Какой был ндфл в 1993. Краткая история ставок подоходного налога

Для поддержания федерального бюджета в системе налогообложения Российской Федерации предусмотрены налоги на недвижимость, на частную собственность, на роскошь, транспортный налог и многие другие. В это число входит так же и налог на доходы физических лиц. Сколько процентов от зарплаты необходимо отчислять в государственный бюджет? Какие отчисления с заработной платы необходимо делать помимо НДФЛ? Эти, а также другие аспекты данного вопроса рассмотрим в данной статье.

Давайте разберемся более подробно, какие отчисления необходимо делать с заработной платы.

Все отчисления с заработной платы можно разделить на две основные категории:

  • Налог на доходы физических лиц. Он вычитается из зарплаты работника и перечисляется непосредственно в государственный бюджет. Данное отчисление платится не самой компанией, а каждым работником в частности. Организация, в которой числится сотрудник, выполняет роль посредника между налоговой службой и сотрудниками.
  • Страховые отчисления. Выплачиваются страхователями, к которым относятся уже не физические, а юридические лица, имеющие наемных работников, организации, а также частные предприниматели (в данном случае не имеет значение наличие сотрудников, ИП платит налоги ещё и за себя). Взносы страхователь обязан вносить в пенсионную, медицинскую и социальную страховые службы.

После проведения классификации необходимо определить ставки налогов с заработной платы, по которым работодатель будет производить отчисления.

Процентные ставки

Начнем с внебюджетных отчислений. Большая часть организаций производит страховые взносы по следующим процентным ставкам:

  • В Пенсионный фонд России отчисляется порядка 22% от начисленной суммы оплаты труда.
  • В Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9% от той же суммы.
  • В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отчисляется 5,1% от заработной платы.

Если работы производятся в тяжелых, несущих реальную опасность здоровью условиях, в отношении работников назначаются дополнительные страховые выплаты. В 2015 году размер дополнительного страхового тарифа составил 9% от заработной платы, начисляемой сотруднику.

Помимо этого, производятся так называемые взносы за травматизм. Процентная ставка зависит от вида деятельности организации, в которой числится сотрудник. Процентные ставки по данному виду выплат регулируются Федеральным законом № 179-ФЗ от 22 декабря 2005 года и варьируются от 0,2% при наиболее безопасных видах деятельности до 8,5% при наиболее опасных.

Налог на доход

Теперь нужно прояснить ситуацию с налогом на доход физических лиц. Платить его должны физические лица, к коим на основании налогового кодекса Российской Федерации относятся:

  • Граждане Российской Федерации.
  • Граждане других стран.
  • Люди, не имеющие гражданства.

Стоит отметить тот факт, что далеко не каждый человек обязан платить НДФЛ. Данным налогом облагаются только:

  • Люди, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
  • Люди, не являющие налоговыми резидентами, но получающие доход на территории Российской Федерации.

Кто же является налоговым резидентом, спросите вы? Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ налоговым резидентом Российской Федерации является человек, который в течение двенадцати месяцев, идущих подряд, находился на территории России сто восемьдесят три дня и более.

От того, является человек налоговым резидентом страны или нет, зависит и процентная ставка налога на доход физических лиц.

Так, человек, являясь налоговым резидентом РФ, облагается подоходным налогом по ставке 13%, в то время как все остальные налогоплательщики заплатят 30% от своего дохода в пользу государственного бюджета Российской Федерации.

Стоит отметить, что не все денежные выплаты, составляющие заработную плату, подлежат обложению подоходным налогом. Полный перечень подобных выплат зафиксирован в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации. К ним относятся, к примеру, различного рода денежные компенсации сотрудникам, предусмотренные законодательством Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровне.

Для вашего удобства все налоговые отчисления с заработной платы были сведены в обобщающую таблицу.

Таблица — Налоги с зарплаты в процентах в 2018 году

Структура налоговых отчислений с заработной платы достаточно проста, так что разобраться в ней не составит труда. Ошибки в оформлении выплат могут повлечь за собой серьезные последствия, поэтому подходить к этому вопросу необходимо со всей ответственностью.

В результате прошедшей в феврале 1917 г. революции произошли перемены в государственной власти. Временное правительство остро нуждалось финансовых источников, избрав путь пополнения казны эмиссионными бумажными деньгами и ростом косвенных налогов. Однако общее ослабление государственной власти не позволило Временному правительству использовать налоговые инструменты в своей политике.

В октябре 1917 г. свершилась Великая Октябрьская Социалистическая революция. Экономическое состояние страны было удручающим. Финансовое система страны была в состояние разрухи. Советское правительство нуждалось в действенной финансовой системе и прежде всего налоговой. Первые шаги на данном пути Советского правительства были нелегкими. В условиях отсутствия сформировавшейся финансовой системы, и в частности финансового аппарата, Советское правительство вынуждено было обеспечить взимание ранее установленных налогов.

В связи с чем, Декретом СНК от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы. Одним из элементов налоговой политики Советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов с городского и сельского населения страны. Введение чрезвычайных революционных налогов помимо финансовых задач — пополнения скудных денежных ресурсов, выполняло и иную задачу Советского правительства — борьбу с имущими слоями населения. В основу которого были положены классовые принципы.

Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г. было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии. Чрезвычайный налог носил раскладочный характер. Общая сумма — 10 миллиардов рублей — была разверстана между губерниями. Данный налог содержал в себе элемент контрибуции с имущих слоев населения страны. Однако при взимании налога не обошлось без нарушений законности, если о ней можно было тогда говорить, что заставило Советское правительство иначе посмотреть на проблему обложения данным налогом крестьян-середняков. Связано было это, прежде всего, тем, что при взимании данного налога под него подпадали хозяйства крестьян середняков.

В резолюции 8 съезда РКП(б) Об отношении к среднему крестьянству подчеркивалась: «Среднее крестьянство должно облагаться чрезвычайно умеренно, лишь в размере, вполне посильном и необременительном для него».

Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919 г. «О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного налога» полностью были сложен налог с крестьян, которые подлежали обложению по небольшим ставкам и значительно был снижены более высокие ставки окладов. Финансовые результаты проведения налога значительно отличались от запланированных сумм. Вместо запланированных 10 миллиардов рублей получено было 1,5 миллиарда рублей. Помимо общегосударственных чрезвычайных революционных налогов вводились и местные чрезвычайные единовременные революционные налоги. Данные средства направлялись на покрытие расходов местной власти. В связи с натурализацией хозяйственных отношений, обесцениванием денег взимание денежных налогов было приостановлено. Острая продовольственная нехватка вынудила найти новые инструменты пополнения продовольственных запасов государства. В условиях натурализации экономики и прекращения денежного обращения правительству пришлось перейти к взиманию натуральных налогов.

Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом», в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов был введен натуральный налог. Строился он по принципу подоходного налога. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйств была установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы могли привлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам или отнести их к более высоким разрядам по обеспеченности посевом, или обложению всех посевов без учета количества едоков. В отличие от чрезвычайного революционного налога натуральный налог имел окладной характер, а не раскладочный. Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

Натуральный налог был непосредственно связан с хлебной монополией и являлся инструментом не столько финансовой, сколько продовольственной политики государства. Однако проведение налога не получило большого значения, т.к. не позволили мобилизовать все излишки продовольствия в государстве. В связи с чем правительство вынуждено было ввести продовольственную разверстку.

Декретом СНК от 11 января 1919 г. в общегосударственном масштабе введена Продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

Декретом Совета труда и обороны от 19 ноября 1919 г. О натуральной трудовой и гужевой повинности в целях преодоления топливного кризиса устанавливались:

  • натуральная дровяная повинность,
  • трудовая повинность,
  • гужевая повинность.

В результате происходящих в стране событий состояние экономики и отдельных ее отраслей было удручающим. Сельскохозяйственное производство в 1920 г. составляло 50 % от довоенного уровня. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношении к сельскому хозяйству и крестьянству. Выведение из разрухи всего народного хозяйства необходимо было начинать с поднятия сельского хозяйства. Важным шагом в этом направлении явилась отмена продовольственной разверстки и введение продовольственного налога.

На X съезде партии была принята резолюция о переходе к Новой Экономической Политике, а также о замене продовольственной разверстки натуральным налогом. В резолюции устанавливались основные принципы продовольственного налога и особо подчеркивалось, что общая сумма налога подлежит уменьшению по мере восстановления промышленности и транспорта Советского государства.

Во исполнение резолюции X съезда партии Постановлением ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки» натуральным налогом на Совет Народных Комиссаров была возложена обязанность по изданию декретов об отдельных натуральных налогах. Декретом СНК от 21 апреля 1921 г. «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена» налог был построен по принципу прогрессивного обложения, при котором учитывалась мощность хозяйства по ряду показателей. Показателями мощности хозяйства являлись: количество пашни, число едоков и урожайность. Устанавливались семь групп хозяйств по количеству пашни на едоков и одиннадцать разрядов по урожайности. Сочетание показателей и определяло размер налога, подлежащего уплате. Следует отметить, что система взимание натурального налога 1921/22 гг. осуществлялось из целого ряда разных видов натуральных налогов.

Наряду с Декретом от 21 апреля 1921 г. «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена», были изданы ряд декретов по ряду натуральных налогов на отдельные сельскохозяйственные продукты:

  • Декретом СНК от 21 апреля 1921 г. был установлен натуральный налог на молочные продукты;
  • Декретом СНК от 21 апреля 1921 г. введен натуральный налог с птицеводства;
  • Декретом СНК от 10 мая 1921 г. введен натуральный налог на шерсть;
  • Декретом СНК от 11 мая 1921 г. введен натуральный налог на табак;
  • Декретом СНК от 31 мая 1921 г. введен натуральный налог на продукты огородничества и бахчеводства;
  • Постановлением СТО от 3 июня 1921 г. введен натуральный налог на продукты пчеловодства (мед и воск);
  • Декретом СНК от 14 июня 1921 г. введен натуральный мясной налог;
  • Декретом СНК от 10 мая 1921 г. введен натуральный налог на льняное и пеньковое волокно;
  • Декретом СНК от 9 августа 1921 г. введен натуральный налог на кожевенное сырье;
  • Декретом СНК от 25 августа 1921 г. введен натуральный налог на пушнину.

Все натуральные налоги могли уплачиваться 18 различными видами продуктов, с установлением эквивалента замены одного вида сельскохозяйственной продукции другим. Первоначально натуральные налоги не распространялись на производственные сельскохозяйственные кооперативы, которые сдавали сельскохозяйственную продукцию по особо установленным для них правилам.

Однако затем Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1921 г. они были привлечены к уплате натуральных налогов. Наличие множества натуральных налогов не обеспечивало равномерности обложения, ставило определенные пределы для развития тех или иных сельскохозяйственных культур, тормозило дальнейшее развитие товарно-денежных отн

Взимание налога несло на себе большие издержки по взиманию, которые достигали иногда до 40 % валового сбора. Все это требовало изменений в порядке обложения крестьянских хозяйств. XI Всероссийская партийная конференция рекомендовала изучить опыт взимания продналога и найти возможность упростить для крестьянства выполнение лежащих на них государственных повинностей.

На IX Всероссийском Съезде Советов были выработаны указания о необходимости пересмотра взимания натурального налога. На основе этого Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. «Об едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/23 гг.» вводится единый натуральный налог вместо прежних отдельных натуральных налогов, устанавливается единая весовая мера начисления налога, в пудах ржи или пшеницы, налог исчислялся от сочетания трех показателей: количества пашни на едока, обеспечения скота и урожайности. Уплата могла производиться различными сельскохозяйственными продуктами в определенном эквиваленте к основной весовой мере исчисления налога — пуду ржи и пшеницы. Сам налог строился по прогрессивной шкале ставок. Объектом обложения стала земля-пашня, а также сенокос в переводе на пашню и количество продуктового скота имеющегося в хозяйстве.

