Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган. Основные обязанности налогоплательщиков

Сегодня об обязанности каждого платить налоги рассказывают уже в школе. Так, в одном из заданий по обществознанию учащихся просят назвать три обязанности налогоплательщика и проиллюстрировать их примерами. На самом деле обязанностей у налогоплательщика заметно больше. Но и права, конечно, тоже есть.

По понятным причинам все права и обязанности налогоплательщиков перечислены в НК РФ.

Обязанности налогоплательщика

Все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и, если такая обязанность установлена налоговым законодательством, должны (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести учет доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • представлять в ИФНС по месту учета налоговые декларации, расчеты и др.

Безусловно, это не все обязанности налогоплательщиков. Кроме перечисленного, они должны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, сообщать о создании обособленных подразделений на территории РФ, хранить документы бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет (пп. 6,8 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и т.д.

Пожалуй, главная обязанность - это все же уплата налога. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с того момента, когда лицо передало поручение банку перечислить нужную сумму в бюджетную систему и обеспечило достаточное количество денег на счете либо внесло их наличными. Последнее характерно для уплаты налога физическими лицами (п. 3 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик не должен отвечать за технические сбои и недостатки в системе расчетов, поскольку он со своей стороны сделал все возможное для уплаты налога.

Если же налог должен уплатить налоговый агент, то налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента удержания у него суммы налога (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). А при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет уплаты налога обязанность признается исполненной с даты, когда соответствующее решение о зачете было принято налоговым органом (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Права налогоплательщика

Налогоплательщики имеют право (п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • получать бесплатную информацию в части действующих налогов и сборов от ИФНС по месту учета;
  • получать письменные разъяснения по вопросам, касающимся применения налогового законодательства, от Минфина РФ и налоговых органов;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  • представлять налоговикам пояснения, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • обжаловать акты налоговых органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на своевременный зачет / возврат сумм излишне уплаченных / взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны и т.д.

Отметим, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов во многом «зеркальны» по отношению друг к другу: то, что вправе требовать налоговики, должны исполнять плательщики налогов, и наоборот.

Обязанности налогоплательщиков регламентируются ст. 23 НК РФ. К основным обязанностям налогоплательщиков относятся:

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно налоговому законодательству налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога и полностью, не позднее указанного срока уплатить налог в бюджетную систему РФ. Исключение предусмотрено лишь для налогообложения физических лиц. Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в большинстве случаев возложена на налоговых агентов, а обязанность по исчислению остальных (поимущественных) налогов с физических лиц возложена на налоговые органы.

Важным вопросом является определение момента исполнения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налога. Налоговый кодекс РФ четко трактует этот вопрос: обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление средств при условии наличия на счете достаточного денежного остатка либо с момента внесения наличных денежных средств в банк.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ, а также возврата налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ;

2) неправильного указания налогоплательщиком в платежном поручении номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему;

3) если на день предъявления налогоплательщиком в банк платежного поручения этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые исполняются в первоочередном порядке, и если на его счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований;

Предоставлять в налоговые органы документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов по требованию должностных лиц налоговых органов;

Выполнять законные требования сотрудников налоговых органов и не препятствовать им в выполнении их служебных обязанностей.

Встать на учет в налоговых органах. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговом органе после прохождения процедуры государственной регистрации. Факт постановки на налоговый учет подтверждается Свидетельством о постановке на учет с присвоением налогоплательщику идентификационного номера налогоплательщика;

Вести учет доходов и расходов. Налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов, объектов налогообложения в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета. В зависимости от режима налогообложения, на котором находится налогоплательщик, для него может быть предусмотрен специальный порядок учета;

Представлять в налоговый орган налоговые декларации. Налоговая декларация должна представляться налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, на бланке установленной Минфином России формы. У налогоплательщика имеется возможность предоставления декларации на бумажном носителе (лично либо путем отправления по почте) или в электронном виде;

В течение четырех лет хранить данные бухгалтерского и налогового учета, другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Данное требование связано с тем, что, согласно положениям российского налогового законодательства, налоговые проверки могут проводиться лишь за три года, предшествующих текущему финансовому году

На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена также обязанность сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

Об открытии и закрытии счетов – в течение семи дней с момента открытия/закрытия счета;

О возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение семи дней со дня возникновения/прекращения такого права;

Обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

Обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении;

О реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

По общему правилу срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. В данном случае в ст. 23 НК РФ указание на исчисление срока в календарных днях отсутствует, соответственно, срок исчисляется рабочими днями.

