Экономические реформы 50 60 годов в ссср. Борьба за власть и начальный этап десталинизации

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}" вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Внешняя политика

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств. СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО. Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г., и берлинский кризис, 1961 г.).

Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г. СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции. Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22–27 октября 1962 г.). Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

На рубеже 50–60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме. Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации». СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.

Однако в реальности добиться крупных успехов не удалось. Попытки поддержать деревню привели к тому, что она из источника снабжения государства превратилась в дотационную «яму». Закупочные цены на сельхозпродукцию стали превышать розничные, что приводило к необходимости компенсировать разницу из государственных ресурсов. Обострилось продовольственное положение. С 1962 г. СССР впервые приступил к регулярным закупкам зерна за рубежом. Если ранее, еще со сталинских времен, государство регулярно понижало розничные цены, то в 1962 г. были повышены цены на мясо, молоко и продукты из них.

По стране прокатилась волна недовольства. Пиком ее стали события в г. Новочеркасске в 1962 г., где была расстреляна демонстрация рабочих. Волнения отмечались и в других регионах.

1. Борьба за власть и начальный этап десталинизации

2. Экономические преобразования

3. Международное положение СССР

4. Заключение

Борьба за власть и начальный этап десталинизации.

5 марта 1953 года умер И. Сталин. После его смерти главой правительства утверждается Г. Маленков, а министром объединенного МВД – Л.Берия.

Берия требовал отстранить ЦК партии от руководства экономикой страны, был согласен на создание единой Германии.

По инициативе Н.Хрущева и министра обороны Н.Булганина Берия был арестован группой офицеров, которой руководил маршал Жуков. В декабре 1953 г. состоялся закрытый судебный процесс над Берией и его сподвижниками. В числе других им предъявили обвинение в осуществлении массовых репрессий и подготовке государственного переворота.

В феврале 1956 г. прошел ХХ съезд КПСС, где Хрущев прочел доклад «О культе личности и его последствиях», в котором приводились многочисленные факты репрессий над руководителями партии, государства и армии во времена Сталина. Подтверждалось наметившееся после смерти Сталина изменение политического курса как во внутренней политике, так и на международной арене. Этот секретный доклад, опубликованный много позже, положил начало процессу ликвидации последствий «культа личности», либерализации общества, процессам демократизации. Вместе с тем он внес серьезный раскол в международное коммунистическое движение и рядом компартий был признан ревизионистским.

После решений ХХ съезда и последующих партийных и государственных решений начался процесс реабилитации осужденных за политические преступления в период 30-50 гг. Процесс реабилитации принимал все более широкие масштабы.

В 1957 г. были приняты законы о реабилитации «осужденных народов»: была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образована Калмыцкая автономная область, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую автономную область. Высланным представителям этих народностей была дана возможность вернуться на историческую родину.

Остался нерешенным вопрос территориального расселения немцев Поволжья и крымских татар.

Разоблачительная деятельность Хрущева вызывала опасения у многих представителей партийной номенклатуры. На международной арене падал авторитет КПСС.

Группа партийных руководителей (Воронов, Булгарин, Молотов и т.д.) сделали попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС.

В борьбе с этой группировкой Хрущев опирался на «силовиков» (министр обороны Жуков и председатель КГБ Серов) и на специально созванный Пленум ЦК партии. Противники Хрущева были отстранены от власти. Хрущев сосредоточил в своих руках всю партийную (Первый секретарь ЦК КПСС) и государственную (Председатель Совета Министров СССР) власть.

В октябре 1961 г. на ХХ11 съезде КПСС была принята новая, третья программа партии. В ней отмечалось, что «социализм полностью и окончательно» победил. Страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма».

Для построения коммунистического общества следовало создать «материально-техническую базу коммунизма», перейти к коммунистическому самоуправлению, воспитать «нового, всесторонне развитого человека». Эта триединая задача должна быть решена в короткие исторические сроки.

При этом конкретные программы сводились к решению продовольственного вопроса, удовлетворению спроса на потребительские товары, решению жилищного вопроса и ликвидации неквалифицированного труда.

В октябре 1964 г. Хрущев был обвинен в «субъективизме и волюнтаризме» и снят со всех постов. Основным мотивом к его смещению стало недовольство партийной номенклатуры административными экспериментами Хрущева и проводимыми им чистками партийных и государственных постов.

Экономические преобразования.

В 50-х гг. в стране был проведен ряд экономических реформ, не затонувших, однако, основ административно-командной системы.

