Противоречие между материальными потребностями и ресурсами общества. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей

Подробное решение Параграф § 18 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. Какую роль в хозяйственной жизни играет обмен? В чём различие натурального и товарного хозяйства? Какую роль в жизни общества играет производство? Как соотносятся затраты и прибыль?

Обмен в экономике - движение товара от одного владельца к другому.

Одной из форм добровольного обмена является торговля. Чтобы каждая из сторон считала обмен справедливым и равноценным, такой обмен требует соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению вещей. Это требует наличия единой основы, меры эквивалентности, которой является стоимость товаров.

Обмен может происходить как непосредственно на другие товары или услуги, по схеме «товар-товар» (бартер), так и с участием денег по схеме «товар-деньги-товар» (купля-продажа).

Натуральное хозяйство - примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов.

Товарное хозяйство - форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями, и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Основные черты товарного хозяйства:

Продукция производится с целью продажи

Общественное разделение труда и специализация на выпуске товара

Товарно-денежные отношения носят всеобщий характер

Связь между производством и потреблением опосредована рынком.

Производство является средством достижения цели экономики. А цель экономики состоит в удовлетворении потребностей человека. В процессе производства создаются как предметные так и экономические блага (продукты питания, одежда, мебель, книги и т. д.), так и услуги (показ кинофильмов, ремонт обуви, компьютеров и т. д).

Затраты - размер ресурсов, использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной этап.

Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).

Вопрос 2. Что и для кого выгодно производить? Кого можно назвать рациональным производителем? Где границы экономической свободы?

Рациональный производитель – это фирма, которая сопоставляет издержки и выгоды при различных вариантах поведения и выбирает тот из них, который приносит максимальную чистую выгоду.

Границы экономической свободы, определяются законами. Существует перечень запрещенных в торговле предметов, например наркотики. Существует обязанность платить налоги, обязанность получать лицензию, чтобы торговать некоторыми товарами, например оружием.

В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерно: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды. Достаточно длительный период функционирования различных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечить экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам.

Вопрос 4. Как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей?

Отдельный человек может обеспечить себя необходимыми товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может увеличить производство всех товаров и услуг одновременно. Ему приходится делать достаточно трудный выбор: что хотелось бы получить немедленно, с получением чего можно подождать, от чего нужно вообще отказаться. Фирмы, отдельные предприниматели постоянно принимают решения о том, какие товары и услуги должны быть произведены с использованием имеющихся в их распоряжении ресурсов и предложены потребителю.

Итак, суть проблемы в том, что ресурсы ограниченны и экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг. Поэтому необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких надо отказаться.

Вопрос 5. Что такое экономическая эффективность?

Экономическая эффективность означает соотнесение полученного результата с произведёнными затратами. Большее количество продуктов, произведённых благодаря данному объёму затрачиваемых ресурсов, означает большую эффективность и наоборот. Производитель, решая проблему «затраты - выпуск», стремится найти лучшие способы комбинации ресурсов и организации своего производства.

Таким образом, общество в целом и отдельные производители должны решать: кем, из каких ресурсов и с помощью какой технологии должны быть произведены блага, как должно быть организовано производство.

Вопрос 6. В чём различия способов координации экономического выбора в разных экономических системах?

Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности (кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации производства и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности).

В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведённым издавна обычаям (по традиции); путём отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка.

Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем. Экономическая система - совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

Вопрос 7. Каковы особенности функционирования основных экономических систем?

Традиционная экономика - экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она основана на широком использовании ручного труда, отсталой технологии, общинном ведении хозяйства, натуральном обмене. Основные экономические вопросы решаются в соответствии с обычаями и традициями (всё делать так, как раньше).

Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решения об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно. Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремёсла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.

Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. В условиях рынка предприятия соперничают за лучшие условия и результаты своей деятельности. В этом проявляется конкуренция, подробнее о которой вы узнаете в следующих параграфах.

В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок - это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления. В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. В нашей и других странах собственниками также могут быть государство, муниципалитеты, общественные организации. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечёт за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль.

В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.

Командная экономика - экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Её характеризует государственная собственность на средства производства, централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ.

Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности - от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением.

Результатами такого планирования нередко были недостаточность одних товаров (ваши родители ещё помнят многочисленные очереди) или избыток других, затягивание из-за сложных административных процедур сроков внедрения новых технологий в производство и новой техники в быт населения.

Современная экономика большинства стран является смешанной. В её основе лежит рынок, но при этом используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Смешанная экономика - современное хозяйство, в котором активную роль играют как рынок, так и государство.

Вопрос 8. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущены слова.

В рыночной экономике ресурсы производства и его результат 5) торговли - продукт - принадлежат не общине, как в 2) традиционной экономике, и не государству, как в 1) командной экономике - а частным лицам.

Каждый производитель выбирает самый выгодный для себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге - 4) прибыль.

Он также выбирает по возможности наиболее эффективную 6) технологию производства, при которой отношение результата к затратам является наибольшим.

Рыночная экономика основана на предпринимательстве и частной 3) структуре.

Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над другими 8)экономическими системами.

Вопрос 9. Используя знания по истории России, определи, признаки каких экономических систем характеризуют экономику эпохи Петра I. Приведи необходимые примеры.

Реформы Петра были направлены на переход от аграрного общества к индустриальному. Он развернул строительство мануфактур и припиской к ним деревень для мобилизации рабочей силы, развивал фабрики, привлекая иностранных специалистов. Создание одной только Берг-коллегии, которую кстати возглавил бывший англичанин Брюс, занимающейся развитием горнодобывающей промышленности о многом говорит. Пётр I развивал торговлю строительством каналов.

Вопрос 10. Заполни в своей тетради таблицу.

