Необходимость и сущность социальной политики государства. Социальная справедливость и социальная защищенность

Конфликт между «экономической эффективности» и «социальной справедливости»: проблема оптимизации по одному из этих критериев; критерии эффективности и справедливости в экономической теории.

Значительная степень неравенства распределению доходов в рыночной экономике определятся: факторами, которые были унаследованы индивидом в широком смысле (полученные акции, прочие материальные активы, а также природная одаренность); накопленным в течение жизни человеческим капиталом (образование); удачей.

Виды налогообложения в контексте эффективности и справедливости:

 эксплицитное налогообложение – непосредственно налоги, собираемые государством;

 имплицитное налогообложение – потери, которые несет индивид в связи с тем, что достигнув определенного уровня заработка, он перестает получать от государства социальные пособия и налоговые льготы.

Государственное перераспределение, направленное на достижение социальной справедливости, приводит к потерям эффективности вследствие административных издержек (необходимо определить субъектов финансирования и субъектов, имеющих право на получение перераспределяемых доходов); дестимулирующего эффекта, который возникает вследствие ловушек безработицы и бедности.

Понятие ловушек безработицы и бедности:

 сильная ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного превышает чистый денежный доход работающего. Чистый доход работающего меньше его зарплаты на величину налогов, расходов на транспорт и пр.;

 слабая ловушка безработицы возникает в тех случаях, когда чистый денежный доход работающего превышает доход, которым он располагал бы не имея

работы, но разница недостаточна, чтобы перекрыть отрицательную полезность

трудовых усилий;

 сильная ловушка бедности возникает, если дополнительный доход индивида

недостаточен, чтобы превысить эксплицитное и имплицитное налогообложение;

 при слабой ловушке бедности прирост эксплицитного и имплицитного налогообложения примерно равен приросту заработной платы, но недостаточен для покрытия отрицательной полезности трудовых усилий.



Проблема эффективности распределения экономических благ тесно связана с проблемой справедливости. Существует множество оптимальных, по Парето, вариантов распределения ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разны­ми членами общества может существенно различаться. Эффек­тивность распределения благ в обществе определяется господ­ствующими экономическими отношениями.

Для любого человеческого общества неравенство доходов и, следовательно, неравенство доступа к ресурсам и благам является фундаментальным фактом. В условиях феодальной экономики нормальным и справедливым считалось, что дворянство и ду­ховенство распоряжаются большей частью общественного про­дукта, а крестьяне и ремесленники, его не посредственные производители, - гораздо меньшей. Подобное распределение общественного продукта стало восприниматься как социально несправедливое всего лишь около двух столетий назад. В эпоху чистого капитализма важнейшим критерием социальной справедливости стало право человека конкурировать на равных началах с другими. Однако время показало, что и данная экономическая система социально несправедлива, поскольку большая часть населения лишена средств производства и существует только за счет продажи своей рабочей силы, а другая - меньшая часть населения - является собственником средств производства и присваивает большую часть дохода, создаваемого в данном обществе. Рыночный механизм не дает гарантированного уровня благосостояния. Расслоение общества по доходам очень велико. Реакцией на подобное устройство общества стали массовые акты протеста наемных рабочих и пролетарские революции.

Современное общество зачастую называют обществом двой­ного стандарта. Характерными чертами такого общества являют­ся, с одной стороны, равные права всех граждан демократиче­ского государства, с другой стороны, неравные возможности лю­дей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Од­нако существуют множества факторов, которые формируют ин­дивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния. Современному типу распреде­ления доходов в развитых странах мира свойственно значитель­ное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения.

В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:

Эгалитарный. Эгалитарный (от франц. egalite - равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного рас­пределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможно­сти, но и более или менее равные результаты;

Роулсианский. Этот принцип связан с именем Джона Роулза, современного американского философа. Роулсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономиче­ское неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способ­ствует достижению более высокого уровня жизни бедней­шими членами общества;

К сведению. Джон Роулз (1921-2002) - американский фи­лософ, основоположник либерально-государственной концеп­ции внутреннего и международного права-, в значительной сте­пени лежащего в основе современной политики США. Дж. Ро­улз на протяжении всей жизни преподавал в крупнейших университетах страны. Долгое время был президентом ассоциа­ции политических и социальных философов США. Широко из­вестен, прежде всего, как автор книги «Теория справедливости».

Утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «тео­рии счастья» - утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наи­более и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;

К сведению. Иеремия Бейтам (1748-1832) - выдающийся английский философ, экономист и теоретик права. Посвятил свою жизнь изучению состояния правовой и политической сис­темы и исправлению ее недостатков. Его нравственный идеал - «наибольшее счастье наибольшего числа людей».

Рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов.

Перед любой экономической системой стоит проблема выбора: предпочесть ли рыночное распределение доходов, кор­ректируемое государством, или же государственное распределе­ние доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности. Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному (все равно общество обеспечит материальную поддержку), ни богатому (все равно общество изымет часть дохода в виде налогов). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но со­провождается социальной несправедливостью в виде значи­тельного неравенства в распределении доходов, имуществен­ной дифференциации населения. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор ме­жду социальной справедливостью и экономической эффектив­ностью.

Рыночное распределение доходов не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода. В этом состоит некая со­циальная несправедливость рынка. Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъ­емлемого права человека на достойную жизнь, организует пере­распределение доходов. Несмотря на достижения развитых стран в социально-экономической сфере, дифференциация доходов, ее масштабы и обоснованность по-прежнему представляют серьез­ную общественную проблему.

Неантагонистическое противоречие экономической эффек­тивности и социальной справедливости - это современная пре­вращенная форма общеэкономического противоречия между производством и потреблением. Чем больше мы тратим на про­изводство, тем меньше остается для потребления, и наоборот. Соответственно, экономическая эффективность достигается в условиях рыночной системы с минимальным вмешательством государства. Социальная справедливость рассматривается как механизм перераспределения доходов с целью предотвращения их чрезмерной дифференциации. Такое перераспределение сни­жает стимулы, создаваемые рынком и связанные, с одной сторо­ны, с возможностью быстрого обогащения, с другой - с опасностью разорения и безработицы»

Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и получения доходов. Кроме того, перераспределение доходов стоит дорого. Налоги в целом для общества стоят обычно больше той величины, которую правительство получает в виде налогов. Как показывают оценки некоторых зарубежных экономистов, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезными потерями в эффективности.

