Инвестиционная политика современной россии. Государственная инвестиционная политика и регулирование инвестиционной деятельности


Введение

Инвестиционная политика государства

Практическое задание

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Инвестиции - совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства.

Процесс инвестирования в конечном итоге связан с общественным производством. В процессе развития экономики капитальные вложения обеспечивают возможность обновления и качественного совершенствования основных средств, ресурсов для улучшения структуры производства. В механизме управления экономикой инвестиции выполняют важную функцию регулятора темпов развития.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы не «убегали» из России, а, наоборот, происходил приток иностранного капитала.

Активизация государственной инвестиционной политики на современном этапе является ключевым условием перехода российской экономики к устойчивому росту. Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.


1 Инвестиционная политика государства


Под инвестициями понимают долгосрочные вложения материальных и финансовых средств в тот или иной вид деятельности (производства, бизнеса), движимое и недвижимое имущество, денежный оборот, интеллектуальные и иные ценности с целью получения преимуществ (выгод, прибыли) в будущем. (7)

Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономики предприятия и государства в целом, т.к. инвестиции направляются не только с целью получения прибыли (частные инвестиции), но и с целью регулирования экономики в целом и проведения определенной структурной политики (государственные инвестиции).

На макроуровне экономики инвестиции являются необходимой основой для таких процессов, как:

осуществление расширенного воспроизводства;

ускорение темпов научно-технического процесса;

улучшение качества и конкурентоспособности продукции;

создание необходимой сырьевой базы;

развитие здравоохранения, образования, культуры и др. социальных сфер. (11)

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного кризиса в стране. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате через государственные преобразования в инвестиционной политике. (14)

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Инвестиционная политика государства имеет сложную структуру, содержание которое выражено по следующим основаниям:

по характеру проблем и основательности их решения;

по направлениям деятельности государства (планирование, программирование, нормотворчество, государственные заказы инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);

по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);

по секторам, сферам и отраслям экономики;

по методам регулирования (прямые и косвенные, административные и рыночные);

по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные). (6)

Инвестиционная политика, как правило, формируется правительством и находит свое отражение в федеральной инвестиционной программе и бюджете. (11)

Отдельные положения, относящиеся к инвестиционной политике, содержатся в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также в специальных законах. Ряд конкретных мер по активизации инвестиционной деятельности содержится в программных постановлениях и документах, относящихся к формированию региональной политики.

Политика в области инвестиционной деятельности опирается на основные законодательные акты РФ о собственности, приватизации и земле.

Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а, следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций.

Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней:

конечных целях (рост производства и национального дохода, увеличение занятости населения);

промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентными ставками на кредитные ресурсы, динамикой денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы денежно-кредитной и финансовой политики на производство. Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций спроса и предложения ресурсов в денежно-кредитной и финансовой сферах.

В настоящее время бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны не столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием. Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных инвесторов.

Анализ свидетельствует о наличии определенной зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной инвестиционной политики и согласования интересов инвесторов различных уровней, а предпринимаемые меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов.

Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов снижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует формированию рыночного поведения хозяйствующих субъектов. (6)

При анализе вопроса об возможностях государственной инвестиционной поддержки производителей нельзя не учитывать крайнюю ограниченность бюджетных средств.

Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования. (6)

Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению с частными инвестициями эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования и реструктуризации национальной экономики.

Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика , представляющая собой комплекс хозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Государственная инвестиционная политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она содержит:

− направления;

− формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.

Основные направления инвестиционной политики:

1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.

3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.

5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инструментами инвестиционной политики государства являются:

− Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП);

− Федеральные целевые программы (ФЦП);

− Ведомственные целевые программы (ВЦП).

Каждое государство мира обязано проводить реализовывать рациональную экономическую политику. Это явление считается сложным, состоящим из немалого количества взаимосвязанных и неотъемлемых элементов. Одной из составляющей экономической политики является государства.

Механизм влияния на функционирование экономики, в частности на предпринимательство, и называется инвестиционной политикой государства. Она состоит из большого количества взаимосвязанных методов влияния, эффективное использование которых приводит к ожидаемому результату. Целями рациональной инвестиционной политики являются:

  • Формирование благоприятного делового климата;
  • Стимулирование предпринимательства;
  • Усовершенствование социально-гуманитарной сферы;
  • Способствование беспрепятственной реализации проектов, представляющих ценность для интенсивного экономического развития государства;
  • Минимизация рискованности бизнеса в государстве;
  • Создание максимально упрощённых условий для вхождения в экономику государства инвесторов из-за рубежа.