Лозунгом реформ стал «поворот экономики лицом к человеку», в связи с чем народнохозяйственное производство должно было обеспечить рост благосостояния народа путем развития сельского хозяйства и производства товаров народного потребления.

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-административную систему. По­этому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачи­ваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным администра­тивно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

В марте 1955 г. постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок планирования. По новым правилам, местные органы власти стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

В 1956 г. колхозам было предоставлено право самим определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. Колхозы получили право вносить изменения в Устав сельхозартели применительно к местным условиям.

В 1958 г. отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и натурплата, вместо этого был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и денежная оплата труда по дифференцированным расценкам. Колхозникам выдали паспорта. Они стали получать пенсии.

С начала 1954 г. государство стало проводить политику освоения целинных и залежных земель. На февральско-мартовском пленуме ЦК освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. На целину поехала масса добровольцев, на работу в колхозы направлялись специалисты и партийные работники.

После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. га земли по плану оказалось распахано 33 млн. га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн. т, доля целинного хлеба составило около 40 %. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты материалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Их виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи.

Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов кукурузы. В СССР это злак начали внедрять насильно, не слушая никаких объяснений. Результаты 1955 г. оказались плачевны. На 20 % засеянных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24 % - они были сильно изреженными, на 37,5 % в удовлетворительном состоянии, на 11,5 % - в хорошем, а на 8 % площадей всходы пришлось скосить на зеленую подкормку.

Во второй половине 1953 года начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, ускоренного подъема сельского хозяйства с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности – сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее решения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Проведение экономических реформ связано с именем Н.С. Хрущева, ставшего в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС.

Для усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значительно снижены нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен денежный налог, взимаемый с каждого колхозного двора. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Сюда направили 500 тыс. добровольцев, 120 тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов. Однако эта мера имела кратковременный успех.

С середины 50-х годов предпринимались усилия для решения жилищной проблемы. За 1956 – 1960 гг. новоселье справили около 54 млн. человек (четверть населения страны). Был принят закон о пенсиях, установивший один из самых низких в мире возрастной ценз. Отменялись все виды платы за обучение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников – на 90%.

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых министерств и ведомств были созданы совнархозы – территориальные управления.

Многие экономические проблемы в те годы хрущевское руководство попыталось решать политическими методами, посредством административных реформ и кампаний («кукурузная кампания», «мясная кампания» в Рязани, «молочные рекорды» и т.д.).

В начале 60-х годов возникли перебои с мясом, молоком, хлебом, маслом. ССР был вынужден закупать продовольствие и корма за рубежом. Это было связано с недальновидной политикой в отношении селян (у деревенских жителей урезали приусадебные участки, им запрещалось иметь более одной коровы), а также с бесконечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-летний период хрущевского реформаторства стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей. В 1956 – 1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен атомный ледокол «Ленин». В рамках государственных программ решались проблемы освоения космоса, развития электроники и другие.

Противоречивость и непоследовательность многих начинаний были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации административно-командного стиля руководства.

Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. В общем смысле, волюнтаризм, есть ни что иное, как идеализация роли личности в истории и ее влияние на окружающий мир.

