Для чайников: НДС (налог на добавленную стоимость). Налоговая декларация, налоговые ставки и порядок возмещения НДС

Публикации

История НДС

Настоящая статья посвящена истории НДС в России.

В России косвенный налог, конкретно НДС, появился только с 1992 года с введением Закона №1992-1 от 06.12.1991 года. Позже с 01.01.2001 года правила НДС устанавливает глава 21 в Налоговом Кодексе РФ.

Практика НДС в России сложилась в соответствии с зарубежным опытом ведения налога. Сейчас расчет НДС во многих странах одинаков, различаются в основном лишь ставки и льготы.

Что касается методов учета НДС, изначально существовало два метода. Первый, это метод по отгрузке. И второй, это метод по оплате. Налогоплательщики сами выбирали наиболее подходящий для себя метод учета НДС. С 2006 года законодательство оставило к применению только один метод - НДС по отгрузке.

Ставки налога менялись несколько раз, так с 1992 по 1993 год включительно стандартная ставка составляла 28%. С 1994 года ставку понизили до 20%. Ну а с 2004 года ставку НДС еще понизили до 18 %.

Налог на добавл. стоимость – сложнейший налог, если рассматривать его со стороны налог. администрирования. Более половины всего рабочего времени уходит на его обслуживание. Налоговые органы наращивают контроль за данным налогом, ведь НДС один из самых коррупционных налогов. Связано это с порядком возмещения НДС, который увеличивает рост расходов страны. Сейчас появилось много фирм-однодневок, которые, не производя ничего, получают огромный возврат НДС из бюджета.

Косвенные налоги в России стабильно приносят одну треть всех доходов государства. За время существования налоговой системы в НДС вносилось множество изменений. И до сих пор в России не до конца усовершенствован НДС, т.к. в законах уж очень много спорных моментов.

Конечно, история НДС этим не закончится, ведь реформирование данного налога осуществляется постоянно.

С 1 января 2019 года налоговая ставка увеличивается с 18 до 20 процентов. 10-процентная ставка для отдельных видов товаров останется неизменной.

Закон РФ 6 декабря 1991 г. №1992-1 Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Закона РФ от 16 июля 1992 г. №3317-1 Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Фед. закона от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Фед. закона от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ
28% 10% - по продо­вольственным това­рам (кроме подак­цизных) и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ 10 % - по продо­вольственным това­рам (за исключени­ем подакцизных) по перечню, утвержда­емому Правительст­вом РФ, и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ 10 % - по продо­вольственным това­рам (за исключени­ем подакцизных) по перечню, утвержда­емому Правительст­вом РФ, и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ; 10 % - по зерну, са­хару-сырцу; рыбной муке, рыбе и море­продуктам, реализу­емым для использо­вания в техничес­ких целях, кормо­производства и производства ле­карственных пре­паратов
20 % - по осталь­ным товарам (рабо­там, услугам), включая подакциз­ные продовольст­венные товары 20 % - по осталь­ным товарам (рабо­там, услугам), включая подакциз­ные продовольст­венные товары

322 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

Первоначально ставка НДС была единая - 28%. Впоследствии ис­пользовались стандартная ставка 20% и пониженная ставка 10% для определенных категорий товаров (табл. 9). Следует отметить, что спе­циальный налог, взимавшийся с 1 января 1994 г. до 1 января 1996 г., фактически представлял собой надбавку к НДС. Он рассчитывался по отношению к той же базе, и на него распространялись нормы законо­дательства по НДС. Первоначальная ставка специального налога была установлена в размере 3%, а с 1 января 1995 г. ставка составляла 1,5%.

Акцизы на отдельные группы и виды товаров были введены Зако­ном РФ от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах» (с изменениями от 16 июля, 22 декабря, 25 декабря 1992 г., 6 августа 1993 г.). Закон устанавливал порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, этилового спирта из пищевого сырья (кроме отпускаемого для выра­ботки ликероводочных изделий и винодельческой продукции), пива, табачных изделий, шин, легковых автомобилей, грузовых автомоби­лей грузоподъемностью до 1,25 тонны, ювелирных изделий, брилли­антов, изделий из хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых из­делий, одежды из натуральной кожи, а также отдельных видов мине­рального сырья, определяемых Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом РФ.

Впоследствии акцизы взимались на основании Федерального за­кона от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Рос­сийской Федерации «Об акцизах», в соответствии с которым вся прежняя система исчисления и взимания акцизов была коренным об­разом реформирована. Объектами обложения стали: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натураль­ное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием эти­лового спирта более полутора процентов от объема единицы алко­гольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табач­ные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизирован­ный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, оп­ределяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минераль­ного сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительст­вом РФ (подакцизные товары). Новая система акцизов введена с 1 ян­варя 2001 г.

Налог на доходы банков устанавливался Законом РСФСР от 12 де­кабря 1991 г. «О налогообложении доходов банков» с 1 января 1992 г.16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг. 323

и применялся при расчетах с бюджетом начиная с итогов деятельнос­ти банков в 1992 г. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г. был отменен действующий порядок налого­обложения доходов банков и кредитных учреждений. Их налогообло­жение стало осуществляться в порядке и на условиях, определенных Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Налог на доходы от страховой деятельности устанавливался За­коном РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от стра­ховой деятельности» (с изменениями от 16 июля и от 22 декабря 1992 г.). Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 янва­ря 1994 г. был отменен ранее действовавший порядок налогообложе­ния страховых организаций, а налогообложение страховых организа­ций стало регулироваться Законом РФ «О налоге на прибыль пред­приятий и организаций».

