Результаты рыночных реформ в 1990. Значение программы «шоковой терапии»

Время, прошедшее после событий августа 1991 года, в историко-экономическом отношении можно подразделить на два разноплановых периода: 1-й период – экономический кризис начала 90-х гг.: высокий уровень падения производства, бюджетный дефицит, инфляция и т.п., который завершился финансовым кризисом и дефолтом 1998 г.; и 2-й период – с 1999 г. и до наших дней: постепенная стабилизация экономики, экономический рост, профицит государственного бюджета, снижение инфляции и пр.

Условно говоря, можно первый период назвать «периодом правления президента Бориса Ельцина», а второй – «периодом правления президента Владимира Путина», которого, надо сказать, первый сделал своим «преемником» (премьер — министром) и «вывел» в президенты.

Мы остановимся в этой главе на первом периоде, а в следующей – дадим характеристику второго периода в развитии страны. В послеавгустовское время встал вопрос о том, кто будет проводить экономические реформы в стране. Существовало несколько групп экономистов (и политиков), способных возглавить этот процесс Б. Ельцин, после двухмесячного затишья, объявил, что вице -премьером правительства назначается Егор Гайдар — молодой доктор экономических наук, у которого была своя команда единомышленников, как он образно напишет впоследствии -команда «камикадзе».

«К концу 1991 г. мы имели,- как пишет Е. Гайдар,- гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели, почти законченное здание номенклатурного капитализма Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма — лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере — гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая. И пока господствующие классы решали свои проблемы, народное хозяйство разорялось дотла, выпускалось много ненужной продукции, магазины были пусты, деньги (советские дензнаки) не работали, приказы не выполнялись, нарастало ощущение «последнего дня».

Было, как считает Гайдар, два выхода из сложившейся ситуации: 1) социальный взрыв с новой диктатурой и 2) «расшивание» социального пространства, переход от бюрократического рынка к открытому рынку, от «номенклатурной» приватизации — к открытой, демократической, от государственно-монополистического капитализма — к «открытому» капитализму.

Правительство, начиная с 1. 01.1992 г., частично в силу объективных условий, частично под влияние теоретических концепции (экономических реформ в Польше, советов американского экономиста Дж.Сакса) стало проводить в жизнь курс на преобразование экономики в жестком радикально-либеральном ключе. При этом никакой официально принятой программы экономических реформ принято не было. Президент Б. Ельцин лишь в общей форме объявил 28.10.1991 г. о цели нового правительства: переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической стабилизации. Первая же программа правительства была подготовлена для вступления России в Международный валютный фонд и опубликована в марте 1992 г.: «Меморандум правительства России: Основные направления экономической политики Российской Федерации».

В Меморандуме делается акцент на необходимости проведения либерализации цен и жесткой бюджетной и антиинфляционной политики, ограничении доходов населения и ликвидации излишней денежной массы, введении системы единого обменного курса и устранении экспортных квот и лицензий (за исключением энергоносителей), подготовки проекта массовой приватизации государственной собственности (но без допуска рабочих к контрольному пакету акций), создания благоприятных условий для привлечения в страну иностранного капитала и последующего вывоза прибылей за границу. Все вместе взятые эти меры, по сравнению с бездействием прежнего союзного правительства или с политикой «перетягиванием каната» между правительством Союза ССР и Российской Федерации, действительно представляли вариант «шоковой терапии».

В январе 1992 г. были отпущены цены на большинство предметов потребления и средств производства, весной утверждена программа приватизации, вышел указ о свободе торговли (включая внешнюю) и введена конвертируемость рубля. Эти меры как холодный душ обрушились на население и усилили материальное неблагополучие в обществе, способствовали росту нищеты. К тому же президент Б. Ельцин, явно с подачи вице-премьера правительства, имел неосторожность объявить обществу о том, что к концу 1992 г. цены возрастут в 2-3 раза, затем начнется стабилизация экономики.