Никита Хрущев был человеком фантастической энергии, огромных и нереализованных возможностей. Непредсказуемый, неуправляемый, невероятный хитрец - но при этом живой и открытый человек. Оставшийся в памяти необузданным бузотером и волюнтаристом, Никита Сергеевич недооценен соотечественниками. Экономическая статистика свидетельствует: хрущевские годы (сентябрь 1953–октябрь 1964) были лучшими в советской истории.
Человек энергичный и властный, Хрущев выжал максимум из авторитарной системы, управляемой вручную. Но он же и продемонстрировал пределы роста: нет демократии, нет свободной экономики - нет и перспективы у государства.
Догнать и перегнать
Никита Сергеевич родился 17 апреля 1894 года в селе Калиновка Курской губернии, но вырос на Украине, куда перебралась семья. Он побывал в Калиновке после войны и увидел обнищавшую деревню. Хрущев взялся не просто помочь Калиновке, но и доказать, что деревня может быть богатой.
Местный колхоз, названный без затей «Родина Хрущева», ни в чем не знал отказа, исправно получал фонды и технику, и урожайность на колхозных полях пошла вверх. В Калиновке ускоренными темпами прокладывали дороги, строили жилье, магазины, появились Дом культуры и детский сад. Соседи завидовали.
В родном селе первого секретаря ЦК реализовывалась его мечта: освободить крестьянина от «лишних» забот, чтобы строили коммунизм, не отвлекаясь на личное хозяйство. В Калиновке перестали держать коров, потому что открылись ларьки, где бесперебойно торговали молоком. Раз в месяц давали четыре килограмма масла.
Приезжая в Калиновку, Хрущев видел, что земляки обеспечены хлебом и молоком. Дело, рассуждал Никита Сергеевич, за мясом. 22 мая 1957 года, выступая в Ленинграде на совещании работников сельского хозяйства, он провозгласил громкий лозунг: догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, масла и молока на душу населения.
Первыми исполнить волю первого секретаря взялись руководители Рязанской области. На совещании в обкоме председатель колхоза «Новый путь» твердо обещал догнать и перегнать Америку, но попросил помощи у руководства: «Товарищи, мы не используем механизацию, а работаем вручную, так как свет нам дают два-три дня в неделю. И всю зиму ремонтировали нам ЗИС-150, а он рассыпался наполовину. У нас половина машин стоит из-за нехватки запасных частей…»
Выступления на том пленуме Рязанского обкома без слез читать нельзя. С середины 50-х американская экономика, с которой собирались соревноваться, процветала. Американцы давно жили в благоустроенных домах с элект­ричеством, горячей водой и канализацией. Две трети семей обзавелись автомобилями, три четверти домов имели телефоны. Американцы быстро раскупали телевизоры и привыкали отдыхать за границей… Советская деревня, конечно, перестала голодать, как это было при Сталине, когда у крестьянина все отбирали, но колхозы за малым исключением нищенствовали.
А Никита Сергеевич обещал догнать и перегнать Америку. В Киеве на пленуме респуб­ликанского ЦК, возбужденный собственными планами, Хрущев говорил: «Американцев беспокоит один вопрос - когда? Я им отвечал: можете себе в блокнотик записать - в 1970 году мы вас догоним (бурные аплодисменты) и пойдем дальше, а в 1980 году в два раза будем больше производить, чем производит Америка (бурные аплодисменты)».
14 декабря 1959 года Хрущев на президиуме ЦК объяснил, каким будет коммунистическое общество: «Всех детишек взять в интернат, всех детей от рождения до окончания образования взять на государственное обес­печение, всех стариков от такого-то возраста - обеспечить всем... Я думаю, что когда мы одну-две пятилетки поработаем, мы сможем перейти к тому, чтобы всех людей кормить, кто сколько хочет. У нас хлеб будет. Мясо - еще две пятилетки (это максимум), и пожалуйста - кушай. Даже в капиталистических странах есть рестораны, где можно заплатить сколько-то и можешь кушать, что хочешь. Почему же при нашем социалистическом и коммунистическом строе нельзя будет так сделать?..»
Дети в интернате, бесплатный хлеб в столовых - вот таким было представление Хрущева о коммунизме, то есть о полном счастье советского народа.
Стране не полагалось знать, что по численности поголовья скота и потреблению продуктов на душу населения страна после четырех десятилетий советской власти не преодолела дореволюционный уровень. Но Хрущев представлял себе положение дел ясно. Доклады ЦСУ присылались ему лично в запечатанных конвертах, цифры были точные. Хрущев хотел хотя бы досыта накормить страну! И дать жилье, поэтому затеял массовое гражданское строительство - впервые за все годы советской власти.
Пределы системы
Никита Сергеевич был, пожалуй, единственным человеком в послевоенном советском руководстве, кто сохранил малую толику юношеского идеализма и веры в лучшее будущее. Он выпустил людей из лагерей не ради славы, а потому что считал, что их посадили беззаконно. Динамичная политика Хрущева открыла молодому поколению новые возможности. Неслучайно хрущевские годы стали временем расцвета литературы и кинематографа. Молодежь откликнулась на его искренность.
«Когда стал известен секретный доклад Хрущева о культе Сталина, - писал известный литературный критик Владимир Лакшин, - возникло ощущение, что мы становимся свидетелями небывалых событий. Привычно поскрипывавшее в медлительном качании колесо истории вдруг сделало первый видимый нам оборот и закрутилось, сверкая спицами, обещая и нас, молодых, втянуть в свой обод, суля движение, перемены - жизнь».
1963 год оказался неурожайным из-за сильной засухи. Во многих городах ввели карточки. Впервые купили хлеб за границей - 9,4 млн тонн зерна, примерно 10% полученного урожая. Хрущев, не знавший усталости, наседал на нерадивых подчиненных: «Некоторые постарели, одряхлели, истрепались. Я бы сказал, языком истрепались... Когда я приехал в ЦК, то в аппарате слух распространился: пришел Хрущев и хочет, чтобы мы занимались подсчетом, сколько поросят поросится и сколько коровы молока надаивают. А что же нам делать? Лекции читать? Какому дураку нужны лекции, если нет молока, мяса и хлеба?»