Налог на операции с ценными бумагами первоначально был введен Законом РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2023-1 «О налоге на опера­ции с ценными бумагами». Плательщиками были юридические и фи­зические лица, осуществляющие в установленном порядке соответст­вующие операции. Операциями с ценными бумагами признавались действия или намерения плательщика налога, направленные на воз­никновение имущественных прав в отношении акций, сберегательных сертификатов, облигаций независимо от их вида, условий обращения и номинала и переводных векселей посредством заключения договора и регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспектом эмиссии ценных бумаг являлось подлежащее регистрации письменное заявле­ние юридического лица о намерении произвести первичную эмиссию ценных бумаг.

Объектами налогообложения были цена договора и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг. Налог на операции с ценными бу­магами взимался по следующим ставкам: при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг в размере 0,5% номинальной суммы эмиссии. При этом эмитент, осуществлявший первичную эмиссию ценных бумаг, уплачивал налог в виде платы за регистрацию проспекта эмис­сии. В случае отказа в регистрации проспекта эмиссии налог не воз­вращался; при покупке государственных ценных бумаг в размере 1 руб. с каждой 1000 руб.; при заключении договора купли-продажи ценных бумаг с каждого участника сделки ценных бумаг в размере 3 руб. с каждой 1000 руб.

Освобождались от уплаты налога на операции с ценными бумага­ми: юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые эмиссируемые акционерным обществом с момента его государствен­ной регистрации; эмитент, осуществляющий первичную эмиссию цен-324 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

ных бумаг; юридические лица, осуществляющие в установленном по­рядке посреднические операции с ценными бумагами за счет и по по­ручению клиента.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в указанный закон Федеральным законом от 18 октября 1995 г. № 158-ФЗ «О вне­сении изменений в Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами», налог стал фактически налогом на эмиссию ценных бумаг. Налогоплательщиками остались только юридические лица - эмитен­ты ценных бумаг. Объектом налогообложения стала номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. При этом объек­том обложения данным видом налога не является: номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих пер­вичную эмиссию ценных бумаг; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реоргани­зации в форме слияния, разделения или выделения акционерных об­ществ; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного об­щества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолида­ции или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества; номинальная сумма вы­пуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации разме­щенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае умень­шения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций. Ставка налога была установлена в размере 0,8% но­минальной суммы выпуска ценных бумаг.

Подоходный налог (налог на прибыль с предприятий) был введен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». С 1991 до 2000 г. в указанный Закон было внесено свыше 20 изменений и дополнений.

В отношении плательщиков налога основные изменения были осу­ществлены в связи с принятием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270. В перечень налогоплательщиков были дополнительно включены: коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала и иностранные банки, получившие лицензию Центрального банка РФ; Банк внешней торговли РФ, Сбе-16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг. 325

регательный банк РФ; кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций; Центральный банк РФ и его учреждения в части прибыли (дохода), полученной от деятельности, не связанной с регулировани­ем денежного обращения; филиалы банков и страховых организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный счет (корреспондентский счет или корреспондентский субсчет), включая филиалы иностран­ных банков-нерезидентов, получивших лицензию Центрального банка РФ на проведение на ее территории банковских операций; страховые организации и предприятия (страховщики), получившие лицензию на право заниматься страховой деятельностью в Государственном стра­ховом надзоре РФ, а также филиалы этих предприятий, имеющие от­дельный баланс и расчетный счет. Эти изменения были связаны с от­меной налога на доходы банков и налога на доходы от страховой дея­тельности. Распространению на указанные организации и предпри­ятия налога на прибыль сопутствовало создание для них особых условий (режимов) налогообложения прибыли. Кроме того, для этих организаций и учреждений на уровне регионов могли устанавливать­ся ставки, отличные от тех, которые устанавливались для остальных предприятий и организаций - плательщиков налога на прибыль.

В соответствии с Законом от 25 апреля 1995 г. № 64-ФЗ было ус­тановлено, что по предприятиям, в состав которых входят территори­ально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдель­ного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, за­числение налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов РФ, производится в доходы бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, оп­ределяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фон­дов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действу­ющим на территориях, где расположены эти предприятия и структур­ные подразделения.

В соответствии с Законом от 31 июля 1998 г. № 143-ФЗ было уста­новлено, что организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Наиболее часто изменения и дополнения затрагивали объект обло­жения налогом на прибыль, порядок исчисления и уплаты, а также налоговые льготы. В разные годы были введены фактически особые326 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

условия налогообложения для предприятий банковской, страховой, инвестиционной сфер, для брокерской и посреднической деятельнос­ти, сельского хозяйства, для предприятий и организаций железнодо­рожного транспорта, энергетики, нефтяной и газовой промышленнос­ти и ряда других отраслей.

