Рейтинг социально экономического положения субъектов рф. «РИА Рейтинг» показал социально-экономическое положение регионов

Экономическая ситуация в России в 2016 году характеризовалась тенденцией к стабилизации. Падение нефтяных цен прекратилось, и почти все двенадцать месяцев наблюдалось их поступательное повышение. Промышленное производство также постепенно вышло на положительную динамику, был достигнут рекордный результат в сельском хозяйстве, потребительская инфляция также оказалась самой низкой за весь постсоветский период. Промышленное производство по итогам 2016 года выросло в 65 регионах РФ, и по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 15, что, безусловно, можно расценивать как позитивную тенденцию. Позитивная динамика наметилась и в бюджетной сфере. Суммарные доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам 2016 года выросли на 6,6% при росте налоговых и неналоговых доходов на 8,7%. Суммарный дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 12,6 миллиардов рублей, что в 13,6 раз меньше чем в 2015 году. На этом фоне наблюдалось снижение долговой нагрузки субъектов РФ.

Согласно результатам рейтинга в 2016 году 33 региона улучшили свои позиции, 12 регионов остались на прежних местах, а 40 - сдали позиции. Позитивную динамику показали преимущественно субъекты РФ, в которых хорошо развит ОПК, АПК, а также регионы Северного Кавказа. Пять из семи регионов СКФО показали положительную динамику в рейтинге, что, вероятно, связано с позитивным эффектом от реализации госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.

В 2016 году лидеры и аутсайдеры рейтинга социально-экономического положения регионов РФ в основном сохранили свои позиции. Первые места по-прежнему занимают Москва и Санкт-Петербург. За ними следуют Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Московская область и Республика Татарстан. Прочная фундаментальная экономическая база позволяет данным регионам удерживать высокие места по большинству показателей, которые входят в расчет рейтинга. Состав первой пятерки остается неизменным несколько лет подряд.

В первой двадцатке рейтинга, на которую приходится две трети суммарного валового регионального продукта всех регионов РФ, также не произошло существенных изменений. Ее состав покинула Липецкая область, которая опустилась на 2 позиции, и в рейтинге по итогам 2016 года занимает 22-е место. Вошла в первую двадцатку рейтинга Ростовская область, поднявшись с 24-го на 18-е место.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также:

Входящее в медиагруппу МИА «Россия Сегодня», подготовило очередной, пятый по счету, рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Рейтинг, построенный на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития за 2014 год, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая в силу влияния различных факторов весьма неравномерна.

В лидерах и аутсайдерах без существенных перемен

Ведущие позиции в рейтинге сохраняют Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Московская область и Республика Татарстан. Прочная фундаментальная экономическая база позволяет данным регионам удерживать высокие места по большинству показателей, которые входят в расчет рейтинга. В первую десятку регионов также входят: Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Сахалинская область, Самарская область и Республика Башкортостан. Если сравнивать группу лидеров рейтинга по итогам 2013 и 2014 годов, то нужно отметить Сахалинскую область, которая за год поднялась на шесть позиций с 14-го на 8-е место, и Самарскую область, которая потеряла три строчки, и по итогам 2014 года занимает 9-е место. Основными факторами, повлиявшими на итоговую позицию Самарской области, стали сокращение доли прибыльных предприятий, увеличение дефицита консолидированного бюджета. В немалой степени снижение позиций Самарской области произошло из-за ухудшения ситуации в автомобилестроительном секторе.

Замыкающая рейтинг десятка регионов существенно не изменилась: Республика Тыва, Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея и Чеченская Республика. В 2014 году в последнюю десятку вошла Республика Адыгея, а покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, благодаря существенному росту добычи золота в регионе. Внутри десятки также произошли некоторые изменения. Среди позитивных перемен можно отметить улучшение позиций Республики Ингушетия, которая поднялась на три строчки вверх и заняла 79-е место в итоговом рейтинге. По одной позиции прибавили Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания и Республика Алтай. По две строчки потеряли Республика Адыгея, Республика Калмыкия и Еврейская автономная область, на три места опустилась Карачаево-Черкесская Республика.

