Свастика в российской империи. Свастика в период "временного" правительства и времён гражданской войны

Всем профессиональным коллекционерам известно, что в первые годы советского правления печатались некоторые банкноты, имевшие в составе своего художественного орнамента изображение символа свастики. Если присмотреться к денежным знакам, имевшим достоинство в пять и десять тысяч рублей, выпущенным в 1919-м году, на лицевой стороне можно увидеть изображение этого элемента. Такие назывались кредитными билетами и выпускались с целью проведения крупных расчетов.

Советская власть, получив в наследство царскую денежную систему, а также систему Временного правительства, несмотря на экономические и финансовые трудности, стала рассматривать вопрос о выпуске новых денежных единиц, орнаментальное оформление которых должно было стать отражением советской идеологии. В 1918-м году началась активная подготовка к осуществлению денежной реформы. В то же время правительственная директива объявила конкурс на лучший рисунок для новых денег. Хотя участие в конкурсе приняло множество желающих, художественное жюри забраковало все эскизы.

Работа по выбору проекта новых денежных знаков оказалась безрезультатной, в то время как положение страны требовало действий, направленных на выход из создавшегося сложного положения. Правительство должно было в срочном порядке наладить выпуск новых денег. В этой ситуации представители власти вспомнили, что в архиве государственных бумаг находились клише банкнот, изготовленные еще при Киренском в 1917-м году. Там хранились так называемые государственные кредитные билеты, имевшие достоинство от одного до тысячи рублей, созданные для эмиссии запланированной в 1918-м году.

В орнаменте этих старинных банкнот был представлен герб Временного правительства. Купюры номиналом от одного до тысячи рублей содержали несложный геометрический орнамент, но чтобы защитить от подделки боны самых крупных номиналов, правительство решило использовать более сложный рисунок. Для этого было доработано клише, выполненное еще по заказу князя Г. Львова для билета 1917-го года, достоинством в тысячу рублей. Одним из элементов орнамента, изображенного на лицевой стороне банкноты, была свастика, являвшаяся древним символом благодати и благополучия.

Так, в 1918-м году советское правительство получило клише серии кредитных государственных билетов, хотя и содержавших герб Временного правительства, но уже без монархических символов. Это позволило в срочном порядке отпечатать бумажные деньги, пусть даже не удовлетворявшие новые идеологические требования. Такой

Бумажные деньги, выпускавшиеся Россией в первые годы Советской власти, имели в составе художественного оформления изображение свастики. В этом можно убедиться рассмотрев рисунок лицевой стороны денежных знаков достоинством в 5000 и 10000 рублей, выпущенных декретом СНК от 29 октября 1919 года.

Свастика просматривается четко в двух больших виньетках в правой и левой частях поля, а также, хотя и менее четко, в центральной части этого поля. Несмотря на то, что об этом факте известно многим коллекционерам - бонистам, в литературе отсутствуют какие либо сведения об истории выпуска таких денег и причин появления на них орнаментального рисунка со свастикой. Остановимся на условиях, в которых проходила подготовка к выпуску первых советских денег. Получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств советская власть вынуждена была продолжать выпуск бумажных денег с символикой и геральдикой, соответствующими идеологии этих правительств. Однако, несмотря на огромные финансовые и экономические трудности, сразу был поставлен вопрос о выпуске новых советских денег, орнаментальное оформление которых отвечало бы содержанию новой власти. Временная военная передышка после заключения Брестского мира создала некоторые благоприятные условия для налаживания денежного обращения. Весной 1918 года началась подготовка денежной реформы, которая на первом этапе предусматривала замену всех старых денежных знаков на новые. Предполагалось, что к этому мероприятию страна может приступить к осени того же года. В соответствии с правительственной директивой, отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения объявил конкурс на лучший рисунок денежных знаков. Однако, состоявшееся заседание художественного жюри, созданного Наркомфином в апреле, забраковало все представленные эскизы денежных знаков, как не удовлетворяющие поставленным требованиям к новой символике. Пока проходил затянувшийся выбор проекта денежных знаков - рисунка, цвета и формы, жизнь заставила искать выход из сложившегося тупикового положения. В срочном порядке требовалось вводить в денежное обращение новые деньги для последующего изъятия старых образцов. Тогда специалисты экспедиции заготовления государственных бумаг "вспомнили", что в их архиве находятся клише, заготовленные в свое время но заказу Временного правительства А.Ф. Керенского, для запланированного в 1918 году выпуска так называемых "Государственных кредитных билетов". На клише для лицевой стороны купюр была выгравирована дата выпуска "1918". Решено были использовать их для выпуска денег Советской власти. Временное правительство готовило большую серию кредитных билетов достоинством от 1 до 10000 рублей. Основу рисунка всех купюр составлял герб Временного правительства - двуглавый орел без императорской короны, скипетpa и державы. Для оформления большинства готовящихся к выпуску кредитных билетов - купюр от 1 до 1000 рублей - был принят простой геометрический орнамент, позволяющий уменьшить время на изготовление этих билетов, но зато существенно уменьшающий защиту от подделок. Повышая гарантии защиты, купюры крупных номиналов в 5000 и 10000 рублем предлагалось выпустить с более сложной структурой рисунка, для чего использовались с небольшими доработками ранее изготовленные по заказу Временного правительства под председательством князя Т.Е. Львова клише, для печати "Государственных кредитных билетов" 1000 рублевого достоинства. Здесь наиболее крупной доработкой являлось замена изображения Таврического дворца, где заседала Государственная дума, на герб Временного правительства. Одним из элементов геометрического орнамента билета, выпущенного правительством князя Г.Е. Львова, была свастика, которая, как отмечала и свое время А.С. Мельникова в книге "Твердые деньги": "Как бы гарантировала те жизненные блага, которые обещало Временное правительство". Так свастика, без каких либо изменений вошла и клише подготовляемых к выпуску в 1918 году правительством А.Ф. Керенского кредитных билетов достоинством 5000 и 10000 рублей. И наконец, при использовании клише этих билетов для Советских денежных знаков тех же достоинств, и их рисунке, наряду с другими орнаментальными элементами, так же оказалась свастика. Ухудшалась обстановка в стране. П.Д. Мец в книге "Наш рубль" свидетельствует, что так называемые "Государственные кредитные билеты" не были выпущены в 1918 году, хотя на них был проставлен этот год. Эти билеты пошли в оборот в 1919 году директивой Совета Народных Комиссаров от 15 мая. В ней указывалось, что кредитные билеты достоинством от 1 до 1000 рублей были выпущены с целью "постепенной замены имеющихся в обращении кредитных билетов ныне существующего образца, как совершенно не отвечающего по своей форме началам нового государственного строя России, а также для извлечения из оборота ряда суррогатов".

