Основы разработки концепции социально-экономического развития страны. Методы управления региональным развитием

Задачи государственного регулирования экономики – набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся следующие составляющие:

    экономический рост и экономическое развитие;

    полная и эффективная занятость;

    ориентация на достижение экономической эффективности;

    стабильный уровень цен;

    экономическая свобода;

    справедливое распределение доходов;

    сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

В лучшем случае необходимо увязать задачи государственного регулирования в единое целое, в виде, например, «многоугольника» целей. Многоугольники целей государственного регулирования – взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Наиболее распространен так называемый «магический четырехугольник» т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность:

    экономический рост;

    высокий уровень занятости;

    стабильность цен или устойчивость денег;

    внешнеэкономическое равновесие.

    Необходимость и сферы государственного вмешательства в экономику.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

    наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;

    необходимость поиска более эффективных вариантов (помимо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах;

    необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих.

Сферами или областями государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений являются:

    конкурентная рыночная среда;

    кономические циклы;

    кризисы на микроэкономическом уровне;

    малообеспеченные и социально незащищенные группы населения

Государственное регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Это – сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки экономической политики, обоснования ее положений, выбора средств и методов ее проведения.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на экономику включает в себя:

Законотворчество,

Администрирование - создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования,

Информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем на пути разработки прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований,

Регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях,

Контроль за текущей деятельностью предприятий, в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Показатели, отражающие роль государства в экономике.

Некоторое представление о масштабах государственного регулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Роль государства в экономике страны характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности . Более высокая доля государственной собственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике.

Государство начинает принимать непосредственное участие в хозяйственных процессах, оно активно развивает инфраструктуру в военно-политических и экономических целях, строит морские и речные порты, каналы, линии телеграфной связи, участвует само или поощряет частный капитал в строительстве железных дорог, военных заводов и верфей, выдает военные заказы. Строятся и приобретаются в государственную собственность объекты в инфраструктурных отраслях.

    Экономическая политика государства и её содержание.

Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическомуровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

    Обеспечение стабильного роста национальной экономики ;

    Поддержание эффективного размера занятости ;

    Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией ;

    Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса .

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики .

    Денежно-кредитная политика ;

    Бюджетная политика ;

    Налоговая (фискальная) политика ;

    Инвестиционная политика;

    Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;

    Внешнеэкономическая политика ;

    Другие разновидности направлений экономической политики.

    Объекты и субъекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально - экономические процессы, на которые направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Субъекты ГРЭ - законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В РФ к субъектам относятся:

    Государственная дума

    Совет Федерации

    Президент РФ

    Конституционный суд

    Государственный совет при Президенте

    Формы и средства ГРЭ.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства-это:

    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком)

    установление и изменение размеров минимальных резеров, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке

    операции государственных учреждений на рынке ценных

    бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.

    Инструменты ГРЭ.

Основные экономические инструменты - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институтыстраны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложенияна финансовом рынке (рынкессудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения ролирынковсвободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

    Национальное счетоводство.

Объектом национального счетоводства является экономика страны. Предметом национального счетоводства является статистическое описание состояния и развития экономики страны с помощью системы макроэкономических показателей и формируемых из них национальных счетов, таблиц межотраслевого баланса и других таблиц.

Слово «счетоводство» в данном контексте отражает связь системы макроэкономических показателей с бухгалтерским учетом.

Национальное счетоводство ориентируется на рыночную экономику, ее механизмы и институты. Теоретической основой национального счетоводства является признание равноправия всех форм собственности, рыночного характера формирования цен на основе конкуренции, естественности стремления всех людей к прибыли. Национальное счетоводство опирается на рыночную экономику, активно регулируемую государством. Государство в системе национальных счетов представлено самостоятельным сектором, который оказывает нерыночные (бесплатные) услуги населению и распределяет и перераспределяет доходы по принципам как экономической, так и социальной справедливости.

Система национальных счетов (СНС), ориентируясь на социальное государство, делает социальную политику государства «открытой», показывая денежные потоки перераспределения доходов, т. е. национальное счетоводство ориентируется на открытую экономику, включенную в широкие международные экономические связи. Для такой экономики характерна свобода движения через границы страны не только товаров и услуг, но и факторов производства: труда, капитала, предпринимательства, инвестиций, новых технологий и т. д.

Национальное счетоводство – практически работающая система, создаваемая на основе и в соответствии с международным стандартом СНС, приспособленная к национальным условиям перехода к рыночной экономике.

