Государственная организация или частное предприятие - что выбрать? Что такое государственная компания: особенности, преимущества. Крупнейшие государственные компании России: список, рейтинг

Ася Иванова
Источник: Работа для Вас

В жизни вообще редко все бывает идеально. Свои плюсы и минусы имеются везде. В бюджетных организациях мало платят, зато соблюдают трудовое законодательство. В частной компании есть надежда на большие доходы, но не

В жизни вообще редко все бывает идеально. Свои плюсы и минусы имеются везде. В бюджетных организациях мало платят, зато соблюдают трудовое законодательство. В частной компании есть надежда на большие доходы, но не всегда имеется гарантия стабильности. Так что же лучше?

Мое государство меня бережет

Итак, вы пришли работать на государственное предприятие. Однозначным плюсом этого выбора является то, что ваше трудоустройство произойдет в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Это означает, что:

Вы гарантированно получите запись в трудовой книжке, и с вами заключат трудовой договор;

Вся ваша зарплата будет "белой" (то есть вы будете исправно платить налоги и пенсионные отчисления);

Вы имеете право на 28-дневный оплачиваемый отпуск, а также на отпуск по уходу за ребенком и больничный;

Вас не вышвырнут на улицу, не соблюдя все предписанные законом правила (предупреждение за 2 недели, выходное пособие и пр.)

Работа на государство, как правило, предполагает нормированный рабочий день и плату за переработку, оговоренную тем же ТК.

И, что немаловажно для соискателей, находящихся в возрасте от 40 и выше, государственные предприятия предъявляют гораздо меньше ограничений касательно верхней планки возраста своих работников.

Основным минусом по сравнению с частными фирмами будет сравнительно невысокая заработная плата. Разница в окладах для специалистов, выполняющих примерно одинаковый объем работы, при работе на родное государство или "на дядю", может доходить до 100%.

Кроме того, если частный работодатель индексирует зарплату в соответствии со своим пониманием ценности сотрудника, то государственные индексации зависят от постановлений российского правительства и, в некотором роде, уравнивают всех работников, на корню убивая инициативность и желание развиваться.

Капитализм в полный рост

В большинстве частных компаний вам тоже предложат работать по трудовой книжке или договору, но факт работы не обязательно будет адекватно подкреплен в налоговой инспекции. Хотя карьера в частном бизнесе предполагает возможность гораздо более высоких дивидендов, чем в госкомпании. Зарплату, скорее всего, вы будете получать в конверте, а по "белой" ведомости ваш официальный доход не превысит 3-5 тысяч рублей.

Высокие зарплаты в полной мере предполагают реализацию принципа "хочешь жить - умей вертеться". Вам никогда не дадут забыть, что на это место претендует десяток-другой соискателей. Необходима постоянная демонстрация готовности трудиться не покладая рук, что придется подкреплять стахановскими переработками (которые вам вряд ли предложат оплатить дополнительно). Зато ваше усердие, скорее всего, будет оценено по достоинству, и принесет плоды в виде вожделенного карьерного роста и повышения по зарплате.

Правда, придется забыть о месяце блаженного "ничегонеделанья" на даче. Неделя (максимум две) отпуска - и снова пора выходить на работу. И не факт, что отпуск вам оплатят - этот нюанс обычно оговаривается "на берегу". То же относится и к отпуску по уходу за ребенком. В этом случае вообще велика вероятность, что беременность будет означать конец вашего существования в частной компании. Равно как и болезнь - в лучшем случае вам не оплатят бюллетень, в худшем - вы окажетесь на улице.

Устраиваясь работать в частную компанию, нужно помнить, что хозяин - барин. Вы никогда не докажете свою правоту, если вас уволят просто потому, что вы чем-то не угодили владельцу. И никто не запретит ему не взять вас на работу из-за того, что вы, на его вкус, выглядите не так, как, по его мнению, следует выглядеть сотруднику его предприятия. Если владелец на дух не переносит рыжих (толстых, неславянской внешности - нужное подчеркнуть), то биться и доказывать свой профессионализм бесполезно.

Конечно, правил без исключений не бывает. Да и ситуация во многих частных фирмах сегодня меняется к лучшему. По образцу западных аналогов, руководство заботится о своих сотрудниках, продумывает систему мотивации, обучает персонал за свой счет, предлагает социальный пакет, зачастую включающий в себя даже медицинскую страховку. Такая практика наиболее распространена в крупных компаниях и там, где присутствует иностранный капитал. Но это чаще всего автоматически означает жесткую корпоративную этику, когда неявка на устроенную руководством вечеринку расценивается как нелояльность в адрес руководства.

