Руководство учетом в российской федерации. Руководство бухгалтерским учетом и профессиональная этика бухгалтера

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет (англ. accountancy, accounting ) - по законодательству РФ упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Как экономико-правовая категория бухгалтерского учета в литературе обычно рассматривается в качестве сплошного, непрерывного и взаимосвязанного отражения хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерителях в целях накопления и обобщения соответствующей объективной информации и осуществления контроля за хозяйственной деятельностью.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество , их обязательства и , осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

С небольшой задержкой проверим, не скрыл ли videopotok свой iframe setTimeout(function() { if(document.getElementById("adv_kod_frame").hidden) document.getElementById("video-banner-close-btn").hidden = true; }, 500); } } if (window.addEventListener) { window.addEventListener("message", postMessageReceive); } else { window.attachEvent("onmessage", postMessageReceive); } })();

Основные задачи бухгалтерского учета

Основными задачами бухгалтерского учета в РФ являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости (ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете»**).

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения Б.у. в РФ, др. федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Согласно ст. 4 ФЗ «О бухгалтерском учете» этот федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Методологическое руководство бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования Б.у., разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

  • , устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • др. нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Минфин РФ с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство Б.у. и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию Б.у., утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения Б.у. и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии Б.у. и отчетности Минфином РФ могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей др. организаций. Акты Минфина РФ имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.

В случае противоречий между нормами законодательства о Б.у. и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и др. правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и др. актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т. п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством.

Организации в РФ самостоятельно формируют свою .

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», которые конкретизируются в других, главным образом подзаконных, правовых актах.

Эти требования заключаются в следующем:

  • бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях;
  • имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества др. юридических лиц, находящегося у данной организации;
  • бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;
  • ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем на , включенных в рабочий ;
  • при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах Б.у. без каких-либо пропусков или изъятий;
  • в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Законы, положения и приказы регулирующие бухгалтерский учет в РФ

  • 1. Федеральный закон от 21.11.1996
  • 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н)
  • 3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (утв. приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 167)
  • 4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (утв. приказом Минфина РФ от 20.12.1994 № 167)
  • 5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2006 № 154н)
  • 6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н)
  • 7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н)
  • 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н)
  • 9. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (утв. приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н)
  • 10. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (утв. приказом Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н)
  • 11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н)
  • 12. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н)
  • 13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2008 (утв. приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 5н)
  • 14. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (утв. приказом Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н)
  • 15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н)
  • 16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н)
  • 17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утв. приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н)
  • 18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н)
  • 19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы» (утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н)
  • 20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н)
  • 21. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н)
  • 22. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (утв. приказом Минфина РФ от 14.11.2003 № 105н)
  • 23. бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н)
  • 24. О формах бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н)

Сайты для бухгалтеров

Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое "Бухгалтерский учет" в других словарях:

    Бухгалтерский учет - система сбора и обработки финансовой информации о предприятии, дающая ее пользователям возможность выносить обоснованные суждения о финансовом положении организации и принимать экономические решения. В зависимости от круга пользователей различают … Финансовый словарь

    бухгалтерский учет - представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (ст.… … Справочник технического переводчика

    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - один из видов хозяйственного учета; основанное на документах непрерывное взаимосвязанное отражение средств и хозяйственных операций в денежной форме. При бухгалтерском учете используются баланс бухгалтерский, документация и инвентаризация, оценка … Большой Энциклопедический словарь

    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ - документальный учет кругооборота всех хозяйственных средств и операций, выраженных в денежной форме Б. у. пользуется методом двойной балансовой записи. Каждая денежная операция первоначально вносится в тот или иной счет. На жел. дор. тр те… … Технический железнодорожный словарь

В российской федерации

Важнейшей предпосылкой правильной организации бухгалтер­ского учета в современных условиях является государственное ру­ководство бухгалтерским учетом. Государственное руководство бухгалтерским учетом обеспечивает единообразие подхода к од­нородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отра­жения в учете, унификацию учетных документов, регистров бух­галтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.

Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учетом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров, например, Институту профессиональных бухгалте­ров, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ и др. К этим вопро­сам методического руководства можно отнести: разработка мето­дологии бухгалтерского учета; внедрение в практику новых норм и методов организации учета и т.п.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Россий­ской Федерации. Методологическим же центром по бухгалтер­скому учету является Министерство финансов РФ, который разрабатывает и изучает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми орга­низациями.

Органы, которым федеральными законами представленно право регулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и раз­личные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, раз­рабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обяза­тельные для исполнения всеми организациями на территории Рос­сийской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их при­менению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанав­ливающие общие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по воп­росам бухгалтерского учета.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерско­му учету, издаваемые органами, которым федеральными закона­ми предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим ука­заниям Министерства финансов Российской Федерации.

При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаи­модействует с заинтересованными ведомствами через Методоло­гический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методоло­гический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других докумен­тов нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бух­галтерскому учету. В составе Государственной Думы действует Эк­спертный совет, который разрабатывает проекты законов по ауди­ту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы за­конопроектов, содействие их реализации и др.

В работе вышеназванных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные орга­низации, и прежде всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгал­терскому учету и аудиту в РФ. Эти организации оказывают боль­шое содействие в разработке программ и мероприятий по подго­товке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также в разработке нормативных документов по бухгалтерскому Учету и аудиту и норм профессиональной этики и др.

Бухгалтерский учет: Шпаргалка Коллектив авторов

3. Законодательные основы бухгалтерского учета

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

1. ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Положение по внедрению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

3. План счетов бухгалтерского учета; Положение о документах по бухгалтерскому учету; Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.

4. Инструкции и методические указания по применению отдельных положений бухгалтерского учета.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.

Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Главная задача – создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

На сегодня разработаны, утверждены и действуют 20 положений по бухгалтерскому учету, в частности: ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 11/2008 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 15/01 «Учет кредитов и займов и затрат по их обслуживанию», пБу 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,

Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

8.2. Сущность бухгалтерского управленческого учета, его задачи и основные отличия от бухгалтерского финансового учета В российских нормативных документах по бухгалтерскому учету понятие «управленческий учет» не фигурирует. Тем не менее курсы «Бухгалтерский

автора Мельников Илья

Глава 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех

Из книги Изменение учетной политики и оценочных значений автора Сотникова Л В

3.2. Изменение оценочных значений в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (на примере учета нематериальных активов) В отечественном бухгалтерским учете понятие «изменение учетной оценки» появилось впервые в ПБУ 14/2007, вступившем в силу с 1 января 2008

Из книги 1C: Бухгалтерия 8.0. Практический самоучитель автора Фадеева Елена Анатольевна

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета Бухгалтерский учет является важнейшей частью общей системы информации о деятельности предприятий любых организационно-правовых форм. В связи с этим к бухгалтерскому учету предъявляются определенные

Из книги Строительство при участии органов власти. Учет и налогообложение автора Анохина Елена Владимировна

3.3.1. Особенности бухгалтерского учета Основополагающим документом для отражения хозяйственных операций у подрядчиков является ПБУ 2/94.Назовем основные способы ведения бухгалтерского учета для строительных организаций.Подрядчики при выполнении договоров на

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

28. Правовые основы бухгалтерского учета, отчетности и аудита в коммерческих банках Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом

Из книги Бухгалтерское дело автора Бычкова Светлана Михайловна

1.4. Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета Нормативное регулирование бухгалтерского учета проводится по четырем уровням.Первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ,

Из книги Бухгалтерский финансовый учет автора Карташова Ирина

1. Основы бухгалтерского финансового учета

Из книги Бухгалтерский учет автора Шерстнева Галина Сергеевна

6. Метод бухгалтерского учета. Документы и формы ведения бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета– это совокупность способов и приемов получения информации об объектах учета.Основными способами и приемами являются:1) документирование, т. е. все сведения о

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Часть 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В данной части книги рассматриваются общие принципы бухгалтерского учета применительно к российским организациям всех форм собственности, кроме кредитных и

Из книги Деловая переписка: учебное пособие автора Кирсанова Мария Владимировна

1. Законодательные и нормативно-методические основы деловой переписки в России Под законодательной и нормативно-методической базой деловой переписки понимается комплекс правовых положений, требований и методов, которые в совокупности устанавливают нормы создания и

Из книги Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база автора Гусятникова Дарья Ефимовна

1.1.1. Законодательные основы кадрового делопроизводства Современное законодательство требует от работодателя оформление большого количества документов, отражающих различные аспекты трудовых отношений с работниками. Разрабатывают, оформляют такие документы

Из книги Капитал. Том второй автора Маркс Карл

2) ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА Наряду с затратой времени на осуществление купли и продажи, рабочее время расходуется также и на ведение бухгалтерского учёта, которое, кроме того, требует затрат и овеществлённого труда (перья, чернила, бумага, письменный стол и т. д.), т. е.