Первоначально для предприятий с иностранными инвестициями существовали более благоприятные условия по сравнению с общим режимом налогообложения прибыли. Так, предприятия с иностран­ными инвестициями в течение года производили квартальные авансо­вые взносы налога в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определялась исходя из предполагаемой прибыли и ставки. Налог на прибыль, фактически полученную за ис­текший календарный год, исчислялся на основании бухгалтерского отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Уплата на­лога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета. Для российских пред­приятий и организаций были установлены системы ежеквартального исчисления и уплаты указанного налога. Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготный режим для предприятий с иностранными ин­вестициями был упразднен (исключен п. 4 ст. 8 Закона РФ от 27 де­кабря 1991 г. № 2116-1).

Важным этапом реформирования системы налога на прибыль было принятие Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685, кото­рым устанавливалось, что в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций начиная с 1 января 1998 г. осуществляется периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. До этого Указа в налоговой базе пред­приятий значительную долю составляла инфляционная составляю­щая.

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 62-ФЗ было установ­лено, что при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учиты­вается разница между продажной ценой и первоначальной или оста­точной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительст­вом РФ (см. п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1).

Первоначально были установлены следующие ставки налога на прибыль (ст. 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1): на прибыль предприятий и иностранных юридических лиц - 32%, для бирж и16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг.

брокерских контор, а также предприятий - по прибыли от посредни­ческих операций и сделок - 45%. Впоследствии была установлена система, в соответствии с которой устанавливалась единая ставка на­лога, зачисляемого в республиканский бюджет РФ, для всех предпри­ятий и организаций, а органам государственной власти субъектов РФ было предоставлено право самостоятельно повышать ставку налога на прибыль, но не более чем в установленном законом размере (размер ставок по налогу на прибыль приведен в табл. 10).

Как известно, с 1 января 2004 года снижается основная ставка НДС с 20% до 18% (в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ в пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ). Некоторые ситуации, которые в связи с этим могут возникнуть в переходном периоде, рассматривает И. Берко, аудитор, методист отдела разработки типовых решений фирмы "1С".

1. Выписка документов (накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур и т.п.) при реализации после 1 января 2004 года товаров, работ, услуг, облагавшихся до 1 января 2004 года НДС по ставке 20%, должна осуществляться с НДС по ставке 18%.

Пример 1.

ООО "Наша фирма" осуществляет отгрузку пальто мужских, цена - 3000 руб. за единицу без НДС. Если раньше цена с НДС 20% составляла 3600 руб., то после 1 января 2004 года цена станет 3540 руб. (в том числе НДС 18% - 540 руб.).

Для отражения операций "переходного" периода необходимо учесть следующие моменты:

1. Снижение ставки НДС, вообще говоря, означает уменьшение продажной цены с НДС (именно это является наиболее точным отражением изменения законодательства, без каких-либо изменений в ценовой политике). Однако, вполне возможно, что руководство предприятия примет иное решение, например, оставить прежними отпускные цены с НДС, что фактически означает повышение отпускных цен без НДС.

а) Цена пальто без НДС - 3 000 руб. Руководством решено, что с применением ставки НДС 18% цена товара без НДС не изменяется. Соответственно, отпускная цена с НДС 18% составит 3540 руб., вместо прежней цены 3600 руб. (в т.ч. НДС 20% - 600 руб.).

б) Тот же случай, но руководством принято решение о сохранении отпускных цен с НДС, несмотря на снижение ставки НДС. Тогда новая цена без НДС равна 3600 * 100 / 118 = 3050,85 руб.

2. Ситуация, сходная с описанной выше, возникает и у комиссионера, при наличии у него остатков нереализованных комиссионных товаров. В этом случае решение об изменении цен должен принимать комитент. При изменении цены с НДС следует скорректировать остатки по счету 004 "Товары, принятые на комиссию".

3. Если исполнение договоров предполагается осуществлять после 1 января 2004 года, то следует заранее предусматривать во всех документах (договорах, счетах на оплату и т.д.) ставку НДС 18% вместо ставки 20%. Даже если договор был заключен ранее со ставкой НДС 20%, закон в любом случае имеет приоритет перед договором, и в 2004 году будет применяться ставка 18%.

2. Отражение в книге продаж и книге покупок

В настоящее время формы книг продаж и покупок и порядок их заполнения регулируются постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Если в данный документ не будет внесено изменений, то, по нашему мнению, продажи с НДС по ставке 18% (а также с применением расчетной ставки 18% / 118%) должны отражаться в тех же графах, что и ранее - продажи с НДС 20% (соответственно, покупки - тоже).

Пример 2.

Организация выписала покупателю "Фирма А" счет-фактуру № 128 от 25.12.2003 на сумму 12000 руб., в т.ч. НДС 20% - 2000 руб., а также счет-фактуру № 11 от 04.01.2004 на сумму 23600 руб., в т.ч. НДС 18% - 3600 руб.
Оплата по обоим счетам-фактурам поступила 11.01.2004. Организация определяет выручку от реализации "по оплате".
Тогда записи в книге продаж за январь 2004 года будут выглядеть так:

Здесь также выявляется проблема, возникающая только у тех, кто определяет выручку "по оплате" - какую ставку НДС следует применять, если отгрузка была осуществлена в 2003 году, а оплата поступила в 2004 году.