Таким образом, в 2014 году существенных изменений среди основных лидеров и аутсайдеров рейтинга не произошло, но в его середине позиции некоторых регионов заметно изменились. При этом по мнению аналитиков РИА Рейтинг , экономическая ситуация в целом по России усложнилась в 2014 году. Темпы роста ВВП замедлились, произошло снижение инвестиций в основной капитал, инфляция значительно превысила плановые показатели. Однако, учитывая тот факт, что обвальное падение биржевой цены нефти и ослабление рубля произошло в конце года, на результатах рейтинга это отразилось в меньшей степени, чем можно было бы предположить. По всей видимости, более заметные передвижки в рейтинге можно ожидать по итогам 2015 года, так как в новых условиях экономический потенциал различных регионов неодинаков.

Лидеры роста

Лидерами по росту позиций в рейтинге стали сразу три региона. На восемь позиций улучшили свое положение Республика Саха (Якутия), поднявшаяся с 28-го на 20-е место, Рязанская область (с 46-го на 38-е место) и Тамбовская область (с 50-го на 42-е место). Еще три региона улучшили свои позиции на шесть строчек. Это Сахалинская область (поднялась с 14-го до на 8-го места), Тульская область (с 29-го места на 23-е) и Пензенская область (с 55-го места на 49-е).

Позиции Республики Саха (Якутии) укрепились благодаря качественному улучшению практически всех показателей, учитывавшихся при расчете рейтинга. Позитивная динамика региона отмечается во всех четырех группах рассматриваемых критериев. В частности, в республике на 15% увеличился объем производства товаров и услуг в абсолютных ценах, объем доходов консолидированного бюджета вырос на 12%, а задолженность по налогам и дефицит консолидированного бюджета сократились. Отметим, что в прошлом году добыча золота в регионе выросла более чем на 5%.

Успехи Рязанской области связаны с улучшением социальных и бюджетных показателей. Так в 2014 году в области снизилась младенческая смертность, выросла ожидаемая продолжительность жизни и увеличились доходы населения. В бюджетной сфере сократился дефицит консолидированного бюджета.

Положение Тамбовской области в общем рейтинге улучшилось благодаря существенному сокращению дефицита консолидированного бюджета, росту на 17% в абсолютных ценах объема производства товаров и услуг, а также приросту объема инвестиций в основной капитал на одного жителя (+16%). Также увеличилась доля прибыльных предприятий до 78.2%.

Сахалинская область вошла в первую десятку лидеров рейтинга благодаря улучшению экономических показателей. По оценкам регионального правительства, в 2014 году ВРП вырос на 3.6% к уровню 2013 года и индекс промышленного производства составил 105.5% (в среднем по России 101.7%). Область стала одним из лидеров по приросту добычи нефти в России, при том, что нефтегазовый сектор является основным источником доходов бюджета региона. По многим показателям, входящим в расчет рейтинга, регион входит в десятку лучших. По итогам 2014 года область стала лидером по росту доходов консолидированного бюджета на одного жителя и по отношению профицита консолидированного бюджета к собственным доходам. Сахалинская область - один из немногих регионов, сокративших долговую нагрузку.

Положительная динамика Тульской области связана с ростом на 22% объема производства товаров и услуг в абсолютных ценах в расчете на одного жителя, увеличением доли прибыльных предприятий, сокращением задолженности по налогам и сборам. Кроме того, выросли доходы консолидированного бюджета.

Улучшение позиций Пензенской области в большей степени связано с положительной динамикой показателей бюджетной сферы. Сокращение дефицита консолидированного бюджета и задолженности по налогам позволило региону продвинуться вверх по рейтингу.

Лидеры снижения

Наиболее ощутимо снизились позиции двух регионов - Астраханской и Амурской области, которые потеряли по восемь мест. На семь мест опустилась Удмуртская Республика, на шесть - Мурманская область и три региона (Архангельская область, Ростовская область и Республика Бурятия) потеряли по пять позиций.