Государственная инвестиционная политика обычно существует на уровне государства, региона или отдельного предприятия. Для того чтобы влиять на качество инвестиционного потенциала, государство применяет такие инструменты воздействия как:

  • Налоговая политика;
  • Денежная и кредитная политика;
  • Амортизационная политика;
  • Научная и техническая политика.

Реализуя фискальную политику, государство должно решить важную задачу, а именно, как обеспечить налоговые платежи в бюджет, в достаточном количестве и одновременно привлечь инвесторов лояльной налоговой политикой. Также приоритетной задачей фискальной политики считается рациональное распределение денежных потоков, циркулирующих в пределах государства.

Управление учётной ставкой, массой денег и кредитованием отображается в денежно-кредитной политике. Главной целью влияния на эти составляющие экономики является стимулирование спроса на . Реализация денежно-кредитной политики осуществляется центральным банком государства.

Степень развития научного и технического потенциала определяет интенсивность и качество инвестиционного потенциала любой страны. Главная роль в осуществлении научно-технической политики принадлежит государство, которое занимается её менеджментом и определением приоритетных направлений развития. Также государство должно заботиться о финансировании развития научно-технического потенциала.

Амортизационная политика представляет собой сложный процесс регулярной переоценки основных фондов, находящихся в распоряжении государства с целью их обновления.

Политика России в сфере инвестирования

Инвестиционная политика России достаточно специфическая, так как для неё характерны следующие нюансы:

  1. Ощутимое влияние государства на функционирование экономики;
  2. Процесс перехода к рыночной экономике от административной;
  3. Чувствительность экономики к кризисным процессам.

Политика РФ в сфере инвестирования базируется на специально сформированной законодательной базе, которая состоит из отдельных законов, регулирующих инвестиционные операции в государстве, осуществляемые нерезидентами, капитальное инвестирование, а также деятельность инвестиционных фондов.

Инвестиционная политика РФ не может реализовываться без участия в ней органов исполнительной власти, созданных как на общегосударственном, так и на местном уровне. На центральном уровне реализацией инвестиционной политики занимается Правительство, Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ. На региональном уровне действуют такие органы, как министерство инвестиционного и экономического развития, департаменты и агентства инвестиционного развития.

Контроль над регионами

В реализации инвестиционной политики большие государства, как например Россия, должны учитывать специфику экономического развития всех регионов, входящих в его состав. При анализе инвестиционного потенциала регионов учитываются:

  • географическое положение;
  • совокупность природных ресурсов;
  • степень развития транспортной инфраструктуры;
  • геополитическое положение;
  • экологическая ситуация;
  • привлекательность территории для зарубежных инвесторов.

Одной из основных задач государства в сфере инвестиционной политики является гармоничное объединение инвестиционных потенциалов всех регионов с целью формирования общегосударственного делового климата. Поэтому можно смело говорить о том, что является неотъемлемой составляющей государственной.

Перед государством стоит немаловажная цель, касающаяся формирования и утверждения программ инвестиционного развития регионов и их отдельных экономических объектов. Желательно, чтобы реализация таких программ тщательно контролировалась со стороны центрального и регионального правительства.

Государство должно контролировать и рационально распределять финансовые потоки, циркулирующие между отдельными регионами. Также актуальным является решение задачи эффективного распределения доходов и расходов региональных бюджетов.

В России особо острым остаётся вопрос о страховании инвестиций от потерь, неблагоприятных экономических условий и других тяжело прогнозируемых ситуаций. Этот вопрос должен регламентироваться эффективной и прозрачной законодательной базой.

Эффективность инвестиционной политики РФ

Ныне государство в сфере инвестиционной политики должно решить ряд таких актуальных задач, среди которых можно выделить:

  1. Тесную взаимосвязь приоритетов и реализуемых инвестиционных проектов.
  2. Рационализация государственных затрат, направленных на реализацию инвестиционных программ разного уровня.
  3. Расширение прав инвесторов.
  4. Акцент на государственном инвестировании.
  5. Предпочтение проектов с меньшим сроком окупаемости.

Реализация государственной политики России в сфере инвестирования требует увеличения объёма инвестиций, исходящих от частных инвесторов. Это должны быть не только финансовые инвестиции, но и вливание инновационных технологий и интеллектуального капитала.

Перед государством особо остро стоит вопрос привлечения средств иностранных инвесторов. Зарубежное инвестирование помогло бы решить проблему недостаточного финансирования экономики за счёт бюджетных средств.

