Индикаторы устойчивого развития оон. Разность между индексами выпуска промышленной продукции и выбросами вредных веществ

Индикаторы устойчивого развития

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development ) - показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет - вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком . Истинные сбережения (англ. genuine (domestic) savings ) - это скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды .

Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов , а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала - 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %.

Литература

  • Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/ С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под ред. С. Н. Бобылева. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
  • Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 20-29.
  • Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  • Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=15
  • Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина http://www.ustoichivo.ru/i/docs/18/tarasova.pdf
  • Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
  • Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Индикаторы устойчивого развития" в других словарях:

    Логотип Центр устойчивого развития столицы … Википедия

    Цели развития тысячелетия - система индикаторов, предложенная ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах; все государства члены ООН взяли на себя обязательства достичь эти цели к 2015 г.; структура Ц.р.т.… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    - (англ. sustainable development) гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… … Википедия

    Конференция ООН «Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20» RIO +20 United Nations Conference on Sustainable Development Принятие: На конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в июне 2012 Подписание: 20 22 июня 2012… … Википедия

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Конъюнктура - (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… … Энциклопедия инвестора

Индикаторы устойчивого развития

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development ) - показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет - вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком . Истинные сбережения (англ. genuine (domestic) savings ) - это скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды .

Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов , а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала - 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %.

Литература

  • Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/ С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под ред. С. Н. Бобылева. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
  • Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 20-29.
  • Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  • Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=15
  • Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина http://www.ustoichivo.ru/i/docs/18/tarasova.pdf
  • Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
  • Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Типология Майерс
  • Индио (Калифорния)

Смотреть что такое "Индикаторы устойчивого развития" в других словарях:

    Центр устойчивого развития столицы - Логотип Центр устойчивого развития столицы … Википедия

    Цели развития тысячелетия - система индикаторов, предложенная ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах; все государства члены ООН взяли на себя обязательства достичь эти цели к 2015 г.; структура Ц.р.т.… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Устойчивое развитие - (англ. sustainable development) гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… … Википедия

    Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20 - Конференция ООН «Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20» RIO +20 United Nations Conference on Sustainable Development Принятие: На конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в июне 2012 Подписание: 20 22 июня 2012… … Википедия

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Конъюнктура - (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… … Энциклопедия инвестора

Индексы и индикаторы устойчивого развития

, член-корр. РАН, проф., к. э.н.

Введение

Необходимость в разработке индикаторов устойчивого развития была отмечена в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Глобальная программа «Повестка дня на XXI век» была призвана подготовить мировое сообщество к решению проблем, с которыми цивилизация столкнулась, вступая в XXI век. Документ сгруппирован в четыре раздела: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; усиление роли основных групп населения; средства осуществления. В 40-ой главе этого документа («Информация для принятия решений») отмечено: «В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных эколо­гических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития».

Контроль за достижением целей устойчивого развития, управление этим процессом, оценка эффективности используемых средств и уровня достижения поставленных целей требуют разработки соответствующих критериев и показателей - индикаторов устойчивого развития.

В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SCOPE) и др. Эта проблема рассматривается на различных международных конференциях и семинарах.

Хотя разработка индикаторов устойчивого развития еще далека от завершения, однако уже предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населенных пунктов и предприятий.

Следует отметить такие проекты по разработке индикаторов устойчивого развития как:

· система индикаторов устойчивого развития, предложенная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР), состоящая из 132 индикаторов (табл. 1),

· система интегрированных экологических и экономических национальных счетов (System for Integrated Environmental and Economic Accounting), предложенная Статистическим отделом ООН и нацеленная на учет экологического фактора в национальных статистиках

· показатель «истинных сбережений» (genuine savings), разработанный и рассчитанный Всемирным Банком (табл. 5),

· программа экологических индикаторов ОЭСР (табл. 2)

Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно. Обилие индикаторов, входящих в систему, затрудняет их использование во многих странах в связи с отсутствием необходимых статистических данных.

1. Природа и функции индикаторов .

1.1 Что такое индикаторы?

Под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной.

Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс – это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.

Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр , узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цен ы акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее.

Индикаторы будущего являются обязательными для многих повседневных решений, но они, конечно, могут иметь недостатки, и даже при детальной проработке они будут оставаться несовершенными, ибо будущее – terra incognita .

1.2. Зачем нужны индикаторы?

1) Индикаторы используются для обоснования принимаемого решения посредством количественной оценки и упрощения.

2) Индикаторы помогают интерпретировать изменения.

3) Использование индикаторов позволяет выявлять недостатки в природопользовании .

4) Индикаторы позволяют облегчить доступ к информации для разных категорий пользователей.

