Налогоплательщиком участником регионального инвестиционного проекта признается организация. Участники специальных инвестиционных контрактов

В 2014 году в Налоговом кодексе появилась новая категория налогоплательщиков – участники инвестиционных проектов . В статье расскажем про налогообложение инвестиционных проектов, рассмотрим основные положения.

Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)

Региональный инвестиционный проект (РИП) это проект, основная цель которого заключается в производстве товаров при удовлетворении следующих условий:

  • товары по проекту производятся исключительно в одном, в нескольких из указанных субъектов РФ: Республики Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия, Забайкальский край и др., перечисленные в НК РФ. При добыче полезных ископаемых, часть участка может быть расположена за пределами перечня субъектов;
  • производство РИП не направлено на добычу, переработку и транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, газового конденсата, а также подакцизного товара или другой деятельности, по которой ставка по налогу на прибыль применяется равной 0%;
  • все земельные участки, используемые в рамках РИП, не располагают зданиями и сооружениями, являющимися собственностью физлица или юрлица, не являющегося участником РИП (исключение составляют подъездные пути, трубопроводы и др. инфраструктура);
  • инвестиционная декларация должна подтверждать, что объем капвложений не менее: 50 млн.руб., при включении компании в состав участников РИП не более трех лет назад, либо 500 млн.руб., – не более пяти лет назад. Объем капвложений определяется в соответствии с ценами на товары, без учета НДС;
  • реализация проекта должна осуществляться только одним участником.

Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования к участникам РИП, а также изменять размер капвложений в сторону увеличения.

Кого можно признать участником РИП

Участником РИП может быть признана только российская организация, соответствующая требованиям:

  • организация прошла госрегистрацию в РФ;
  • у организации отсутствуют обособленные подразделения, находящиеся за пределами субъекта РФ, на котором осуществляется деятельность РИП;
  • организация находится на общей системе налогообложения;
  • не включена в консолидированную группу налогоплательщиков;
  • ранее не являлась участником РИП, не является участником другого РИП;
  • у организации имеется в собственности участок земли (либо заключен договор аренды земли до 01.01.2024 и дольше ) под РИП;
  • получено разрешение на строительство, если это обязательное условие для данного РИП;
  • отсутствует статус резидента любой экономической зоны.

Порядок получения статуса участника

Для того, чтобы организация была признана участником РИП, она должна представить в государственный орган соответствующего субъекта РФ заявление и определенный перечень требуемых документов, в числе которых также включена инвестиционная декларация.

Перечень государственных органов в субъектах РФ, осуществляющих регистрацию организацию в качестве участника РИП, приведен в Приложении 1 Письма ФНС №ГД-4-3/23489. Статус участника присваивается компании на основании решения одного из органов со дня включения компании в реестр участников.

На рассмотрение представленной заявки на статус участника уполномоченным органам отводится 30 (в некоторых субъектах РФ до 40) дней. По окончании данного срока принимается решение о включении организации в реестр участников, либо об отказе. При этом дата включения в реестр является 1 число месяца, следующего за месяцем принятия органами положительного решения.

Инвестиционная декларация организации

Основным документом, представляемым организацией для получения статуса участника РИП, является инвестиционная декларация. Она должна содержать сведения об организации (то есть наименование, ОРГН, ОКВЭД и др.), а также сведения о проекте, который она осуществляет, такие как:

  • цель проекта;
  • целевые индикаторы, то есть данные о планируемых объемах производства, количества планируемых рабочих мест, а также планируемый объем налоговых выплат;
  • объем финансирования;
  • затраты на приобретаемое имущество;
  • срок, планируемый для реализации проекта;
  • объем капвложений отдельно по каждому году;
  • источник финансирования проекта (кредитные средства, бюджетные и др.). Читайте также статью: → « ».

Кого нельзя признать участником РИП?

Стать участником инвестиционного проекта не могут следующие организации:

  • некоммерческие;
  • банки;
  • страховые;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • клиринговые.

