Что из перечисленного относится к природным ресурсам. Человеческие ресурсы: определение, управление, особенности

Население, занятое в общественном производстве, на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть дополнительно привлечены для пополнения вооруженных сил, отраслей экономики и формирований гражданской обороны. Людские ресурсы, которыми комплектуются вооруженные силы в мирное время, и подготовленные мобилизационные контингенты являются важным элементом военного потенциала, оказывающим непосредственное влияние на военное строительство, обусловливают количественный и качественный состав кадровых войск, а также возможности пополнения вооруженных сил и формирования новых частей и соединений. Численность личного состава армий, участвовавших в войнах, особенно в 20 веке, непрерывно возрастает. В 1-й и 2-й мировых войнах её максимальная величина соответственно составляла (в млн. чел.); в Германии - 8,2 и 9,6; в США - 3,7 и 12,2; в России (1917) - 9,9 и в СССР (1945) - 11,4. Естественно, что для развёртывания вооруженных сил и восполнения потерь потребовались огромные мобилизационные резервы. В странах, участвовавших во 2-й мировой войне (без колоний), из 210 миллионов мужчин призывных возрастов было мобилизовано в армию 110 миллионов человек. Воевавшие государства были вынуждены поставить под ружьё до 12-20% общей численности населения. Необходимость в массовых армиях и заблаговременной подготовке крупных мобилизационных резервов как общая закономерность военного строительства сохраняется и в наше время.
Людские ресурсы как источник рабочей силы для различных отраслей экономики, в том числе оборонных, составляют необходимый элемент военно-экономического потенциала. От численности и социальной структуры населения, его культурно-технического уровня и политико-морального состояния зависят возможности покрытия потребностей военного производства в кадрах, обеспечения высокой производительности труда и эффективности экономики. Для обеспечения сражающихся армий оружием, военной техникой и другими материальными средствами требуются огромные трудовые ресурсы. Так, в Германии в 1917 в военном секторе было занято 58,3% всех промышленных рабочих, в 1943 - 61%, в США - соответственно 31,6% и 67%.
Современная научно-техническая революция оказывает противоречивое влияние на потребности военной экономики в рабочей силе. Рост производительности труда существенно снижает трудозатраты на производство единицы оружия данного рода, а повышение эффективности этого оружия позволяет уменьшить общие затраты труда на его производство. Вместе с тем неуклонное расширение материальных потребностей вооруженных сил, быстрый процесс усложнения военной техники и ускорения её морального износа, большие потери в ходе боевых действий вызывают повышенный спрос экономики на трудовые ресурсы. В случае развязывания империалистами войны с применением средств массового поражения для организации спасательных, неотложных аварийно-восстановительных и других работ по ликвидации последствий ударов противника потребуется большое количество специальных формирований и фактическое участие всего взрослого населения в гражданской обороне.
Вооруженные силы, военная экономика и гражданская оборона нуждаются в большом количестве подготовленных квалифицированных кадров. Быстрое развитие производительных сил и революция в военном деле обусловили коренную реорганизацию и перевооружение армий, породили новые тенденции в комплектовании войск и накоплении военнообученных резервов. Происходит глубокая специализация и разделение труда в вооруженных силах, возникают всё новые и новые военные профессии, возрастают сроки и расходы, необходимые для подготовки специалистов, особенно офицерского состава. Повышенный спрос на квалифицированные кадры предъявляет и военное производство. Под влиянием научно-технического прогресса происходят структурные изменения в составе рабочей силы, неуклонно растёт удельный вес инженерно-технического труда.
