишь 12 процентов населения. В дальнейшем продуктивность работы фонда может снизиться, так как он не окупается: только 60 процентов собранных страховых взносов пошли на компенсацию расходов, в том числе административных, а оставшиеся 40 процентов были удержаны государством.

Страны которые развиваются с уровнем доходов ниже среднего

Страны которые развиваются с уровнем доходов высокими и выше среднего

· Страны нефтеэкспортеры

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт,

ОМАН, Бахрейн, Катар, Ливия, Венесуэла

— экспорт нефти

· Богатые острова:

Карибского бассейна, Северной Атлантики, Индийского океана:

международный туризм

— офшорные зоны

— транзитная торговля (пр.через острова)

— военные базы НАТО, США

· Среднеразвитые страны СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Туркменистан)

· Мусульманские …
страны юго-западной Азии и Средиземноморья (Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Палестина, Албания, Египет, Тунис, Алжир, Марокко).

· Азиатские доиндустриальные страны 3-ей волны (Индия, Китай)

· Плантационные острова (Фиджи, Куба, Доминикана, Мальдивы, Шри-Ланка)

· Среднеразвитые страны Латинской Америки (Боливия, Гватемала, Гондурас, Эквадор, Колумбия, Никарагуа, Парагвай, Перу)

· Среднеразвитые страны Южной Африки (Боцвана, Свазиленд).

(экономики этих стран тесно связаны с южно-африканской республикой)

· Наименее развитые страны Азии (Афганистан, Пакистан, Непал, Емен, Северная Корея,

Бутан, Лаос, Монголия, Комбоджа и тд.)

· Наименее развитые азиатские страны СНГ (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан)

· Наименее развитые страны Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова)

Таким образом можно сделать вывод, что социально-экономический тип страны определяет:

1) особенности воспроизводства и миграцию населения, социальные и политические проблемы

2) особенности производственных отношений, продуктивность производства

3) структуру сельского хозяйства и промышленности

4) стр. сферы услуг

5) место в международном разделении труда

Тема 2. Модели экономического развития.

Модель экономического развития – это тенденции развития экономических объектов (мировой экономики в целом, развитых стран, стран с переходной экономикой, развивающихся стран, отдельных сфер мирового хозяйства, интеграционных объединений, которые приводят к определенному экономическому результату)

Особенности моделей экономического развития определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов.

Модель экономического развития определяется на основе теоретических закономерностей, функционирования экономических систем в рыночной экономике.

Одной из наиболее распространенных моделей экономического развития является модель импорта замещения, или модель догоняющего развития . Эта модель базируется на меркантилистской теории, то есть развитии торговли внутри страны путем импорта замещения. Преодолевание отставания в развитии осуществляется за счет развития внутреннего рынка. Сущность этой теории заключается в протекционизме отраслей национальной экономики (путем тарифных и нетарифных способов ограничения внешней торговли), содействие (в виде субсидирования или дотаций) импортозамещающих отраслей.

Модель импортозамещения часто сопровождается определенной изолированностью государства от системы мирового хозяйства. Очень часто присутствуют государственная монополия на ведения внешнеэкономической деятельности и неконвертируемость национальной валюты.

Эта модель способствует развитию многоотраслевой экономики. Но в конечном итоге, протекционизм понижает конкурентноспобность и становится тормозом развития экономики гос-ва в целом, вызывая потребность применения другой экономической модели.

Экспортноориентированная модель экономического развития. Ее сущность заключается в ориентации экономики в основном на внешний рынок. Привлечение в государство иностранного капитала путем создания благоприятствующего инвестиционного климата.

Экспортноориентированная модель может применяться как в чистом виде, так и в смешанном. В зависимости от структуры экономики, социально-экономического развития, политического устройства и т.д.

Инновационная модель экономического развития. Эта модель развития и подъема продуктивных сил страны, который основывается на использовании высоких технологий, которые способствуют созданию конкурентных преимуществ для продвижения товаров на внешний рынок. В структуре инноваций высокоразвитых стран 60% занимают инновации в виде открытий, остальная доля приходится на усовершенствование уже имеющихся технологий.

Активное внедрение инноваций в экономику сопровождается понижением материала и энергоемкости производства, ростом продуктивности труда и соответственно повышением конкурентоспособности страны.

Результатом развития высокотехнологичных производств, которые характерны для инновационных экономик является расширение структуры экспорта в пользу высоко- и среднетехнологических отраслей.

