П 7 статьи 431 нк рф. Если сумма расходов по социальному страхованию превысила сумму страховых взносов на социальное страхование, организация может

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

10) утратил силу. - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

10.2) подвесные канатные дороги;

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.



1. К особо опасным и технически сложнымобъектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерныеустановки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивныхвеществ веществ, пункты хранения радиоактивных отходов) (в ред.Федеральногозакона от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 29, ст. 4281);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов,устанавливаемыев соответствии с законодательством о безопасностигидротехническихсооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, техническисложнымив соответствии с законодательством Российской Федерации вобласти связи (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N314-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N49,ст. 6410);

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевогохозяйстванапряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6)объекты авиационной инфраструктуры (в ред. Федеральногозакона от 28ноября 2011 г. N 337-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 49, ст. 7015);

7) объекты инфраструктуры железнодорожноготранспорта общегопользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением морских специализированныхпортов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочныхсудов;

10) (Пункт 10 утратил силу на основанииФедерального закона от8ноября 2007 г. N 257-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2007, N 46, ст. 5553)

10-1) тепловые электростанции мощностью150 мегаватт и выше

(пункт 10-1 введен Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N324-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N50,ст. 6237);

11) опасные производственные объекты,подлежащие регистрации вгосударственном реестре в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о промышленной безопасности опасныхпроизводственныхобъектов:

а) опасные производственные объекты I и IIклассов опасности,накоторых получаются, используются, перерабатываются, образуются,хранятся,транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются,транспортируются,используются расплавы черных и цветных металлов,сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования,рассчитанногона максимальное количество расплава 500 килограммов иболее;

в) опасные производственные объекты, накоторых ведутся горныеработы (за исключением добычи общераспространенных полезныхископаемых и разработки россыпных месторождений полезныхископаемых, осуществляемых открытым способом без применениявзрывныхработ), работы по обогащению полезных ископаемых.

(Пункт 11 в ред. Федерального закона от 4 марта 2013 г. N22-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 9,ст.874)

2. К уникальным объектам относятся объекты капитальногостроительства (за исключением указанных в части 1 настоящейстатьи),в проектной документации которых предусмотрена хотя быоднаиз следующих характеристик (в ред. Федерального закона от 28ноября 2011 г. N 337-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015):

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностьюили частично) нижепланировочнойотметки земли более чем на 15 метров (в ред.Федеральногозакона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015);

5) (Пункт 5 утратил силу на основанииФедерального закона от28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации,2011, N 49, ст. 7015)

(Статья 48-1 введена Федеральным закономот 18 декабря 2006 г.N232-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N52,ст. 5498)

Другие статьи закона

Статья 49. Экспертиза проектнойдокументации и результатов инженерных изысканий,государственная экологическая экспертиза проектнойдокументации объектов, строительство, реконструкциюкоторых предполагается осуществлять в исключительнойэкономической зоне Российской Федерации, наконтинентальном шельфе Российской Федерации, вовнутренних морских водах, в территориальном мореРоссийской Федерации, на землях особо охраняемыхприродных территорий (наименование статьи в ред. Федеральногозакона от 16 мая 2008г.N 75-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2008,N20, ст. 2260; Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7015)

Дата публикации: 12.01.2017 06:54 (архив)

Главное изменение в сфере страховых взносов – это передача с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию трех видов страховых взносов:

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продолжит администрировать ФСС России.

Правоотношения в части страховых взносов будет регулировать глава 34 Налогового кодекса РФ , которая вступает в силу с 01.01.2017 года. В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом – календарный год.

Состав плательщиков страховых взносов не изменился – это организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст.419 НК РФ).

Администрирование страховых взносов налоговыми органами будет проводиться, по правилам и методике, разработанные для администрируемых налогов - НДС, налога на прибыль, НДФЛ и т.д.

Глобальных изменений по процедуре исчисления и уплаты страховых взносов не будет. Вместе с тем изменятся формы отчетности, которые плательщики взносов с 2017 года должны будут сдавать в налоговые органы (а не территориальные отделения ПФР), а также сроки их представления.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют в налоговые органы единый расчет по страховым взносам (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 7 ст. 431 НК РФ).

Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ . Приказ вступает в силу с 01.01.2017 и применяется, начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2017 года уплату взносов следует производить на новые КБК «коды бюджетной классификации» (Приказ Минфина России от 7 декабря 2016 года № 230н).