Мировой опыт показывает, что в ряде случаев нарушения ры­ночного механизма, вызванные чрезмерно активным вмешатель­ством государства в его функционирование, приводят к тому, что попытки улучшить положение одной части населения за счет другой приносили вред обеим. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обостре­нию социальных конфликтов и в итоге - к падению производст­ва, снижению его эффективности.

Однако проблема - социальная справедливость или эконо­мическая эффективность не настолько неразрешима. Довод о том, что перераспределение доходов в обществе обходится очень дорого и ведет к палению эффективности производства в этом обществе, достаточно убедителен. Но здесь можно привести и два контрдовода Во-первых, необходимо отмстить, что можно пойти на некоторые жертвы (имеется в виду падение производст­ва) в целях обеспечения большего равенства. Во-вторых, можно так задействовать экономический механизм, чтобы свести к ми­нимуму издержки, неизбежно возникающие при перераспределе­нии доходов. На графике этот вариант действий будет отражен новой кривой, лежащей между кривой AZ и прямой AE.

Стихийное функционирование рыночного механизма обес­печивает оптимальное функционирование экономической системы в целом. Положение о том, что в рыночный механизм изначально заложена идея оптимизации (т. е. максимизации общего блага), была сформулирована еще Адамом Смитом. Великий английский экономист отмечал: «Каждый отдельный человек, имея в виду лишь собственную выгоду, невидимой рукой на­правляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. ... Преследуя свои собственные интересы, он часто более дейст­венным образом служит интересам общества, чем тогда, когда стремится делать это». Еще раз напомним, что состояние эко­номической системы, при которой невозможно улучшить поло­жение одного индивида, не ухудшив положение другого, называ­ется Парето-оптимальным. Равновесное состояние экономики предполагает оптимизацию: у потребителя - максимизация по­лезности, у производителя - максимизация прибыли. Это и есть Парето-оптимальное состояние рынка, когда каждый, стремясь к своей выгоде, способствует достижению взаимного равнове­сия. Выданном случае суммарное удовлетворение (общая функ­ция полезности) достигает максимума. Это почти то, о чем гово­рил А. Смит.

Степень удовлетворения потребностей каждого члена обще­ства зависит от величины его дохода, который, в свою очередь, определяется начальным распределением собственности. Из это­го распределения собственности рыночный механизм исходит как из задаваемого ему изначально параметра. Состояние Парето-оптимальности, которое достигается с помощью рыночного механизма, нейтрально в этом плане, так как оно исключает си­туации, в которых благосостояние одних повышается за счет ухудшения благосостояния других (иначе говоря, не может слу­жить критерием социального выбора). Социальная нейтраль­ность Парето-оптимальности означает, в свою очередь, социаль­ную нейтральность рыночного механизма. Следовательно, для достижения социальной справедливости совсем не обязательно уничтожать рыночные отношения. Здесь просто необходимо за­дать рынку разумное распределение ресурсов (в частности собст­венности), ввести прогрессивный налог на конечные доходы экономических субъектов. Результатом этих, мероприятий будет оптимальное экономическое использование ресурсов при дости­жении желаемой для общества социальной ситуации.

10. Благосостояние общества. Функции общественного благосостояния.

Первая фундаментальная теорема экономики благосостояния утверждает, что общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным.

Первая теорема экономики благосостояния гласит: если существуют рынки для всех и если эти рынки характеризуются совершенной конкуренцией, то их равновесие обеспечивает Парето-эффективность экономики, при которой нельзя повысить благосостояние хотя бы одного участника рыночного

хозяйства без снижения благосостояния других.

Предпосылки первой теоремы экономики благосостояния:

Большое число потребителей;

Никто не может влиять на цену, то есть никто не имеет

рыночной власти;

Товар на рынке является нормальным (товар, спрос на который

растет при росте потребительских доходов);

Нет экстерналий

Вторая теорема благосостояния - теорема, которая утверждает,что Парето-оптимальное состояние на рынке можно реализовать в качестве равновесия.
Вторая теорема экономики благосостояния утверждает, что если предпочтения у всех потребителей отображаются картой безразличияс выпуклыми к началу координат кривыми безразличия(предпочтения выпуклы), а технология соответствует постоянной(нет возрастающей отдачи), то любому Парето-оптимальному состоянию экономики можно подобрать вектор равновесных цен.

Предпосылки второй теоремы экономики благосостояния:

Большое число потребителей;

Никто не может влиять на цену, то есть никто не имеет рыночной власти;

Товар на рынке является нормальным;

Нет экстерналий;

Потребительские предпочтения выпуклы, т.е. предпочтения у всехпотребителей отображаются картой безразличия с выпуклыми к началу координат кривыми безразличия.

Благосостояние - степень удовлетворения определенных потребностей человека.

Благосостояние:

Характеризует обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами;

зависит от уровня развития производительных сил и производственных отношений;-

выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни населения.

Функции общественного благосотояния:

W= f(U1, U2, …, Ui), где

W – функция общественного благосостояния

Uiполезность у различных индивидуумов

Предпосылки для функции общественного благосостояния :

n во-первых, функция общественного благосостояния (W) возрастает, если полезность (благосостояние) отдельных индивидуумов (Ui ) увеличивается;

n во-вторых, индивидуализм, означающий, что общественное благосостояние является функцией индивидуального благосостояния;

n в-третьих, определенное неприятие неравенства, предполагающее, что среднее предпочтительнее крайностей, поэтому общественное благосостояние может расти по мере уменьшения неравенства.

n утилитаристская (функция Бентама);

n роулсианская (функция Роулза);

n функция общественного благосостояния Ницше.