В годы Великой Отечественной войны источниками пополнения трудовых ресурсов в СССР являлись трудоспособные женщины-домохозяйки, молодёжь и подростки, лица пенсионного возраста. За счёт использования этих групп населения высвобождались мужчины призывных возрастов для пополнения Вооруженных Сил. С 1940 по 1944 удельный вес женщин среди рабочих и служащих повысился с 33 до 57%, а среди трудоспособных колхозников - с 66 до 88%. Если в 1939 подростки до 17 лет составляли 5,6% всех рабочих и служащих в промышленности, то в 1942 - 15,8%. В период войны лица старших возрастов вместе с подростками составляли 1/4 всех занятых в промышленности и 3/4 - в колхозах. Дополнительная потребность в людях может быть удовлетворена и путём увеличения рабочего времени занятого населения.
Война требует широкого манёвра людскими ресурсами, значит, их перераспределения между отраслями, районами, сферами общественной деятельности, максимальной концентрации в военном производстве и отраслях, его обслуживающих. В период Великой Отечественной войны в СССР на военные нужды работало примерно 2/3 всех промышленных рабочих и 1/4 - занятых в сельском хозяйстве. В условиях войны меняются формы и методы привлечения населения к общественно организованному труду, распределения и использования рабочей силы. Наряду с материальными и моральными стимулами большое значение приобретают административно-правовые меры, позволяющие гибко и оперативно маневрировать трудовыми ресурсами.
Эффективность использования людских ресурсов зависит от социально-экономической организации общества, от характера и целей войны. Во 2-й мировой войне Советский Союз наиболее рационально использовал как мобилизационные, так и трудовые ресурсы. Социалистическая система хозяйства, руководящая и организующая роль Коммунистической партии, глубокое понимание советскими людьми задачи обеспечения фронта всеми необходимыми средствами борьбы позволили резко повысить эффективность производства. Так, за период 1942-44 среднегодовая численность занятых в промышленности СССР составляла 7,7 миллионов человек, а в фашистской Германии - 10,6 миллионов человек. Тем не менее трудящиеся нашей страны дали фронту примерно в 2 раза больше оружия и военной техники. Своевременная подготовка и эффективное использование людских и материальных ресурсов позволили Советскому Союзу создать превосходящую военную мощь, обеспечившую всемирно-историческую победу советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2-е. Т.20; Ленин В.И. Падение Порт-Артура. - Полное собрание сочинений. Изд.5-е. Т.9; Ленин В.И. Резолюция о войне и мире. (Седьмой экстренный съезд РКП(б). 6-8 марта 1918 г.). - Там же. Т.36; Фpунзе М.В. Единая военная доктрина и Красная Армия. - Избранные произведения. М., 1977; Ворошилов К.Е. Оборона страны и состояние Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Доклад на IV Всееоюзном съезде Советов 25 апреля 1927 г. - В книге: Ворошилов К.Е. Оборона СССР. Избранные статьи, речи и письма. М., 1937; Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е. М., 1975, с.226-252; Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Изд.2-е. М., 1975, с.441-447; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. Изд. 2-е. М., 1970, с.578-580; Военная стратегия. Изд. 3-е. М., 1968, с.396-402; Лаговский А.Н. Стратегия и экономика. Изд. 2-е. М., 1961, с.147-155; Соколов П.В. Война и людские ресурсы. М., 1961; Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971.
П.В.Соколов

