Какие органы могут быть эмитентами государственных займов. Государственный заем: виды и формы

Государственные займы - форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником.

Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов,

однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут

быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными

и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным

облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не

пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход,

а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.

Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также

купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в

состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

    займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2, 5 млн. долл.;

    возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

    снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса наиболее актуальным является вопрос привлечения денег со стороны.

И если заемщики-физические лица зачастую берут небольшие суммы и на короткие сроки погашения (и, как правило, для реализации личных целей), то государство привлекает средства гораздо в больших объемах и на осуществление глобальных целей.

Понятие

По сути, договор гос. займа – это то же соглашение о займе, которое отличается от обычного договора специальным субъектным составом.

Государственный займ – это кредит или заимствование, при которых РФ выступает в качестве поручителя в отношении иного заемщика, или же берет на себя все долговые обязательства.

Кредиторами РФ могут являться любые лица – как физические, так и юридические. Не исключено привлечение средств не только от российских, но и от иностранных инвесторов. В отдельных случаях, кредитором РФ может выступать другая страна.

Законодательство

Порядок получения и возврата государственных займов ранее регулировал 76-ФЗ от 26.12.1994 года “О государственных внешних заимствованиях…” . Нормативный акт действовал с момента издания и вплоть до конца 1999 года. На настоящее время документ утратил свою юридическую силу.

Сейчас нормативное регулирование правоотношений в этой сфере осуществляется:

  • ГК РФ , в частности, а также Глава 7 (о ценных бумагах и их обороте);

Чем отличается от кредита в банке

Государственный и банковский кредит значительно отличаются между собой.

Основное отличие – в характере обеспечения. При оформлении банковского заимствования обеспечением выступают конкретные материальные ценности – имущество, оборудование, товары. В случае гос. займа залогом выступает имущество, принадлежащее государству.

Если будет объявлен дефолт, арестовано может быть все имущество, даже находящееся за границей. Санкции могут затронуть здания торговых представительств, счета организаций с государственной формой собственности и др. Арест не может быть наложен только на имущество, находящееся в ведении консульств.

Оформление государственного займа

Договор заключается согласно требованиям, установленным в ст. 817 ГК РФ.

Для начала необходимо определиться с участвующими в процессе сторонами. Согласно ч. 1 указанной статьи, в правоотношениях принимают участие:

  • в качестве заемщика – РФ или субъект РФ (в том числе, и муниципальное образование в составе субъекта РФ);
  • в качестве займодателя – гражданин или юрлицо.

Ч. 3 вышеуказанной статьи регламентирует порядок оформления гос. займа. На основании нормативных положений, договор заключается посредством приобретения займодателем (гражданином или юрлицом) пакета гос. облигаций или иных ценных бумаг.

На основании купленных ценных бумаг займодатель имеет право требовать с заемщика (государства, субъекта РФ или муниципального образования) погашения задолженности. Погашение, как правило, происходит вместе с процентами.

После выпуска (эмиссии) ценных бумаг изменение условий договора государственного займа не допускается, о чем гласит ч. 3 ст. 817 ГК РФ.

Разновидность

Гос. займы подразделяются на разновидности – в зависимости от субъекта правоотношений и от валюты производимой операции:

Вид займа Подробности
Внешний Это кредиты, которые предоставляются в валюте, отличной от российских рублей. Кредиторами могут выступать международные финансовые корпорации, юридические и физлица, другие страны
Внутренний Это кредиты, выраженные в национальной российской валюте
Муниципальный Кредиты, заемщиком по которым выступает отдельно взятый субъект РФ или муниципальное образование. Валюта заимствования может быть любой – как российской, так и зарубежной
Сберегательный При данной форме гос. заимствования все полученные от кредитора деньги поступают в бюджет страны-заемщика

Выпуск ценных бумаг

Как правило, гос. займы предоставляются в качестве кредитных продуктов от различных финансовых организаций мировой значимости. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий или поручительств самой страны.

То есть, государство-заемщик выпускает некоторый объем своих ценных бумаг, и далее размещает их на международных финансовых площадках. Участники мирового финансового оборота (международные банки и другие финансовые корпорации) могут эти бумаги купить, тем самым предоставив займ.

Эмиссия государственных ценных бумаг имеет одну важную цель – уравновесить налоговые поступления в бюджет государства. Ведь между доходами и расходами бюджета может возникнуть дисбаланс, который нужно уравнять.