Система национальный счетов (СНС) – это соответствующий национальной рыночной экономике учет, который на макроуровне представлен системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи ее звеньев.

В системе национального счетоводства используются два типа классификационных единиц: вид деятельности и институциональная единица, которые группируются по отраслям и институциональным секторам.

    Органы государственной власти, ответственные за экономическое развитие.

Структура органов государственной власти , ответственных за экономическое развитие, схематически может быть представлена следующим образом

Законодательные органы власти : совет федерации, гос дума

Исполнительные органы власти: президент, правительство

Судебные органы власти: прокуратура, верх суд, арбитражный суд.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.

Исполнительная власть в условиях Российской Федерации имеет многоуровневый характер и включает федеральный (центральное правительство), региональный (администрации субъектов Федерации) и муниципальный (местные администрации) уровни. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и правительством РФ.

Задача Правительства в сфере регулирования экономических процессов - создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Функции формирования федеральных органов исполнительной власти возложена на Председателя Правительства.

Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти.

Функции федеральных органов власти по управлению экономикой.

Под системой органов исполнительной власти понимается их взаимосвязанная совокупность и система взаимоотношений между ними. Система органов исполнительной власти в России функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности и порядка.

Система органов государственной власти создается законодательно на основе конституционных разграничений полномочий, указов Президента РФ, законов.

    Виды экономических прогнозов.

1. В соответствии с проблемно-целевым критерием различают прогнозы: поисковый и нормативный . Этот критерий даёт ответ на вопрос: «Для чего разрабатывается прогноз?» Поисковый прогноз (или: исследовательский, трендовый, генетический) – это прогноз определения возможных состояний явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения действующих тенденций. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования является экстраполяция. Нормативный прогноз (программный, целевой) выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция. 2. По критерию природы объекта выделяют прогнозы: социальные (в т. ч. демографические); ресурсные (природные, материальные, трудовые, финансовые); научно-технические (перспективы развития науки и техники и влияния этих достижений на экономику); общественных и личных потребностей (спрос, потребление отдельных товаров, потребности в объектах образования, здравоохранения, правопорядка, культуры и др.) 3. По критерию времени выделяют прогнозы: оперативные , краткосрочные , среднесрочные , долгосрочные , дальнесрочные . Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный – от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный – от 1 года до 5 лет; долгосрочный – от 5 до 15 лет; дальнесрочный – на период свыше 15 лет. 4. По критерию сложности различают прогнозы: сверхпростой , простой , сложный , сверхсложный . Эти прогнозы различаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе – взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции близким к 1). 5. По степени детерминированности объекта прогнозы могут быть: детерминированными, т.е. без существенных потерь информации в описании условий, стахостическими, в которых требуется учёт случайных величин, смешанными, включающими характеристики двух вышеуказанных прогнозов. 6. По критерию характера развития объекта во времени различаются прогнозы: дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени, апериодические, для которых характерна периодическая функция времени. 7. По критерию количественной оценки различаются прогнозы: интервальные, точечные. Интервальный прогноз представлен результатом в виде доверительного интервала. Точечный прогноз представлен результатом в виде единственного значения характеристики объекта в будущем. 8. По критерию масштабности объекта различают прогнозы: сублокальные, локальные, суперлокальные (субглобальные), глобальные. Понятно, что для отдельной фирмы или объединения предприятий речь, как правило, может идти о первых трёх видах, а для региона или страны (нескольких стран) более характерны три последних вида прогноза.

    Методика экономического прогнозирования.

Методология экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических подходов и методических при­емов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов.

Методологические подходы к прогнозированию экономическо­го развития страны: генетический и телеологический. ^ Генетический прогно з исходит из анализа предыстории раз­вития объекта, фиксирует его основополагающе факторы, определя­ющие особенности развития. На этой основе делаются выводы отно­сительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Целевые ус­тановки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли, и поэтому не принимаются во внимание. Наи­более яркий представитель данного подхода - Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн». ^ Телеологический прогно з (от греч. teleos - цель) исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к намеченным целям. Наиболее ярким представи­телем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин . ^ Экономический рос т - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), выраженный в сопоставимых (постоянных) ценах. Для при­ведения результатов производственной деятельности в сопоставимый по годам вид применяют дефлятор ВВП.

    Концепция социально-экономического развития страны.