население, занятое в общественном производстве, находящееся на военной службе, а также людские контингенты, которые могут быть привлечены для комплектования войск и органов ПС РФ.

  • - Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, переживания, люди, события или материальные ценности...

    Словарь нейролингвистического программирования

  • Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - нравственные людские недостатки и ошибки, происходящие от незнания, непросвещения...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - совокупность средств и источников их получения, возможных и доступных для использования при решении определенных и непредвиденных задач в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий безотносительно...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - англ. resources; нем. Ressourcen. Денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств дохода...

    Энциклопедия социологии

  • - В это понятие включается все, что способствует экономической деятельности: природные ресурсы; людские ресурсы, включая способности и квалификацию...

    Экономический словарь

  • - источники дохода, источники для ведения дел предприятия...

    Справочный коммерческий словарь

  • - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов...

    Политология. Словарь.

  • - совокупность трудовых, материальных, технических и финансовых средств, необходимых для выполнения работы в строительном производстве - ресурси - zdroje; zásoby - Ressourcen; Quellén - erőforrás - нөөц - środki...

    Строительный словарь

  • - средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...Людские парашюты - парашюты, которые служат для безопасного снижения человека при покидании им ВС..." Источник: ПРИКАЗ ФСВТ РФ от 12.08...

    Официальная терминология

  • - Этот старинный летописный термин вызывал в нашей исторической литературе разнообразные толкования. Одни видели в С. старейшин-граждан, с которыми часто совещался Владимир св....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники дохода в государственном бюджете. Различают Р. экономические и природные. См. также Природные ресурсы...

    Большая Советская энциклопедия

  • - См. СВОЕ -...
  • - См. СВОЕ - ЧУЖОЕ См. ЯЗЫК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

"Людские ресурсы" в книгах

Я не искал людские тайны

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я не искал людские тайны Я не искал людские тайны, Как следопыт. Но мир изменчивый, случайный Мной не забыт. Тепло людского излученья В лесной глуши, Земные донные теченья Живой души. И слишком многое другое, О чем нет слов, Вставало грозное, нагое Из всех

Причудливы стези людские

Из книги Прыжок через быка автора Франк Илья

Причудливы стези людские Продолжаю читать роман Шницлера. Георг едет с Анной, своей возлюбленной (которая ждет от него ребенка, но на которой он все никак не может решиться жениться), в Италию – и приходит в дом, где ухаживал когда-то за своей больной матерью и где та

Планеты и людские пороки

Из книги Как защититься с помощью ангелов автора Коллектив авторов

Планеты и людские пороки По древней легенде наша планета Земля является своеобразной тюрьмой, куда злое божество заманило людские души. В более поздней астрологии, принятой в гностицизме, появились архонты - злые архангелы, которые также являлись управляющими семи

5. Материальные и людские ресурсы

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

5. Материальные и людские ресурсы Приведенная выше оценка достижений партизан показывает, что материальный ущерб, нанесенный ими военным усилиям Германии, и материальная помощь, оказанная военным усилиям Советского Союза, были существенными, но далеко не впечатляющими.

Судьбы людские (до мая 1945 г.)

Из книги Непростительный 1941 [«Чистое поражение» Красной Армии] автора Иринархов Руслан Сергеевич

Судьбы людские (до мая 1945 г.) Генерал-майор Антонов А. И. - нш Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, зам. нач. и нач. ГШ КА, генерал армии.Подполковник Афонин И. М. - 469 сп, и.д. ком. 333 сд, нш 5 кк, ком. 300 сд, 18 гв. ск, генерал-лейтенант, Герой Советского

Людские надежды

Из книги В сибирских лагерях. Воспоминания немецкого пленного. 1945-1946 автора Герлах Хорст

Людские надежды Время тянулось однообразно, пока не наступил один весенний день. Погода стояла холодная и дождливая, и наша одежда промокла насквозь, но никто не обращал на это внимания; мы продолжали класть шпалы. В тот день многие не вышли из барака из-за болезни, и в

Материальные и людские потери

Из книги Наполеоновские войны автора Безотосный Виктор Михайлович

Материальные и людские потери Страну, безусловно, возвышает одержанная победа, а воспитывает и закаляет – изнурительный путь к ней. Всегда интересно и проанализировать последствия важных исторических событий, и проследить их влияние на последующий ход истории. С этой

Людские потери

Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий Ефимович

Людские потери Беларуское население западных губерний оплатило войну России с Францией колоссальными жертвами - до 25 % жителей погибло во время сражений, от рук французских и русских оккупантов, от голода и холода, от болезней и эпидемий. В ряде городов и местечек

Людские судьбы

Из книги Хрущев: интриги, предательство, власть автора Дорофеев Георгий Васильевич

Людские судьбы Отзыв Хрущева из Украины в Москву не был для него неожиданным. Находясь в Киеве, он внимательно следил за событиями, происходящими в столице, знал, что наибольшим доверием у Сталина пользовались Маленков и Берия. Они часто встречались и о чем-то подолгу

Судьбы людские

Из книги Небо истребителя автора Ворожейкин Арсений Васильевич

Судьбы людские 1.В конце 1946 года Сергей Елизаров, Николай Захарченко и я, а также авиационный техник Федор Иващенко были откомандированы для переучивания на новый тип самолета. Начальник Центра переучивания подполковник Прокопий Семенович Акуленко, небольшого роста,

Людские потери

Из книги Большая ничья. СССР от Победы до распада автора Попов Василий Петрович

Людские потери Проблема людских потерь принадлежит к числу самых важных, трудных и запутанных проблем нашей истории. Ее изучение осложнялось тем, что вплоть до 90-х гг. важнейшие архивные документы были недоступны историкам и общественности. Сказался и политический

Война и людские ресурсы лагерной экономики

Из книги автора

Война и людские ресурсы лагерной экономики С началом войны ряд процессов негативно повлиял на количество и качество людских ресурсов ГУЛАГа. Прежде всего, по указам Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля и 24 ноября 1941 г. было освобождено и передано для

Людские различия

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Людские различия А вышли мы бедствовать, переносить горе, голод, жажду, быть милостивыми (Мф. 5:7), чистыми сердцем (Мф. 5:8), миротворцами душою (Мф. 5:9), терпеть позор, гонение, если нужно, оклеветания, стать уметами мира (см. 1 Кор. 4:11–13); наконец, если настанет время мучений, то

ПРЕДСКАЗАНИЯ ЛЮДСКИЕ

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

ПРЕДСКАЗАНИЯ ЛЮДСКИЕ На исчисления… и на пророчества (предвещания людские) нельзя положиться: о дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един (Мф. 24, 36); и мы, оставив это Его святой воле, должны приготовляться, каждый из нас, к неизвестному для нас

Людские добродетели

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Людские добродетели В темпераменте и характере египтян трудно четко выделить черты, благоприятные для отшельнической жизни. Но, может быть, нам стоит вспомнить в этой связи некоторые качества и естественные добродетели, которые оказывают влияние на суровую и грубую

B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

подсистеме политической системы общества?

1)политические традиции

2)партийный устав

3)политические идеалы

4)партийная программа

6)политическая культура

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Что из перечисленного относится к правилам этикета?

а) Оплатить проезд в автобусе
б) Не одевать спортивную обувь вместе с деловым костюмом
в) Не нарушать тишину и покой граждан в ночное время
г) В кинотеатре выключить телефон или поставить его на бесшумный режим
д) Оказывать помощь больному родственнику
е) Подать руку девушке при выходе из транспорта.
Пожалуйста Помогите!