В течение 1922 г. помимо единого натурального налога вводится два общегражданских налога, подворно — денежный налог, трудгужналог. Необходимость роста валовой продукции и товарности сельского хозяйства, укрепления рубля и развития денежного обращения, использования налогового обложения деревни в целях стимулирования производственных сил сельского хозяйства настоятельно потребовало изменения в системе налогообложения крестьянства. Развития экономики настоятельно требовало перехода от натурального обложения к денежному. Изменения в налогообложении деревни могло протекать по двум направлениям: перехода от натурального обложения к денежному обложению и переходу к единому сельскохозяйственному налогу. Необходимость перехода к единому налогу была обусловлена тем, что наличие множества налогов не позволяло проводить равномерное обложение сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также тем, что взимание налога производилось различными органами: Наркомпрод, Наркомфин и местными органами. Уплата налога натуральными продуктами фактически лишало крестьянина права распоряжаться продуктами своего труда, что не отвечало задачам развития товарооборота, укрепления рубля и развитию денежного обращения.Переход к денежному обложению отвечал интересам бюджета и значительно позволил бы снизить расходы на организацию взимания налогов. Однако условия неравномерного развития районов страны не позволил полностью отказаться от взимания натуральных налогов и переходу к денежному взиманию.

Решение о переходе к уплате единого налога в деревне было принято на XII съезде партии в резолюции «О налоговой политике в деревне». В резолюции XII съезда РКП говорилось о наличии ограничения прав крестьян на результаты своего труда и признавало права крестьян свободно распоряжаться продуктами своего труда, подчеркивая, что это право было ограничено необходимостью получать в свое распоряжение хлебные запасы для обеспечения государственных нужд. Резолюция в налогообложении деревни определяла следующее: Кроме перехода от натурального обложения к денежному коммунистическая партия, в целях облегчения положения крестьянства должна провести объединение всех государственных прямых налогов, лежащих на крестьянстве (продналог, подворно-денежный и трудгужналог), а равно и всех местных прямых налогов в единый прямой сельскохозяйственный налог. Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения. Единый сельскохозяйственный налог должен обеспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.

Переход к единому сельхозналогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере — пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:

  1. количество пашни и сенокоса,
  2. количество едоков в хозяйстве,
  3. количество взрослого рабочего и продуктивного скота,
  4. урожайность хлебов и трав на десятину.

Система построения налога способствовала развитию технических отраслей сельского хозяйства и животноводства.

XIII Всероссийская партийная конференция рассматривая задачи экономического развития Советского государства, в том числе и в области налогообложения крестьянства сельскохозяйственным налогом, определило пути дальнейшего совершенствования налогообложения сельскохозяйственным налогом, в частности, полный переход к денежному обложению, широкий круг льгот для малоимущих хозяйств. Конкретные шаги реорганизации сельскохозяйственного налога были определены II съездом Совета Союза СССР.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 апреля 1924 г. утверждено «Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1924/25 гг». Единицей обложения являлась десятина пашни. Сенокосы и скот подлежали пересчитыванию в единицы обложения по установленным коэффициентам. Положением были предусмотрены различный уровень обложения хозяйств в разных местностях и установлено 40 различных таблиц ставок применительно к отдельным районам страны по принципу скользящей прогрессии. Значительные льготы были предоставлены хозяйствам с техническими культурами. Расширены были льготы и для малоимущих хозяйств. Коллективные хозяйства получили скидки при исчислении суммы налога в размере 25 % с исчисленной суммы налога. Сельскохозяйственный налог исчислялся в рублях и взимался деньгами, взимание налога полностью перешло введение Наркомфина. Для целей поддержки развития коллективных форм хозяйствования Декретом СНК О премировании по единому сельскохозяйственному налогу крестьянских обществ и других коллективов и кооперативов трудовых земледельцев была установлена сумма премирования сельскохозяйственных улучшении по РСФСР в размере 2.240 тыс. рублей.

На XIV конференции РКП(б) были рассмотрены вопросы налогообложения в деревне и принята резолюция «О едином сельскохозяйственном налоге». В резолюции признана необходимость проведения улучшения в порядке обложения налога, подчеркнута необходимость распределения налоговой тяжести между плательщиками по экономической мощности крестьянского хозяйства.

В связи с чем постановлением Президиума ЦИК СССР от 7 мая 1925 г. утверждено Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1925/26 гг. Объектом обложения выступали, как и прежде земельные участки. Проведена была дифференциация налоговых ставок, на каждую губернию устанавливались особая таблица ставок. Новым положением была отменена система ежегодного установления разрядов и ставок обложения на основе оценки урожая и учета цен на сельскохозяйственную продукцию текущего года. Введены твердые ставки налога по губерниям и не подлежащие изменению сроки уплаты налога. Плательщики налога не подлежали обложению иными налогами, за исключением платежей по обязательному окладному страхованию. Положением устанавливался необлагаемый минимум, исчислявшийся в десятинах пашни в зависимости от обеспеченности хозяйств рабочими руками. Но распространялся он не на всю страну, а на отдельные губернии.

С ростом товарно-денежных отношении, ростом количества коллективных хозяйств необходимо было рассмотреть вопрос перехода сельскохозяйственного налога с поземельного принципа на подоходный. В период Социалистической индустриализации страны налоговая политика была подчинена задаче массового перехода коллективизации крестьянских хозяйств.

К 1926 г. сельское хозяйство по своим важнейшим показателям приблизилось к довоенным показателям: посевные площади достигли 92,5 % от показателей 1913 г., численность скота составила 88,2 % от показателей 1916 г., валовая продукция зерновых культур составила 88,1 % от показателей 1913г. Важнейшим этапом проведения изменений в налогообложении деревни стало решение апрельского (1926) пленума ЦК ВКП(б), который определил задачи стоящие на пути построения сельскохозяйственного налога. В частности предлагалось построить налог на основе определения доходов в денежной форме, включать в объект обложения доходы от неземледельческих заработков, построение налога по прогрессивному обложению, усиление обложения кулацких хозяйств

Постановлением ВЦИК СССР от 25 апреля 1926 г. было утверждено Положение «О едином сельскохозяйственном налоге 1926/27 гг». Налог был построен по подоходному принципу. Объектом обложения являлся доход соответствующего хозяйства в денежной форме. Включались в объект обложения и доходы от неземледельческих заработков. Доход исчислялся в денежном выражении, с установлением нормативного метода исчисления по единой таблице ставок налога с дохода в зависимости от совокупного дохода и числа едоков в хозяйства. Шкала обложения была установлена по доходу на едока, однако с учетом особенностей, установлено было 3 шкалы обложения:

  • для РСФСР — по доходу на едока,
  • для УССР — по доходу на хозяйство с учетом количества едоков,
  • для Узбекской и Туркменской ССР — по доходу на хозяйства.

