Экономическая сущность финансов и финансово-кредитной системы. Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений

Финансы - это совокупность денежных отношений, органи­зованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Определение финансов

Термин «finansia » возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стад употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образо­вания государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал:

во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, там не может быть фи­нансов);

во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями;

в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер;

в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отно­шений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен)» нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денеж­ные отношения гражданско-правовым методом, для которого ха­рактерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отно­шениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отноше­ние. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь чело­вечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отно­шения, государственное устройство, Почему только в средние ве­ка возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государ­ства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.



Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли систе­мы государственных доходов и расходов с определенным соста­вом, структурой и законодательным закреплением. Примеча­тельно, что основные группы расходной части бюджета практи­чески не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре, направления расходов: на военные цели, на управление, на экономику, на социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в, там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01%, Пруссии - 3,9%, России - 2,7% общего объема государственных расходов.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движе­ния стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития; т.е. из­меняются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формиро­ванием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государ­ственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В современных условиях повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностыо финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этане финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействий на отношения общественного; воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Развитее финансов в РФ с 1992 г. В данный период времени в стране произошла смена политических ориентиров - государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономи­ки в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государствен­ных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и др.; появились институты ры­ночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.

Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отноше­ний, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капи­талом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.

Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях авансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:

1. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. При административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами и др. Налоговый пресс привел к еще больше­му спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты на­логов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.

3. Невмешательство государства в экономику подтверждается следующими цифрами: в 80-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не боле 12%. Если ранее 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесенв отдельный раздел и долгое время не был обеспечен финансированием.

Безусловно, за последние годы вновь созданная финансовая система России развивалась и совершенствовалась. Значитель­ные сдвиги произошли в налоговой системе, в системе межбюд­жетных, отношений. Большое значение имело принятие налого­вого кодекса, который установил систему налогов и сборов, взи­маемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Налоговый кодекс сократил количество налогов, упростил методики их расчета. Постепенно происходит снижение налоговых ставок. Все это оказало, положительное воздействие на экономику. Если до 1999 г. все макроэкономические показатели имели четкую тенденцию к снижению, то начиная с 2000 г. наблюдается постепенный их рост. Так, в 2002 г. удалось по макроэкономическим показателям выйти на уровень 1994 г. Большими достижениями в настоящее время являются устойчивый профицит федерального бюджета, создание финансового резерва, систематическое погашение го­сударственного долга, возможность перехода к среднесрочному финансовому планированию.

Но все же доходы всей бюджетной системы страны пока что находятся в прямой связи с мировыми ценами на нефть. Продол­жаются проблемы со сбором налогов, К 2002 г. в России только около 17% налогоплательщиков регулярно и в полном объеме платят в бюджет налоги, около40% вообще налогов не платят. В 2003 г. в России зарегистрировано 3,5 млн. организаций, из кото­рых более половины не отчитываются в налоговых органах. Отсюда и финансирование установленных бюджетом всех уровней осуществляется на 63- 75%.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы, Вопрос о количестве и содержании функций - спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. .Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский утверж­дали, что финансы выражаются в формировании, использовании и контроле денежных фондов. И. Т. Балабанов считал, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

Однако, никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос,что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один- валовой внутренний продукт (ВВП). Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов - норм, ставок, тарифов, отчислений и др., установленных государством.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность и процесса производства. Она определяется исходя из установленной государством нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть финансов, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, производятся отчисления единого социального налога. Наконец, остается прибыль. Произошло как бы распределение пер­вого порядка, Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему распре­делению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюджетом по нормам, установленным го­сударством.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервного фонда, и других, выступает объектом распределения третьего порядка. Предприятия самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную . Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов .

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отноше­ний нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится воз­можным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процесс расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов - это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отноше­ний.Он «пронизывает» всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и пред­ставляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возника­ющие на основе реального денежного оборота, то контроль руб­лем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборот­ных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных ранетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводятся финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является дея­тельность всех экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты - Государ­ственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федераль­ные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, таки специально создавае­мыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счет­ной палаты Московской городской Думы,

Контроль за состоянием федерального бюджета Российской федерации, и его исполнением осуществляют созданные при высшем законодательном органе комитеты по бюджету и нало­гам, по кредитным организациям и финансовым рынкам ГД РФ. В их задачу входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Прези­дентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществление финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функциониру­ет контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется конт­роль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета фи­нансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использо­ванием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов, Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство за­нимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти, отчетность о финансовых операциях, правительства и о состоянии бюджетной системы.

Для выполнения отмеченных задач органы Казначейства наделяются большими правами: они могут производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции. В настоящее время стоит вопрос о расширении функций Казначейства, а именно: о передаче контроля над исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в систему Федерального казначейства.

Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Она проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущей ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фон­ды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансово­го контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налого­вые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведом­ствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разны­ми формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обя­зательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кре­дитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующее о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налого­вых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузки налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную казну не поступают значи­тельные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой преступности.

Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых ор­ганах, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспекций действовал Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» в редакции Федерального закона от 24 июня 1993 г. №5238-1с изменениями и дополнениями.

В 1999 г. выявлено 25,5 тыс. нарушений налогового законода­тельства (на37% больше, чем в 1998 г.). При этом возбуждено 16,5 тыс. уголовных дел, что в 2,7 раза выше показателя 1998 г. По итогам деятельности налоговой полиции поступления в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды составляли 44,6млрд руб. В 2000 г. служба выявила до 40 тыс. на­логовых преступлений и возместила ущерб от них на сумму 80 млрд. руб. В настоящее время данная организация в качестве структурного подразделения передана в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Развитие рыночных отношений и создание, акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля - аудита.Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствую­щего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и тре­бованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство - это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

Цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершае­мых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор - не государственный служащий, а независимый ревизор, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита:

внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бух­галтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка ре­комендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на про­ведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требо­ваний руководства предприятия; Внутренний аудит должен про­водиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе; Он должен ох­ватывать все участки хозяйственной деятельности, носить пред­метный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный конт­роль правильности законности и целесообразности произведен­ных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовы­ми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и устано­вить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь име­ют первостепенное значение,

Последующий финансовый контроль организуется в форме про­верок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, прудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и мате­риальной ответственности виновных лиц; принятие мер по пре­дотвращению в дальнейшее случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию фи­нансовых отношений в стране.

ИСТОРИЯ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В СССР(РОССИИ)

· денежный характер;

· распределительный характер;

· императивность;

· безэквивалентность.

Понятие финансов и их состав.

Совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и других потребностей. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы состоят из:



Денежных фондов.

Инвестиций.

Коммуникативных финансовых отношений.

Взаимосвязь и отличия экономических категорий «деньги» и «финансы»

Важнейшее отличие между «Деньгами» и финансами – их функции:

1. Объем понятия финансы – понятие значительно шире, в состав которого входят и денежные отношения.

2. Происхождение «деньги» появилось на заре современной цивилизации и использовалось в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчетов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определенной сумме и найти ей выражение (камни, золото, металл и т.д.). Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Характеристика объектов финансовых отношений.

Объектом данных отношенийявляется Национальное богатство и производственный ВВП.

С одной стороны распределение ВВП является законом, необходимостью, а с другой именно ВВП как объект финансовых отношений характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что оно создает.

В условиях, когда объектом является национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой.

Формирование финансовой системы рыночного типа в Российской Федерации.

Либерализация цен

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.



Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.

Приватизация

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям

Программа 500 дней

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.

Образование в России Министерства финансов, его становление и роль в развитии финансовой системы государства.

Образовано: 8 сентября 1802 г. (кстати, наш профессиональный праздник). Манифестом Александра I

Первый министр: ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ.

Задачи на тот период: управление доходами, расходами и план расходов на следующий год.

В состав минфина входило множество департаментов, в том числе: Внеш. торговли; Мануфактур и внутр. торговл; деп-т податей и сборов и т.д.; и управления: Монетной, Горной и Соляной части

Минфин Российской империи просуществовал до 1917 г. В 1917 Учреждён Наркомат финансов.

