Финансирование деятельности муниципальных предприятий. Источники финансирования местного бюджета

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

· формирование муниципальной собственности и управление ее;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

· благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

· держание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

· организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

· реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· целевое дотирование населения;

· проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства - 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 40%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находится в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны.

Заключение

В современных условиях все в большей степени региональные и местные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в социальном развитии территорий. Бюджет субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства.

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами. Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная и местная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста. Огромна роль региональной и местной финансовой по­литики в решении острых социальных проблем.

Рассмотрели экономические сущности, структуры доходной и расходной части регионального и местного бюджета, и его влияние на решение социальных проблем.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006.

4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,

5. Никулина Е.В. Совершенствование формирования доходов региональных бюджетов. // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, №7 .

6. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Справочно-правовая система Консультант Плюс.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ от 12 августа 1995 г.// Интернетhttp://info.khv.ru:8080/lawkhv

Расходы местных бюджетов - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.

Расходная часть местного бюджета включает довольное большой перечень видов расходов, которые финансируют органы местного самоуправления.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) образуют региональные фонды финансовой поддержки соответственно поселений и муниципальных районов (округов).

2 Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций.

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления);

организацию, содержание и развитие муниципального жилищнокоммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организацию утилизации и переработки бытовых отходов;

организацию транспортного обслуживания населения;

обеспечение противопожарной безопасности;

охрану окружающей природной среды;

реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

обслуживание и погашение муниципального долга;

целевое дотирование населения;

проведение муниципальных выборов и референдумов;

прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Через территориальные финансы органы представительной и исполнительной власти местного самоуправления активно проводят социальную политику. Им предоставлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социальнокультурные мероприятия.

Органы власти из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, киноустановок) и много других учреждений непроизводственной сферы. Финансирование этих учреждений в ряде районов составляет более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно коммунального хозяйства, благоустройство населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства. Структура расходов дана в табл. 13.1. г

1 В составе бюджетов муниципальных районов могут образовываться районные фонды финансовой поддержки поселений.

Таблица 13.

Структура расходов районного бюджета за 2000 г. (в % к итогу)

Согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 120ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расширены права и повышена ответственность органов местного самоуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов, конкретизированы расходные обязательства. Все это должно положительно сказаться на укреплении местных финансов.

Важное значение в укреплении местных финансов принадлежит улучшению взаимоотношений местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории, которые должны строиться на договорной основе. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета. Они должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.

В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления.в создании объектов инфраструктуры.

Перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально экономического развития территорий, охраны окружающей среды. Отсюда следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к обсуждению проблем бюджетов по финансированию расходов.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета и осуществляется через банки, которые обязаны выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.

Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Бюджетные организации должны иметь сметы расходов, в соответствии с которыми и осуществляется финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие; расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.

Осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Федерации субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.

Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ завершают перевод на казначейскую систему исполнения всех бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на договорной возмездной основе.

Российская бюджетная модель функционирует на нескольких уровнях - федеральном, региональном и местном. Несмотря на подобную классификацию, все три системы управления государственными капиталами объединены в единую сферу. Это может прослеживаться в самых разных аспектах активностей соответствующих финансовых институтов: процедурах сбора налогов, предоставлении взаимной финансовой помощи между бюджетами различных уровней, отчетности. Рассмотрим особенности управления капиталами на уровне муниципальной власти. За счет каких источников формируются местные бюджеты? Каким образом они могут взаимодействовать с федеральной и региональной системами управления государственным капиталом?

Специфика местных бюджетов

Понятие «местные бюджеты» в России чаще всего связано с хозяйственной деятельностью муниципальных образований - городов, районов. Крайне редко под рассматриваемым термином понимаются финансовые институты на уровне субъекта РФ - это некорректно и юридически, и по существу. Местные бюджеты, как правило, формируются за счет сборов соответствующего типа налогов, отчислений от платежей, которые относятся к категории региональных и федеральных, за счет дотаций, субвенций, кредитов и иных финансовых механизмов, предусмотренных российским законодательством.