Сейчас на этот счет существует два мнения.

Первое состоит в том, что налоговая ставка при исчислении налога применяется к налоговой базе, а не к объекту налогообложения (п. 1 ст. 166 НК РФ). Налоговая база в приведенном выше примере определяется в 2004 году, следовательно, к ней уже должна применяться ставка 18 %, а не 20 %, несмотря на то, что ранее был выписан счет-фактура с НДС по ставке 20 %. То есть организация в связи с изменением законодательства и сложившимися обстоятельствами, вероятно, может выставить новый счет-фактуру взамен ранее выданного (в приведенном примере НДС вместо 2 000 руб. составит 1800 руб., а общая сумма по счету-фактуре - 11 800 руб.), и вернуть покупателю "лишние" 200 руб. После этого может быть скорректирована книга продаж в сторону уменьшения НДС на 200 руб. Если организация не переоформляет счет-фактуру, то она начисляет и уплачивает в бюджет весь НДС, полученный от покупателя по счету-фактуре от 25.12.2003 № 128, то есть по ставке 20 %. С практической точки зрения самим предприятиям выгоднее не менять счета-фактуры (в экономическом смысле большой разницы нет - платить "лишний" НДС в бюджет или возвращать его покупателю).

Другое мнение - в том, что обязанность по уплате НДС связывается именно с возникновением налоговой базы, а не с моментом ее определения для исчисления налога, установленным статьей 167 НК РФ. При этом появление налоговой базы обуславливается возникновением объекта налогообложения. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) в 2003 году у налогоплательщика возникает налоговая база и, следовательно, появляется обязанность по внесению в бюджет НДС, исчисленного по ставке, действующей в указанный период времени (20 %).

Данный вывод основывается на положениях пункта 1 статьи 168 НК РФ, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. Поскольку сумма НДС выделена в цене товара с учетом норм НК РФ, действующих в период применения ставки НДС 20 %, эта сумма налога должна быть перечислена в бюджет.

В типовых конфигурациях системы программ "1С:Предприятие" пользователи смогут выбирать, какой из указанных точек зрения следовать.

3. Отгрузка под авансы, полученные до 1 января 2004 года

В этом случае применяются следующие правила:

  • размер НДС, исчисленного с реализации (по ставке 18%) не зависит от того, был ли ранее получен аванс и по какой ставке был исчислен с него НДС;
  • закон, в соответствии с которым вместо ставки 20% применяется ставка 18%, имеет приоритет перед ранее подписанным контрактом, в котором оговорен НДС по ставке 20%;
  • к вычету при реализации принимается НДС с аванса, который был фактически начислен в бюджет (например, по ставке 20% / 120%).

Пример 3.

Нашей организацией в декабре 2003 года был получен аванс в сумме 36000 руб., исчислен НДС с аванса к уплате в бюджет в сумме 6000 руб. (по ставке 20% / 120%). По контракту мы должны отгрузить товар на общую сумму 36000 руб., в т.ч. НДС 6000 руб.:
1. В январе 2004 года производится отгрузка товара по контракту на сумму 35400 руб., в том числе НДС 18% - 5400 руб. (количество и цена без НДС не изменились и соответствуют контракту).
2. Одновременно пропорционально принимается к вычету НДС с аванса: 6000 / 36000 * 35400 = 5900 руб.
3. Производится возврат покупателю неиспользованной суммы аванса - 600 руб., в т.ч. НДС 20% - 100 руб.
4. НДС с возвращенного аванса в сумме 100 руб. принимается к вычету.

Если по договоренности с покупателем, мы все же отгрузили ему товар на всю сумму аванса - 36000 руб. с сохранением договорных цен без НДС, то есть большее количество, то эта операция будет отражена следующим образом:
1. Отражается реализация товара на сумму 36000 руб., в т.ч. НДС 18% - 5491,53 руб., т.е. сумма реализации без НДС составит 30508,47 руб.
2. Одновременно предъявляется НДС с авансов к вычету в сумме 6000 руб.

Следует также отметить, что платить НДС с аванса, полученного в 2003 году, нужно в любом случае по ставкам, действующим в 2003 году (например, 20% / 120%), даже если заранее известно, что отгрузка будет произведена в 2004 году. Это связано с тем, что включение аванса в налоговую базу происходит в период его получения.

4. Оплата приобретенных до 1 января 2004 года ценностей

Ценности, приобретенные до 1 января 2004 года с НДС 20%, оплачиваются с НДС 20% с последующим предъявлением соответствующих сумм к вычету (если право на вычет имеется) при условии, что поставщик не внесет изменения в документы (счет-фактуру и т.д.). О двух точках зрения на вопрос о возможности внесения изменений в счет-фактуру читайте выше.

Пример 4.

В декабре 2003 года наша организация приобрела материалы на сумму 120000 руб., в т.ч. НДС 20% - 20000 руб., и оплачивает их 20.01.2004 года. Поставщик никаких измененных документов не представил. В платежном поручении должен быть отдельно указан НДС в сумме 20000 руб. (или пропорционально этой сумме - при частичной оплате). Сумма оплаченного НДС может быть принята к вычету в установленном порядке (например, все 20000 руб.).