Были установлены необлагаемые минимумы. Обложение колхозов проводилось на тех же основаниях что и единоличные хозяйства. Но при этом они имели налоговые льготы в виде 25% скидки с исчисляемого дохода. Были установлены большие сроки платежа по союзным республикам. Усилено было обложение кулацких хозяйств и увеличено количество освобожденных от налога хозяйств. Единый сельхозналог фактический был приближен к подоходному налогу, за счет привлечения к обложению неземледельческих и промысловых заработков. Переход к подоходному принципу обложения позволил упростить порядок взимания и контроля за взиманием сельскохозяйственного налога, позволил оказаться от большого количества таблиц налоговых ставок. С ростом индустриального потенциала страны потребовались определенные перемены и в сельскохозяйственном секторе экономики. Сельскохозяйственный сектор экономики значительно отставал от новых потребностей, значительной степени это касалось развития технических отраслей сельского хозяйства.

Этим целям был ориентирован Единый сельскохозяйственный налог на 1927/28 гг., утвержденный ЦИК и СНК СССР от 2 апреля 1927 г. В основном налог сохранил прежние ставки обложения и нормы доходности, увеличил льготы колхозам и бедняцким хозяйствам, по техническим культурам и животноводству. В то же время были внесены изменения в порядок освобождения по необлагаемому минимуму. Теперь необлагаемый минимум определяется не по доходу на едока, а по доходу на хозяйство. Для коллективных хозяйств было установлено обложение, которое не могло превышать средние размеры обложения единоличных хозяйств по району, среднюю ставку налога на рубль дохода и средний облагаемый доход на едока. Доходы от неземледельческих заработков подлежали обязательному учету повсеместно. Задачей налоговой политики является переход к полному прогрессивно-подоходному обложению, в целях усиления обложения кулацких хозяйств. Налоговая система использовалась в качестве одного из важнейших орудий ограничения и вытеснения, а затем, на известном этапе, ликвидации капиталистических элементов. Налоговая политика на протяжении 10 лет ярко отражала принцип социальной справедливости — принцип классовый. Все налоги, как прямые, так и косвенные, главной своей тяжестью ложились и ложатся на плечи зажиточного населения за счет полного освобождения или значительного польготирования малообеспеченного населения. В ознаменование 10-летия установления Советский власти 2-сессия ЦИК СССР 4 созыва приняла Манифест. В соответствие с ним предусматривалось освободить от сельскохозяйственного налога 10 % крестьянских хозяйств, сложить недоимки по налогу за предыдущие годы.

На основании этого ЦИК и СНК принимают постановление от 21.10.1927 г., по которому полностью или частично освобождаются от налога маломощные крестьянские и коллективные хозяйства, по решению районных налоговых комиссий.

Важным этапом в развитии налогообложения стали новые задачи, которые ставило Правительство страны. Прежде всего: переход на рельсы индустриализации страны, развитие социалистических элементов в сельском хозяйстве, усиление налогообложения зажиточных слоев деревни. XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Определено было также, что борьба с кулачеством наряду с другими мероприятиями и должна идти путем роста налогообложения кулацких хозяйств.

В соответствии с этим, в Положении «О едином сельскохозяйственном налоге», утвержденном ЦИК и СНК СССР от 21 апреля 1928 г., основной был упор сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось введении для последних индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от различных объектов. Шкала обложения устанавливалась комбинированная с учетом числа едоков. В основу построения налога был заложен классовый принцип. Что ярко проявилось в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. Обложение сельскохозяйственным налогом создавало большую заинтересованность для колхозов в повышении доходности. С ростом доходности доля дохода, взимаемая в пропорциональных ставках, не повышалась. Для коллективных хозяйств были установлены дифференцированные ставки: для ТОЗ-20%, для сельскохозяйственных артелей — 40 %.

С 1929 г. в развитии сельского хозяйства произошли большие перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.

Изменения в порядке обложения сельскохозяйственным налогом были определены постановлением ВЦИК и СНК от 8 февраля 1929 г. «О едином сельхозналоге и облегчении обложения середняцкого хозяйства» и Положением о едином сельхозналоге на 1929-30 гг. утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 г. Объектом обложения новое положение определяла совокупный доход соответствующего хозяйства. Коллективные хозяйства в местностях, где обложение налогом производилось по пашне, понижались нормы доходности десятины, в местностях, где обложение производилось по посеву, освобождались от обложения доходы от прироста посевных площадей. Была продолжена политика расширения льгот коллективным и середняцким хозяйствам. Путем снижения общей суммы и порядка исчисления налога и предоставления дополнительных льгот. Льготы были направлены на расширения посевных площадей, поощрения развитию технических культур и животноводства. Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном порядке. В облагаемый доход включались полностью все доходы от неземледельческих заработков. Сплошная коллективизация сельского хозяйства привела к росту коллективных хозяйств, что требовало изменения системы обложения колхозов в общей системе сельхозналога. Отсутствие опыта обложения большого количества коллективных хозяйств привели к определенным трудностям при взимании сельскохозяйственного налога с колхозов. Это потребовало выделения платежей колхозов из общей системы налогообложения.

Согласно новому Положению «О едином сельхозналоге на 1930-31 гг.», утвержденном Постановлением ЦИК и СНК от 23 февраля 1930 г., для колхозов была установлена пропорциональная система обложения вместо прогрессивного обложения. Новым положением фактически были установлены три различные системы обложения: обложение колхозов, обложение трудовых единоличных хозяйств и кулацких хозяйств. Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном порядке, был расширен перечень признаков отнесения того или иного хозяйства к кулацким. Была установлена пропорциональная система обложения колхозов. Облагаемый доход колхозов определялся по установленным нормам доходности. Облагаемый доход коллективных хозяйств мог определяться по установленным нормам доходности и по данным годовой отчетности хозяйства. Установлен был льготный порядок обложения доходов от посевов технических культур.