Рыночная экономика: экономическая самостоятельность производителей, равные права для всех форм собственности

Командная экономика: контроль над распределением благ со стороны государства, преобладание государственной собственности, принятие государственных планов, обязательных для производителей, поддержка государством стабильного уровня цен, централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов

Традиционная экономика: господство натурального хозяйства, «простой труд» как основа хозяйства, производство продукции преимущественно для собственного потребления, замкнутость хозяйства, использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве.

"Под потребностями обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Потребности можно также определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Средства, удовлетворяющие потребности называются благами. Ресурсы – это элементы, используемые для производства экономических благ".

Сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов – образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, "экономическая теория – это наука, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить". Иными словами, изучаются проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Ограниченность ресурсов – объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. Ограниченность всех экономических ресурсов имеет тенденцию к возрастанию по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно увеличиваются, придавая импульс производству новых товаров и услуг, предполагающему поиск и использование новых ресурсов.

Рис. 1. Ограниченность ресурсов

Следствием ограниченности ресурсов становятся:

– необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;

– появление конкуренции (соперничества, состязательности) за доступ к более эффективным ограниченным ресурсам общества;

– необходимость эффективного и по возможности полного использования ограниченных ресурсов общества;

– возможность возникновения уравнительного распределения ограниченных ресурсов (рационирование).

Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. При полном использовании имеющихся ресурсов и неизменной технологии использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие блага, с помощью каких ресурсов производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их применения и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблему выбора, которая стоит не только перед обществом в целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики:

Что и сколько производить – какие товары и услуги и в каком количестве должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

Как производить – при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий и способов организации производства должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Для кого производить – поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения, т.е. кто будет потреблять произведенные товары?

При этом ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. Кроме того, любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Наличные ресурсы, которые мы хотим использовать, как правило, ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Производство одного продукта означает отказ от другого.

Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, т.е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем.

Таким образом, если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска научного сочетания факторов производства. Если затрачиваются ресурсы на производство одного продукта, это значит, что происходит отказ от их использования в создании другого продукта, и общество недополучает какое-то количество последнего.

Однако, общество, экономика и наука не являются статичными. Постоянное развитие и необходимость экономического выбора повышают эффективность использования ограниченных ресурсов при сравнительном росте человеческих потребностей. Таким образом, увеличение производственных возможностей общества происходит при развитии и качественном совершенствовании материальных и трудовых ресурсов, в частности, при следующих обстоятельствах:

– увеличении численности трудоспособного населения и росте уровня его квалификации;

– развитии научно-технического прогресса, который повышает эффективность производства;

– совершенствовании международной специализации и внешней торговли.

Названные факторы обеспечивают экономический рост, а в условиях растущей экономики общество может одновременно увеличить производство обоих товаров.

Таким образом, с развитием общества и ростом потребностей повышается эффективность использования ограниченных ресурсов. Учитывая также взаимозаменяемость благ и их возможности для удовлетворения различных потребностей, можно говорить о том, что с развитием общества, человечеством преодолевается опасность снижения степени удовлетворения потребностей в результате ограниченности ресурсов. Кроме того, по мере перехода экономической системы к постиндустриальной экономике, развития фундаментальных исследований и научно-технического прогресса повышается эффективность производства за счет снижения затрат на производство при одновременном росте результатов производства. Таким образом, постиндустриальная экономика, где основным ресурсом выступает информация, технология становится наукоемкой, а интеллектуальный капитал играет все более важную роль во всех сферах общественного производства, является следующим качественным этапом преодоления ограниченности ресурсов при росте потребностей.

Литература

1. Журавлёва Г.П. Экономическая теория. – М.: ГУ ВШЭ. – 2009.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: Прогресс, 2009.

3. Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010.

4. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: ДИС, 2010.

5. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2008.

6. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Инфра-М – 2009.

7. Богатырев А.А. Проблемы распределения в рыночной экономике / Экономическая политика. – 2010. – №2. – С. 151-162.

8. Токмачева М.Н. Государство и рыночная экономика / Экономическая политика. – 2009. – №4. – С.115-132.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

К экономическим ресурсам относятся:

  • природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;
  • трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;
  • капитал (в форме денег и ценных бумаг, т.е. финансовый капитан, или средств производства, т.е. реальный капитал);
  • предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;
  • знания, необходимые для хозяйственной жизни (вырабатываются прежде всего наукой и распространяются главным образом через образование).

Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В развитых странах по значимости в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.

Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории

Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограниченны. Также подчеркивалось, что экономические потребности безграничны.

Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.

Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда стремятся потребить природные ресурсы более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученных ими в ходе образования знаний. Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 39). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство — взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе

работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе факторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость. Поиск этой комбинацииразмещением (аллокацией) ресурсов .

Понятие рынков ресурсов

В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок — рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей — инженеров, бухгалтеров, экономистов и т.д. В свою очередь, рынок экономистов состоит из финансистов, маркетологов и т.д.

Особенности потребностей человека

Людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

В виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью .

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер , в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы, как уже упоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

При всей важности, значимости принципа ограниченности ресурсов его не следует абсолютизировать. По отношению к ряду ресурсов во многих ситуациях условие ограниченности не является жестким, возможна взаимозаменяемость ресурсов. В подобных ситуациях задача заключается в том, как лучше, эффективнее использовать имеющиеся, в принципе достаточные, ресурсы. К примеру, в российской экономике многие природные ресурсы становятся недостаточными не вследствие их естественной ограниченности, а в связи с удручающе неэффективным использованием.

В научной экономической литературе изложенные выше положения повсеместно именуются принципом ограниченности ресурсов. Однако если понимать этот принцип как превышение запросов людей по отношению к их реальным ресурсным возможностям, то его вполне можно считать законом. Люди практически всегда хотят иметь больше, чем могут реально дать им располагаемые ресурсы экономики.