Позиции Амурской области, согласно расчетам РИА Рейтинг, ухудшились вследствие снижения бюджетных и экономических показателей. В 2014 году почти на треть снизились доходы консолидированного бюджета, а также увеличились дефицит консолидированного бюджета и долговая нагрузка. Больше чем на треть сократились инвестиции в основной капитал по сравнению с итогами 2013 года.

Снижение позиций Астраханской области связано с ухудшением многих макроэкономических показателей. Основными причинами стало существенное наращивание долговой нагрузки и увеличение дефицита консолидированного бюджета. В 2014 году было принято решение Правительства РФ о создании в Астраханской области особой экономической зоны, что должно дать толчок в развитии регионального производственного кластера.

Удмуртская Республика также теряет позиции в итоговом рейтинге, даже несмотря на то, что объем производства товаров и услуг в 2014 году вырос в абсолютных ценах на 14%, объем консолидированного бюджета увеличился на 5%, а объем инвестиций в основной капитал - на 25% по сравнению с прошлым годом. Основными причинами снижения в рейтинге стало сокращение доли прибыльных предприятий, увеличение госдолга по отношению к собственным доходам бюджета и рост дефицита консолидированного бюджета.

Основными факторами снижения позиций Архангельской области стали сокращение на треть объема производства товаров и услуг, снижение на 17% инвестиций в основной капитал на одного жителя, рост дефицита бюджета и уровня безработицы.

В Ростовской области увеличилась задолженность по налогам, вырос дефицит консолидированного бюджета, а также сократилась доля прибыльных предприятий, что сказалось на положении региона в общем рейтинге.

Республика Бурятия потеряла пять позиций в итоговом рейтинге из-за снижения объема инвестиций в основной капитал, роста задолженности по налогам и дефицита консолидированного бюджета.

Рейтинг социально-экономического положения регионов рассчитывался на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов за 2014 год, данные по которым доступны на официальных Интернет-ресурсах Росстата, Минфина РФ, Федерального казначейства. Всего для построения рейтинга использовалось 15 количественных показателей. В рейтинге не использовались экспертные оценки

Методика оставления рейтинга по сравнению с предыдущим годом была несколько скорректирована (число учитываемых при расчете показателей снижено с 16 до 15 (в текущей версии рейтинга не использовался показатель «объем иностранных инвестиций на душу населения», в связи с отсутствием сопоставимых официальных данных по итогам 2014 года)), что не привело к значимому изменению результатов. Тем не менее, для более точной оценки динамки развития регионов сравнение их позиций по итогам 2014 и 2013 годов приведено по сопоставимой методике.

В рейтинг вошли 83 субъекта РФ. При расчете рейтинга показатели Архангельской области использовались без учета данных Ненецкого автономного округа, а показатели Тюменской области без учета данных Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В рейтинг не включены Республика Крым и г. Севастополь, вошедшие в состав РФ в 2014 году, ввиду отсутствия в открытом доступе необходимых данных для расчета рейтинга.

Введение

На сегодняшний день Шпаковский район является одним из ключевых районов Ставропольского края. Это связано не только с тем, что он вплотную прилегает к административному центру - Ставрополю, но еще и с тем, что за последние пять - восемь лет население района значительно увеличивается за счет людей прибывающих из восточных и южных районов Ставропольского края (находящихся на границах с национальными республиками).

На мой взгляд, данная тема является очень актуальной, ведь сейчас Шпаковский район по своей значимости, по количеству населения и другим показателям можно сравнить только с Минераловодским районом Ставропольского края. Чтобы знать достоверную информацию о районе, необходимо исследовать его социально - экономическое положение, ведь только благодаря совокупности характеристик, которые обобщенно называют "социально - экономическое положение" мы и можем сравнивать различные районы и регионы.

Цель данного курсового проекта - охарактеризовать социально-экономического положение Шпаковского муниципального района не только с экономической стороны, но и со стороны туристской деятельности, а также предложить проект по реализации туристского потенциала Шпаковского района.

Для реализации поставленной цели, нам необходимо решить несколько важных задач:

1. Дать определение понятия "социально-экономическое положение"; на примере нескольких регионов России.

