Системы налогообложения: как сделать правильный выбор? Российская пропорциональная система налогообложения: преимущества и недостатки.

Российская налоговая система представлена достаточно большим разнообразием схем, в рамках которых исчисляются сборы в казну. Какие из них предпринимателям использовать выгоднее и почему? Каковы особенности каждой из предлагаемых государством систем исчисления сборов?

Основные системы налогообложения

Какие виды налогообложения предусмотрены в российском законодательстве? В данный момент основных, наиболее часто используемых предприятиями РФ, четыре. Рассмотрим их.

  • Общая система (ОСНО). В соответствии с ней ИП или организация уплачивает налог на прибыль в размере 20% от фактических денежных поступлений на счета фирмы и в кассу от контрагентов. Касательно деятельности в ряде отраслей действует пониженная ставка в 10%.
  • Упрощенная система налогообложения. Виды налогов в рамках нее - 6% или 15%. В первом случае базой для исчисления сборов в казну выступает выручка компании. Во втором - как таковая прибыль (разница между доходами и расходами).
  • Единый налог на вмененный доход, или ЕНВД. Подразумевает уплату фиксированных сумм сбора, величина которых зависит от отраслевой специфики бизнеса, регулируется федеральным, местным и муниципальным законодательством.
  • Патентная система. Это еще один упрощенный вид налогообложения (если сравнивать с нагрузкой по сборам, характерной для ОСНО). Он в какой-то степени похож на ЕНВД, так как налог платится относительно фиксированных сумм, определяемых законом. Однако с патентной системой совместимы не все виды деятельности.

Как правило, уплата предпринимателями сборов в рамках 2, 3 и 4 режимов обеспечивает меньшую налоговую нагрузку, чем при ОСНО. Однако и в случае с ЕНВД и при задействовании УСН существуют ограничительные критерии. Не все предприятия имеют право работать в рамках данных систем. Как правило, связано это с характеристиками вида деятельности или же с величиной выручки.

Сколько налогов - столько отчетов

Все перечисленные виды налогообложения могут применять как ИП, так и хозяйственные общества, кроме патентной системы (только ИП). Допустимо, что предприниматель или организация, в силу занятия разными видами деятельности, будут работать в рамках разных форматов одновременно. Например, это возможно, если человек открыл компьютерный магазин, совмещенный с мастерской по ремонту ПК. По первому виду деятельности он может использовать УСН, по второму - ЕНВД (при условии, что характеристики бизнеса позволяют это делать).

Еще одна особенность - отчетность по каждой системе налогообложения нужно сдавать отдельно. То же и с платежами в бюджет, которые должны осуществляться в предусмотренные для каждого вида сборов сроки.

Есть также еще один налог, применяемый в России - единый сельскохозяйственный (ЕСХН).

Однако его отраслевая специализация очень узка. Мы, конечно, рассмотрим в статье и его, но сразу отметим - применять его могут только аграрии.

УСН

Если попытаться сравнить все существующие виды систем налогообложения в России, то УСН, пожалуй, - самая простая и понятная по своей структуре. В отличие от ЕНВД при ней нет необходимости находить коэффициенты, перечитывая региональные законы.

Единственное, с чем предстоит определиться предпринимателю - выбрать УСН по ставке 6% или 15%. В чем разница, мы вкратце отметили выше: в первом случае налоговая база - выручка, во втором - прибыль. Стоит, однако, отметить, что в некоторых регионах для отдельных видов предпринимательской деятельности ставка по прибыли намного ниже - 5%.

Выбор УСН на базе выручки может быть целесообразным, если у компании не очень много расходов. Как правило, это фирмы, оказывающие какие-то услуги: консалтинг или, например, ремонт. В свою очередь, УСН, где базой для исчисления сборов в казну выступает прибыль, более всего подходит розничным организациям, которые тратятся на закупку товаров у поставщиков.

УСН не для всех

Вместе с тем далеко не каждая фирма вправе применять УСН. Перейти на эту систему не могут следующие виды бизнеса:

  1. фирмы, у которых есть филиалы или представительства;
  2. организации, занимающиеся микрофинансовой деятельностью;
  3. кредитно-финансовые учреждения;
  4. фонды с негосударственным капиталом;
  5. нотариусы;
  6. фирмы, обладающие основными средствами на сумму, превышающую 100 млн рублей;
  7. компании, выручка которых за календарный год составила более 64 млн рублей;
  8. организации, в которых среднесписочное количество сотрудников - 100 и более человек.