1. Косвенные налоги
акцизы
налог на прибыль
НДС
таможенные пошлины
налог на недвижимость
подоходный налог

2. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции
лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен
участники «теневой» экономики
лица с фиксированными номинальными доходами
предприниматели, производящие потребительские товары

3. Кейнсианская антиинфляционная политика включает …
увеличение государственных расходов
сокращение дефицита госбюджета
повышение учетной ставки
сокращение налоговых ставок

4. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …
операций на открытом рынке
рефинансирования банков
изменений в налоговой базе
депозитных операций

5. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …
субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)
российских и иностранных юридических лиц
отдельных экономических районов в пределах одного государства
транснациональных корпораций, действующих на территории РФ

6. Решение проблемы внешних эффектов по Р. Коузу предполагает …
введение государством налога на производителей экстерналий
уплату нарушителем единовременного штрафа
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими без привлечения государства
решение вопроса между производителем экстерналий и пострадавшими в суде

7. Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы …
А.Смитом
Д.Рикардо
К.Марксом
Дж.Кейнсом

8. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса
фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны
денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса
поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики
денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а фискальная – в поддержании внешнего баланса

9. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то это может привести к …
снижению общей величины резервов коммерческих банков
стимулированию величины вкладов населения на депозитные счета в отделения Центрального банка страны
снижению объема ссуд, предоставляемых Центральным банком коммерческим банкам
увеличению общей суммы резервов коммерческих банков

10. Сумма объема потребления и объема сбережения за текущий период времени равна …
объему дохода
величине инвестиций и затрат на потребительские товары
объему всех выкупленных ценных бумаг и сбережений населения
сумме средств, вложенных в производство и израсходованных в нематериальной сфере

11. Изменение цен в макроэкономической неоклассической модели является … политики.
результатом монетарной
результатом фискальной
только сочетанием монетарной и фискальной
результатом как фискальной, так и монетарной

12. Выходные показатели индикативного плана включают в свой состав …
развитие культурных связей с зарубежными государствами
важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны
рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие
необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов
развитие связей внутри государства

13. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам.
прогрессивным
пропорциональным
твердым
регрессионным

14. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве — … издержки.
низкие трансакционные
высокие трансакционные
низкие производственные
высокие трансформационные

15. Меры государственного регулирования, которые могут способствовать снижению темпов инфляции в условиях, когда использованы все производственные ресурсы, но высокая инфляция сохраняется:
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и снижение налоговых ставок
продажа государственных облигаций на открытом рынке и сокращение государственных расходов
покупка государственных облигаций на открытом рынке и увеличение государственных расходов

16. Основная функция антимонопольных органов
регулирование продовольственных цен
снижение издержек производства
контроль за использованием экономических ресурсов
развитие конкурентных отношений

17. Главная целевая установка социально-экономического развития страны
повышение уровня благосостояния правящего класса
рост благосостояния народа
повышение уровня денежных доходов населения
борьба с инфляцией монетаристскими методами

18. Предельная склонность к потреблению – это …
отношение прироста потребления к приросту сбережений
соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов
доля прироста объема потребления в единице прироста дохода
соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени

19. Теория прав собственности рассматривает проблемы …
размывания прав собственности
внешних эффектов
спецификации прав собственности
многообразия форм собственности в современной экономике
возникновения прав собственности

20. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при …
единой ставке налога
дифференцированной ставке налога
ограничении круга потребителей
бесплатности общественных благ

21. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это …
расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос
чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов
спрос всех макроэкономических субъектов экономики
инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения

22. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на …
имущество
доходы
наследство
транспортные средства

23. Фискальная политика, проводимая государством влияет …
только на предприятия государственного сектора экономики
только на коммерческие фирмы
только на предприятия теневого сектора
на все макроэкономические субъекты

24. В структуру банковской системы России не входит(ят) …
Центральный банк России
Сбербанк Российской федерации
региональные коммерческие банки
фондовые биржи

25. Инвестиции – это …
доход, не израсходованный в данном периоде
вложения во все виды производственных ресурсов
приобретение жилой недвижимости
доход, использованный для приобретения потребительских товаров

26. Государственный долг – это сумма предшествующих …
государственных расходов
бюджетных дефицитов
расходов на оборону
будущих выплат иностранным заемщикам

27. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то …
сбережения населения превышают инвестиции
сбережения равны инвестициям
номинальный объем выпуска останется неизменным
реальный ВВП будет возрастать

28. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся …
кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла
установление «правил игры» в обществе
установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции
регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики

29. В рамках институционального подхода границы государства определяются …
его захватнической политикой
его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан
политической волей лидеров государства
установлением формальных «правил игры» на определенной территории

30. Зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от уровня процентной ставки иллюстрируют кривая …
Лоренца
Лафатера
Лаффера
Филлипса

31. Сбережения – это …
имущество товаропроизводителей и сбережения населения
фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности
часть дохода, вложенная в ценные бумаги
часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени

32. Фискальная функция налогов заключается в …
перераспределении национального дохода
стимулировании различных форм производственной деятельности
собирании средств для государственного бюджета
контроле за движением цен на товары и услуги

33. Потребление – это …
часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги
часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде
накапливаемый на банковских счетах остаток дохода
приобретение краткосрочных государственных облигаций

34. Признаки, по которым определяется превышение критической точки налогообложения
непропорционально медленный рост поступлений в бюджет или их сокращение при очередном повышении налоговой ставки
уменьшение капитальных вложений, снижение темпов экономического роста и ухудшение материального положения населения
скрытое и явное уклонение от налогов (рост теневой экономики)
широкая дифференциация налогов
разнообразие льгот отраслям и фирмам

35. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу — … налоги.
импортные
антидемпинговые
прямые
косвенные

36. Неэффективность рыночного ценообразования при производстве общественных благ проявляется в том, что …
страны, полагающиеся только на рыночный механизм, превращаются в отсталые общества
снижается образованность общества
не создаются транспортные коммуникации там, где они могут оказаться наиболее перспективными
предельные издержки формирования цены общественных благ выше предельных затрат на их изготовление

37. Государственные расходы увеличивают реальный ВВП когда государственные расходы …
направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату труда чиновников
сопровождаются увеличением предложения денег
не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе экономики
финансируются за счет выпуска государственных займов

38. Автономные инвестиции – это …
капиталовложения, произведенные согласно планам развития предприятия
объем ценных бумаг, приобретенных на вторичном рынке
приобретение хозяйствующими субъектами (фирмами) облигаций по краткосрочным государственным обязательствам
инвестиции в предпринимательский сектор экономики

34. Главная целевая установка социально-экономического развития страны:

а. Повышение уровня благосостояния правящего класса;

б. Рост благосостояния народа;

в. Повышение уровня денежных доходов населения;

г. Борьба с инфляцией монетаристскими методами.

35. Предельная склонность к потреблению – это:

а. Отношение прироста потребления к приросту сбережений;

б. Соотношение между приростом объема дохода и величиной потребленных ресурсов;

в. Доля прироста объема потребления в единице прироста дохода;

г. Соотношение между объемом сбережения и объемом потребления за данный период времени.

36. Когда производимые государством общественные блага финансируются за счет налогов, эффективность их производства достигает максимума при:

а. Единой ставке налога;

б. Дифференцированной ставке налога;

в. Ограничении круга потребителей.

37. Совокупный спрос в пределах национальной экономики – это:

а. Расходы государственного бюджета и инвестиционный спрос;

б. Чистый экспорт и спрос хозяйствующих субъектов;

в. Спрос всех макроэкономических субъектов экономики;

г. Инвестиционный спрос фирм и потребительский спрос населения.

38. По масштабам изъятия дополнительными не являются налоги на:

а. Имущество;

б. Доходы;

в. Наследство;

г. Транспортные средства.

39. Фискальная политика, проводимая государством влияет:

а. Только на предприятия государственного сектора экономики;

б. Только на коммерческие фирмы;

в. Только на предприятия теневого сектора;

Г. На все макроэкономические субъекты.

40. В структуру банковской системы России не входит(ят):

а. Центральный банк России;

б. Сбербанк Российской Федерации;

в. Региональные коммерческие банки;

Г. Фондовые биржи.

41. Инвестиции – это:

а. Доход, не израсходованный в данном периоде;

б. Вложения во все виды производственных ресурсов;

г. Приобретение жилой недвижимости;

д. Доход, использованный для приобретения потребительских товаров.

42. Государственный долг – это сумма предшествующих:

а. Государственных расходов;

б. Бюджетных дефицитов;

в. Расходов на оборону;

г. Будущих выплат иностранным заемщикам.

43. Если государственные расходы и чистый экспорт равны нулю, а совокупное предложение превышает совокупный спрос, то:

а. Сбережения населения превышают инвестиции;

б. Сбережения равны инвестициям;

в. Номинальный объем выпуска останется неизменным;

г. Реальный ВВП будет возрастать.

44. К функциям государства с рыночной системой институтов относятся (выберите два правильных ответа):

а. Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика на различных фазах экономического цикла;



б. Установление единых норм и стандартов для измерения качества продукции;

в. Регулирование цен и объемов производства продукции в частном секторе экономики.