Таким образом, обязанности, возлагаемые на налогоплательщиков, призваны обеспечить реализацию прав сотрудников налоговых органов. А предоставленные налогоплательщикам права обеспечиваются выполнением обязанностей, возложенных на должностных лиц налоговых органов.

Контрольные вопросы:

1. Взаимосвязаны ли между собой права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов?

3. Имеет ли право налогоплательщик присутствовать при проведении камеральной налоговой проверки?

5. Какие права по защите своих законных прав и интересов предоставлены налогоплательщику в процессе проведения выездной налоговой проверки?

6. Какие права предоставлены налогоплательщику для защиты от неправомерных действий и требований должностных лиц налоговых органов?

7. В каких случаях обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной?

8. О каких событиях и действиях налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели должны сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет?


Похожая информация.


Подключившись к новому электронному ресурсу, любая организация сможет:

  • получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН;
  • обмениваться документами при проведении совместных сверок расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;
  • составлять и направлять в налоговую инспекцию заявления об уточнении платежей, о зачете (возврате) переплаты по налогам;
  • направлять в налоговую инспекцию сообщения об открытии и закрытии банковских счетов, об участии в российских и иностранных организациях;
  • направлять документы для постановки и снятия с учета по местонахождению обособленных подразделений, вносить изменения в сведения об обособленном подразделении;
  • получать решения налоговой инспекции по заявлениям и запросам, контролировать процесс их исполнения и др.

Полный перечень функций, которые организация может реализовать, воспользовавшись личным кабинетом, приведен в разделе 1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 14 января 2014 г. № ММВ-7-6/8.

Обращение за разъяснениями законодательства

Ситуация: как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов?

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

За разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует обращаться в Минтруд России.

Ситуация: как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству?

Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, - это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель ). Все остальные (уполномоченные представители ) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.

Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.

Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.

За разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует обращаться в Минтруд России (письмо Минфина России от 21 января 2010 г. № 03-04-07/5-1, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636).

Ситуация: как организации обратиться в Минтруд России за разъяснениями по начислению и уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование?

Обратиться в Минтруд России за разъяснениями по уплате страховых взносов можно только письменно (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановления Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731, от 17 октября 2009 г. № 826, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636).

Форма бланка для составления письменного запроса законодательно не утверждена, поэтому организация может составить его в произвольной форме. В запросе укажите сведения об организации (ИНН, КПП, адрес, регистрационные номера в фондах), подробно изложите ситуацию, по которой требуются пояснения, и четко сформулируйте свой вопрос. При необходимости к запросу можно приложить копии документов, которые имеют непосредственное отношение к спорной ситуации и содержат сведения, на основе которых формируется запрос.

Запрос направьте по почте заказным письмом либо с курьером (для получения отметки о приеме письма канцелярией Минтруда России) по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

По общему правилу министерство обязано ответить организации в течение 30 календарных дней со дня получения письменного запроса (со дня его регистрации в министерстве). В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При этом организацию должны известить о таком продлении. Такой порядок следует из положений статьи 12 Закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, пункта 3 части 3 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

За разъяснениями по начислению и уплате страховых взносов (как письменными, так и устными) организация также может обратиться в Пенсионный фонд РФ, ФСС России или в их территориальные подразделения по месту учета организации (п. 1 ч. 1 ст. 28, п. 3 ч. 3 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 3 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101).

При направлении запросов в фонды (их территориальные подразделения) следует учитывать ряд особенностей.

Во-первых, фонды (их территориальные подразделения) могут давать разъяснения только в пределах своей компетенции, то есть в отношении тех страховых взносов, которые они контролируют (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101). Поэтому в Пенсионный фонд РФ (его территориальные подразделения) следует направлять запросы в отношении пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование. В ФСС России и его территориальные подразделения можно обращаться за разъяснениями по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это следует из положений части 1 статьи 3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Во-вторых, полномочия фондов (их территориальных подразделений) в части разъяснений законодательства по сравнению с Минтрудом России ограничены. В своих разъяснениях они вправе ссылаться на нормы законодательства о страховых взносах, но не вправе толковать положения этих норм (ч. 5 ст. 1, п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Письменные запросы в фонды (их территориальные подразделения) оформляйте аналогично запросам в Минтруд России. Адреса фондов и их территориальных отделений можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете (www.pfrf.ru, www.fss.ru). Порядок и сроки рассмотрения запросов (подготовки ответов) установлены:

  • Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России от 13 ноября 2013 г. № 669н, - для специалистов ФСС России.

С вопросами об учете страховых взносов при расчете налогов (налога на прибыль, единого налога при упрощенке, ЕНВД) обращайтесь в Минфин России или налоговую инспекцию.

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

  • платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
  • своевременно вставать на налоговый учет;
  • вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;
  • представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета;
  • в течение шести рабочих дней направлять в налоговую инспекцию электронные квитанции о получении документов, отправленных инспекцией налогоплательщику в электронном виде (например, требования о представлении документов). Передать в инспекцию такую квитанцию налогоплательщик может как самостоятельно, так и через своего уполномоченного представителя (письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906). Важно: эта обязанность распространяется только на тех налогоплательщиков, которые должны сдавать налоговую отчетность в электронном виде.

Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как обеспечить своевременное информирование налоговой инспекции о получении документов в электронном виде? Организация обязана сдавать отчетность по ТКС.

Ежедневно проверяйте поступление документов из налоговой инспекции и оперативно реагируйте на полученные запросы.

С 1 января 2015 года налогоплательщики, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде , должны иметь возможность получать электронные документы из налоговой инспекции. Такими документами могут быть, например, требования о представлении документов или пояснений, уведомления о вызове в инспекцию и др. При этом просто подключиться к «электронному общению» с ИФНС недостаточно. Организация должна поддерживать обратную связь и подтверждать, что документы получены, электронными квитанциями. Такую квитанцию нужно отправить в инспекцию в течение шести рабочих дней. Сделать это может как законный, так и уполномоченный представитель организации. Например, если срок передачи квитанции истекает, а в офисе отключили Интернет, бухгалтер может отправить электронную квитанцию со своего домашнего компьютера (письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906).

Важно: шестидневный срок отсчитывайте не с того момента, когда вы получили (открыли) электронный документ, а со дня, когда он был отправлен инспекцией. Пропускать такой срок рискованно - инспекция может заблокировать ваш банковский счет. На то, чтобы принять решение о заморозке счета, у инспекторов есть 10 рабочих дней после того, как истечет шестидневный срок на отправку электронной квитанции. То есть счет может быть заблокирован в любой из дней, входящих в этот 10-дневный период.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 23 и подпункта 2 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, если хотите избежать санкций наверняка, лучше ежедневно проверять, нет ли входящих сообщений из налоговой инспекции.

Совет: на практике возможны ситуации, когда организации придется вести с налоговой инспекцией переписку, выходящую за рамки обычного электронного документооборота. Например, если организация получила неправильно оформленные электронные документы или по ошибке отказалась от их приема.

Бывает, что свои требования инспекции направляют налогоплательщикам обычным электронным письмом или рассылкой. Ни подтвердить, ни отклонить такое сообщение автоматически не удастся. Оно будет среди обычных писем. Чтобы обезопасить себя от возможных претензий, составьте и отправьте в инспекцию письмо через ТКС. В этом письме поясните, что требование инспекции было направлено не по установленному формату. Однако организация готова его исполнить.

Также организация может случайно отклонить электронное требование или запрос инспекции. В этом случае тоже составьте письмо, в котором признайте свою ошибку и подтвердите, что требование (запрос) будет исполнено в установленный срок.

Уплата страховых взносов

Налогоплательщики (организации и предприниматели) обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется.

Права и обязанности плательщиков страховых взносов определены в статье 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Плательщики страховых взносов, в частности, обязаны:

1) правильно и своевременно вести учет выплат, облагаемых страховыми взносами;

2) представлять в Пенсионный фонд РФ и в ФСС России расчеты по страховым взносам (формы РСВ-1 ПФР и 4-ФСС);

3) обеспечивать сохранность документов, подтверждающих расчет и перечисление страховых взносов, в течение шести лет.