С 1946 г. Министерство финансов СССР

1992 г. – создание Министерства финансов РСФСР (в том же году переименовали РСФСР в РФ)

Во 2й половине 19 века роль Минфина возросла в связи с проводимыми в стране реформами. В том числе: Крестьянская реформа и связанной с ней выкупной операцией (которой руководил Минфин). Также увеличился гос аппарат, развивалась торговля и промышленность. Минфин управлял казенной промышленностью и вел надзор за частной промышленностью и торговлей. Руководил кредитно-банковской системой. Занимался акцизами и в целом «питейными делами».

Минфин СССР - обеспечивало проведение в жизнь финансовой политики СССР и осуществляло общее руководство организацией государственных финансов в стране

Минфин РФ- федеральное министерство, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ

48. «План финансов» М.М.Сперанского, его содержание и значение.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно.

Потребовали крупных расходов войны с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.). Инфляционный процесс в России обесценивал денежные накопления имущих слоев. Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. И все это вместе взятое сдерживало развитие капиталистических отношений.

В этих условиях правительство Александра I предприняло мероприятия, способствовавшие стабилизации денежного обращения, в основу которых был положен «План финансов», подготовленный в 1809 г. известным государственным деятелем этой эпохи М.М. Сперанским при содействии профессора Н.С. Мордвинова

В соответствии с «Планом финансов» денежную реформу предполагалось провести путем изъятия и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций , а также учреждения нового эмиссионного банка , который должен был располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение.

Помимо этого, по «Плану» предполагалось улучшить организацию монетной системы России, основой которой должен был стать серебряный рубль .

Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым ликвидировать их обращение в стране. Сперанский предложил меры по улучшению организации системы внутреннего государственного кредита, в основе которых лежала идея трансформации (консолидации) части текущего беспроцентного долга в виде выпущенных в обращение ассигнаций в долгосрочный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства - облигации долгосрочного государственного займа и продать их всем желающим за ассигнации.

Из «Плана финансов» в жизнь были претворены только некоторые положения. В Манифесте 2 февраля 1810 г. все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской империи, говорилось о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг путем заключения внутреннего заема. Кроме того, этим же Манифестом увеличивались подати и налоги с целью повышения расходов в бюджет государства.

Однако этот заем был сразу же обречен на провал. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из 100 млн ассигнационных рублей. Дефицит свободных денежных капиталов в стране стал одной из основных причин неудачи займа.

В результате в Российской империи получил развитие особенный вид государственного кредита, возникший при Екатерине II и получивший развитие в правление Александра I, - постоянные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.

Идеи М.М. Сперанского были забыты, а правительство не могло завершить реформы в связи с начавшейся войной в 1812 г.

49. Особенности финансовых отношений в ходе революционных преобразований России в 1917 году.

Временное правительство, управлявшее страной с марта по ноябрь 1917 года (по новому стилю), впервые в истории России ввело рационирование (карточное распределение) хлеба и некоторых других продуктов для городского населения. Оно выпустило собственные бумажные деньги, слившиеся с царскими деньгами в одну обесценивающуюся массу.

В рамках политики революционного насилия захват Государственного банка и национализация коммерческих банков были одними из первых мероприятий советской власти. Овладение Госбанком означало непосредственно, во-первых, переход в руки большевиков той части золотого запаса России, которая хранилась в Петрограде, во-вторых, контроль над эмиссией бумажных денег.

Все государственные займы царского и Временного правительств отменялись.

Хотя вклады в банках формально не были конфискованы или аннулированы, на деле использовать эти деньги стало невозможно.

Единственной формой «сбережений», доступной населению, оказались бумажные деньги. Реальности большой инфляции не сразу стали очевидны народу, особенно крестьянству.

Декретами в 1918 году владение драгоценными металлами и иностранной валютой было запрещено под угрозой жесточайших наказаний; эти ценности подлежали сдаче в учреждения Народного банка.

Советская власть продразверсткой изымала у крестьян всю продукцию сверх физически необходимой части (а часто и эту часть). Она пыталась дать мужику в порядке продуктообмена промышленные товары, но этих товаров катастрофически не хватало.