5. Возврат товаров

Если имеется одно из предусмотренных законом оснований по возврату товаров поставщику, например, некачественный товар, то такое действие рассматривается как аннулирование сделки. То есть, возвращая товар, мы не проводим новую операцию по его реализации, а корректируем предыдущие операции. Снижение ставки НДС на товары, полученные в 2003 году, не влияет на оформление документов по возврату товаров в 2004 году. В этом случае документы оформляются с НДС по ставкам, действовавшим в 2003 году (например, 20%).

Все это относится к ситуации, когда речь идет именно о возврате, и покупатель не выписывает новый счет-фактуру. В противном случае возврат оформляется как самостоятельная реализация и после 1 января 2004 года должны применяться новые ставки (например, 18%).

6. Исправление ошибок прошлых периодов

В 2004 году возможно выявление ошибок в учете, допущенных до 1 января 2004 года. Например, установлено, что был излишне начислен НДС. В этом случае, естественно, сумма ошибочно исчисленного НДС должна сторнироваться полностью, то есть по тем ставкам, которые действовали в момент совершения ошибки, а также должны быть внесены уточнения в декларацию по НДС за период совершения ошибки.

Пример 5.

30 января 2004 года бухгалтер обнаружил, что в декабре 2003 года в учете была дважды проведена реализация по счету-фактуре № 128 от 15.12.2003: вместо выручки 12000 руб. и НДС 2000 руб. было отражено 24000 руб. и 4000 руб. соответственно, и сумма начисленного НДС (4000 руб.) отражена в декларации, сданной 20 января 2004 года в налоговую инспекцию.
В бухгалтерском учете за январь 2004 года должны быть сделаны исправительные записи:
Дт 91.2/Убыток прошлых лет Кт 62.1/Покупатель 12 000 руб.; Дт 91.2/Убыток прошлых лет Кт 68.2 сторно 2 000 руб.

В налоговую инспекцию сдается скорректированная декларация, где выручка от реализации без НДС уменьшается на 10 000 руб., а сумма НДС к начислению - на 2000 руб.

7. Отражение изменений учета НДС в прикладных решениях фирмы "1С"

До 24.11.2003 года планируется выпуск релизов конфигураций для "1С:Предприятия 7.7", поддерживающих ставку НДС 18%: "Торговля + Склад" (ред. 9.2), "Учет и отчетность предпринимателя" (ред. 1.2), "Производство + Услуги + Бухгалтерия" (ред. 2.7), а также Комплексная конфигурация (ред. 4.4).

В конфигурации "Упрощенная система налогообложения" (ред. 1.2) применение ставки 18% (например, при комиссионной торговле) возможно уже в выпущенном релизе 7.70.123.

Релизы конфигураций "Бухгалтерский учет" и "Бухгалтерия для бюджетных организаций", обновление для "1С:Бухгалтерии 6.0" и новая редакция 10.1 конфигурации "Управление торговлей" для "1С:Предприятия 8.0" с поддержкой ставки 18% выйдут в декабре 2003 года.

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России - в справке “Ъ”.


1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка - до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка - 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее - вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,- завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,- заявил глава Минфина.

Этот налог уплачивают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые применяют основную систему налогообложения.

Суть налога

Плательщиком налога является конечный потребитель купленного товара или полученной услуги.

Это он уплачивает этот налог продавцу, так как последний включён в стоимость товара. А продавец, в свою очередь, уплачивает этот налог государству.

История

В России такой налог как НДС появился в 1992 году. Он был введён в действие .

Этот закон утратил свою силу в 2000 году, когда этот налог «перешёл» в ведение главы 21 НК РФ. Введение данного налога пришло в Россию из-за рубежа, а конкретнее, из США.

На сегодняшний день практика применения НДС во всех странах одинакова, различаются только ставки и льготы.

Ставка по НДС в России менялась несколько раз:

Впервые этот налог появился во Франции, в 1942 году. Он сформировался из налога с продаж, который во Франции не прижился, так как имел множество недостатков.

В 1948 году французским экономистом была придумана система уплаты и возмещения налога – прототип сегодняшнего НДС. В этом виде налог прижился не только во Франции, но и во всём мире.

Как уже упоминалось, Россия переняла опыт использования НДС у США. Именно в таком виде, в котором сейчас используется НДС, он был «доработан» американскими экономистами.

С 1990 года в России действовал налог с продаж, который не принёс желаемого эффекта. В 1992 году, когда экономика страны находилась на грани распада, нужно было заново выстраивать налоговую систему.

Тогда и возникло предложение о введение НДС. Сделано это было правительством Егора Гайдара, который и разработал вышеупомянутый закон.

Определение

Налог на добавленную стоимость это косвенный налог, который подлежит уплате в бюджет в момент реализации товара, или оказания услуги, или выполнения работ.

Он формируется на всех стадиях производства, и представляет собой плату за формирование конечной стоимости товара, работы или услуги.