Разъяснения по применению Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ уполномочен давать Минтруд России (ч. 5 ст. 1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636).

Информирование налоговой инспекции

Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:

  • об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, - в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью - об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;
  • об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) - в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу ;
  • об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) - в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
  • об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);

2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.

  • о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;
  • о контролируемых иностранных компаниях , в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом .

Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:

1) налогоплательщики - физические лица - о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:

  • если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;
  • если налог был уплачен без уведомления;
  • если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;

2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, - о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов - в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).

Это следует из положений пунктов 2, 2.1, 3.1, 3.2 статьи 23, статьи 6.1, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.

Внимание: со 2 мая 2014 года налогоплательщики освобождены от обязанности информировать налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов, в том числе валютных (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ). Это правило не распространяется на банковские счета, открытые за рубежом. Об открытии (закрытии) таких счетов организации по-прежнему обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего учета (ч. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Сведения о среднесписочной численности

Помимо обязанностей, предусмотренных статьей 23 Налогового кодекса РФ, организации и предприниматели должны ежегодно подавать в налоговые инспекции сведения о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год. Исключение составляют только предприниматели, которые в прошлом году не привлекали наемных сотрудников, - такие предприниматели могут не отчитываться о среднесписочной численности. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Сведения о среднесписочной численности за предыдущий год нужно представить не позднее 20 января текущего года по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174. Это правило распространяется и на организации, и на предпринимателей.

Что касается вновь созданных (реорганизованных) организаций, то они подают сведения о среднесписочной численности не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации). Это следует из положений абзаца 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждено в письме ФНС России от 28 апреля 2010 г. № ШС-17-3/0103. Впервые зарегистрированные предприниматели от такой обязанности освобождены. Они подают сведения о среднесписочной численности исключительно по итогам года (не позднее 20 января). Такой вывод следует из письма Минфина России от 19 июля 2013 г. № 03-02-08/28369.

Рекомендации по подготовке сведений приведены в письме ФНС России от 26 апреля 2007 г. № ЧД-6-25/353. При заполнении формы в показатель «среднесписочная численность» не включайте лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2964.

Внимание: несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, по заявлению налоговой инспекции за непредставление (несвоевременное представление) сведений о среднесписочной численности сотрудников суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-02-07/1-179.

Сведения о счетах, открытых за рубежом

Ситуация: должна ли российская организация сообщить в налоговую инспекцию об изменениях реквизитов банковских счетов, открытых за рубежом ?

Да, должна.

Российские организации должны уведомлять свою налоговую инспекцию:

  • об открытии и закрытии счетов в банках, расположенных за пределами России;
  • об изменении реквизитов счетов, открытых в банках за пределами России.

Внимание: за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменениях реквизитов банковских счетов, открытых за рубежом, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Несвоевременное представление или представление не по установленной форме уведомления об изменении реквизитов зарубежных банковских счетов квалифицируется как нарушение валютного законодательства. Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет:

  • для организации - от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для виновных должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб.

Непредставление сведений об открытии (закрытии) или изменении реквизитов зарубежных банковских счетов влечет ответственность в виде штрафа:

  • для организации - от 800 000 до 1 000 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Такие правила установлены частью 2.1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Направлять эти сведения можно как на бумажных носителях, так и в электронном виде (п. 7 ст. 23 НК РФ). Формы уведомлений об открытии (закрытии, об изменении реквизитов) банковских счетов за границей утверждены приказом ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457. Рекомендуемые электронные форматы этих уведомлений утверждены приказом ФНС России от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Таким образом, при открытии, закрытии или изменении реквизитов банковских счетов, открытых за границей, организация обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию с использованием указанных форм или электронных форматов.

Ситуация: должна ли российская организация сообщить в налоговую инспекцию о движении средств на банковских счетах, открытых за рубежом ?

Да, должна.

Российские организации ежеквартально должны уведомлять свою налоговую инспекцию о движении средств на счетах, открытых в банках за пределами России. Исключение из этого правила составляют:

  • дипломатические представительства;
  • постоянные представительства России при межгосударственных и межправительственных организациях.