Карточное снабжение, дифференцированное по классовому признаку, производилось по искусственно низким твердым ценам, которые не имели ничего общего с ценами вольного рынка.

Специфические черты финансовых отношений как особой сферы денежных отношений.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

По мнению ученых Мельникова В.Д., Ильясова К.К. сущность финансов раскрывается с помощью следующих специфических признаков:

· денежный характер;

· распределительный характер;

· движение денежных фондов различного целевого назначения;

· императивность;

· безэквивалентность.

Первые два признака – денежный характер и распределительный характер – лишь ограничивают круг финансовых отношений, а свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

Российский экономист Родионова В.М. отмечает, что финансам присущи денежная форма стоимости; распределительный характер; формирование денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Таким образом, выясняя сущность и специфику финансов, можно выделить три их признака: денежный характер, распределительный характер, а также формирование и использование финансовых ресурсов.

совокупность денежных отношений по формированию денежных фондов в руках государства;

1.2 вся совокупность денежных отношений связанных с движением денег;

1.3 система экономических отношений по поводу образования и использования денежных доходов.

2.Какие функции выполняют государственные финансы:

2.1.распределительную и контрольную;

2.2.исполнительную и фискальную;

2.3.обеспечивающую;

2.4. аккумулирующую.

3. Какое звено не относится к финансовой системе:

3.1.государственный кредит;

3.2. государственный бюджет;

3.3.сбережения населения;

3.4.внебюджетные государственные фонды.

4.Финансовый посредник – это:

4.1. юридическое или физическое лицо, осуществляющее операции на финансовых рынках;

4.2. лицо, действующее от имени другого лица и за его счет;

4.3. институт, который осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам.

5. На денежном рынке:

5.1. обращаются краткосрочные финансовые инструменты;

5.2. не обращаются никакие ценные бумаги;

5.3. обращаются долевые ценные бумаги;

5.4. деньги используются для приобретения реальных товаров и услуг.

6.На каком из перечисленных ниже видов финансовых рынков обращаются простые товарные векселя, принимаемые к переучету ЦБ РФ:

6.1. рынки капиталов;

6.2.дисконтные рынки;

6.3. рынки долгосрочных ценных бумаг;

6.4.рынки банковских ссуд.

7. Процесс рационализации, происходящим в деньгах, называется:

7.1.увеличение в деньгах представительной стоимости;

7.2.превращение денег в неполноценные деньги;

7.3.повышение покупательной способности денег.

8. Банкноты, имеющие реальное золотое покрытие, неограниченный размен на золото по рыночному курсу и эмитируемые под прирост официального золотого запаса, - это:

8.1. классические банкноты;

8.2.банкноты с частичным покрытием;

8.3.банкноты без покрытия.

9. Способность денег обмениваться на любой другой товар – это функция денег как:

9.1.меры стоимости;

9.2.средства обращения;

9.3.средства платежа;

9.4.средства накопления;

9.5. мировые деньги.

10.Узазать форму, наиболее соответствующую функции денег как средство платежа:

10.3 Т-О-Д, где О – обязательсто будущего платежа.

11.Денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ кредитной организации о выплате держателю данного документа указанной в нем суммы, называется:

11.1.аккредитив;

11.2.чек;

11.3.инкассовое поручение;

11.4.жироприказ.

12.К элементам денежной системы относятся:

12.1.денежная единица;

12.2 деньги;

12.3.виды денег;

12.4.кредит;

12.5.порядок эмиссии денежных знаков;

12.6.масштаб цен;

12.7.министерство финансов;

12.8.центральный банк;

12.9.коммерческий банк;

12.10.золотовалютные резервы страны.

13.Состояние современной денежной системы РФ характеризуется следующими параметрами:

13.2. это система с классическим масштабом цен;

13.3.это система металлического обращения;

13.4.другое.

14.Инфляция, вызванная ростом себестоимости товаров и услуг, называется:

14.1.локальная;

14.2.инфляция спроса;

14.3.инфляция издержек;

14.4.ползучая инфляция;

14.5.скрытая инфляция.