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК от 30 сентября 1930 г. «О распределении поступлений единого сельскохозяйственного налога» значительная часть поступлений по сельскохозяйственному налогу передавалась в местные бюджеты. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1931 г. утверждено Положение «О едином сельскохозяйственном налоге на 1931 г». В соответствие с положением, исчисление налога с колхозов стали производить по валовому доходу за год. Из облагаемого дохода исключались: отчисления в неделимые и общественные фонды, доходы от рыболовства. Исчисление налога велось на основе годовых отчетов по производственным планам на пропорциональному принципу обложения. Коллективные хозяйства получили широкий круг льгот. В состав облагаемого налогом дохода единоличных хозяйств стали включатся от всех источников дохода.

Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января 1931 г. с единоличных хозяйств был взыскан единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство в сельских районах. В 1932 и 1933 гг. ЦИК и СНК принимали новые Положения «О едином сельскохозяйственном налоге». Положение о сельхозналоге на 1932 г. существенных изменении не принесло. Облагаемый доход колхозов, как и прежде, определялся на основе отчетности. Обложение кулацких хозяйств не претерпело существенных изменений. 19 ноября 1932 г. ЦИК и СНК вводят для единоличных хозяйств единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства. Налог был в веден в целях изъятия части доходов единоличных хозяйств, не вошедших при обложении сельскохозяйственным налогом.

С введением вместо договорной системы заготовок на обязательную сдачу зерновых культур по твердо установленным ценам, потребовала изменить и систему налоговых отношении колхозов с государством.

В соответствии с Положением, утвержденным ЦИК и СНК 25 мая 1933 г., при обложении сельскохозяйственным налогом колхозов устанавливались два объекта обложения: посевные площади и доходы, получаемые от неземледельческих доходов. Обложение производилось на основе твердых погектарных ставок, установленных с учетом доходности различных видов сельскохозяйственных культур. Налогообложение строилось на основе сочетания поземельного и подоходного принципов. Обложение производилось на основе пропорционального метода. Сумма налога определялась путем умножения соответствующих ставок на число гектаров, учтенных посевов озимых и на число гектаров планового посева яровых. Ставка налога с неземледельческих доходов устанавливалась для сельскохозяйственных артелей 3,5 коп. с рубля, а для ТОЗ — 5 коп. Были предоставлены льготы колхозам в части освобождения доходов от торговли на колхозных ларьках и базарах. Система обложения кулацких хозяйств не претерпела значительных изменений. Обложение доходов от полеводства у колхозов определялась по планам посевной площади независимо от фактического выполнения плана. В дальнейшем обложение сельхозналогом строилось на принципах, установленных в 1933 г. С 1934-38 гг. в этот порядок вносились некоторые изменения. С 1938 г. в целях ликвидации преимуществ единоличных крестьянских хозяйств перед хозяйствами колхозов был введен налог на лошадей единоличных хозяйств.

На основании Постановления ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 г. к уплате сельскохозяйственного налога стали привлекаться хозяйства членов промысловых кооперативных артелей. Абсолютное превосходство коллективных форм хозяйствования и установление социалистических форм хозяйствования, в качестве единственной формы земледелия потребовала изменить и систему сельскохозяйственного налога.

Законом «О сельскохозяйственном налоге» от 1 сентября 1939 г. к уплате сельхозналога привлечены были, помимо хозяйств колхозников, единоличных крестьянских хозяйств, хозяйства членов промысловых кооперативов, также хозяйства рабочих и служащих, имевшие подсобное сельское хозяйство в сельской местности. Объектом налогообложения являлись доходы от сельскохозяйственных культур и неземледельческих заработков. Доходы определялись на основе норм доходности, устанавливаемых в зависимости от урожайности по культурам и средних цен на колхозных рынках. Доходы, получаемые по трудодням колхозниками, обложению не подлежали. Обложения строилось по прогрессивному методу обложения. Для единоличных хозяйств была установлена специальная шкала ставок с более высокой прогрессией, обложение велось на основе учета размеров их доходности. Имелся большой перечень льготных категорий, не подлежащих обложению. Были определены три срока уплаты налога: 1 октября, 1 ноября декабря.

Законом от 1 марта 1941 г внесены некоторые изменения путем повышения нормы доходности по отдельным сельхозкультурам, утверждены новые таблицы ставок.

В первый год войны Указом Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу.

С 1942 г. Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941 г. был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена.

Указом Президиума ВС СССР от 3 июня 1943 г. были внесены изменения в порядок обложения сельхозналогом. Коснулись они повышения норм доходности и их дифференциации, изменению подверглась таблица ставок налога, порядок исчисления налога с единоличных хозяйств.

Указами Президиума ВС СССР от 13 июля 1948 г., 7 августа 1950 г. и 1 августа 1951 г. сельскохозяйственный налог претерпел незначительные изменения. Изменения коснулись в части увеличения прогрессии в обложении и процентов изъятия доходов, сокращения льгот по налогу и порядку предоставления льгот.

Указом Президиума от 7 мая 1952 г. законодательство о сельскохозяйственном налоге были внесены изменения в порядок обложения дохода. В соответствии с законом от 8 августа 1953 г. обложению сельскохозяйственным налогом подлежали: хозяйства колхозников, хозяйства рабочих и служащих, единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не являющихся членами колхозов, если им отведены земельные участки в сельской местности. Налог взимался в целом с хозяйства, а не с отдельного члена семьи.

М.И. Пискотин, проводя исследования налогообложения сельского населения страны, отмечал ряд особенностей, связанных с сельскохозяйственным налогом. Особенность М.И. Пискотин прежде всего видел в том, что субъектами сельскохозяйственного налога является не отдельный гражданин, а его хозяйство. Признавая, что сельскохозяйственный налог является разновидностью подоходного налога, но имеющего ту особенность, что сельскохозяйственным налогом облагаются доходы от личного хозяйства. Особенность сельскохозяйственного налога Пискотин М.И видел и в порядке взимания, и уплате налога. Важной проблемой, решение которой необходимо было в законодательстве о сельскохозяйственном налоге, М.И. Пискотин считал определение статуса Главы хозяйства. Рассматривая действующий порядок определения главы хозяйства, Пискотин М.И. находил ее неправильным. Поскольку разные государственные органы могли по разному определять главу хозяйства, он предлагал вынести вопросы определения главы хозяйства для обсуждения на сельские Советы. Он считал целесообразным установить главой колхозного двора только члена колхоза. Проблема определения главы хозяйства уже в Крестьянских (фермерских) хозяйствах в современных условиях также стала актуальной.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР О сельскохозяйственном налоге от 21.12.1971 г.» сельскохозяйственный налог подлежал к уплате в два срока равными долями 15 августа и 15 октября. Указом Президиума ВС СССР О сельскохозяйственном налоге были внесены изменения в Закон «О сельскохозяйственном налоге». Изменения вступали в действие с 1 января 1984 г.