Хрущев привычно решал экономические проб­лемы организационно-кадровыми методами. Но ничего не получалось! Во время поездок по стране Хрущев диву давался, видя, что творят его подчиненные: «Вот тамбовский секретарь Золотухин все хотел, чтобы его пороли, чтобы сняли штаны и пороли. Все виноватым себя признавал и приговаривал: да, товарищ Хрущев, надо штаны снять и меня выпороть. Он это три раза повторил. Я уже не вытерпел и сказал ему: «Что это вы все штаны хотите снять и зад нам показать? Вы думаете доставить нам удовольствие?»
Социализм есть, укропа нет
Он был полным хозяином страны. Вертикаль власти исполняла любые его указания. И стала ясной ограниченность и обреченность системы ручного управления страной, в которой отсутствуют политические партии, реальный парламент, независимые суд и печать. Благие начинания оборачивались трагикомедией. Рьяных исполнителей начальнических указаний высмеивали куплетисты Рудаков и Нечаев.
Шел в Воронеж поезд с грузом
И свалился под откос.
Для уборки кукурузы
Кто-то рельсы все унес.
Куплетисты ничего не придумали! Первый секретарь воронежского обкома Школьников приказал директорам хозяйств показать Никите Сергеевичу, будто уборка идет полным ходом. «Так там рельсы таскали по полю, приминая кукурузу, и доказывали, что поле убрано, - потрясенный увиденным, рассказывал Хрущев. - Это просто времена Гоголя!»
Пребывание на высоком посту не сделало его равнодушным. Он видел, в какой беде страна. Инстинктивно сравнивал происходящее с прошлым и не мог понять, почему сейчас не удается то, что так легко получалось раньше.
«Я был лучше обеспечен в дореволюционное время, работая простым слесарем, зарабатывал сорок пять рублей при ценах на черный хлеб в две копейки, на белый - четыре копейки, фунт сала - двадцать две копейки, яйцо стоило копейку, ботинки, самые лучшие «скороходовские», до семи рублей. Чего уж тут сравнивать?»
В его устах свойственная немолодым людям ностальгия по ушедшей юности приобретала политический характер. Он, наверное, и сам не замечал, что из его слов неоспоримо следовало: раньше было лучше.
«Я помню детство, мы буквально на картошке выезжали. Картошка прекрасно родила. Почему же сейчас картошки нет?.. Я беседовал с рабочими. Они говорят: лука нет, цингой болеем. Ну как это может быть, чтобы лука не было? Или там сельдерей. Я же помню, в Донбассе, бывало, у болгарина мать или жена покупают картошку, так он сельдерея пучок бесплатно дает, потому что это мелочь... Ну что за позор? Так что мы будем теперь приучать людей, что коммунизм, и вы кушайте суп без сельдерея, без петрушки, без укропа?! Социализм есть, а укропа нет, картошки нет и прочего нет...»
«Неудачи загоняли его в тупик, - писал историк Михаил Гефтер. - Возвращение выживших жертв сталинских «чисток» осталось, пожалуй, единственным чистым достижением Хрущева. Остальное либо было ополовинено, подпорчено отступлениями и оговорками, либо представляло собой новый произвол...»
Вместо порядка - застой
В последние месяцы Хрущев, похоже, сознавал, что надо менять политические механизмы. Чтобы колхозами перестали командовать, ликвидировал сельские райкомы, низвел партийный аппарат на селе до второразрядной роли парткомов производственных управлений. В предложенной им в 1964 году новой системе руководства сельским хозяйством партийным органам вообще не оставалось места. Он советовался со своим окружением: «Как вы думаете, что если у нас создать две партии - рабочую и крестьянскую?»
Хрущев чувствовал, что монополия на власть губит страну. Молодежь растет, но должности для нее не освобождаются. Приходится ждать, когда кто-нибудь из старшего поколения умрет…
«Буржуазные конституции, - произнес Хрущев крамольную мысль, - пожалуй, более демократично построены, чем наша: больше двух созывов президент не может быть. Если буржуа и капиталисты не боятся, что эти их устои будут подорваны, когда после двух сроков выбранный президент меняется, так почему мы должны бояться? Что же, мы не уверены в своей системе или меньше уверены, чем эти буржуа и капиталисты, помещики? Нас выбрали, и мы самые гениальные? А за нами люди совершенно незаслуженные?»
Кому из тех, кто сидел в зале заседаний президиума ЦК и слушал первого секретаря, могли понравиться эти слова? «Если каждый будет знать, что он будет выбран только один срок, максимум два, - продолжал фантазировать Хрущев, - тогда у нас не будет бюрократического аппарата, у нас не будет кастовости. А это значит, что смелее люди будут выдвигаться, а это значит, что демократизация будет в партии, в народе, в стране».
Именно эта идея принесла Хрущеву больше всего врагов внутри аппарата. В нашей стране не удаются попытки ограничить всевластие верхушки временными сроками…
Но на серьезные политические реформы Хрущев не решился. И сам не мог себе представить реальную демократизацию, рыночную экономику или свободу слова, которую танками подавил в 1956 году в Венгрии.
«Мне многие пишут, - говорил Хрущев Александру Твардовскому, - что аппарат у нас сталинский, все сталинисты по инерции, что надо бы этот аппарат… Я отвечаю, да, в аппарате у нас сталинисты, и мы все сталинисты, и те, что пишут, - сталинисты, может быть, в наибольшей степени. Потому что разгоном всех и вся вопрос тут не решается. Мы все оттуда и несем на себе груз прошлого, но дело в преодолении навыков работы, навыков самого мышления, в уяснении себе сути. А не в том, чтобы разогнать».
«Мы осудили культ Сталина, а есть ли в КПСС люди, которые подают голос за него? - говорил Хрущев уже на пенсии. - К сожалению, есть. Живут еще на свете рабы, живут и его прислужники, и трусы. «Ну и что же, - говорят они, - что столько-то миллионов он расстрелял и посадил в лагеря, зато твердо руководил страной». Да, есть люди, которые считают, что управлять - это значит хлестать и хлестать».
Увидев, что Хрущев «хлестать» их не собирается, все им обиженные утратили страх и объединились. Всю свою политическую жизнь он старательно убирал тех, кто казался опасным. Но в борьбе за власть ни одна самая громкая и убедительная победа не может считаться окончательной… Свержение Хрущева не вызвало недовольства в стране. Люди устали от его новаций, часто нелепых, жаждали покоя, порядка, стабильности и улучшения жизни. А дождались застоя, который закончился развалом страны.