Помогите пожалуйста

Вариант 1.
1. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?
1) налогообложение;
2) перепродажа ценных бумаг;
3) оформление лицензий;
4) изменение ставки банковских резервов.
2. Рынок характеризуется:
1) стабильными ценами;
2) слабым интересом к фундаментальным научным исследованиям;
3) побуждением производителя к вложению капитала в долгосрочные проекты;
4) бережным отношением к использованию невосполнимых природных богатств.
3. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть:
1) национализации;
2) инфляции;
3) приватизации;
4) разгосударствления.
4. Продажа или безвозмездная передача государственного имущества в собственность физических и юридических лиц называется ____________________________________________________________.
5. Верны ли следующие суждения?
А. На рынке товаров представлены: ценные бумаги, рабочая сила, средства производства.
Б. При всем многообразии видов рынков их объединяют единые механизмы функционирования.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и Б;
4) оба суждения неверны.
6. Признаком рыночной экономики является:
1) преобладание государственной собственности;
2) директивное планирование производства;
3) централизованное ценообразование;
4) конкуренция товаропроизводителей.
7. Государственный бюджет – это:
1) финансовый отчет правительства;
2) перечень планируемых доходов и расходов;
3) сумма расходов правительства за предшествующий год;
4) расчет прибылей и убытков государства.
8. Конкуренция производителей в рыночной экономике:
1) способствует росту монополий;
2) приводит к снижению потребления;
4) увеличивает объемы производства.
9. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии:
1) низкого уровня безработицы;
2) высокого потребительского спроса;
3) разделения труда;
4) частной собственности на средства производства.
10. Безработица возникает в результате:
1) экономического спада;
2) социального расслоения;
3) расширения производства;
4) специализации производства.
11. На рынке, где существует конкуренция, равновесная цена определяется:
1) решением покупателей, желающих купить товар;
2) производителями, желающими получить прибыль;
3) предприятиями оптовой торговли;
4) желанием покупателей купить все товары, которые продавцы захотят продать.
12. Государство в рыночной экономике оказывает влияние на производителя:
1) используя директивное планирование производства;
2) устанавливая цены на потребительские товары;
3) поддерживая конкуренцию производителей;
4) определяя объемы производства на всех предприятиях.
13. Государство регулирует рыночную экономику:
1) устанавливая цены на товары;
2) изменяя систему налогов;
3) определяя объемы производства;
4) снабжая предприятия сырьем и материалами.
14. Спрос и предложение на рабочую силу формируется:
1) на рынке капитала;
2) рынке средств производства;
3) рынке материалов и сырья;
4) рынке труда.
15. Конкуренция производителей в рыночной экономике:
1) приводит к снижению налогов;
2) ведет к застою;
3) уравновешивает спрос и предложение;
4) приводит к снижению объемов производства.
Тест по теме «Экономическая система общества».

1. Политикой древние греки называли:

а) искусство ведения домашнего хозяйства;
б) ораторское искусство;
в) искусство управления государством;
г) политический талант.

2. Политическими институтами являются:
A. Государство.
Б. Политические партии.
B. Общественно-политические организации.
Г. Движения.
а) АБ; б) БГ; в) ВГ; г) АБВГ.

3. Политика - это деятельность, связанная:
а) с культурой;
б) властью;
в) производством;
г) моралью.

4. Политику могут осуществлять:
A. Государство.
Б. Объединения граждан.
B. Органы власти.
Г. Отдельные лица.
а)АВ; б) БГ; в)АБВ; г) АБВГ.

5. Политика связана с отношениями:
а) между социальными группами;
б) в процессе производства;
в) между работником и работодателем;
г) внутри социальной общности.

7. Личностными компонентами политики являются:
а) субъект и объект;
б) спортклуб;
в) партия;
г) государство.

8. Носителем политики не является:
а) отдельный человек;
б)спортклуб;
в) партия;
г) государство.

9. Политические отношения связаны:
а) с организацией митинга;
б) государственной властью;
в) поощрением;
г) наказанием.

10. Политическая культура - это:
а) членство в политической партии;
б) осознание политических процессов;
в) участие в политической борьбе;
г) участие в профсоюзном движении.

11. Политическая культура включает:
A. Политические традиции.
Б. Действующие нормы политической практики.
B. Политические идеи и концепции.
Г. Политические убеждения.
а) АВГ; б) АБВГ; в)ВГ; г) АГ.

12. Политическая культура формирует:
а) политическую идеологию;
б) политическое мировоззрение;
в) чувство патриотизма;
г) политический плюрализм.

13. Политическая культура выполняет:
а) репрессивную функцию;
б) познавательную функцию;
в) воспитательную функцию;
г) поощрительную функцию.

14. Политическая партия - это организация, которая:
а) борется за власть;
б) решает хозяйственные проблемы;
в) занимается устройством досуга;
г) объединяет людей по интересам.

15. Консервативные партии выступают:
а) за реформы;
б) революционное переустройство общества;
в) сохранение устоев;
г) возвращение к монархии.

