Превентивные критерии сомнительных операций в страховании. Сомнительные банковские операции


Налоговики имеют достаточно действенный инструмент, который позволяет в прямом смысле воспитывать налогоплательщиков, которые время от времени "забывают" либо налог заплатить, либо отчетность представить. Такая забывчивость "лечится" . Причем подобная "воспитательная" работа является более чем эффективной. И именно поэтому день ото дня перечень оснований, при наличии которых налоговики вправе "заморозить" счета налогоплательщика, становится все больше. Однако аналогичная беда может прийти и с другой стороны - банк может по собственной инициативе отказать клиенту в дистанционном обслуживании счета... И Банк России уже спустил банкирам соответствующую "Методичку".

В последние пару лет Банк России заметно ужесточил надзор в банковском секторе - лицензий лишаются не только мелкие банки, но и достаточно крупные "игроки". Причем причины подобного рода развития событий могут быть различными - от слишком рискованной , до... вовлечения банка в проведение сомнительных операций, цель которых вывести деньги за рубеж, незаконно обналичить и т.д. и т.п. При таких обстоятельствах очевидно, что банкиры, желающие остаться на плаву, должны, можно сказать, по струнке ходить и все рекомендации и указания, исходящие от Банка России, моментально принимать как руководство к действию. А с Методическими рекомендациями о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утвержденными Банком России 13 апреля 2016 г. N 10-МР, стоит ознакомиться и самим клиентам банков. Ведь из них можно узнать не только причины, по которым банк должен отказать в проведении той или иной операции, но и алгоритм действий, направленных на возобновление операций по счетам в обычном режиме.

Сомнительные операции

Еще в Письме Банка России от 31 декабря 2014 г. N 236-Т отмечался рост транзитных операций, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели. Тогда же главные банкиры страны выработали и признаки таких операций:
  • зачисление денежных средств от большого количества других резидентов с последующим списанием;
  • регулярность;
  • небольшой срок между зачислением и списанием;
  • проведение операций в течение длительного времени;
  • минимальность обязательств по уплате налогов при осуществлении деятельности клиента;
  • незначительный объем налоговых или иных обязательных платежей, осуществляемых по счету.
По оценке Банка России деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций. Банк России настоятельно рекомендовал запрашивать у таких клиентов информацию и документы, подтверждающие уплату налогов, или же документы, свидетельствующие о том, что оснований для уплаты таковых не имеется. Если же документы клиент не предоставляет, то по совету Банка России банки должны отказаться исполнять его "платежки" и "стучать" на него в Росфинмониторинг.

Игра на опережение

Методические рекомендации Банка России от 13 апреля 2016 г. N 10-МР интересны клиентам банков тем, что в них приведены критерии, позволяющие выявить "сомнительных" владельцев счетов еще до того, как они начали использовать средства со счета в противоправных действиях. Об этом могут "говорить" следующие факты:
  1. со счета списывается в месяц не более 3 млн руб. (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
  2. операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
  3. уплата налогов или других обязательных платежей в бюджет с этого не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 процента от дебетового оборота по такому счету.
Данные клиенты, по мнению Банка России, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:Названные клиенты должны быть под пристальным контролем банкиров. В Банке России отмечают, что обычно примерно после трехмесячного затишья они начинают активно использовать свои счета в сомнительных операциях. Так что же должны сделать банки, если обнаружат такие счета, которые либо не используются, либо их использование подпадает под названные признаки? Представители Банка России рекомендуют отказывать клиенту в предоставлении услуг в части использования технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг). То есть от такого клиента не будут приниматься распоряжения о совершении операции по банковскому счету, подписанному аналогом собственноручной подписи. Правда, это возможно, если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом.
Отметим, что Банк России еще в Письме от 27 апреля 2007 г. N 60-Т рекомендовал банкам включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. Теперь же главные банкиры предлагают уточнить данное условие, прописав в нем право кредитной организации по приостановлению услуг в части использования клиентом технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг).

Возобновление дистанционного обслуживания

Для клиентов банка интерес представляет порядок возобновления банковского обслуживания. Согласно "Методичке", с этой целью как минимум гендиректору компании придется лично посетить банк. При этом банкиры потребуют от него обновить представленные ранее им сведения. В частности, им понадобится информация о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода - за неделю, месяц, квартал, год):
  • количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности;
  • виды договоров (контрактов), расчеты по которым юрлицо собирается осуществлять через банк;
  • основные контрагенты компании, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете;
  • сведения (документы) о финансовом положении компании, данные о ее рейтинге и т.п.
Также банкиры могут запросить у клиента документы с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум за последний отчетный период. И, разумеется, потребуется объяснить, с чем вдруг связана возросшая активность использования счета.