Элементы налогообложения

Как и у любого другого налога, у НДС есть свои элементы. Это:

  • субъекты, то есть налогоплательщики. Такой налог уплачивают юридические лица и ИП, применяющие основной режим налогообложения. Спецрежимники тоже в некоторых случаях уплачивают НДС. Субъекты по этому налогу перечислены в ;
  • объекты налогообложения. На основании . объектами по этому налогу признаются:
  1. Реализация товаров и имущественных прав, а также выполнение работ и оказание услуг, подтвержденные .
  2. Ввоз товаров на территорию нашей страны.
  3. Передача на территории нашей страны товаров, которые нужны для собственных нужд налогоплательщика, и расходы на содержание которых не учитываются при налогообложении прибыли.
  4. Строительно-монтажные работы для собственного потребления.
  • место реализации – это может быть как территория нашей страны, так и нет. Для его определения необходимо руководствоваться положениями и ;
  • налоговая база – это основание, от которого отсчитывается налог. Она определяется в соответствии со ;
  • налоговый период – для НДС это месяц;
  • налоговые ставки – они могут быть равны 18%, 10% и 0% от налоговой базы;
  • порядок исчисления налога НДС;
  • налоговые вычеты;
  • уплата налога и отчётность по нему;
  • его возмещение по .

НДС для чайников

Если говорить простым языком, то НДС – это плата государству за то, что оно позволяет предпринимателям и юридическим лицам реализовывать товар, работы или услуги, при этом «накручивая» на них свою цену.

Это косвенный налог, то есть уплачивает го продавец товара, работы или услуги, но взимается он конечного покупателя продукции.

Пример: покупая хлеб у ИП Иванов, покупатель уплачивает стоимость батона в размере 36 рублей, из них НДС = 5,5 рублей. При этом, уплатил его покупатель, приобретя батон хлеба, а уплачивать в бюджет налог будет ИП Иванов.

Каждый налогоплательщик должен регистрировать «входящие» и «исходящие» счета-фактуры с помощью .

Именно в этих документах отражается сумма налога. Уплате в бюджет подлежит разница между «входящим» и «исходящим» налогом.

Начинающие предприниматели и бухгалтеры не знают, к каким налогам относится НДС – федеральный или региональный? И какой бюджет его уплачивать? НДС – это федеральный налог и уплачивать его нужно в федеральный бюджет.

Характеристика налога

Характеристикой НДС является:

  • налогоплательщики – то кто этот налог уплачивает. Подробно этот элемент описан в статье 143 НК РФ. Согласно этой статье, уплачивают налог организации и ИП, которые применяют общую систему налогообложения;
  • объект налогообложения – это то, что облагается этим налогом. Эти объекты перечислены в статье 146 НК РФ. К ним относятся выручка от реализации работ, товаров или услуг, а также имущественных прав на территории нашей страны, а также выручка от продажи ввезённого товара;
  • процентная ставка. В России действует 3 ставки по НДС – 18%, 10% и 0%. Процентные ставки указаны в ;
  • место реализации – это место, где реализуется товар, услуга и работа, и в куда следует уплачивать налог;
  • налоговая база – это основа для расчёта налога. Говоря простым языком, это выручка от реализации. Как правильно рассчитать налоговую базу, указано в статье 153 НК РФ. Формула для расчёта НДС выглядит следующим образом:
  • налоговый период – это период, за который НДС нужно рассчитывать и уплачивать. Согласно , налоговым периодом по НДС является месяц. То есть, уплате в бюджет подлежит сумма налога, которую налогоплательщик рассчитал за квартал;
  • налоговые вычеты. Каждый налогоплательщик имеет право применять налоговые вычеты. Вычесть из суммы исчисленного за квартал НДС можно ту сумму налога, которая образовалась при покупке товара, оказания услуг или выполнения работ сторонними организациями. Принимать такой НДС к вычету можно в том случае, если контрагент также использует ОСН и выставил счёт-фактуру с указанной суммой. Стоит помнить, что только наличие счёт-фактуры даёт право на применение вычета по .
  • порядок уплаты и сроки уплаты налога. Отчитываться по налогу нужно до 25 числа следующего месяца, который идёт после квартала. То есть:

Отчитываться нужно посредством . Уплачивать налог нужно до 20 числа каждого следующего месяца, который идёт за отчётным кварталом.

Налоговый период

Как уже упоминалось, налоговым периодом по НДС является месяц. Об этом говорится в статье 163 НК РФ.

Для налогоплательщиков, чья выручка от реализации за предыдущий квартал, без учёта НДС составила сумму меньшую, чем 2 млн. рублей, то для таких организаций и ИП налоговым периодом будет квартал.

Однако для всех организаций расчётным периодом является квартал. Исчислять сумму налога к оплате нужно каждый месяц. А уплачивать по итогам квартала.

Схема: расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет

Уплачивается налог каждый месяц, в течение следующего за расчётным квартала, равными частями. Например, сумма исчисленного за 2-ой квартал налога равна 210 тысяч рублей.

Следовательно, налогоплательщик должен уплатить до 20 числа каждого следующего месяца по 70 тысяч рублей – до 20-ого июля 70 тысяч, до 20-ого августа 70 тысяч и 20-ого сентября 71 тысяч.