Изменению с 1936 г. подверглось обложение колхозов. Постановлением ЦИК и СНК от 20 июля 1936 г. «О замене сельскохозяйственного денежного налога с колхозов подоходным денежным налогом». Взамен прежней погектарной и неравномерной формы исчисления доходов было установлено обложение по фактически полученным доходам. Подоходным налогом облагался валовой доход от всех отраслей сельского хозяйства. Льготы по обложению доходов от технических культур и животноводства были отменены. В валовой доход подлежало учитывать все денежные и натуральные доходы. Облагаемый валовой доход определялся по отчетности за истекший год. Ставки подоходного налога были установлены по пропорциональному принципу и дифференцировались по субъектам: 3% с валового дохода в год для артелей и коммун, 4 % — для ТОЗ. Правления колхозов до 20 февраля обязаны были представлять в районный финансовый отдел годовой бухгалтерский отчет. С введением подоходного налога были, устранены перекосы в обложении отдельных отраслей сельского хозяйства. Причиной побудившей к изменению налогообложения колхозов явилась неравномерность обложения отраслей сельского хозяйства. Сельскохозяйственный налог способствовал решению задач, связанных с коллективизацией, организацией колхозов, расширением и повышением урожайности посевных площадей и ростом товарности сельского хозяйства в целом. Широкая система льгот и преференции по сравнению с единоличным хозяйством способствовало укреплению колхозной системы. Однако основная сумма налога взималась за, счет зерновых культур.

В 1935 г. колхозы за счет доходов от зерновых культур уплачивали 64,0% всей суммы сельскохозяйственного налога, а за счет других отраслей уплачивали 36 % причитающегося сельскохозяйственного налога. Уже в 1936 г. после введения подоходного налога колхозы за счет доходов от зерновых культур уплачивали 39,2% всей суммы налога, а 60,8% за счет доходов от других отраслей сельского хозяйства. Это приводило к неравномерному распределению налоговых платежей. Помимо этого существующий до 1936 г. порядок взимания сельскохозяйственного налога не позволял в полной мере учитывать все источники доходов колхозов и не позволял правильно определить фактический доход с колхозов. Следовательно, обложение по валовому доходу способствовало равномерному обложению доходов от всех отраслей сельского хозяйства и облегчало обложение зерновых культур. Подоходный налог, введенный в 1936 г., просуществовал до 1940 г. без серьезных изменений.

В действующей системе обложения в 40-е гг. имелся ряд недостатков. Сложилось неравномерность в обложении налогом колхозов между колхозами с разносторонне развитыми хозяйствами и с односторонне развитым хозяйством. Выражалось это в том, что часть продукции, которая производилась в колхозе и использовалась в натуральной форме, оставалась в колхозе и направлялись на оплату по трудодням и в фонды; часть продукции сдавалось государству и часть реализовывалась на колхозных рынках.

При этом в денежном выражении продукция оценивалась по-разному. Это потребовало изменения в порядке обложения, и 1 марта 1941 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О подоходном налоге с колхозов». Субъектами налога стали выступать все виды коллективных хозяйств. Налог исчислялся по доходу за предшествующий год по годовым отчетам после проверки отчетов финорганами. В доходы, облагаемые подоходным налогом, включались все виды доходов от всех отраслей сельского хозяйства. В состав облагаемого дохода не включались суммы, полученные колхозом за сдачу государственных продуктов по обязательным поставкам и ряд других сумм. В особом порядке облагались доходы рыболовецких артелей от рыболовства при сдаче ими продукции государству по государственным заготовительным ценам. В этом случае доходы от рыболовства облагались рыболовным сбором и не подлежали зачислению в общий доход, облагаемый подоходным налогом. Были установлены две различные ставки:

  • 4% с облагаемого дохода — с доходов от продажи продукции в порядке контрактации и государственных закупок и доходов от внутрихозяйственного использования продукции,
  • 8% с облагаемого дохода — с остальных доходов колхозов.

Была установлена широкая система льгот для колхозов, в частности для колхозов Северных территорий, и для колхозов, пострадавших от стихийных бедствии.

В годы Великой Отечественной войны подоходный налог с колхозов значительных изменений не претерпел. В послевоенные годы в условиях тяжелого экономического положения налогообложение колхозов значительно усложнилось, в частности коснулось это порядка исчисления и взимания налога, множественности ставок, дифференциации ставок.

Указом Президиума ВС СССР от 11 августа 1948 г. были установлены четыре пропорциональные ставки: 6 % -с доходов, получаемых от внутрихозяйственного использования продукции, 6 % — с доходов от продажи продукции государству, 12 % — с доходов продукции, распределяемой среди колхозников, 13 % — с доходов, получаемых от реализации продукции на колхозных рынках. Установление сложного порядка исчисления и взимания налога, многочисленность ставок не способствовало эффективному использованию налоговых инструментов при налогообложении колхозов. Вновь сложилась ситуация неравномерного обложения колхозов, имевших различную производственную направленность.

Указом Президиума ВС СССР от 12 января 1951 г. Об изменении ст. 5 и 6 Указа Президиума ВС СССР от 11 августа 1948 г. «О подоходном налоге с колхозов» были изменены ставки. Налог с доходов от продажи продуктов в порядке контрактации и государственных закупок взимался в размере 9 % от суммы дохода, а с доходов от торговли на колхозных рынках — 15 %. Однако это не изменило неравномерности обложения колхозов.

Союзным Республикам Указом Президиума ВС СССР от 25 мая 1956 г. было предоставлено право устанавливать льготы для колхозов за счет бюджетов республик. Все острее становился вопрос перестройки обложения колхозов.