Последствия

Ну а теперь скажем, что будет, если "просьбы" банкиров не выполнить. Во-первых, при таких обстоятельствах банкиры вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического лица). Данное право предоставлено кредитным организациям п. 11 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если же в течение календарного года банк дважды примет решение об отказе в выполнении распоряжения клиента, банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом на основании п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.

В первую очередь, вопросы возникают по сомнительным операциям. ЦБ РФ сформулировал признаки таких операций в Письме 172-Т.

«Сомнительные операции – это операции, … имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Также законодатель сформулировал более 120 признаков необычный операций и сделок (Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П). Наиболее распространенные из них связаны с транзитными операциями: зачисление средств от большого количества контрагентов и их списание со счета в течение двух дней, при этом уплата налогов со счета не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах (Письмо ЦБ РФ №236-Т).

Какие могут быть последствия?

За нарушение Федерального закона 115-ФЗ предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.


Также могут возникнуть сложности для ведения бизнеса. Например, банк имеет право:

  • заблокировать интернет-банк и карты клиента при выявлении сомнительных операций (Письмо ЦБ РФ №60-Т)
  • отказать в совершении операции (п.11, ст.7 115-ФЗ), а в случае двух таких отказов – расторгнуть договор РКО в одностороннем порядке (п.5.2, ст.7 115-ФЗ).

О сомнительных операциях банк обязан уведомить Росфинмониторинг (финансовую разведку). Росфинмониторинг уведомляет ЦБ РФ, а ЦБ – все остальные банки (п.13, ст.7 115-ФЗ). Банки учитывают эту информацию при определении степени риска совершения предпринимателем операций в целях легализации (отмывания) доходов. При высоком риске финансовые организации должны принять меры по их минимизации: отказать в открытии счета, в проведении операций, заблокировать интернет-банк и карты, закрыть счет (при двух отказах в проведении операций).


То есть нарушение требований 115-ФЗ в одном банке может стать причиной сложностей в обслуживании счетов в других банках.

Как избежать рисков?

Иногда причиной нарушения становится незнание всех нюансов законодательства. А иногда проблемы возникают из-за неправильного выбора партнера. Чтобы уберечь ваш бизнес от рисков, мы подготовили несколько советов.

Основные публичные документы:

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1
  3. Федеральный закон №215-ФЗ от 23.06.2016 (Об обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах)
  4. Положения Банка России:
  5. – от 2 марта 2012 года № 375-П (о требованиях к правилам внутреннего контроля и признаки, указывающие на необычный характер операций/сделок)
    – от 15 октября 2015 года № 499-П (об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев)

Письма банка России:

  • от 27 апреля 2007 года № 60-Т
  • от 26 декабря 2005 г. №161-Т
  • от 4 сентября 2013г. № 172-Т
  • от 31 декабря 2014 года № 236-Т
  • Как правильно выявить сомнительные операции? CRM-системы для выявления сомнительных банковских операций и не только. Финансовый мониторинг в банке (Anti Money Laundering) - обязательная функция, которая должна реализовываться на постоянной основе. Именно финансовый мониторинг позволяет качественно контролировать положение дел в организации, выстраивать на его основе новые стратегии развития и роста. Финансовый мониторинг как процесс, предназначен не только для контроля текущего положения дел, это - очень важный инструмент выявления сомнительных операций.

    Что из себя представляют сомнительные банковские операции?

    Сомнительные банковские операции - это некие операции, не несущие за собой видимых экономических целей, законного смысла, а также несущие подозрительный, неоправданный характер. Осуществляются такие операции, как правило, сомнительными лицами и имеют некие признаки, по которым их можно выявить среди других операций. Сомнительные банковские операции достаточно часто подразумевают под собой реализацию коррупционных схем разного рода, финансирование “серого” импорта, различные схемы уклона от налогообложения и другие действия, часто имеющие под собой противозаконный характер. Естественно, для банка, остающегося в неведении эта ситуация крайне опасна, незнание закона не освобождает от ответственности, а невыявление сомнительных операций, реализующихся через банк - тем более. Именно поэтому такие операции необходимо выявлять и, в идеале, - на корню пресекать.

    Как выявлять сомнительные банковские операции?