Инновационная модель развития состоит из многих элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии. Главными элементами инновационной модели являются:

1) Система производства научных знаний и инноваций.

2) Система образования и повышения квалификации.

3) Система коммерциализации научных знаний.

4) Система использования инноваций.

5) Система управления и регулирования инновационного развития экономики.

Для инновационной системы характерно переориентация прямого гос. вмешательства в экономику на более эффективные методы посредственного вмешательства:

1. Создание условий для рыночного спроса на инновации.

2. Содействие развитию конкуренции в инновационной сфере.

3. Предоставление поддержки системе науки и образования.

4. Обеспечение повышения качества образования.

5. Защита прав интеллектуальной собственности.

В целом, инновационноориентированная экономика характеризуется рядом особенностей. Основными из них являются:

1) Четко определенная направленность производственного процесса на достижение высокой конкурентноспособности за счет научных знаний, технологий и инноваций.

2) Наличие социально-экономической инфраструктуры, которая соответствует задачам роста технологической конкурентноспособности до уровня наиболее развитых стран мира.

3) Наличие технологического и производственного потенциала, материальных и человеческих ресурсов, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

Устойчивое развитие – процесс изменений, в кот. эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности согласованы и укрепляют будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

70е годы: вопрос ограниченности природных ресурсов (римский клуб «Пределы роста»)

1972 год – конференция в Стокгольме

В 1980 г. Впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранности природы, созданной ЮНЕП – программой ООН по защите окр. среды.

Устойчивое развитие: удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает спосоность будущих поколений удовлетворять свои потребности, т.е. прекращение нерационального роста использования ресурсов окружающей среды.

Эксперты всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью активов, направленный на сохранение и расширение возможностей людей.

Экономика:

· Оптимальное использование ресурсов

· Создание экономически приемлемой продукции

· Переработка отходов

· Справедливое разделение благ

· Сохранение культурного капитала

· Возобновление природных ресурсов

· Сохранение биоразнообразия

Тема 3. Особенности развития постсоветских стран:

· Находились в условиях административно-командной экономики. Отсутствие рыночных механизмов, запрет хозяйственной деятельности. Советский союз ничего не импортировал, а бюджет поднимался от поступлений нефти и газа.

· Отсутствие законодательной базы, нормативно-правового регулирования. Плановая экономика -пятилетки. Очень централизованное управление. Экстенсивный способ ведения сельского хозяйства.

· Обеспеченность природными ресурсами. Ресурсы мирового значения.

(Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Россия)

Среди стран – обеспеченные (Украина, Таджикистан)

Бедные(Белоруссия, Молдова, Армения)

Экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе советских производств стал основным для многих стран СНГ. Высокий научный и образовательный потенциал и квалификация(рос.,укр.,блр.)

Многие модели образования были списаны с советской. Низкий уровень социально-экономического развития. 12т. на д.н.

Структура экономики. Для постсоветских государств характерно развитие добывающей, тяжелой и военной промышленности. Чрезмерное энергоемкость производства. В структуре ВВП преобладает продукция с малой добавочной стоимостью. Усиленное фискальное давление на предпринимателей как следствие – высокая степень коррупции и большой процент тенизации экономики.

40-60% экономик стран на постсоветском пространстве находятся в тени. Высокая степень подверженности кризиса экономики. Экспортно-ориентируемы страны – зависим от цен на сырье.

Приватизационные процессы на пост советском пространстве. Первые кооперативы.

1-ый этап – малая приватизация

2-ой этап – ваучерная приватизация

Инфляция, дефицит товаром, дефицит платежной возможности

3-ий этап – форма аукционов

Высокая степень промышленной кооперации в рамках советского союза. СС функционировал как единый экономический организм. После распада СС из-за разрыва кооперационных связей промышленное произв. сократилось на 50%.

Тема 4. Экономическое развитие США

1929-33(великая депрессия) план маршала

Начался в США в условиях глобализации мировой экономики. Падение производства от 10%. Из-за ипотечного кризиса в США. Доллар не подкреплен товарами услугами, производством.