ЕНВД

Подробно изучать виды налогообложения для ИП и организаций мы начнем с ЕНВД. Первое, что нужно сделать предпринимателю, выбравшему этот режим начисления сборов, - зарегистрироваться в УФНС. Причем именно в том территориальном подразделении, где будет вестись бизнес.

В случае с ЕНВД величина налога не зависит от фактической выручки организации. Размер сбора определяется законом. Исходя из каких формул? Расчет ЕНВД ведется на основе четырех показателей. Изучим их.

Хитросплетения коэффициентов

  • Базовая доходность. Это показатель подразумевает, что такой-то объект (магазин, салон) будет приносить некую ожидаемую выручку. Которая, однако, будет складываться, исходя из отдельных частей бизнеса, генерирующих доход. ЕНВД - достаточно сложное налогообложение. По видам деятельности сущность частей бизнеса может сильно разниться. Каким образом?
  • Например, для полноформатной розницы единичным участком выступает 1 кв. м площади. Сейчас величина базовой доходности одинакова для всей России - 1800 руб. Если же, например, используется небольшая (в пределах 5 кв. м) торговая точка, то показатель равен 4500 руб. (почему больше - дальше увидим). Для сферы услуг это выручка, приносимая сотрудниками. В этом случае базовая доходность - 7500 руб.
  • Физический показатель. Данный компонент формулы ЕНВД зависит как раз-таки от общего количества квадратных метров в магазине, а также от числа сотрудников компании, оказывающей услуги. В случае если специфика розничной точки предполагает, что торговая площадь совсем небольшая (не более 5 кв. м), то физический показатель также исчисляется, исходя из количества сотрудников. В данном случае продавцов. А если торговля ведется в формате вендинга, то исходя из количества автоматов.
  • Коэффициент К1. Определяется федеральным законодательством. Для 2014 года он равен 1,672.
  • Коэффициент К2. Определяется региональным и муниципальным законодательством. В соседних субъектах федерации может отличаться в несколько раз. Всегда нужно смотреть локальные законодательные акты.

Как высчитывается ЕНВД? Очень просто. Все 4 показателя умножаются между собой. В итоге получается месячное значение. Поскольку ЕНВД уплачивается раз в квартал, умножаем получившуюся цифру на 3. Именно в этом размере платеж потребуется провести в ФНС.

Патентный налог

Виды налогообложения для ИП (но не юрлиц) включают в себя также и патентную систему. Этот формат сборов в казну достаточно новый. Он появился в 2013 году.

Есть версия, и она довольно правдоподобна, что посредством патента государство решило упростить налогообложение отдельных видов деятельности, не соответствующих по критериям ЕНВД, очень желанного для многих предпринимателей. Чуть позже мы поймем, почему.

Какие, если рассматривать патентное налогообложение, виды деятельности под него подпадают? Их достаточно много - несколько десятков. В основном это различного рода услуги: ремонт, перевозки, установка окон и т. д. Есть и производственные сферы: пошив одежды, изготовление обуви, ковров.

Срок действия патента - от 1 до 12 месяцев. Предприниматель, работающий в рамках этой системы, может привлекать наемных специалистов, но не более 15 человек за один налоговый период.

Формула исчисления сборов в казну при использовании патента очень проста. Она основана на оценочном доходе (как при ЕНВД), который может получить предприниматель за год. Аналогично тому, как это происходит при применении ЕНВД, налоговые ставки определяются на уровне субъектов федерации.

Сделка с государством в рассрочку

Отличительная специфика патента - покупка его у государства (другие виды систем налогообложения основаны на отчислении сумм сборов в казну согласно фактическим доходам или по срокам в привязке к периодам) на тот срок, который нужен предпринимателю.

Сделка осуществляется в рассрочку. Если патент имеет срок действия до полугода, то рассчитаться предприниматель должен в течение 25 дней, начиная с того, когда документ получен. Если более полугода - то до 25 числа платится 1/3 суммы, а остаток - в течение 30 дней после окончания налогового периода.

ЕСХН

Рассмотрим также и единый сельскохозяйственный налог. Аграриям наше государство гарантирует достаточно льготное налогообложение. Виды налогов, что мы рассмотрели выше, не всегда сопоставимы по выгоде с преференциями по ЕСХН.

Как мы уже сказали, есть только одна сфера экономической деятельности, в которой применим ЕСХН. Пользоваться им могут только предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством. Обязательный критерий - выпуск соответствующей продукции своими силами, не перепродажа. Кроме ИП и хозяйственных обществ, ЕСХН могут применять также и сельскохозяйственные кооперативы, а также рыбоводческие организации.

Главный критерий перехода на ЕСХН в том, что выручка от продажи собственной продукции - как минимум 70% от общего объема дохода. При этом максимальное количество сотрудников - 300 человек.