Кредитные билеты достоинством 5000 и 10000 рублей, на которых имеется изображение свастики, вошли в оборот позже в самом конце 1919 года, т.е. почти через 3 года после того, как свастика была введена в структуру "Государственного кредитного билета" 1917 года.

Все введенные в оборот в 1919 году кредитные билеты образца 1918 года были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Ю.П. Пятаковым, за что в народе эти деньги были прозваны "пятаковками". Кредитные билеты со свастикой, также как и другие бумажные денежные знаки первых выпусков, находились в денежном обороте страны до сентября 1922 года.

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики, которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.
За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы.
Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака - Солнцеворота, Коловрата - прямо связано с древней славянской традицией.
Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).
Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).
Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.
Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.
Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.
Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака. *******).
Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.
Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.
Выписка из указа монгольского правительства.
Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».
На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.
Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).
Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума (Рис.2). Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.
Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. (рис. 3) Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства (Рис.4). Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.
В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. (Рис. 5) Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности (Рис. 6, 7). Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег (Рис. 8).
Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.

Всеволодов И.В., 1990. беседы о фалеристике. М.
Лукин Ю.Н., 1936. В мире символов: к познанию масонства. Харбин.
Мельникова А.С., 1973. Твердые деньги. М.
Скрынников Н., 1921. Масонство? Париж.
Соболева Н.А., В. А. Артамонов В.А., 1993. Символы России, М.
Соболева Н.А.. 2013. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. М.

Рис. 1. Банкнота Монгольского национального банка 25 рублей 1916 г. (ГЗ-8877.1,2 П.2-5)

Рис. 2. Государственный кредитный билет 1000 рублей образца 1917 г.

Рис. 3. Банкнота Монгольского национального банка 3 рубля 1916 г. (ГЗ-8871.1-4 П.2-2)

Рис. 4. Государственный кредитный билет 250 рублей образца 1917 г.

Рис. 5. Банкнота Монгольского национального банка 100 рублей 1916 г. (ГЗ-8879.1,2 П.2-6)

Рис. 6. Государственный кредитный билет 5000 рублей образца 1918 г.

Рис. 7. Государственный кредитный билет 10 000 рублей образца 1918 г.

Рис. 8. Лицевая сетка для Государственного кредитного билета 10 000 рублей образца 1918 г

1. У многих людей Свастика ассоциируется с Фашизмом и Гитлером. Это мнение вбивалось в головы людей последние 60 лет. Мало кто сейчас помнит, что на советских деньгах с 1917 по 1922 годы изображена была Свастика, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период, то же была Свастика в лавровом венке, а внутри Свастики были буквы РСФСР.

2. В 1916 году царским правительством была разработана реформа денежных знаков и уже к 1917 году были подготовлены сложные матрицы для типографии дензнака. На матрицах была свастика на стороне Б, а на стороне А двуглавый орел.