Вот в чем ответ

Где же все-таки лучше работать - в государственной или частной структуре?

На этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Если для вас важна карьера, высокие заработки, если вы чувствуете в себе задор и авантюризм, правильнее "продаться" частникам. Но пахать при этом придется на совесть и все время держать нос по ветру. Если же для вас стабильность важнее денег, а вечера в кругу семьи предпочтительнее трудовой вахты, то лучше искать работу на государственном предприятии.

На западе существует практика, которая, по всей вероятности, со временем придет и в Россию. Амбициозные молодые люди строят карьеру в частных компаниях, добиваются успеха, создают себе материальную базу, а после 40-45 лет уходят в менее энергоемкие государственные структуры.

Государственные предприятия очень редко дают (или почти не дают) платных объявлений о вакансиях в газетах, еще реже прибегают к услугам интернета. Зато они активно сотрудничают с муниципальными службами занятости, биржами труда и пр. Там и стоит искать работу в спокойном государственном болоте. Скучно, но стабильно. Денег немного, зато здоровье дороже.

В общественной дискуссии вокруг приватизации госактивов чуть ли не главным аргументом выдвигается постулат «Частное всегда лучше государственного». В западных экономических школах его вообще подают как неоспоримую истину. Я не согласен с такой постановкой вопроса так же, как и с целеполаганием, что для успеха рыночной экономики главное - приватизировать как можно больше государственного имущества. Приватизация, на мой взгляд, должна решать конкретные стратегические задачи того или иного общества, соответственно этот процесс не может быть одинаковым во всех странах. Он таковым и не является, если обратиться к зарубежному опыту. Китай, например, не приватизировал ни одной стратегической отрасли. Там открыли частную инициативу в области малого, среднего и выскокотехнологичного бизнеса, все остальное осталось под контролем государства. При этом мы являемся свидетелями китайского экономического успеха.

Мне не раз приходилось слышать, что приватизации в России противодействуют чиновники и менеджеры госкомпаний. На самом деле ей противодействует отсутствие четкой и ясной доктрины развития национальной экономики, в соответствии с которой и должны формулироваться цели приватизации тех или иных госактивов. Возьмем, к примеру, ОАО «РЖД». По указанию государства мы последовательно реализуем программу по вовлечению в коммерческий оборот избыточного имущества. С 2004 года по настоящий момент продано или передано в муниципальную собственность 5,5 тысяч объектов на сумму более 22,3 млрд. рублей. Есть примеры передачи в частную собственность и самых дорогостоящих активов, таких как «Первая грузовая компания». Приватизированы и поставлены в план приватизации «Желдорреммаш», «Желдорпроект», «Вагоноремонтные компании» ОАО «РЖД», т.е. активы, не являющиеся для нас профильными. Во всех этих случаях разработка планов приватизации и финансовых моделей осуществлялась менеджментом ОАО «РЖД», и затем уже они одобрялись соответствующими государственными ведомствами. Как же можно утверждать, что менеджмент ОАО «РЖД» противодействует этим процессам?! Такие утверждения являются в лучшем случае необоснованными. Мы считаем, что привлечение новой «крови» за счет частичной продажи акций несет позитивный эффект не столько с точки зрения получения дохода от приватизации, сколько из-за того, что оно фактически потребует окончательной доработки многих законодательных и нормативных актов, необходимых для реализации задач реформы. Кроме того, будет обеспечена выработка более эффективных решений за счет дискурса между государством и миноритарными собственниками.

Вообще, в ответе на вопрос, что лучше - государственное или частное, пора уходить от клише и стереотипов. Думаю, что все зависит от целей и эффективности управления. В частных компаниях, кстати, безобразий выявилось огромное количество, что довольно наглядно вскрыл кризис 2008 года. Частником движет жадность - об этом никогда не стеснялись говорить современные экономические теоретики (сейчас, правда, это уже не модно). Это, может, и хорошая мотивация в бизнесе, но не во всех областях. Практика показывает, что там, где речь идет о сбалансированности интересов общества в целом, такое утверждение не правильно. Если взять железнодорожную отрасль, то сегодня в мире кроме американских железных дорог нет ни одной приватизационной инфраструктуры, а вопрос о развитии и повышении эффективности железнодорожного транспорта стоит на повестке дня не только в России, но и в большинстве стран мира. На этот счет есть совершенно четкие дефиниции - с точки зрения общественного интереса, железные дороги должны быть государственными. Подтвердило это и недавно проведенное в Евросоюзе исследование (отчет скоро будет опубликован), результаты которого констатируют, что идея ухода от вертикально-интегрированных систем в ж/д транспорте несет в себе значительно больше негативного, чем позитивного. Классический пример в этом смысле - это полная приватизация Британских железных дорог. Она закончилась не только реальными трагедиями, вследствие безответственного отношения частных собственников к обеспечению безопасности движения, но и явила собой пример резкого снижения экономической и технологической эффективности по сравнению с железнодорожным транспортом других европейских стран. Стоимость услуг ж/д перевозок в Великобритании на 40% выше, чем в соседних европейских странах. Это официальная цифра, которую озвучивают сами англичане. А по сведениям вице-президента Международного союза железных дорог Мауро Моретти, стоимость пригородных перевозок в районе Лондона на 2000%(!) выше, чем в районе Рима. Так что совершенно не очевидно, что в инфраструктурных естественно-монопольных видах деятельности частный собственник сможет заменить государство с точки зрения обеспечения интересов общества в целом!