Утилитаристская функция общественного благосостояния (функции «бентамовского типа») предполагает, что общественное благосостояние выступает как сумма благосостояний (полезностей) членов общества (индивидуумов):

W= U1 + U2 + … + Ui

Роулсианская функция общественного благосостояния предполагает заинтересованность общества в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества (принцип максимин).

Функция благосостояния, которую следует максимизировать:

W= min {U1 , U2 , … , Ui}

Принципы Роулса:

n все члены общества должны иметь равные права на основные свободы;

n общество должно принимать решения исходя из интересов наименее обеспеченных своих членов.

Построение экономической системы, ориентированной на человека, основывается на идее социальной справедливости. В настоящее время понятие социальной справедливости воспринимается общественным сознанием как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад человека в общественное благосостояние существенен, то естественным будет высокое вознаграждение его труда. Доходы, полученные нечестным путем, становятся источником социальной напряженности.

В рыночной экономике неизбежно расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, способствовать развитию малого бизнеса, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности.

Принцип социальной справедливости в распределении доходов базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении. Принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников. В соответствии со вторым принципом устанавливаются разные по величине налоговые ставки на разные по величине доходы.

Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, ибо не заинтересовывает эффективно работать ни «бедного», рассуждающего, что «общество все равно поможет», ни «богатого», рассуждающего, что «общество все равно отнимет».

В зарубежной экономической теории выделяют следующие принципы справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный.

Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов, все члены общества получают равные блага.

В соответствии с роулсианским принципом справедливой считается такая дифференциация доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

Утилитарный принцип означает, что главной задачей государства является обеспечение благосостояния для возможно большего количества членов общества. При этом утверждалось, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Для определения степени неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Для ее построения на горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а на вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 11.1)

E

F Q семей,%

0 20 40 60 80 100

Рисунок 11.1 Кривая Лоренца

Если бы в распределении доходов имело место абсолютное равенство, то, например, 20 % населения получали бы 20 % всего совокупного дохода, 40 % населения – соответственно 40 % дохода, 60 % населения – 60 % дохода и т.д., то есть все точки расположились бы на линии АР. Если же нанести точки фактического распределения доходов, то получится линия ОАВСDЕ. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов. Абсолютное неравенство означало бы, что и 20 %, и 40 %, и 60 % и т.д. населения не получали бы никакого дохода, а последний человек присвоил бы все 100 % дохода.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини , определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ОЕF. Чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице. В развитых странах коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27–0,33.

Для оценки дифференциации доходов широко используется и такой показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Применяется и такой показатель, как квинтильный коэффициент – показатель, характеризующий соотношение доходов двух крайних 20-процентных групп населения.

Ни одна экономика, в том числе и рыночная, сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту задачу должно решать государство путем перераспределения уже распределенных доходов. Основными способами такого перераспределения являются: диффренцированное взимание налогов с прибыли и личных доходов, что позволяет через трансфертные платежи оказывать финансовую помощь наименее защищенным слоям населения, реализовывать программы социальной защиты; установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок заработной платы; субсидирование отдельных отраслей и производств.

В переходной экономике особенно актуально поддерживать определенное соответствие между повышением стоимости жизни и фиксированными доходами. С этой целью применяются такие меры, как компенсация, адаптация и индексация доходов. Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на товары, пользующиеся массовым спросом. Адаптация – повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимальной зарплаты) по мере роста стоимости жизни. Индексация доходов – это автоматическая корректировка номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой. В качестве индексируемых доходов могут выступать заработная плата, сбережения, социальные выплаты и пособия.

11.4 Система и механизм социальной защиты населения

Социальная защита представляет собой систему принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция и т.д.). Государственная система социальной защиты населения проявляется в разных формах: пособия по безработице, пенсии, пособия по болезни, жилищные пособия, медицинская помощь, политика социальных гарантий.

Основными принципами политики социальной защиты являются: гуманность, адресность защиты, всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения, гибкость системы, надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде, например, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечение одеждой детских домов и т.д.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, в которых они проявляют себя. Основными методами реализации социальной защиты являются: социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (многодетные семьи, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и др.); социальное страхование как система предоставления социальной помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка; социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума; социальное обслуживание семьи и детей (бытовые, медицинские, педагогические и иные услуги нуждающимся).

В последнее время особое внимание уделяется политике здоровья и экологической безопасности. В качестве самостоятельной ее выделяют в силу двух причин: тенденция депопуляции населения в связи с общим ухудшением здоровья населения под влиянием распространения угрожающих населению болезней (СПИД, наркомания и др.); резкое ухудшение экологической среды.

Проблема современного экологического кризиса внутренне связана с проблемой человека, поскольку человек неразрывно связан с природой. Однако только за последние 150 лет своего развития люди нанесли природе (а значит и себе) больший урон, чем за все 4 млн. лет истории человечества. В таких условиях необходимость экологической политики как составной части социальной политики не вызывает никаких сомнений.

Обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей называются социальными гарантиями . Выделяют следующие элементы системы социальных гарантий: гарантия равного доступа к социальным приоритетным благам; гарантия занятости, индивидуальной предпринимательской деятельности; гарантия доступа работника к принятию управленческих решений; гарантия распределения по труду; гарантия в сфере потребления; гарантия обеспечения экологической безопасности; гарантия защиты гражданских свобод каждой личности.

Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты . Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет – граница доходов, ниже которой не могут быть обеспечены простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества. Он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и т.д.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек.

Важным видом минимальных социальных гарантий является базовая ставка, представляющая собой социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы. Основой базовой ставки должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы требуется пересматривать при изменении минимального потребительского бюджета и в соответствии с ним.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты являются: гарантия права на труд; поддержка беднейших слоев населения; регулирование занятости.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании и других странах.

Социальные гарантии ни в коей мере не должны ослаблять принцип материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, вести к уравнительности, препятствовать дифференциации доходов, которая обусловлена различиями в труде.

Тема 12 . Трансформационная экономика

12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике

Переходная экономика – это особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации.