Об этом сказано в части 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и пунктах 3-4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Внимание: за несвоевременное (некорректное) представление сведений о движении денежных средств на банковских счетах, открытых за рубежом, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Несвоевременное (некорректное) представление сведений о движении денежных средств на зарубежных банковских счетах квалифицируется как нарушение валютного законодательства. Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет:

  • для организации - от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
  • для виновных должностных лиц - от 4000 руб. до 5000 руб.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 мая 2012 г. № АС-4-2-7654.

Правила представления отчета и его форма утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

В течение 30 дней по окончании каждого квартала организация представляет в налоговую инспекцию по каждому счету, открытому за пределами России, следующие документы:

  • отчет в двух экземплярах, составленный на последнюю дату отчетного квартала;

Это установлено в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

При этом к подтверждающим банковским документам предъявляются следующие требования:

  • документы должны быть представлены за период с первого по последнее число отчетного квартала. Если счет был открыт не с первого числа, то - за период со дня его открытия до последнего числа отчетного квартала. Если счет был закрыт с первого числа отчетного квартала до даты закрытия счета;
  • документы должны быть оформлены в виде копии, заверенной российским нотариусом. К документам на иностранном языке должен быть приложен нотариально заверенный перевод.

Такой порядок установлен в пунктах 5 и 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Отчет и подтверждающие банковские документы организация может представить в инспекцию одним из следующих способов:

  • лично инспектору;
  • отправив заказное письмо с уведомлением о вручении.

Об этом сказано в пункте 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Один экземпляр отчета с отметкой налоговой инспекции возвращается организации под расписку в день приема или направляется заказным письмом в течение пяти рабочих дней с момента получения отчета (если документы организация посылала по почте). Второй экземпляр отчета вместе с подтверждающими банковскими документами остается в налоговой инспекции. Об этом сказано в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

При этом днем приема отчета и подтверждающих документов является:

  • дата, указанная в отметке налоговой инспекции о принятии отчета (если документы организация представила инспектору лично (через представителя));
  • дата направления организацией заказного письма (при отправлении документов по почте).

Это установлено пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

О выявленных фактах неточности в заполнении отчета (документов), непредставлении банковских документов налоговая инспекция уведомляет организацию в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета. Уведомление выдается лично организации (представителю) под расписку или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Исправленные (недостающие) документы организация должна представить в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.

Такой порядок предусмотрен пунктами 10 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

На одном экземпляре исправленного (уточненного) отчета налоговая инспекция проставляет отметку о получении и отдает организации (представителю организации) в день представления отчета. Если исправленный (уточненный) отчет был направлен в инспекцию по почте, налоговая инспекция направляет экземпляр с отметкой о получении по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета. Второй экземпляр исправленного (уточненного) отчета и (или) подтверждающие банковские документы остаются в налоговой инспекции. Об этом говорится в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Сведения об изменении состава акционеров

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения об изменении состава акционеров

Нет, не нужно.

Налоговая инспекция не отслеживает изменение состава акционеров акционерных обществ. Данную функцию выполняет держатель реестра акционеров (п. 2, 3 ст. 44 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Держателем может быть само общество или регистратор. При этом данные об изменении сведений о держателе реестра акционеров необходимо подать в налоговую инспекцию (п. 7.14 приложения 20 к приказу ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 августа 2007 г. № 03-02-07/1-364.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщика

Если организация не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то ее могут привлечь к налоговой ответственности (п. 5 ст. 23 НК РФ).

Налоговое право регулирует ту часть финансового законодательства, в которой существуют определенные отношения между его субъектами, основанные на установлении и взимании налогов. В налоговом праве, как и в любом другом юридическом аспекте, если между субъектами имеют место некоторые отношения, то уместно говорить о таком их выражении, как права и обязанности налогоплательщиков.

Налогоплательщиками в РФ признаны физлица, организации, уплачивающие налоги и соблюдающие возникающие в этой связи обязанности. Правоотношения в сфере налогового законодательства могут возникать, прекращаться или изменяться только в результате возникновения соответствующих юридических фактов, дающих на это право.