2. Охарактеризовать социально-экономического положение всего Ставропольского края;

3. Охарактеризовать социально-экономическое положение Шпаковского района;

4. Разработать проект реализации туризма в Шпаковском районе.

Таким образом можно сказать, что весь смысл данного курсового проекта заключается в том, чтобы разработать свой туристский проект на основе исследования социально-экономического положения Шпаковского района.

Социально-экономическое положение

Социально-экономическое положение регионов России

Российская Федерация от других стран отличается высокой неравномерностью экономического развития в территориальном разрезе. Этой неравномерности во многом способствует обеспеченность природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами различного характера. Если экспортная ориентированность региона, добывающего нефть и газ, задана географически, то промышленная ориентированность во многом определилась особенностями развития страны в период индустриализации 30-х годов прошлого века.

В то же время, о степени развития того или иного региона нельзя судить только по его географическому положению, наличию запасов ресурсов. Наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывает региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Несмотря на то, что в ряде регионов влияние этого фактора не особо ощутимо, во всяком случае, в обозримой перспективе, есть примеры того, как благодаря действиям губернатора и администрации регион из депрессивного превращался в привлекательный и демонстрировал высокие экономические показатели. Для обеспечения экономического развития региона важно, насколько эффективно в регионе используются природные, географические или исторические преимущества. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов России.

Социально-экономическое положение региона - это совокупность экономических и иных показателей региона, а так же наличие исторических, географических, ресурсных и промышленных преимуществ, обуславливающих развитие данного региона.

Рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, построенный экспертами Рейтингового агентства "РИА Рейтинг" на основе ключевых показателей регионального развития, позволяет дать ответ на вопрос о позиции того или иного региона на экономической карте России.

Первая пятерка регионов рейтинга осталась такой же, как и по итогам 2011 года: Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Московская область. Такое положение не вызывает удивления. Данные пять регионов по определению являются самыми богатыми в стране, и это во многом определяет их социально-экономическое и географическое положение. Одни - в силу своего столичного статуса, другие - по причине нефтяного и газового богатства.

Вместе с тем в пределах второй пятерки рейтинга регионов можно отметить некоторые заметные изменения. В частности, на несколько позиций в рейтинге опустился Ямало - Ненецкий АО. Причем ухудшение его позиций в рейтинге происходит второй год подряд. Надо полагать, что одна из причин этого - ситуация на мировом рынке нефти и газа. Конкуренция на Европейском рынке растет, цены падают, России приходится сокращать экспорт, что отрицательно сказывается на экономике главной газовой провинции страны - ЯНАО.

Еще сильнее в рейтинге опустился Красноярский край, за два последних года его положение снизилось на семь пунктов (с 7 на 14 место). Ухудшение позиций края в 2012 году можно объяснить только неблагоприятной ситуацией на мировом рынке цветных металлов. Никель за год подешевел на 23.3%, алюминий - на 15.7%, медь - на 9.9%. Ведущее предприятие

Таким образом, можно сделать первый вывод - ухудшение конъюнктуры на некоторых рынках сырьевых товаров отразилось на позициях в рейтинге отдельных регионов страны. Для иллюстрации этого вывода можно привести еще один пример - Кемеровскую область, которая опустилась в рейтинге с 17-го на 26-е место. Добыча угля в регионе выросла на 5%, но его цена на мировых рынках за год сократилась почти на 20%, что негативно сказалось на позициях ведущего российского угледобывающего региона.

Некоторые регионы, напротив, заметно улучшили свои показатели в рейтинге. В частности, существенно за последний год поднялась в рейтинге Самарская область за счет автомобилестроения. АВТОВАЗ, перейдя под контроль французского РЕНО, фактически сменил всю линейку производства, улучшил свои финансовые показатели. Постепенно активизируют деятельность и другие машиностроительные предприятия. Кроме того, в области продолжает развиваться нефтехимическое производство, проводится модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Существенно улучшила свои позиции в рейтинге не обладающая минерально-сырьевыми богатствами Воронежская область. Этот регион стал рекордсменом по показателям темпа роста промышленного производства. По сравнению с 2011 годом промышленное производство Воронежской области возросло почти на 30%.