Переходная экономика имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других экономических систем.

Во-первых, для переходной экономики характерно сочетание элементов командно-адмиистративной и современной рыночной экономики .

Во-вторых, переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния . Причина этого состоит в изменении цели функционирования системы. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики – трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика отличается от административно-командной количественным и качественным изменением структуры . В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, другие институты. Однако эти элементы постепенно изменяют свое содержание и функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе, элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и иные фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдаются качественные изменения внутри- и межхозяйственных связей . Исчезают старые планово-директивные связи между субъектами экономики и уступают место рыночным формам хозяйственных связей.

Основная трудность переходного периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле слова представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования.

Характерный признак переходной экономики – отсутствие или только начало формирования отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это прежде всего отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка, слабо работающие законы об экономической несостоятельности и банкротстве предприятий.

Начало переходного периода в странах СНГ характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

1. Глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха административно-командной системы.

2. Распад СССР и превращение бывших союзных республик в самостоятельные государства, в результате чего прервались многие хозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить проблемы путем экспорта товаров в западные страны оказались напрасными, так как так как все ниши на западных рынках давно заняты.

3. Деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях административно-командной системы. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ нужна была структурная перестройка экономики.

4. Экономическая, политическая и социальная неустойчивость.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина преобразований. Они захватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание.

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он характеризуется значительным падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, растущей безработицей.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами: длительный спад производства; структурные диспропорции; высокие темпы инфляции; значительный дефицит государственного бюджета; снижение инвестиционной активности; падение курса национальной валюты; значительные масштабы скрытой безработицы.

Сложилось несколько концепций осуществления трансформации командной экономики. Одна из них – метод «шоковой терапии », предполагающий либерализацию цен, свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий, приватизацию государственных предприятий, реформу системы налогообложения. Либерализация цен, ведущая к инфляционному взрыву, обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни населения и поэтому требует национального согласия. Классический пример реализации этой концепции – Польша, где были определенные предпосылки для такого довольно жесткого эксперимента: в стране в целом господствовала рыночная психология среди населения; значительной была частная собственность (свыше 4/5 пахотной земли принадлежало единоличным хозяйствам); во главе государства оказались силы, которым доверяло большинство населения. Эту модель перехода в определенной мере избрала и Россия.

Вторая концепция – градуализм . Предполагает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. По мнению представителей этой концепции, быстрый переход к рыночной экономике просто невозможен. Основную роль в рыночных преобразованиях градуалисты отводят государству. Наиболее характерный пример реализации названной концепции – Китай, Венгрия, а среди стран СНГ – Беларусь.

Выбор конкретного варианта перехода к рынку зависит от экономических, политических, социальных и других условий, а также от воли политического руководства. Очень важны и такие факторы, как политическое устройство страны, ее история, культура, географическое положение.

12.2 Основные направления рыночных преобразований

Выделяют следующие основные задачи переходной экономики:

1. Преодолении кризисных явлений.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.

В каждой стране решение названных задач имеет свою специфику, однако можно выделить несколько направлений, которые являются обязательными для любой страны:

1. Либерализация экономики, связанная прежде всего со свободой цен. Это позволяет выявить реальное соотношение между спросом и предложением тех или иных товаров.

2. Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно этот шаг позволяет создать многообразие форм собственности.

3. Стабилизация экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений.

4. Реструктуризация (структурная перестройка) национальной экономики в целом и отдельных предприятий.

5. Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация, как было сказано выше, предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей.

Практически во всех странах с переходной экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, усиление социального расслоения населения. Поэтому необходима политика макроэкономической стабилизации. Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере.

Одно из основных направлений переходного периода – интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Проблема заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения сложились между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном.

Если в целом обобщить опыт развития стран с переходной экономикой, то среди главных составляющих успешного реформирования их национальных экономик специалисты (в том числе и зарубежные) называют следующие:

1. Создание внутренних рынков на основе макроэкономической стабилизации, развития правовой инфраструктуры, обеспечения прав собственности, формирования рыночных институтов.

2. Содействие развитию частного предпринимательства в виде малых и средних предприятий, способствующих росту производства и особенно занятости.

3. Либерализация внешней торговли, что особенно важно для малых стран в плане их успешного участия в международном разделении труда, приобщения к передовым технологиям.

4. Осуществление реформы государственных предприятий с целью адаптации к условиям рыночной экономики.

5. Реформа налоговой системы.

6. Приватизация государственных предприятий (массовая – для малых и средних, на индивидуальной основе – для крупных).

7. Либерализация движения капитала для устранения ограничения притока иностранных инвестиций.

12.3 Роль государства в переходной экономике

Любая экономика не функционирует без вмешательства государства. Тем более необходимо это вмешательство в переходной экономике. Оно объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, прежний, сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вместе с самой системой. Во-вторых, в переходных экономиках некоторых стран, а в Беларуси – особенно, в течение определенного времени будет значителен удельный вес государственной собственности, государственного сектора в экономике. В-третьих, неразвитость рыночных отношений в переходный период объективно требует активного государственного воздействия на социально-экономическое развитие. В-четвертых, само государство в переходный период является инициатором многих экономических реформ. В-пятых, как отмечалось ранее, рынок сам по себе не может решить ряд макроэкономических проблем (социальная защита населения, охрана окружающей среды и др.), которые должно решать государство.

Одна из важнейших задач государства – создание условий для формирования конкуренции, демонополизация экономики. Пример: на территории бывшего СССР было расположено примерно 50 тыс. предприятий (промышленность, оптовая торговля, строительство), не считая сферы услуг, розничной торговли и сельского хозяйства. В тот же период в США имелось свыше 3,5 млн. предприятий аналогичного профиля, то есть в 70 раз больше.

Государство оказывает воздействие на экономику через механизм регулирования, включающий определение целей государственного регулирования; методы регулирования (административные, правовые и т.д.); формы реализации (прогнозирование, индикативное планирование); субъекты регулирования (банки, предприятия и т.д.); объекты регулирования (сфера обращения, сфера производства и т.д.).

