Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод. Коммерческий учет воды

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

О порядке определения индикативного тарифа на транспортировку нефти для расчёта налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Постановление от 26 марта 2019 года №317. Утверждён порядок расчёта индикативного тарифа на транспортировку нефти для определения расчётных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр. Индикативный тариф на транспортировку нефти будет определяться исходя из трёх основных составляющих: стоимость транспортировки нефти по территории России, стоимость перевалки нефти в российских портах, стоимость транспортировки нефти за пределами России.

26 марта 2019 , Федеральная контрактная система. Госзакупки Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

1

Платежи за полученную воду и отведенные сточные воды, по данным Минэнерго России, увеличиваются с каждым годом. Поэтому для множества предприятий задача организации коммерческого учета воды и сточных вод становится все более актуальной.

В 2013 году для организаций, связанных с водоснабжением, водоотведением, водоподготовкой и очисткой сточных вод, правительство Российской Федерации определило порядок коммерческого учета, утвердив «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Организация коммерческого учета воды и сточных вод

Коммерческий учет воды подразумевает расчет платы за транспортируемую воду, которую получают, либо подают по договорам водоснабжения.

Коммерческий учет сточных вод - это контроль воды, которая была сброшена, либо собрана по договорам, заключенным с организациями, работающими в сфере водоснабжения или водоотведения.

Организация коммерческого учета воды и сточных вод в той части, которая не урегулирована жилищным законодательством Российской Федерации, регламентируется «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Согласно этим Правилам, абоненты или организации, эксплуатирующие водопроводные или канализационные сети и оказывающие услуги по транспортировке воды или сточных вод, обязаны вести коммерческий учет. За исключением случаев, когда условиями договоров водоснабжения или договоров по транспортировке воды предусмотрено иное.

Эти же Правила предусматривают, что организация коммерческого учета воды и сточных вод должна соответствовать требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Требования к средствам и методам измерений утверждены Федеральным законом от 26.06.208 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

К применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. ст. 9. п. 1, ст.12. п.1 102-ФЗ

Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

Коммерческий учет воды и сточных вод должен вестись с использованием приборов учета, на основании которых отслеживаются:

  • сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем;
  • сведения о текущих показаниях приборов учета.

При этом коммерческий учет с помощью приборов учета предусматривает возможность применения телематических систем .

В случае если технические характеристики используемых приборов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.10

Однако использование телематических систем не исключает того, что абоненты или транзитные организации обязаны допускать представителей организаций, осуществляющих водоснабжение или водоотведение, к приборам учета для сверки показаний и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов.

В случае выявления расхождений между предоставленными данными и фактическом потреблении, составляется акт сверки показаний приборов учета. Такой акт является основанием для осуществления перерасчета.

В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета со сведениями, представленными абонентом или транзитной организацией, в установленном Правилами порядке организация, осуществляющая водоснабжение, составляет акт сверки показаний приборов учета. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.12

Согласно этих же Правил, предусмотрена возможность использования контрольных приборов учета. Установка паралельного счетчика позволяет сверять показания с прибором учета воды на стороне ресурсной организации, и в случае расхождений оперативно требовать внеочередной поверки их водосчетчика.

Коммерческий учет воды расчетным способом

«Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают, что коммерческий учет может вестись и расчетным способом. Это означает, что для расчета применяются не данные приборов учета, а специальные методики расчета, утвержденные Правилами.

Расчетный способ применим в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • при отсутствии прибора учета;
  • в случае неисправности прибора учета;
  • в случае нарушения сроков представления показаний в течение 6 месяцев, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом о временном прекращении потребления воды.

Положения «Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод» содержат следующие методики расчета:

  • метод гарантированного объема подачи воды;
  • метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
  • метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
  • метод суммирования объемов воды.

Правила также определяют, когда и какой метод применять.

Метод гарантированного объема подачи воды

Расчет по методу гарантированного объема подачи воды предполагает, что поставляемый объем заранее определен договорами водоснабжения. Такой метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии прибора учета воды у абонента;
  • если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к его эксплуатации до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

Метод учета пропускной способности устройств и сооружений

При использовании метода учета пропускной способности за расчет принимается, что скорость движения воды составляет 1,2 метра в секунду на полное сечение в круглосуточно работающих устройствах по приему воды. При этом объем сточной воды считается равным объему, который был отправлен абоненту, с учетом поверхностных сточных вод, если схемой водоснабжения и водоотведения, либо договором, предусмотрен их прием.

Этот метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии допущенных в эксплуатацию приборов учета в течение 60 дней после получения от ресурсной организации уведомления о необходимости установки;
  • при непредоставлении показаний приборов учета на протяжении 6 месяцев, не считая случаев, когда абонент предварительно уведомил ресурсную организацию о временном прекращении потребления;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета.

Метод расчетного среднемесячного, среднесуточного и среднечасового количества поданной воды

Метод расчетного количества поданной воды применяется на основании показаний прибора учета за последний год. При этом, если счетчик работал менее 1 года, к расчету принимаются данные за фактический период его работы.

Такой метод используется в случаях, когда прибор учета неисправен или демонтируется для поверки, ремонта или замены, но не более чем в течение 60 дней после установления такого факта.

Метод суммирования объемов воды

Метод суммирования объемов воды состоит из определения по показаниям приборов учета или расчетным способом того объема воды, который подан абонентам или другим транзитным организациям.

Метод применяется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также если счетчик неисправен или демонтирован в целях его поверки, ремонта или замены.

Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

В случаях, если прибор учета неисправен или отсутствует, а также если в течение 6 месяцев нарушены сроки предоставления показаний по нему, коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом.

При расчетном способе объем отведенных сточных вод считается равным тому объему воды, который был подан из всех источников водоснабжения.

При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения.

Если схемой водоснабжения или договором водоотведения предусмотрен прием поверхностных сточных вод, то такие воды, при отсутствии приборов учета, так же учитываются расчетным способом в соответствии с методическими указаниями, изложенными в п.25 Правил.

Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.23

Расчетный способ также применим при самовольном подключении или пользовании централизованной системой водоотведения. При этом «Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают расчет по такому методу только за период времени, в течение которого длилось самовольное присоединение или пользование, но не более чем за 3 года.

В случае, если прибор учета отсутствует у транзитной организации, либо в случаях его неисправности или демонтажа, объем сточных вод определяется расчетным способом путем суммирования объема, который был отведен абонентами и объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

Особенности коммерческого учета горячей воды (теплоносителя)

Коммерческий учет теплоносителя ведется на основании Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Постановление предусматривает, что коммерческий учет теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Коммерческий учет теплоносителя ведется с помощью приборов учета. При этом Постановление «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» допускает на узле учета установку приборов для контроля подачи и потребления теплоносителя.

Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений;

В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

Организация коммерческого учета теплоносителя включает в себя также процедуру регулярного снятия показаний приборов учета.

В соответствии с Постановлением «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», если технические характеристики узлов учета позволяют использование телеметрических систем, то производится установка АСКУВ - автоматизированных систем коммерческого учета воды , передающих показаний дистанционно.

В случае, если технические характеристики узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

При этом допускается, что теплосчетчики, оснащенные стандартными промышленными протоколами, могут быть снабжены дополнительными устройствами , позволяющими осуществлять дистанционный сбор данных в автоматическом режиме.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод

Поверхностные сточные воды - вид сточных вод, отводимых с территорий жилых домов, строительных площадок и промышленных зон, образующихся в результате выпадения осадков, таяния снега, полива территорий и т.п.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод определены «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Согласно этим Правилам, абонент обязан обеспечить учет поверхностных сточных вод путем установки прибора учета.

Абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, п.35

Проектирование узла учета

Узел учета проектируется на основании проектной документации. Такую документацию подготавливают специализированные организации или частные проектанты.

По итогам разработки в состав проекта входят:

  • пояснительная записка;
  • чертежная документация.

Также к проекту предусмотрены приложения:

  • техническое задание на проектирование узла учета воды, утвержденное абонентом;
  • программа и методика испытаний узла учета;
  • при наличии сужения расчет гидравлических потерь;
  • документация на средство измерений;
  • свидетельство о допуске к проектным работам.

Проектирование узла учета ведется на основании технических условий. Такие условия выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение. «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» предусматривают выдачу технических условий в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки на их выдачу.

Согласно Правилам, технические условия должны содержать:

  • требования к месту размещения узла учета;
  • требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
  • требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

Допуск узла учета в эксплуатацию

«Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» разрешают допуск узла учета в эксплуатацию силами самих абонентов после заключения договора с организацией, осуществляющей водоснабжение или водоотведение. Для предоставления допуска со стороны абонента формируется заявка.

Правилами предусмотрено, что допуск предоставляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки от абонента.

Заявка на допуск должна содержать:

  • реквизиты абонента или транзитной организации, а также контактные данные с номером телефона лица, от которого поступила заявка;
  • реквизиты договоров, которые заключены на водоотведение, транспортировку воды и т.п.
  • дата и время, при которых возможно допустить в эксплуатацию узел учета.

Также к заявке прилагаются, заверенные абонентом или транзитной организацией, копии:

  • проектной документации на оборудование узла учета;
  • паспортов на приборы учета, которые входят в состав узла учета;
  • документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета.

Помимо прочего, к заявке прилагаются документы, подтверждающие право лица на подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

Согласно п. 39 Правил, при допуске узла учета в эксплуатацию также проверяются:

  • соответствие заводских номеров на приборах учета номерам, указанным в их паспортах;
  • соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета;
  • наличие знаков последней поверки, за исключением новых приборов учета;
  • работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета;
  • работоспособность телеметрических устройств в случае их наличия в составе узла учета.

При выявлении несоответствий указанным требованиям узел учета к эксплуатации не допускается.

Когда прибор учета устанавливает организация, осуществляющая водоснабжение, допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном п. 46 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»:

Организация, осуществляющая водоснабжение, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска, а в случае неявки представителя абонента организация, осуществляющая водоснабжение, осуществляет допуск без участия представителей абонента с последующим направлением в его адрес Акта допуска. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, п.46

Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации с даты получения Акта допуска узла учета с приложением копии паспорта на приборы учета.

Эксплуатация узла учета

Узел учета эксплуатируется в соответствии с его технической документацией. В случае выхода узла учета из строя, абоненту следует незамедлительно уведомить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение или водоотведение.

В соответствии с «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», организации предоставляется следующая информация:

  • показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя;
  • предполагаемое время демонтажа приборов учета, требующих ремонта (не менее чем за 2 рабочих дня).

Согласно Правилам, устранить существующую неисправность, необходимо в течение 60 дней с момента поломки. Демонтаж приборов учета для передачи в ремонт, а также последующий монтаж, выполняется в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение или водоотведение.

Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета обязано сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод

В соответствии с Правилами, узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

  • приборы учета не отображают результаты измерений;
  • нарушены контрольные пломбы или знаки поверки;
  • имеются механические повреждения приборов учета или других элементов узла учета;
  • превышена допустимая погрешность показаний приборов учета;
  • имеются врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренные проектной документацией на оборудование узла учета;
  • имеются признаки несанкционированного вмешательства в работу узла учета;
  • истек период поверки приборов учета.

После проведения ремонта, замены или поверки приборов учета, сотрудниками ресурсной организацией производится опломбирование приборов.

Установка пломб на приборы учета осуществляется сотрудниками ресурсной организацией на безвозмездной основе. Взимание платы с абонента возможно только в случаях, если опломбирование происходило повторно из-за нарушения пломбы или знаков поверки.

Уменьшение расходов с помощью АСКУВ

Рост тарифов на энергоресурсы приводит к необходимости повышения эффективности их использования. Достоверный учет энергоресурсов позволяет не только рационально их использовать, но и снижать платежи за их потребление.

Основным залогом достоверного учета является использование телематических систем, позволяющих дистанционно и вовремя передавать показания о потреблении, а также своевременно отслеживать неполадки в системе.

Смотрите систему автоматизированного коммерческого учета «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Правила коммерческого учёта воды ПП 776 (Постановление Правительства РФ от 04.09.13), регламентирующие также регистрирование расхода стоков, предполагают разделение на регистрацию водорасхода при использовании счётчика и без него - расчётным способом.

Постановление Правительства 776 и законодательные нормы

Постановлением определяется, что при наличии счётчика сбор информации ГВС и ХВС производится либо абонентом, либо транзитной организацией (при отсутствии договора с водоснабженцем, который менял бы это правило). Также учитывается тепловая энергия, затраченная на подогрев горячей воды. Правила гласят, что:

Правила предусматривают коммерческую регистрацию водорасхода и в случае отсутствия счётчика, его неисправности или нарушений сроков предоставления информации о показаниях более полугода. (Однако 6-месячное ограничение не действует, если пользователь предварительно уведомил водоснабженца о временной приостановке водопотребления). При расчёте потребления «без счётчика» действуют следующие методы и параметры:

Установку приборов водоучёта законодательно предусматривает в обязательном порядке. ПП РФ № 354 устанавливает требование, по которому учет воды в многоквартирном доме проводится посредством установки общедомовых расходомеров, по показаниям который и производится оплата ресурсов потребителями.

В многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачиваются коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, прямо пропорционально площади, занятой собственниками, – ОДН. Предполагается, что никаких начислений сверх объёма, указанного в показаниях общедомового водомера, производиться не должно.

Существует статистика за периоды, когда управляющая компания уже установила общедомовые расходомеры, однако расчёт в многоквартирном доме производился по нормативам. Данные этой статистики показывают, что в таком случае реальный расход водоресурса был на 10-12% выше, чем предусматривался в нормах водопотребления. Жители домов не стремятся экономить без установления прямой взаимосвязи между потреблением и оплатой. Однако при введении оплаты по счётчикам и с установкой общедомовых, индивидуальных расходомеров, менялся и режим потребления: повышался самоконтроль, устанавливались экономители (http://water-save.com/ ) В итоге общий реальных водорасход по показаниям (по сравнению с предыдущим периодом) снижался на 40-45%.

Ведение документации водоучёта

Для определения объёма (количества) воды, забираемой из систем водоснабжения или водных объектов, применяется Форма 1.2 – журнал водоучёта средствами измерений, которая заполняется ежедневно. Эта же форма в бумажном и электронном виде используется при оборотном и повторно-последовательном водоснабжении.

Во второй графе вносятся данные водоизмерительной аппаратуры:

  • С наличием суммирующего устройства – предыдущие и последующие показания в тыс. куб., а их разница – в четвёртую колонку.
  • С регистрирующим вторичным устройством – порядковый номер диаграммы вторичного прибора. В четвёртую колонку – суточный водорасход в м 3 (после планиметрирования).
  • С показывающим устройством – в числителе проставляются разовые данные, снятые со вторичного прибора, в знаменателе – величина водорасходов в м 3 /час. В четвёртую колонку заносится ежесуточный водорасход, который равен произведению среднечасового расхода и количества часов работы водомера.

Промежуточные итоговые значение сносятся раз в месяц, квартал и год.

На предприятиях (участках), не оснащённых водоизмерительными расходомерами, в порядке исключения применяется Форма 1.6 – журнал учета расхода воды, образец которого расположен ниже:

Ведётся он уполномоченными руководством лицами в бумажном и электроном виде, а достоверность данных – проверяться другим должностным лицом с заверением подтверждающей подписью. Расчёты производятся следующим образом:

  • При водоучёте по удельному расходу электроэнергии. За основу берётся энергия, затраченная на перекачку 1м 3. Показатель графы 3, где вписывается общий электроэнергорасход по периодам, делиться на данные графы 2 с занесением в четвёртую.
  • При водоучёте по времени (количеству часов) работы насосов, а также их производительности, определяемой по данным эксплуатационных характеристик. Здесь с указанием времени включения/ выключения насосов данные снимают с кривой Q = f(H). За основу берётся величина полного напора.
  • При контроле по количеству продукции графа 2 заполняется числом, определяющим количество водоресурса, потраченного на единицу продукции. А суточный объём (вносится в графу 4) определяется произведением граф 2 и 3.

Затраты на водопотребление в офисе организации признаются управленческими расходами. Управленческие расходы на воду в налоговом учете производственной организации отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Услуги по водоснабжению и отведению в офисном здании входят в состав материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Как зарегистрировать счётчик

Перед тем, как поставить на учет счетчики воды, нужно обратиться с заявлением в районную ДЕЗ, ЖЭК или управляющую компанию для проведения монтажных работ. (Нередко компании берут на себя и функции по регистрации расходомеров в государственных учреждениях). На основании пакета документов, ДЕЗ должна оформить Акт о приёме водосчётчика в эксплуатацию.

Для заключения договора потребитель обращается в ЕИРЦ (Единый информационно-расчётный центр). Постановка счетчиков воды на учет производится при наличии следующих документов:

  • договор, заключенный с сервисной организацией, устанавливающей водомер (не обязателен при самостоятельной установке),
  • акт приёма работ,
  • акт ввода в эксплуатацию (3 экземпляра);
  • паспорта на горячий и холодный водосчётчики, где указаны серийный номер, дата производства, межповерочный интервал.

Последующие взаиморасчёты по введению данных ХВС и ГВС можно вести через Интернет-портал госуслуг (например, для Москвы это pgu.mos.ru). Однако для подачи первичных показаний всё равно необходимо разово обратиться в Центр учёта воды (Центры госуслуг), где есть возможность сразу зарегистрировать аккаунт пользователя для последующей передачи данных в «личном кабинете» ресурса.

Правительства РФ № 776, в соответствии с которым вводятся новые правила коммерческого учета воды и сточных вод (далее - Правила). Применение Правил обязательно для лиц, которые участвуют в правоотношениях, связанных с водоснабжением, водоотведением, водоподготовкой и очисткой сточных вод. Действие этих Правил не распространяется на отношения по учету воды, подаваемой в многоквартирные дома и жилые дома, а также сточных вод, принимаемых из таких домов.

В Правилах предусмотрен порядок проектирования, ввода в эксплуатацию, ремонта и эксплуатации узлов учета, установлено, в каких случаях плата за водопользование определяется расчетным методом (т.е. не основывается на показаниях приборов учета).

Принятие данных Правил восполнило пробел в правовом регулировании, поскольку старые правила прекратили действовать 14 августа 2013 г. (с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644). В период с 14 августа по 17 сентября 2013 г. отношения по установке и эксплуатации приборов учета регулировались напрямую ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В ней содержатся общие требования к коммерческому учету воды, однако не уточнены отдельные вопросы такого учета (требования к приборам учета, правила сообщения сведений о показаниях приборов учета и др.).

В соответствии с Правилами обязанность по установке приборов учета возлагается не только на абонентов, но и на организации, осуществляющие транспортировку воды (далее - транзитные организации). Для последних такой обязанности ранее предусмотрено не было. За ее нарушение транзитные организации будут отвечать так же, как и абоненты. Наиболее существенное из возможных последствий нарушения требований по установке приборов учета состоит в том, что для транзитных организаций объем транспортированной воды будет рассчитываться не на основании показаний приборов учета, а расчетным способом.

В Правилах определен срок, в течение которого абонент (транзитная организация) обязан сообщать о показаниях приборов учета в организацию, осуществляющую водоснабжение, водоотведение. Это довольно короткий срок, который равен одним суткам. Сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным, должны передаваться абонентом или транзитной организацией до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным, если иной срок не установлен законодательством РФ. Способ уведомления может быть любым - почтовое отправление, телефонограмма, электронное сообщение, но он должен позволять удостовериться, что водоснабжающая организация получила сообщение.

Раньше стороны договоров водоснабжения и водоотведения имели возможность самостоятельно определять срок снятия показаний приборов учета и передачи их в организацию, осуществляющую водоснабжение (водоотведение).

В Правилах установлены последствия неоднократного нарушения сроков представления сведений о показаниях приборов учета. Если абонент или транзитная организация допустит нарушение сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев, то количество отпущенной таким лицам воды и принятых у них сточных вод будет определяться не по показаниям приборов, а расчетным способом по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

Это крайне невыгодно для абонентов и транзитных организаций, поскольку при таком расчете предполагается, что устройства и сооружения по приему воды работают круглосуточно на полное сечение и скорость движения воды составляет 1,2 метра в секунду. Объем сточной воды в таком случае принимается равным объему, поданному абоненту, с учетом поверхностных сточных вод, если схемой водоснабжения и водоотведения либо договором с абонентом предусмотрен их прием. В соответствии с Правилами количество поданной воды определяется с помощью расчетного способа и в некоторых других ситуациях: при самовольном присоединении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, при неисправности приборов учета, при отсутствии приборов учета. Однако не во всех случаях в рамках расчетного способа количество воды рассчитывается по методу пропускной способности. Правила определяют случаи применения иных методов:

Расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

Гарантированного объема подачи воды;

Суммирования объемов воды.

Однако ни один из вышеперечисленных методов не может дать большее показание, чем метод пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

В старых правилах был предусмотрен только один случай расчета поданной и отведенной воды не в соответствии с приборами учета - если осуществлено самовольное присоединение и самовольное пользование системами водоснабжения и канализации. В таком случае количество поданной воды рассчитывалось по методу учета пропускной способности, а количество принятой воды равнялось количеству переданной.