16. Верны ли суждения?
А. Политика - это деятельность по отстаиванию своих интересов.
Б. Политика - это деятельность по гармонизации и сочетанию противоречивых интересов.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) А и Б; г) А и Б неверно.

17. Политика бывает:
A. Военная.
Б. Текущая.
B. Культурная.
Г. Долговременная.
а)АБВГ; б)АВ; в)АГ; г)БГ.

18. Из перечисленного списка выберите то, что относится к области политики:
а) судебная защита личности;
б) девальвация национальной валюты;
в) социализация личности;
г) идеологический плюрализм;
д) многопартийность.

19. Организационный компонент политической системы включает:
а) общественные классы;
б) идеологические течения;
в) нравственные нормы;
г) политические партии.

20. Что из перечисленного относится к признакам политической власти?
а) волевое воздействие на поведение больших групп людей;
б) развитие горизонтальных общественных отношений между людьми;
в) наличие разнообразных социальных слоев и групп;
г) наличие разнообразных форм собственности.

Министерство образования РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Московский колледж управления и новых технологий

Тест по экономике

Что из перечисленного относится к природным ресурсам

ü квалифицированная рабочая сила

ü сырье, не включенное в производство

ü обязательное среднее образование

ü топливо, стоящее на подъездных путях

2. Новым видом денежных расчетов в современной России является:

ü бартерная сделка

ü платеж наличными

ü платеж при помощи кредитной карты

ü оплата с помощью векселя

3. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономику через:

ü систему налогообложения

ü централизованное установление цен

ü директивное планирование производства товаров

ü снабжение населения товарами

4. Рынок характеризуется:

ü стабильными ценами

ü интересом к фундаментальным научным исследованиям

ü вложением капитала в прибыльные проекты

ü бережным отношением к природе

5. Дефицит государственного бюджета – это:

ü уменьшение налоговых поступлений

ü превышение расходов над доходами

ü увеличение государственного долга

ü сокращение финансирования социальных программ

6. Увеличение налогов на производителя:

ü снижает расходы потребителя

ü увеличивает прибыль производителя

ü снижает роль производства

ü увеличивает производительность труда

7. Общепринятое средство платежа, которое можно обменять на любые товары и услуги:

ü дисконтная карта

ü товарный чек

ü облигация

8. В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует:

ü экономное ведение дела

ü экономическая самостоятельность

ü соблюдение трудовой этики

ü стремление повышать квалификацию

9. Необходимым условием рынка является:

ü политический плюрализм

ü частная собственность

ü обилие природных ресурсов

ü государственная регламентация производства

10. На каких предприятиях выдаются дивиденды:

ü на государственных

ü на частных индивидуальных

ü на акционерных

ü на муниципальных

11. Налоговая политика направлена на:

ü определение денежной массы в обращении

ü увеличение числа товарных бирж

ü снижение социальных потребностей

ü перераспределение доходов

12. Государство в условиях рыночной экономики призвано:

ü формировать обязательные для всех предприятий задания

ü поддерживать социально незащищенные слои населения

ü нести материальную ответственность за деятельность частных фирм

ü выплачивать зарплату работникам предприятий всех форм собственности

Человеческие ресурсы представляют собой потенциальные возможности человека в плане трудовой, умственной или физической деятельности.

Определение понятия

Человеческие ресурсы - это определенная совокупность качеств и характеристик человека, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Кроме того, стоит отметить, что данное понятие может рассматриваться в контексте отдельно взятой организации, региона или же государства в целом.

Человеческие ресурсы могут быть рассмотрены с нескольких точек зрения. Так, довольно большой интерес представляет индивидуальный потенциал отдельно взятого человека. Если рассматривать данное понятие в контексте коллектива, то речь пойдет о социально-психологическом аспекте. Если же нужно определить совокупный потенциал общества в целом, то говорят о социологическом исследовании.