Если говорить о внутренних госзаймах, наиболее надежным методом компенсации нехватки бюджета является эмиссия денег или получение займа в ЦБ РФ.

Что такое эмиссия

Государственные займы также подразделяются на виды по субъектам-эмитентам:

  • ценные бумаги, эмитируемые Правительством РФ;
  • выпускаемые субъектами РФ;
  • выпускаемые органами местной администрации.

Соответственно, в зависимости от эмитента и будет зависеть, в какой бюджет поступят средства – в федеральный, региональный или местный.

Вексель и облигация

Наиболее распространенными типами ценных бумаг при гос. заимствованиях являются вексель и облигация.

В силу , облигация – это ценная бумага, которая свидетельствует о правах ее держателя на истребование от эмитента номинальной цены облигации или прочего вещного эквивалента в предусмотренные сроки.

Помимо расчетной стоимости, держатель может претендовать на получение фиксированного процента от номинала.

Облигации подразделяются на:

  • обезличенные – то есть выпущенные в целях погашения дефицита бюджета, а не для реализации конкретных целей;
  • целевые – эмитированные в целях оказания господдержки конкретной госпрограмме или проекту.

Векселя (альтернативное наименование – казначейские обязательства) – это разновидность ценных бумаг, компенсирующих дефицит госбюджета. Выплаты по ним происходят с начислением процентов и в установленные сроки.

Чаще всего, векселя используют при краткосрочных государственных займах, а облигации – при долгосрочных.

Нерыночный и рыночный

Классификация госзаймов также осуществляется по признаку пользования ценными бумагами:

  • рыночные кредиты;
  • нерыночные.

Рыночные обеспечиваются облигациями, которые подлежат свободному обращению на финансовом рынке. То есть такие ценные бумаги можно продавать, покупать или перепродавать.

Нерыночные кредиты характеризуются запретом свободного обращения векселей или облигаций, что обуславливает отсутствие возможности у держателя ценной бумаги продать долговое обязательство.

С залогом и без залога

Договор госзайма может быть обеспечен залогом или же быть необеспеченным.

Госзаймы с наличием обеспечения – наиболее распространенный тип. В качестве предмета залога может выступать некий доход страны или же имущество, находящееся в государственной собственности.

Беззалоговые кредиты – менее популярная разновидность. Такие займы, как правило, выдаются странам, имеющим достаточный авторитет и финансовую стабильность.

Возврат денежных средств

Некоторые особенности государственного займа в разрезе характера выплаты дохода:

Возврат денежных средств осуществляется в конкретные сроки, установленные договором госзайма, то есть ценной бумагой, выпущенной в качестве обеспечения погашения.

По сроку погашения госзаймы можно классифицировать на нижеследующие виды:

  • краткосрочные (предельный срок для погашения – 12 месяцев);
  • среднесрочные (до 60 месяцев);
  • долгосрочные (верхняя временная граница не установлена).

Управление гос долгом

Управление гос. долгом – это процедура проведения комплексных совместных мероприятий Центробанка и государства, направленная на погашение полученных займов, а также на организацию процесса выплаты доходов по имеющимся обязательствам.

В процедуру управления гос. долгом входят следующие мероприятия:

  • осуществление отчислений кредиторам;
  • платежи по внутренним и внешним заимствованиям;
  • корректировка условий кредитов;
  • выдача гарантий или предоставление поручительства;
  • разработка порядка размещения новых госзаймов.

От того, насколько правильным и взвешенным окажется принятое решение в процессе управления гос. долгом, и будет зависеть эффективность проводимых мероприятий.

Взвешенное решение основывается на:

  • анализе размера долговых обязательств;
  • структурировании задолженности;
  • объективной оценке долговых обязательств и текущего экономического положения в стране.

Ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита : внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов , в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования , определения уровня и . и государственный кредит — следствие . При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает , и привлечением заемных ресурсов от , данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения .

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул в .

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту , то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний до лг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:
  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Виды государственных кредитов и займов

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости государство привлекает , а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется .

Условиями кредитного договора непременно являются:
  • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
  • обеспеченность кредита;
  • размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление . Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются . Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет .

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

Внутренний госкредит представлен следующими формами :

  • госзаймы путем эмиссии ;
  • кредиты центрального банка;
  • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам :

  • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;
  • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
  • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
  • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
  • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
  • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
  • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынкарынок государственных ценных бумаг . Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

  • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
  • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации );
  • держатель: предъявительские и именные;
  • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
  • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
  • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные бумаги , эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, государственные заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия каких-либо расходов (например, военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии государственных облигаций и других долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или других материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.

По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние государственные займы. Номинал ценных бумаг внешних государственных займов устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних государственных займов, как правило, номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках. Многие государства устанавливают различные ограничения для покупки нерезидентами внутренних долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.

Держатели облигаций государственных займов получают свой доход в основном в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отдельным периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные государственные займы, когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) государственные займы, погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые государственные займы предусматривают смешанную форму выплаты дохода, например, процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.

Ценные бумаги государственных займов бывают неиндексируемыми и индексируемыми (то есть предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или другого показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также государственные займы, погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.

По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных - в виде записей на электронных счетах.

По свободе обращения на рынке государственные займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов - центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, государственных и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), других крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.

Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем другим государственным займам такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутренние ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.

Государственные займы в основном стали использоваться с конца 17- начала 18 века. До начала 20 века объём государственных займов всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов государственных займов произошёл во 2-й половине 20 века в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией международных потоков капитала. К концу 20 века вложения в государственные долговые облигации в национальной и иностранной валюте превысили 60 триллионов долларов, что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения государственных займов (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т.п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-е годы ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как основным местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на других континентах. В отличие от традиционных международных облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации - наиболее динамичный сегмент внешних государственных займов.

Государственные займы - основная форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в основном прибегают к внутренним государственным займам. В начале 2003 года у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутренним ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.

Государственные займы в России. Государственные займы были основной формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний государственный заём был осуществлён в 1769 году императрицей Екатериной II, первый внутренний государственный заём - в 1809 при императоре Александре I. Между 1769 и 1914 российское правительство заняло за границей и внутри России около 15 миллиардов рублей; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей российской задолженности приходилось на займы периода 1887-1902, займы до 1887 составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие - немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний государственный заём был выпущен Временным правительством в марте 1917 - «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, то есть должен был погашаться в 1971 году. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Государственные займы были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной национальной валюты.

После отказа правительства В. И. Ленина в январе 1918 года платить по царским долгам, советское государство как суверенный заёмщик на несколько десятилетий оказалось отрезанным от международных рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в том числе долгов царской России, а также присвоения России в октябре - ноябре 1996 сразу тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных международных валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европейских рынках. Осуществлённый Россией в ноябре 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним государственным займом в новейшей российской истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988-1990 СССР на общую сумму 1,6 миллиарда долларов, формально не были государственными займами, так как их официальным эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).

Отсутствие внешних государственных займов СССР компенсировал внутренними государственными займами. Первые займы начались в 1922 году, и они были добровольными. В основном это были краткосрочные натуральные займы - 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, например, целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это так называемые добровольно-принудительные займы, которые в дальнейшем стали основной формой заимствования средств населения. К концу 1929 года эти займы составляли уже более трети остатка государственного долга, тогда как доля рыночных займов - всего 12% (в 1926 - более 40%). А четвёртый выпуск займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 миллионов подписчиков (в 1927 было только 6 миллионов подписчиков на госзаймы). Кроме принудительной подписки имели место многочисленные конверсии государственных займов (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, то есть являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние государственные займы во время Великой Отечественной войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых военных расходов. Размещение государственных займов было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в конце 1950-х годов, заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудительных займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше - с 1974. В последующем государственные займы размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В конце 1980-х годов была предпринята попытка увеличить государственные займы. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.

В 1990-е годы происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних государственных займов. Объём внутренних займов в виде ГКО (Государственных казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 года примерно 430 миллиардов рублей, или около 70 миллиардов долларов по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих государственных займов, в августе 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО - ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних государственных займов был восстановлен уже через 2-3 года. В начале 2000-х годов на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутренних долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.

Лит.: Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999; Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002; Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003; Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений займы делятся на раз­мещаемые центральными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основ­ными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государ­ством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государствен­ные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) в зависимости от срока привлечения средств государствен­ные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускают­ся местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все иму­щество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязатель­ства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочи­тают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткос­рочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;


7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязатель­ствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.

Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процен­тной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.

Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачи­ваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Од­нако такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы;

8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного пога­шения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств ста­новится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Различают два варианта погашения задолженности: единовре­менно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:

O заем гасится равными частями в течение определенного срока;

O возрастающими долями;

O снижающимися долями.