Основные права налогоплательщика обеспечиваются Конституцией РФ, к ним относятся:

· Установление налогов только на законодательной основе.

· Введение запрета на обратную силу законов, регулирующих новые налоги, а также га налоги, ведущие к ухудшению положения налогоплательщика.

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков не имеют возрастных ограничений, потому что единственным условием их возникновения считается факт приобретения объекта, облагаемого налогом. Конечно, обязанности плательщиков (физлиц и организаций) разнятся уже только потому, что они имеют отличные друг от друга виды деятельности, собственности и хозяйствования.

Права и обязанности налогоплательщиков регулируются соответствующими статьями в Налоговом законодательстве.

Не будем останавливаться подробно на каждой категории, их четкое разграничение имеется в НЗ, следует упомянуть лишь один факт: список прав и обязанностей, данный в законодательстве, не является окончательным. В жизни возникают ситуации, разрешение которых происходит в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским, но никак не Налоговым кодексом РФ, что требует, прежде всего, ориентирования на права и обязанности субъекта как гражданина, а не налогоплательщика.

Права и обязанности налогоплательщиков

Плательщик имеет право:

· На получение бесплатной информации в письменной или устной форме о действующих на данный момент налогах (сборах) в органе.

· На получение от Минфина РФ письменных разъяснений, касающихся правомочности применения местными муниципальными образованиями норм ФЗ о налогах (сборах).

· На использование установленных в законодательном порядке

· На получение рассрочки, отсрочки, а также налогового кредита.

· На возврат или зачет излишне оплаченных в качестве налогов сумм;

· На представление собственных интересов самостоятельно или через представителя.

· На представление пояснений по уплаченным налогам уполномоченным органам.

· На личное присутствие при

· На получение копий принятых налоговыми инстанциями решений.

· На требование о соблюдении законодательных норм при совершении налоговыми инстанциями действий в отношении налогоплательщика.

· На отказ от выполнения неправомерных требований.

· На обжалование в законодательном порядке вынесенных актов, решений налоговых органов, должностных лиц.

· На требование о соблюдении налоговой тайны.

Плательщик налогов обязан:

· Платить налоги.

· Встать своевременно на учет в качестве налогоплательщика.

· Вести учет собственных доходов, если данная обязанность востребована законодательством.

· Предоставлять в местные органы в строго оговоренные сроки налоговые расчеты и декларации (если это требуется).

· По запросу налогового органа предоставлять книгу по учету хозяйственных операций (относится к ИП, практикующим нотариусам, адвокатам).

· Предоставлять необходимый перечень документов, на основе которого проводится исчисление налогов, в налоговые инстанции.

· Не препятствовать налоговым инстанциям, исполнять служебные обязанности, предусмотренные законом.

· Сохранять в течение 4-х лет налоговые и бухгалтерские сведения.

Права и обязанности налогоплательщиков, в качестве которых выступают ИП, организации, дополняются определенным перечнем сведений, которые они должны своевременно сообщать в местные налоговые инстанции.

Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

    получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    Налогоплательщик: подробности для бухгалтера

    • Налогоплательщика вызвали дать пояснения

      На необходимость получения пояснений налогоплательщика относительно каждого выявленного выездной... технических средств. Об обязанностях налогоплательщиков Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. ... обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров... передача налоговых документов по ТКС налогоплательщикам, подключенным к электронному документообороту... рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика. Добавим, возбуждение дела...

    • Трехлетний срок реализации права на возмещение НДС: важные моменты, которые необходимо учитывать налогоплательщику

      Образовавшаяся положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда... отвечающей принципу дифференцированного подхода к налогоплательщикам в зависимости от степени... в названном случае возлагается на налогоплательщика. Резюмируя изложенное, соблюдение предусмотренного... . №53, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным... сделке; наличие реальности исполнения сделки налогоплательщиком и его контрагентом; наличие...

    • Истребованы пояснения к декларации по НДС: действия налогоплательщика

      Информационное письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... такой ситуации инспекция обязана направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. ... вместе с перечнем операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации... по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, ...

    • Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

      По налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены... инспекции. Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются: 1 ... признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности... занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это... организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия: присваивается...

    • Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов

      И спорных ситуаций? Большинство налогоплательщиков изначально выбирают стратегию добросовестного... по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности... контролю инструменты воздействия на налогоплательщика. Признак 4. Налогоплательщик только перепродавец. Речь... точки зрения налоговых органов такой налогоплательщик – «транзитер», заслуживающий повышенного... Признак 12. Сам налогоплательщик или контрагент налогоплательщика участвуют в посреднических сделках...

    • Деловая цель и реальность деятельности налогоплательщика: объясняем налоговой

      О реальности деятельности контрагента налогоплательщика. Налоговый орган настаивал на...) денежные средства снимались представителями налогоплательщика. Также, в качестве доказательства... индивидуальный предприниматель был работником налогоплательщика. Доводы налогоплательщика в опровержение позиции... принял во внимание доводы налогоплательщика относительно реальности самого контрагента... схема деятельности индивидуального предпринимателя (контрагент налогоплательщика) доказана, реальна и соответствует...

    • Как инспекторы доказывают получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды?

      Характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, ... подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Безусловно, налогоплательщикам стоит быть... основании взаимозависимости, спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику; обстоятельства, свидетельствующие о согласованности... исследования станут: недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента; обстоятельства, ...

    • ... » от традиционного понимания концепции отношений «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ... своего рода фискальными посредниками между налогоплательщиком и государством. Налоговый агент... если приобретение прав и обязанностей налогоплательщика носит самостоятельный, безусловный характер, ... налогообложения при обязательном условии – наличии налогоплательщика 2 . Таким образом, научное... особенности взыскания налога в отношениях «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ...

    • Уточнен перечень видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение

      Прохождение независимой оценки квалификации работниками налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. ... а также прохождение работниками налогоплательщика независимой оценки квалификации включаются в... физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица... после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются... стоимость содержания помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату...

    • О том, как налоговики расходы с налогоплательщиком не поделили

      Полировка и нарезка плитки) оказывалась налогоплательщику сторонними исполнителями (контрагентами). Суд... не указаны, что позволяет налогоплательщику самостоятельно определиться с расходами, ... , подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика, являются рекомендованными законодателем прямыми затратами... налоговикам? Законодатель закрепил за налогоплательщиком право самостоятельного определения в... ограничений по самостоятельному определению налогоплательщиком перечня прямых расходов. Все...

    • Если у налогоплательщика и его контрагента один IP-адрес

      Налогового спора? Случаи использования налогоплательщиком и его контрагентами одного IP ... довод налогового органа об использования налогоплательщиком и его контрагентами для подключения... не является однозначным доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Постановление АС... иных доказательств заведомой согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов в использовании... формальности проведения денежных средств между налогоплательщиком и его контрагентами, а...

    • Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен

      Размещения, относится информация о налогоплательщиках следующего характера: о суммах... о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками; об участии организации в консолидированной... группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников... каждой организации (с указанием ИНН налогоплательщика) включается информация следующего характера... ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков Указываются по состоянию на...

    • Предоставление стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид

      Даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... периода при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с... что размер стандартного вычета, предоставляемого налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... с этим возникали разногласия между налогоплательщиками и контролирующим органом, которые приходилось...

    • Об учете расходов на покупку онлайн-касс налогоплательщиками – спецрежимниками (ЕНВД и ПСНО)

      А вмененный доход), данные налогоплательщики оказались в неравном положении по... Специальные условия применения вычета отдельными налогоплательщиками Предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную... дальнейшем пояснят официальные органы. Для налогоплательщиков, применяющих ПСНО, предусмотрена подача уведомления... расходов по приобретению онлайн-ККТ. Налогоплательщикам, применяющим спецрежим в виде уплаты... форма уведомления не утверждена, налогоплательщик вправе подать его в произвольной...

    • Отложенный налоговый актив от убытка консолидированной группы налогоплательщиков

      Актив от убытка консолидированной группы налогоплательщиков» Описание проблемы Налоговое законодательство... Федерации позволяет нескольким взаимосвязанным налогоплательщикам при соблюдении определённых условий... Организация, являющаяся участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), формирует в... Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков». Этот показатель раскрывается в... прибыли участниками консолидированной группы налогоплательщиков 1. Каждый участник КГН...