Основные направления деятельности государства в переходной экономике:

1. Важным направлением деятельности государства в переходной экономике является выбор приоритетов развития . При этом учитываются такие факторы, как масштабы страны, ее международный «вес», уровень эффективности национального производства, эффективность внешней торговли и др.

2. Выработка экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики.

3. Законотворческая деятельность государства . В развитой рыночной экономике правовое регулирование в себя включает: антимонопольное законодательство; законодательство по проблемам собственности; законодательство о сделках, договорах и обязательствах; законодательство о защите потребителя; налоговое законодательство; законодательство о труде и социальной защищенности; законодательство об охране природы и др.

4. Регулирование процессов разгосударствления и приватизации.

5. Осуществление структурной перестройки народного хозяйства.

6. Создание экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

7. Важна роль государства в борьбе с инфляцией. Чтобы ограничить инфляцию, необходимо либо увеличить производство товаров, либо уменьшить количество денег в обращении. Отсутствие возможностей для роста производства товаров побуждает государство проводить жесткую финансовую политику, связанную с ограничением государственных расходов, а иногда и с сокращением государственных программ.

8. В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику , направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. С другой стороны, государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от конкуренции при наплыве импортных товаров на внутренний рынок. С этой целью используются пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, принимаются меры для увеличения экспорта.

9. В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов; высокие темпы инфляции и др. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений через разработку системы социальной защиты населения.

10. Важным направлением регулирующей деятельности государства является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Название тем Кол-во часов
Всего Лекции Практич. (семинарские) занятия
1. Тема 1. Введение в макроэкономику
2. Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели
3. Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели
4. Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS-LM)
5. Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
6. Тема 6. Денежно-кредитная политика
7. Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса
8. Тема 8. Стабилизационная государственная политика
9. Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
10. Тема 10. Экономический рост
11. Тема 11. Социальная политика государства
12. Тема 12. Трансформационная экономика
ИТОГО:

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Социальное равенство (неравенство) в положении населения, его различных социальных групп объективно обусловлено уровнем экономического и духовного развития общества.

Источники повышения активности человека, его гражданственности нельзя искать только в производстве. Они - во всей системе экономических, политических и идеологических отношений, в развитии самоуправления, в полном использовании всего богатства общественных отношений. Важно и то, как личность воспринимает социально-экономические и политические условия, как использует их, что стремится изменить, какими целями руководствуется. Все большее значение приобретают изменение самой личности, ее нравственное самосовершенствование, правильное формирование потребностей и интересов, мировоззрения и ценностных ориентации.

Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальной справедливости воспринимается общественным сознанием в настоящее время как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. Если вклад человека в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение его труда.

Нечестные доходы, обогащение за счет ограбления других, использование своего общественного положения становятся источником социальной напряженности.

На настроение людей отрицательно воздействует сохранившаяся в организации труда и формах его оплаты инерция старых, изживших себя методов хозяйствования. Это порождает негативные явления двоякого рода. В одних случаях оплата по-прежнему растет быстрее, чем производительность труда; в других, наоборот, производственные успехи, даже по-настоящему выдающиеся достижения трудовых коллективов, отдельных работников не дают им весомого материального вознаграждения. Это ведет к тому, что люди начинают относиться к своей работе формально, их трудовой энтузиазм падает.

Соблюдение принципа социальной справедливости предполагает преодоление отчуждения работников от собственности, ослабление в обществе других видов отчуждения (социального, культурного, политического), преобразование человека из фактора производства в субъект труда. Необходимо обеспечить приоритетное развитие социокультурной сферы, которое предусматривает инвестиции в образование, культуру как на макро-, так и на микроуровне.

Социальная справедливость предполагает также персональную ответственность каждого за свою работу. Добросовестный, высокопроизводительный труд требует не только материального, но и морального поощрения.

Кроме того, необходимо проявлять постоянную заботу о том, чтобы людям труда обеспечивались условия для раскрытия и приложения их способностей к труду, повышения заинтересованности трудящихся в росте квалификационного, образовательного и профессионального уровня.

В рыночной экономике неизбежны расслоение общества на крупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. В связи с этим государство должно защищать интересы определенных социальных групп населения, перераспределять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживать малый и средний бизнес, создавать условия для индивидуальной трудовой деятельности и т.д. Во многих странах доходы регулируются с помощью рынка труда, коллективных договоров, заключаемых работниками с предпринимателями, развития коллективных форм материального стимулирования по результатам хозяйственной деятельности предприятий и фирм.

Справедливость - понятие не только нравственное, но и экономическое. Для того чтобы оплата труда была справедливой, необходимо обеспечивать соблюдение по крайней мере двух принципиальных условий:

оплата труда должна составлять большую часть вновь созданной стоимости;

производитель должен быть активным потребителем произведенного.

Первое условие обеспечивает устойчивый и весомый доход населения, второе - динамичное развитие экономики.

Принцип социальной справедливости базируется на соблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам, находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальной справедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам, находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципом предполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимо от их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставку на разные по величине доходы.

Оплата труда должна как можно более полно учитывать, кто и как работает. Она возрастает, если работник относится к делу добросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.

Стремление к обеспечению равенства доходов приводит к понижению эффективности производства, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно общество поддержит), ни "богатому" (все равно общество отнимет). В свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность, ибо порождает стремление к улучшению индивидуальных результатов производственной деятельности с целью получения повышенных доходов. Характерно, что равенство доходов, по признанию многих экономистов, приводит к социальной справедливости, а неравенство - к социальной несправедливости в виде значительной дифференциации общества. Рыночное распределение доходов компенсирует эту несправедливость экономической эффективностью производства. Оно обеспечивает совокупный продукт в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ.

Равенство доходов означает их справедливое распределение. Естественно, без обеспечения равенства в ряде сфер общественной жизни распределение не может считаться справедливым. Каждый должен иметь право и возможность получить долю экономических, духовных и других благ. Однако последнее подрывает стимулы к эффективной работе, в связи с чем количество распределяемых благ уменьшается.