В связи с сомнениями в эффективности менеджмента госкомпанией хороший пример - очередное размещение ОАО «РЖД» на Лондонской бирже. Могу с гордостью сказать, что недавно мы закрыли книгу по размещению 10-летних облигаций в долларах под 4,05% годовых. Такого никогда не было в истории нашего рынка! ОАО «РЖД», которое на 100% принадлежит государству, на сегодняшний день привлекает заимствования на лучших условиях, чем любая частная компания в нашей стране. О чем это свидетельствует? О том, что госкомпания может и должна быть эффективной. Наличие у нее долгосрочной, утвержденной государством стратегии развития, которая спускается через решение Совета директоров менеджменту, профессионально выполняющему возложенную на него функцию - это и есть залог успеха. Сегодня рынок, международное инвестиционное сообщество признает РЖД именно такой компанией.

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.


Согласно статистике, Россия добыла в 2011 году 511,3 млн тонн нефти. Примерно половина добытой нефти отправлена на экспорт в сыром виде, вторая половина отгружена на нефтеперерабатывающие предприятия. Заводы произвели бензин, дизельное топливо, керосин, мазут и прочие нефтепродукты, из которых опять же половина ушла на экспорт. Таким образом, в сыром и переработанном виде на экспорт поставляется около 3/4 добытой нефти. Зачем Россия добывает так много нефти? Ответ несложно найти в тех же статистических материалах. Государственный бюджет на 49% сформирован за счёт доходов от нефтегазовой отрасли. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Пока Россия не может уйти от сырьевой зависимости, а значит возможности государства по финансированию здравоохранения, образования, обороны страны и выполнения прочих важнейших функций в значительной мере зависят от налоговых сборов с нефтяных компаний.

Профессиональные аналитики оценивают эффективность работы компаний при помощи множества сложных коэффициентов. По моему мнению, одним из важнейших показателей работы компании является её способность превращать запасы нефти, залегающие в недрах, в деньги, поступающие в бюджет страны. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, но всё же они не безграничны. Чем больше долларов перечислит в бюджет нефтяная компания с каждой тонны нефти, извлечённой из недр, тем лучше для страны и её граждан.

Добычу нефти в России ведут несколько компаний, как частных, так и государственных. Самыми крупными их них являются "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. Известно, что частные компании ведут бизнес намного эффективнее, чем государственные. Но меня больше интересуют не то, сколько зарабатывают акционеры, а сколько получает бюджет страны. По абсолютной величине платежей первое место по наполнению бюджета среди нефтяных компаний занимает "Роснефть", перечислившая в прошлом году $46,9 млрд. ЛУКОЙЛ находится на втором место по размеру платежей - $37,8 млрд. Однако, "Роснефть" извлекает из недр намного больше нефти, что неудивительно, ведь госкомпании выделяются самые лучшие месторождения. Если поделить размеры отчислений в бюджет на объём добычи, то получается, что с каждой тонны нефти "Роснефть" заработала для государства $383, а ЛУКОЙЛ - $418. Вторая государственная нефтяная компания, Газпром нефть, перечислила в бюджет $311 с тонны нефти. Парадоксально, но частный бизнес намного лучше решает задачу зарабатывания денег для государства!

Согласно Конституции России, все недра принадлежат государству. Компании, желающие разрабатывать месторождения полезных ископаемых, покупают лицензии у государства. Очевидно, что для государства выгоднее как можно дороже продавать лицензии, а достичь этой цели можно только при высокой конкуренции. В настоящее время перед частными компаниями построен ряд искусственных препятствий на пути к лицензиям, например они не могут вести разработку месторождений арктического шельфа. Конечно, при отсутствии заявок со стороны частников, госкомпании имеют возможность значительно сэкономить при покупке лицензий. Оберегая неэффективные госкомпании от конкурентов, государство проигрывает дважды - сначала задёшево отдавая лицензии, потом получая меньшие налоговые платежи по сравнению с тем, что могли бы заплатить частники. Где же логика?