5) Индикаторы облегчают обмен научно-технической информацией.

Являясь инструментом для поддержки решений и планирования, индикаторы также могут выполнять важную коммуникативную функцию. Так индикаторы состояния окружающей среды информируют общественность и привлекают внимание к определенным экологическим угрозам. Это часто мобилизует людей для самостоятельного принятия необходимых мер или обращения за помощью к представителям властей или частным компаниям.

2. Индикаторы устойчивого развития.

Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:

1) построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

· экологические

· экономические

· социальные,

· институциональные.

2) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития . Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

o эколого-экономических,

o эколого-социально-экономических,

o экологических.

2.1 Системы индикаторов устойчивого развития.

2.1.1 Система индикаторов, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН).

Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (табл.1). Индикаторы разбиты на основные группы:

· индикаторы социальных аспектов устойчивого развития,

· индикаторы экономических аспектов устойчивого развития,

· индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов),

· индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные право вые инструменты, информационное обеспечение , усиление роли основных групп населения).

Предложенные в проекте индикаторы требуют специальных преобразований, приспособления к конкретным условиям, а в некоторых случаях - расширения для отдельных стран.

Индикаторы разбиты на три категории с учетом их целевой направленности:

· индикаторы - движущая сила, характеризующие человеческую деятельность, процессы и характеристики, которые влияют на устойчивое развитие;

· индикаторы состояния, характеризующие текущее состояние различных аспектов устойчивого развития;

· индикаторы реагирования, позволяющие осуществлять политический или какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния.

Таблица 1

Базовый набор индикаторов устойчивого развития

Раздел Повестки дня на 21 век

Индикаторы – движущая сила

Индикаторы текущего состояния

Индикаторы реагирования

А. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Борьба с бедностью

1. Темп роста занятости (%)

2. Соотношение средних зарплат женщин и мужчин

15. Население, проживающее в абсолютной бедности (%)

16. Соотношение по доходам наиболее богатых и бедных

Демографическая динамика

3. Темп роста населения (%)

4. Темпы миграции населения (чел/год)

17. Плотность населения (чел/км2)

29. Рост рождаемости

Содействие образованию, подготовке кадров и информи­рованности общества

5. Темп роста населения школьного возраста

6. Прирост числа учеников начальных школ (%)

18. Доля грамотных среди взрослых (%)

19. Доля населения, имеющая образование на уровне 5 классов (%)

20. Среднее число лет обучения в школе

30. Доля ВНП, расходуемая на образование (%) 31 Число девочек на 100 мальчиков в средней школе 32. Число женщин на 100 мужчин среди работающих

Защита здоровья населения

8. Доля населения, не имеющего должного доступа к чистой питьевой воде (%)

9. Доля населения, проживающая в жилищах, не обеспеченных системами канализации (%)

10. Доля населения, подверженная воздействию вредных для здоровья загрязнителей воздуха (%)_

21. Детская смертность на 1000 родившихся живыми

22. Ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении

23. Материнская смертность при родах на 1000 рожениц

33. Доля ВНП, затрачиваемая на здравоохранение (%)

34. Доля населения, охвачен­ного первичной медицинской помощью (%)

35. Доля населения, иммуни­зированного против основных заразных заболеваний (%)

11. Доля населения, не обеспеченная должным уровнем питания {%)

36. Число женщин в детород­ном возрасте, имеющих доступ к обсуждению проблем планирования семьи

37. Доля расходов националь­ного здравоохранения, затрачиваемая на местное медицинское обслуживание

Содействие устойчивому развитию поселений

13. Потребление моторного топлива на душу населения (литры)

14. Число мегаполисов с населением 10 и более миллионов человек

24. Доля городского населе­ния (%)

25. Площадь и население маргинальных поселений (м2/численность)

26. Ущерб и число пострадав­ших и погибших от природных катастроф

27. Общая площадь жилья на душу населения (м2)

40. Инфраструктурные расхо­ды на душу населения

Б. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Экономическое развитие

42. Темп роста ВНП на душу населения (%)

43. Экспорт товаров и услуг

44. Импорт товаров и услуг

47. ВНП на душу населения

48. Скорректированный на экологический ущерб нацио­нальный продукт на душу населения

49. Вклад производственной деятельности в ВНП(%)

50. Экспортная доля ВНП (%)

56. Доля инвестиций в ВНП

57. Участие в региональных торговых соглашениях (да/нет)

Изменение характера потребления

45. Сокращение запасов минеральных ресурсов (в % от утвержденных запасов)

46. Ежегодное потребление энергии на душу населения

Финансовые ресурсы и механизмы

59. Доля продажи ресурсов в ВНП (%)

60. Внешняя помощь разви­тию (полученная или передан­ная, в % от ВНП)

61. Долги (в % от ВНП)

62. Обслуживание долга (в % от долга)

63. Доля ВНП, выделяемая на защиту окружающей среды

64. Экологические налоги и субсидии, в % от государ­ственного дохода

65. Размер дополнительного финансирования на устойчивое развитие после 1992 г.

66. Программа интегрированных эколого-экономических счетов (да/нет)

67. Погашение задолженности

В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

В-1. Водные ресурсы

Защита запасов и качества пресной воды

68. Ежегодное изъятие подземных и поверхностных вод, в % от доступного объема

69. Потребление воды на душу населения

74. Запасы подземных вод (мЗ)

75. Концентрация фекальных Coli-форм в источниках пресной воды (число на 100 мл)

81. Участие в соглашениях, касающихся морей (да/нет)

В-2. Земельные ресурсы

Интегрированный подход к планированию и использо­ванию земельных ресурсов

82. Используемые земли (км2)

90. Земли, подверженные эрозии почвы (км2)

94. Реформирование земельной политики (да/нет)

Управление уязвимыми экосистемами, борьба с опустыниванием и засухами

83. Потребление древесины на отопление на душу населения (мЗ)

84. Численность домашнего скота на км2 в засушливых зонах

85. Население в засушли­вых зонах, живущее ниже уровня бедности (%)

91. Земли, затронутые опустыниванием (км2)

92. Частота засух

95. Затраты на восстановление экосистем

Содействие устойчивости сельского хозяйства и местного развития

86. Использование сельско­хозяйственных пестицидов (т/км2)

87. Использование удобре­ний (т/км2)

88. Количество пахотных земель (га) на душу населения

89. Орошаемые земли (%)

93. Количество земель, затронутых засолением и заболачиванием (км2)

96. Затраты на поддержание сельского хозяйства и исследования в этой области

97. Площадь восстановленных земель (км2)

В-3. Другие природные ресурсы

Борьба с обезлесиванием

98. Темп обезлесивания (км2 в год)

99. Годовое производство кругляка (м3)

100. Запасы древесины (м3) 101. Площадь лесов (км2) 102. Потребление древеси­ны, в % от потребления энергии

104. Темпы восстановления лесов (км2 в год)

105. Доля защищаемых лесов

Сохранение биологического разнообразия

103. Число видов в угрожаемом состоянии и исчезнувших

106. Площадь заповедных территорий, в % от общей территории

В-4. АТМОСФЕРА

Защита атмосферы

107. Выбросы СО2 (т)

108 Выбросы оксидов серы и азота (т)

109. Потребление озоноразрушающих веществ (т)

110. Концентрация S02, СО, оксидов азота, озона и взвешенных частиц в атмосфере городов

111. Расходы на сокращение загрязненности атмосферы

112. Сокращение выбросов СО2, а также оксидов серы и азота (в % в год)

В-5. ОТХОДЫ

Управление отходами

113. Объемы производ­ственных и муниципальных отходов (т в год)

114. Объем опасных отходов (т)

115. Импорт и экспорт (ввоз и вывоз) опасных отходов (т)

116. Объемы отходов (т) на душу населения

117. Площадь земель, загрязненных опасными отходами (км2)

118. Расходы на сбор и обработку отходов

119. Доля утилизируемых отходов, %

120. Утилизация муниципальных отходов (т на душу населения)

121 Темп уменьшения отходов на единицу ВНП (т/год)

122. Расходы на переработку опасных отходов

г. Организационные индексы

Структура принятия решений

123. Утверждение методов оценки экологического ущерба (да/нет)

124. Наличие программ национальной статистики по окружающей среде и приня­тие индикаторов устойчивого развития (да/нет)

125. Наличие национальной стратегии устойчивого разви­тия (да/нет)

126. Наличие национального совета по устойчивому развитию (да/нет)

127. Число телефонов на 100 жителей

128. Представительство коренных народностей в национальном совете по устойчивому развитию (да/нет)

129. Наличие информационных баз, касающихся национальных традиций (да/нет)

130. Представительство основных групп общества в национальном совете по устойчивому развитию (да/нет)

131. Представительство этнических меньшинств в национальном совете по устойчивому развитию (да/нет)

132. Ратификация международных соглашений, относящихся к устойчивому развитию (число)

Управление муниципальным образованием в соответствии с принципами устойчивого развития требует наличия определённой системы показателей, позволяющих оценивать, насколько современное состояние и сложившиеся тенденции в экономике, политике, социальной сфере и экологии соответствуют или противоречат этим принципам. Без возможности такой оценки заявления о приверженности идеям устойчивого развития неминуемо будут носить декларативный характер.

В настоящее время учёные и специалисты-практики в разных странах мира активно работают над такой системой показателей, однако различия в методологических подходах приводят их к различным результатам. Это вполне объяснимо, поскольку концепция устойчивого развития достаточно сложна и широка по содержанию и носит достаточно теоретический характер. Её идеи ещё предстоит конкретизировать и перевести на язык стратегического планирования, приспособить к практическим нуждам муниципального управления. Именно идеи устойчивости должны доминировать при разработке стратегических планов развития городов и других муниципальных образований.

Часто специалисты, работающие на местах над локальными Повестками Дня, составляют свои системы показателей, исходя из интуитивных представлений и реальных проблем своего муниципалитета, оперируя при этом показателями государственной и ведомственной статистики. При этом остаётся не вполне понятным выбор одних показателей (именно они якобы характеризуют устойчивость) и игнорирование других.

Таким образом, создание научно обоснованной методологии выбора показателей устойчивого развития является на сегодня актуальной задачей, а работы учёных в этом направлении заслуживают самого глубокого внимания. При этом необходимо учитывать, что для разных территориальных уровней (от глобального уровня до уровня отдельного населённого пункта) системы показателей будут различаться.



Учитывая направленность данного пособия, приведём обзор нескольких различных подходов к разработке системы показателей устойчивого развития для локального уровня.

Подход Х. Босселя

Немецкий учёный Хартмут Боссель – в прошлом профессор и директор Центра изучения природных систем Кассельского университета – является одним из ведущих специалистов в области теории систем. Именно применение системного подхода отличает работы Х. Босселя от других авторов и придаёт его подходу наибольшую философскую глубину и стройность.

Наиболее полно сущность такого подхода раскрыта в книге Х. Босселя «Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование».

Х. Боссель считает, что универсального набора показателей, адекватно отражающих положение дел в любом городе или районе, быть не может, так как концепция устойчивого развития включает в себя практически все стороны жизни муниципалитета, включая экономические, социальные, политические, экологические, демографические, этнические и все прочие возможные аспекты. Безусловно, значительное число показателей может совпадать (например, демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения), однако перед конкретным муниципалитетом могут стоять свои специфические проблемы, без решения которых невозможно говорить об устойчивом развитии в целом. Для одного муниципалитета «узким местом» может быть проблема обеспечения жителей водой питьевого качества, что объясняет повышенное внимание к показателям, характеризующим техническое состояние городской системы водоснабжения или санитарное состояние источников воды. Для другого муниципалитета наиболее актуальной может быть жилищная проблема и соответственно на первый план выйдут показатели средней жилищной обеспеченности, объёмов и темпов жилищного строительства и т.п. Тем не менее выводы, вытекающие из анализа показателей устойчивого развития, принятых для разных территорий, вполне могут быть сопоставлены между собой.

Перечень показателей устойчивого развития для конкретного муниципалитета должен определяться коллективным путём, в процессе деятельности специальной рабочей группы, участниками которой должны стать независимые представители различных социальных групп, профессий и научных школ, отличающиеся уровнем образования, жизненным опытом, политическими взглядами и ценностными ориентациями. Только такой широкий круг участников может обеспечить достаточную репрезентативность выбранного набора показателей, который будет отражать всё многообразие взглядов, объективных интересов и потребностей различных слоёв населения.

Для того чтобы выбранный набор показателей устойчивого развития не оказался бессистемной совокупностью разнообразных статистических данных, эти показатели должны удовлетворять ряду требований, которыми необходимо руководствоваться при их отборе.

Требование надлежащего охвата.

Как уже отмечалось выше, круг показателей устойчивого развития должен быть достаточно широк, чтобы охватить все стороны жизни муниципалитета. Для обеспечения полного охвата рекомендуется подходить к характеристике устойчивого развития с системных позиций, выделив шесть основных подсистем, от устойчивости каждой из которых зависит общая устойчивость развития территории. Следует сразу же пояснить, что данное разделение на подсистемы не претендует на социологическую фундаментальность, а носит прикладной характер, направленный исключительно на формирование всеобъемлющего круга показателей устойчивого развития, так как указанные ниже подсистемы представляют собой основные части антропосферы, которая развивается под воздействием человеческой деятельности и, в свою очередь, сама воздействует на это человеческое общество.

Хартмут Боссель группирует показатели устойчивого развития по следующим подсистемам:

· подсистема индивидуального развития– гражданские права и свободы, уровень благосостояния, здоровье, образование и квалификация, отдых и творчество, гендерные роли и пр.;

· социальная подсистема – динамика численности населения, его социально-демографическая и социально-классовая структуры, этнический состав, здравоохранение и социальное обеспечение и пр.;

· подсистема политического управления– политическое устройство, государственная политика (налоговая, правовая, в области прав человека, демографическая, иммиграционная, техническая, международная);

· инфраструктурная подсистема– города и другие населённые пункты, инженерная и транспортная инфраструктуры, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, связь и СМИ, наука и образование и пр.;

· экономическая подсистема– производство, финансы, рынок, предпринимательство и труд и т.п.;

· подсистема ресурсов и окружающей среды – природная среда (экосистемы, биоразнообразие, уровень загрязнения, ассимилирующая способность) и природные ресурсы (их истощение, регенерация).

Оценить устойчивость развития подсистемы может лишь такой набор показателей, который включает все аспекты жизнеспособности подсистемы и отражает её роль в обеспечении устойчивого развития системы в целом.

В то же время число показателей не может быть чрезмерно широким, оно должно соответствовать возможностям мониторинга и анализа. Для разумного ограничения числа показателей до уровня управляемости эти шесть подсистем могут быть агрегированы до трёх подсистем:

· Общественная система (подсистемы индивидуального развития, социальная и политического управления), то есть всё то, что входит в понятие «социальное развитие» (социальная организация общества, социальные условия жизни, формирование личности, политическая надстройка).

· Система обеспечения (инфраструктурная и экономическая подсистемы), то есть экономика с её производственной и непроизводственной сферами.

· Экологическая система (ресурсы и окружающая среда), то есть природная среда, рассматриваемая одновременно и как совокупность природных ресурсов, необходимых для развития, и как среда человеческого обитания.

· Социальная система (вместо общественной).

· Экономическая система (вместо системы обеспечения).

· Экологическая система (название принято без изменений).

Эти три системы соответствуют трём видом потенциала: человеческому, экономическому и природному. Именно по этим трём системам целесообразно группировать показатели устойчивого развития.

Требование качественной оценки.

Жизнеспособность любой системы определяется степенью её соответствия некоторым базовым ориентирам, обусловленным как внутренними свойствами самой системы, так и свойствами её окружения. Применительно к социальным системам такими ориентирами являются следующие:

1. Ориентиры, обусловленные окружением:

Существование: система должна сосуществовать со своим окружением, то есть находиться в состоянии сбалансированного равновесия с ним.

Эффективность: система должна оставаться эффективной в борьбе с окружением за ресурсы и оказание воздействия на него.

Свобода действий: система должна иметь возможность адекватно отвечать на требования своего окружения.

Безопасность: система должна быть в состоянии адекватно реагировать на угрозы, происходящие от ненормального состояния своего окружения.

Адаптируемость: система должна уметь приспосабливаться к изменениям своего окружения и обладать способностью к самоорганизации.

Сосуществование: система должна быть способной модифицировать своё поведение с учётом интересов окружения.

2. Ориентиры, обусловленные самой системой:

Репродуктивность:система должна быть способна к воспроизводству.

Психологические потребности: люди, как существа, обладающие высшей нервной деятельностью, имеют потребности психологического порядка.

Ответственность: люди, как сознательные существа, несут ответственность за свои действия и должны подчиняться различного рода законодательным и моральным требованиям.

Система не может считаться жизнеспособной или устойчивой без надлежащего соответствия вышеперечисленным базовым ориентирам. Для выявления степени этого соответствия применяется так называемая рекурсивная процедура, которая заключается в повторении применительно к базовым ориентирам для всех подсистем следующих вопросов, отражающих:

1. Уровень жизнеспособности системы, оказывающей воздействие (то есть какова степень удовлетворения каждого базового ориентира этой системы).

Если хотя бы один базовый ориентир характеризуется низкой степенью удовлетворения, это говорит об ограниченных возможностях развития данной системы.

2. Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие, то есть каким образом каждая система, оказывающая воздействие, способствует поддержанию жизнеспособности системы, испытывающей на себе воздействие (то есть способствует удовлетворению её базовых ориентиров).

Суть рекурсивной процедуры наглядно выражена в нижеследующей таблице.

Таблица 2.3.1. Рекурсивная схема определения показателей жизнеспособности

Базовые ориентиры Жизнеспособность системы, оказывающей воздействие Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие
Существование Совместима ли данная система со своим конкретным окружением и способна ли она к существованию в этом окружении? Вносит ли данная система свой вклад в поддержание существования системы, испытывающей на себе воздействие?
Эффективность Отличается ли она эффективностью и рациональностью? Способствует ли она рациональному и эффективному функционированию общей системы?
Свобода действий Обладает ли она необходимой свободой реагирования и действий в соответствии со своими потребностями? Способствует ли она свободе действий общей системы?
Безопасность Отличается ли она безопасностью, надёжностью и стабильностью? Способствует ли она обеспечению безопасности, надёжности и стабильности общей системы?
Адаптируемость Способна ли она адаптироваться к новым требованиям? Способствует ли она гибкости и адаптируемости общей системы?
Сосуществование Является ли она совместимой с интерактивными системами? Способствует ли она совместимости общей системы с её партнёрскими системами?
Психологические потребности Является ли она совместимой с психологическими потребностями и культурными нормами? Способствует ли она психологическому благополучию человека?

Требование динамической оценки

Системы, устойчивое развитие которых должны оценивать показатели, являются динамическими, то есть постоянно изменяются: экономика может расти или стагнировать, социальные конфликты углубляться или сглаживаться, природная среда деградировать или находиться в состоянии динамического равновесия с человеческой деятельностью. Поэтому устойчивость таких систем можно понимать как их устойчивое развитие, то есть понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» в данном случае тождественны.

Показатели устойчивого развития должны анализироваться в динамике, при этом размер анализируемого периода времени для каждого показателя может быть разным, в зависимости от характера оцениваемого явления, но обязательно достаточным для экстраполяции. К примеру, инерционность демографических процессов требует анализа динамики ретроспективных данных за значительное число лет, то же можно сказать и о многих экологических показателях, характеризующих изменения состояния природной среды. В то же время в экономике могут происходить резкие изменения (колебания рыночных цен, падение или рост спроса на какой-либо товар), поэтому для краткосрочного прогноза какого-либо показателя не нужна обширная ретроспективная база данных (достаточно увидеть тенденцию последних лет или даже месяцев), а более важен правильный учёт воздействия на этот показатель многочисленных внешних факторов.

В любом случае оценка динамического ряда конкретного показателя должна заключаться в ответе на вопрос: способствует ли такая динамика укреплению устойчивости системы или же несёт в себе угрозу дестабилизации? Если динамика показателя может считаться позитивной с точки зрения устойчивости системы, то существует ли предел роста или снижения, по достижению которого позитив может смениться на негатив и возникнет угроза и насколько достижение такого предела реально в разумной перспективе? И наоборот?

Задача показателей устойчивого развития – предупредить о возможных угрозах, которые в состоянии нарушить устойчивость системы, а их динамика должна позволять измерить скорость усиления негативного фактора (скорость приближения угрозы) и соответственно – время, остающееся до наступления критического момента, а значит отпущенное для исправления ситуации.

Отношение реально возможной скорости реагирования системы на угрозу к скорости приближения угрозы называется показателем Бьесиота. Его значение, равное единице, является критическим. Если значение выше единицы, значит, система успеет предотвратить надвигающуюся угрозу, если ниже единицы – значит, жизнеспособность системы вызывает сомнения.

Лишь при условии минимального удовлетворения всех базовых ориентиров системы можно ставить задачу её дальнейшего качественного развития путём дальнейшего удовлетворения отдельных ориентиров.

Однако показатели устойчивого развития не обязательно должны носить количественный характер, хотя это предпочтительнее с точки зрения анализа динамики их числовых значений и выявления трендов. Лица, хорошо знающие реальное положение дел в определённых сферах жизни муниципалитета, могут дать их верную оценку, не прибегая к анализу цифр, сбор которых представляет собой трудоёмкую и дорогостоящую работу.

Требования к процедуре выбора показателей

Как уже отмечалось в начале, отбор показателей для оценки устойчивого развития конкретного муниципального образования – задача рабочей группы. Её деятельность представляет собой коллективный процесс выбора репрезентативных показателей. Выбор отдельных экспертов неминуемо будет носить субъективный характер и зависеть от их жизненного и профессионального опыта, глубины специальных знаний и широты общего кругозора, социального положения и политических взглядов, поэтому важно обеспечить как можно более широкий состав рабочей группы. В неё должны войти отнюдь не специалисты в различных отраслях науки и практики (хотя это и не исключено), но в первую очередь – жители муниципального образования, граждане самых различных профессий, сталкивающиеся с проблемами муниципалитета в своей повседневной жизни – в быту и на работе.

Предложения участников относительно состава показателей будут различными, следовательно, необходимо организовать работу группы таким образом, чтобы в ходе конструктивной дискуссии участники постепенно пришли к согласию. При этом нужно следить за тем, чтобы предлагаемые показатели отвечали описанным выше требованиям. Для грамотной организации работы экспертной рабочей группы, в её работе должен принимать участи опытный фасилитатор, который направлял бы дискуссию в правильное русло, следил за корректностью вносимых предложений и поощрял участников к активности. Ни одно предложение не должно быть отвергнуто с ходу, все предложения должны фиксироваться для того, чтобы потом можно было выбрать из этого массива всё ценное, заслуживающее внимание.

Для придания большего политического веса деятельности рабочей группы и её результатам возглавить рабочую группу должен ответственный представитель муниципальной администрации.

Хартмут Боссель считает, что «наука не может предложить объективного метода определения единственно верного перечня показателей сложной системы… Самое лучшее, что мы можем сделать, это смириться с неизбежной субъективностью и придать названным процессам максимально возможный системный, научный и всесторонний характер, то есть добиться их разносторонности, полноты и воспроизводимости». Современная наука располагает для этого необходимой методической базой.

Рекомендуемый Х. Босселем метод получил название «Сиэттлский процесс», поскольку был успешно апробирован в г. Сиэтле, штат Вашингтон, США. Процесс состоит из десяти этапов, последовательное описание которых приводится ниже.

Этап 1 – Формирование рабочей группы.

В качестве основного критерия отбора кандидатов на участие в рабочей группе следует принимать способность кандидата к совместной работе, уважительное отношение к чужому мнению. Член рабочей группы должен регулярно присутствовать на совещаниях и участвовать в работе группы от начала до самого конца, независимо от общего времени работы.

Этап 2 – Формулировка общей цели.

Группа должна сообща выработать чёткую формулировку цели своей работы, принимаемую всеми членами, и запротоколировать её в письменном виде, чтобы в ходе работы не отклоняться от достижения поставленной цели.

Этап 3 – Разработка системы ценностей и представлений.

Участники группы должны договориться об общих подходах и критериях выбора показателей, которые также должны быть письменно зафиксированы и служить методологической основой работы. Отдельные принципиальные различия должны быть зафиксированы и учитываться в дальнейшей работе, что будет служить гарантией разностороннего, непредвзятого похода.

Этап 4 – Обзор имеющихся данных.

Участники группы должны ориентироваться в существующей системе статистической отчётности, знать, какую информацию можно получить в муниципальной администрации и других организациях, работающих на территории муниципального образования, иметь доступ к научно-исследовательским, проектным и прочим материалам. Вся имеющаяся информация должна быть проанализирована с точки зрения возможности её использования при разработке системы устойчивого развития муниципального образования.

Этап 5 – Разработка проекта исходного перечня показателей.

При разработке системы показателей нужно исходить, прежде всего, из необходимости адекватной оценки устойчивости развития. Необходимо избежать соблазна выбрать показатели устойчивого развития из числа принятых в статистике показателей или других имеющихся данных. Если это необходимо – в систему могут включаться и такие показатели, данные по которым отсутствуют.

Этап 6 – Общественное обсуждение системы показателей.

Продукт деятельности рабочей группы – разработанная её система показателей устойчивого развития муниципального образования – должен быть вынесен на общественное обсуждение. Для этого целесообразно задействовать местные средства массовой информации. Предмет обсуждения – проект системы показателей устойчивого развития муниципального образования – необходимо представить в виде брошюры, содержащей не только сами показатели, но и сделанные в доступной форме комментарии, объясняющие гражданам смысл каждого показателя и критерии, на основании которых он был включён в систему показателей устойчивого развития.

Результатом обратной связи с населением станут предложения граждан, которые должны быть рассмотрены рабочей группой. Эти предложения могут быть выражены недостаточно чётко и грамотно, носит эмоциональный характер, поэтому будут нуждаться во внимательном изучении. Предложения граждан, содержащие новый взгляд на уже рассмотренные рабочей группой проблемы, или поднимающие какие-либо новые проблемы, которые остались вне поля зрения рабочей группы, должны быть формализованы таким образом, чтобы вылиться в форму дополнительных показателей, подлежащих включению в систему.

Этап 7 – Техническая экспертиза системы показателей.

Система показателей, откорректированная с учётом мнения общественности, подвергается оценке технических экспертов, то есть профессиональных специалистов в различных областях науки и практической деятельности. Их задача – внести в систему, по мере надобности, необходимые изменения, гарантирующие точность, полноту и измеримость разработанного набора показателей. В необходимых случаях эксперты могут более точно сформулировать наименование показателя (учитывая принятую систему планирования и отчётности), указать на источники необходимой информации.

Технические эксперты не вправе пересматривать сам перечень показателей и тем более – подвергать сомнению саму методологию отбора, одобренную рабочей группой в начале её деятельности.

Этап 8 – Изучение проблемы сбора требуемых данных по показателям.

Как уже отмечалось выше, при разработке системы показателей устойчивого развития следует опираться на достаточно обширный банк данных, включающий регулярную статистическую отчётность, данные отраслевых подразделений и служб муниципальной администрации, специализированных организаций и др. Однако потребуются и такие сведения, которые никто специально не собирает, либо их сбор осуществляется нерегулярно в ходе каких-либо разовых исследований, поэтому их динамика отсутствует. В этом случае перед муниципальной администрацией встанет вопрос о необходимости проведения специального исследования и организации соответствующего мониторинга.

Значения некоторых показателей, отсутствующих буквально в таком виде или разрезе, в котором это признано необходимым для системы показателей устойчивого развития, могут быть получены косвенным путём – выведены из других, имеющихся в наличии, показателей. Для этого тоже нужно проделать определённую работу.

И, наконец, необходима работа над анализом, интерпретацией имеющихся и полученных в ходе специальных исследований количественных данных.

Поэтому на данном этапе должен быть составлен план необходимых работ по сбору недостающих данных и обработке имеющихся. Скорее всего, такая работа может быть выполнена силами местных научно-исследовательских организаций или вузов. В случае категорического отсутствия финансовых или других возможностей для осуществления этой работы нужно искать разумный компромисс между требованиями целостности системы показателей и реальными возможностями. Возможна замена отдельных показателей близкими по смыслу.

Этап 9 – Публикация окончательно сформированной системы показателей в СМИ.

Выработанная система показателей должна быть доступной самому широкому кругу общественности и специалистам, которые могли бы использовать их для оценки ситуации в своей профессиональной сфере. Это может быть обеспечено через опубликование системы показателей в различных средствах массовой информации одновременно с проведением соответствующей рекламной компании.

Система показателей может быть не утверждена официально муниципальными властями, в таком случае она может служить ориентиром для общественных организаций, опираясь на которые они смогут контролировать действия муниципальной администрации и оценивать проводимую её политику.

Этап 10 – Регулярный пересмотр и обновление системы показателей.

Этап является перманентным. Развитие может считаться устойчивым, только если оно вовремя реагирует на постоянно происходящие внешние и внутренние изменения. А для этого необходимо периодически (раз в два года) пересматривать систему показателей и обновлять базу данных, а каждые пять лет – заново проводить техническую экспертизу. Каждые десять лет рекомендуется повторять весь процесс, начиная с 1 этапа, чтобы подвергнуть критическому анализу и, если нужно, откорректировать основополагающие ценности и соответственно – систему показателей.

Выводы.

Метод определения показателей устойчивого развития путём рассмотрения степени удовлетворения базовых ориентиров носит универсальный характер и может применяться как к отдельным предприятиям или фирмам, семьям, экосистемам, так и к более сложным территориальным образованиямнаселённым пунктам, районам, областям, автономным республикам, округам. В любом случае устойчивое развитие рассматривается как система, состоящая из трёх агрегированных подсистем: социальной, экономической и экологической.

Данное пособие ориентировано на муниципальный уровень управления, поэтому для нас важен именно масштаб муниципального образования 1-го или 2-го уровня – поселения или района.

В этом масштабе можно выделить все подсистемы устойчивого развития, которые выделяются и в более высоких территориальных единицах:

1. Социальная подсистема:

· индивидуальное развитие (наличие культурных и образовательных учреждений);

· социальная структура (демографический, классовый, национальный и конфессиональный состав населения, распределение жителей по уровню доходов и пр.);

· политическое управление (участие граждан в управлении, активность и степень влияния общественных организаций).

2. Экономическая система:

· инфраструктура (обеспеченность жилым фондом, коммунальным обслуживанием, транспортом);

· экономика (производство, финансы, рыночные институты, предпринимательство).

3. Экологическая система:

· ресурсы и окружающая среда (природные ресурсы, водообеспеченность, загрязнённость воздушного и водного бассейнов, обращение с отходами, энергосбережение).

В отношении любой социально-территориальной общности на уровне муниципального образования всегда можно подобрать соответствующий перечень показателей, учитывающих конкретные местные особенности. Для этого нужно соотнести вопросы из приведенной выше таблицы 2.3.1, касающиеся оценки базовых ориентиров, с каждой из подсистем.

Подход Х. Босселя представляется наиболее глубоко продуманным и философски обоснованным, однако рекомендуемая им методология достаточно сложна и требует от разработчиков системы показателей развитых навыков системного мышления, поэтому подходит скорее для специалистов, нежели для рабочих групп, состоящих из представителей различных кругов населения.