Под влиянием опыта проведения реального курса экономической политики, его критики в Верховном Совете и СМИ правительство осенью 1992 г. представило в ВС РФ «Программу углубления экономических реформ», которая включала 10 разделов. В них даётся анализ ситуации и основных экономических проблем, формулируются цели политики правительства, и конструируется концепция углубления реформ, показываются макроэкономические предпосылки выхода из кризиса и дается характеристика основных, направлений экономической политики государства. Специально выделяются планы, прогнозы и схемы, направленные на выполнение предлагаемой программы.

Следует отметить, что программа четко формулирует цель проведения реформ -экономическое, социальное и духовное возрождение России, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан, развитие демократических институтов, укрепление российской государственности.

Под этими целевыми установками мог подписаться самый активный противник гайдаровских преобразований. В своей деятельности правительство, как говорится дальше в программе, исходит из абсолютного приоритета неразрывной триады: эффективная экономика — свободная личность — великая Россия. В качестве средства достижения поставленных целей предлагалось форсирование эффективной рыночной экономики, глубокое преобразование социальных институтов, поощряющих инициативу и предпринимательство. Более того, специально выделены слова: «основными движущими силами рыночного хозяйства являются предпринимательство и конкуренция, основанные на частной собственности».

Авторы программы предлагают решить весь комплекс экономических проблем в три этапа. На первой этапе (1992-1993 гг.) главным приоритетом экономической политики являются либерализация и финансовая стабилизация экономики. На втором (1994-1995 гг.) -осуществляются институциональные изменения, направленные на создание условий для развития предпринимательства и конкуренции (в первую очередь — приватизация госсобственности), начинается структурная перестройка народного хозяйства и реформа социальной системы.

На третьем этапе (после 1995 г.) главным приоритетом является реконструкция экономики и берется курс на повышение темпов экономического роста (не менее 3-4 % в год). Необходимо было подробно остановиться на характеристике центральных положений правительственной Программы 1992 г., которая была принята в 1993 г. под названием «Развитие реформ и стабилизация российской экономики », для того чтобы понять «заявление о намерениях правительства». Из них можно сделать следующие выводы.

Во-первых, перед нами типичная стабилизационная программа «шоковой терапии».

Во-вторых, удалось реализовать (правда, новому правительству) лишь программ у приватизации, кстати сказать, в пользу нуворишей и олигархов.

В-третьих, структурная перестройка экономики и реформа социальной системы осуществилась с точностью до наоборот: произошла деиндустриализация страны и падение жизненного уровня граждан.

В-четвертых, выход на скромные параметры экономического роста задержался после 1995 г. на пять лет и этому способствовал финансовый кризис 1998 г. и высокий рост цен на нефть на мировой рынке.

Таким образом, можно сделать общий вывод: по основным параметрам экономическая программа правительства была малореальной и невыполнимой, т.е. носила популистский характер.

Самому и.о. премьер -министра Е. Гайдару пришлось уйти в декабре 1992 г. в отставку как по профессиональным соображениям (заявленная стабилизация экономики к концу года не состоялась), так и по политическим причинам, оппозиция, центром которой стал Съезд народных депутатов и ВС РФ, требовала внесения существенных коррективов в правительственный курс экономической политики. Лейтмотив предложений ВС сводился к тому, что, согласно постановлению Съезда народных депутатов «О ходе экономической реформы в РФ», необходимо было снизить темпы проводимых реформ, сократить налоги и одновременно усилить социальную защиту населения, осуществить поддержку предприятий госсектора, дать приоритет развитию отечественного предпринимательства перед зарубежными фирмами и сориентировать внешнеэкономическую политику в сторону более жесткого протекционизма.