Если же сумма налога к уплате не делится равными частями, то первые 2 раза нужно уплатить налог, округлив его в большую сторону до нулей, а в третий раз – в меньшую.

Например, сумма налога к уплате за 2-ой квартал равна 167 тысяч рублей. В этом случае, налогоплательщик дожжен заплатить до 20-ого июля и 20-ого августа по 55667 тысяч рублей, а до 20-ого сентября – 55666 рублей.

В них сказано, что не будет являться нарушением налогового законодательства уплата НДС всей суммой за квартал, то есть налогоплательщик не будет «дробить» сумму налога к уплате, а заплатит её сразу всю разовым платежом.

Для чего нужен

Зачем нужен НДС? Почему он сменил на «своём посту» налог с продаж в 1992 году? Косвенные налоги активно играют ведущую роль в формировании федерального бюджета.

И НДС не является исключением. Из этого налога состоит большая часть доходной части бюджета нашей страны. Только из НДС состоит 40% дохода бюджета.

Из года в год поступления от НДС только увеличиваются. Это говорит о том, что в России появилось много крупных налогоплательщиков, которые не имеют налогового права применять льготные режимы.

С ростом поступлений НДС не уменьшается число уклонистов. За последние 5 лет их количество уменьшилось только на 2% – это «капля в море» по сравнению с их общим количеством.

Ежегодный ущерб от деятельности таких компаний и ИП ежегодно составляет 30 млрд. рублей.

Выгодно ли работать с НДС

Открывая свой бизнес, стоит задуматься о выборе системы налогообложения – основной режим или один из льготных. Конечно, существуют такие виды деятельности, на которых нельзя применять льготный режим.

Но, в большинстве своём, начинающий предприниматель задумывается – а в чём выгода работы на НДС и стоит ли применять этот режим?

Конечно, дело в возмещении налога, работая с такими же партнёрами, налогоплательщик «компенсирует» себе налог.

Видео: НДС с 2015 года — шокирующая новость для бухгалтеров и бизнесменов

Стоит напомнить, что уплате подлежит разница между «выставленными» и «полученными» счетами-фактурами. На практике выходит не такая уж большая сумма.

Именно поэтому, предприятия, применяющие ОСН, не желают работать с льготниками. Последние не уплачивают НДС, а, следовательно, не могут его и возмещать.

Работа без налога на добавленную стоимость

Однако льготников по НДС с каждым годом делается всё больше. Некоторые крупные предприятия открывают небольшие компании для осуществления только одного вида деятельности, который является льготным.

Так выгоднее работать. Для чего нужен налог на предприятии и какие плюсы, и минусы его использования?

Плюсы

Главным плюсом работы без НДС является то, что количество отчётности уменьшается в разы. НДС самый неоднозначный налог в России, и порой даже опытные бухгалтеры путаются с начислением.

Что уж говорить о молодых предпринимателях, которые только познают азы бизнеса и бухгалтерии. Расчёты по НДС и составление отчётности по этому налога занимает львиную долю рабочего времени бухгалтера в отчётный период.

В некоторых крупных компаниях есть бухгалтер, который занимается только расчётом НДС к уплате и составлением отчётности по нему.

Минусы

Однако есть и минусы в работе на льготном режиме. Главный – это невозможность работать с крупными покупателями и заказчиками.

Дело в том, что, если организация работает без НДС, то она его не возмещает. Крупные заказчики и покупатели «теряют» те суммы налога, которые не возмещает льготник.

Например, ООО «Бета» применяет ОСН, а ООО «Альфа» – льготник. ООО «Бета» купило и ООО «Альфа» товар на сумму 1 180 рублей (НДС – 180 рублей).

Так как ООО «Альфа» является льготником и не уплачивает НДС, то и выставить счёт-фактуру с суммой налога они не могут. Следовательно, ООО «Бета» «потеряло» 180 рублей – их придётся уплачивать самим.

Можно добровольно «уйти» с льготного режима, просчитав все плюсы и минусы работы на нём. Об этом задумываются, когда на «горизонте маячит выгодный контракт».

Большие суммы доходов «перекрывают» все минусы работы на НДС – ежеквартальной сдачи отчётности и ведение журналов по учёту счётов-фактур.

Актуальные проблемы

Главной проблемой НДС является правильный расчёт его налоговой базы для начисления. Существуют такие «неоднозначные» операции, по которым расчёт налоговой базы можно провести несколькими способами.

Например, предприятию была выставлена претензия на сумму 100 тысяч рублей за некачественный товар. Облагается ли претензия НДС? В НК РФ подробно об этом ничего не сказано.

Однако есть , в котором сказано, что исчислять НДС с суммы претензии не нужно.

Неправильный расчёт налоговой базы приведёт к неправильной расчёту суммы налога, и, как следствие, к некорректной уплате. Уплата неполной суммы налога является налоговым правонарушением и несёт за собой ответственность.

В 2015 планировали вернуть налог с продаж. Пока этого не сделали, но законотворцы не «забросили» эту мысль. Налог с продаж является главным «конкурентом» НДС.

По сути, получается двойное налогообложение с продаж – и НДС, и налогом с продаж. Бремя уплаты этих налогов ложится на конечного потребителя.