Большой прогресс в рейтинге показала Ростовская область, поднявшись за год с 21-й на 15-ю позицию. Здесь положительную роль сыграли улучшение бюджетных показателей области (снижение госдолга, рост доли собственных доходов бюджета), снижение уровня безработицы, повышение уровня доходов населения.

В нижней части рейтинга изменений практически нет. Здесь, как и годом ранее, присутствуют практически все национальные республики, входящие в состав России. Правда, небольшие изменения все - таки произошли. На 3 позиции в рейтинге поднялась Республика Северная Осетия-Алания, на 2 позиции - Республика Калмыкия. В целом сложное экономическое положение регионов, замыкающих рейтинг, является застарелой проблемой российской экономики, которая до сих пор не решена.

Денежные потоки и развитая индустрия - залог успеха для многих регионов страны.

В зависимости от экономической ориентации региона, во многом определяемой историческими и географическими факторами, для целей настоящего исследования были выделены следующие классы регионов: финансово-экономические центры; аграрно-промышленные регионы; промышленные регионы; экспортно-ориентированные регионы.

Финансово-экономические центры заняли лидирующие места в данном рейтинге.

Большинство экспортно-ориентированных регионов точно также занимают высокие позиции в рейтинге. В первую двадцатку рейтинга вошли пять из семи объединенных в данную группу субъектов РФ. Это свидетельствует о том, что в экономике РФ значительных структурных изменений пока не произошло, и по-прежнему сохраняется высокая сырьевая зависимость.

Большая часть аграрно-промышленных регионов, как и ранее, заполнила нижние строчки данного рейтинга. Средний балл этой группы более чем в 2 раза ниже, чем у группы "финансово-экономические центры", и в 1.8 раза ниже, чем в группе "экспортно-ориентированные регионы". Можно было бы, конечно, сослаться на засуху 2012 года, которая подпортила статистику сельского хозяйства, но и в более благополучном 2011 году позиции аграрно-промышленных регионов выглядели не лучшим образом.

Таким образом, высокая доля аграрного сектора не обеспечивает регионам хороших социально-экономических показателей. Только один регион, отнесенный в аграрно-промышленную группу, вошел в двадцатку рейтинга (Краснодарский край). Однако в этом регионе наряду с аграрным сектором хорошо развита промышленность и отрасль туризма.

В свою очередь, практически весь блок промышленных регионов сформировал сердцевину рейтинга. Такое распределение довольно хорошо отражает структуру современной российской экономики, на формировании которой существенно отразились процессы индустриализации 30-х годов прошлого века.

Рейтинг социально-экономического положения регионов рассчитывался на основе агрегирования разных групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы региона. Каждая группа в свою очередь включает ряд количественных индикаторов, данные по которым доступны на официальных Интернет-ресурсах Росстата и Минфина. Всего для построения рейтинга использовалось шестнадцать показателей.

Наряду с функцией иллюстрации текущей ситуации в регионах и возможностью использования в качестве базы для оценки инвестиционной привлекательности, этот рейтинг может стать ориентиром для выявления тех или иных проблем, от решения которых зависит дальнейший путь развития того или иного субъекта Российской Федерации.

На протяжении месяца осуществляется мониторинг главных региональных событий. Авторитетные эксперты, которые являются ведущими специалистами в регионолистике, оценивают их с точки зрения влияния на развитие региона.

В конце месяца проводится итоговый опрос: каждое событие, которое потенциально может повлиять на развитие региона, получает оценку у каждого эксперта от -5 (крайне негативное влияние на развитие) до +5 (крайне позитивное влияние на развитие), 0 -- если событие не влияет на событие. Если эксперт не может оценить влияние события на развитие региона, он не участвует в его оценке.

Затем оценки экспертов по каждому событию усредняются, итоговая оценка определяет движение регионов в рейтинге.