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Приложение. Основы бухгалтерского учета Предлагаемый материал ориентирован в первую очередь на руководителей и учредителей предприятий, которые не знакомы или очень поверхностно знакомы с бухгалтерским учетом. Как неоднократно упоминалось, бухгалтеру сложнее

Из книги Учредитель и его фирма: все вопросы [От создания до ликвидации] автора Анищенко Александр Владимирович

2.4.1. Законодательные основы и отражение в учете Если компания работает успешно и после уплаты всех налогов у нее остается нераспределенная прибыль, то ее учредители имеют право увеличить уставный капитал общества на сумму этой прибыли или ее части. В соответствии с

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено также Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг - в своих сферах. Например, Приказом ЦБ РФ от 8 декабря 1996 г. утверждена Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета операций с драгоценными металлами в кредитных организациях.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования Б.у., разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

− планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

− положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

− др. нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета, которые не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Минфин РФ с учетом возложенных на него задач рассматривает и анализирует сводную бухгалтерскую отчетность федеральных органов исполнительной власти, осуществляет методическое руководство Б.у. и отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, принимает меры по совершенствованию Б.у., утверждает план счетов, типовые формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения Б.у. и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии Б.у. и отчетности Минфином РФ могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей др. организаций. Акты Минфина РФ имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.

В случае противоречий между нормами законодательства о Б.у. и ведомственными правовыми актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и др. правоприменительные органы обязаны руководствоваться нормами, содержащимися в федеральных законах и др. актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т. п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего его органа, установленной законодательством.



Организации в РФ самостоятельно формируют свою учетную политику.

Основные нормативные акты бухгалтерского учета, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах Российской Федерации

Нормативное регулирование бухгалтерского учета проводится по четырем уровням.

Первый (законодательный) уровень составляют законы Российской Федерации, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня, в частности, являются:

Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором закреплены многие вопросы учетной работы: наличие самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица, обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета и др.;

− Федеральный закон «О бухгалтерском учете», которым устанавливаются единые методологические основы бухгалтерского учета на территории Российской Федерации для всех юридических лиц, а также определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям.

− Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».



Второй (нормативный) уровень представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, в которых содержатся базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их и определения внутренней деятельности: в настоящее время действует 23 ПБУ.

Документами этого уровня устанавливаются обязательные правовые нормы бухгалтерского учета, которые будут однозначно интерпретированы всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Третий (методический) уровень определяется документами, в которых возможные бухгалтерские приемы приведены с примерами раскрытия конкретного механизма применения к определенному виду деятельности. К ним относятся методические указания по ведению учета, инструкции, рекомендации, принимаемые Минфином России, федеральными органами исполнительной власти. Важнейшими документами этого уровня являются:

− План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 18.09.2006);

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н;

− Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (ред. от 26.03.2007);

− Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 № 91н (ред. от 27.11.2006);

− Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования, специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н;

− Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

− Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденный постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26 (ред. от 05.01.2004).

Четвертый уровень представлен рабочими документами (документы внутренней регламентации) организации, формирующими ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций. Эти документы носят вспомогательный характер, их основная цель сводится к технической реализации учетного процесса.

Приведенная классификация законодательных и нормативных актов условна и основана на их юридической значимости (в зависимости от того, какой из двух документов, противоречащих один другому, подлежит выполнению).

Совершенствование нормативного регулирования должно осуществляться в направлении приведения к международным требованиям норм бухгалтерского учета, гражданского и налогового законодательства, а также других отраслей права.

Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности предполагает также изменения в подготовке и повышении квалификации специалистов в области бухгалтерского учета.

22. Международные стандарты финансовой отчетности и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета

Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО продолжается.