Правительственный кризис конца 1992 г. разрешился путем компромисса. В обновленном правительстве, которое возглавил крупный в прошлом хозяйственник В.Черномырдин, наряду с появлением новых людей из старой «номенклатурной обоймы», курирующих базовые народно-хозяйственные комплексы, осталось несколько министров радикально-либеральной ориентации. Лишь получив на VI Съезде народных депутатов «ускорение» от оппозиции, президент и его правительство приняли в пожарном порядке решения по борьбе с коррупцией, меры по повышению минимальной оплаты труда и введению индексации заработной платы работников бюджетных организаций, изменения в программе приватизации госсектора.

Однако оппозиция, группировавшаяся вокруг ВС РФ, продолжали навязывать президенту свое понимание и представление о политической судьбе страны и экономических реформах (в которых, надо сказать, было много рационального). Кризис не разрешился в результате референдума 25 апреля 1993 г., на котором было подтверждена легитимность института президентской власти в России и оказано личное доверие Б. Ельцину в проведении им экономической политики, направленной на реформирование российской экономики.

Потребовались досрочные парламентские выборы и референдум по новой Конституции государства, а также события октября 1993 г., связанные с ликвидацией «власти Советов», чтобы открыть для страны путь подлинных рыночных, т.е. капиталистических преобразований.

В 1992 в России начались либерально-буржуазные экономические реформы, прозванные шоковой терапией. Главная роль в их проектировании и проведении принадлежала первому главе ельцинского правительства Гайдару и Чубайсу.

Основными этапами реформы стали:

Январь 1992 – освобождение цен;

Октябрь 1992 – начало приватизации гос. собственности с помощью ваучеров, выданных бесплатно каждому взрослому гражданину России с правом преобритения на них акций частных компаний или предприятий. Он предоставил предприятиям право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, право самостоятельного сбыта и покупки продукции и сырья. Указ вводил контроль за ценообразованием на предприятиях-монополистах, отменял запреты на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий.

Стабилизационная политика правительства Е. Гайдара также предусматривала ряд важных мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Резкому сокращению были подвергнуты все государственные расходы (централизованные капиталовложения, дотации и т. д.). В частности, расходы на закупку вооружений были урезаны на 85 %. Одновременно были приложены усилия по обеспечению конвертируемости рубля: упрощены схемы валютных операций, расширен валютный рынок и, наконец, установлен свободный курс рубля на основе спроса и предложения.

Либерализация цен и ужесточение финансовой политики привело к тому, что российский рынок постепенно стал наполняться товарами, деньги вновь обрели цену, исчезли очереди в магазинах. Реформы, связанные с именем Е. Гайдара, продолжались около года.

Уже первые шаги правительства Е. Гайдара вызвали резкое противодействие со стороны Верховного Совета, который проваливал все законопроекты, предложенные правительством.

Главными особенностями реформ были:

1)поспешные ускоренные темпы с целью не допустить реставрации социализма. Уже к 1995 было приватизировано 60% гос. предприятий.



3)отставание разработки соответствующего законодательства, что создавало почву для масштабных злоупотреблений и коррупций при проведении приватизации

4)отсутствие механизмов социальной защиты малообеспеченных слоев населения, на которые обрушился мощный удар кризиса в процессе перестройки.

Эти особенности определили крайне противоречивые результаты реформ:

  1. в экономике

неизбежное в процессе столь радикальных реформ и разрушения сложившихся хозяйственных связей двойное падение промышленного производства.

Следствием этого стала гиперинфляция, ознаменовавшая провал теории «монетизации», ибо неудержимый рост цен без хотя бы периодической индексации зарплаты неизбежно привел бы к социальному взрыву. За 4 года деньги обесценились в 10000 раз.

  1. в социальной сфере:
  2. резкое обнищание основной массы населения, особенно работников бюджетных учреждений и пенсионеров; обнуление многолетних вкладов граждан в гос. сбербанке без соответствующей индексации, по существу – ограбление государством вкладчиков. Сосредоточение собственности в руках крупного капитала нерыночным путем. Отчасти это происходило через теневые махинации и коррупцию при проведении аукционов по приватизации гос. предприятии, продававшихся по цене в десятки раз ниже себестоимости.

В итоге, в России в рекордно короткие сроки, не имеющие аналогов в мире, были созданы миллиардные состояния. Так, если в США культовой фигурой бизнеса считался Дж.Рокфеллер-старший, сколотивший в 19 веке подобное состояние за 40 лет, то в постсоветской России уже ч/з 5 лет после начала реформ насчитывалось12 миллиардеров.

3)результатом этого стало фактическое самоограбление гос-ва, характерными чертами которого были: невиданный расцвет коррупции крупномасштабные аферы утечка капиталов за границу, поскольку сами новые русские не очень верили в прочность своего положения.

4)разочарование широких масс народа в реформах, сопровождавшихся резкой социальной поляризацией (от олигархов до бомжей) при упадке инфраструктуры социальной защиты следствием этого стала масштабная «утечка мозгов» за границу ситуация усугубилась волной беженцев из бывших союзных республик, пораженных еще более острым социальным кризисом и межэтническими конфликтами.Неизбежным следствием всего перечисленного стал рост преступности Становление современного политического режима в России (1990-2000-е гг.)

В 1991 г. Россия приобрела статус независимого государства. Начали формироваться новые властные структуры.

12 июля 1991 г. первым президентом страны был избран Б.Ельцин. В это же время он также возглавил правительство. Главой экономического блока стал экономист Е.Гайдар, сторонник так называемой монетаристской модели экономики. Программа экономической реформы включала три основных направления: либерализация большинства цен, свобода торговли и проведение приватизации, т.е. создание института частной собственности. Однако к лету 1992 г. правительство Е.Гайдара, назначенного к тому времени исполняющим обязанности премьер-министра фактически исчерпало ресурс поддержки. К концу лета 1992 г. правительство вынуждено было прекратить монетаристскую политику. Оплотом оппозиции правительственному курсу стал съезд народных депутатов и его Верховный Совет. К концу 1992 г. большинство депутатов выступало уже не только против правительства, но и лично против президента Б.Ельцина. Оппозиции удалось сформировать стойкое большинство. Стали всё громче звучать требования, чтобы правительство формировалось депутатами, а не главой государства. В эти условиях был заключён компромисс. Е.Гайдар ушёл из правительства. Новым премьер-министром стал В.Черномырдин. На апрель 1993 г. был назначен референдум. Главный вопрос: должна ли Россия быть президентской или парламентской страной? Однако оппозиционное большинство депутатов добилось отмены проведения референдума.В Москве нарастала напряженность. Съезд народных депутатов и Верховный Совет блокировали практически все решения президента и предложения правительства.

21 сентября в выступлении по телевидению Б.Ельцин заявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и верховного Совета. Его указ “О поэтапной конституционной реформе” фактически вводил в стране президентское правление. Однако часть депутатов отказалась сложить свои полномочия. Решающие события развернулись 3-4 октября 1993 года. В Москве было введено чрезвычайное положение. “Белый дом’ был расстрелян из танковых орудий. 12 декабря 1993 г. состоялись первые постсоветские выборы и референдум по нов ой Конституции. Главным событием стало принятие Конституции. Президент наделялся самыми широкими полномочиями. Представительный орган - Федеральное Собрание в составе двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Парламентские выборы 1995 г. принесли победу КПРФ: 22% голосов. дальнейший путь развития государства определили президентские выборы 16 июня 1996 г. 3 июля 1996 г. Б.Ельцин был избран президентом России на второй срок. В августе новое правительство вновь возглавил В.Черномырдин. В марте 1997 г. Б.Ельцин выступил с программой радикальных реформ.

аторами во главе с Егором Гайдаром.

Замечание 1

Ее главной целью выступал скорый переход к основанной на принципах монетаризма рыночной экономике.

Основными направлениями программы стала либерализация цен (то есть их освобождение от государственного регулирования), а также приватизация (передача в частные руки государственной собственности).

Либерализация цен

Либерализация цен как направление программы «шоковой терапии» была проведена 1 января 1992 года, что в условиях дефицита товаров и общего спада производства привело к стремительному росту цен на промышленные и продовольственные товары.

Пример 1

Итогом либерализации цен стало значительное подорожание продуктов в 10 000 раз к 1997 году по сравнению с 1990 годом.

Приватизация

Определение 1

Суть приватизации подразумевала выдачу каждому гражданину РСФСР «приватизационного чека» (иными совами, «ваучера»), который давал право на получение части государственной собственности.

Однако владельцы теневых капиталов за короткое время сумели скупить большинство ваучеров у населения и нажить колоссальные состояния, что привело к формированию нового слоя населения – финансовой олигархии.

Значение программы «шоковой терапии»

Итогами «шоковой терапии» стало:

  • формирование сложившегося рынка продовольственных и промышленных товаров;
  • массовое обнищание населения на фоне гиперинфляции, обесценивания зарплат и банковских вкладов;
  • криминализация общества и сокращение налоговых поступлений в бюджет, что привело к возникновению огромного дефицита бюджета и резкому сокращению государственного финансирования производства и культуры;
  • углубление экономического кризиса на фоне подорожания природных ресурсов, электроэнергии и энергоносителей (в наиболее бедственном положении оказались оборонные предприятия, больше не получающие госзаказы);
  • практически погибает слаборазвитая отечественная легкая промышленность на фоне конкуренции с иностранным производством;
  • учреждения бюджетной сферы были лишены бюджетного финансирования, что нередко приводило к их ликвидации;
  • на фоне сложной экономической ситуации производство и духовная сфера безвозвратно теряют тысячи уникальных специалистов, уходящих в торговую сферу, что, в свою очередь, приводит к еще большему падению производства;
  • возникает процесс «утечки мозгов», выражавшийся в массовой эмиграции высококвалифицированных ученых и специалистов за границу.

Таким образом, последствия реформ Гайдара не принесли обещанной макроэкономической стабилизации, что означало их провал.

Замечание 2

Итогом стала отставка Гайдара Съездом народных депутатов РСФСР в декабре 1992 года, и должность премьер-министра занял В.С. Черномырдин.

Действия правительства Черномырдина

Правительство Черномырдина пыталось восполнить недостаток средств за счет:

  • оформления новых международных кредитов;
  • привлечения финансов населения через новую банковскую систему и государственные займы;
  • прекращения выплат зарплат бюджетникам.

Конечно, подобная ситуация не могла сохраняться долго, ведь долг государства перед иностранными кредиторами и населением становился непомерно огромным.

Замечание 3

В итоге, деноминация января 1998 года не решила, а лишь смягчила надвигающийся экономический кризис.

Черномырдин был отправлен в отставку в марте 1998 года, и его место занял С.В. Кириенко.

Экономический кризис 1998 года

В августе 1998 года разразился сильнейший экономический кризис в современной истории России, вследствие чего национальная валюта рухнула.

Импорт товаров был резко сокращен, что снова привело к дефициту.

Замечание 4

Молодой российский «средний класс» был ликвидирован новыми проблемами экономики страны.

Экономика России в конце 90-х годов

Главой кабинета министров в сентябре 1998 года стал Е.М. Примаков.

Курс на сокращение импорта способствовал поддержке отечественных производителей. Также был подготовлен сбалансированный бюджет на 1999 год, однако внешний долг РФ был так велик, что страна оказалась на грани полного банкротства (иными словами, дефолта). Единственными российскими товарами для экспорта стали газ, нефть и оружие.

С.В.Степашин сменил Примакова на посту в июне 1999 года, а самого его уже в августе того же года сменил В.В. Путин.

Замечание 5

Однако эти перестановки практически не отразились на экономике.

Также В.В. Путин был избран Президентом РФ в 2000 году, после чего начался постепенный экономический рост страны.

Конкретные экономические реформы в России стали осуществляться с начала 1990-х годов. Их основные направления -- разгосударствление экономики, или приватизация средств производства и либерализация экономики как необходимое условие становления рыночных механизмов.

Изменение форм собственности. Собянин и др. Политический климат в России в 1991-1993 гг. // МЭиМО, 1993. - №9. - с. 20. Рыночная экономика не может существовать без частной собственности, в том числе и на средства производства. При социализме практически вся собственность была в руках государства. В собственности государства были все заводы и фабрики, земля как средство производства, финансовая сфера, транспорт, энергетика, связь и многое другое. Государство фактически было монополистом в сфере экономики.

Первым шагом к отходу от этого, сделанным еще в конце 80-х гг., стало законодательное расширение кооперативной собственности. Наряду с прежними сельскохозяйственными и потребительскими кооперативами были разрешены производственные кооперативы, а также кооперация в сфере обслуживания и торговли. В результате этого стали возникать многочисленные производственные кооперативы, которые производили товары народного потребления.

Затем с 1992 г. начался процесс приватизации -- передачи значительной части государственной собственности частным владельцам.

Приватизация в России начала осуществляться посредством ваучерной системы. Каждый гражданин получал ваучер -- свидетельство о том, что он имеет право собственности на часть государственной собственности. Программа приватизации предусматривала возможность выкупа за ваучеры предприятий (это в основном касалось небольших предприятий в сфере торговли и производства), а также акционирование. Средние и крупные предприятия из государственных превращались в акционерные общества. Как правило контрольный пакет акций предприятий переходил администрации и работникам предприятий.

К 1994 г. в России по этим схемам было приватизировано более 100 тысяч предприятий. В целом приватизация сыграла положительную роль в становлении различных форм собственности, что необходимо для формирования рыночной экономики. Однако в ее ходе было много нарушений законов и коррупции. В результате подавляющая часть народа в ходе приватизации не получила какой-либо существенной собственности. Не была поначалу достигнута и основная цель приватизации -- создание слоя эффективных собственников. В последующие годы приватизация проходила уже через денежные аукционы. Филатов В.П. Обществознание. - М.: Академический проект, 2004. - с. 177.

Либерализация экономики -- это предоставление производителям свободы экономической деятельности. В рыночной экономике государство прямо не регулирует производство и распределение, не устанавливает цены на товары. Все это делают сами участники рынка, ориентируясь на механизмы спроса и предложения. Приватизированные предприятия сами должны решать, что и сколько производить, кому продавать товары.

Либерализация экономики долго оттягивалась и поэтому началась в условиях экономического кризиса и тотального дефицита товаров. Правительством реформаторов во главе с Е.Гайдаром в этих условиях был выбран так называемый «шоковый вариант» перехода к рынку. Было решено сразу отказаться от государственного регулирования цен на большинство товаров. Это было произведено в начале 1992 г. и получило название либерализации цен. Цены на товары стали определяться спросом и предложением, что привело к резкому росту цен, но одновременно -- к оживлению торговли и быстрому насыщению рынка товаров. Либерализация цен потребовала немалых социальных издержек, поскольку началась инфляция, рубль быстро обесценился, и население потеряло практически все свои сбережения.

Приватизация предприятий естественным образом привела к либерализации управления экономикой. Ушли в прошлое Госплан и знаменитые пятилетние планы, по которым страна жила с 1929 г.

Произошла либерализация рынка капитала. В 1990-е гг. в России возник фондовый рынок, на котором стали продаваться и покупаться государственные и корпоративные ценные бумаги, в том числе и акции приватизированных предприятий. Стали возникать коммерческие банки, развиваться рыночная финансовая система, валютный рынок.

Либерализация рынка труда. Рыночные отношения охватили и сферу труда. Если раньше государство планировало, сколько работников должно быть в отраслях и на. отдельных предприятиях, то теперь это стали определять владельцы и руководители предприятий.

Была упразднена система государственного распределения специалистов, заканчивающих вузы. Эти преобразования, а также спад в экономике, привели к появлению значительной безработицы. Для решения этой проблемы в 1991 г. была создана Государственная служба занятости, Филатов В.П. Указ. соч. - с. 180. которая стала заниматься содействием гражданам в поиске работы и выплатой пособий по безработице.

Таким образом, в ходе экономических реформ последнего десятилетия экономическая система России в значительной мере превратилась из административной в рыночную. Однако экономика России еще не стала по-настоящему эффективной. Ход реформ, особенно процесс приватизации, сопровождался многочисленными нарушениями законов и коррупцией. Нерегулируемое развитие рынка вызвало криминализацию экономики. Реформы сопровождались значительным спадом производства. Лишь в последние два года начался постепенный экономический рост.

Основные статьи: Либерализация цен , Экономические реформы в России (1990-е годы) , Реформы правительства Ельцина - Гайдара

В октябре 1991 года Борис Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов, объявил о начале радикальных экономических реформ и до июня 1992 года лично возглавлял сформированное им Правительство РСФСР.

Одно из первых серьёзных экономических решений, принятых Б. Н. Ельциным, - указ о свободе торговли . После распада СССР Борис Ельцин приступил к осуществлению в стране радикальной экономической реформы, часто именуемой «шоковой терапией ». 2 января 1992 года вступил в силу указ о либерализации цен в России. Однако на смену проблемам с обеспечением населения продовольствием и товарами народного потребления пришли проблемы, связанные с гиперинфляцией . Денежные сбережения граждан обесценились , а цены и курсы валют увеличились за несколько месяцев в несколько раз; остановить гиперинфляцию удалось только в 1993 году . Другими указами Ельцина были инициированы ваучерная приватизация и залоговые аукционы , приведшие к сосредоточению бо́льшей части бывшей государственной собственности в руках немногих людей (т. н. «олигархов »). Помимо гиперинфляции страна столкнулась с такими проблемами, как спад производства и неплатежи. Так, широкие масштабы приняли невыплаты заработной платы , а также пенсий и других социальных пособий . Страна находилась в глубоком экономическом кризисе . Значительно возросла коррупция во всех эшелонах государственной власти [ источник не указан 290 дней ] .

Критика

В годы президентства Борис Ельцин подвергался критике, в основном связанной с общими негативными тенденциями развития страны в 1990-е годы: спадом в экономике, резким снижением уровня жизни, отказом государства от социальных обязательств, снижением численности населения и обострением социальных проблем. Большинство этих процессов было запущено ещё в конце 1980-х годов и было вызвано кризисом советской экономической системы. В то же время ряд исследователей отмечают, что при большей компетентности руководства страны даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры (падение цен на нефть) можно было избежать столь масштабных экономических (ВВП России в 1990-98 гг. сократился на 40 %) и социальных потрясений.

В годы президентства Ельцина (особенно, во второй половине 90-х) его часто обвиняли в фактической передаче основных рычагов управления экономикой в руки группы влиятельных предпринимателей (т. н. олигархов ) и коррумпированной верхушки госаппарата, а вся экономическая политика сводилась к лоббированию интересов той или иной группы лиц в зависимости от их текущего влияния.

2 января 1992 года началась так называемая «шоковая терапия», было отменено государственное регулирование цен. Противники этой реформы до того, как она началась, предупреждали, что это приведёт к большим потерям в экономике, и что в восстановлении экономики США (после Великой депрессии) и развитии экономики Японии в послевоенный период главная роль отводилась государству.

К концу 1992 года резко увеличилась дифференциация жителей на богатых и бедных. За чертой бедности оказалось 44 % населения.

Вот как описывает события того времени американский политолог Збигнев Бжезинский :

В то время как прославляли Ельцина, а Америка и Европа заключали в объятия Россию с ее политическим хаосом, увидев в нем братскую демократию, российское общество погружалось в беспрецедентную бедность. К 1992 году экономические условия уже были сравнимы с тем, что было в годы Великой депрессии. Еще больше ухудшала дело целая стая западных, большей частью американских, экономических «консультантов», которые слишком часто вступали в сговор с российскими «реформаторами» в целях быстрого самообогащения путем «приватизации» российской промышленности и особенно энергетических ресурсов. Хаос и коррупция превращали в насмешку российские и американские заявления о «новой демократии» в России.

К 1996 году промышленное производство сократилось на 50 %, сельскохозяйственное - на треть. Потери ВВП составили примерно 40 %.

Спад промышленного производства был неравномерным. Относительно благополучная ситуация наблюдалась в топливно-энергетическом комплексе, чёрной металлургии. Иными словами, чем более сырьевой характер имела отрасль, тем меньший спад был в производстве продукции. Наиболее сильно пострадало машиностроение и высокотехнологичные отрасли. Объём продукции лёгкой промышленности сократился на 90 %.

Почти по всем показателям произошло сокращение в десятки, сотни и даже тысячи раз:

    комбайны - в 13 раз

    тракторы - в 14 раз

    металлорежущие станки - в 14 раз

    видеомагнитофоны - в 87 раз

    магнитофоны - в 1065 раз

В структуре промышленности произошли значительные изменения, имеющие негативный характер. Так, они выразились в значительном увеличении удельного веса добывающих отраслей и снижении доли машиностроения и лёгкой промышленности.

В структуре экспорта резко выросла доля сырья: если в 1990 году она составляла 60 %, то в 1995 году увеличилась до 85 %. Экспорт высокотехнологичной продукции сократился в 7 раз.

Производство сельскохозяйственной продукции сократилось примерно на треть. Если в 1990 году валовый сбор зерна составил 116 млн тонн, то в 1998 году был зафиксирован рекордно низкий урожай - менее 48 миллионов тонн . Поголовье крупного рогатого скота упало с 57 млн в 1990 году до 28 млн в 1999 году, овец - с 58 до 14 млн соответственно.

Бюджет за время правления Ельцина сократился в 13 раз. С 25 места в 1990 году по уровню жизни Россия переместилась на 68 место в 2000 году.

В результате приватизации, проведённой в 1992-1994 годах, значительная часть государственного имущества перешла в руки узкого круга людей, так как многие не понимали, что делать с ваучерами. По бросовым ценам продавались предприятия стратегического значения: например, завод ЗИЛ был продан за 250 млн долларов, в то время как его цена, по исследованиям экспертов, составляла не менее миллиарда долларов.

К 1999 году безработица в России составляла 9 млн человек.

Резко возрос внешний долг России. В 1998 году он составил 146,4 % ВВП, что стало одной из причин дефолта . Дефолт привёл к обнищанию большей части населения, потере доверия населения к государству, падению уровня жизни. По оценкам экспертов дефолт наиболее сильно ударил по среднему классу.

Численность населения РСФСР и РФ в 1950-2009 гг. (млн чел.)

В 1999 году думская комиссия по импичменту заявила, что Ельцин сознательно проводил политику, направленную на ухудшение уровня жизни граждан, обвинив президента в геноциде :

Тяжелые условия жизни народа России и значительное сокращение его численности явились следствием тех мер, которые были осуществлены в период с 1992 года под руководством и при активном участии президента Ельцина… Есть серьёзные основания считать, что сокращение численности населения также охватывалось намерением президента. Стремясь в конечном итоге добиться изменений в стране социально-экономического уклада и обеспечить с помощью нарождающегося класса частных собственников укрепления своей политической власти, президент Ельцин сознательно шёл на ухудшение жизненных условий российских граждан, с неизбежностью влекущее повышение смертности населения и сокращение его рождаемости…

При этом член комиссии депутат от КПРФ Виктор Илюхин заявил: «Ельцин осознанно не допускал хотя бы минимального улучшения материального состояния вымирающих народов России».