Чтобы усовершенствовать реализацию инвестиционной политики государство должно:

  • гарантировать права всем участникам инвестиционного процесса;
  • способствовать честной конкуренции между инвесторами;
  • отслеживать нарушения антимонопольного законодательства;
  • поработать над противоречиями в существующем инвестиционном законодательстве;
  • усовершенствовать функционирования инфраструктуры рынка инвестиций;
  • упростить процедуры оформления документов, требуемых для реализации инвестиционных проектов;
  • усовершенствование консультативной и аналитической работы в сфереинвестирования.

На данный момент государство активно работает над выполнением этих задач.

Инвестиционная политика государства - составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Основные направления инвестиционной политики состоят в следующем: 6

1. Определение приоритетов в финансировании инвестиционной деятельности. Сейчас приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ.

2. Приоритеты отдаются инвестициям на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Иными словами, центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

3. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство РФ намечает достичь стабильного финансирования инвестиций по схеме: 1 рубль государственных инвестиций на 4 рубля частных и предприятий-инвесторов.

Проблема инвестиций в России является одной из самых важных и сложных проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную перестройку экономики, уменьшить масштабы безработицы, сохранить наукоёмкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями (долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода).

Исследование вопросов инвестиционной политики, как на макро-, так и на микро-уровне является актуальным для России, которая находится на пути к развитой рыночной экономике. 7

Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.

Результат осуществления инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности определены в ст. 11 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Главными из них являются:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства - это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Министерство экономического развития РФ определяет основные направления инвестиционно-структурной политики (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008), и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.). Субъектам федерации разрешается вносить собственные дополнения и уточнения с учетом транспортной доступности, наличия подготовительных объектов для инвестирования, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, наличия преференций, наличия доступной информационной поддержки. Все это должно обеспечивать целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.

На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывает влияние ряд факторов: 8

Во-первых, это традиционно сложившаяся сильная роль государства в управлении экономикой. Именно от государства исходила инициатива радикальных экономических реформ.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая призвана обеспечить наибольшую отдачу от действий субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной политики.

В-третьих, это особенности переходного периода, такие как политическая, экономическая нестабильность, мировой финансовый кризис, отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики.

По мнению большинства экспертов, мировая экономика постепенно начинает выходить из кризиса. При этом страны БРИК опережают в этом движении большинство развитых стран. А это значит, что растущие рынки вновь станут привлекательными для иностранных инвесторов. Но не все, а в большей мере те, которые смогут обеспечить максимально благоприятные и комфортные условия для работы иностранного капитала.

В современных экономических условиях низкого уровня инвестиционных потоков и продолжающегося восстановления рынка инвестиций роль государства является определяющей.

Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др.

Государственные инвестиции, направленные на решение стратегических задач государственной политики, зачастую не носят коммерческого характера. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создавать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций. Основными направлениями создания такого механизма являются: усиление программно-целевой составляющей государственного регулирования; сотрудничество государства и бизнеса на основе совместного финансирования проектов; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов. 9

России в настоящее время нужны прямые частные инвестиции, причем не просто капитал, а так называемые умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Иностранные инвестиции так же важны для российской экономики. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования из средств государственного бюджета, отсутствием достаточных средств у предприятий, развитием общего экономического кризиса и спадом производства, большим износом установленного на предприятиях оборудования и другими причинами.

Создание благоприятного инвестиционного климата должно осуществляться: 10

    Путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это позволит участникам быть уверенным в том, что в кризисных ситуациях вложенный капитал не будет потерян;

    Создание равных конкурентных условий всем инвесторам, независимо от форм собственности, что может способствовать эффективному размещению капитала и устойчивому развитию;

    Устранение противоречий в законодательстве;

    Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для ускоренного внедрения инвестиционных проектов;

    Создание информационно-аналитических центров, осуществляющих рейтинговую оценку потенциальных инвесторов;

    Становление современной инфраструктуры рынка инвестиций, что будет способствовать сбережению средств инвестиционного процесса при межотраслевом переливе капитала.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика, направленная на поддержку инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата в августе 2010 г. в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Это сделано для того, чтобы иностранные инвесторы могли напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями. В настоящее время продолжается последовательная работа по дебюрократизации экономики: упрощаются процедуры запуска инвестиционных проектов, убраны формальные проверки. В России планируется создать единую национальную систему аккредитации, которая упростит допуск новых товаров на рынки. Так же правительство завершает работу над пакетом законопроектов, направленных на создание налоговых стимулов для инвестиций в высокие технологи, в качестве социальных услуг.

Для сектора информационных технологий, резидентов технико-внедренческих зон и компаний, создаваемых при высших учебных заведениях, введены пониженные ставки страховых взносов.

Для снижения региональной и муниципальной бюрократии прорабатывается вопрос о целесообразности составления специального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Качество работы с инвесторами будет одним из базовых критериев оценки эффективности деятельности региональных администраций, критерием состоятельности и кадровых перспектив самих руководителей, губернаторов.

Планируется, что регионы и муниципалитеты в ближайшем будущем будут публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Так же планируется упростить процедуру доступа предпринимателей к инфраструктуре естественных монополий.

Активное воздействие государства на процессы инвестирования являются необходимым условием обеспечения благоприятного инвестиционного климата и оживления инвестиционной деятельности, что позволяет обеспечить стабильное развитие социально-экономической системы в целом и интересах всего общества. 11

Поощрение инвестиционной активности граждан - одно из самых приоритетных направлений роста страны. Инвестиционная деятельность на государственном уровне опирается в первую очередь на органы, которые разрабатывают, а затем воплощают в действительность меры такого стимулирования вложений.

Понятие и значение

Инвестиционная политика государства - вид деятельности страны, который нацелен на формирование выгодной для вложений среды, соответствующей стабильной атмосфере, а также привлекательности в глазах инвесторов в целом. Эффективная политики государства в этом направлении должна включать в себя ряд стратегических мер, среди которых:

  • прогноз базовых экономических показателей страны;
  • формирование тактики финансовой активности в разных отраслях экономики;
  • создание госзаказов на крупную закупку различных инвестиционных товаров;
  • нормативное регулирование взаимоотношений инвесторов и государства.

Как видно из списка, этот тип политики представляет собой целый ряд структурированных действий. Для регулирования общественных проблем, улучшения производственной продуктивности и подъема экономики посредством роста количества вложений обязательно выполнение всех перечисленных пунктов.

Таким образом, основной целью в данном направлении является осуществление действий по предварительно установленному плану экономического и социального развития. Что касается задач инвестиционной политики государства, то их довольно много. Для получения положительных результатов страна должна:

  • поддерживать выбранные аналитиками отрасли экономики;
  • поддерживать экспериментальные производства;
  • поддерживать частных предпринимателей мелкого и среднего звена;
  • следить за высокой конкурентной способностью отечественных товаров;
  • создать благоприятную нормативно-правовую базу;
  • создать подходящий микроклимат для вовлечения вкладчиков;
  • создать нужные источники и методы вкладов;
  • следить за разработкой наиболее релевантных инвестиционных механизмов;
  • обеспечить бесперебойную работу ответственных за данную отрасль органов.

При разработке плана по привлечению инвестиций нужно обязательно:

  • учитывать инфляцию и прочие факторы риска;
  • убедиться в экономической обоснованности вложений;
  • определить самые недорогие, но при этом надёжные источники и модели создания инвестиций;
  • обеспечить тесную связь с научно-технической политикой, без которой невозможно достичь достойного результата.
Существует несколько видов инвестиционной политики государства, но они в большей степени отличаются лишь охватом и масштабами. Независимо от вида, значение инвестиционной политики для государства сложно переоценить, ведь грамотная реализация планов в данном направлении значительно способствует подъему экономики.

При этом следует помнить, что на макро- и микроуровнях в обязательном порядке должна сопровождаться детальная аналитика состояния экономики в настоящий момент времени. Соответствующие правительственные органы тщательно продумывают план развития, оценивают важность вложений для каждой отрасли, а затем подбирают оптимальную модель и методы экономического развития. Например, в РФ инвестиционная политика должна сосредоточиться на привлечение капитала в перерабатывающие сферы, а добывающие в данный момент могут быть на втором плане.

Модели инвестиционной политики

Правительственные органы владеют внушительным набором всевозможных финансовых инструментов для поощрения инвестиций. В целом они делятся по своему направлению на 3 основных модели.

Налоговое стимулирование

Данный принцип стимулирует процесс инвестирования через специальное управление налоговыми инструментами, включая особенности развития и функционирования фондового рынка в настоящее время. Это объясняется тем, что распределение вложенных средств осуществляется посредством той самой фондовой биржи.

Суть модели: через льготы и преференции страна оказывает прямое воздействие на количество финансов, которые сохраняет организация, и на использование данных валютных ресурсов. В качестве активных налоговых инструментов для государства являются ИНК, уменьшенные налоговые ставки, амортизационная политика и налоговые каникулы. Главным минусом такого подхода считается отсутствие возможности ускоренного роста накоплений и стимулов к действенному сбережению.

Государственно-частное партнёрство

Данная система основывается на взаимовыгодном сотрудничестве органов страны и частных инвесторов. Государство выполняет функции накопления финансов граждан в банках и дает компаниям доступ к этим денежным средствам, взамен получая определенные встречные услуги. При таком подходе вложения в инфраструктуру базируются на обязательной принадлежности объектов к отдельному частному сектору, а для воплощения требуется мощная структура и ответственные органы власти с действительно работающим управленческим аппаратом.

Главным преимуществом частно-государственного партнёрства считается возможность эффективного применения больших сумм аккумулированных денег. Более того, правильное взаимодействие сторон позволит и бизнесу, и стране при совокупном снижении уровня рисков получить максимум выгоды. Единственной сложностью в реализации данной модели является подготовка необходимой документации. К несчастью, едва ли не половина конкурсов на государственные активы не может привлечь ни одной заявки, исходящей из частного сектора, из-за безграмотно составленного бизнес-плана и неправильного расчёта доходности.

Смешанная модель

При реализации такой модели задействуется частный механизм управления решениями относительно инвестиционной политики государства. В данной ситуации органы власти финансируют определенные разработки, оказывая тем самым поддержку инновационной активности предприятий. В большинстве случаев вложения используются для урегулирования деятельности экспортных компаний, поскольку именно эти фирмы чаще всего склонны перенимать передовые решения.

Механизмы формирования и реализации

Формирование данного типа политики основывается на образовании наиболее подходящего для частных инвесторов финансово-экономического климата. В большей степени механизмы несут ответственность за определение следующих показателей:

  • способы финансирования вкладов;
  • сроки принятия решений по финансовым вложениям;
  • ответственность органов власти за правильное воплощение выбранных способов инвестирования;
  • благоприятность среды для привлечения вкладов;
  • надежность источников финансирования;
  • юридическая база инвестиционного рынка.

В процессе реализации государственной инвестиционной политики также применяются некоторые общественные ресурсы, к которым относится госимущество, земельные ресурсы и средства бюджета. В целом тщательно продуманный и последовательный механизм реализации способствует использованию государством имеющихся ресурсов и при этом в значительной степени улучшает социально-экономический уровень страны.

Принципы и эффективность

Принципы инвестиционной политики определяются органами власти каждой страны в индивидуальном порядке, в зависимости от политической и экономической ситуации. При этом существует набор типичных принципов, которые характерны практически для всех развитых стран. Основными являются следующие:

  • непрерывное улучшение нормативной базы;
  • обязательное соблюдение юридических норм на каждом этапе деятельности;
  • осуществление государством жесткого контроля за целевым применением предназначенных для реализации инвестиционных решений средств;
  • взаимовыгодное участие в сделке сторон на добровольных началах;
  • поддержка предприятий посредством кредитования на государственном уровне;
  • предоставление гарантии точного выполнения условий касательно инвестиций;
  • социально-экономическая обоснованность решений, которые органы власти принимают касательно инвестиционной политики;
  • предоставление открытого доступа ко всей информации об особенностях формирования и методов реализации инвестиционной политики страны;
  • грамотное участие страны в процессе регулирования экономики;
  • масштабное вовлечение инноваций;
  • применение новейших и эффективных способов управления денежными средствами.

Особое внимание государство должно уделять эффективности инвестиционной политики, ведь это едва ли не основной макроэкономический фактор, который отчетливо показывает состояние экономики и ее перспективность. Анализ данного показателя может многое сказать о компетентности ответственных органов власти, качестве и своевременности применяемых ими методов формирования благоприятной инвестиционной среды.

Оценка эффективности базируется на показателях, полученных вследствие последовательной реализации мер системы государственного инвестирования. Также важен анализ выполнения поставленных перед страной задач. Благодаря осуществлению такой оценки правительство может выбрать наиболее разумный ход развития инвестиционной политики в долгосрочной перспективе.

В осуществлении инвестиционного процесса и создании благоприятного экономического микроклимата страны ключевая роль принадлежит системе государственного управления. На масштаб поступающих в экономику инвестиций влияет система поддержки предпринимателей, отношение правительства к частной собственности, налоговая и судебная система. При этом самой важной является нормативно-правовая база, внесение изменений в которую может привлечь или же оттолкнуть потенциальных инвесторов, тем самым улучшая и соответственно ухудшая экономическое положение страны.