15.К денежным факторам инфляции относятся:

15.1.монополизация экономики;

15.2.финансорование дефицита бюджета за счет денежной эмиссии;

15.3.общее повышение цен по энергоресурсам;

15.4.непроизводительный характер государственных расходов;

15.5.опережающие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста производительности труда;

15.6.кредитная экспансия банков;

15.7.приток иностранной валюты в страну.

16. Объявление государством обесценившихся бумажных денег недействительными, т.е. лишение их силы законного платежного средства и введение новой денежной единицы называется:

16.1 реставрацией;

16.2. деноминацией;

16.3 нуллификацией;

16.4. девальвацией;

16.5. ревальвацией.

17.Обектом воздействия антиинфляционной политики, проводимой в соответствии с концепцией неокейнсианцев, является:

17.1.дефицит государственного бюджета;

17.2.валютный курс;

17.3.денежная масса;

17.4 процентные ставки.

18. Кредит - это отношения между экономическими агентами;

18.1.по поводу обмена стоимостями;

18.2. по передаче вещей на условиях их возврата в будущем;

18.3.по передаче стоимости при условии возмещения ее в будущем.

19. В случае залога во владении и пользовании залогодателя остаются следующие виды имущества:

19.1.земля;

19.2.автомобиль;

19.3.квартира;

19.4.государственные облигации;

19.5.товары в обороте.

20. Определите, в какой из приведенных ниже формулировок речь идет о гарантии:

20.1. «Предоставьте кредит г-ну Н., если он не погасит долг, выплачу я»;

20.2. «предоставьте кредит г-ну Н., я обязуюсь, что долг будет погашен».

21. Важнейшим признаком коммерческого кредита является:

21.1.обусловленность товарной сделкой;

21.2 стоимость относительно стоимости других видов кредита;

21.2.доступность для заемщиков.

22.Банковский кредит отличается от других форм кредита тем, что:

22.1.банки предоставляют долгосрочные кредиты;

22.2.банки создают деньги;

22.3.кредитный договор с банком имеет консенсуальный характер.

23.Ставка процента по межбанковским кредитам относится к ставкам:

23.1.денежного рынка;

23.2.рынка капитала;

23.3.банковского кредитования клиентов.

24. Реальная ставка процента – это:

24.1.не слишком высокая и не слишком низкая ставка, отвечающая интересам кредиторов и заемщиков;

24.2.существующая на рынке ставка процента;

24.3.номинальная ставка процента, скорректированная с учетом инфляции.

25. Временная структура процентных ставок – это их зависимость от:

25.1. времени предоставления кредитов;

25.2.срока погашения кредита;

25.3.колебания общего уровня процентных ставок.

26. Кредитная система – это совокупность:

26.1.финансовых отношений по формированию и использованию денежных доходов государства, бизнеса и населения,

26.2.кредитных организаций, обслуживающих движение кредитных ресурсов;

26.3.кредитных отношений и институтов.

27. Органами управления ЦБ РФ являются:

27.1.национальный банковский совет;

27.2.Министерсово финансов РФ;

27.3.Совет директоров ЦБ РФ;

27.4.Собрание акционеров;

27.5. Председатель Банка России.

28. Термин «операции на открытом рынке» означает:

28.1.деятельность КБ по кредитованию фирм и населения;

28.2.деятельность ЦБ по предоставлению ссуд КБ;

28.3.деятельность ЦБ по купле и продаже государственных ценных бумаг.

29. В целях пресечения практики предоставления своим инсайдерам льготных

Тема «Финансы» Финансы - это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

Предпосылки появления финансов Первая предпосылка В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

Предпосылки появления финансов Вторая предпосылка Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т. е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Предпосылки появления финансов Третья предпосылка Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Условно можно выделить: Государственные финансы – это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций. Финансы предприятий – это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Финансы населения – это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Финансовые ресурсы на уровне государства включают: налоги, формирующие федеральный бюджет; средства социальных внебюджетных фондов; средства фондов НИОКР; средства прочих фондов; амортизационные отчисления; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от приватизации и коммерческого использования государственной собственности.

Финансовые ресурсы предприятия включают: прибыль; амортизация; кредиторская задолженность; средства от продажи ценных бумаг; различные взносы; средства от реализации залога.