45. В рамках институционального подхода границы государства определяются:

а. Его захватнической политикой;

б. Его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан;

в. Политической волей лидеров государства;

г. Установлением формальных «правил игры» на определенной территории.

46. Повышению обменного курса национальной валюты, при прочих равных условиях, способствует:

а. Снижение объемов товарного экспорта в данной стране;

б. Повышение товарного экспорта у торгового партнера;

в. Повышение объемов товарного импорта в данной стране;

1. Приоритеты отдельных видов экономической политики в условиях плавающего обменного курса:

a) денежная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании внешнего баланса

b) фискальная политика, которая имеет сравнительное преимущество в регулировании как внутреннего, так и внешнего баланса страны

c) денежная политика, имеющая сравнительное преимущество в регулировании внутреннего равновесия, а

d) фискальная – в поддержании внешнего баланса

e) поддержание устойчивости курса национальной валюты и конкурентоспособности национальной экономики

2. К числу финансовых инструментов государственного макроэкономического управления относятся:

a) тарифное регулирование

b) объем и структура денежной массы, параметры денежного обращения

c) бюджетное регулирование

3. Потребление – это …

a) часть дохода экономических агентов, предназначенная на приобретение товаров и услуг в будущем периоде

b) накапливаемый на банковских счетах остаток дохода

c) часть дохода субъектов хозяйственной деятельности, израсходованная в текущем периоде на потребительские товары и услуги

d) приобретение краткосрочных государственных облигаций

4. Социальные группы людей, более всего нуждающиеся в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции:

a) лица, у которых рост номинальных доходов отстает от роста цен

b) лица с фиксированными номинальными доходами

c) предприниматели, производящие потребительские товары

d) участники “теневой” экономики

5. Реальное ежегодное увеличение ВНП или других макроэкономических показателей, которые периодически публикуются статистическими органами – это:

a) потенциальный рост

b) фактический рост

c) среднесрочный рост

d) долгосрочный рост

6. Сбережения – это …

a) имущество товаропроизводителей и сбережения населения

b) фактические кассовые остатки всех субъектов хозяйственной деятельности

c) часть дохода экономических агентов, не израсходованная в данный период времени



d) часть дохода, вложенная в ценные бумаги

7. Законодательные органы в России на федеральном уровне представлены парламентом, именуемым в России:

a) Правительством

b) Федеральным Собранием

c) Федеральным Правительством

8. Парламент страны принимает:

a) постановления и распоряжения

b) кодексы законов и федеральные законы

c) приказы и распоряжения

9. Правительство реализует экономические функции и полномочия через систему федеральных государственных органов управления в лице:

a) представителей Совета Федерации

b) отраслевых и функциональных федеральных министерств и федеральных служб, агентств

c) профильных комитетов Государственной Думы

10. По признаку истоков, оснований своего действия институты управления делятся на два класса:

a) государственные и негосударственные

b) нормативно-правовые (формальные) институты и социально-культурные институты

c) государственные и общественные

11. Фискальная политика, проводимая государством влияет …

a) только на предприятия теневого сектора

b) только на коммерческие фирмы

c) на все макроэкономические субъекты

d) только на предприятия государственного сектора экономики

12. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на глобальном уровне не включает в себя:

a) активизация местных администраций и органов самоуправления в реформировании экономики

b) расширение экспортного потенциала

c) устойчивый рост внешнеторгового оборота и активное сальдо внешней торговли

d) защита национального товаропроизводителя

13. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на макроуровне не включает в себя:

14. Принцип распределения налогового бремени используется при анализе налогообложения …

a) транснациональных корпораций, действующих на территории РФ

b) отдельных экономических районов в пределах одного государства

c) российских и иностранных юридических лиц

d) субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц)

15. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как:

a) таможенные пошлины, экспортно-импортные тарифы

b) субсидии, субвенции

c) налоги, государственные расходы, трансферты

16. Что из ниже перечисленных не относится к так называемым общественным товарам, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного механизма, поскольку требуют слишком крупных вложений

a) коммуникационные сооружения

b) маркетинговые исследования

c) фундаментальная наука

d) национальная оборона

17. К методам прямого государственного воздействия на экономику не относится:

a) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции

b) таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют

c) государственная поддержка программ, заказов и контрактов

d) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах

18. Главная целевая установка социально-экономического развития страны:

a) борьба с инфляцией монетаристскими методами

b) рост благосостояния народа

c) повышение уровня благосостояния правящего класса

d) повышение уровня денежных доходов населения

19. Государственный долг – это сумма предшествующих …

a) будущих выплат иностранным заемщикам

b) государственных расходов

c) бюджетных дефицитов

d) расходов на оборону

20. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на макроуровне не включает в себя:

a) выход из трансформационного спада, переход к оживлению, подъему и экономической стабилизации

b) приватизацию малых и средних предприятий

c) умеренная инфляция и денежная реформа, стабилизирующая национальную валюту и финансы

d) ускорение рыночных преобразований

21. К функциям бюджетного управления (регулирования) не относится:

a) фискальная функция

b) контрольная функция

c) распределительная функция

d) ревизионная функция

22. Среднесрочные планы государственного развития разрабатываются на период:

a) свыше трех лет

b) свыше одного года и до пяти лет

c) свыше пяти лет

23. К методам косвенного государственного регулирования экономических процессов не относится:

a) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции

b) регулирование цен, их уровня и соотношений

c) платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы

d) налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот

24. Цели вывода экономики из нежелаемого состояния заключаются в:

a) подавлении наступившего спада, преодолении кризисных явлений

b) благоприятном изменении, улучшении, повышении состояния и качества функционирования экономики

25. Акцизами облагаются товары массового потребления по … ставкам

a) Пропорциональным

b) Твердым

c) Регрессионным

d) Прогрессивным

26. К косвенным налогам относятся:

a) подоходный налог

b) акцизы

c) налог на недвижимость

d) налог на прибыль

27. Инвестиции – это …

a) доход, не израсходованный в данном периоде

b) доход, использованный для приобретения потребительских товаров

c) вложения во все виды производственных ресурсов

d) приобретение жилой недвижимости

28. Государственно поддерживаемой главной целью экономики является:

a) достижение и поддержание максимально возможного текущего и потенциального уровня удовлетворения общественных и рациональных индивидуальных, семейных, групповых потребностей населения, народа страны

b) достижение и поддержание максимально возможного текущего и потенциального уровня доходов населения

c) проведение структурной политики в масштабе экономики страны, осуществление мер по совершенствованию отраслевой, региональной, воспроизводственной, технологической структуры производства, рациональному сочетанию форм собственности, развитию научно-технического потенциала.

29. В структуру банковской системы России не входит(ят) …

a) Центральный банк России

b) региональные коммерческие банки

c) фондовые биржи

d) Сбербанк Российской федерации

30. Потенциальный рост – это:

a) реальное ежегодное увеличение ВНП

b) скорость, с которой экономика могла бы расти

c) реальное ежегодное увеличение всех макроэкономических показателей

d) реальное ежегодное увеличение ВНП на душу населения

31. Основная функция антимонопольных органов:

a) развитие конкурентных отношений

b) контроль за использованием экономических ресурсов

c) регулирование продовольственных цен

d) снижение издержек производства

32. К документальным формам воплощения инструментов государственного управления не относятся:

a) договоры, контракты, обязательства юридических лиц

b) законодательные акты

c) государственные дипломы, аттестаты, удостоверения

33. Макроэкономические инструменты государственного управления принято разделять на:

a) инструменты локального и государственного управления

b) инструменты непосредственного и косвенного государственного управления

34. Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу – … налоги

b) Косвенные

c) Антидемпинговые

d) Импортные

35. Среди инструментов денежно-кредитной политики государства нет …

a) рефинансирования банков

b) операций на открытом рынке

c) депозитных операций

d) изменений в налоговой базе

36. В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать:

a) пятилетнюю и десятилетнюю экономическую политику

b) краткосрочную и долгосрочную экономическую политику

c) оперативную и стратегическую экономическую политику

37. Основная область применения макроэкономического прогнозирования:

a) определение прогнозов развития государственных институтов управления

b) предварительное установление потенциально возможных вариантов развития экономики и социальной сферы

38. Подсистема целей госрегулирования переходной экономики на микроуровне не включает в себя:

a) государственное стимулирование предпринимательства и особенно малого бизнеса

b) ускорение приватизации средних и крупных государственных предприятий

c) активизация местных администраций и органов самоуправления в реформировании экономики

d) выход из трансформационного спада, переход к оживлению, подъему и экономической стабилизации

39. Причина появления институтов в рыночном хозяйстве – … издержки

a) высокие трансакционные

b) низкие трансакционные

c) низкие производственные

d) высокие трансформационные

40. Планы разрабатываются на определенный период, именуемый:

a) планово-прогнозным периодом

b) плановым периодом

c) перспективным периодом

41. Какой из нижеуказанных целей не входит в группу 4 прикладных целей государственного регулирования:

a) экономический рост

b) внешнеэкономическое равновесие

c) максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах

d) стабильность уровня цен и устойчивости национальной валюты

Таблица правильных ответов.