Потеря статуса участника

При наступлении одного из случаев, компания лишается статуса участника инвестиционного проекта:

  1. Собственное желание участника проекта. В этом случае компания подает заявление о прекращении проекта и с даты, указанной в заявлении, компания перестает быть участником РИП;
  2. По результату налоговой проверки. Если в ходе проверки налоговыми органами выявлены несоответствия в деятельности РИП, либо нарушены требования для участников РИП, компанию лишают статуса РИП с момента включения ее в реестр;
  3. При ликвидации организации. Статус участника организация лишается на следующий день с момента появлении записи в ЕГРЮЛ;
  4. Прекращение деятельности. При принятии решения о реорганизации фирмы в виде слияния, преобразования, разделения или присоединения, компания теряет статус РИП со следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ;
  5. По решению суда. Признание организации участника РИП банкротом ведет к лишению статуса участника на следующий день, после вступления в силу решения суда.

Порядок применения льготной ставки

В течение 10 лет осуществления деятельности по РИП, компании участнику предусмотрены следующие налоговые льготы:

  • налог на прибыль в размере 0%;
  • снижение ставки налога на прибыль, вплоть до 0% в течение первых 5 лет и до 10% – последующие 5 лет. Читайте также статью: → « ».

На нулевую ставку рассчитывать вправе компания-участник, если ее доход от осуществления деятельности РИП (реализации товаров) равен 90% и более всего дохода, учитываемого при определении базы налога на прибыль. При выполнении данного условия компания вправе применять ставку налога, равную нулю (нулевая) в течение 10 лет с того налогового периода, в котором данное условие было выполнено впервые.

В течение первых пяти лет, начиная с момента признания дохода соответствующим условиям, ставка налога не может быть выше 10%, а последующие пять лет менее 10%.

Если в инвестиционной декларации объем капвложений участника РИП, в течение трех лет с момента включения в состав участников, составил 50 млн. рублей или более, но при это м за этот же период им не было получено дохода от деятельности РИП, то сроки для применения пониженной налоговой ставки – пять лет и десять лет переносятся на четвертый налоговый период.

При указанных в инвестиционной декларации капвложений организации РИП в 500 млн. рублей в срок 5 лет с момента признания компании участником РИП, если организация за этот период не получала дохода от деятельности РИП, предусмотренные НК сроки пять лет и десять переносятся на шестой налоговый период. Те участники, у которых капложения составили 50 млн. рублей или более в течение 3-х лет с момента признании компании участником РИП, утрачивают право на налоговые льготы с 2027 года.

Для всех других участником РИП все льготы, предусмотренные по статье 284.3 НК применимы до 2028 года. Дата включения в реестр участников РИП значения при этом не имеет. Компании-участники РИП имеют право на осуществлении и иной деятельности, не имеющие отношение к РИП. Но на льготную ставку по налогу на прибыль рассчитывать они могут только тогда, когда доход от деятельности проекта составляет не менее 90% всех доходов, включаемых в базу по налогу на прибыль.

Таким образом, если компания занимается другими видами деятельности, не имеющими отношение к РИП, то налоговая база определяется в общей сумме по доходам от всех видов деятельности. Пропорционально устанавливается доход, получаемый от деятельности РИП, в соответствии с НК РФ.

Изменения в инвестиционной декларации

Компания предоставляется возможность вносить изменения в декларацию при необходимости, если они не повлекут за собой потерю статуса участника РИП. Все изменения, вносимые в инвестиционную декларацию, должны осуществляться на основании заявления участника специальными органами. В заявлении должна быть указана информация, обосновывающая необходимость данных изменения. Также существует перечень изменений, вносить которые в декларацию запрещено, это:

  • изменение цели проекта;
  • снижение финансирования более, чем на 10% от заявленного первоначально;
  • изменение графика ежегодных инвестиций, которые исключают возможность по реализации РИП по установленным требованиям.
  • при любых изменениях, при внесении которых проект не будет соответствовать требованиям.

Налоговая проверка участников РИП

Для такой категории налогоплательщиков как участники РИП, предусмотрены особые условия камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральная проверка налоговых деклараций, в которых участниками были применены пониженные ставки, предполагает запрос документов и сведений, которые могут подтвердить соответствие представленных сведений требования, установленным для таких компаний

При выездной проверке, налоговики в первую очередь выявляют правильность расчета налога, его своевременную уплату, а также соответствие представленных показателей по реализации проекта заявленным законодательством требованиям. При осуществлении проверяющих мероприятий участников, которые осуществляли капвложения не более 5 лет с даты включения компании в реестр участников, налоговый орган не вправе запросить данные для проверки по периоду, предшествующему 5 лет с даты решения о проверке.