СССР, реформы 50-60 годов

Борьба за власть и начальный этап десталинизации.

5 марта 1953 года умер Сталин. Главой правительства становится Маленков, министром объединенного МВД – Берия. Берия требовал отстранить ЦК партии от руководства экономикой страны, согласен на создание единой Германии.

По инициативе Хрущева Берия офицерами (руководил маршал Жуков). В к 1953 закрытый судебный процесс над Берией и его сподвижниками. Предъявлено обвинение в осуществлении массовых репрессий и подготовке гос-ного переворота.

В 1956 прошел 20 съезд КПСС, где Хрущев прочел доклад «О культе личности и его последствиях» (приводились факты репрессий над руководителями партии, гос-ва и армии во времена Сталина). Подтверждалось наметившееся изменение политич. курса как во внутренней политике, так и на международной арене. Этот доклад, опубликованный много позже, положил начало процессу ликвидации последствий «культа личности», либерализации общества, процессам демократизации. Внес серьезный раскол в международное коммунистич. движение. Начался процесс реабилитации осужденных за политич. преступления в период 30-50 гг.

В 1957 г. приняты законы о реабилитации «осужденных народов»: была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образована Калмыцкая автономная область. Высланным представителям этих народностей дана возможность вернуться на историч. родину.

Разоблачительная деятельность Хрущева вызывала опасения у мн. представителей партийной номенклатуры. На международной арене падал авторитет КПСС.

Воронов, Булгарин, Молотов сделали попытку сместить Хрущева с поста секретаря ЦК КПСС.

В борьбе с группировкой Хрущев опирался на «силовиков» (министр обороны Жуков, председатель КГБ Серов), на специально созванный Пленум ЦК партии. Противники отстранены от власти. Хрущев сосредоточил в своих руках всю партийную и гос-ную власть.

В 1961 г. на 22 съезде КПСС принята новая, 3-ья программа партии. В ней отмечалось, что «социализм полностью и окончательно» победил. Страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма». Для построения коммунистич. общества следовало создать «материально-техническую базу коммунизма», воспитать «нового, всесторонне развитого чел.». Задача должна быть решена в короткие историч. сроки. Конкретные программы сводились к решению продовольственного вопроса, удовлетворению спроса на потребительские товары, решению жилищного вопроса и ликвидации неквалифицированного труда.