Особое внимание при заполнении платежных поручений необходимо обратить на заполнение следующих реквизитов:

  • в полях "ИНН" и "КПП" получателя средств - указывается значение "ИНН" и "КПП" соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле "Получатель" - указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
  • в поле код бюджетной классификации - указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение "182" - Федеральная налоговая служба.
Подробный перечень КБК указан

"О внесении изменений в приказы ФНС России"

Редакция от 26.12.2016 — Действует с 01.01.2017

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 26 декабря 2016 г. N ММВ-7-6/712@

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗЫ ФНС РОССИИ

В целях обеспечения приема расчета по страховым взносам в соответствии с пунктом 7 статьи 431 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" приказываю:

1. Внести в приказ ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@ "Об утверждении рекомендуемых форм и форматов документов, используемых при организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Приказ) следующие изменения:

1.1. Абзац 4 пункта 1 Приказа изложить в следующей редакции:

"формат представления в электронной форме сведений уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета) согласно приложению N 3 к настоящему приказу;".

1.2. Дополнить пункт 1 Приказа абзацами следующего содержания:

"форму уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

формат представления в электронной форме сведений уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, согласно приложению N 6 к настоящему приказу".

1.3. Дополнить Приказ приложениями N 5 и N 6 согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему приказу.

1.4. Приложения N 1 и N 3 , утвержденные Приказом, изложить в редакции согласно приложениям N 3 и N 4 к настоящему приказу.

2. Приложения N 2 и N 15 к Регламенту взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России при реализации функций по обработке налоговых документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и проведения мероприятий в отношении взаимозависимых лиц и контролируемых сделок, представляемых налогоплательщиками (их представителями) в территориальные органы ФНС России на бумажных носителях, утвержденному приказом ФНС России от 25.02.2016 N ММВ-7-6/97@, изложить в редакции согласно приложениям N 5 и N 6 к настоящему приказу.

3. Признать утратившими силу:

пункт 1.2 приказа ФНС России от 25.02.2009 N ММ-7-6/85@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в соответствии с Административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н";

пункты , , - приказа ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/534@ "Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5)".

4. Ввести в действие указанные изменения с 01.01.2017.

5. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) в установленном порядке обеспечить доработку и сопровождение соответствующих программных средств в процессе промышленной эксплуатации.

6. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов и обеспечить его применение.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. МИШУСТИН

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от "___"______2016 г.
N_________________

УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЕМЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА) И (ИЛИ) О ТОМ, ЧТО РАСЧЕТ СЧИТАЕТСЯ НЕПРЕДСТАВЛЕННЫМ

I. По основаниям, предусмотренным пунктом 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н:

(перечень выявленных нарушений)

Не принимается <*>.

II. По основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации:

(перечень оснований)

Считается непредставленным <*>.

Перечень сведений прилагается. <**>

<*> в случае наличия соответствующих оснований ставится "V"

<**>

Вам необходимо представить налоговую декларацию (расчет) в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Перечень сведений к уведомлению о том, что расчет считается непредставленным

Значение ошибочного элемента
СНИЛС ИНН

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от "___"______2016 г.
N_________________

ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ СВЕДЕНИЙ УВЕДОМЛЕНИЯ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИЕМЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА) И (ИЛИ) О ТОМ, ЧТО РАСЧЕТ СЧИТАЕТСЯ НЕПРЕДСТАВЛЕННЫМ

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи в электронной форме сведений уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным.

2. Номер версии настоящего формата 5.05, часть XCVII.

II. ОПИСАНИЕ ФАЙЛА ОБМЕНА

R_Т_A_K_О_GGGGMMDD_N, где:

R_Т - префикс файла обмена, где:

R принимает значение "UO" (принадлежность передаваемых сведений к уведомлению об отказе); Т - принимает значение префикса <1> полученного файла без разделителя (для форматов версии 4.0, 5.0). В случае, когда в составе транспортного контейнера получен набор логически связанных документов (файлов), T принимает значение префикса основного <2> из полученных файлов;

<1> от 18.07.2008г ММ-3-6/321@) -элемент в имени файла, обозначающий принадлежность информации файла обмена к определенному виду (R) и типу (T).

A_K - идентификатор получателя информации, где: А - идентификатор получателя информации, K - идентификатор конечного получателя (получателя уведомления об отказе - участника информационного обмена, сформировавшего файл, в ответ на который сформировано уведомление об отказе <3>).