«Содержание социально-экономической политики государства в переходный период»

«Социально-экономическая политика государства и ее приоритеты»

Целевые установки изучения темы:

В рамках данной темы мы получим представление о разработке и реализации стратегии социально-экономического развития государства, выявим важнейшие направления и сферы государственного регулирования, изучим особенности государственного регулирования отношений собственности, государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, государственного регулирования внешнеэкономических отношений.

Основные понятия и термины : стратегия социально-экономического развития, экономическое прогнозирование, макроэкономическое планирование, собственность, национализация, коммерциализация.

К базисным для любого общества направлениям социально-экономического регулирования относятся:

  • * определение стратегии развития;
  • * гарантирование прав собственности;
  • * партнерские отношения с частным и смешанным секторами;
  • * финансовая, денежная, социальная политика;

Стратегия социально-экономического развития -- это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение миссии организации (государства).

Государственная социально-экономическая стратегия требует налаженного механизма построения целей , который включает логическое продвижение от абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозированию и далее -- к макроэкономическому планированию и программированию.

Иерархия целей строится по принципу приоритетов потребностей и интересов общества . Разнообразие потребностей, взглядов, подходов, мотивов и интересов в соответствии с постиндустриальной концепцией развития является необходимым и желательным, поскольку порождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамическое развитие.

Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основании определенных критериев (факторов) :

  • - социально-экономическая эффективность;
  • - скорость получения положительных результатов;
  • - минимум необходимых ресурсов для реализации намеченного.

Цели должны отвечать трем основным требованиям :

  • 1. конкретность,
  • 2. определенность во времени
  • 3. реальность.

Отбор инструментов государственного регулирования осуществляется с целью определения необходимости и возможности применения их для достижения соответствующих целей.

Стратегия социально-экономического развития формируется через:

  • 1. макроэкономическое прогнозирование,
  • 2. макроэкономическое планирование
  • 3. государственное программно-целевое планирование.

Экономическое прогнозирование - определение состояния и возможностей развития экономических процессов и явлений на различных уровнях экономической системы (макро-, мезо- и микроуровне).

Прогноз -- это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, а также об альтернативных путях и сроках достижения такого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Одним из важнейших направлений является социально-экономическое прогнозирование общественного развития.

Источники прогнозной информации:

  • - теоретические знания о закономерностях развития процесса;
  • - статистическая информация об объекте прогнозирования;
  • - накопленный опыт в сфере прогнозирования;
  • - экономико-математические модели.

Гипотеза - это научное предвидение на уровне общей теории. Прогноз при сравнении с гипотезой, имеет большую определенность и достоверность, поскольку базируется не только на качественных, но и на количественных параметрах.

Гипотетические представления и прогнозы создают условия для научно обоснованного планирования (процесса принятие управленческих решений).

Макроэкономическое планирование - это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения этих целей.

План (программа) -- это комплекс конкретных мероприятий, направленных на достижение определенных целей. План характеризуется высшей степенью конкретности и имеет однозначное решение.

Директивный план имеет силу юридического закона, адресный и обязательный для выполнения характер. При директивном планировании должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых задач. Директивное планирование присуще командной экономике.

Индикативный план -- это рекомендательная система плановых мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства, которая предусматривает создание таких условий функционирования субъектов экономики, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное макроэкономическое планирование присуще смешанной экономике.

Недостатки рыночного саморегулирования и государственного вмешательства в экономику порождают сложные социально-экономические проблемы, решение которых связано с использованием так называемого программно-целевого метода планирования.

Использование данного метода предусматривает: определение проблемы и формулирование целей; разработку и реализацию программы, направленной на достижение целей; систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой; корректировку мероприятий, направленных на реализацию целей.

Программно-целевой метод планирования реализуется через целевые комплексные программы. Целевая комплексная программа (ЦКП) -- это документ, в котором содержится определенный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение целей.

Главная роль в реализации стратегии социально-экономического развития отводится Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основными его задачами являются определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.

В Правительство РФ представляются экономически обоснованные заключения по развитию отраслей экономики, жизнеобеспечению населения, использованию валютных ресурсов, управлению государственным имуществом и по другим социально-экономическим вопросам.