Данные бухгалтерского и налогового учета, которые применяются при исчислении налога на прибыль по льготной ставке, соответствующие предъявленным к участникам РИП требованиям должны храниться в течение 6 лет.

Законодательная база.

Регистрационный N 33451

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 10 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3824; 2013, N 40, ст. 5037; 2014, N 23, ст. 2924) приказываю :

1. Утвердить Порядок ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состав сведений, содержащихся в реестре, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева) организовать разработку программных средств, реализующих формирование и ведение реестра участников региональных инвестиционных проектов, и их размещение в Фонде алгоритмов и программ Федеральной налоговой службы.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Руководитель

Федеральной налоговой службы

М. Мишустин

Приложение

Порядок ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состав сведений, содержащихся в реестре

I. Общие положения

1.1. Порядок ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состав сведений, содержащихся в реестре (далее - Порядок), устанавливает основные требования к ведению реестра участников региональных инвестиционных проектов (далее - Реестр), определяет перечень сведений, содержащихся в Реестре, и порядок их представления.

1.2. Ведение Реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со статьей 25 10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на федеральном уровне в электронном виде путем формирования и изменения записей в Реестре управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 25 8 Кодекса, на основании решений и сведений, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика - участника региональных инвестиционных проектов (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

II. Состав сведений, содержащихся

в реестре участников региональных инвестиционных проектов

2.1. Реестр участников региональных инвестиционных проектов содержит следующие сведения:

1) номер записи, дата записи;

2) сведения об организации - участнике регионального инвестиционного проекта - полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), адрес (место нахождения);

3) реквизиты решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов - наименование документа, дата, номер, наименование уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение;

4) дата, с которой организация подлежит включению в Реестр;

5) реквизиты документа, являющегося основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта - наименование документа, дата, номер, наименование и код налогового органа по месту нахождения налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), принявшего решение;

6) основание прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 4 статьи 25 12 Кодекса;

7) дата прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта;

8) реквизиты документа об отмене документа, являющегося основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта - наименование документа, дата, номер, орган, принявший решение об отмене;

9) реквизиты решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре участников региональных инвестиционных проектов - наименование документа, дата, номер, содержание измененных сведений;

10) сведения об инвестиционном проекте, содержащиеся в инвестиционной декларации:

а) полное наименование инвестиционного проекта;

б) цель реализации инвестиционного проекта;

в) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

г) общий объем финансирования инвестиционного проекта с указанием целей направления средств, в том числе: на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию основных средств (млн.руб.);

д) объем затрат на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе на: строительно-монтажные работы, машины, оборудование, инструменты, инвентарь, прочее (млн.руб.);

е) срок реализации инвестиционного проекта;

ж) ежегодный объем капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта (млн.руб.) в соответствии с графиком, указанным в пункте 8 инвестиционной декларации 1 ;

з) коды субъектов Российской Федерации, на территории которых также реализуется инвестиционный проект.

2.2. Сведения об участниках региональных инвестиционных проектов и о региональных инвестиционных проектах группируются в Реестре по субъектам Российской Федерации, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 25 8 Кодекса.

III. Порядок представления сведений, подлежащих включению в реестр участников региональных инвестиционных проектов

3.1. Сведения, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 8 пункта 2.1 настоящего Порядка представляются для включения в Реестр налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Иные сведения, указанные в подпунктах 2, 3, 4, 9, 10 пункта 2.1 настоящего Порядка, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3.2. Решения о включении организации в Реестр и о внесении изменений в Реестр, иные необходимые сведения, подлежащие включению в Реестр, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

3.3. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют сведения в соответствующие управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в электронной форме.

3.4. Сведения, представляемые уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и представляются по телекоммуникационным каналам связи или на съемном электронном носителе.

3.5. Сведения, подлежащие включению в Реестр, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации бесплатно.

3.6. Сведения о документах, являющихся основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта, и об их отмене, иные необходимые сведения, подлежащие включению в Реестр, представляются налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) в течение трех рабочих дней в электронной форме в соответствующие управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

3.7. Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации на основании полученных данных осуществляют в режиме удаленного доступа формирование информационного ресурса федерального уровня "Реестр участников региональных инвестиционных проектов".