<3>

Идентификатор A имеет вид:

Идентификатор К имеет вид:

Для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);

О - идентификатор отправителя информации (уведомления об отказе) - четырехразрядный код налогового органа по СОНО;

Имя файла, содержащего схему файла обмена

Имя файла, содержащего XSD схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

UO_OTCH_1_097_00_05_05_xx , где хх - номер версии схемы.

Расширение имени файла - xsd.

4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 - 4.17 настоящего формата.

<4>;

Таблица 4.1

Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным (Файл)

Наименование элемента Признак типа элемента Формат элемента Дополнительная информация
Идентификатор файла ИдФайл A T(1-255) ОУ Содержит (повторяет) имя сформированного отправителем файла без расширения
ВерсПрог A T(1-40) О
Версия формата ВерсФорм A T(1-5) О Принимает значение: 5.05
Состав и структура документа Документ С О

Таблица 4.2

Состав и структура документа (Документ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код формы по КНД КНД A T(=7) ОК Типовой элемент <КНДТип>.
Принимает значение: 1166006
Код уведомляющего налогового органа КодНО A T(=4) ОК Типовой элемент <СОНОТип>.
Наименование уведомляющего налогового органа НаимНО A T(1-1000) О
Сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов СвНП С О
Сведения о получателе уведомления (отправителе отчетности) СвОтпр С О Состав элемента представлен в таблице 4.6
Сведения о налоговом органе, в который направлена декларация (расчет) СвНалОргНап С О Состав элемента представлен в таблице 4.9
Сведения уведомления СведУведУточ С О

Таблица 4.3

Сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов (СвНП)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
НПЮЛ С О
Налогоплательщик, плательщик страховых взносов - физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) НПФЛ С О

Таблица 4.4

Налогоплательщик, плательщик страховых взносов - юридическое лицо (НПЮЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименование организации НаимОрг A T(1-1000) Н
ИНН организации ИННЮЛ A T(=10) Н Типовой элемент <ИННЮЛТип>.
Элемент обязателен при возможности форматно-логического контроля
КПП КПП A T(=9) Н Типовой элемент <КППТип>.
Элемент обязателен при возможности форматно-логического контроля

Таблица 4.5

Налогоплательщик, плательщик страховых взносов - физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) (НПФЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
ИНН физического лица ИННФЛ A T(=12) Н Типовой элемент <ИННФЛТип>.
ФИО С Н Типовой элемент <ФИОТип>.
Элемент обязателен при возможности форматно-логического контроля

Таблица 4.6

Сведения о получателе уведомления (отправителе отчетности) (СвОтпр)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
ОтпрЮЛ С О
Отправитель физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) ОтпрФЛ С О

Таблица 4.7

Отправитель - юридическое лицо (ОтпрЮЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Наименование организации НаимОрг A T(1-1000) Н
ИНН организации ИННЮЛ A T(=10) О Типовой элемент <ИННЮЛТип>
КПП КПП A T(=9) О Типовой элемент <КППТип>

Таблица 4.8

Отправитель - физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) (ОтпрФЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
ИНН физического лица ИННФЛ A T(=12) Н Типовой элемент <ИННФЛТип>.
Фамилия, имя, отчество физического лица ФИО С Н Типовой элемент <ФИОТип>.
Состав элемента представлен в таблице 4.17.
Элемент указывается при наличии в поступившей декларации (расчете) и при возможности форматно-логического контроля

Таблица 4.9

Сведения о налоговом органе, в который направлена декларация (расчет) (СвНалОргНап)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код налогового органа КодНО A T(=4) ОК Типовой элемент <СОНОТип>.
Принимает значения в соответствии с классификатором "Система обозначений налоговых органов"
Наименование налогового органа НаимНО A T(1-1000) О

Таблица 4.10

Сведения уведомления (СведУведУточ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Общие сведения уведомления ОбщСвУвед С О Состав элемента представлен в таблице 4.11.
Элемент предназначен для указания общих сведений по результатам обработки сведений, включенных в файл обмена
ПеречВыявНар С ОМ Состав элемента представлен в таблице 4.12
Выявленные нарушения по файлам ВыявлНарФайл С НМ Состав элемента представлен в таблице 4.13