Если средняя оценка данного события от 4 до 5, то регион повышается в рейтинге на три места; если его оценка от 3 до 3.99, то его место повышается на две позиции; от 2 до 2.99 -- повышается на одну позицию. Если средняя оценка данного события от -- 4 до -- 5, то регион понижается в рейтинге на три места; если его оценка от?3 до?3.99, то его место понижается на две позиции; от -- 2 до?2.99 -- понижается на одну позицию.

Порядок передвижения регионов: вначале повышаются места тех регионов, в которых произошли события, имеющие положительный эффект. Движение осуществляется следующим образом: сначала передвигаются регионы, которые должны быть повышены на три места в рейтинге, затем -- на два места, затем -- на одно. Затем изменяются места регионов, в которых произошли события, имеющие отрицательный эффект: сначала передвигаются регионы, которые должны быть понижены на три места, затем -- на два места, затем -- на одно.

Стартовые позиции каждого региона в РРР определяются на основе 15 статистических показателей, которые с нашей точки зрения наиболее полно характеризуют уровень развития региона. Данные показатели относятся к трем аспектам развития: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура.

На первом шаге регионам присваивается место по каждому из 15 статистических показателей. Первое место занимает регион с наилучшим значением показателя, последнее -- с наихудшим. Далее места суммируются по всем 15 показателям. Итоговое место региона определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге. Если два или более регионов получают одинаковую сумму мест, то они вновь ранжируются согласно развитию экономики: тот из них, который получил более высокое место по развитию экономики получает более высокое место.

В данном рейтинге рассчитаны частные рейтинги развития региона по отдельным сферам, определяющим развития: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура. Методика их построения сходна с методикой построения стартового рейтинга развития регионов.

Статистические показатели, включенные в стартовый рейтинг развития

Социальная сфера

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении: наиболее вероятный возраст, до которого доживет родившийся в данном году в данном регионе ребенок. Источник данных -- Росстат.

Коэффициент младенческой смертности: число смертей среди детей в возрасте до года на 1000 родившихся. Источник данных -- Росстат.

Заболеваемость населения: число больных с впервые в жизни установленным диагнозом, выявленных в течение года при обращении в лечебно-профилактическое учреждение или при профилактическом осмотре. Рассчитывается за год на 1000 человек населения. Источник данных -- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Уровень преступности: число убийств и покушений на убийство на 1000 жителей. Источник данных Росстат.

Миграционное сальдо: разница между числом прибывших в регион человек и числом выбывших граждан из региона. Характеризует привлекательность региона для граждан страны. Источник данных -- Росстат.

Развитие экономики

Валовой региональный продукт на душу населения: характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. Источник данных -- Росстат.

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения: определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных -- Росстат.

Рост энергопотребления в регионе за п...

Места показателей развития социальной сферы

Места показателей развития экономики

Места показателей развития инфраструктуры

Место ОПЖ

мес-то МС

место ВРП/Д

место ИОК/Д

место ЗЗП

место Д/Д

место РТУ/Д

место ТРС

место ДУС

место ОСЭИ

г. Санкт-Петербург

Калининградская область

Ленинградская область

Вологодская область

Республика Коми

Мурманская область

Новгородская область

Республика Карелия

Архангельская область

Псковская область

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ): наиболее вероятный возраст, до которого доживет родившийся в данном году в данном регионе ребенок. Источник данных -- Росстат.

Коэффициент младенческой смертности (МС): число смертей среди детей в возрасте до года на 1000 родившихся. Источник данных -- Росстат.

Заболеваемость населения (З): число больных с впервые в жизни установленным диагнозом, выявленных в течение года при обращении в лечебно-профилактическое учреждение или при профилактическом осмотре. Рассчитывается за год на 1000 человек населения. Источник данных -- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Уровень преступности (П): число убийств и покушений на убийство на 1000 жителей. Источник данных Росстат.

Миграционное сальдо (М): разница между числом прибывших в регион человек и числом выбывших граждан из региона. Характеризует привлекательность региона для граждан страны. Источник данных -- Росстат.