Впрочем, есть надежда на исправление этой порочной практики. Глава правительства России Дмитрий Медведев заявил, что к 2016 году государство намерено полностью выйти из капитала "Роснефти". Но тут же отыскались противники приватизации, призывающие отказаться от этой затеи. Один из главных контраргументов заключается в том, что госсобственность придётся продавать "за копейки". Во-первых, для страны десятки миллиардов долларов, которые можно получить за акции госкомпаний - это вовсе не "копейки", во вторых - скидка за активы госкомпаний отчасти оправдана, инвесторы не хотят переплачивать за малоэффективный бизнес. Противники приватизации предлагают подождать до тех пор, пока государственное имущество не поднимется в цене. Вот только непонятно, на чём основана уверенность в том, что через некоторое время инвесторы поменяют свою оценку? Убеждённые противники частного капитала также предостерегают от потери контроля над стратегическими ресурсами. Но о какой потере контроля может идти речь, если согласно Конституции недра в любом случае принадлежат государству? Уж если на экспорт всё равно уходит 3/4 добытой нефти, вне зависимости от того, частная или государственная компания её добыла, следует позаботиться о том, чтобы эти ресурсы использовались с максимальной выгодой для бюджета страны.

Значимую роль в экономике РФ играют государственные предприятия. Соответствующего типа организации могут вести деятельность в самых разных сегментах национального хозяйства. Их учреждение и обеспечение работы имеет специфику. В чем она заключается? Какие типы госпредприятий распространены в России?

Что представляют собой государственные предприятия?

Государственное предприятие - субъект экономической деятельности, имущество которого находится в собственности органов власти - на федеральном или региональном уровне. Достаточно близким к нему учреждением по правовому статусу является муниципальное предприятие. Оно, в свою очередь, имеет активы, принадлежащие местным властям.

Государственные и муниципальные предприятия чаще всего относятся к категории унитарных, то есть их имущество не может быть распределено по долям. С точки зрения вида деятельности и те и другие могут не отличаться от частных бизнесов. Работа государственных и муниципальных предприятий может быть полностью коммерциализированной.

Специфика унитарных предприятий

Как мы отметили выше, государственные и унитарные предприятия России по правовой природе чаще всего являются унитарными. В чем специфика данного статуса фирм?

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Соответствующие активы неделимы и не могут быть, как мы отметили выше, каким-либо образом распределяться. Основные признаки унитарности фирмы:

  • юридическое лицо утверждается посредством выделения некоторого имущества, в то время как хозяйственные общества формируются, как правило, посредством объединения активов нескольких инвесторов;
  • право собственности всегда остается за учредителем фирмы;
  • распоряжение активами унитарного госпредприятия осуществляется исходя из принципа хозяйственного ведения или же оперативного управления.

Основной принцип управления государственным предприятием, относящимся к категории унитарных - наличие единоличного органа, принимающего решение. В то время как в хозяйственных обществах распространен принцип коллегиального принятия ключевых решений.

Для чего создаются унитарные предприятия?

С чем связана необходимость учреждения государством предприятий рассматриваемого типа? Это может связано, к примеру, с невозможностью приватизации тех или иных фирм, в то время как использование их ресурсов в коммерческих целях вполне возможно. В этом случае бизнес ведется в форме унитарного предприятия.

Еще одна возможная причина учреждения фирм рассматриваемого типа - необходимость решения социальных задач. Таких как, например, обеспечение занятости граждан. Бывает, что частные бизнесы не рассматривают вариантов с открытием производств в том или ином регионе в силу того, что это может быть нерентабельно.

В этом случае государство может учредить в соответствующем субъекте унитарное предприятие. Оно может быть не слишком прибыльным и даже иметь убытки, но сможет обеспечить занятость населения. Возможные долги фирмы вследствие убыточной бизнес-модели могут компенсироваться посредством государственных финансовых механизмов.

Учредительные документы госпредприятий

Государственные и муниципальные предприятия, как и другие юрлица, имеют учредительные документы. Главный из них - решение собственника. Таковым чаще всего выступает компетентный государственный орган. Другой важнейший учредительный документ госпредприятия - устав. Он утверждается тем же органом власти, который выносит решение об учреждении фирмы. В документах, о которых идет речь, должны быть зафиксированы цели деятельности предприятия.

Можно отметить, что государственное предприятие будет вправе заниматься только теми коммерческими активностями, что определены на уровне учредительных источников. Но фирма сможет осуществлять, в принципе, любые сделки, что необходимы ей для осуществления деятельности. Государственное предприятие, как и другие коммерческие структуры, может зарегистрировать фирменное название и иные признаки индивидуализации - например, логотип.