Таблица 4.11

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Имя обработанного файла ИмяОбрабФайла П T(1-255) ОМ
Дата направления файла ДатаПредст A T(=10) О Типовой элемент <ДатаТип>.
Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ
Время направления файла ВремПредст A T(=8) О Типовой элемент <ВремяТип>.
Время в формате ЧЧ.ММ.СС.
Время указывается в диапазоне 00.00.00 - 23.59.59
Дата поступления файла в налоговый орган ДатаПрием A T(=10) О Типовой элемент <ДатаТип>. Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ
Код формы отчетности по КНД КНД A T(=7) НК Типовой элемент <КНДТип>.
Код декларации (расчета) в соответствии с Классификатором налоговой документации.
НаимОтч A T(1-500) Н Элемент обязателен при возможности форматного контроля в полученном файле элемента КНД
НомКорр A T(1-3) Н Вид документа (Номер корректировки) в зависимости от представленной налоговой декларации (расчета).
Элемент обязателен при возможности форматного контроля элемента в полученном файле
Отчетный год ОтчетГод A Н Типовой элемент .
Год в формате ГГГГ.
Элемент обязателен при возможности форматного контроля элемента в полученном файле
Период A T(1-2) НК Элемент обязателен при возможности форматного контроля элемента в полученном файле.
Не указывается для отчетности, не требующей указания налогового, расчетного (отчетного) периода
Версия формата ВерсФорм A T(1-7) Н
ПрогрКомпл A T(1-80) О
ДатаФормУвед A T(=10) О Типовой элемент <ДатаТип>. Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ

Таблица 4.12

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код ошибки КодОш П T(=10) ОК
Сообщение об ошибке ТекстОш П T(0-) О

Таблица 4.13

Выявленные нарушения по файлам (ВыявлНарФайл)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Имя файла, в котором выявлены нарушения ИмяОбрабФайла П T(1-255) О Имя файла, в котором обнаружены ошибки (имя файла без расширения).
Перечень выявленных нарушений ПеречВыявНар С ОМ Состав элемента представлен в таблице 4.14
СвИдФЛ С НМ Состав элемента представлен в таблице 4.15

Таблица 4.14

Перечень выявленных нарушений (ПеречВыявНар)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код ошибки КодОш П T(=10) ОК Принимает значения в соответствии с Классификатором ошибок форматно-логического контроля файлов налоговой и бухгалтерской отчетности (КОФО)
Сообщение об ошибке ТекстОш П T(0-) О Сведения представляются как раздел CDATA. Текстовая строка, представленная в соответствии с рекомендациями XML 1.0
Дополнительные сведения по ошибке ИдОш П T(0-) Н Сведения представляются как раздел CDATA. Текстовая строка, представленная в соответствии с рекомендациями XML 1.0

Таблица 4.15

Сведения при идентификации физических лиц (СвИдФЛ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Значения по данным налогоплательщика, плательщика страховых взносов ДанИдФЛ_НП С О Типовой элемент <ДанИдФЛТип>.
Состав элемента представлен в таблице 4.16

Таблица 4.16

Данные об идентификации физического лица (ДанИдФЛТип)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
СНИЛС СНИЛС A T(=14) О Типовой элемент <СНИЛСТип>.
Значение заполняется по формату:
ХХХ-ХХХ-ХХХ-ХХ
или
ХХХ-ХХХ-ХХХ ХХ
ИНН физического лица ИННФЛ A T(=12) Н Типовой элемент <ИННФЛТип>.
Элемент указывается при наличии в поступившей декларации (расчете)
Фамилия, имя, отчество физического лица ФИО С О Типовой элемент <ФИОТип>.
Состав элемента представлен в таблице 4.17
Значение ошибочного элемента ЗначОшЭл П T(0-) ОМ Сведения представляются как раздел CDATA.
Текстовая строка, представленная в соответствии с рекомендациями XML 1.0

Таблица 4.17

Фамилия, имя, отчество (ФИОТип)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Фамилия Фамилия A T(1-60) О
Имя Имя A T(1-60) О
Отчество Отчество A T(1-60) Н

Приложение N 3
к приказу ФНС России
от "___"______2016 г.
N_________________

УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ УТОЧНЕНИИ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА)

что в представленной налоговой декларации (расчете)

Присутствуют расхождения в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах плательщика страховых взносов и налогового органа. Перечень прилагается. <*>

<*> заполняется в случае указания в расчете по страховым взносам недостоверных персональных данных, идентифицирующих застрахованных физических лиц

Вам необходимо представить в течение пяти дней пояснения по выявленным ошибкам (противоречиям, несоответствиям) или внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет).