Рыночная система основывается на принципе достижения максимального результата при минимальных затратах. Высокая эффективность производства, создаваемая рынком, обусловлена всеобщностью конкуренции, которая углубляет полярность между отстающими и преуспевающими, приводит к дифференциации доходов. Больший доход получает тот, кто вовремя применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства. Высокая эффективность производства, насыщенность рынка товарами сочетаются с нарушением принципов равенства, социальной справедливости, что ставит задачу их поддержания с помощью контроля над доходами и прогрессивного налогообложения крупных доходов.

Справедливость в распределении выступает как мощное средство гармонизации интересов разных групп. Обеспечить баланс интересов, соразмерить несовпадающие побуждения, подвести ясную и понятную основу под приоритеты - в этом ее важнейшая задача.

Общество, коллектив, личность - субъекты, реально участвующие в процессе общественной жизни. Они действуют по-разному, но в рамках общенародных интересов. Защита мира, укрепление обороны страны, направленность развития экономики на повышение материального благосостояния и духовного уровня - фундаментальная база интересов всех трудящихся.

В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципа справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный, роулсианский, утилитарный, рыночный. Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Утилитаризм (лат.. utilitas – польза, выгода) буржуазное индивидуалистическое направление в этике признающее пользу или выгоду критерием нравственности.

Принципиальным для утилитаристских теорий явля­ется то, что все они так или иначе исходят в моральной оценке действия из его результата, пользы (или вреда), то есть послед­ствий, к которым оно привело. Иногда говорится и о том, что определяющим - с точки зрения моральной оценки - элемен­том поступка или действия является его цель. Поэтому утили­таристские теории называют также телеологическими (от грече­ского tе1оs - цель). При этом все, что относится к замыслам, на­мерениям, мотивам действующего лица, к тому, насколько оно руководствовалось моральными соображениями при выборе, как цели, так и средств для ее достижения, остается на втором плане либо вовсе не принимается во внимание.

В такой позиции есть определенные резоны и основания:

в соответствии с установками философии позитивизма, с кото­рой, надо заметить, у утилитаристской этики есть глубокое род­ство, имеет смысл обсуждать только то, что доступно для на­блюдения, то есть то, что можно увидеть и зафиксировать со стороны - "твердые факты". К числу таковых и относятся по­следствия наших действий, которые отчетливо видны окружа­ющим. Что же касается побуждений, мотивов и тому подобных материй, то о них внешний наблюдатель может знать только со слов того, кто совершил данный поступок. Более того, и сам этот человек, будь он даже вполне искренним, может ошибать­ся в их истолковании, приписывать себе одни мотивы и скры­вать от самого себя другие, так что такое знание будет ненадеж­ным и недостоверным.

С точки зрения утилитаризма действие будет морально оп­равдано в той мере, в какой оно ведет к возрастанию некоторо­го внеморального блага. Внеморальное благо, таким образом, выступает в качестве критерия для моральной оценки действия -действие будет считаться благим или дурным не само по себе, но только в зависимости от проистекших из него последствий. Этим благом могут быть, например, красота, здоровье, знание, удовольствие, наслаждение и т.п. Поэтому человеческая дея­тельность в таких областях, как искусство, медицина, наука и пр.. хотя бы она и не была направлена на решение собственно моральных проблем, оказывается тем не менее морально зна­чимой и подлежащей моральной оценке.



Следует отметить, что в популярных трактовках смысл термина "утилитаризм" нередко примитивизируется и даже ис­кажается. Утверждают, например, что с утилитаристской точки зрения "цель оправдывает средства", а точнее - позитивные по­следствия позволяют якобы оправдать даже безнравственные по своему замыслу действия, либо что для утилитариста "пра­вильно то, что наиболее полезно". Одна из расхожих формул, используемых для выражения сути утилитаризма, говорит о не­обходимости "обеспечить наибольшее благо для наибольшего числа людей".

Эти утверждения, однако, не раскрывают главного, наибо­лее существенного в позиции утилитаризма. Главное же состоит в том, что в утилитаристской теории признается один-единствен­ный этический принцип - принцип пользы (полезности), который можно сформулировать примерно так: мы всегда должны дейст­вовать таким образом, чтобы достичь наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными последствиями нашего действия, либо - если последствия при любом варианте будут негативными - наименьшего суммарного вреда. Или други­ми словами: наш выбор оправдан, если выбранный вариант по­рождает больше блага, чем любой из альтернативных.

Сами же правила - это не более чем подсказки, своего рода обобщения, выработанные предшествующим опытом лю­дей и позволяющие им ориентироваться при принятии реше­ний в конкретных ситуациях. Но именно из особенностей кон­кретной ситуации прежде всего и следует исходить при обосно­вании или оценке действий.

Основывающиеся на этом теории (они могут быть, отме­тим, как утилитаристскими, так и деонтологическими) иногда характеризуют как ситуационную этику. В ней отнюдь не пред­полагается (хотя по самому названию термина такое предполо­жение допустимо), что вообще не следует руководствоваться правилами. Правила, с этой точки зрения, обеспечивают под­держание общей морали, но к ним не следует относиться дог­матически: если нарушение, например, правила "не лги" в дан­ном конкретном случае будет способствовать благу пациента, то тем самым - с точки зрения утилитаризма действия и ситуа­ционной этики - оно морально обосновано.



В целом же утилитаризм, будь то утилитаризм правил или утилитаризм действий, позволяет оправдывать пересмотр са­мих правил. Поскольку высшим критерием для него является принцип пользы, то если, скажем, эмпирическим путем, на ос­нове изучения множества конкретных случаев, когда данное правило нарушалось, будет выяснено, что отказ от него не вле­чет серьезных негативных последствий для общей морали и, сверх того, позволяет максимизировать общее благо - в таком случае в глазах сторонника утилитаризма пересмотр правила будет вполне оправданным. Но то, что полезно для одного человека, вовсе необязательно будет полезным и для другого. В связи с этим было предложено понятие "внутреннего блага" (внутренней пользы) как такого блага, которое признается все­ми, независимо от различий во мнениях и пристрастиях. Это внутреннее благо есть благо само по себе, а не просто средство для достижения какого-либо другого блага. Таким внутренним благом, например, может считаться здоровье или отсутствие боли; тогда внешним благом будут те действия, которые на­правлены на восстановление здоровья или облегчение боли.