3. Большевики, прейдя к власти спешили и денег у них не хватило на новые матрицы - в итоге напечатали первые «советские» деньги с орлом и свастикой.

4. Так же реформе 1916-1917 гг. должна была подвергнуться армия - уже в достаточном количестве были сделаны нарукавные нашивки со свастикой и орлом (!). Кстати, знаменитые «буденовки» - это запасы царских складов. А большевики «товарнули» склады и нашили на них звезды. Так что свастика была официальным символом советской России до 1923 года!

Теперь самое интересное: должна была стать частью символики Российской империи, дополнив орла. Сам Николай II не раз отстаивал «правоту» этого знака. На оконных рамах Ипатьевского дома и над кроватью монархов были нарисованы карандашом две свастики.

Сама императрица не раз демонстрировала изображения свастики друзьям семьи.

Откуда у императорской семьи такое почитание свастики? Откуда она в царской семье? Вопрос пока что открыт. Но истина, как говорил агент Малдер, где-то рядом.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РУССКОЙ РЕСПУБЛИКИ





Историческое изображение символа и герба Русской республики на деньгах Временного правительства Российской республики в 1917-1918 года. КАК НА СОВЕТСКИЕ ДЕНЬГИ ПОПАЛА СВАСТИКА? Первые советские банкноты были напечатаны с клише, выполненных еще при Временном Правительстве Мало кто знает, что некоторые бумажные деньги, выпускавшиеся в первые годы советской власти, имели в составе художественного орнамента изображение свастики. Однако в этом можно убедиться, присмотревшись к рисунку лицевой стороны денежных знаков достоинством 5000 и 10000 рублей, выпущенных советским правительством в 1919 году.
В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 21 октября эти денежные знаки, названные кредитными билетами, выпускались для облегчения крупных расчетов. Сведения об их выпуске были напечатаны в газете "Известия ВЦИК" от 23 октября 1919 года. Получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств, советская власть, несмотря на огромные финансовые и экономические трудности, сразу же поставила вопрос о выпуске новых денег, орнаментальное оформление которых отражало бы советскую идеологию.
Весной 1918 года в стране началась подготовка денежной реформы, на первом этапе которой предусматривалась замена всех старых бумажных денег на новые. К этому мероприятию предполагалось приступить к осени того же года. В соответствии с правительственной директивой отделом изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения был объявлен конкурс на лучший рисунок на денежных знаках.
Желающих принять участие в конкурсе оказалось много, однако состоявшееся в апреле 1919 года заседание художественного жюри под началом Народного комиссариата финансов забраковало все без исключения представленные эскизы бумажных денег. В основном - из-за невыполнения поставленных требований по введению в орнамент новой символики. Вместе с тем в условиях сильно затянувшейся и безрезультатной работы по выбору проекта денежных знаков финансовое положение страны настойчиво требовало решения вопроса по выходу из создавшегося тупикового положения.
Нужно было любым способом и в срочном порядке осуществить выпуск новых денег. И тут вспомнили, что в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг имеются изготовленные еще в 1917 году при Керенском клише бумажных денег- так называемых государственных кредитных билетов от 1 до 10000 рублей - для запланированной в 1918 году эмиссии. В орнамент этих денег был введен герб Временного правительства - двуглавый орел, но без монархической символики. Для купюр от 1 до 1000 рублей предлагался простой геометрический орнамент, позволяющий сократить время на их изготовление.
С целью повышения защиты купюр самых больших номиналов в 5000 и 10000 рублей правительством Керенского решено было применить более сложный рисунок, использовав с небольшой доработкой клише, изготовленное еще по заказу правительства князя Г. Е. Львова для выпуска государственного кредитного билета 1917 года достоинством в 1000 рублей. Одним из орнаментальных элементов лицевой стороны этого денежного знака являлось изображение свастики как древнего символа благополучия и благодати. По мнению разработчиков денежного знака, этот символ как бы олицетворял жизненные блага, обещанные россиянам правительством князя Львова.
Итак, в 1918 году в руках советского правительства оказались клише целой серии государственных кредитных билетов от 1 до 10000 рублей, хотя и с гербом Временного правительства, но без монархических регалий, что позволяло срочно провести выпуск бумажных денег, пусть даже не удовлетворяющих требованиям новой идеологии. Однако развернувшаяся Гражданская война и связанные с ней чрезвычайно большие экономические трудности надолго задержали эмиссию денег. Они были изготовлены только в 1919 году, хотя на них был проставлен 1918 год выпуска. Государственные кредитные билеты достоинством в 5000 и 10000 рублей с изображением свастики появились в советском денежном обороте почти через три года после того, как этот символ был применен правительством князя Львова в 1917 году.
Ростислав Николаев