1 Приказ Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2014 г. N ММВ-7-3/38@ "Об утверждении формы инвестиционной декларации", зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.04.2014, регистрационный номер 31835; Российская газета, 2014,16 апреля.

Москва. 23 мая. сайт - Президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении ставки налога на прибыль для региональных инвестиционных проектов, сообщается на официальном интернет-портале правовой информации.

Госдума приняла закон под названием "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ" 11 мая, Совет Федерации одобрил документ 18 мая.

Льготы для новых производств

Закон устанавливает право региона снижать налоговую нагрузку на вновь создаваемые организации промышленности в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат путем снижения до 10% ставки налога на прибыль, поступающего в бюджет субъекта РФ. Такие новые производства могут быть созданы в любом регионе РФ.

При этом ставку налога на прибыль организаций, поступающего в федеральный бюджет, для таких налогоплательщиков предлагается установить в размере 0%.

Сейчас ставка налога на прибыль составляет 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта РФ.

Налогоплательщики смогут применять пониженные ставки налога начиная с налогового периода, в котором были получены первые доходы от реализации регионального инвестиционного проекта, но не позднее пяти лет с даты включения в реестр участников региональных инвестпроектов, и заканчивая налоговым периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного исходя из ставки в 20%, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных ставок налога, составит величину, равную объему капвложений.

Объем капвложения организаций, претендующих на налоговую льготу, должен составлять не менее 50 млн рублей в течение 3 лет либо не менее 500 млн рублей в течение 5 лет.

Льготы для ДФО

В законе также устанавливается льгота для региональных инвестпроектов, реализуемых в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Для таких участников ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (2%), обнуляется на 10 лет с момента получения первой прибыли. Региональная часть ставки налога на прибыль может быть установлена на уровне не выше 10% в течение первых 5 лет и не ниже 10% в течение последующих 5 лет.

Кроме того, налоговые льготы устанавливаются для проектов, которые не подлежат включению в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Речь идет об организациях, которые осуществляют инвестпроекты на территории ДФО и на момент предоставления льготы уже сделали капвложения. При этом такая организация не может быть участником консолидированной группы налогоплательщиков, не может применить специальные налоговые режимы или быть резидентом особой экономической зоны.

Если требования соблюдены, организация может обратиться к субъекту за применением льготной ставки. Субъект может установить налоговую ставку на первые 5 лет на уровне от 0% до 10%, в течение следующих 5 лет - не менее 10%. Ставка налога, зачисляемого в бюджет, также обнуляется.

Если региональный инвестпроект, реализуемый на территории ДФО, касается добычи полезных ископаемых, он также может претендовать на льготу по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом региональный инвестпроект не может касаться добычи нефти и газа.

Специальные инвестиционные контракты

Согласно закону, налогоплательщики - участники специальных инвестконтрактов признаются участниками региональных инвестпроектов.

Закон устанавливает налоговые льготы в отношении специнвестконтрактов. Ставка налога на прибыль может быть снижена до 0% и в федеральной, и в региональной части. Льгота действует до конца действия контракта, но не позднее 2025 года.

Специнвестконтракты - это контракты, которые в соответствии с законом о промышленной политике инвесторы заключают с уполномоченным правительством исполнительным органом власти с целью создания промпроизводства.

Для специнвестконтрактов также предлагается установить "дедушкину оговорку". Положения законодательных актов о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков-участников специнвестконтрактов налоговые ставки и налоговые льготы, а также ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются до даты окончания срока действия инвестконтракта либо до даты окончания предусмотренных налоговых льгот.

Кроме того, предусматривается льгота по амортизации в отношении имущества, которое было произведено в результате реализации специнвестконтракта. К этому имуществу может применяться повышенный коэффициент 2.

Снижение требований для участников инвестпроектов

Закон также снижает требования к участникам региональных инвестпроектов.

Действующая редакция Налогового кодекса, в частности, предусматривает, что на участке, где реализуется проект, не должно быть объектов и зданий в собственности лиц, которые не являются участниками инвестпроекта, а сам участок должен находиться либо в собственности участника проекта либо в долгосрочной аренде. Закон снимает эти требования.