Основу системы правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций составляет Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Переход на международные стандарты декларируется в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Основными направлениями, по которым должна проводиться эта работа, являются:

– совершенствование нормативно-правового регулирования;

– формирование нормативной базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии).

Гармонизация бухгалтерского учета невозможна без внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие нормативные правовые акты.

МСФО применяются добровольно, их неприменение ненаказуемо. Если требование о предоставлении отчетности, соответствующей МСФО, заявлено пользователем, то вопрос о предоставлении такой отчетности организация решает самостоятельно, учитывая экономическую обоснованность расходов на подготовку такой отчетности.

Подготовленная в соответствии с МСФО отчетность пока не является юридически значимой для государственных органов и может рассматриваться лишь как дополнительный источник информации справочного характера, необходимой прочим заинтересованным пользователям.

Применение МСФО должно быть экономически оправданным. Расходы на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и ее подтверждение независимыми аудиторами для использования исключительно на территории России могут быть расценены налоговыми органами как экономически необоснованные.

Положения и терминология МСФО, содержащиеся в национальных нормативных актах, должны быть адаптированы к российской учетной практике.

Бухгалтерская отчетность, составляемая в соответствии с требованиями российского законодательства, не соответствует МСФО и при представлении ее зарубежным пользователям подвергается трансформации. В процессе трансформации разные элементы отчетности корректируются. Это означает, что данные отчетности не основаны непосредственно на данных синтетического учета.

Российская отчетность строится на базе данных синтетического учета практически без корректировок. Данные синтетического учета вытекают из аналитического учета. Подобный принцип построения отчетности согласно МСФО скорее подразумевается.

Современный бухгалтерский учет предоставляет информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами.

Принципы организации учетного процесса и требования к ней, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, а с другой - обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период, которая предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управления хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может быть использована для иных целей. Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении заинтересованным пользователям гарантированного доступа к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для Решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

Список использованных источников

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 18.04.2015.

2. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 18.04.2015.

3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 18.04.2015.

4. Бабаев, Ю. А. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Ю. А. Бабаев, В. А. Бородин, Н. Д. Амаглобели; под ред. проф. Ю. А. Бабаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 304 с.

5. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 6-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 570 с.

6. Бородин, В. А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: Учебник для вузов / В. А. Бородин. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

7. Захарьин, В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-ФОРУМ.2009 – 304 с.

8. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 681 c.

9. Неселовская, Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник / Т.М. Неселовская. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 717 c.

10. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / В.В. Бородина, Н.П. Родинова. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 128 с.

11. Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет и анализ: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 617 с.


На протяжении многих веков методология ведения бухгалтерского учета была и есть в своей основе единая, международной. Об этом свидетельствуют такие элементы, приемы, методы бухгалтерского учета, применяемые всеми странами, как счета, двойная запись хозяйственных операций, составление оборотных ведомостей и бухгалтерского баланса, денежная (стоимостная) оценка средств, калькуляция, инвентаризация и т.д.
В мире сформировались две системы регулирования бухгалтерского учета. В первой (англо-американской) системе акцент делается на профессиональное регулирование, во второй (континентально-европейской) - на законодательное.
В англо-американской системе, представителями которой прежде всего являются США и Великобритания, соответствующие регулятивные акты, как правило, раз-рабатываются профессиональными неправительственными организациями. В континентально-европейской системе, которая используется во Франции, Германии и России, такие документы издаются государственными (властными) органами.
Итогом развития института профессионального регулирования бухгалтерского учета в мире является создание комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Однако международные стандарты, как и любой иной документ, изданный профессиональной организацией, не являются обязательными к применению на практике ни в одной стране, так как не носят характер нормативного акта. Обязательность ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности устанавливается законодательством, поэтому и международные стандарты способны определить бухгалтерскую практику в конкретной стране лишь в рамках, регламентированных законом. Причем это характерно для стран, применяющих обе системы регулирования бухгалтерского учета.
В рамках англо-американской системы регулирования бухгалтерской практики собственно наличие профессиональных бухгалтерских стандартов юридически обусловлено соответствующим законодательством, регулирующим экономические отношения. Отсюда следует, что в любом случае регулирование бухгалтерской практики прямо (как это имеет место в континентально-европейской системе учета) или косвенно (англо-американская бухгалтерия) получает юридическую обусловленность через бухгалтерское законодательство или легализацию учетных стандартов.
Это положение утверждается и собственно международными стандартами финансовой отчетности. В предисловии к международным стандартам в параграфе 19 «Полномочия, придаваемые стандартам» говорится: отдельно ни Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), ни бухгалтерская организация не имеют полномочий вводить международное соглашение или требовать соблюдения международных стандартов финансовой отчетности. Успех усилий КМСФО зависит от признания и поддержки его работы со стороны заинтересованных групп, действующих в рамках их собственной юрисдикции.
Таким образом, успех адаптации международных стандартов в конкретной стране зависит от положений ее бухгалтерского законодательства. Следовательно, в современных условиях в Республике Беларусь, когда развитие бухгалтерского учета в основном происходит в рамках реализации правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, как никогда, особую актуальность приобретают вопросы понимания норм бухгалтерского законодательства, его места в общей системе права и соподчиненности с иными его отраслями.
Под бухгалтерским, законодательством следует понимать совокупность нормативных актов и их отдельных предписаний, устанавли-вающих правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также определяющих обязанности и права лиц - субъектов бухгалтерского учета.
Применение международных стандартов бухгалтерского учета в определенной степени создает уверенность у иностранных инвесторов в безопасности вложения своих капиталов в экономику других стран, а также методологическую основу для правильной разработки и усовершенствования национальной системы в Республике Беларусь.
В каждой стране есть свои особенности в документальном оформлении хозяйственных операций, в оценке средств производства и произведенной продукции, в назначении и содержании бухгалтерских счетов и др.
Для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтерского учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
В Республике Беларусь государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения еди-нообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и другими государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. В создании нормативных документов по учету принимают также участие Белорусская ассоциация бухгалтеров, Аудиторская палата.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные функции руководства учетом возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитет статистики Республики Беларусь и другие отраслевые органы управления.
Непосредственное методологическое руководство в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает:
национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности;
положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентируемых национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;
типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;
другие нормативные документы, обеспечивающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности и их совершенствование.
Отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь разрабатывают и утверждают для подведомственных организаций нормативные документы по отражению в учете и отчетности отдельных специфических объектов учета и хозяйственных операций, специализированные формы первичных бухгалтерских документов, регистров учета и отчетности. Главные бухгалтера отраслевых министерств и ведомств обеспечивают рассылку и внедрение в практику отраслевых стандартов, всех нормативных документов главным бухгалтерам подведомственных организаций.
В организациях руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер или лицо, его заменяющее. Организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности организации. Учетная политика оформляется приказом руководителя организации, вводится с начала отчетного года и действует до конца года без изменений, кроме случаев:
реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);
изменения законодательства Республики Беларусь;
изменения условий хозяйствования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система регулирования бухгалтерского учета состоит из 4-х уровней.
Таблица 1. 4-х уровневая система регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь Уровень Сущность Документы Органы, принимающие документы 1.Законодательный Определяет сущность бухгалтерского учета, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления отчетности Законы, кодексы, указы, постановления Президент, Национальное собрание, Совет Министров 2. Нормативный Устанавливает базовые правила формирования полной и достоверной информации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представления информации в отчетности Положения по бухгалтерскому учету Министерство финансов, Министерство экономики, Национальный Банк 3.Методологический Носит рекомендательный характер, посредством документов, в которых изложены разъяснения по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета Инструкции, Методические указания, рекомендации Министерство финансов, Национальный Банк, министерства и ведомства 4.Организационный Регулирует бухгалтерский учет непосредственно в организации посредством документов, определяющих учетную политику организации в методическом, техническом, организационном плане Приказы, распоряжения, планы, графики и т.д. Организации, учреждения и их структурные подразделения Коллизия законов – расхождение содержания (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Если имеется расхождение между актами, изданным одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. Такое расхождение возможно в силу того, что принятие нового акта не всегда сопровождается одновременной отменой устаревших актов по тому же вопросу. При расхождении между общим и специальным актом преимущество отдается специальному, если он не отменен изданным позднее общим актом. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах принятых разными органами, то применяется норма принятая вышестоящим органом.