Управление человеческими ресурсами

Поскольку функционирование любого предприятия основано на человеческом факторе, то появляется объективная необходимость в регулировании данного процесса. Управление человеческими ресурсами ставит своей целью наиболее эффективное использование труда персонала с целью получения максимальной экономической выгоды. Этот процесс основан не только на умении организовать коллектив с количественной и качественной точки зрения, но также и на умении использовать психологические приемы.

Каждый менеджер должен быть готовым к тому, что руководство персоналом - это более сложный процесс, чем управление технологической частью производства. Это связано с высокой вероятностью возникновения конфликтных ситуаций как по рабочим, так и по личным вопросам.

Человеческие ресурсы и персонал

Довольно часто при осуществлении практической деятельности по управлению кадрами граница между понятиями персонала и человеческих ресурсов несколько размывается. Тем не менее это не совсем одно и то же, а потому стоит четко знать разницу между ними.

Так, говоря о кадрах, стоит отметить, что к ним относятся только те люди, которые работают на предприятии на основании официально оформленных трудовых отношений. А если говорить о персонале, то здесь имеется в виду часть работников, относящихся к оперативному управлению, а также внештатные сотрудники.

Такое понятие, как человеческие ресурсы, является намного более емким и широким. Оно подразумевает способности и потенциальные возможности человека относительно его физической, умственной и эмоциональной деятельности, которые помогают ему эффективно участвовать в производственной деятельности.

Если рассматривать человеческие ресурсы и персонал с точки зрения управления, то стоит отметить, что в первом случае решаются глобальные долгосрочные задачи, а во втором речь идет об оперативных программах.

Планирование человеческих ресурсов

Планирование подразумевает четкое определение потребности и стоимости человеческих ресурсов на определенный момент времени. Оценивается не только численность, но также и квалификационные показатели.

Эффективное планирование следующим образом влияет на результаты работы предприятия:

  • оптимизация производственного процесса, которая заключается в определении точного необходимого количества работников;
  • совершенствование механизмов подбора персонала, которые позволяют принять на работу сотрудников, которые четко соответствуют требованиям, предъявляемым организацией;
  • разработка современной системы обучения новых сотрудников, а также повышения квалификации имеющихся;
  • изучение ретроспективных показателей и определение тенденций, которые дают возможность спрогнозировать будущую кадровую ситуацию;
  • продуманная политика в сфере управления кадрами позволяет значительно сократить затраты и повысить экономическую эффективность работы предприятия.

Ресурсы как система

Поскольку управление людьми представляет собой достаточно сложную процедуру, то справедливо будет сказать о существовании такого явления, как система человеческих ресурсов. Если рассматривать ее с точки зрения организации, то можно выделить следующие основные задачи:

  • оценка имеющихся ресурсов, а также планирование будущей потребности в них;
  • изучение ситуации на рынке труда;
  • отбор кадров по психологическим и профессиональным характеристикам;
  • принятие мер по повышению эффективности деятельности персонала;
  • изучение уровня жизни работников и действия, направленные на его улучшение;
  • разработка нового или же совершенствование существующего механизма мотивации и стимулирования сотрудников к эффективному труду;
  • поощрение инициативы, а также стимулирование к новаторскому труду.

Управление ресурсами

Система управления человеческими ресурсами ставит перед собой две основные цели:

  • непрерывный анализ ситуации с кадрами с целью своевременного обеспечения ими организации;
  • создание для сотрудников максимально комфортных условий, в которых они смогут эффективно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал.

Для того чтобы управление человеческими ресурсами в организации было эффективным, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

  • цели должны быть сформулированы четко, а также иметь реально достижимые границы;
  • анализ работы предприятия быть глубоким и комплексным;
  • персонал должен быть полностью обеспечен всеми необходимыми для работы ресурсами;
  • каждый работник должен выполнять те обязанности, которые соответствуют уровню его квалификации;
  • трудовой процесс необходимо осуществлять с использованием самых современных технологий.