Перечень сведений к уведомлению об уточнении налоговой декларации (расчета)

Застрахованное физическое лицо по сведениям страхователя Значение ошибочного элемента
СНИЛС ИНН Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Приложение N 4
к приказу ФНС России
от "___"______2016 г.
N_________________

ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ СВЕДЕНИЙ УВЕДОМЛЕНИЯ ОБ УТОЧНЕНИИ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА)

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи в электронной форме уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета).

2. Номер версии настоящего формата 5.07, часть LXXXVII.

II. ОПИСАНИЕ ФАЙЛА ОБМЕНА

3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

R_Т_A_K_О_GGGGMMDD_N, где:

R_Т - префикс, где R принимает значение UU (принадлежность передаваемых сведений к уведомлению об уточнении отчетности); Т принимает значение префикса <1> полученного файла (префикс полученного файла без разделителя для форматов версии 4.0, 5.0). В случае, когда в составе транспортного контейнера получен набор логически связанных документов (файлов), T принимает значение префикса основного <2> из полученных файлов;

<1> Префикс (в соответствии с приказом ФНС России от 18.07.2008 г. N ММ-3-6/321@) - элемент в имени файла, обозначающий принадлежность информации файла обмена к определенному виду (R) и типу (T).

<2> Принадлежность файла обмена к основному в составе транспортного контейнера определяется при описании документооборота по представлению рассматриваемых сведений. Так при получении в составе транспортного контейнера отчетности и доверенности к ней основным файлом считается отчетность и префикс файла извещения, например, для налоговой декларация по транспортному налогу принимает значение IV_NOTRAND.

A_K - идентификатор получателя информации, где: A - идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K - идентификатор конечного получателя (получателя уведомления об уточнении - участника информационного обмена, сформировавшего файл, в ответ на который сформировано уведомление об уточнении <3>).

<3> Передача файла от отправителя к конечному получателю (К) может осуществляться в несколько этапов через другие (промежуточные) налоговые органы. Такие налоговые органы (осуществляющие передачу на промежуточных этапах) обозначаются идентификатором А. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю без промежуточных этапов (т.е. при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах) значения идентификаторов А и К совпадают.

Идентификатор A имеет вид:

Для организаций - девятнадцатиразрядный код (идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП) организации);

Для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);

Для налоговых органов - четырехразрядный код (код налогового органа в соответствии с классификатором "Система обозначения налоговых органов" (СОНО).

Идентификатор К имеет вид:

Для организаций - девятнадцатиразрядный код (ИНН и КПП организации);

Для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);

О - идентификатор отправителя информации (уведомления об уточнении) - код налогового органа по СОНО;

GGGG - год формирования передаваемого файла, MM - месяц, DD - день;

N - идентификационный номер файла. (Длина - от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

Расширение имени файла - xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

UU_OTCH_1_087_00_05_07_xx , где хх - номер версии схемы.

Расширение имени файла - xsd.

XML схема файла обмена приводится отдельным файлом.

4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 - 4.13 настоящего формата.

Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

наименование элемента. Приводится полное наименование элемента <4>;

<4> В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом "|". Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.

сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;

признак типа элемента. Может принимать следующие значения: "С" - сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), "П" - простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, "А" - простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы;

формат элемента. Формат элемента представляется следующими условными обозначениями: Т - символьная строка; N - числовое значение (целое или дробное).

Формат символьной строки указывается в виде Т(n-к) или T(=к), где: n - минимальное количество знаков, к - максимальное количество знаков, символ "-" - разделитель, символ "=" означает фиксированное количество знаков в строке. В случае, если минимальное количество знаков равно 0, формат имеет вид Т(0-к). В случае, если максимальное количество знаков неограничено, формат имеет вид Т(n-).

Формат числового значения указывается в виде N(m.к), где: m - максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k - максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (то есть число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

Для простых элементов, являющихся базовыми в XML (определенными в сети Интернет по электронному адресу: http://www.w3.org/TR/xmlschema-0), например, элемент с типом "date", поле "Формат элемента" не заполняется. Для таких элементов в поле "Дополнительная информация" указывается тип базового элемента;

признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - наличие элемента в файле обмена обязательно; "Н" - наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и тому подобному), то признак обязательности элемента дополняется символом "К". Например, "ОК". В случае если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом "М". Например, "НМ" или "ОКМ".

К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение "У" в случае описания в XML схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе "Дополнительная информация". Например, "НУ" или "ОКУ";

дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и тому подобного), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и тому подобного) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и тому подобного) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.

Рисунок 1. Диаграмма структуры файла обмена

Таблица 4.1

Уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) (Файл)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Идентификатор файла ИдФайл A T(1-255) ОУ Содержит (повторяет) имя сформированного файла (без расширения)
Версия программы, с помощью которой сформирован файл ВерсПрог A T(1-40) О
Версия формата ВерсФорм A T(1-5) О Принимает значение: 5.07
Состав и структура документа (сведения об уточнении декларации (расчета)) Документ С О Состав элемента представлен в таблице 4.2

Таблица 4.2

Состав и структура документа (сведения об уточнении декларации (расчета)) (Документ)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Код формы по КНД КНД A T(=7) ОК Типовой элемент <КНДТип>.
Принимает значение: 1166009
Код подтверждающего налогового органа КодНО A T(=4) ОК Типовой элемент <СОНОТип>.
Принимает значения в соответствии с классификатором "Система обозначений налоговых органов"
Сведения о получателе (отправителе) отчетности СвОтпр С О Состав элемента представлен в таблице 4.3
Сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, представившем отчетность СвНП С О Состав элемента представлен в таблице 4.4
Сведения уведомления СведУвед С О Состав элемента представлен в таблице 4.5

Таблица 4.3

Сведения о получателе (отправителе) отчетности (СвОтпр)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Отправитель - юридическое лицо | ОтпрЮЛ С О Типовой элемент <СвЮЛ>.
Состав элемента представлен в таблице 4.10
Отправитель - физическое лицо, представившее отчетность (в том числе индивидуальный предприниматель) ОтпрФЛ С О Типовой элемент <СвФЛ>.

Таблица 4.4

Сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, представившем отчетность (СвНП)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Налогоплательщик, плательщик страховых взносов - юридическое лицо | НПЮЛ С О Типовой элемент <СвЮЛ>.
Состав элемента представлен в таблице 4.10
Налогоплательщик, плательщик страховых взносов - физическое лицо, представившее отчетность (в том числе индивидуальный предприниматель) НПФЛ С О Типовой элемент <СвФЛ>.
Состав элемента представлен в таблице 4.11

Таблица 4.5

Сведения уведомления (СведУвед)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Общие сведения уведомления ОбщСвУвед С О Состав элемента представлен в таблице 4.6. Элемент предназначен для указания общих сведений по результатам обработки сведений, включенных в файл обмена
Рекомендация (предупреждение) налогоплательщику, плательщику страховых взносов РекНал П T(0-) НМ Элемент предназначен для указания рекомендаций (предупреждений) налогоплательщику, плательщику страховых взносов о ситуациях, выявленных при обработке сведений, включенных в файла обмена и не приводящих к необходимости уточнения предоставленной налогоплательщиком отчетности
Выявленные ошибки по файлам ВыявлОшФайл С ОМ Состав элемента представлен в таблице 4.7

Таблица 4.6

Общие сведения уведомления (ОбщСвУвед)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Имя обработанного файла ИмяОбрабФайла П T(1-255) ОМ Содержит (повторяет) исходное имя файла без расширения
Идентификатор обработанного файла ИдФайл A T(1-255) О Определяется из элемента "Идентификатор файла" поступившего на обработку файла (основного)
Идентификатор обработанного документа (обязателен для форматов версий 2, 3, 4) ИдДок A T(1-36) Н Элемент обязателен для файлов, сформированных в соответствии с требованиями формата версий 2, 3, 4
Дата приема файла в налоговом органе ДатаПрием A T(=10) О Типовой элемент <ДатаТип>.
Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ
Название программного комплекса, осуществившего проверку отчетности ПрогрКомпл A T(1-80) О
Регистрационный номер отчетности в налоговом органе РегНом A T(1-50) О
Код формы отчетности по КНД КНД A T(=7) ОК Типовой элемент <КНДТип>.
Код декларации (расчета) в соответствии с Классификатором налоговой документации
Наименование формы отчетности НаимОтч A T(1-500) О
Номер корректировки или вид документа НомКорр A T(1-3) О Для номера корректировки принимает значение: 0 - первичный документ, 1 - 999 - номер корректировки для корректирующего документа
Отчетный год ОтчетГод A О Типовой элемент .
Год в формате ГГГГ
Код налогового, расчетного (отчетного) периода Период A T(1-2) НК
Наименование налогового, расчетного (отчетного) периода ПериодНаим A T(1-100) Н Элемент не применяется для отчетности, не требующей указания налогового, расчетного (отчетного) периода
Регистрационный номер уведомления в налоговом органе РегНомУвед A T(=20) О
Дата формирования уведомления ДатаФормУвед A T(=10) О Типовой элемент <ДатаТип>. Дата в формате ДД.ММ.ГГГГ
Код обработки обобщенный КодОшОб A T(=10) НК Принимает значения в соответствии с Классификатором ошибок форматно-логического контроля файлов налоговой и бухгалтерской отчетности (КОФО).
Элемент обязателен при идентификации ошибки по указанному классификатору
Текст обработки обобщенный ТекстОшОб П T(0-) О Сведения представляются как раздел CDATA. Текстовая строка, представленная в соответствии с рекомендациями XML 1.0

Таблица 4.7

Выявленные ошибки по файлам (ВыявлОшФайл)

Наименование элемента Сокращенное наименование (код) элемента Признак типа элемента Формат элемента Признак обязательности элемента Дополнительная информация
Имя файла, в котором обнаружены ошибки ИмяОбрабФайла П T(1-255) О Указывается имя файла (без расширения), в котором обнаружены ошибки.
Файл из состава сведений, включенных в транспортный контейнер
Сведения по выявленным ошибкам в файле СвПоОшибке С ОМ Состав элемента представлен в таблице 4.8
Сведения при идентификации физических лиц СвИдФЛ С

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Комментарий к Ст. 431 ГК РФ

1. Правила толкования договора, изложенные в комментируемой статье, используются в случаях, когда отдельные условия (пункты) письменного договора сформулированы его сторонами неясно или неточно. При этом нередко обнаруживается несоответствие между внутренней волей стороны договора, желавшей определенного результата, и внешней формой ее выражения (волеизъявлением) — конкретной формулировкой, содержащейся в тексте договора. Речь при этом идет о толковании действительного договора, не оспариваемого контрагентом по мотиву пороков воли, например заблуждения (ст. 178 ГК). Если отдать предпочтение действительной воле стороны, могут пострадать интересы контрагента и гражданского оборота в целом, ибо окажется, что волеизъявление, воспринятое контрагентом и закрепленное договором, может не иметь юридического значения. Предпочтение же, отданное волеизъявлению, означает переход на сугубо формальные позиции и может поставить в затруднительное положение более слабую или добросовестно заблуждавшуюся сторону. Поэтому закон отдает приоритет согласованному волеизъявлению сторон договора (а не волеизъявлению одной из них), тем самым защищая интересы имущественного оборота в целом.

Выявление такой согласованной воли путем судебного толкования условий конкретного договора осуществляется в два этапа. Сначала используются правила ч. 1 ст. 431 ГК РФ, а при невозможности с их помощью установить действительную общую волю сторон договора применяются правила ч. 2 комментируемой статьи.

2. На первом этапе толкования договора суд анализирует буквальное значение содержащихся в тексте слов и выражений, поскольку именно они прежде всего отражают результат согласованной воли контрагентов. Так, указание в конкретном договоре на неустойку как последствие его нарушения не может быть истолковано иначе, например в качестве условия о задатке; точно так же исключается искажение условия об особом порядке фиксации нарушений, допущенных контрагентом (обязательность составления соответствующего акта в определенный договором срок, проведение независимой экспертизы качества товаров и т.п.).

Вместе с тем, устанавливая содержание конкретного условия при его неясности, суд сопоставляет его с содержанием других условий и общим смыслом договора. Из этого, в частности, следует, что содержащаяся в конкретном договоре юридически некорректная квалификация тех или иных категорий или отношений сторон не связывает суд при толковании такого договора, если она расходится с содержанием других его условий и его смыслом в целом. Например, договор комиссии или смешанный договор, содержащий элементы различных гражданско-правовых договоров, ошибочно назван сторонами «договором купли-продажи», а юридически необязательное соглашение сторон о намерениях осуществлять сотрудничество названо ими «предварительным договором»; неустойка названа «штрафной», чтобы подчеркнуть ее природу как санкции (штрафа, т.е. наказания), а не установить возможность ее взыскания сверх понесенных потерпевшим убытков, и т.п. Во всех этих случаях буквальное толкование текста договора расходится с его смыслом и потому исключается.

3. Если такой подход не позволяет установить содержание договорного условия, суд должен перейти к следующему, второму этапу его толкования, а именно выяснить действительную общую волю сторон (а не волю одной или каждой из них), учитывая цель договора и принимая во внимание «все соответствующие обстоятельства», в том числе переговоры и переписку контрагентов, практику их взаимоотношений, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

Данный перечень обстоятельств, учитываемых при толковании договора, примерный, а не исчерпывающий, в силу чего при толковании договора могут учитываться и другие обстоятельства, отражающие общую (согласованную) волю сторон относительно неясных условий их договора, например свидетельские показания лиц, участвовавших в его заключении (если их использование не противоречит правилу п. 1 ст. 162 ГК), или заключения экспертов относительно общепринятого значения тех или иных терминов и т.д. Он также не является субординированным, т.е. не означает необходимости последовательно исследовать каждое из перечисленных в нем обстоятельств, отдавая предпочтение каким-либо из них (например, предшествующим перед предыдущими). Однако при этом следует иметь в виду, что переговоры сторон являются устным выражением их воли и потому не могут учитываться в сделках, требующих письменной формы, под страхом признания их недействительными (п. п. 2 и 3 ст. 162 ГК). Кроме того, в самом договоре может содержаться условие о том, что с момента его заключения предшествующие переговоры утрачивают силу, что также исключает возможность их учета при его толковании. Что касается переписки сторон договора, в том числе объявленной в самом договоре утратившей силу с момента его заключения, то она в любом случае может учитываться при выяснении действительных намерений сторон (стороны) в той мере, в какой она не противоречит условиям договора.

———————————
См.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. М., 1994. С. 32 (автор комментария — М.Г. Розенберг). Это толкование положений Венской конвенции вполне применимо и к пониманию соответствующих положений ст. 431 ГК РФ, имеющих в своей основе правила названной международной Конвенции.

Понятие обычая делового оборота содержится в п. 1 ст. 5 ГК РФ, а возможность его субсидиарного (восполнительного) применения к договорам закреплена п. 5 ст. 421 ГК РФ (см. п. 7 комментария к ст. 421 ГК).

Обычаи делового оборота следует отличать от сложившейся практики взаимоотношений сторон договора (нередко называемой заведенным порядком). Самостоятельно установленный («заведенный») сторонами предпринимательского договора порядок их взаимоотношений, по существу, отражает некоторые подразумеваемые условия договора, которые, не будучи прямо зафиксированными, фактически соблюдались (исполнялись) сторонами в их предшествующих договорных взаимосвязях и тем самым выражали их согласованную волю (например, периодическая выдача постоянным оптовым покупателем товара указаний его продавцу относительно того, в чей адрес следует отгружать конкретные партии товара). Поэтому заведенный порядок как фактически согласованное сторонами договорное условие имеет приоритет в применении перед обычаем.

4. Изложенные положения во многом основаны на правилах ст. 8 Венской конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, согласно которым «заявления и иное поведение стороны договора», включая подписанный ею текст договора, необходимо толковать «в соответствии с общим намерением сторон», а при невозможности его выявления — «в соответствии со значением, которое аналогичные сторонам разумные лица придавали бы договору в таких же обстоятельствах»; при этом необходимо учитывать «все соответствующие обстоятельства, включая переговоры, любую практику, которую стороны установили в своих взаимных отношениях, обычаи и любое последующее поведение сторон» .

———————————
Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. С. 29.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 7 ГК РФ именно правила Венской конвенции, в том числе о толковании договоров, подлежат применению в случаях, когда «внешнеэкономическая сделка» (международный коммерческий договор) подчиняется действию российского права.

5. Из международного коммерческого оборота в отечественную правоприменительную практику пришло и правило толкования гражданско-правовых договоров contra proferentem («против предложенного»). В ст. 4.6 Принципов международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) закреплено положение о том, что «если условия договора, выдвинутые одной стороной, являются неясными, то предпочтение отдается толкованию, которое противоположно интересам этой стороны» . Поэтому при неясности содержания конкретного условия договора оно должно пониматься согласно толкованию, представленному контрагентом стороны, ссылающейся на такое неясное условие или сформулировавшей его, ибо именно последняя несет риск возможной неясности избранной ею или согласованной с ней формулировки. В современной отечественной литературе господствует мнение о том, что при толковании договора «преимуществом обладает представление контрагента стороны, сформулировавшей неясное условие» .

———————————
Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004. М., 2006. С. 139.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. 2-е изд. М., 1999. Книга первая: Общие положения. С. 268, 273.