    Существуют некоторые тенденции в поведении таких клиентов и в характере таких операций. Обычно они характеризуются следующими признаками:

    • Клиент отказывается предоставлять о себе какие-либо данные по требованию банка;
    • Можно пронаблюдать постоянные снятия крупных сумм наличных, особенно когда этим суммы составляют около 80% от счета в целом;
    • Необоснованная срочность в проведении операций;
    • Переводы средств на счета за пределами страны;
    • Клиент может пренебрегать более выгодными условиями осуществления услуг, а также вносить ощутимые правки в ранее согласованные схемы;
    • Регулярное поступление на счет средств от различных физических лиц, а также снятие наличных в скором времени после;
    • Ощутимое несоответствие осуществляемых операций определенной схеме их осуществления, существующих на рынке;
    • Сложные инструкции к определенным операциям от клиента, отличные от операций, производимых обычно или от операций, сущестсвующих на рынке в целом;
    • Сложность проверки информации, существующей о клиенте;
    • Участие в операции посредников;
    • Невозможность установления контрагентов клиентов;
    • Отсутствие очевидных логических связей между родом деятельности клиента и банковскими операциями, им совершаемыми.

    Все эти признаки, особенно существующие не в единичных ситуациях, а повторяющихся тенденциозно, могут указывать на сомнительность операций, производимых в данном банке.

    Какие существуют автоматизированные способы выявления сомнительных банковских операций?

    Все этим признаки достаточно сложно отследить вручную. Именно в таких случаях на помощь банку и его работникам приходят различные системы автоматизирующие работу сотрудников отделов финансового мониторинга банков. Такие системы предполагают удобную и качественную автоматизацию всех процессов и, в том числе - выявление сомнительных банковских операций (и сомнительных клиентов), в соответствие с вышеперечисленными и другими признаками. Так, программный продукт "Финансовый мониторинг" (Anti Money Laundering - AML), от компании ФБ Консалт, разработанный на базе платформы QlikView (и Qlik Sense) позволяет в режиме "онлайн" выявлять сомнительных Клиентов и сомнительные Операции по ряду гибко настраиваемых признаков и правил.


    1. Перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, 100 базовых величин - для физических лиц, если участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне;

    2. перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, 100 базовых величин - для физических лиц на (со) счет(а), открытый(го) в оффшорной зоне;

    3. необоснованное увеличение оборота денежных средств по текущему (расчетному) счету клиента более чем в 3 раза по сравнению со среднемесячным оборотом по счету (оборотом за предыдущий месяц);

    4. представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

    5. немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности;

    6. представление физическим лицом для проведения финансовой операции удостоверяющих личность документов, подлинность которых вызывает сомнения;

    7. совершение клиентом (организацией или индивидуальным предпринимателем) финансовой операции на значительную для него сумму с использованием текущего (расчетного) счета, финансовые операции по которому в течение более 6 месяцев были незначительными либо не производились;

    8. невозможность установления контрагентов клиента;

    9. открытие в банке на имя одного клиента (организации или индивидуального предпринимателя) нескольких счетов аналогичного характера с поступлением на них денежных средств, за исключением одновременного открытия текущих (расчетных) счетов в разных валютах при приеме клиента на обслуживание;

    10. несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента;

    11. необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), совершаемых клиентом; неоднократное в течение небольшого периода проведение клиентом аналогичных финансовых операций (одного вида), каждая из которых не превышает 2000 базовых величин - для физических лиц, 20 000 базовых величин - для организаций и индивидуальных предпринимателей, но в сумме превышает указанные значения (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей);

    12. разовое или неоднократное в течение небольшого периода проведение клиентом финансовой операции в размере, превышающем либо непревышающем, но близком по значению к пороговой сумме, сопровождающееся последующим снятием денежных средств наличными;

    Покупкой иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов; переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другом банке, или на счет третьего лица, в том числе нерезидента;
    закрытием счета либо прекращением по нему финансовых операций;

    13. разовое или неоднократное в течение небольшого периода получение физическими лицами займов, кредитов из-за границы в размере, превышающем либо не превышающем, но близком по значению к 2000 базовых величин;

    14. перевод клиентом денежных средств со счета в банке на свой счет в другом банке без видимого основания (например, без закрытия счета; не в целях погашения кредита, полученного в другом банке; при отсутствии более низких процентных ставок по вкладам (депозитам) или одинаковых либо лучших условий обслуживания в другом
    банке);

    15. проведение финансовой операции на основании документов, вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);

    16. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием наличной иностранной валюты, представленной купюрами малого достоинства;

    17. прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, имеющих загрязнения подозрительного характера;

    18. обмен купюр наличной иностранной валюты малого достоинства на купюры большего достоинства на сумму, превышающую 100 базовых величин, и наоборот;

    19. проведение финансовой операции с использованием наличной или безналичной ограниченно конвертируемой валюты на сумму, превышающую 100 базовых величин, за исключением финансовых операций в валютах стран СНГ и Балтии, с которыми Республикой Беларусь заключены соглашения об использовании данных валют во взаимных расчетах;