Функции финансов Распределительная и перераспределительная функция. Воспроизводственная функция. Учетно-контролирующая функция. Стимулирующая функция. Регулирующая функция. Социальная функция. Политическая функция.

Финансовая система РФ включает: 1. Государственные и муниципальные финансы: государственную бюджетную систему; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит. 2. Финансы предприятий различных собственности. 3. Финансы страхования: - личное страхование; - страхование рисков; - страхование ответственности; - имущественное страхование. 4. Финансы граждан (домохозяйств). форм

Принципы организации финансовой системы в РФ: принцип единства финансов; принцип сбалансированности; целевая направленность; принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и приемов воздействия государства на функционирование финансовой системы. Главная цель осуществления финансовой политики – укрепление экономического потенциала государства.

Помимо этого финансовая политика имеет следующие цели: проведение эффективной налоговой политики; укрепление финансовой и платежной дисциплины; преодоление бюджетного кризиса; последовательное снижение уровня инфляции; проведение реформирования предприятий; повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов; оздоровление и структурная перестройка экономики; достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Типы финансовой политики Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа» . Основа финансовой политики, по мнению «классиков» , достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определёнными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово – директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово – распределительных функций государства на основе жёсткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий. Это предусматривало жёсткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово – кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и другие).

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач говорят: о финансовой стратегии. Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. о финансовой тактике. Финансовая тактика ориентирована на решение задач конкретного этапа развития экономики на основе своевременного изменения способа финансовых связей.

Правильность выбранной финансовой политики зависит от соблюдения «железного правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать реальную экономическую ситуацию в стране, а не такую, какой ее хотелось бы видеть.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: - в области налогообложения и регулирования государственных расходов (фискальная политика). Основным механизмом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. - в области регулирования бюджета (бюджетная политика). Бюджетную политику можно разделить на рефляционную и дефляционную.

Для успешной реализации финансовой необходим финансовый механизм. политики Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых для обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Формы и методы управления финансами финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Органы, осуществляющие управление финансами в РФ Общее управление финансами в РФ в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие государственные органы власти: Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ. Счетная палата Российской Федерации. Центральный Банк Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации. Главное управление Федерального Казначейства.

Финансовый контроль это законодательно регламентированная деятельность специально созданных для этого учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовой деятельности.

Система органов финансового контроля в большинстве развитых стран включает: ведомство главного ревизора – аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно президенту или парламенту страны; налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, которое контролирует поступление налоговых доходов и других денежных средств в государственный бюджет;

контролирующие структуры в составе министерств и ведомств, которые осуществляют проверки и ревизии подведомственных им учреждений; аудиторские фирмы, которые на коммерческой основе осуществляют проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций хозяйствующими субъектами; службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основной задачей которых является снижение производственных издержек, оптимизация потоков денежных средств и увеличение прибыли предприятия.

Методы проведения финансового контроля: документальные и камеральные проверки; обследование; надзор; анализ финансового состояния предприятия; наблюдение (мониторинг); ревизия.

Виды финансового контроля Государственный финансовый контроль представляет собой систему экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на Конституции РФ других законах. Его задача – отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта. Главная цель – максимизация поступления денежных средств в государственный бюджет и недопущение их нецелевого расходования. Негосударственный финансовый контроль. Его задачей является повышение эффективности использования средств предприятия.

Финансы предприятия это денежные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежные средств, происходит их накопление, распределение и использование.

Принципы организации финансов предприятия Принцип экономической эффективности. Принцип финансового контроля. Принцип финансового стимулирования. Принцип материальной ответственности.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 1. Фонды собственных средств: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; фонд накоплений; целевые финансирование и поступления; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 2. Фонды заемных средств: кредиты банков; займы; коммерческие кредиты; факторинг; лизинг; кредиторы; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 3. Фонды привлеченных средств: фонд потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 4. Оперативные денежные фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов; для платежей в бюджеты и внебюджетные фонды; для погашения кредитов и займов; прочие.

Денежные фонды предприятий можно разбить на пять, групп: 5. Фонды, образуемые за счет различных источников: оборотных средств; инвестиционный; валютный; прочие.