С 2015 года значительно «потолстела» декларация по НДС. Теперь в неё входят журналы учёта «входящих» и «исходящих» счетов-фактур.

Это не вызвало особенной радости у бухгалтеров. Но добавило работы налоговикам. Это было сделано для того чтобы отслеживать уклонистов от уплаты НДС.

И хотя НДС действует уже много лет, есть некоторые недоработки по исчислению налоговой базы и самого налога.

Видео: важная тема. НДС при возмещении транспортных расходов

НДС самый сложный и неоднозначный косвенный налог в России. Налоговики следят за его расчетом и уплатой больше, чем за другими налогами.

Этот косвенный налог является основой формирования доходной части бюджета нашей страны.

Размер пени будет напрямую зависеть от суммы задолженности, а также периода просрочки. СодержаниеЧто нужно знать Как оформляются пени за несвоевременную уплату НДС Как быть при обнаружении задолженности налоговой инспекцией Очень важно правильно начислить пени на НДС, чтобы полностью исполнить обязательства перед...

Суммы, полученные от поставщиков, могут входить в состав себестоимости товаров или прочих расходов при осуществлении учета. СодержаниеОбщие сведения: Как списать НДС на расходы Списание кредиторской задолженности при НДС Общие сведения: Включение входящего НДС в состав расходов для некоторой категории...

Справка по форме 2-НДФЛ позволяет увеличить вероятность получения кредита, снизить процентную ставку. СодержаниеЧто нужно знать Получение справки для кредита Если кредит в Сбербанке Кредит без справки 2-НДФЛ В большинстве случаев её наличие необходимо для одобрения кредитной заявки, иначе кредитный комитет даже не...

Перед руководителями и бухгалтерами стоит задача – проводить бухгалтерский учет всех операций, что выполняются на предприятии. Но далеко не всегда все проходит гладко. СодержаниеЗачем это нужно? Самостоятельная проверка Проверка НДС налоговыми органами Особенности выездной налоговой проверки Составление документации,...

При возникновении ситуации возмещения ИФНС назначает камеральную проверку. СодержаниеОбщие сведения Как проводится камеральная проверка при возмещении НДС Отказ возмещения налога Возврат сумм из бюджета производится на основании заявления после положительного решения, принятого налоговым органом. Общие сведения...

Так что же ждёт налогоплательщиков этого непростого налога в наступающем году? СодержаниеЧто нужно знать Порядок начисления НДС Особенности исчисления налога Что нужно знать Сумма НДС к уплате исчисляется как произведение налоговой базы к процентной ставке по налогу. Однако определение величины налоговой базы вызывает...

Многие плательщики НДС обычно сталкиваются с различными проблемами при ведении учёта своей хозяйственной деятельности. Чаще всего возникают трудности при проведении исчислений налоговой нагрузки. СодержаниеЧто нужно знать: Общие правила заполнения При отсутствии деятельности за отчетный период Как заполнить нулевую...

Выбор определенного способа полностью зависит от налогоплательщика. Также имеет большое значение тип налогообложения, выбранный организацией. СодержаниеОбщие сведения Порядок действий при зачете НДС к возмещению Налог к зачету авансов Налоговые вычеты Что ещё нужно знать Так как от этого непосредственно зависит...

Этот принцип утвержден в статье 146 НК РФ. Одновременно законодатель не придаёт значения субъекту, который совершает сделку по продаже этих товаров, работ или услуг, будь это отечественная фирма или зарубежная. СодержаниеЧто это такое Место реализации услуг по НДС с 1 октября 2019 года (таблица) Непредусмотренные...

Бывает, что предприятие ведет деятельность по операциям, что облагаются по различным ставкам или не облагаются НДС вовсе. СодержаниеОбщие сведения Порядок распределения входного НДС Распределение налога по косвенным расходам в программе 1С Особенности Как же поступать при учете, как определить пропорции расчетов, что...

Чтобы определить, выставляется ли счет фактура без НДС продавцом, необходимо знать все законные основания. Составленный документ без ошибок, придерживаясь всех установленных правил – залог отсутствия проблем с налоговыми структурами. СодержаниеОбщие сведения Порядок составления Особенности Рассмотрим все нюансы,...

Государство предоставляют по этому налогу льготу. Какие льготы предусмотрены налоговым законодательством? СодержаниеОбщие сведения Перечень налоговых льгот по НДС Коды налоговых льгот Особенности применения основных льгот Отказ от льготы Общие сведения Льготы по НДС предоставляются в виде пониженной ставки....

Взимание пени по налогу НДС определяется за каждый день просрочки. СодержаниеЧто нужно знать Как рассчитать пени по НДС по ставке рефинансирования (законная неустойка) В расчет берется календарный период с даты, следующей за днем обязательного платежа. Что нужно знать Начиная с 2019 года, расчет пени производится по новым...

На территории РФ действует НДС по приобретенным ценностям. Его выплата обязательна для всех организаций, ведущих коммерческую деятельность. СодержаниеОбщие сведения Учет НДС по приобретенным ценностям НДС в балансе (счет 19) Что нужно знать о регистре накопления? Общие сведения Налог на добавочную стоимость по...