На первом шаге регионы проранжированы по каждому из 5 показателей развития социальной сферы. Первое место присваивается региону с наилучшим значением показателя, последнее -- с наихудшим. Далее вычисляется сумма мест по 5 показателям. Итоговое место региона по развитию социальной сферы определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге. Важно отметить, что чем меньше показатели младенческой смертности, заболеваемости и преступности и чем выше ожидаемая продолжительность жизни и миграционное сальдо, тем выше место региона по данным показателям.

Место по ОПЖ

Место по МС

Место по З

Место по П

Место по М

Сумма мест по отдельным показателям

Место региона по развитию социальной сферы

г. Санкт-Петербург

Калининградская область

Ленинградская область

Новгородская область

Вологодская область

Мурманская область

Псковская область

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Валовой региональный продукт на душу населения (ВРП/Д): характеризует произведенный на территории региона суммарный объем товаров и услуг, приходящийся на одного жителя региона. Источник данных -- Росстат.

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (ОИК/Д): определяет будущий потенциал развития экономики. Источник данных -- Росстат.

Рост энергопотребления в регионе (РЭ) Рост энергопотребления свидетельствует о развитии энергоемкой промышленности в регионе или о повышении благосостояния граждан -- чем богаче население, тем больше оно может себе позволить предметов бытовой техники, работающих на электричестве. Источник данных -- РАО «ЕЭС».

Объем долгов по заработной плате (ЗЗП) Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных -- Росстат.

Номинальные денежные доходы в расчете на душу населения (Д/Д) Показатель скорректирован на прожиточный минимум в регионе. Источник данных -- Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

Оборот розничной торговли и суммарный объем оказанных платных услуг на душу населения (РТУ). Источник данных -- Росстат.

На первом шаге регионы проранжированы по каждому из 6 показателей развития экономики. Первое место присваивается региону с наибольшим значением показателя, последнее -- с наименьшим. Далее вычисляется сумма мест по 6 показателям. Итоговое место региона по развитию экономики определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге.

Место по ВРП/Д

Место по ОИК/Д

Место по РЭ

Место по ЗЗП

Место по Д/Д

Место по РТУ

Сумма мест по отдельным показателям

Место региона по развитию экономики

г. Санкт-Петербург

Республика Коми

Ленинградская область

Калининградская область

Мурманская область

Архангельская область

Вологодская область

Республика Карелия

Новгородская область

Псковская область

Средний темп роста строительства в регионе (ТРС). Источник данных -- Росстат.

Доходы от предоставления услуг связи (ДУС). Показатель представляет собой доходы всех операторов связи, полученные за объем реализованных потребителям услуг почтовой и электросвязи. Рассчитывается на душу населения. Источник данных -- Росстат.

Густота автомобильных дорог: длина автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории региона (АД). Характеризует степень освоенности территории региона, на которую могут повлиять региональные власти. Источник данных -- Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.

Обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры -- рассчитывается на основе трех показателей (ОСЭИ):

Кол-во спортивных площадок и залов на 1000 человек населения.

Кол-во детских садов и школ на 1000 человек населения.

Количество студентов, обучающихся в государственных ВУЗах на 1000 человек населения.

На первом шаге регионы проранжированы по каждому из 4 показателей уровня открытости региона. Первое место присваивается региону с наилучшим значением показателя, последнее -- с наихудшим. Далее вычисляется сумма мест по 4 показателям. Итоговое место региона по уровню открытости региона определяется согласно сумме мест региона по каждому показателю: чем меньше сумма мест, тем выше место региона в стартовом рейтинге.

Место по ТРС

Место по АД

Место по ОСЭИ

Сумма мест по отдельным показателям

Место региона по уровню социальной и экономической инфраструктуры

г. Санкт-Петербург

Калининградская область

Республика Коми

Вологодская область

Псковская область

Архангельская область

Ленинградская область

Новгородская область

Республика Карелия

Мурманская область

В ходе разработки стратегии на этапах диагностики и целеполагания очень важно понимать позицию объекта стратегирования относительно конкурентов и иметь возможность ставить цели в терминах удержания или усиления своих позиций. Для этого необходимы регулярные рейтинги.
Один из таких рейтингов - RCI, будет постоянно обновляться партнером РЦСП компанией AV Group.