    20. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием денежной наличности в виде банкнот (монет), изъятых или изымаемых из обращения в соответствующем государстве или группе государств, но подлежащих обмену;

    21. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием денежной наличности, состоящей из 3 и более валют, если это не обусловлено характером деятельности клиента или страхованием рисков;

    22. перевод или поступление денежных средств с использованием анонимного (номерного) счета. Под использованием анонимного (номерного) счета следует понимать перевод средств за границу или поступление средств из-за границы, когда на основании информации, имеющейся у лица, осуществляющего финансовые операции, не удается установить (идентифицировать) личность, на имя которой либо от имени которой совершен данный перевод;

    23. отсутствие явного экономического смысла финансовой операции либо ее несоответствие характеру деятельности клиента при условии, что финансовая операция не имеет цели управления ликвидностью или страхования рисков;

    24. разовая продажа (покупка) клиентом большого количества ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов (здесь и далее по тексту под финансовым инструментом следует понимать договор, в результате заключения которого одновременно возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент у другой) по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что клиент не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и (или) ценные бумаги не передаются клиенту в погашение задолженности контрагента перед клиентом;

    25. совершение регулярных финансовых операций по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

    26. одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг и других финансовых инструментов по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

    27. осуществление финансовых операций, при которых один и тот же финансовый инструмент неоднократно продается и затем выкупается в рамках совершения сделок с одной и той же стороной;

    28. проведение финансовой операции с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях, на сумму, превышающую 1000 базовых величин;

    29. наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой клиентом, или от обычной рыночной практики;

    30. необоснованная поспешность в проведении финансовой операции, на которой настаивает клиент;

    31. внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

    32. частое внесение клиентом существенных изменений в условия совершения финансовой операции;

    33. систематическое совершение клиентом высокорисковых финансовых операций, результатом проведения которых является постоянный доход или постоянный убыток клиента;

    34. существенное (более чем в 3 раза) увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента, если обычными для его основной деятельности являются расчеты в безналичной форме;

    35. использование предметов залога, не связанных с деятельностью клиента;

    36. изменение клиентом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита после предоставления кредита на обеспечение в виде размещения на счете, открытом в банке-кредиторе или другом банке, денежных средств в валюте кредита, иной валюте или ценных бумаг на предъявителя;

    37. досрочное (в течение небольшого периода после получения) погашение кредита на сумму более 1000 базовых величин, если условия деятельности клиента и информация, которой в отношении данного клиента располагает банк, не позволяют определить источник финансирования кредиторской задолженности;

    38. предоставление кредита на сумму, превышающую 10 000 базовых величин, под обеспечение в виде гарантии банков- нерезидентов, сведения о которых отсутствуют в базах данных (банковских альманахах), либо банков - нерезидентов группы «С» или группы «D»;

    39. предоставление или получение клиентом займа, кредита участнику финансовой операции на условиях, предусматривающих соответственно получение или уплату процентов и (или) комиссионных вознаграждений в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики;

    40. пренебрежение клиентом заведомо более выгодными условиями совершения финансовой операции (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по вкладам (депозитам) и т.д.); предложение клиентом заведомо необычно высокого вознаграждения или вознаграждения, отличающегося от обычно взимаемого при оказании такого рода услуг;

    41. возврат клиентом-резидентом ранее полученного аванса нерезиденту по договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда такая финансовая операция носит систематический характер;

    42. уплата клиентом-резидентом нерезиденту неустойки (штрафа, пени) за неисполнение договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или за нарушение условий договора, если размер неустойки (штрафа, пени) превышает двадцать процентов от стоимости непоставленных товаров (невыполненных работ, неоказанных услуг);

    43. разовое или неоднократное в течение небольшого периода внесение физическим лицом наличных денежных средств в размере, превышающем либо непревышающем, но близком по значению к 2000 базовых величин, на строительство жилья, если информация, имеющаяся у банка в отношении данного клиента, не позволяет определить источник происхождения денежных средств;

    44. международные переводы денежных средств на сумму более 1000 базовых величин в рамках внешнеторговых договоров на счет или со счета контрагента-нерезидента, открытый в стране, отличной от страны его регистрации (за исключением финансовых операций, проводимых по счетам находящихся за границей представительств и филиалов организаций-резидентов, а также межбанковских операций);

    45. совершение финансовой операции, не соответствующей ни одному из критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, определенных подпунктами

    46. правилами внутреннего контроля банка, в отношении которой у банка возникают подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности.

    В правилах внутреннего контроля банк вправе предусмотреть и иные критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций.