Новых рабочих мест и активной. Формы государственной политики занятости

Любопытная цифра: краудфандинговый сайт Kickstarter за семь лет существования помог создать около 300 тысяч рабочих мест. Народное финансирование становится все более популярным. Если людям нравится проект (допустим, производство необычных кружек, выпуск музыкального альбома и прочее), они перечисляют определенную сумму для его реализации. Так за счет только одного сервиса удалось создать около 9 тысяч полноценных новых компаний. В глобальном масштабе - капля в море. Однако пример наводит на размышления. Мир меняется. Теперь им правят новые технологии.


В одном из просторных помещений бизнес-инкубатора КУП “Молодежная социальная служба” собралось несколько десятков человек. У этого госпредприятия сложная и важная задача - помочь молодым людям открыть свой бизнес и не прогореть в первый же месяц. В день моего визита парни и девушки пришли сюда на занятия бизнес-школы - проекта, разработанного унитарным предприятием “Кока-Кола Бевриджиз Беларусь” и бизнес-инкубатором. У будущих бизнесменов есть возможность получить консультацию специалистов, посоветоваться с уже состоявшимися предпринимателями, найти будущих партнеров. Лет тридцать назад о таком можно было лишь мечтать. Сейчас - обычное дело.

Практически у каждого из пришедших есть идея по созданию своего бизнеса. 29-летняя Екатерина уже имеет предпринимательский опыт. Сюда пришла с новой задумкой:

Это проект, который позволит молодым людям одновременно получать образование и путешествовать по всему миру. Сейчас моя цель - узнать мнение опытных коллег и найти единомышленников.

Вполне вероятно, что в будущем многие из пришедших смогут начать свое дело в бизнес-инкубаторе. Сегодня здесь обосновалось более 150 компаний. Больше всего в сфере услуг - туризм, строительство, транспортная логистика, рассказывает генеральный директор предприятия Рима Епур:

Около 20% - инновационные проекты в производстве и ИТ. В средний бизнес перерастает около 35% компаний. Некоторые остаются в сегменте малого бизнеса - но это неплохо, ведь молодые люди смогли обеспечить рабочим местом себя и, допустим, друга. У нас очень высокие показатели выживаемости бизнеса: в среднем в мире трехлетний рубеж переступает только 10% компаний, в нашем инкубаторе - около 90%. В Беларуси можно и нужно создавать бизнес. Думаю, в секторе малого и среднего предпринимательства мы вскоре увидим настоящий прорыв - для этого есть все возможности: у нас имеются свободные ниши, а главное, появляется обученная молодежь с креативными идеями, которая может их заполнить.

Задачу по созданию новых рабочих мест у нас с давних пор несет на своих плечах государство. Однако должно ли так быть? Из года в год мы перескакиваем по несколько ступеней в рейтинге “Ведение бизнеса” - согласно докладу 2017 года заняли 37-е место. Сокращается количество проверок для предпринимателей, снижается административная нагрузка. Бери и делай. Другой вопрос: где найти финансирование? Как раз денежный вопрос в свое время решался преимущественно за счет государства. Однако в нынешних экономических условиях лишних денег в казне нет. Где искать новые источники инвестиций? Вариант, который сразу приходит на ум, - привлекать зарубежный капитал. Впрочем, рубить сплеча не стоит, уверен эксперт Либерального клуба Антон Болточко:

Сейчас государству следует переориентироваться - создавать не сами рабочие места, а условия для их возникновения. Созданием рабочих мест должны заниматься предприниматели. Это касается финансирования - прежде чем обращаться к иностранному капиталу, следует обратить внимание, что и наши предприятия частной формы собственности готовы инвестировать. Но для этого необходимо решить две ключевые проблемы. Первая - обеспечение макроэкономической стабильности. Это фактически уровень инфляции и уровень стабильности национальной валюты. Сейчас дела обстоят неплохо. За по-следние два месяца инфляция в годовом выражении сложилась на уровне ниже 10% (в феврале в годовом выражении - 7%. - Прим. авт.). В то же время для мирового сообщества это по-прежнему много, оптимальный уровень - 2-3%.

Вторая - совершенствование нормативно-правовой среды. Здесь самое важное - доверие к национальному законодательству. Порой на местах оно интерпретируется по-разному. Кроме того, у нас нормативно-правовая база очень быстро меняется. Пример - налоговое законодательство. Многие отмечают, что с налогами, которые сегодня есть у нас, можно работать. Но каждый год в Налоговый кодекс вносятся поправки, которые порой кардинально меняют работу предприятий.

В мире наблюдается процесс смены техноукладов. Это затрагивает практически все отрасли экономики. На продвинутой молочной ферме теперь нужна не доярка, а программист. Чего ждать в будущем и как к этому подготовиться?

В международной практике это называют “четвертой промышленной революцией”, в основе которой - интернет-технологии. Безусловно, это влияет на развитие экономики, в том числе и на рынок труда. Есть ряд исследований, в которых описано, что некоторые профессии либо исчезнут с рынка под давлением новых технологий, либо станут менее значимыми и соответственно менее оплачиваемыми. Смена техноукладов должна быть стимулом к созданию высокодоходных рабочих мест. Согласно различным рейтингам наш человеческий капитал находится на высоком уровне - это нужно использовать. Необходимо раскрывать потенциал наших людей. В том числе создавать систему образования, которая будет отвечать современным реалиям.

Система подготовки кадров у нас создана - мы сохранили профобразование, есть высшее образование. Однако наблюдается некоторый перекос: нередко выпускник вуза идет работать по специальности, для которой достаточно окончить колледж. Как исправить ситуацию?

Один из аспектов этой проблемы - ментальный. Мы попытались сделать высшее образование массовым. Сейчас проблема - человек возмущается, что у него два высших образования, а он не может работу найти. В таком случае встает вопрос о качестве этого образования.

Нам нужно изменить подходы к подготовке кадров. И в этом процессе обязательно должны участвовать коммерческие структуры, которые после будут выступать в роли нанимателей. Это программная статья, которая переходит из одного документа в другой, но примеры реализации привести сложно. При этом я знаю случаи, когда крупные компании с солидной экспортной выручкой не раз пытались создать на базе учебных учреждений свои классы, департаменты, но всегда сталкивались с проблемами из-за препятствий со стороны учреждений образования. Возможно, здесь нужно подключить политическую волю.

Однако, готовясь к будущему, не следует забывать и о настоящем. А реальность такова: согласно данным Минтруда, в конце прошлого года в список самых востребованных профессий в городах вошли медсестры, врачи, швеи, повара, бетонщики - вакансии, привычные слуху и несколько банальные, но специалистов по факту не хватает. Зато в избытке бухгалтеров, администраторов, экономистов, юристов, слесарей, продавцов. Как обеспечить всех работой?

Варианты есть. К примеру, не нашлось подходящей вакансии в родном населенном пункте - государство поможет с переездом безработному и его семье. По направлению службы занятости можно бесплатно пройти переобучение. Предусмотрено и содействие самозанятости: при определенных условиях есть возможность получить субсидию на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности, а также агроэкотуризма.

Государство дает удочку. Но учиться ловить рыбу нужно самому.

В прошлом году у нас было создано 54 тысячи новых рабочих мест - больше, чем было запланировано. Минимальная планка на нынешний год - 70 тысяч. И, что немаловажно, это должны быть современные, качественные и эффективные рабочие места с соответствующей зарплатой.
ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Бизнес-школа “Сколково” и Агентство стратегических инициатив разработали “Атлас новых профессий”, в котором специалисты прогнозируют, какие специальности будут востребованы через 10-20 лет, а какие исчезнут. По мнению авторов исследования, до 2030 года появится более 180 новых профессий, а около 60 - канут в Лету. Вот некоторые интересные перспективные специальности.

ИТ-медик

Речь идет о специалисте, способном управлять медицинскими базами данных, а также о разработчиках программного обеспечения для лечебного и диагностического оборудования.

Проектировщик 3D-печати в строительстве

Такие специалисты будут востребованы после 2020 года. Их задача - проектирование макетов конструкций и подбор компонентов для их печати.

Аудитор комплексной безопасности в промышленности

Этот специалист будет оценивать состояние безопасности на объекте с учетом всех видов угроз: механических повреждений, пожаров, кибератак, экологических угроз и прочего.

Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан

Ахмедова М.А. - специально для Демоскопа

Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности. Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении развития общества и общественных преобразований.

Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости. Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры. Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные сдвиги.

Из-за демографических особенностей в Узбекистане наблюдается быстрый рост населения в трудоспособном возрасте, значительно опережающий рост численности постоянного населения. В частности, в период 2000-2012 гг. среднегодовые темпы прироста населения в трудоспособном возрасте и постоянного населения составили порядка 2,7%, в результате чего возросла доля трудовых ресурсов в общей численности населения на 8,3 п.п. до 58,9% в 2012 г.

В 2012 г. численность населения в трудоспособном возрасте составила 17736 тыс. человек, что на 5094,9 тыс.человек больше показателя 2000 г. С ростом численности занятого населения на 3,7 млн.чел. в 2012 г. он составил 12223,8 тыс. человек, а уровень занятости населения с сохранением тенденции составил 70%.

Существенно изменилась структура занятости, что во многом обусловлено сокращением занятого населения в государственном секторе. Государственный сектор аккумулирует немногим более 19,8% от общего числа занятых при соответствующем показателе в 2000 г., равном 26%. Позитивные тенденции в отраслевой структуре занятости характеризуется значительным сокращением занятости в сельском хозяйстве (до 27,2% в 2012 г.) и роста занятости в сфере услуг и транспорта (до 50,5%).

Таблица 1. Динамика занятости населения Узбекистана

Показатели

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.

Доля трудоспособных ресурсов в общей численности населения, %

Прирост населения в трудоспособном возрасте, в % к предыдущему году

Численность занятого в экономике населения, млн. чел.

Прирост численности занятого населения, в % к предыдущему году

Уровень занятости, в % к населению трудоспособного возраста

Источник : Расчеты по данным Госкомстата и Министерства труда и социальной защиты населения

С целью обеспечения роста занятости, доходов и уровня жизни населения, а также эффективного использования имеющегося потенциала территорий республики и отраслей экономики по увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда, начиная с 2009 г. реализуются Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В результате реализации ежегодных Программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также государственной поддержки и развития предпринимательства за последние 4 года создано около 4 млн. новых рабочих мест, из них более 70% - в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, лишь в 2012 г. в рамках реализации различных отраслевых программ , Инвестиционной программы на 2012 г., территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ в республике создано 45,6 тыс. рабочих мест.

Реализация целенаправленной политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. новых рабочих мест. При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.

Кроме этого, развитие надомного труда, ремесленничества, а также семейного предпринимательства способствовали трудоустройству 183,4 тыс. человек. В частности, в производственные и трудовые отношения с надомниками было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость 51,6 тыс. человек. Меры по стимулированию и поддержке развития семейного предпринимательства и ремесленничества обеспечили создание 131,8 тыс. рабочих мест.

Значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили создание более 105,5 тыс. рабочих мест.

Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности - выделение на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.

Развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов также позволили создать 58,8 тыс. рабочих мест. Меры государства по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий - банкротов способствовали восстановлению 10,7 тыс. новых рабочих мест.

Рисунок 1. Созданные рабочие места в Узбекистане, тысяч

Источник : Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан

Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в таких регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, как Самаркандская, Ферганская, Ташкентская, Андижанская, Наманганская, Бухарская, Сурхандарьинская и Хорезмская области. В каждом районе и городе республике созданы и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около 42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.

Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы в стране на допустимом параметре (до 5%) и снижению численности населения, нуждающегося в трудоустройстве. В 2012 году численность обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве составила 44,8 тыс. человек, из которых 94% была трудоустроена.

На рынке труда республики наблюдается тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около 400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Возросло число трудоустроенных выпускников ССПО на рынке труда. Так в 2012 году в 85622 предприятиях, прошли стажировку 228 тыс. выпускников, было трудоустроено свыше 450 тысяч выпускников, при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где проходили производственную практику. В целом в 2012 году трудоустроено 85,4% выпускников ССПО (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение выпускников ССПО по видам дальнейшей занятости, в % от общего числа выпускников

Источник : расчеты ИПМИ по данным Госкомстат РУз

Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:

  1. Создание рабочих мест ввиду ввода новых производственных мощностей, как за счет модернизации производства, внедрения современных технологий, так и за счет использования местных природно-сырьевых и материальных ресурсах в трудоёмких отраслях промышленности.
  2. Повышение уровня занятости на существующих рабочих местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно требованиям предприятиям-работодалелям.
  3. 3. Рост занятости на основе ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением государственной поддержки, в частности, в получении кредитов, создания налоговых стимулов и т.д.
  4. 4. Рост занятости в фермерских и дехканских хозяйствах, в том числе по выращиванию крупного рогатого скота, производству и реализации продукции животноводства.
  5. 5. Рост занятости в сфере услуг и сервиса ввиду развития транспортных, туристических услуг, гостиничного хозяйства, ремонта сельскохозяйственного оборудования, автомобилей и иной техники и пр.
  6. 6. Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве в трудовой сфере с основными странами – реципиентами.

Для успешной реализации вышеуказанных направлений необходимо повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда. Для этого необходимо осуществлять текущий мониторинг эффективности подготовки кадров системой профессионального образования с точки зрения соответствия структуры спроса экономики на специалистов их выпуску учебными заведениями профессионального образования, по результатам которого вносить соответствующие коррективы в структуру и размещение учебных заведений нового типа.

Ахмедова Мухаббат Абдулхашимовна - Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
Рассчитывается как отношение занятого в экономике населения к трудовым ресурсам
Программы о приоритетах развития промышленности в 2011-2015 годах, программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, программы локализации производства на 2011-2013 годы.

Сначала в одной из своих программных предвыборных статей, а затем в Послании к Федеральному собранию 2012 г. президент В.В. Путин поставил масштабную задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов (!) новых рабочих мест. При этом президент добавил, что власти страны должны помогать гражданам в стремлении найти хорошую и интересную работу. По мнению главы государства, локомотивом роста зарплат и благосостояния россиян станут именно качественные рабочие места, созданию которых нужно уделить особое внимание. Несмотря на то что события 2014 г. стали непростым испытанием для экономического развития России и вплотную подвели к необходимости скорейшей деверсификации экономики в течение последующего пятилетия, предполагается, что потребность в рабочих местах сохранится, в том числе и на фоне ужесточения миграционной политики.

Какие же у нас есть резервы для этого? В каком направлении двигаться? И кто будет ответственен за решение этой задачи? Очевидно, что роль крупного бизнеса в этом весьма ограничена. Можно сказать, что он готов модернизировать рабочие места, но не увеличивать их число, поскольку исчерпал свои возможности, так как по уровню производительности труда Россия серьезно отстает от ведущих мировых держав. И чтобы повышать производительность, людей нужно, скорее, сокращать, повышая эффективность производства. А вот роль МСБ в создании новых рабочих мест представляется весьма перспективной.

Малый и средний бизнес занимает существенный объем в экономике каждой развитой страны, обеспечивая занятость населения и здоровую конкуренцию, а также насыщая рынок необходимыми товарами и услугами и удовлетворяя нужды крупных предприятий. Во всем мире двигателем развития экономики являются именно малые предприятия с численностью персонала до 100 человек. Так, в Германии малый бизнес дает 46% ВВП, во Франции и странах АТЭС - до 60%, в Китае - 60%, в США - до 70%, в Испании - 80% и т.д. Во всех этих странах малый бизнес обеспечивает до 70-90% занятости населения. Таким образом, малый бизнес - это новые рабочие места, причем это мобильные рабочие места, создаваемые в строгом соответствии с запросами рынка.

Характерен опыт Китая. Развитие малого бизнеса в Китае происходит по нескольким направлениям: правительство страны в последнее время стимулирует прежде всего развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около 50% налоговых поступлений и около 60% объема экспорта.

В США вопросами развития малого бизнеса занимаются серьезные государственные структуры: подкомитет по делам малого бизнеса Палаты представителей Конгресса, Совет по делам малого бизнеса, Торговая палата США, Национальная Федерация малого бизнеса и др. Заметим, что это не общественные организации, которые ничего не решают, а государственные органы с полным пакетом полномочий, финансированием и возможностью влиять на законы и внутреннюю политику - поэтому и результат, как говорится, налицо.

К сожалению, масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении с указанными ранее странами с развитой рыночной экономикой. Так, малый бизнес в России дает примерно 10-12% ВВП, обеспечивая около 15% занятости населения, причем структура распределения малых предприятий России по отраслям экономики (в процентах к общей численности малых предприятий) составляет (%):

  • ? промышленность - 13;
  • ? сельское хозяйство - 2;
  • ? строительство - 13;
  • ? транспорт - 2;
  • ? связь - 0,5;
  • ? торговля и питание - 47;
  • ? ЖКХ-0,5;
  • ? наука - 2,5;
  • ? финансы и кредит - 0,5.

Видим, что «рекорд» принадлежит отрасли торговли и общественного питания, которая объединяет в себе почти половину всех малых предприятий. Это и понятно, поскольку данное направление самое простое и не требует серьезных вложений. «Купи-продай» работает, как и в 1990-х гг., но время-то уже другое. Промышленность и строительство занимают второе и третье места с долями в 13%. Все остальные отрасли занимают меньше 2,5% каждая, т.е. совсем незначительную часть.

Очевидно, что данная структура далека от идеала. Идеальная структура - это когда промышленность, строительство и торговля с питанием занимают примерно равные доли по 20-25%. И весьма видимую роль (по 5-10%) будут играть предприятия науки, инноваций, ЖКХ, сельского хозяйства и транспорта. Вот тогда это будет сбалансированная структура малого бизнеса.

Хотя тут не нужно питать особых иллюзий. Сегодня долю в 13% занимает промышленность, т.е. производство. Но что это за производство? Очень многие предприятия (в основном, торговые) делают заказы на изготовление своей продукции в Китае, сюда относятся автозапчасти, мебель, обувь, химия, детские игрушки и др. Эта продукция производится в Китае, но под торговой маркой наших компаний, что и дает им основание считаться производственным предприятием. Но какое же это производство? Только одна видимость...

Участие МСБ в промышленности России является особенно большой проблемой, поскольку многие отрасли традиционно представлены гигантскими и крупными предприятиями, поэтому фактически слабо используют возможности МСБ. В то же время развитие этого сектора имеет огромный потенциал и может значительно улучшить показатели работы промышленности, что отразится на всей экономике страны.

В последние годы четко обозначилось место малых предприятий в системе производства. Во многом они ориентированы на обеспечение сырьем крупных предприятий, а также занимаются торговлей продукции крупных предприятий, т.е. ориентированы на входные и выходные процессы. При этом объемы торговли многих малых и средних фирм сопоставимы с объемами производства некоторых заводов, причем малый бизнес привнес оперативность в этот процесс и поставил его на высокий современный уровень. Отчасти этому способствовали медлительность и инертность крупных заводов, которые, получив предоплату за продукцию, часто задерживали отгрузку по 30-40 дней и более.

Таким образом, на сегодня в промышленности предприятия МСБ выполняют важные, но весьма ограниченные роли, позволяющие сэкономить время и энергетические ресурсы, обеспечивая входные и выходные процессы.

Рискнем предположить, что результатом слабого участия МСБ в промышленном производстве является низкая конкурентоспособность наших крупных предприятий по сравнению с зарубежными компаниями, низкое качество продукции, рост издержек производства, падение производительности труда. В то же время возможности для МСБ в промышленности огромны. Можно отметить колоссальное количество ролей, возможных для выполнения малыми предприятиями, таких как:

  • ? инвесторы и акционеры;
  • ? координаторы крупных предприятий;
  • ? поставщики сырья, ресурсов, материалов, оборудования, комплектующих и др.;
  • ? продавцы готовой продукции;
  • ? организаторы мини-производств;
  • ? организаторы аутсорсинга услуг, в том числе инжиниринга, транспорта, ремонта и обслуживания оборудования, содержания зданий и сооружений, питания персонала, быта, досуга и др.;
  • ? организаторы инновационного процесса, разработки и внедрения инноваций;
  • ? специалисты и консультанты по повышению эффективности производства и множество других ролей, оптимизирующих работу крупного предприятия.

Слабое участие малого и среднего бизнеса в промышленности России объясняется в первую очередь «заторможенностью» государства как основного двигателя таких видов предпринимательства. Высшее руководство России еще не осознало реальные возможности малого бизнеса. Кроме того, сейчас наметилась тенденция монополизации отраслей, укрупнения компаний, создания корпораций, эффективность работы которых, к сожалению, снижается, а качество производимой продукции падает. Отсутствие конкуренции губительно для развития бизнеса и вообще экономики. Создание конкурентной среды и развитие малых и средних предприятий дадут мощный толчок для движения вперед. Эти предприятия станут конкурировать за свои заказы, будут стараться снижать цены и повышать качество работ и продукции. Не обремененные огромными накладными расходами предприятия МСБ смогут реально создать новые эффективные рабочие места, снизить цены на свои услуги и повысить производительность труда.

Как же расширить участие МСБ в промышленности? Почему роль МСБ в нашей стране вообще и в промышленности в частности остается весьма незначительной? Что является главной причиной проблемы? И как с ней бороться? Ответы на эти вопросы дадут нам подходы инновационного менеджмента, с помощью которых мы нестандартно произведем разбор проблемы, выявим ее коренные причины и попытаемся предложить эффективные решения.

Определение

Рабочих мест в системе рынка труда

Рыночные определения потребности в рабочих местах

Структура рынка рабочих мест

Перспективы расширения рынка рабочих мест

Особенности рабочего места как продукта

Покупка рабочего места

Потребности в рабочих местах

Рабочее место это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

Рабочее место - пространственная зона трудовой деятельности:

Оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами;

Определенная на основании трудовых и других норм;

Закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных или управленческих работ.

Рабочие места различаются:

По числу исполнителей: индивидуальные и коллективные рабочие места;

По виду производства: основные и вспомогательные;

По типу производства: массовые, серийные и единичные;

По степени специализации: универсальные, специализированные и специальные;

По уровню механизации: механизированные, автоматизированные, для ручной работы;

По количеству оборудования: одностаночные, многостаночные.

Рабочее место - место и находящиеся на нем средства производства, орудия труда для выполнения работы , приспособленные к осуществлению трудовых функций одним работником определенной профессии. Количество рабочих мест на предприятии должно Соответствовать количеству занятых на нем работников с учетом графика и сменности работы , наличия отпусков. Рабочие - работники сферы материального производства (занятые в промышленности, строительстве, на транспорте и в близких к ним отраслях), занимающиеся физическим трудом. Название "рабочие" содержит значительный элемент условности, так, например, крестьяне вполне могут быть названы сельскохозяйственными рабочими.

Рабочее место — место и находящиеся на нем средства производства, орудия труда для выполнения работы, приспособленные к осуществлению трудовых функций одним работником определенной профессии. Количество рабочих мест на предприятии должно соответствовать количеству занятых на нем работников с учетом графика и сменности работы, наличия отпусков.

Экономическое рабочее место - это работника на физическом рабочем месте (коллективном или индивидуальном), которая обеспечивает ему уровень выгоды (заработной платы) не ниже ставки первого разряда при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего времени.

Рабочее место руководителя - место приложения труда руководителя, оснащенное соответствующим оборудованием и другими принадлежностями, необходимыми для эффективного выполнения возложенных на него обязанностей.

Рабочее место руководителя оборудуется в отдельном кабинете и, как правило, состоит из трех функциональных зон: рабочей зоны, зоны совещаний и зоны отдыха.

Рынок рабочих мест представляет собой социально-экономическое отношение между собственниками рабочих мест по поводу движения капитала в форме рабочих мест и соединения с рабочей силой на основе спроса и предложения.

Рынок рабочих мест в системе рынка труда

Одной из главных составляющих занятости, формирующих на труд, является структура рабочих мест и ее . Занятость является следствием наличия рабочих меег и стимулов, определяющих масштабы и соотношение спроса и предложения труда. Рабочее место служит одним из важнейших факторов создания общественного товара

Формирование территориальной, отраслевой, профессиональной, квалификационной, образовательной и других структур рабочей силы осуществляется в значительной мере под воздействием движения, как трудовых ресурсов, так и рабочих мест (их создания, совершенствования, ликвидации), формирующего спрос производства на рабочую силу.



Влияние динамики вакантных рабочих мест в отраслях на формирование отраслевой структуры занятости населения в целом и численности занятых в отдельных отраслях определяется процессами движения рабочих мест - открытия (образования) и закрытия (замещения и ликвидации) вакантных рабочих мест.

Следует подчеркнуть необходимость создания экономически эффективных рабочих мест, обеспечивающих работнику уровень наживы не ниже прожиточного минимума, а государству — налоговые поступления и отчисления в соответствующие фонды. Таким образом, высокодоходные, но «теневые» рабочие места (их у нас около 30%)", или места с низким заработком не могут считаться эффективными. В связи с этим представляется необходимым определить понятие «создание» рабочего места. Рабочие места могут быть созданы как за счет ввода новых, (что потребует инвесгирования в основные производственные фонды и прироста оборотных средств), так и за счет расширения действующего пприростатва в результате увеличения коэффициента сменности, что предполагает наличие неиспользуемых рабочих мест. Расширение занятости в последнем случае происходив при росте объемов нроизводсгва, вызванною увеличением спроса на товары и услуги. Поэтому создание рабочего места может быть вызвано или изменением рыночной конъюнктуры, или целенаправленным воздействием со стороны субъектов управления и хозяйствования, например госзаказом.

В применении к российской экономике анализ движения рабочих мест представляет особый интерес, поскольку на трансформационный шок российский рынок труда отреагировал во многом иначе, чем страны Восточной Европы. Несмотря на гигантский спад производства, удерживается в российской экономике на относительно невысоком уровне. Было бы естественным предложить, что нарастание безработицы сдерживается гибкостью и подвижностью российского рынка труда в свойственных ему специфических формах. Один из путей эмпирической проверки этого предложения - анализ движения рабочих мест и рабочей силы.

Все множества факторов, от которых зависит перемещение работников между рабочими местами, а также между состоянием занятости и состоянием «безработности», можно разделить на две категории. В первом случае речь идет о таких факторах, как:

появление новых рынков или сжатие старых;

техническое перевооружение фирм и целых отраслей;

усиление или ослабление внутренней и международной конкуренции;

различия в локальных условиях ведения бизнеса и т. д.

Как правило, все перечисленные факторы ведут к изменению общею количества рабочих мест и, к их перераспределению между отдельными предприятиями. Что, соответственно, приводит х переливу рабочей силы.

Во втором случае речь идет о «личностных» факторах трудовой мобильности, таких как:

профессиональный рост;

недостаточный или избыточный уровень квшшфикации;

неудовлетворенность работой;

перемена места жительства;

завершение учебы;

достижение пепсиохшого возраста и т. д.

Перемещения, происходящие под воздействием данных факторов, не предполагают обязательного увеличения или сокращения численности персонала отдельных фирм.

Влияние динамики вакантных рабочих мест в отраслях на формирование отраслевой структуры занятости населения в целом, и численности занятых в отдельных отраслях определяется процессами образования и ликвидации вакантных рабочих мест.

В частности, образование последних происходит в результате:

создания новых рабочих мест ( путем расширения производства, за счет модернизации и переоснащения, нового строительства);

выбытия людей за пределы рассматриваемой системы занятости;

смены людьми рабочего места в пределах отрасли или перехода работников на рабочие места в других отраслях,

В свою очередь закрытие вакантных рабочих мест в каждой отрасли происходит посредством:

приема работников из этой же или другой отрасли;

приема работников из вне рассматриваемой системы занятости;

ликвидации пустующих рабочих мест.

Рыночные определения потребности в рабочих местах

В рыночной экономике особое значение приобретает вопрос о принципах определения потребности в рабочих местах. И только после решения этого вопроса можно выработать правильный подход к определению количества и структуры рабочих мест, необходимых для решения проблем занятости и безработицы . Речь идет о рыночных принципах определения потребности в рабочих местах, т.е. принципах, которыми руководствуются рыночные структуры. К ним относятся предприятия на базе частной собственности, где главной фигурой, определяющей хозяйственную деятельность предприятия, является бизнесмен (бизнесмен). Его есть его бизнес. Известно, однако, что предпринимательство само по себе не имеет целью создание рабочих мест, их сохранение и обновление. Такой целью является нажива от вложения денег (капитала ) в прибыльное дело. Но в современных рыночных условиях хозяйствования бизнесменам вовсе не обязательно, для получения прибыли создавать рабочие места, тем более их сохранять, резервировать, обновлять и т.п. Можно вложить (инвестировать) капитал , приобретая акции процветающих фирм, и обогащаться за счет дивидендов или положить деньги в и получать проценты. Еще выгоднее в свое время было "инвестировать" в ГКО и получать огромный , либо заниматься валютными операциями, имея от этого хорошую маржу (разницу между суммой продажи и купли валюты). Во всех этих случаях выгодность инвестирования капитала обеспечивается без создания рабочих мест, если не считать некоторую занятость всеми этими коммерческими операциями самих бизнесменов и их ближайших "подручных".

Структура рынка рабочих мест

Структура рабочих мест, если иметь в виду экономику в целом, находит отражение в структуре занятости населения, однако нужно принимать во внимание один вид занятости — занятость по найму. Все виды самозанятости не имеют рабочих мест, так как местом приложения труда там является все хозяйство. Можно выделить следующие основные звенья структуры рабочих мест:

социальная,

государственно-частная,

территориальная,

отраслевая,

профессионально-квалификационная,

по половозрастному составу занятых наемным трудом,

по степени использования.

Социальная структура рабочих мест.

Социальная структура рабочих мест отличается от социальной структуры занятости тем, что отражает лишь один вид занятости — занятость по найму, тогда как вторая более сложна по своей структуре, ибо включает еще и разнообразные виды самозанятости: предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность ре-месленников, кустарей-одиночек, фермеров, мелких торговцев, занятых в домашнем хозяйстве и т.п. Социальная структура рабочих мест значительно проще в том отношении, что она в основном делится на рабочие места наемных рабочих и наемных служащих ("синие" и "белые" воротнички). Количественно преобладают, если взять экономику страны в целом, рабочие места для рабочих. Особенность социальной структуры рабочих мест (по данным Мосгор-комстата) на примере Москвы состоит в преобладании рабочих мест для служащих. Рабочие места для служащих не только преобладают но, как показывают данные, просматриваются следующие тенденции:

удельный вес рабочих мест для служащих в Москве возрастает, рабочих мест для рабочих уменьшается;

удельный вес рабочих мест для служащих, занятых женщинами, значительно выше, чем у мужчин, и имеет тенденцию возрастать;

напротив, удельный вес рабочих мест для рабочих, занятых мужчинами, имеет противопо-ложные показатели.

Эти тенденции изменения социальной структуры рабочих мест в Москве по мере развития рыночных отношений будут усиливаться в связи со структурными изменениями в экономике города в сторону расширения финансово-коммерческих структур и сокращения сферы материального производства. Об этом, в частности, свидетельствует безработицы в Москве. По данным Московской службы занятости, число безработных рабочих с 1992 по 1997 г. возросло с 3390 до 12 792 человек, т.е. почти в 4 раза, а служащих — с 19 446 до 23 304 человек, т.е. рост составил немногим более 20%. среди рабочих в эти годы росла почти в 20 раз быстрее, чем среди служащих. Значение рабочих мест служащих в экономике Москвы возрастает, а рабочих мест рабочих — уменьшается. Государственночастная структура рабочих мест. В советской экономике частный сектор отсутствовал, существовали фактически государственный и кооперативно-колхозный секторы, где рабочие места мало различались, поскольку кооперативно-колхозный сектор был в высшей степени огосударствлен, а наемный труд вообще не признавался.

Перспективы расширения рынка рабочих мест

При разработке антикризисной программы создания нормального рынка рабочих мест должен быть использован прогрессивный мировой и отечественный опыт законодательного изменения нормативов времени труда и производства. Маневрируя этими нормативами, можно влиять на состояние рынка рабочих мест, равномернее распределяя рабочие места в экономике, сокращая, избавляясь совсем и даже предотвращая безработицу во всех ее проявлениях. Так, научными исследованиями выявлено, что при сокращении продолжительности рабочего дня на 20% рабочих мест на рынке труда также возрастает на 20%, сокращая безработицу. Уменьшение пенсионного возраста на один год увеличивает предложение рабочих мест на 1%, увеличивая спрос на рабочую силу тоже на 1%. Рост спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест достигается также при уменьшении количества рабочих дней недели, увеличении продолжительности оплачиваемых отпусков, числа праздничных и выходных дней, предоставлении работникам времени на учебу и повышение квалификации, приобретение новой профессии, на семейные нужды, связанные с рождением ребенка, и т.п. Такого рода маневрирование нормативами труда и производства уже давно спонтанно пробивает себе путь в хозяйственной практике под давлением различных факторов социального, научно-технического прогресса, кризисных явлений в экономике и т.п. Маневрирование нормативами времени труда и производства — новое направление расширения рынка рабочих мест, которое пока слабо изучено и которое проявляет себя спонтанно. Противники его, выступая против сознательно-программного, законодательно принятого распространения этой формы, ссылаются на , на то, что общество еще не созрело, не настолько богато, чтобы применять такого рода инструменты. Более того, иногда у нас предлагают увеличить пенсионный возраст. И это при средней продолжительности жизни мужской части населения, составляющей ныне 58 лет! Реализация таких предложений серьезно обострила бы проблемы занятости и безработицы. Как показывает практика, сокращение продолжительности рабочего дня и пенсионного возраста не подорвали основ рыночной капиталистической экономики, не сделали богатых менее богатыми и не увеличили бедность работающего населения. Напротив, сокращение времени труда — историческая закономерность, которая сопровождается ростом богатства общества в целом, повышением благосостояния и работодателей и работников, ибо сокращение времени труда компенсируется ростом его производительности и интенсивности, т.е. Научно-техническим прогрессом . Теория утомляемости труда говорит о том, что уменьшение продолжительности труда компенсируется ростом его интенсивности. Огромное значение в расширении рынка рабочих мест имеют размеры заработной платы и пенсий. Малая заработная плата и мизерная усиливают напряжение на рынке труда, поскольку занятый работник вынужден низкой заработной платой искать вторичную занятость, а фактически появляется на рынке труда в качестве безработного, так как пенсия оказывается недостаточной для поддержания привычного образа его жизни.

Особенности рабочего места как продукта

Особенность рабочего места как продукта главным образом заключается в том, что это продукт производственного назначения, воплощающий вещественные условия личного фактора производства; в нем коренится важный источник всех благ, ибо, используя рабочее место, работник своим трудом, а бизнесмен своей деятельностью хозяина создают все необходимые жизненные средства и средства для производительной деятельности. Огромная совокупность рабочих мест, благодаря предпринимательской деятельности и приведенная в действие трудом наемных работников, непрерывно воспроизводит жизненный процесс всего общества. В отличие от рабочей силы рабочее место является вещественнонеодушевленным товаром. Поэтому собственник этого продукта — работодатель — находится в более благоприятном отношении по сравнению с наемным работником, поскольку может, как уже отмечалось, зарезервировать, законсервировать рабочие места и хранить их до лучших времен, когда появится возможность превратить их в действующие рабочие места. Однако само по себе действующим рабочим местом оно не станет, ибо приводится в действие рабочей силой, без которой бизнесмен не может рассчитывать на превращение его в действующую производительную ячейку своего хозяйства. Рабочее место не обладает свойством саморазвития и самосовершенствования, оно приобретает это свойство благодаря предпринимательской деятельности работодателя и творческому труду наемного работника. В системе рыночных отношений рабочее место имеет ту особенность, что оно является пассивным объектом купли-продажи в отличие от рабочей силы, носителем которой является работник и которая неотделима от его личности. Рабочее место существует в вещественном виде независимо от работодателя и может быть отчуждено от него при продаже для последующего использования. Работодатель может поддерживать рабочее место в различном состоянии: действующем, вакантном, законсервированном либо совсем ликвидировать его — это в значительной степени зависит от воли и желания работодателя, а не только от рыночной конъюнктуры.

Покупка рабочего места

Рабочее место покупается дважды: а) работодателем на рынке вещественных товаров производственного назначения; его стоимость оплачивается целиком и работодатель становится собственником рабочего места; б) наемным работником на рынке труда; оплачивается не стоимость рабочего места, а цена его временного использования наемным работником, и работник не становится собственником рабочего места. Соответственно рабочее место как продукт используется двояким образом: а) работодателем — для продажи его во временное использование за определенную цену; б) наемным работником — для создания своим трудом товар-ной продукции, реализация которой на рынке доставляет ему денежный заработок. У работодателя ценовой, т.е. коммерческий характер использования рабочих мест, у наемного работника — трудовой, производительный. Получается, что характер использования рабочего места работодателем принципиально отличен от характера использования рабочего места наемным работником: работодатель покупает рабочее место, чтобы продать; наемный работник — чтобы использовать для производства и получения жизненных средств. Стоимость рабочего места как продукта на рынке средств производства — это стоимость его купли работодателем, т.е. та денежная сумма, которая затрачена им при создании рабочего места. рабочего места как продукта на рынке труда — это , которую платит наемный работник за временное использование рабочего места и которая представляет собой разность между доходом, создаваемым трудом, и заработной платой, получаемой работником. Купля-продажа рабочего места одновременно с куплей-продажей рабочей силы юридически оформляется трудовым договором между бизнесменом и наемным работником, в котором определены взаимные права и обязанности сторон по соблюдению всех условий купли-продажи рабочего места. Бизнесмен обязуется бесперебойно обеспечивать рабочее место всеми необходимыми материалами, инструментами, поддерживать его в рабочем состоянии и т.п., а если рабочее место выходит из строя не по вине работника, бизнесмен оплачивает вынужденный перерыв в использовании рабочего места работником, доказывая тем самым факт ренты рабочего места наемным работником. Со своей стороны работник обязуется экономически эффективно (производительно, т.е. прибыльно для предпринимателя) использовать рабочее место, обеспечивая профессионально-квалификационное соответствие своего труда требованиям рабочего места, нести материальную ответственность за остановку рабочего места по своей вине и т.п. Работник не имеет права распоряжаться рабочим местом по своему усмотрению, присваивать в какой бы то ни было форме принадлежности рабочего места, портить его, выводить из строя — за это он опять-таки несет материальную ответственность. Но он имеет право вносить усовершенствования в рабочее место, обязан поддерживать его в исправном состоянии по мере своих сил, квалификации, возможностей, за что вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение. Из этого следует, что отношение купли-продажи рабочего места с заключением трудового договоренности только начинается и непрерывно продолжается вплоть до его прекращения (увольнения работника). Фактически это отношение реализуется в производственном процессе фирмы, являясь его внутренним моментом.

Потребности в рабочих местах

Потребности предпринимательства в рабочих местах определяются выгодностью вложения (инвестирования) капитала, т.е. его потребностями в возргарании под давлением конкуренции . Испытывая влияние рыночной конъюктуры, потребность капитала в рабочих местах непрерывно колеблется, сопровождаясь колебаниями приема-увольнения наемных работников. Потребность населения в рабочих местах определяется числом лиц, желающих и способных работать, быть занятыми по найму. Для наемного работай потребность в рабочем месте сводится к потребности в нормальных, оби принятых средствах существования. Но из этого неизбежно вытекает вывод о том, что удовлетворение потребностей населения в рабочих местах сводило существу к удовлетворению потребностей населения в нормальных средствах существования. Однако жизненные потребности населения не совпадают с потребностями предпринимательства в рабочих местах, и это противоречие находит проявление в разрушительных социальных последствиях, прежде всего в наличии, существовании и росте уровня безработицы, обострении проблемы занятости и социальной напряженности, росте нищеты, преступности и т.п. Зарубежный и отечественный опыт рыночного хозяйствования свидетельствует о том, что потребности предпринимательства в рабочих местах количественно и структурно отстают от потребностей в них со стороны населения. Отсюда вытекает важнейший вывод: рыночное предпринимательство не способно решить проблему создания, сохранения и модернизации рабочих мест в соответствии с потребностями в них населения, потребностями его занятости.

- место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя...

Создание рабочих мест

Если СМИ говорят нам, что «открытие такого-то завода создало 1000 новых рабочих мест», мы радуемся. Когда какая-то компания закрывается, и 500 рабочих мест потеряны, мы печалимся. Политики, способные предоставить субсидии для спасения этой компании, почти уверены в широкой поддержке населением их усилий по сохранению рабочих мест.

Но рабочие места сами по себе не гарантируют материального благополучия. Предположим, что занятость будет состоять в том, чтобы копать огромные ямы и снова их закапывать? Что если рабочие будут производить товары и услуги, которые никто не захочет покупать? В Советском Союзе, который хвалился тем, что дает работу каждому, многие рабочие места были столь же непродуктивными. Производство – это все, а рабочие места – просто средство достижения этой цели.

Представьте семью Робинзонов, оказавшуюся на необитаемом острове в Южном море. Нужна ли им работа? Нет, им нужна еда, одежда, кров и защита от диких животных. Каждое созданное рабочее место – это сокращение пула ограниченной, ценной и доступной рабочей силы. Работа должна быть нормирована, а не создана, так чтобы рынок мог произвести наибольшее возможное количество продукта из ограниченного количества рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Это же справедливо и для нашего общества. Предложение рабочей силы ограничено. Мы должны позволить правительству создавать рабочие места, или же мы потеряем товары и услуги, которые могли бы появиться в ином случае. Мы должны сохранять ценную рабочую силу для важных задач, которые нужно выполнить.

Или напротив, представьте мир, в котором радио, пиццы, кроссовки и все остальное, что мы могли бы захотеть, постоянно сыпется сверху, как манна небесная. Нужны ли нам рабочие места в подобной утопии? Нет, мы можем посвятить себя другим задачам – учебе, загоранию на солнышке и так далее – которые мы бы выполняли исходя из того, какое удовольствие они приносят.

Вместо того, чтобы восхвалять рабочие места ради рабочих мест, мы должны задаться вопросом, почему занятость так важна. Ответ состоит в том, что, так как мы существуем в условиях экономического дефицита, то должны работать, чтобы жить и процветать. Вот почему мы должны радоваться только тогда, когда узнаем, что эта трудовая деятельность будет производить вещи, которые люди действительно ценят , то есть то, что мы готовы покупать за собственные заработанные тяжелым трудом деньги. И это нечто такое, что может появиться только на свободном рынке, а не за счет бюрократов и политиков.

Уничтожение рабочих мест

Но как быть с безработицей? Что если люди хотят работать, но работу получить не могут? Почти во всех случаях причиной отсутствия работы являются правительственные программы .

Минимальный размер оплаты труда. Минимальная заработная плата предполагает, что заработок должен устанавливаться на определяемом государством уровне. Чтобы объяснить, почему это причиняет вред, мы можем воспользоваться примером из биологии: существуют животные, слабые по сравнению с другими. Например, дикобраз беззащитен, если не считать его иголок, а олень уязвим, если лишить его скорости.

В экономике также есть относительно слабые люди. Инвалиды, молодежь, меньшинства, неквалифицированные рабочие – все это слабые субъекты экономической деятельности. Но, как и слабые животные в биологии, они обладают компенсирующим преимуществом: способностью работать за более низкую зарплату. Когда правительство лишает их такой возможности, насильно повышая ставки заработной платы, это подобно тому, как лишить дикобраза его игл. Результатом становится безработица, вызывающая чувство одиночества, изоляции и зависимости.


Представьте молодого, необразованного, неопытного человека, чья производительность труда стоит на рынке $2,50 в час. Что, если законодательная власть принимает закон, в соответствии с которым ему положено платить $5 в час? Работодатель, нанявший его, будет терять по $2,50 в час.

Представьте мужчину и женщину, производительность труда которых составляет по $10 в час, и предположим, что из-за дискриминации или чего-то еще, мужчине платят $10 в час, а женщине - $8. Это все равно, как если бы у женщины была маленькая отметина на лбу, гласящая: «Найми меня, и заработаешь дополнительные $2 в час». Благодаря этому она становится желанным работником даже для начальника-женофоба. Но когда закон о равной оплате труда гласит, что ей нужно платить столько же, сколько и мужчине, работодатель может поддаться своим дискриминационным наклонностям и вовсе не брать ее в штат без всякого ущерба для себя.

Сопоставимая ценность. Что если правительству придет в голову блестящая идея о том, что няни и водители грузовиков должны получать одинаковую зарплату, потому что их деятельность имеет «объективно» равную ценность? Оно повелевает поднять зарплаты няням до того же уровня, из-за чего возникает безработица среди женщин.

Условия труда. Законы, вынуждающие работодателей предоставлять служащим определенные условия труда, также создают безработицу. Например, мигранты-сборщики фруктов и овощей должны иметь холодный и горячий водопровод и современные туалеты в предоставленном им временном жилье. Это экономически равнозначно законам об оплате труда, потому что, с точки зрения работодателя, условия труда почти неотличимы от номинальной заработной платы. А если правительство вынуждает его платить больше, ему придется нанимать меньше людей.

Профсоюзы. Когда государство заставляет компании брать на работу только членов профсоюза, это дискриминация по отношению к работникам, не входящим в союзы, из-за чего те находятся в очень невыгодных условиях или постоянно без работы. Союзы существуют для того, чтобы в первую очередь, не допустить конкуренции. Это картель, находящийся под защитой государства, как и любой другой.

Закон об обеспечении занятости. Предполагается, что законы об обеспечении занятости, утверждающие, что никого нельзя уволить без соответствующих процедур, защищают работников. Однако если правительство говорит работодателю, что он должен оставить служащего, несмотря ни на что, он будет, в первую очередь склонен вообще не нанимать его. Этот закон, который вроде бы помогает работникам, вместо этого, препятствует занятости. И то же касается налогов на фонд заработной платы, которые увеличивают затраты для работодателей и отбивают у них желание нанимать больше сотрудников.

Налог на фонд заработной платы. Налоги с заработной платы, вроде сборов на социальное страхование, обязывают компании нести существенные денежные и административные расходы, коренным образом увеличивают предельно высокую себестоимость найма новых сотрудников.

Страхование на случай безработицы. Государственное страхование по безработице и пособия вызывают безработицу, субсидируя безделье. Когда поощряется определенное поведение – в данном случае ничегонеделание – мы получаем его только больше.

Лицензирование. Регулирование и лицензирование также являются причиной безработицы. Большинство людей знают, что доктора и юристы должны иметь лицензии. Но мало кто знает, что они должны быть и у разводчиков хорьков, соколиных охотников, а также садоводов, выращивающих клубнику. По сути, правительство регулирует более 1000 видов деятельности во всех 50 штатах. Женщина во Флориде, которая у себя дома организовала бесплатную столовую для нуждающихся, недавно закрыла ее как ресторан, не имеющий разрешения на торговлю спиртными напитками, и в результате многие теперь ходят голодными.

Когда правительство проводит закон, утверждающий, что определенными видами деятельности нельзя заниматься без лицензии, это создает законодательный барьер для входа. Почему незаконно попытать свои силы в стрижке волос? Рынок обеспечит предложение всей информации, которая нужна покупателям.

Когда правительство присваивает какой-либо профессии легальный статус и принимает закон против конкурентов, это создает безработицу. Например, кто лоббирует законы, которые никому не дают стричь людей? Парикмахерская индустрия – не для защиты клиента от плохих стрижек, а для защиты самих себя от конкуренции.

Торговля в разнос. Законы, направленные против уличных торговцев, продающих еду и продукты, нужные людям. В городах вроде Нью-Йорка и Вашингтона, Округ Колумбия, самые ярые сторонники законов против торговли в разнос открыли рестораны и универмаги.

Детский труд. Существует много работ, не требующих особого обучения – таких как стрижка газонов – которые идеально подходят молодым людям, желающим заработать немного денег. Вдобавок к заработку, работа также учит молодых людей тому, что такое труд, как обращаться с деньгами, и как откладывать и, возможно, даже инвестировать. Но в большинстве мест правительство ущемляет интересы подростков и не позволяет им участвовать в системе свободного предпринимательства. Дети даже не могут продавать лимонад на углу.

Федеральная резервная система. Способствуя осуществлению цикла деловой активности, выпуск валюты Федеральным резервом является причиной безработицы. Инфляция не только вызывает повышение цен, она также использует труд не по назначению. Во время фазы подъема экономического цикла компании нанимают новых сотрудников, многие из которых приходят из других сфер деятельности в погоне за более высокими заработками. Субсидирование Федом этих индустрий длится только до периода спада. Потом сотрудников увольняют и снимают с должностей.

Свободный рынок. Свободный рынок, конечно же, не подразумевает утопии. Мы живем в мире различных умственных способностей и опыта, меняющихся рыночных предпочтений и несовершенной информации, что может привести к временной безработице, порожденной рынком, которую Мизес (Mises) назвал «каталлактической». А некоторые люди выбирают безработицу, ожидая более высокооплачиваемой работы.

Но, будучи обществом, мы можем гарантировать, что каждый, кто хочет работать, может иметь эту возможность, отменив минимальный размер заработной платы, правила сопоставимой ценности труда, законы об условиях труда, обязательное членство в профсоюзах, защиту от безработицы, налоги на фонд оплаты труда, взносы в фонд страхования по безработице, пособия, государственное страхование на случай безработицы, регулирование, лицензирование, законы против торговли в разнос, законы о детском труде и правительственную денежную эмиссию. Единственный путь к созданию рабочих мест – это свободный рынок.