В 1964 г. Хрущев обвинен в «субъективизме и волюнтаризме», снят со всех постов. Осн. мотивом к его смещению стало недовольство партийной номенклатуры административными экспериментами Хрущева и проводимыми им чистками партийных и гос-ных постов.

Экономические преобразования.

В 50-х гг. в стране проведен ряд экономич. реформ. Лозунгом реформ «поворот экономики лицом к чел.», народнохозяйственное произ-во должно было обеспечить рост благосостояния народа путем развития сел. хоз-ва и произ-ва товаров нар. потребления.

Гл. причина успеха реформ - они возродили экономич. методы рук-ва нар. хоз-в., начаты с сельского хоз-ва, а потому получили широкую поддержку в массах.

Гл. причина поражения- не подкреплены политич. системой. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-административную систему. Поэтому уже через 5-6 лет мн. реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным номенклатурой.

В 1955 постановлением правительства «Об изменении практики планирования сел. хоз-ва» отменялся старый порядок планирования. По новым правилам, местные органы власти стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

В 1956 колхозам предоставлено право самим определять размеры приусадебных участков, кол-во скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней.

В 1958 отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и натурплата, вместо этого установлен порядок закупки сельхозпродукции гос-вом. Изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников, денежная оплата труда по дифференцированным расценкам. Колхозникам выдали паспорта. Они стали получать пенсии.

С 1954 гос-во проводит политику освоения целинных и залежных земель. Признано осн. направлением развития сел. хоз-ва. На целину поехала масса добровольцев, на работу в колхозы направлялись специалисты, партийные работники.

После неск-ких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. га земли по плану распахано 33 млн. га. В рекордном урожае зерновых 1956 (125 млн. т), доля целинного хлеба сост. около 40 %. Но проявилась проблема доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты материалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Началась кампания по увеличению посевов кукурузы. В СССР это злак начали внедрять насильно. Результаты 1955 оказались плачевны. Только лишь на 37,5 % в удовлетворительном состоянии. На сельхозработы привлекались рабочие, служащие Ленинграда и области. Организован ручной полив кукурузы. Только после смерти Хрущева мода на кукурузу сошла на нет. Однако, был допущен др. перегиб – кукурузу приходилось отстаивать даже в тех районах, где она возделывалась мн. годы подряд.

С 1958 началась работа по реорганизации МТС (машинно-тракторных станций). Техника, кот. ранее принадлежала гос-ным организациям, теперь в обязательном порядке должна выкупаться колхозами. Для колхозов не выгодно было тратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин. Находясь в пользовании колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-технич. служб вовремя создать не удалось. Параллельно проводилась кампания на сокращение личных хоз-в колхозников. Предполагалось их потребности удовлетворять из общественных фондов.

С 1962 стимулирование животноводства путем повышения цен на мясо. Одним из результатов этой политики выступление рабочих в Новочеркасске, подавленное силой оружия. Начались перебои с мясом, хлебом, маслом. СССР вынужден закупать зерно за границей. В сельском хоз-ве продолжался хронич. кризис.

В области промышленности производство средств, производства опережало развитие обрабатывающей и легкой промышленности. Много усилий направлено на механизацию, автоматизацию производства. Настала очередь химизации производства, как гл. звена научно-технич. прогресса. Приоритетную роль играло исследование космоса.

В хрущевское десятилетие с настойчивостью реализовывалась политика децентрализации управления. В 1957 проведена реформа управления промышленностью и строительством: осуществлен переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления. Вместо министерств создавались советы нар. хоз-ва, призванные приблизить управление к местным нуждам.

Тенденция к децентрализации управления не смогла развиться. В ноябре 1962 число совнархозов сокращено, в марте 1963 вновь воссоздается централизованная система управления: образуется ВСНХ СССР, вставший над всей системой органов управления экономикой. Но ожидаемого эффекта от преобразований не последовало, что послужило поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия «территориальное управление».

К. 50-х стал окончанием периода в экономич. политике Хрущева, кот. охарактеризовался ростом темпов развития во мн. отраслях нар. хоз-ва. Стали набирать силу процессы торможения. В 1959 формируется 1-ый семилетний план развития нар. хоз-ва, призванный решить некот. глобальные проблемы (освоение Востока страны). Планом ставились конкр. цели – «догнать и перегнать» Америку, выйти на 1-ое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сел. хоз-ва в 1,7 раз. Производительность труда колхозников должна была возрасти в 2 раза, а в совхозах – на 55-60 %. Гос-ные капитальные вложения в сел. хоз-во предусматривались в сумме 150 млрд. руб.