Решающее воздействие на развитие экономики оказывают разрабатываемые параметры и направления деятельности государства. Среди них:

  • § макроэкономические показатели;
  • § инвестиционная программа;
  • § основные социально-экономические задачи;
  • § федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию за счет бюджета;
  • § объем и структура поставок продукции для федеральных государственных нужд;
  • § проектировки развития государственного сектора экономики;
  • § международные договоры России, вступившие в силу;
  • § программа государственных внешних заимствований и предоставления кредитов Россией другим странам;
  • § программа внутренних заимствований.

Среди важнейших направлений экономического регулирования выделяются:

  • 1. Государственное регулирование отношений собственности
  • 2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.
  • 3. Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.

Государственное регулирование отношений собственности

Собственность - форма отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства.

Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от друга объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделённых правами владения, распоряжения, пользования указанными объектами и несущих ответственность за их сохранность.

Три класса объектов собственности в зоне государственного воздействия:

  • 1) объекты государственной собственности, принадлежащие государству как собственнику на правах владения и распоряжения;
  • 2) объекты общей, смешанной собственности, принадлежащие государству лишь частично в виде определённых долей собственности либо части совместной, не разделяемой на доли собственности;
  • 3) объекты негосударственной (частной, корпоративной, индивидуальной) собственности, не принадлежащие государству на правах собственности, но подверженные государственному воздействию на других правах и началах.

По отношению к объектам первой группы государство обладает самыми широкими полномочиями управления, выступает как полновластный распорядитель. Государственный собственник способен продавать свои объекты, передавать их в пользование, использовать самостоятельно, доверять другим субъектам, применять в качестве залога, ликвидировать в случае ненадобности. Применительно к объектам второй группы государство обладает правами и вытекающими из них возможностями ограниченного распоряжения, частичного владения и использования имущественных объектов наряду с другими собственниками. Государственное воздействие на объекты негосударственной собственности носит косвенный характер и относится скорее к области регулирования их использования, чем непосредственного управления. Государство как законодатель вправе устанавливать правила и нормы купли, продажи, передачи, использования имущественных объектов любых форм собственности, обязательные для всех собственников. Кроме того, государство вправе регулировать, контролировать процессы управления собственностью, использования объектов собственности любыми их владельцами, распорядителями, пользователями, устанавливать налоги на собственность.

Государство в некоторых случаях вправе осуществлять трансформацию собственности (перевод из одного вида в другой):

  • 1. Национализация - обращение в государственную собственность имущества, находившегося в собственности граждан и (или) юридических лиц. Национализируемое имущество может находиться в негосударственной собственности полностью или частично, де-юре или де-факто, временно (например, на период санации стратегически важных предприятий с использованием средств государственного бюджета) либо без ограничения срока.
  • 2. Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Приватизация осуществляется посредством продажи государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на их основе корпоративной, акционерной и частной собственности.
  • 3. Коммерциализация - смена статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров, предохраняющих предприятие от воздействия конкурентного рынка

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40-50%, а в некоторых отраслях - до 70-80%.

Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей).

Поддержка малых предприятий на федеральном уровне сводится, прежде всего, к определению государственных приоритетов в помощи малым предприятиям, формированию необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета и разработке общих принципов распределения этих средств между различными регионами России.

Правительством РФ одобрена комплексная программа государственной поддержки предпринимательства и принято решение о ее финансовом обеспечении через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает формирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической деятельности, соответствующие механизмы реализации поддержки -- через налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, венчурный капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

В составе АПК выделяют три основных звена:

  • 1. производство средств производства для сельского хозяйства и промышленности, перерабатывающей его продукцию
  • 2. сельское хозяйство
  • 3. отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё.

Необходимыми мерами регулирования в сфере АПК в большинстве государств являются:

  • 1. рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства;
  • 2. обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
  • 3. достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;
  • 4. эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
  • 5. гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;
  • 6. преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;
  • 7. система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Государственное регулирование внешнеэкономических отношений.

Под внешнеэкономической политикой государства понимается деятельность направленная на развитие и регулирование отношений с другими странами. Реализация внешнеэкономической политики государства предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом и с отдельными странами, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей.

Во внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Либерализация имеет целью открыть внутренний рынок для иностранных капиталов, товаров и рабочей силы, усилив тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. В противоположность этому протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а часто и на захват внешних рынков.

Классическим инструментом внешнеэкономического регулирования являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф -- это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях -- при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. Оно повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.