Эмиссия доллара не контролируется(печатный станок в частных руках). От доллара отказаться не могут, поскольку в каждой стране золотовалютные резервы на половину или одну треть состоят из доллара. ВВП США 14 триллионов долл. На душу населения 45тыс. долл., долг США примерно составляет ВВП, слегка превысив. 14,5 триллионов долл

Причины ипотечного кризиса в менталитете. Люди получают высокую зарплату, и могут позволить себе жить в кредит.. вся страна живет в кредит, беря огромные займы.. но как только уровень экономики падает, многие не в состоянии выплатить кредиты и не собираются их отдавать (происходит перераспределение валового мирового продукта..) Внешний долг государства растет, когда берутся кредиты под рост ВВП, а показатели ВВП куда меньше за год чем ожидалось.

В экономике США лежит идеология частного предпринимательства и максимальное ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Основными принципами государственной политики являются – поддержка частного предпринимательства, свобода экономической активности, защита конкуренции. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням ТНК и крупнейшим банкам. В сфере услуг производится 76% ВВП, 20% — промышленность, 4% с/х. В структуре промышленного производства основную роль играют:

1) Машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, военно-промышленный комплекс)

«производство максимально автоматизировано»

2) Химическая промышленность (нефтепереработка а также органический синтез и высокая химия)

3) Добывающая промышленность (уголь, нефть, газ) США консервируют свои запасы.

4) Высокий уровень развития с/х

США занимает первое место в мире по объемах импорта и экспорта. Основные торговые партнеры – Канада, Мексика, Япония, ЕС, Китай, Бразилия.

Тема 5. Экономическое развитие КНР.

Один из лидеров по динамике экономического развития.

Начало преобразований экономики Китая, как и многих развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, было связано с применением модели импорта замещения. Основной целью данной экономической политики было развитие внутреннего рынка методом протекционизма. Отличительной чертой становления экономики Китая то, что основная идеология коммунизма, однопартийная.

Развитие экономики в период с 1949 по 1980 гг во многом зависело от экономических отношений с Советским Союзом и остальными странами Соцлагеря. Именно тогда были заложены основы тяжелой промышленности, энергетики, военно-промышленного комплекса.

Результаты импорта замещения: развитие внутреннего рынка, увеличение темпов экономического роста, определенное сокращение сферы «госуправление экономикой», приход ТНК в экономику Китая, развитие новых сфер производства и развитие сферы услуг.

В данный момент – ярковыраженная экспортноориентированная модель развития.

Экспорт 1 600 млрд. дол.; импорт – 1 500 млрд. дол.

Структура и география внешней торговли.

Основные торговые партнеры Китая: США, Гонконг, Япония, Германия, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Сингапур и т.д.

Импортирует технологию и продукцию высокотехнологичного характера; экспортирует продукцию легкой промышленности и товары электроники.

Население – 1 350 млн. человек.

11.12.2001 года Китай вступил в ВТО. Его вступление в ВТО сыграло значительную роль в экономическом развитии государства. За три года в организации, ВВП страны возросло в разы.

Основные плюсы поствхождения Китая в ВТО:

1. Значительное увеличение объемов экспорта и расширения рынков сбыта продукции

2. Уменьшение количества антидемпинговых расследований и применение антидемпинговых и компенсационных пошлин.

3. Повышение инвестиционного климата внутри государства

Начиная с 2000 года темп роста экономики Китая, в частности ВВП, составляет в среднем прирост 10% в год. Эти темпы роста вызывают так называемый перегрев экономики. Он заключается в том, что Китай производит продукцию в сфере материального производства, сфера услуг занимает 40%, промышленность 47%, с/х 13%. Такие высокие темпы роста стимулируют обращение денежной массы в экономике, которое приводит к инфляционным процессам, темп роста зарплаты меньше.

Золотовалютные резервы 3 трл. дол. 65% занимает доллар США, Евро – 26%

Фискальная политика государства. В Китае сформировался благоприятный инвестиционный климат во многом благодаря фискальной политике государства, налоговые льготы для иностранных инвесторов (в специальных экономических зонах), усиленное налогообложение государственных предприятий, налоговые льготы для предприятий средне- и высокотехнологичных, усиленное фискальное давление на добывающую и промышленность с сырьевым ориентированием.

Факторы экономического роста:

· Население и трудовые ресурсы

· Обеспеченность природными ресурсами (уголь, нефть, руды металлов)

· Выгодное экономико-географическое положение

· Структурная перестройка и преобразование

· Децентрализация экономики и развитие частного предпринимательства

· Развитие технологий

· Благоприятный инвестиционный климат