В нач. 60-х правительство пошло на непопулярный шаг – объявило о повышении цен. 31 мая 1962 ЦК КПСС информировал население о повышении с 1 июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и пр. на 35 %. Одновременно розничные цены возрастали на 25 %. Решение о повышении цен немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве, Ленинграде. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла в демонстрацию, кот. была расстреляна войсками.

Экономич. преобразования Хрущева на рубеже 50 – 60-х начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В нар. хоз-ве продолжалось снижение темпов роста. В сел. хоз-ве они упали. Советский Союз вынужден начать закупку зерна за границей.

Международное положение СССР.

В это время мирная политика СССР проявилась в сокращении вооружения (почти в 2 раза), в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия.

В 1958 переговоры между СССР, США и Британией о запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет завершились подписанием договора. Вскоре к договору присоединились еще более 100 гос-в. В 1968 подписан договор о нераспространении ядерного оружия.

В 1962 на Кубе создана советская ракетно-ядерная база. Американский флот установил блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы НАТО и ОВД были приведены в боевую готовность. «Карибский кризис» разрешился политическим путем: СССР демонтировали свои ракетные установки на Кубе, а США вывели свои ракеты из Турции.

В 60-х обострились отношения СССР и Китая. Разоблачение «культа личности» Сталина в КПСС вызвало протест китайского руководства. В 1960 СССР отозвал своих специалистов из КНР и сократил научно-технич. помощь стране.

Несмотря на все противоречия и сложности, это десятилетие ознаменовалось рядом существенных достижений: за годы семилетки жилой фонд возрос на 40 %, В 1964 впервые введены пенсии для колхозников.

Преобразование в сельском хозяйстве и их результаты. Идеологизация экономической политики, нежелание учитывать ошибки 30-х гг. поставили в начале 50-х гг. перед экономикой страны серьезные проблемы. Консервация уровня жизни населения, рост социальной напряженности в обществе, по расчетам Сталина, должны были найти оправдание в поисках «врагов народа», расправу над которыми он и готовил в 1953г. После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве разгорелись с новой силой. В августе 1953 г. с собственной программой экономических преобразований, предусматривавшей смену стратегии и приоритетов развития промышленности и сельского хозяйства, выступил Г. Маленков. Он заявил, что в ходе индустриализации соотношение между тяжелой и легкой промышленностью радикально изменились: до 70 % всех рабочих были заняты к этому времени в тяжелой индустрии, доля средств производства в ее продукции также достигала 70 %. Исходя из этого, он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по мнению Маленкова, был способен обеспечить за два - три года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости. В области сельского хозяйства он предложил считать главной задачей повышение урожайности (т. е. интенсификацию производства) и включения фактора личной заинтересованности колхозников.

Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк - крестьянин говорил: «Вот этот за нас». При едином политическом курсе партийно - государственного руководства позиция Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Обеспечить подъем сельского хозяйства он предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало продолжение экстенсивного пути развития сельского хозяйства). В 1954 г. началось освоение целины. Решением ЦК туда были направлены свыше 30 тыс. партийных работников и более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства. За первые пять лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн. Га целинных и залежных земель. Наряду с этим были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села.

Одним из важных решений стала отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить его размеры в пять раз. По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта, что ликвидировало их прежнее полукрепостное состояние. Партийно - государственный контроль за развитием сельского хозяйства, безусловно, не был подорван. Но эти меры, предоставив крестьянам элементарную свободу и дав экономический стимул, способствовали подъему сельского хозяйства. За 1953 - 1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34 % по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких темпов село не знало со времен НЭПа. Однако эти успехи вселили в партийных лидеров и в самого Хрущева уверенность в силу декретирования, административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у них опасение в возможном его «перерождении» в кулачество.

Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в партийно - государственном, административном вмешательстве в дела селян. Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х гг. Экономические стимулы начинают вытесняться голым административным принуждением. В 1959 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать ее в течение лишь одного года, причем за высокую цену. Государство таким путем сумело за один год компенсировать почти все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того, чтобы переходить в колхозы, они находили работу в районных центрах, городах. В этом же году, на декабрьском Пленуме ЦК КПСС, был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. Это означало по существу начало нового наступления на подсобные хозяйства. По предложению выступившего на Пленуме секретаря ЦК Л. И. Брежнева было дано поручение государственным органам за 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам аналогичные меры. Это было равносильно новому раскрестьяниванию селян, так как лишало их даже того немногого, что они сохраняли, - коров, овец, свиней. Результатом этих мер явился новый упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы в стране.

Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. Площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн. га), порой даже за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат же оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв. В результате эффективность ее возделывания упала на 65 %. Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей (первая партия составила 12 млн. т.), ставшими затем традиционными и еще более значительными.

В июне 1962 г. Решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки, имелись многочисленные жертвы. Средства информации хранили об этом полное молчание, однако эхо новочеркасских событий прокатилось по всей стране. Авторитет Хрущева у простых людей стал падать. Ситуация в сельском хозяйстве начала 60-х гг. вновь показала, что ориентированные на изъятие сельхозпродукции у производителя принципы организации сельского производства делали невозможным ее расширенное производство. Семилетний план (1959-1965 гг.) развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15 %. Поставленный Маленковым вопрос о пересмотре стратегии развития промышленности поначалу не вызвал возражений ни у кого. Однако при снятии его с поста главы правительства именно этот тезис был вменен ему в вину. Выступая на ХХ съезде КПСС, Хрущев сказал: «Нашлись «мудрецы», которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики», что внесло «вредную путаницу в коренные вопросы развития социалистической экономики». Однако именно эта «путаница» во многом обеспечила значительные сдвиги в развитии потребительских отраслей производства. За период 1950-1955 гг. валовая продукция пищевой промышленности, например, увеличилась в 1,6 раза.

Отказ от курса Маленкова привел к тому, что в начале 60-х гг. производство средств производства в общем объеме промышленной продукции составляло уже не 70 % (как в 1953 г.), а 75 %. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов. Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950-1965 гг. объемы их производства выросли почти в 5 раз). Предприятия группы «Б» развивались значительно медленнее (за эти же годы объемы производства здесь удвоились). В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10 %. Обеспечивалось это исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Эти показатели вселили в руководство КПСС уверенность в том, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены. Прогнозы же западных специалистов были иными: по их мнению, по мере роста экономической мощи СССР, как и других стран, темпы развития экономики будут «затухать». Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Однако наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос. Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощными темпами развивалась химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы были заменены тепловозами и электровозами. Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному рутинном пути, не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий.

Наряду с наукой и техникой Хрущев видел не менее важным направлением в своей экономической политике административные реорганизации. В целях слома ведомственных барьеров, мешавших развитию производства, в 1956 г. вместо упраздненных отраслевых министерств начали создаваться территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Свыше 3,5 тыс. предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой - больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге - по задумкам, связанным с научно-техническим прогрессом. Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов одновременно ведет к нарушению связей между ними, порождает местничество, разжигает групповые интересы теперь уже на местном уровне. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур - республиканских совнархозов и Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Мало что дал и переход от пятилетнего планирования к семилетнему. Сама же экономика не стала от этого более эффективна. Темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951-1955 гг. промышленное производство выросло на 85 %, а сельскохозяйственное - на 20,5 %, то в 1956-1960 гг. соответственно на 64,3 % и 30 %, а в 1961-1965 гг. на 51 % и 11 %. Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50- начале 60-х гг. позволяют сделать вывод о завершении к этому времени построения в СССР основ индустриального общества.

Переход же к последующей стадии развития при сохранении существовавшего хозяйственного механизма был невозможен. Не смотря на все издержки и проблемы, экономическая политика постсталинского руководства носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения. Регулярно повышались оклады в промышленности (только за 1961-1965 гг. - на 19 %). Росли доходы колхозников (с 1964 г. им стали выплачивать пенсии). Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 часов была сокращена продолжительность рабочей недели, отменены введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкомасштабного жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80 %.

Это дало возможность справить новоселье 54 млн. человек (каждому четвертому жителю страны). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные (хотя и небольшие) квартиры. Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Радиовещание впервые охватило всю страну. За пять лет (1953-1958 гг.) число телевизоров увеличилось с 200 тыс. до 3 млн. В то же время на рубеже 50- 60-х гг. по мере ухудшения экономической ситуации все более отчетливой становилась тенденция правительства решить возникающие проблемы за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а цены на продукты повседневного спроса выросли на 25-30 %. В руководстве страной все отчетливее становилось понимание необходимости более радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования.