Какие страны относятся экономически развитым странам. Значимость социальных институтов

Дисциплина "Основы страноведения" Лекция 3

Типология стран

Типология стран – выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития. Тип страны складывается объективно, это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Определить тип государства – значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.

Для выделения типов стран показателем является внутренний валовый продукт (ВВП) – стоимость всей конечной продукции материального производства и непроизводственной сферы, выпущенной на территории данной страны за один год в расчете на душу населения. Критериями выделения типов стран являются уровень экономического развития, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень участия в МГРТ.

В ООН в настоящее время приняты две классификации стран. В первой все страны мира делятся на три типа – 1) экономически высокоразвитые страны ; 2) развивающиеся страны ; 3) (от плановой к рыночной). При этом к третьему типу фактически относятся бывшие социалистические страны, которые осуществляют экономические преобразования по строительству рыночной экономики. Согласно второй классификации ООН выделяют две большие группы стран: 1) экономические развитые страны и 2) развивающиеся . При таком делении в одну группу стран объединяются чрезвычайно разные государства. Поэтому внутри каждого типа стран выделяют более мелкие группы – подтипы.

Экономически развитые страны

К экономически развитым странам ООН относит около 60 государств: вся Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Для этих стран, как правило, характерен высокий уровень развития экономики, преобладание в ВВП отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, высокий уровень жизни населения. Но в эту же группу входят Россия, Беларусь, Чехия и пр. Вследствие неоднородности экономически развитые страны разделяют на несколько подтипов:

Экономически развитые страны:

  1. главные страны – США, Япония, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Канада. Они дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира. Главные страны и Канаду (за исключением Китая) часто называют «странами Большой семерки». (В 1997 г. Россия была принята в Большую семерку, которая превратилась в «Большую восьмерку».)
  2. экономически развитые страны Европы – Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др. Для этих стран характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от главных стран, они имеют значительно более узкую специализацию в международном разделении труда. Их экономика в большей мере зависит от доходов, полученных от банковского дела, туризма, посреднической торговли и т.п.;
  3. страны «переселенческого капитализма» – Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие колонии Великобритании – и государство Израиль, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Характерной чертой этих стран (кроме Израиля) является сохранение международной специализации на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции. В отличие от развивающихся стран эта аграрно-сырьевая специализация базируется на высокой производительности труда и сочетается с развитой внутренней экономикой.

Страны со средним уровнем развития:

  1. среднеразвитые страны Европы: Греция, Испания, Португалия, Ирландия. По уровню развития производительных сил они несколько отстают от современного технического прогресса. Испания и Португалия в прошлом были крупнейшими колониальными империями, играли большую роль в мировой истории. Но потеря колоний привела к утрате политического влияния и ослаблению экономики, которая до этого держалась на богатствах колоний;
  2. страны с переходной экономикой – страны СНГ, страны Восточной Европы. Они проводят преобразования, направленные на развитие рыночных отношений в экономике вместо централизованного планирования. Эта подгруппа стран выделилась в 1990-е годы в связи с крушением мировой социалистической системы. В состав подгруппы входят страны, значительно различающиеся между собой (см. Примечание).

Развивающиеся страны

К развивающимся странам классификация ООН относит все остальные страны мира. Почти все они расположены в Азии, Африке и Латинской Америке. В них проживает более ¾ населения мира, они занимают больше ½ площади суши, но на их долю приходится менее 20% обрабатывающей промышленности и только 30% продукции сельского хозяйства зарубежного мира (данные 1995 г.). Для развивающихся стран характерна ориентированность хозяйства на экспорт, что ставит национальную экономику стран в зависимость от мирового рынка; многоукладность экономики; особая территориальная структура хозяйства, научно-технологическая зависимость от развитых стран, резкие социальные контрасты. Развивающиеся страны очень разнообразны. Существует несколько подходов для выделения подтипов внутри этой группы стран.

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Проблемы выделения развитых и развивающихся стран

Границу между развитыми и развивающимися странами эксперты ООН обычно определяют по критерию в 6000 долл. на душу населения в год по стране. Однако этот показатель не всегда позволяет объективно классифицировать страны. Некоторые государства, относящиеся по классификации ООН к развивающимся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, уровню развития передовых высокотехнологичных отраслей промышленности) вплотную приблизились к экономически развитым странам или уже превзошли их. Так, в 1997 г. Сингапур, Тайвань и Республика Корея были официально переведены из группы развивающихся стран в группу развитых. Но при этом другие показатели социально-экономического и политического развития стран – отраслевая и территориальная структура хозяйства, зависимость от иностранного капитала – все же остаются более характерными для развивающихся государств. Россия же при данной классификации, имея показатель душевого ВВП около 2500 дол. в год, формально попадает в группу развивающихся стран.

Учитывая такие сложности с классификацией стран мира по ВВП, сейчас пытаются выделить другие, более объективные критерии для определения уровня социально-экономического развития стран. Например, на основе средней продолжительности жизни, уровня образования, реальной величины средних доходов населения определяют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Применяя этот критерий, эксперты ООН разделают страны мира на три группы – с высоким, средним и низким ИРЧП. Тогда первая десятка наиболее развитых стран мира получается другой, чем при учете ВВП на душу населения в год, а Россия и страны СНГ попадают во вторую группу, Россия при этом оказывается на 67 месте между Суринамом и Бразилией.

Примечание

Включение в двучленную типологию бывших социалистических стран довольно сложно. Уровень их социально-экономического развития различен: большинство стран, например Восточной Европы, Балтии, Россия, Украина, относятся к экономически развитым, однако другие страны занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Китай также по разным критериям может быть отнесен и к развитым, и к развивающимся государствам.

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Введение

1Развиты страны

2Страны с переходной экономикой

3Развивающиеся страны

Заключение

Список использованной литературы

Тестовое задание

Введение

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

Принятое в мировой экономике определение страны отличается от определения, принятого в международном праве или обыденного. В рамках мировой экономики страной считаются не только территориальные единицы, являющиеся государством, но и некоторые территориальные единицы, которые не являются государствами, однако проводя самостоятельную и независимую экономическую политику и ведут отдельный статистический учет своего экономического развития. Это касается некоторых островных зависимых территорий Великобритании, Нидерландов и Франции, которые, не являясь самостоятельными государствами рассматриваются, тем не менее, международной экономикой как отдельные страны.

Наиболее полное представление о группах стран в мировой экономике дают данные универсальных международных организаций, членами которых являются большинство стран мира, - Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Оценка этими организациями групп стран в международной экономике несколько различается, поскольку различно количество стран – членов этих организаций (ООН – 185, МВФ – 181, ВБ – 180), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран – членов. Например, из классификации МВФ выпадают Куба, КНДР и некоторые другие небольшие по размеру страны, которые не являются его членами. Некоторые страны – члены международных организаций не предоставляют полные данные о своей экономике или предоставляют их не современно, в результате чего оценки развития их экономике выпадают из общих оценок международной экономики. Это Сан–Марино из числа развитых и Эритрея из числа развивающихся государств.

Наконец, любая классификация составляется из задач каждой организации. Например, Всемирный банк обращает внимания на оценку уровня экономического развития каждой страны, ООН – на социальные и демографические аспекты и т.д.

Всего же, в современной литературе можно выделить несколько основных признаков для классификации стран мира: 1. По типу социально-экономической системы во второй половине ХХ века страны делили на капиталистические, социалистические и развивающиеся, или страны «третьего мира». В свою очередь, развивающиеся страны делили на страны социалистической или капиталистической ориентации. Распад Советского Союза и мировой социалистической системы привел к отказу от такой классификации мирового хозяйства.

2. По уровню развития страны подразделяются на развитые и развивающиеся. Постсоциалистические государства и страны, все еще официально провозглашающие целью своего развития строительство социализма, оказались в числе развивающихся.

3. По степени развитости рыночной экономики в международной практике все страны мира чаще всего подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Такая разбивка на группы была выбрана для удобства анализа в ЭКОСОС (Экономическом и социальном совете ООН). В настоящее время МВФ введен термин «передовые экономики» (или «передовые страны») для обозначения групп стран и территорий, традиционно относимых к развитым (это 23 страны). К передовым экономикам мира относят также четырех восточноазиатских «тигров» (Южная Корея, Сингапур, Гонконг, как особый административный район Китая, и Тайвань), Израиль и Кипр.

Среди лидеров мировой экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), Западной Европы (прежде всего Великобритания, Германия, Италия и Франция), Восточной Азии во главе с Японией. За ними следует заметно прогрессирующая группа новых индустриальных экономик, в том числе «азиатские тигры». Все еще на этапе реформирования в рамках перехода к рынку остается ряд государств Центральной и Восточной Европы, а также государств на территории бывшего СССР. Некоторые из них в последние годы были приняты в Европейский Союз, и группа развитых стран возросла до 30. Обширный массив стран – развивающаяся зона – насчитывает свыше 100 стран мира.

Для характеристики экономики стран мира используются уже известные показатели: ВВП на душу населения, отраслевая структура экономики и наукоемкие отрасли и уровень и качество жизни населения.

1 Развитые страны

Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются высоким уровнем жизни населения. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.

К развитым странам обычно относят 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Среди индустриальных наиболее существенную роль играют страны так называемой Группы 7 (G-7), обеспечивающие 47% мирового ВВП и 51% международной торговли. Эти государства координируют свою экономическую и финансовую политику на ежегодных встречах в верхах, которые проводятся начиная с 1975 года. На Европейском континенте, где находятся 4 из 7 крупнейших развитых стран, наиболее значимым объединением является Европейский союз в составе 15 стран, дающих 21% мирового ВНП и 41% экспорта.

ВВП США, млрд. долларов

Другие показатели экономики США

Экономические показатели других развитых стран мира

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия,Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

1. ВВП на душу населения в среднем составляет примерно 20 тыс. долл. и постоянно растет. Это определяет высокий уровень потребления и инвестиций и уровень жизни населения в целом. Социальная опора – «средний класс», разделяющий ценности и основные устои общества.

2. Отраслевая структура экономики развитых стран эволюционизирует в сторону доминирования промышленности и ярко выраженной тенденции превращения индустриальной экономики в постиндустриальную. Бурно развивается сфера услуг, и по доле населения, занятой в ней, она лидирует. Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на экономический рост и структуру экономики.

3. Структура бизнеса развитых стран неоднородна. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам – ТНК (транснациональным корпорациям). Исключение составляет группа некоторых малых стран Европы, где нет ТНК мирового уровня. Однако для экономик развитых стран характерно также широкое распространение среднего и мелкого бизнеса как фактора экономической и социальной стабильности. В этом бизнесе занято до 2/3 экономически активного населения. Во многих странах малый бизнес обеспечивает до 80% новых рабочих мест и воздействует на отраслевую структуру экономики.

Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный и государственный. Ему соответствуют развитая система рыночных отношений и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности.

4. Государство развитых стран – активный участник хозяйственной деятельности. Целями государственного регулирования являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования – административно-правовые (развитые системы хозяйственного права), налогово-бюджетные (средства госбюджета и фондов социального страхования), денежно-кредитные и государственная собственность. Общей тенденцией с начала 60-х годов является снижение роли госсобственности в среднем с 9 до 7% в ВВП. Причем она концентрируется, в основном, в сфере инфраструктуры. Различия между странами по степени госрегулирования определяются интенсивностью перераспределительных функций государства через его финансы: наиболее интенсивно – в Западной Европе, в меньшей степени – в США и Японии.

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

  • 1. Сущность и формы международного движения капитала
  • 2. Мировой рынок капиталов. Понятие. Сущность
  • 3. Евро и доллары (евродоллары)
  • 4. Основные участники мирового финансового рынка
  • 5. Мировые финансовые центры
  • 6. Международный кредит. Сущность, основные функции и формы международного кредита
  • 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Сущность
  • 2. Земельные ресурсы
  • 3. Водные ресурсы
  • 4. Лесные ресурсы
  • 5. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Сущность. Население. Экономически активное население. Проблемы занятости
  • 1. Мировая валютная система. Ее сущность
  • 2. Основные понятия мировой валютной cистемы: валюта, валютный курс, валютные паритеты, конвертируемость валюты, валютные рынки, валютные биржи
  • 3. Становление и развитие мвс
  • 4. Платежный баланс. Структура платежного баланса. Неравновесие платежного баланса, причины возникновения и проблемы урегулирования
  • 5. Проблемы внешней задолженности
  • 6. Валютная политика государства. Формы и инструменты валютной политики
  • 1. Сущность международной экономической интеграции
  • 2. Формы международной экономической интеграции
  • 3. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе
  • 4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (нафта)
  • 5. Интеграционные процессы в Азии
  • 6. Интеграционные процессы в Южной Америке
  • 7. Интеграционные процессы в Африке
  • 1. Сущность и понятия международных экономических организаций
  • 2. Классификация международных экономических организаций
  • 1. Азия в мировом хозяйстве. Основные показатели экономического и социального развития
  • 2. Африка. Основные показатели экономического и социального развития
    • 1. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой

    • На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или мегасистемами, являются три группы национальных экономик:

      1) промышленно развитые страны;

      2) страны переходного периода;

      3) развивающиеся страны.

    • 2. Группа развитых стран

    • В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально-экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. ВВП на душу населения по ППС составляет не менее 12 тыс. долларов по ППС.

      В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного фонда, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку.

      Таким образом, около 30 стран и территорий включают в число развитых стран. Возможно, после официального присоединения к Европейскому союзу Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Кипра и Эстонии эти страны также будут включены в число развитых стран.

      Существует мнение, что в ближайшем будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Но ей для этого необходимо пройти долгий путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до дореформенного уровня.

      Развитые страны – это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). Более 44 % мирового ВВП приходится на эти страны, в том числе на США – 21, Японию – 7, Германию – 5 %. Большинство развитых стран являются членами интеграционных объединений, из которых наиболее мощными являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

    • 3. Группа развивающихся стран

    • Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) – это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится всего лишь 28 % мирового ВВП.

      Нередко группу развивающихся стран называют третьим миром, и она неоднородна. Основу развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые в последнее время демонстрируют очень высокие темпы экономического роста.

      Они смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. К сегодняшним новым индустриальным странам можно отнести: в Азии – Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке – Чили и другие Южно– и Центральноамериканские страны.

      В особую подгруппу выделяют страны, являющиеся экспортерами нефти. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК).

      Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. В настоящее время их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 – в Азии, 4 – в Океании, 1 – в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран – не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

    • 4. Группа стран с переходной экономикой

    • К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Такой переход происходит с 1980-1990-х гг.

      Такими являются 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (две последние страны формально продолжают строить социализм)

      На страны с переходной экономикой приходится около 17–18 % мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) – менее 2 %, бывшие советские республики – более 4 % (в том числе на Россию – около 3 %), Китай – около 12 %. В этой самой молодой группе стран можно выделить подгруппы.

      В одну подгруппу можно объединить бывшие советские республики, которые сейчас объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, такое объединение приводит к реформированию экономики этих стран.

      В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Для этих стран свойствен радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, относительно высокий уровень развития большинства из них.

      Но из-за сильного отставания от лидеров этой подгруппы Албании, Болгарии, Румынии и республик бывшей Югославии их целесообразно включать в первую подгруппу.

      Китай и Вьетнам можно выделить в отдельную подгруппу. Низкий уровень социально-экономического развития в настоящее время быстро повышается.

      Из многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 1990-х гг. остались только две страны: Северная Корея и Куба.

    ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы\ лидеров развивающегося мира: новых индустриальных стран и стран – членов ОПЕК

      В структуре развивающихся стран 1960-80-е гг. XX в. являются периодом глобальных изменений. Из их среды выделяются так называемые «новые индустриальные страны (НИС)». НИС на основании определенных признаков отличают из основной массы развивающихся стран. Особенности, отличающие «новые индустриальные страны» от развивающихся стран, разрешают говорить о появлении особой «новоиндустрильной модели» развития. Эти страны являются своеобразными примерами развития для многих государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии. К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» – Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки – Аргентину, Бразилию, Мексику. Все эти страны – это НИС первой волны или первого поколения.

      Затем за ними идут НИС последующих поколений:

      1) Малайзия, Таиланд, индия, Чили – второе поколение;

      2) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия – третье поколение;

      3) Филиппины, южные провинции Китая – четвертое поколение.

      В результате возникают целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.

      Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:

      1) размер ВВП на душу населения;

      2) среднегодовые темпы его прироста;

      3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20 %);

      4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

      5) объем прямых инвестиций за рубежом.

      По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

      Значительное повышение благосостояния населения определяет высокие темпы роста НИС. Низкий уровень безработицы является одним из достижении НИС Юго-Восточной Азии. В середине 1990-х г. четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия являлись странам с самой низкой безработицей в мире. Они показали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 1960-е г. по такому пути пошли некоторые страны Восточной Азии и Латинской Америки – НИС.

      Эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего можно отнести свободное привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

      Основные причины выделения НИС из остальных стран:

      1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;

      2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония. Японские инвестиции содействовали индустриализации НИС и увеличению конкурентоспособности их экспорта. Особенно заметную роль они сыграли в метаморфозе НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии характерно то, что капитал устремлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь капитал латиноамериканских НИС направлялся в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Свободная экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах;

      3) «азиатские» драконы были намерены принимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и употреблять их в своих целях.

      Значительную роль в привлечении транснациональных корпораций сыграли следующие факторы:

      1) удобное географическое положение НИС;

      2) формирование почти во всех НИС автократических или близких к таковым политических режимов, лояльных к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам обеспечивалась высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;

      3) такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии сыграли значительную роль.

      Все страны по уровню экрнрмического развития можно распределить на три категории. Особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.

      В группу стран с высокими доходами на душу населения, которые характерны для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.

      В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения объединяют в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны (к ним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %)

      Группа нефтеэкспортеров имеет подгруппу, состоящую из 19 государств, экспорт нефтепродуктов которых превышает 50 %.

      В этих странах первоначально была создана материальная основа, а только потом дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сформировался так называемый рентный капитализм.

      Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

      К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.), и Габон (1975 г.). Однако два незначительных производителя – Эквадор и Габон – отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом, настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. Устав Организации был принят в 1961 г. на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1-й и 2-й статьями Устава Опек представляет собой «постоянную межправительственную организацию», основными задачами которой являются:

      1) координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;

      2) изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;

      3) соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;

      4) эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;

      5) обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал.

      ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен.

      Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами. Обычно она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные – по мере необходимости.

      На Конференции формируется общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; проверяется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр.

      Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения, за исключением процедурных вопросов, принимаются единогласно.

      Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.

      Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.

      Совет исполняет руководство Организацией, осуществляет решения высшего органа ОПЕК, формирует годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также анализирует доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.

      Секретариат ОПЕК действует как штаб-квартира Организации и (по сути) является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарем и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.

      Устав определяет три категории членства в Организации:

      1) участник-учредитель;

      2) полный участник;

      3) ассоциативный участник.

      Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники – это страны-учредители плюс те страны, членство которых было утверждено Конференцией. Ассоциативные участники – это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но тем не менее были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.

      Максимизация прибылей от нефтеэкспорта для участников – это основная цель ОПЕК. В основном достижение этой цели объединено с необходимостью выбора между повышением производства в надежде продать большее количество нефти или же с его сокращением с целью выиграть на более высоких ценах. ОПЕК периодически изменяла эти стратегии, но ее доля на мировом рынке с 1970-х гг. довольно снизилась. В то время в среднем реальные цены не претерпели существенных изменений.

      Вместе с тем в последние годы появились другие задачи, порой противоречащие вышеуказанной. Так, например, Саудовская Аравия усиленно лоббировала идею поддержания долговременного и стабильного уровня нефтяных цен, который был бы не слишком высоким, чтобы побудить развитые страны разрабатывать и внедрять альтернативные виды топлива.

      Цели тактического характера, решаемые на встречах ОПЕК, заключаются в регулировании добычи нефти. И все же на данный момент странам ОПЕК так и не удалось развить эффективный механизм регулирования производства главным образом потому, что участники этой организации являются суверенными государствами, которые имеют право проводить независимую политику в области добычи нефти и ее экспорта.

      Другой тактической целью Организации в последние годы стало стремление «не спугнуть» нефтяные рынки, т. е. забота об их стабильности и устойчивости. Например, прежде чем объявить о результатах своих совещаний министры ОПЕК ждут окончания торговой сессии по нефтяным фьючерсам в Нью-Йорке. А так же уделяют особое внимание тому, чтобы в очередной раз заверить страны Запада и азиатские НИС в намерении ОПЕК вести конструктивный диалог.

      По своей сути ОПЕК представляет не что иное, как международный картель богатых нефтью развивающихся стран. Это следует как из задач, сформулированных в ее Уставе (например, соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов; координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов), так и из специфики членства в Организации. Согласно Уставу ОПЕК «любая другая страна со значительным нетто-экспортом сырой нефти, имеющая принципиально схожие интересы со странами-участницами, может стать полным участником организации, если получит согласие на вступление от? ее полных участников, включая единодушное согласие участников-учредителей.

    ЛЕКЦИЯ № 5. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

      Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

      Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли – это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

      Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

      Экономика открытая – экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.

      Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.

      Отличительная особенность современного экономического развития – опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.

      Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) – с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма.

      Преимуществами открытой экономики являются:

      1) углубление специализации и кооперации производства;

      2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

      3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

      4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

      Открытая экономика – это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

      Один из важных критериев открытой экономики – благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

      Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

      Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

      Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (Кэксп ) и импортную (Кимп ) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

      где Q эксп. – стоимость экспорта;

      Q имп. – стоимость соответственно экспорта и импорта.

      Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Q эксп. / д. н. ):

      где Ч н. – численность населения страны.

      Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

      где Э п. – экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

      Д д. н. – предельно допустимый доход на душу населения.

      Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту получила название «внешнеторговый баланс страны», операции по экспорту в котором относятся к активным статьям, а операции по импорту – к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта создаст сальдо внешнеторгового оборота страны.

      Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным – при превышении импорта над экспортом. В экономической литературе Запада вместо сальдо внешнеторгового оборота используется другой термин – «экспорт». Он может быть также положительным или, отрицательным в зависимости от того, преобладает экспорт или напротив.

    ЛЕКЦИЯ № 6. Международное разделение труда – основа развития современного мирового хозяйства

      Международное разделение труда – важнейшая базовая категория, которая выражает сущность, содержание международных отношений. Так как все страны мира так или иначе включены в это разделение, то его углубление определяется развитием производительных сил, испытывающих воздействие новейшей технической революции. Участие в международном разделении труда приносит странам дополнительный экономический эффект, позволяющий полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.

      Международное разделение труда (МРТ) – это устойчивая концентрация производства за определенными странами отдельных видов товаров, работ, услуг. МРТ определяет:

      1) обмен товарами и услугами между странами;

      2) движение капитала между странами;

      3) миграцию рабочей силы;

      4) интеграцию.

      Специализация, связанная с производством товаров и услуг, повышает конкурентоспособность.

      Для развития МРТ важное значение имеют:

      1) сравнительные преимущества – способность производить товар с более низкой стоимостью;

      2) государственная политика , в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;

      3) концентрация производства – создание крупной промышленности, развитие массового производства (ориентация на внешний рынок при создании производства);

      4) растущий импорт страны – формирование массового потребления сырья, топлива. Обычно массовое производство не совпадает с месторождениями ресурсов – страны организуют ресурсный импорт;

      5) развитие транспортной инфраструктуры.

      Международное разделение труда – важная ступень развития общественного территориального разделения труда между странами. Оно опирается на экономически выгодную специализацию производства стран на тех или иных видах продукции, ведущую к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных соотношениях (количественных и качественных). В современную эпоху международное разделение труда способствует развитию мировых интеграционных процессов.

      МРТ играет все возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. МРТ не существует без обмена, занимающего особое место в интернационализации общественного производства.

      В принятых ООН документах признается, что международное разделение труда и международные экономические отношения не могут складываться стихийно, только под влиянием законов конкурентной борьбы. Рыночный механизм не может автоматически обеспечить рациональное развитие и использование ресурсов в масштабах мировой экономики.

    ЛЕКЦИЯ № 7. Международная миграция рабочей силы

    На сегодняшний день список развивающихся стран состоит из 150 государств и территорий. Они занимают бóльшую часть суши. Многие из них были независимыми ещё до Второй мировой войны. Впрочем, эту тему хотелось бы рассмотреть во всех её подробностях.

    Первая группа государств

    В те времена, когда ещё имело место деление на капиталистическую и социалистическую системы, развивающиеся страны назывались «третьим миром». Сейчас они очень неоднородны. И из-за их разнообразности очень тяжело выстроить какую-либо типологию. Но тем не менее определённая классификация существует.

    В первую группу входят так называемые ключевые государства. Это Мексика, Китай, а также Бразилия и Индия. Они включены в список развивающихся стран потому, что обладают огромным экономическим, людским и природным потенциалом. Эти четыре государства производят такое количество промышленной продукции, которое выпускают все остальные, только вместе взятые. Но вот в плане ВВП всё плохо. В Индии на душу населения приходится 350 долларов – это меньше 23 тысяч рублей.

    Более высокий уровень

    Ко второй группе относятся государства, которые тоже достигли относительно хорошего уровня экономического и социального развития, но только с ВВП выше тысячи долларов. Таких стран больше всего в Латинской Америке. Это Венесуэла, Чили, Уругвай, Аргентина и многие другие государства. Также страны с аналогичным уровнем есть в Северной Африке и в Азии.

    Но это ещё не все развивающиеся страны. Список государств включает в себя всего шесть групп. В третью входят индустриальные территории. Это – те страны, которые добились скачка в 80-х и 90-х годах. Причем рост был ошеломляющим. Государствам даже дали прозвище «азиатские тигры». И исходя из такого оригинального названия можно догадаться, какие это страны. К ним относится Корея, Сингапур, Гонконг (административный район в Китае) и Тайвань. Также в список развивающихся стран второй группы входит Индонезия, Таиланд и Малайзия.

    Оставшийся перечень

    Четвертая группа, которая входит в список развивающихся стран, образована из тех государств, которые занимаются экспортом нефти. Благодаря этому ресурсу ВВП на душу населения может варьироваться от 10 до 20 тысяч долларов. Естественно, в перечень входит Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Катар, Кувейт, а ещё Бруней, Ливия и др.

    Самая большая группа – пятая. Её составляют «классические» развивающиеся страны мира. Список содержит наименования государств с многоукладной отсталой экономикой и феодальными пережитками. Душевое ВВП составляет менее 1000 долларов в год. Большинство стран этой группы находятся в Азии, Латинской Америке и Африке.

    И, наконец, последняя категория. Её образует 40 государств, относящихся к так называемому четвёртому миру. То есть те территории, на которых преобладает сельское хозяйство, причём потребительское. В таких странах практически отсутствует обрабатывающая промышленность и порядка 2/3 жителей являются безграмотными. ВВП и вовсе составляет 100-300 долларов в год (!). И то это очень хороший показатель. Так, например, в Мозамбике ВВП составляет 20 центов в день!

    МРОТ

    Конечно, развивающиеся страны мира, список которых довольно внушительный, представляют собой определённый интерес с политической и экономической точек зрения. Но большинству обычных граждан хочется знать об уровнях зарплат.

    Если верить статистике за 2015 год, опубликованной Организацией экономического сотрудничества и развития, то лучше всего живётся в Люксембурге. Там минимальная заработная плата составляет 2190 долларов. Это чуть больше 143 000 рублей. На втором месте – Австралия с показателем 2159 $. Это приблизительно 141 000 руб.

    Третье место занимает Германия. В бывшей ФРГ минимальные зарплаты равны 1958 $, что составляет 128 000 рублей. Следом в рейтинге идут Нидерланды с МРОТ в 1848 $, что равно 120 700 руб. На следующем месте – Бельгия с показателем 1776 $. Это около 116 000 руб.

    Самые низкие показатели в Европе по МРОТ у Румынии и Болгарии. Минимум, на который можно здесь рассчитывать, составляет 230,4 и 195 долларов соответственно (15 000 и 12 700 рублей). Но даже это в два раза больше, чем в России. И тем более на Украине, где ежемесячный МРОТ равен 53,7 $ (3480 рублей). В общем государства, занимающие первые строчки в рейтингах минимальной з/п, – это ключевые развивающиеся страны. Список на самом деле длиннее – с ним можно ознакомиться в индивидуальном порядке.

    Лидеры мировой экономики

    Что ж, напоследок – пару слов о государствах, которые могут похвастаться действительно высоким уровнем жизни и экономики. Развитые и развивающиеся страны, список которых довольно широк, составляют весь наш мир. Но лишь первые из перечисленных производят ¾ валового мирового продукта. А ведь в развитых странах проживает только 15-16 % населения всей планеты. Но именно они, можно сказать, держат на себе всю экономику.

    Это США, Канада, Япония, Нидерланды, Германия, Греция, Великобритания, Кипр, Италия, Испания, Финляндия и ещё несколько десятков государств. Но, несмотря на свой статус, зарплаты во многих «лидирующих» странах не радуют местных жителей. В той же Греции, упомянутой в списке, МРОТ равен 580 € (40 200 рублей). Впрочем, это всё равно больше, чем в РФ.