Кроме того, на этой странице сайта будут размещаться и другие рейтинги, ведущиеся государственными и независимыми организациями. Включая и эпизодические, сделанные отдельным исследователями и опубликованными в научной литературе.

Подробнее в заметках заместителя директора РЦСП А.Р. Батчаева:

  • Как использовать рейтинги в планировании
  1. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России (разработчик - рейтинговое агентство «Эксперт РА»).
  2. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  3. Рейтинг российских регионов по качеству жизни (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  4. Рейтинг кредитоспособности регионов РФ (разработчик - рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»).
  5. Рейтинг инновационных регионов России (разработчик - Ассоциация инновационных регионов России).
  6. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  7. Рейтинг готовности регионов к будущему (разработчик - Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).
  8. Рейтинг энергоэффективности субъектов РФ (разработчик - Минэнерго России совместно с информационной группой «Интерфакс»).
  9. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (разработчик - Агентство стратегических инициатив).
  10. Национальный туристический рейтинг (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России»).
  11. Национальный рейтинг губернаторов (разработчик - Центр информационных коммуникаций «Рейтинг»).
  12. Экологический рейтинг регионов России (разработчик - Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»).
  13. Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ (разработчики - Агентство политических и экономических коммуникаций и Лаборатория политических исследований НИУ ВШЭ).
  14. Рейтинг регионов России по уровню развития игровых видов спорта (разработчики - Фонд «Петербургская политика» и спортивное издание «Спорт-Экспресс»).
  15. Рейтинг (ранжирование) регионов по доле населения, обеспеченного питьевой водой отвечающей требованиям безопасности (разработчик - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Роспотребнадзор).
  16. Рейтинг регионов РФ по экологической и энергетической эффективности бизнеса (разработчик - Эколого-энергетическое рейтинговое агентство «Интерфакс-ЭРА»).
  17. Индекс конкурентоспособности регионов AV RCI - полюса роста России (разработчик - консалтинговая компания АВ Груп (AV Group).
  18. Рейтинг регионов по индексу социально-экономической и политической напряженности (разработчик - Комитет гражданских инициатив).
  19. Рейтинг инвестиционной привлекательности индустриальных парков и особых экономических зон (разработчик - Аналитический центр «Эксперт»).

    Ранжирование городов на основе «рангового вектора динамики» в период 2002-2011 гг.
    Ранжирование является результатом научного исследования, проведенного профессором Б.С. Жихаревичем и доцентом О.В. Русецкой (МЦСЭИ «Леонтьевский центр»). В ходе исследования были оценены колебания в динамке социально-экономического развития 120 крупных российских городов (в т.ч. 77 административных центров регионов). Использовались 9 показателей, рост значений которых можно однозначно трактовать в качестве свидетельства положительного развития города. Ранговый вектор динамики представляет собой последовательность из девяти цифр, соответствующих номеру ранговой группы, в которую входил город в каждый из рассматриваемых периодов (2003-2011 гг.). Выделены следующие типы траекторий движения городов: стабильно опережающие; стабильно отстающие; ускорявшие развитие; замедлявшие развитие; колеблющиеся (с разнонаправленной динамикой).

    Рейтинг устойчивого развития городов России 2014
    Рейтинг подготовлен рейтинговым агентством SGM, опубликован в 2015 г. Составлен в соответствии с принципами устойчивого развития территории. Охватывает 173 города России, с численность населения свыше 100 тыс. человек. В качестве методологической основы использовалась концепция триединого итога, в которой учитываются экономические результаты, социальная и экологическая составляющие. Для подготовки рейтинга на основе 32-х показателей (открытые данные муниципальной статистики, которые публикуются Росстатом) рассчитывался индекс устойчивого развития городов. Среди методических подходов к расчету рейтинга, можно отметить применение весовых поправочных коэффициентов (определяются методом экспертных оценок) и линейного масштабирования (определения положения города среди других городов с присвоением частного индекса от 0 до 1).