Создание госпредприятия и управление бизнесом

Создание госпредприятие осуществляется по инициативе компетентного органа власти - он, в частности, подписывает учредительные документы, о которых мы сказали выше. При этом собственник имущества фирмы, если она создается по принципу хозяйственного ведения, который рассматривается как один из самых распространенных, не отвечает по возникшим у компании обязательствам, не считая субсидиарной ответственности по факту банкротства фирмы, если оно допущено в результате его действий.

Собственник государственного предприятия имеет широкий круг полномочий. Так, он имеет право выносить решения о создании, изменении статуса и ликвидации фирмы, определять цели деятельности государственного предприятия, назначать и освобождать от должности директора фирмы, осуществлять контроль над использованием имущества фирмы, контролировать сделки компании с недвижимостью.

Кроме того, государственное предприятие в ряде случаев может быть обязано уплачивать собственнику часть прибыли.

Назначение уставного фонда госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику одного из важнейших элементов госпредприятия - уставного фонда. Данный ресурс также чаще всего формируемый исходя из принципа хозяйственного ведения, должен быть сформирован собственником еще до того как предприятие будет зарегистрировано. Минимальный размер соответствующего фонда должен удовлетворять критериям, прописанным в законодательстве.

Рассматриваемый ресурс госпредприятия является основным инструментом защиты интересов кредиторов. Если величина чистых активов компании будет ниже размера уставного фонда, то он также должен быть сокращен. Однако в этом случае кредиторы получают право запросить у фирмы досрочное исполнение имеющихся обязательств. Если чистые активы предприятия становятся меньше того минимального уровня, что определен в законодательстве, то оно должно быть ликвидировано.

Дочерние структуры госпредприятий

Государственные предприятия России могут учреждать дочерние структуры. Их имущество может быть отнесено исходя из принципа хозяйственного ведения как в сферу компетенции учредителя, так и, собственно, находиться под управлением самой дочерней фирмы. Соответствующая структура, как и основная компания, должна иметь собственный устав. Учредитель дочернего предприятия также должен назначить его директора. Ответственность субъекта, учреждающего дочернюю структуру, реализуется в рамках тех же юридических механизмов, что и в случае с собственником основного предприятия.

Госпредприятия в оперативном управлении

Альтернативой созданию госпредприятия по принципу хозяйственного ведения может быть учреждение фирмы по праву оперативного управления. Оно имеет ряд особенностей. В данном случае формируется не государственное предприятие (учреждение). Статус организуемой фирмы другой - федеральное казенное предприятие. Главным образом такие структуры учреждаются в промышленных сегментах. То есть представляют собой преимущественно производственные предприятия.

Как создаются госпредприятия в оперативном управлении?

Данного типа структуры создаются в соответствии с решениями правительства РФ. К ним приписывается имущество, которое входит в структуру федеральной собственности. Устав казенного предприятия также утверждается правительством РФ. Рассматриваемого типа структуры могут учреждаться как заново, так и посредством реорганизации госпредприятий иных типов. В том числе и тех, которые изначально формировались исходя из принципа хозяйственного ведения. Таковым может быть федеральное государственное предприятие. Если оно реорганизуется в казенное - то это не должно сопровождаться сокращениями кадров. Каждый сотрудник получает право перейти на работу на новое предприятие.

Устав казенного госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику устава казенного госпредприятия. В нем фиксируются: порядок предоставления отчетности, а также указываются ее формы, механизмы ответственности директора за результаты работы фирмы, обязательство по использованию государственных средств по назначению, виды коммерческой деятельности фирмы, а также то, в каком порядке должна распределяться прибыль организации. В уставе организации рассматриваемого типа также отражается фирменное название компании.

Какие в России есть госпредприятия: примеры

Какие в России функционируют известные государственные предприятия?

В числе таковых - ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России - компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании - производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.

К федеральным госпредприятиям относится Издательско-торговый центр «Марка». Данная издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.

В регионах РФ учреждено большое количество муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в самых разных сегментах. Данная форма коммерческих активностей также в достаточной мере популярна в России.

Госкорпорации РФ

Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также госкорпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего стоит отметить, что госкорпорации - это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов.

Госкорпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач. Одна из важнейших характеристик госкорпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие госкорпорации от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители госкорпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций.

Бизнесы с государственным участием

Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ - бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые - в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм. Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.

Резюме

Государственные и муниципальные предприятия - организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект. Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа - унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать госкорпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.