Если фермер решил перейти на ЕСХН, то ему гарантируются следующие основные преференции:

  • не нужно платить НДФЛ и НДС (если речь не идет об импорте товаров);
  • организация освобождается от уплаты имущественных сборов;
  • не нужно платить налог на прибыль.

Преференции для фермеров

Самая главная преференция - низкая налоговая ставка. Она составляет всего 6%. База при этом, как и в случае с одной из форм УСН, - прибыль компании (доходы минус расходы). То и другое может выражаться и в форме натуральной продукции, но с обязательным пересчетом в финансовый эквивалент. Налоговая база формируется нарастающим итогом.

Если фермер работает с убытком, то его можно включать в вычет. То есть база для исчисления сборов в следующем расчетном периоде уменьшается. Убытки можно суммировать за предыдущий год. Правда, уменьшать можно не безгранично. Максимальная величина вычета - 30%. Однако остаток неиспользованных убытков можно переносить на следующие периоды.

Как выбрать оптимальную систему?

Какой выбрать вид налогообложения, при том что разница между ними очень существенна?

Самый главный критерий - это, конечно, финансовая выгода.

Как правило, начинающие предприниматели выбирают между УСН и ЕНВД (при прочих равных и при одинаковой совместимости видов деятельности с законодательством).

Попробуем произвести некоторые расчеты. Допустим, наш бизнес - это продажа шоколадных батончиков при помощи вендинговых машин. Мы, согласно закону, вправе использовать УСН или ЕНВД. Предположим, выручка, которую генерирует аппарат, в месяц - 300 тыс. руб. Условимся, что убыток минимален, и потому мы используем тот вариант начисления сборов, когда платится 6% с доходов.

ЕНВД - выгоднее?

Таким образом, мы отдаем государству ежемесячно 18 тыс. руб. при УСН. Но, быть может, выгоднее выбрать иной вариант налогообложения - ЕНВД? Все зависит от того, в каком городе мы работаем. Допустим, в Туле. Заходим на региональный сайт ФНС и скачиваем соответствующий муниципальный закон, определяющий коэффициенты для ЕНВД. Получается следующее:

  1. коэффициент К1 (федеральный) - 1,672;
  2. база: 4500 руб. (для торговли при помощи автоматов);
  3. коэффициент К2 для Тулы (розничная торговля: прочие товары) - 0,79;
  4. физический показатель - 1 (один вендинговый аппарат).

Итак, считаем квартальный ЕНВД, перемножаем все значения. Получается 5943 руб. 96 коп. Можно округлить до 5944 руб. За год выходит 71328 руб. Получается, что ЕНВД в 3 раза выгоднее.

Подобного рода калькуляции очень полезны для предприятий, использующих виды налогообложения, альтернативные общей системе.

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (систем налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (табл. 1).

Таблица 1. Пропорциональный налог

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги

Прогрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (табл. 2).

Таблица 2. Прогрессивный налог

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог 1 . Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги

Регрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (табл. 3).

Таблица 3. Регрессивный налог

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко 1 . Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог - это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., - лишь 0,05%.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса - потребительские и инвестиционные расходы - и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y 1 до Y* ). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD 1 до AD 2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и объема выпуска (от Y 1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Понятие метода налогообложения

Под методом налогообложения понимается механизм изменения ставки налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы.

Фактически речь идет о поведении ставки налогообложения конкретного вида при росте налоговой базы.

В литературе нет единства при характеристике методов налогообложения. Так, А.Н. Козырин виды методов налогообложения включает непосредственно в виды налоговых ставок и выделяет их как отдельные разновидности ставок налогов. С.Г. Пепеляев методы налогообложения рассматривает относительно самостоятельно, хотя и в тесной связи с характеристикой ставок налогообложения.

Действительно, категории ставки налога и метода налогообложения (необходимо отличать от метода ведения налогового учета) очень тесно связаны между собой. Во многом механизмы их использования переплетаются. Но если при характеристике ставки налога превалирует материальная основа установления налогового бремени, то при учете метода налогообложения акцент делается в первую очередь на процессуальную сторону применения конкретной ставки налога. Это, на наш взгляд, позволяет рассматривать метод налогообложения относительно обособленно от ставки налога.

Виды методов налогообложения

Среди основных методов налогообложения можно выделить следующие:

1. Равное ншогообложение - метод налогообложения, при котором равная сумма налога устанавливается для каждого налогоплательщика. Подобный метод характерен в основном для целевых налогов (зачастую они именно благодаря этому приобретают ха-рактер сборов в большей степени, чем налогов). Главной целью равного налогообложения является удовлетворение определенной потребности общества, как бы разбитой на части, соответствующие количеству членов общества. Уплачивая «свою» часть, каждый индивид действует как в собственных интересах, так и реализует общественную потребность.