Начало этому было дано Указом Президиума ВС СССР от 12 сентября 1957 г. В соответствии с ним был установлен объект обложения особым образом исчисляемый доход. Налог исчислялся со всех видов доходов за истекший год по данным годового отчета колхозов. Была введена единая ставка вместо различных дифференцированных ставок, исчисление налога производилось самими колхозами по ставке, средний размер которой до 1959 г. составлял 14%. При этом Союзные республики могли устанавливать для отдельных районов в виде исключения дифференцированные ставки. Были установлены четыре срока платежа. К 15 марта — аванс в размере 15 % налога, к 15 июня — 25 %, к 15 сентября — 30 %, к 1 декабря — 45%.

18 декабря 1958 г. Президиум ВС СССР издал новый Указ «О подоходном налоге с колхозов». Ставка налога была установлена в размере 12,5 %.В то же время новый Указ не решил многих вопросов, в частности, налог по существу исчислялся из доходов истекшего года, а уплачивался из доходов текущего года, что не могло способствовать развитию производственных сил колхозов. В облагаемый доход фактически включалась часть издержек производства, затраты на оплату труда и другие расходы. Налог фактически был направлен по существу на изъятие не столько чистого дохода, сколько фонда оплаты труда.

Мартовский Пленум ЦК КПСС (1965 г.) признал необходимость изменений в налогообложении колхозов подоходным налогом. Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. «О подоходном налоге с колхозов», введенном в действие с 1 января 1966 г. Плательщиками налога являлись сельскохозяйственные артели и рыболовецкие хозяйства, имеющие доходы от сельского хозяйства и уровень рентабельности которых превышал 15%, а также колхозы, у которых размер фонда оплаты труда колхозников превышал необлагаемый минимум, исчисляемый исходя из устанавливаемого Правительством среднемесячного заработка в расчете на одного работающего колхозника. При обложении стали учитываться экономические показатели: чистый доход и рентабельность.

Налог с фонда оплаты труда колхозников определялся в порядке, определенном Постановлением Совета Министров СССР от 10 апреля 1965 г. «О порядке исчисления подоходного налога с Фонда оплаты труда колхозников», и фактически строился по пропорциональному обложению. Ставка налога с фонда оплаты труда составляла 8 %. Таким образом, по указу 10 апреля 1965 г. имелись два объекта обложения: чистый доход и фонд оплаты труда, которые находятся в тесной взаимосвязи и имеют самостоятельное юридическое значение. Подоходный налог следовало уплачивать в первоочередном порядке, ответственность за правильность исчисления и уплаты налога, за своевременность предоставления расчетов возложена была на Правление колхозов. В то же время имелся ряд весьма сложных моментов, не позволявших признать Указ от 10 апреля 1965 г. безупречным. Во-первых, наличие двух категории плательщиков: сельскохозяйственные и рыболовецкие артели и колхозы. Во-вторых, два объекта обложения, чистый доход и фонд оплаты труда с различным методом обложения, прогрессивный — с чистого дохода и пропорциональный с части фонда оплаты труда. В-третьих, наличие двух необлагаемых минимумов.

Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1970 г. Об изменении некоторых статей Указа Президиума О подоходном налоге с колхозов была изменена шкала обложения прогрессивным методом, одновременно с увеличением рентабельности и ставки обложения. Р.Х. Богатеев в своей диссертационной работе, рассматривая проблему совершенствования подоходного налога с колхозов, видел решение вопроса в дальнейшей дифференциации ставок подоходного налога, изменении уровня рентабельности, увеличении размера необлагаемого минимума. В перспективе Р.Х. Богатеев считал, что единственным объектом налогообложения колхозов должен стать чистый доход колхозов. А подоходный налог с фонда заработной платы он считал необходимым заменить на подоходный налог с заработков колхозников.

Указом Президиума Верховного Совета от 10 июня 1987 г., утвержденного Законом от 30 июня 1987 г., Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. был изложен в новой редакции. В окончательном виде подоходный налог с колхозов выглядел в следующем виде. Как и прежде плательщиками налога являлись колхозы, в том числе и рыболовецкие. Налог исчислялся из доходов, полученных от всех видов деятельности, по нормативам, определенным с учетом экономической оценки земли, обеспеченности основными фондами и трудовыми ресурсами (производственный потенциал). Разработка и утверждение нормативов возлагалось на Совет Министров СССР. Налог также исчислялся по установленным ставкам к части фонда оплаты труда колхозников, которая превышала среднемесячную заработок в расчете на одного работающего в хозяйстве колхозника. При этом сумма подоходного налога, исчисляемая по нормативам, установленным с учетам экономической оценкой земли и обеспеченности основными фондами, и трудовыми ресурсами, подлежал уплате один раз год не позднее 5 февраля. Налог, исчисляемый с части фонда оплаты труда, уплачивался в течение года, ежеквартально, с фактически начисленного фонда оплаты труда колхозников. Министерству финансов СССР совместно с Государственным агропромышленным комитетом СССР было предоставлено право устанавливать порядок предоставлению льгот по налогу. Колхозы, пострадавшие от стихийных бедствий, по решению исполнительных комитетом могли получать отсрочку уплаты налога в течение года. Ответственность за правильное исчисление и уплату налога несли председатель колхоза и главный бухгалтер.

Постановлением Совета Министров СССР от 12 июля 1982 г. 654 подоходный налог с части фонда оплаты труда колхозников, превышающий 70 рублей в месяц в среднем на одного работающего в хозяйстве колхозника в расчете на год, составил 8%.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

  • Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
  • Постановления Совета Министров СССР:
    1. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
    2. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт. Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц).

В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. - Федеральная налоговая служба).

Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

  • 8. Понятие «налогообложение». Соотношение понятия налогообложения с понятиями налог и сбор.
  • 9. Функции налогов и налогообложения.
  • 10. Государственная налоговая политика.
  • 11. Налоговая система и система налогов и сборов в Российской Федерации.
  • 12. Виды налогов и сборов по законодательству Российской Федерации.
  • 13. Налоговая система Великобритании и сша.
  • 14. Налоговая система Испании и Швейцарии. Сравнительная характеристика.
  • 15. Основные черты налоговых систем Германии и Франции.
  • 16. Общая характеристика налоговых систем восточно-европейских стран.
  • 4. К основным (базовым) принципам налогового права относят:
  • 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
  • 33. Порядок исчисления и уплаты налогов (сборов).
  • 35.Налоговый период. Порядок определения.
  • 49. Налоговый контроль. Формы проведения налогового контроля.
  • 50. Учет налогоплательщиков.
  • 51. Налоговые проверки.
  • 52. Камеральная налоговая проверка.
  • 53. Выездная налоговая проверка.
  • 54. Документы, оформляемые налоговыми органами при проведении налоговых проверок.
  • 55. Оформление результатов налоговой проверки.
  • 56. Проведение осмотра, экспертизы в ходе мероприятий налогового контроля.
  • 57. Основные требования, предъявляемые к оформлению протокола, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
  • 58. Участие в мероприятиях налогового контроля переводчика, понятых и других специалистов.
  • 59. Понятие и содержание налоговой тайны.
  • 60. Понятие и виды налоговых правонарушений.
  • 61. Формы вины за совершенные налоговые правонарушения.
  • 62. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • 63. Производство по делу о налоговом правонарушении.
  • 64. Административные правонарушения в сфере налогового законодательства рф.
  • 65. Понятие налоговой санкции.
  • 66. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • 67. Давность взыскания налоговых санкций
  • 68. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
  • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение
  • 69. Виды налоговых правонарушений, связанных с непредоставлением или неправомерным не сообщением сведений налоговому органу
  • 70. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога
  • 71. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
  • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
  • 72. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • 73. Порядок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней
  • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
  • 74. Общая характеристика Налогового кодекса рф
  • 75. Правовая характеристика государственной пошлины
  • 76. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
  • 77. Общая характеристика региональных налогов и сборов
  • 78. Общая характеристика местных налогов и сборов
  • 79. Понятие упрощенной системы налогообложения
  • 80. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 81. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  • 82. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
  • 84. Тенденции развития налогового права в Российской Федерации. Самостоятельность налогового права как отрасли права.
  • После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество. Первые налоговые преобразования относятся к эпохе Н.Э.Па. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям - «О замене продразверстки продовольственным налогом". В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства. Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию - по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

    Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания Н.Э.Па, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

    В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

    Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог и на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета6.

    Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

    В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов - групповой, колхозно-кооперативной.

    В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт - Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих». В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.

    К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

    Реформы налоговой системы в СССР в 1985-1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности. Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

    Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан, установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

    В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет». В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. - Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

    В соответствии со ст. 2 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему", налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте налогового кодекса:

    1. федеральные (на уровне России);

    2. региональные (на уровне регионального органа государственной власти);

    3. местные (на уровне органа местного самоуправления).

    Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, на лотовые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актам РФ и взимаются на всей ее территории.

    Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ

    Местные налоги и сборы. В соответствии со статьей 14 НК РФ местными налогами будут являться: налог на имущество физических лиц, налог на имущество переходящее в собственность по наследству и дарению, курортные и регистрационные сборы. О них и пойдет речь в данном разделе.

    Подоходный налог

    Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

    К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

    К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

    Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

    у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

    у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации.

    При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды

    В целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются: государственные пособия, все виды пенсий, суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь, алименты, суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, общеобразовательных учебных заведений и т.д.

    Краткая история ставок подоходного налога с физических лиц

    7 декабря 1991 года , за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года.

    Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала - 900 руб).

    Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 42.000 до 2.500 12%

    42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения

    84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения

    120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения

    180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения

    300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения

    свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения

    16 июля 1992 Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992 года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 200.000 до 16.667 12%

    200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения

    400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения

    свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения

    6 марта 1993 года Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 1.000.000 до 83.333 12%

    1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения

    свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения

    После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции - 11 декабря 1993 года . Указом N2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц" он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994:

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 3.000.000 до 250.000 12%

    3.000.000-6.000.000 250.000-500.000 360.000 + 20% с превышения

    свыше 6.000.000 свыше 500.000 960.000 + 30% с превышения

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 5.000.000 до 416.667 12%

    5.000.000-10.000.000 416.667-833.333 600.000 + 20% с превышения

    свыше 10.000.000 свыше 833.333 1.600.000 + 30% с превышения

    К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23 декабря 1994 ) - и опять с 1 января почти закончившегося года:

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 10.000.000 до 833.333 12%

    10.000.001-50.000.000 833.333-4.166.667 1.200.000 + 20% с прев.

    свыше 50.000.000 свыше 4.166.667 9.200.000 + 30% с прев.

    Ставки, установленные Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 - после избрания левой Думы второго созыва (шкала стала 5-ступенчатой и максимальная ставка поднялась).

    С 1 января 2001 года изменилось не только название подоходного налога (он называется теперь «налог на доходы физических лиц»), но и порядок налогообложения: введены но­вые ставки, частично изменен перечень доходов, освобожденных от налогообложения, ус­тановлены иные налоговые вычеты. Уточнен порядок удержания налога и перечисления удержанных сумм налоговыми агентами.

    Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

    К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

    К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

    Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

    у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

    у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации.

    При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды

    В целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются: государственные пособия, все виды пенсий, суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь, алименты, суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, общеобразовательных учебных заведений и т.д.

    За день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года.

    Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала - 900 руб).

    Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 42.000 до 2.500 12%

    42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения

    84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения

    120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения

    180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения

    300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения

    свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения

    Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992 года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 200.000 до 16.667 12%

    200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения

    400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения

    свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения

    Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

    руб/год руб/мес ставка налога

    до 1.000.000 до 83.333 12%

    1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения

    свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения

    После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции - 11 декабря 1993 года

    Указом N2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц" он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994:

    Публикации

    Трудовые правоотношения
    Сегодня Россия переживает один из самых трудных периодов в своей истории. В процессе перехода к рынку возникает немало важных проблем, в число которых входят проблемы собственн...

    История экономических учений
    В своей контрольной работе, по разделу «Экономической теории» «История экономических учений» я попытался раскрыть две темы:) Ранний меркантилизм.) Теория капитала Карла...