Среди теорий внутреннего блага, в свою очередь, различа­ют теории гедонистические (гедонизм - этическая позиция, ут­верждающая, что высшим благом является удовольствие; если это благо считается единственным, а все остальные - подчи­ненными, то такая теория может быть названа монистической) и плюралистические.

Бентам и Милль были гедонистами, по­скольку пользу они всецело сводили к счастью или удовольст­вию. Однако основоположникам утилитаризма не удалось дать удовлетворительного объяснения таким ситуациям, когда люди явно действуют не во имя счастья или удовольствия. Например, ученый, проводящий исследование, может доводить себя до ис­тощения во имя поиска нового знания, хотя, если бы он стре­мился к собственному счастью или удовольствию, он мог бы го­раздо проще достичь желаемого совершенно другими путями.

В связи с этим последующие поколения утилитаристов ста­ли отказываться от монистических концепций пользы во имя плюралистических, признавая внутренним благом, наряду со счастьем или удовольствием, скажем, дружбу, знание, здоровье, красоту и т.д.

Еще одно существенное различение, которое проводится среди утилитаристских теорий, - это различение утилитаризма правил и утилитаризма действий.

С точки зрения утилитаризма правил именно соблюдение правил максимизирует общее благо.

Напротив, с точки зрения утилитаризма действий соблю­дение правил далеко не всегда ведет к максимизации общего блага, то есть к реализации основополагающего принципа пользы.

Мы уже говорили о том, что утилитаристы в целом признают только один принцип - прин­цип пользы - в качестве универсального средства морального обоснования и оценки решений и действий. Но этот принцип, в свою очередь, может использоваться для оправдания и оцен­ки либо общих правил, либо же конкретных действий.

Утилитаризм правил оправдывает конкретные действия, если они соответствуют общим правилам, таким, как "не укра­ди", "не лги" и т.п. Сами же правила обосновываются через принцип пользы.

В целом же утилитаризм, будь то утилитаризм правил или утилитаризм действий, позволяет оправдывать пересмотр са­мих правил. Поскольку высшим критерием для него является принцип пользы, то если, скажем, эмпирическим путем, на ос­нове изучения множества конкретных случаев, когда данное правило нарушалось, будет выяснено, что отказ от него не вле­чет серьезных негативных последствий для общей морали и, сверх того, позволяет максимизировать общее благо - в таком случае в глазах сторонника утилитаризма пересмотр правила будет вполне оправданным.

Крупнейшим теоретиком справедливости XX века является американский философ Джон Ролз. Его книга «Теория справедливости» за тридцать с лишним лет (начиная с 1971 г.) выдержала множество переизданий и стала одной из самых цитируемых работ во всей западной литературу по социальным наукам.

Первой исходной точкой для исследования проблемы справедливости для Ролза служит ее интерпретация как честности. Прежде чем стать справедливыми в отношении друг друга, индивиды должны научиться быть честными, и всякое оппортунистическое поведение должно быть здесь абсолютно исключено. Люди выбирают справедливость рационально как некую исходную ситуацию, в которой они связывают друг друга своего рода «социальным контрактом» или «общественным договором». Вторым исходным пунктом для американского философа стала договорная (или, иначе, контрактная) концепция справедливости, которую он противопоставляет интуитивистскому и утилитаристскому подходу. По мнению Ролза, индивиды не должны приходить к справедливости интуитивно или с точки зрения личной пользы, они должны заключить в отношении ее нечто вроде «договора» или «контракта», условия которого впоследствии должны ими строго соблюдаться. Справедливость - это есть нечто вроде договора о кооперации между людьми, идеальные условия которого в конечном счете должны быть подкреплены реальными правами и обязательствами. При таком подходе к справедливости будут также соблюдено кантовское учение о морали: не один индивид не рассматривается как средство, а все они рассматриваются как цели.

Два основных принципа справедливости постулируются Джоном Ролзом в качестве фундаментальных:

«Первый принцип

Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для остальных людей.

Второй принцип

Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших, в соответствии с принципом справедливых сбережений и (б) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей».

Каков смысл этих принципов?

Первый принцип есть в некотором роде решение вечной проблемы соотношения свободы и равенства: он утверждает, что равенство индивидов в свободе простирается лишь до границ, отделяющих эквивалентную свободу одного индивида от такой же по своему объему свободы другого индивида. Примерно то же утверждает и подпункт (б) второго принципа - принцип открытости путей для индивидов есть в некотором роде перифраза принципа равенства. Но особенно важную нагрузку несет подпункт (а) второго ролзовского принципа: он требует такого социального устройства, при котором наибольшую выгоду получают наименее преуспевающие социальные группы, а наименьшую выгоду - наиболее преуспевающие. По сути, Ролз здесь формулирует требование введение института эффективной социальной защиты для тех людей, которые занимают наименее выгодные позиции в социальной, экономической и политической стратификации.

Модели справедливости

Существуют четыре основных модели справедливости:

1) силовая модель

2) договорная модель

3) интуитивистская модель

4) утилитаристская модель.

Силовая модель справедливости - это такая модель, при которой состояние справедливости устанавливается силой и в форме, выгодной тому, кто этой силой обладает. В наилучшем виде это можно проиллюстрировать уже приводившимся выше высказыванием софиста Фразимаха: «Справедливость – это то, что пригодно сильнейшему».

Силовая модель - самая древняя и самая простая из всех моделей справедливости. Эта модель de facto исходит из биологической сущности человека: борьба за существование и естественный отбор здесь доминируют над социальными качествами индивида. В этой модели в наилучшем виде воплощается то самое «естественное состояние» человека, о котором писали Т. Гоббс и Дж. Локк, и которое, как известно, характеризуется следующими принципами: «человек человеку волк» и «борьба всех против всех». Подобная модель справедливости характерна для экстремистских и тоталитарных идеологий, однако, во многих случаях эта модель проявляет себя скорее в неявном виде, чем в явном. Иногда силовая концепция справедливости может маскироваться под иные концепции, - например, утилитаристскую или интуитивистскую.

Договорная модель справедливости - это модель, при которой состояние справедливости устанавливается путем реального или гипотетического «договора» (или «соглашения») между людьми.

Договорная модель справедливости также идет от античных мыслителей, - и, в первую очередь, от Аристотеля и некоторых софистов (например, Антифонта). Более фундаментальной разработке она подверглась в Новое время и в эпоху Просвещения (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др.). В этот, последний период она стала господствующей в социально-философской мысли, хотя и подвергалась критике за явно присутствующие в ней элементы утопизма.

Джон Ролз в своей «Теории справедливости» сумел придать «второе дыхание» договорной модели справедливости. Он первым осознал тот элементарный факт, что более эвристически удачным является подход, при котором, ситуация договорного соглашения о справедливости определяется как гипотетическая , а не как реальная. В таком случае и само соглашение как бы переносится из реального прошлого в гипотетическое настоящее или будущее , а сами условия договора могут быть оговорены как гипотетические , а не реальные. В конечном счете, главное преимущество договорной концепции справедливости перед другими концепциями заключается не только в том, что эта концепция позволяет реализовать саму идею справедливости как общественного договора, но и в том, что этот подход в максимальной степени нацелен на включение в «договор справедливости» идеи свободы и признания ценности человека как суверенной личности: действительно, ведь договор индивиды заключают вполне добровольно , добровольно отказываясь от части своих прав на справедливость в пользу права общества сконструировать некоторую общую концепцию справедливости в форме закона или моральных требований. Здесь или в принципе каждый отдельный человек рассматривается как цель, а не средство в плане реализации общественных требований справедливости, или хотя бы наблюдается стремление к этому.

Интуитивистская модель справедливости - это такая модель, при которой состояние справедливости устанавливается интуитивным способом или интуитивным соглашением между всеми субъектами в обществе.

Основоположником интуитивизма в этике считается английский философ Джордж Мур (1873-1958). Его основополагающий труд «Принципы этики» впервые вышел в 1903 году; на русский язык книга была впервые переведена в 1984 году.

Подход Дж. Мура в этике и социальной философии основан на отнесении к числу интуитивных всех тех суждений, которые не поддаются доказательству: а таких суждений в философских науках - абсолютное большинство: естественно, сюда входят и суждения, касающиеся справедливости.

«Я хотел бы обратить внимание на то, что, когда я называю такие [этические] суждения «интуитивными», я утверждаю просто , что они не поддаются доказательству; я не имею в виду ничего другого, кроме того, что таков наш способ или источник их познания».

Однако, если мы определяем справедливость «по интуиции», то, во-первых, мы не можем никогда доказать другому субъекту, что наши принципы справедливости являются единственно правильными, а, во-вторых, мы вряд ли когда-нибудь сумеем формализовать эти принципы, построить из них стройную и логически обоснованную систему правил и выводов. И в этом - главная беда интуитивистской модели, хотя, возможно, что на уровне обыденного сознания, здравого смысла эта модель может прекрасно работать. Тот же Ролз в своей «Теории справедливости» готов отчасти принять интуитивистский подход, но только как вводную концепцию в свою теорию, которая сразу же сдает свои полномочия после того, как сформулированы основные моменты договорной модели справедливости.

Утилитаристская модель справедливости - это такая модель, при которой состояние справедливости устанавливается посредством «расчета и калькуляции удовлетворений» по шкале, приводящей к наивыгоднейшему балансу одновременно для всех членов общества.

Основателем утилитаризма считается английский философ Иеремия Бентам (1748-1832). В своей главной работе «Введение в основания нравственности и законодательства» он постоянно призывает «свести баланс» из удовольствий и издержек, а также формулирует свой знаменитый «принцип полезности»:

«Под принципом полезности понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью».

Несмотря на то, что утилитаристская модель справедливости должна по своей основной идее утверждать принципы справедливости, на деле она фактически подменяет модель справедливости моделью эффективности , где справедливость оценивается с точки зрения эффективности, т. е. принципа, минимизирующего затраты и максимизирующего выгоды.

На насколько это оправданно и эвристично? Бесспорно, что утилитаристская модель справедливости полезна тем, что она вносит в теорию справедливости элементы рационального выбора и максимизации удовлетворений: эта модель, как ни одна другая, с наибольшей ясностью демонстрирует тот факт, что любой вариант справедливого распределения по-своему эффективен и рационален . Но в конструкциях этой модели нерешенной может остаться следующая проблема: как совместить максимизацию выгод одного индивида и максимизацию выгод всех индивидов, т. е. общества? Не исключено, что увеличение объема справедливости для одного конкретного индивида может быть связано с уменьшением справедливости для всего общества, и, наоборот, общество становится справедливее, но от этого страдает справедливость индивида.

При функциональном анализе основной проблемой является проблема справедливости распределения доходов. В экономической литературе выделяют четыре основных группы принципов социальной справедливости:

1) Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов.

2) Роулсианский принцип назван в честь американского современного философа Дж.Роулза, взгляды которого базировались на двух принципах: все члены общества должны иметь равные права на основные свободы; общество должно принимать решения исходя из интересов наименее обеспеченных членов. Поэтому подход предполагает такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества.

3) Утилитарный принцип берет начало в работах английского философа И.Бентама и основан на том, что необходимо предоставить наибольшее счастье для наибольшего количества людей. На практике это означает, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми.

4) Рыночный принцип предполагает распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Выбор принципов справедливого распределения доходов для каждого определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей общества.

Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости - уравнительного и распределительного.

В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.

Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 г. впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.

В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.

Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия - малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тыс. программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.