Во многих муниципалитетах РФ локальные финансовые системы играют ведущую роль в хозяйственном развитии. Уровень спроса в различных сферах бизнеса, в частности тех, которые ориентированы на клиентов в статусе физлиц, в значительной мере определяется доходами бюджетников. Если они растут, то и обороты соответствующих предприятий тоже.

Доходы локальных бюджетов

Рассмотрим то, как формируются доходы местных бюджетов. Выше мы уже отметили, что основной источник соответствующих поступлений в муниципальных хозяйствах - местные налоги. Значительный объем финансовых транзакций, наполняющих казну города или района, могут составлять сборы, штрафы, а также предусмотренные законодательством РФ отчисления от региональных и федеральных налогов в соответствии с принятыми нормативами.

Доходы местных бюджетов могут формироваться за счет поступлений, передаваемых политическим центром с целью реализации тех или иных государственных полномочий, за счет выручки от приватизации активов, сдачи имущества в аренду, прибылей муниципальных предприятий, трансферных платежей.

Федеральные структуры, а также органы власти субъектов РФ могут помогать муниципалитетам в части обеспечения минимального уровня бюджетных ресурсов. Критерии, определяющие эту величину, устанавливаются в региональных правовых актах (с учетом норм бюджетной обеспеченности). Если налоговые доходы местных бюджетов не позволяют покрывать минимальные издержки, необходимые для поддержания функционирования локальных институтов политического управления либо субъектов хозяйственного развития, то федеральные власти либо органы в субъектах РФ направляют в пользу муниципалитетов различные дотации и субвенции.

При этом законодательством РФ предусмотрены механизмы, при которых, в свою очередь, уже локальный бюджет может направлять необходимое финансирование на вышестоящие уровни государственной системы управления капиталами.

Единство бюджетной системы

Местные бюджеты, как и региональные, образуют наряду с федеральной системой распределения государственного капитала единую систему. Несмотря на то что муниципалитеты в общем случае имеют право распоряжаться финансовыми ресурсами самостоятельно, они регулярно взаимодействуют с политическими институтами аналогичного уровня либо расположенными выше на предмет участия в дотировании тех или иных бюджетных систем либо получения соответствующей поддержки.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты выполняют ряд важнейших функций. В числе таковых: формирование капиталов, которые задействуются в целях финансового обеспечения активностей муниципальных органов власти; эффективное распределение соответствующих фондов по различным отраслям муниципального хозяйства; поддержка функционирования экономической системы города или района.

Значимую роль локальные бюджеты играют также и в решении социальных задач - это обеспечение занятости и высокого уровня жизни граждан. Должный уровень финансирования различных учреждений во многом предопределяет качество взаимодействия государства и общества. Например, это может касаться работы муниципальных служб: при недостаточном уровне бюджетной поддержки таковых эффективность работы подобных учреждений может существенно снизиться, равно как и удовлетворенность граждан от пользования соответствующего типа сервисами.

Анализ локальных бюджетов: расходы

Изучим теперь основные особенности, которыми характеризуются расходы местных бюджетов. Есть два их основных типа: текущие и капитальные. Рассмотрим их специфику.

Что касается капитальных, или инвестиционных расходов, то они представляют собой часть издержек, которые связаны с вложениями в действующие либо создаваемые юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках тех или иных инвестиционных программ. В структуру капитальных расходов могут входить: бюджетные кредиты; капиталы, направленные на увеличение имущества, которым владеют муниципальные образования; бюджеты развития; издержки на капремонт тех или иных объектов.

Текущие расходы местных бюджетов - это издержки, которые обеспечивают необходимое функционирование политических институтов на уровне муниципалитетов, различных учреждений, а также становятся механизмом предоставления финансовой помощи в пользу систем управления государственным капиталом на иных уровнях в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных методов поддержки. К текущим издержкам относят те, которые не классифицированы как капитальные.

Существуют иные критерии деления расходов бюджета на различные категории. Так, распространена классификация, предполагающая распределение издержек по степени приоритетности. В соответствии с данным методом расходы подразделяются на группы очередности. Такой подход, как считают некоторые исследователи, позволяет существенно повысить эффективность локальной бюджетной системы. Вместе с тем подобные методы часто критикуются как не вполне оптимальные с точки зрения выполнения социальных задач, для которых несвойственно выявление первостепенных и второстепенных направлений расходования бюджетных средств. В привязке к первоочередным и тем издержкам, которые следуют за ними, могут формироваться очереди из различных доходов локальной финансовой системы.

Есть классификация расходов бюджетов, в основе которой - распределение соответствующих статей в зависимости от объекта финансирования. Данная схема предполагает выделение следующих базовых категорий издержек:

  • связанных с выполнением задач локального значения;
  • отражающих необходимость реализации на уровне муниципалитета отдельных государственных полномочий;
  • связанных с погашением долгов органами местного самоуправления;
  • страховых ассигнований.

Классификация расходов по источнику финансирования

Еще одно возможное основание для классификации соответствующих издержек - распределение их в зависимости от того, каковы источники местных бюджетов. Так, есть расходы, которые могут финансироваться исключительно за счет денежных ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных органов власти. В числе таковых:

  • содержание аппарата управления города или региона;
  • формирование либо приобретение муниципальных активов, управление ими;
  • обеспечение работы муниципальных учреждений - школ, больниц, спортивных организаций;
  • финансирование деятельности служб обеспечения правопорядка;
  • содержание жилищно-коммунальной сферы;
  • благоустройство населенного пункта;
  • утилизация и переработка мусора;
  • защита экологии;
  • реализация программ дотирования.

Бюджетные резервы

Система местных бюджетов в РФ предполагает, что в соответствующих институтах управления могут формироваться резервные фонды. Их предназначение - аккумулирование денежных средств, которые могут быть использованы муниципальными структурами исполнительной власти в случае непредвиденных обстоятельств, например, при ЧС. Порядок расходования соответствующих резервов органы городского управления устанавливают самостоятельно. При этом структуры исполнительной власти должны ежеквартально направлять в представительные учреждения информацию о том, как расходуется резервный фонд.

Разрешенный дефицит

Величина текущих расходов локального бюджета не должна быть больше доходов. Но допустим дефицит - в пределах 3%. Это без учета дополнительных ресурсов поддержки, например, денежных средств, поступаемых из федерального центра. Капиталы из источников покрытия дефицита локального бюджета могут также направляться на финансирование инвестиционных издержек. Как правило, их использование в целях погашения долгов муниципальных органов власти не разрешается.

Классификация доходов

Рассмотрим теперь подробнее то, какими могут быть доходы, которыми располагают местные бюджеты РФ. Распространено их подразделение на собственные, регулирующие и внешние.

Что касается первых, то к таковым относятся налоговые доходы местных бюджетов, сборы, штрафы и иные поступления, формируемые в пределах локальной хозяйственной системы. Регулирующие доходы - это предусмотренные законодательством отчисления от федеральных налогов, а также тех, которые установлены для субъектов РФ. Соответствующие нормативы фиксируются в конкретного региона либо на уровне политического центра (если речь идет о федеральных налогах).

Что касается внешних источников финансирования локальных систем управления государственным капиталом, то таковыми могут выступать те самые дотации, субвенции и кредиты.

Специфика местных налогов

Финансирование местных бюджетов, таким образом, в определяющей степени может зависеть от объемов поступлений в виде локальных налогов. Специфика соответствующих платежей в том, что представительные органы власти муниципалитета вправе вводить дополнительные местные сборы, фиксировать ставки по ним, определять льготы, но только в пределах тех прав, которые установлены вышестоящим законодательством, в частности федеральным.

Местных налогов в РФ установлено только 3. В числе таковых - земельный, налог на имущество физлиц, а также торговый сбор. Поэтому наполняемость локальных бюджетов, как правило, в определяющей степени зависит от регулирующих поступлений. Они формируются за счет отчислений с федеральных и региональных налогов по нормативам.

Изучим их специфику подробнее.

Регулирующие платежи

В России есть несколько типов муниципальных образований. Рассмотрим для примера несколько распространенных их разновидностей. В числе таковых - городские поселения, муниципальные районы, городские округа, а также сельские поселения. Принципы исчисления регулирующих сборов в отношении них могут значительно различаться.

Регулирующие платежи: городские поселения

Итак, к местным бюджетам относятся бюджеты городских поселений. В них в полном объеме зачисляются налоги: земельный, на имущество физлиц. Что касается собственно регулирующих сборов, то в бюджеты городских поселений должны зачисляться: 10% от НДФЛ; 50% от ЕСХН; 100% от пошлины, взимаемой за нотариальные действия органами муниципального управления; 100% от сбора, который взимается за выдачу муниципалитетом разрешения на управление автомобилем, перевозящим опасные грузы.

Регулирующие платежи: муниципальные районы

К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных районов. В них, как и в случае с городскими поселениями, полностью зачисляется земельный налог, а также сбор на имущество физлиц. Что касается регулирующих платежей, то в бюджет муниципальных районов подлежат зачислению: 5% от НДФЛ, взимаемых в городских поселениях; 13% - от НДФЛ, получаемого в сельских поселениях; 15% - от НДФЛ, взимаемого на межселенных территориях; 100% от ЕНВД; 50% от ЕСХН на городских поселениях; 70% от ЕНСХ в селах; 100% от ЕСХН на межселенных территориях; 100% от пошлины, которая взимается по месту государственной регистрации.

Есть и иные виды регулирующих платежей, которые перечисляются в казну муниципальных районов, но рассмотренные нами можно причислить к ключевым.

Регулирующие платежи: городские округа

Что касается такой разновидности МО, как городские округа, то в их бюджеты также полностью зачисляется земельный налог, а также сбор на имущество физлиц. Регулирующие сборы, обеспечивающие поступления в казну городских округов, могут быть представлены: 15% от НДФЛ, 100% от ЕНВД, 100% от ЕСХН, 100% от налогов, взимаемых в рамках патентной системы.

Регулирующие платежи: сельские поселения

Как и в случае с рассмотренными выше муниципальными образованиями, в сельские поселения взимается 100% от земельного налога и сбора на имущество физлиц. Но есть и регулирующие платежи, предполагающие наполнение казны соответствующих МО. В числе таковых: 2% от НДФЛ, 30% от ЕСХН, 100% от госпошлины за нотариальные действия, 100% от пошлины за выдачу разрешения на перевозку опасных грузов.

Неналоговые доходы

Местные бюджеты являются также получателями ряда неналоговых поступлений. В числе таковых:

  • плата за негативное воздействие на экологию (по нормативу в 40%);
  • лицензионные сборы за продажу алкогольной продукции (в размере 100%);
  • доходы от продажи и аренды земельных участков, которые находятся в собственности государства (в 100% величине).

Конкретные значения по нормативам устанавливаются в отдельных источниках права.

Полномочия муниципалитетов в части формирования доходов бюджета

Муниципальные образования, функционирующие в системе политического управления РФ, наделены рядом полномочий в части формирования доходов локальных бюджетов. Рассмотрим данную особенность подробнее.

Во-первых, полномочия, о которых идет речь, могут выражаться в возможности издания муниципальных правовых актов, посредством которых будут вводиться локальные налоги, фиксироваться ставки для них и формироваться необходимые льготы. Как мы уже отметили выше, это допускается только в тех пределах, которые предусмотрены вышестоящим законодательством, и прежде всего на федеральном уровне.

Во-вторых, муниципальные парламенты могут формировать правовые акты, посредством которых вносятся корректировки в действующие источники права, регулирующие локальные налоги и бюджетные правоотношения, которые могут привести к изменению структуры выручки бюджетов различных уровней, функционирующих в РФ. Если соответствующие законы вступают в силу в очередном финансовом году, то они должны приниматься до того, как в муниципальный парламент будет внесен проект локального бюджета на соответствующий период. Сроки подобных слушаний на уровне местных представительных органов власти устанавливаются в отдельных правовых актах.

В-третьих, корректировки в муниципальных законах, принимаемых локальными парламентами и касающихся местных налогов, которые предполагают вступление в силу в течение следующего года, могут вноситься только в случае необходимых изменений в текущем законопроекте о локальном бюджете, который утвержден представительным органом власти муниципалитета.

Таким образом, посредством регулирующих платежей государственные и местные бюджеты объединены в единую систему обеспечения налоговых поступлений в казну. Если, например, на территории муниципального района работает большое количество предприятий сельскохозяйственной сферы, то значительный объем сборов, которые относятся к категории федеральных, остается в муниципальном бюджете.

Однако предпринимательских активностей в том или ином МО может оказаться недостаточно для удовлетворения локальных потребностей в финансировании. Региональные и местные бюджеты в итоге начинают взаимодействовать на предмет предоставления субвенций и дотаций первыми в пользу вторых. И это - одна из проблем российской бюджетной системы, которая отмечается многими экспертами. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Основные проблемы российской системы местных бюджетов

Роль местных бюджетов в России исключительно велика. Как мы отметили выше, она может прослеживаться в том, что соответствующие капиталы могут быть ведущими в части формирования спроса во многих сегментах локальных хозяйственных систем. Также в России существуют некоторые проблемы местных бюджетов.

К таковым современные исследователи относят прежде всего сильную зависимость соответствующих систем распределения капиталов от федерального центра, а во многом - и от региональных политических институтов. Выше мы отметили, что местные бюджеты являются зависимыми от регулирующих сборов. Собственно, локальные налоги занимают в большинстве случаев относительно небольшой процент в общем потоке финансовых поступлений в муниципальную казну.

Вторая проблема - анализ местных бюджетов многих российских городов показывает, что они в значительной степени зависимы также и от дотаций. Дело в том, что даже при наличии регулирующих сборов абсолютная величина денежных средств, которые попадают в распоряжение муниципальных властей, может быть недостаточной для решения локальных задач.

Еще одна проблема, характеризующая бюджетную систему РФ в части управления муниципальными денежными капиталами, - недостаточно строгий, как считают многие аналитики, уровень контроля над расходованием финансовых ресурсов внешнего происхождения. Отмеченная особенность соседствует с недостаточной прозрачностью операций по управлению денежными потоками, которая в ряде случаев допускается муниципальными властями.

Вместе с тем рассмотренные нами проблемы по мере совершенствования законодательства и улучшения инфраструктуры взаимодействия между бюджетами разных уровней понемногу решаются. Управление финансовыми средствами муниципалитетами постепенно становится прозрачнее и эффективнее.

Успешное решение отмеченных проблем (особенно в части преодоления зависимости локальных бюджетов от внешней поддержки) также может заключаться в стимулировании гражданских активностей, которые могут способствовать более интенсивной собираемости налогов. Прежде всего это, конечно, касается предпринимательских инициатив. При этом данная работа должна проводиться не только в части консультирования и распространения различных идеологических концепций. Предприниматели должны иметь реальный доступ к необходимым ресурсам для ведения бизнеса, прежде всего, недорогим кредитам и качественной инфраструктуре.

Расходы местных бюджетов - расходы денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование всходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением развитием экономики и социальной сферы административного района или города.

Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов, которые финансируют органы местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

2) формирование муниципальной собственности и управление ею;

3) организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

6) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог

местного значения;

7) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

8) организацию утилизации и переработки бытовых отходов;

10) организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

11) обеспечение противопожарной безопасности;

12) охрану окружающей природной среды на территории муниципальных образований;

13) реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

14) обслуживание и погашение муниципального долга;

15) целевое дотирование населения;

17) проведение муниципальных выборов и референдумов;

18) прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Минимально необходимые расходы местных бюджетов представляют собой расходы на обеспечение государственных минимальных социальных стандартов с гарантированным уровнем финансирования бюджетных статей расходов муниципальных образований.

Существует два метода планирования бюджетных расходов:

Программно-целевой;

Нормативный

I. Программно целевой метод бюджетного планирования

Системное планирование выделений бюджетных средств производится в соответствии утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, учащихся, групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и другие) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Смета - это основной финансовый документ, который отражает доходы и поступления в бюджетную организацию, а также целевое использование средств.

Примером такой сметы может быть Свод расходов по общеобразовательным школам. Так, все расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов, которое определяется по формуле:

К=(Кн*8+Кк*4)/12;

Таким образом, например, среднегодовое количество 1 - 4 классов =

(32*8+38*4)712=34

2. Основной статьей расходов является заработная плата, которая включает в себя:

Заработную плату учителей за уроки;

Оплату за проверку тетрадей;

Заработную плату административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;

Дополнительные виды оплаты учителей.

Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки. Таким образом, оклады рассчитываются по нормам педагогической нагрузки, здесь используется другой метод - нормативный метод планирования расходов и выплат.

II. Нормативный метод планирования расходов и выплат

Этот метод используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Таким нормами могут быть:

Денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание на одну койку);

Нормы индивидуальных выплат (например ставка заработной платы);

Нормы, в которых лежат среднестатистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений или командировочные расходы).

Нормы могут быть обязательными или факультативными, в зависимости от установителя. Также могут быть простыми и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждений в целом).

На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими: индивидуальными, общими, на централизованные мероприятия и сводными.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1. Реквизиты учреждения.

2. Свод расходов.

3. Свод доходов.

4. Производственные показатели учреждения.

5. Расчеты и обоснования расходов и доходов.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

Обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

Анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

Контроль за эффективным и экономным расходованием средств. Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Таким образом, главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство - примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование - 67% (на дошкольное воспитание - 83%, начальное и общее среднее образование - 87%), на здравоохранение и физическую культуру - 55%, социальную политику - 49%, культуру и искусство - 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства - 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 40%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, киноустановок) и много других учреждений непроизводственной сферы.

В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование. Это финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства.

Пример структуры расходов приведен в таблице 2

Таблица 2. Расходы местных бюджетов отдельных районов Кемеровской области за 2003 год (в % к итогу)

Наименование показателей

Мариинский район

Топкинский район

Государственное управление и местное самоуправление

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

Промышленность, энергетика, строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Транспорт, дорожное хозяйство, связь

Жилищно-коммунальное хозяйство

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных последствий и стихийных бедствий

Образование

Культура, искусство, кинематография

Средства массовой информации

Здравоохранение, физкультура и спорт

Социальная политика

Прочие расходы

ИТОГО расходов:

Расходы местных бюджетов делятся на две части: бюджет текущих расходов и бюджет развития муниципальных образований. В бюджет текущих расходов муниципальных образований включаются расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, физической культуры, спорта и другие расходы, не включенные в бюджет развития. В бюджет развития территории муниципальных образований включаются расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, связанной с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством .

В расходную часть включаются расходы по минимальному местному бюджету не ниже расходов, предусмотренных социальными нормами и нормативами минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, необходимые для решения вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Помимо этого могут быть расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия

наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста, всходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня pro технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т. д.

Одной их актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное пользование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, вторые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности предприятий, находящихся на территории муниципального образования различных уровней административного управления. Например, предприятия местной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и переработки, как правило, подчинены областным и республиканским органам управления. Отсюда и относительно высокий (до 40%) удельный вес расходов на соответствующие статьи в их бюджетах. В распоряжении же районных, поселковых, и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения. Поэтому и в бюджетах территорий и муниципальных образований подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80% . Расширение населенных пунктов неизбежно ведет к развитию инженерных коммуникаций и увеличению эксплуатационных расходов.

Социальная инфраструктура многих городов, особенно где градообразующие предприятия относятся к отраслям так называемых "естественных монополий", к крупным предприятиям горно-добывающей, нефтяной, газовой отраслей, напрямую зависит от руководства данного предприятия. Роль местного органа самоуправления фактически только декларируется. Руководители предприятий в такой ситуации берут на себя все хозяйственные заботы до прокладке и поддержанию дорог и тротуаров вдоль собственных объектов, освещению и озеленению прилегающих к ним территорий, ремонтируют транспортные и водопроводно-канализационные и другие коммуникации. Потеря рыночного интереса владельцев такого предприятия к производимой продукции, означает фактически медленную гибель данного города или поселка. К сожалению в нашей стране, это достаточно распространенное явление, которое пока еще не получило соответствующей оценки государственных управленческих структур.