Развитие ресурсов

Человеческий потенциал имеет тенденцию к постоянному нарастанию. Это связано с тем, что со временем предприятие или организация начинают требовать все большей отдачи от своих сотрудников. Именно поэтому развитие человеческих ресурсов является одним из ключевых вопросов руководства фирмы.

Одним из самых сложных периодов для любого работника является его адаптация на предприятии. Мало того что новички обязаны ознакомиться со всеми организационными моментами, они также должны занять определенное место в коллективе и пройти через серьезное психологическое давление. Огромное значение также имеет введение человека в новую должность, а именно - знакомство с должностными обязанностями.

Огромное значение в протекании этих процессов играет политика руководства предприятия по данным вопросам. Важна также и доброжелательная атмосфера, требуется и методическое обеспечение. Так, например, крупные фирмы имеют такую практику, как проведение лекций и семинаров для новых кадров, а также внедрение обучающих программ.

Проблемы человеческих ресурсов предприятия

Одной из важнейших проблем, с которой сталкивается человеческий ресурс предприятия, является уделение недостаточного внимания данному вопрос. Тем не менее управление людьми требует специальных знаний, а также навыков и механизмов. Так, первое, на что стоит обратить внимание - это развитие лидерства в коллективе. Причем это должно касаться именно рабочих моментов, а не личных взаимоотношений сотрудников. К сожалению, отечественные предприятия нередко этим пренебрегают.

Еще одной важной проблемой организацией является уделение недостаточного внимания или же полное игнорирование необходимости управления человеческими ресурсами. Тем не менее стоит понимать, что кадры не имеют способности к саморегулированию. Должна быть выработана четкая политика по данному вопросу.

Одной из самых серьезных недоработок современного руководства является рассмотрение организации в отдельности от персонала. Так, иногда работники оказываются не готовы к переменам в работе предприятия.

Концепция управления персоналом

  • экономическая составляющая;
  • строгое подчинение единому руководителю;
  • определение четкой иерархии управления;
  • разработка норм дисциплины, а также системы поощрений и взысканий;
  • четкое определение зоны ответственности каждого из сотрудников;
  • разработка организационной культуры, благодаря которой персонал ощущает единство трудового коллектива.

Специфика человеческих ресурсов

Человеческие ресурсы организации имеют ряд особенностей, которые отличают их от прочих ресурсов организации:

  • людям свойственно эмоционально и, порой, непредсказуемо реагировать на те или иные изменения в работе предприятия;
  • поскольку человек обладает интеллектом, то он постоянно совершенствует свои знания и навыки, что должно непрерывно подкрепляться усилиями со стороны руководства;
  • работники осознанно подходят к выбору рода своей деятельности.

В управлении персоналом стоит руководствоваться принципом уважения. Также стоит перенимать опыт ведущих зарубежных фирм по данному вопросу.

Для того чтобы использование человеческих ресурсов на предприятии было эффективным, менеджеры должны руководствоваться рядом рекомендаций в своей деятельности:

  • лучшей мотивацией для сотрудников станет наглядная демонстрация карьерного роста высшего руководства (персонал должен ставить перед собой конкретные цели и осознавать реальность их достижения);
  • одним из важнейших аспектов является оплата труда (даже в самые трудные и кризисные периоды работники должны получать оговоренную сумму, осознавать свою ценность для организации);
  • сотрудники должны досконально знать исчерпывающую информацию о своем предприятии, а также механизм получения прибыли (знания работников не должны ограничиваться узким кругом их обязанностей);
  • в общении с каждым из сотрудников стоит руководствоваться уважением, ведь каждый из них имеет возможность уйти в другую организацию.

Роль человеческих ресурсов должна четко осознаваться на всех уровнях. Это один из самых важных элементов функционирования не только отдельно взятого предприятия, но также и государства в целом. Человек - это наивысшая ценность, а наибольший интерес в экономическом плане представляют его способности и интеллект.