В данном случае не учитываются конкретные особенности индивида (уровень его доходов, наличие имущества, количество членов семьи и т.д.), а удовлетворяется усилиями всех в равной мере определенная общественная потребность, фактически речь идет о равном подушном обложении. С.Г. Пепеляев в качестве примера равного налогообложения приводит налог на содержание полиции, благоустройство и другие цели.

2. Прогрессивное налогообложение - метод налогообложения, при котором ставка налога возрастает при росте размеров объекта налогообложения.
Прогрессивное налогообложение широко распространено в современном зарубежном налоговом законодательстве. Так, подобный метод иногда закрепляет на конституционном уровне: «Имущество и доходы облагаются прогрессивным налогом согласно социальным требованиям и с особым учетом семейных нужд» (статья 47 п. 1 Конституции земли Гессен (ФРГ)). Прогрессивное налогообложение связано с понятием дискреционного дохода, т.е. свободного дохода, использование которого определяется, в основном, интересами плательщика. Дискреционный доход можно определить как разницу между совокупным доходом, полученным плательщиком, и необлагаемым минимумом доходов. Фактически дискреционный доход и представляет собой объект налогообложения, который реально отражает рамки реализации интересов плательщика в зависимости от размеров его доходов.

Метод прогрессивного обложения предполагает использование нескольких видов прогрессии:

А) простая поразрядная - характеризуется делением налоговой базы на ряд разрядов, по отношению к каждому из которых устанавливается абсолютная сумма налогового оклада. Подобный вид прогрессии был характерен для налоговой системы СССР, хотя и характеризовался определенной неравномерностью налогообложения, уровень доходов которых колебался на стыке разрядов.
б) простая относительная - характеризуется делением налоговой базы на разряды, по отношению к которым устанавливается какой-либо вид относительной ставки. Ставка налога применяется по всей налоговой базе в целом, в зависимости от того, к какому разряду относится налоговая база (например, при налоге с владельцев транспортных средств используемая ставка привязывается к разрядам, в основе которых лежит мощность транспортное посредства). При данном виде несколько нивелируется, но не исключается недостаток предыдущего метода - резкость перехода отводного разряда к другому и скачок при этом суммы налога.
в) сложная прогрессия - предполагает деление налоговой базы на разряды, каждый из которых облагается по своей конкретной ставке (не зависящей от величины налоговой базы), а повышенная ставка используется не для объекта в целом, а только для части, превышающей предыдущий разряд. Подобный вид профессии позволяет обеспечить плавный переход от одного разряда к другому, учесть имущественные особенности плательщиков и более равномерно распределить налоговое время. Подобная плавность, как подчеркивает С. Г. Пепеляев. зависит от количества налоговых разрядов и постепенности возрастания ставки. Наиболее ярко использование данного вила профес-сии выражено в применении подоходного налога с граждан,
г) скрытая прогрессия - предполагает использование системы льгот для доходов, входящих в различные разряды. В этом случае разряды и ставки неизменны и внешне не заметна какая-либо дифференщш при налогообложении. Однако система вычетов или льгот для различных разрядов фактически уменьшает или увеличивает налогооблагаемую базу отдельных разрядов.

3. Пропорциональное налогообложение - метод налогообложения, при котором устанавливается стабильная ставка, независимо от увеличения объекта налогообложения. С ростом базы налогообложения сумма налога возрастает пропорционально ей при едином проценте налоговой ставки. Данный метод является довольно широко распространенным как ранее, так и сейчас (налог на доход, налог на ).

Показательно, что принцип пропорционального налогообложения был закреплен в налоговой практике Французской Революцией и базировался на идее равенства: «Из идеи равенства вытекало не только всеобщее, но и равное обложение, равномерное развёртывание налогов между всеми пла-телышгками, сообразно средствам каждого, иначе говоря, каждый обязан отдать одинаковую часть своего имущества государству».

Регрессивное налогообложение - метод, при котором ставка налогообложения уменьшается при росте налоговой базы. В данном случае тяжесть налоговых изъятий обратно пропорциональна увеличению налогооблагаемого объекта. В современных условиях подобный метод широкого распространения не имеет, хотя и используется при косвенном налогообложении. Смешанное налогообложение - предполагает сочетание от дельных элементов вышеуказанных методов налогообложения. Происходит как бы дробление налогового объекта, при котором для отдельных его элементов используются разные методы налогообложения (например, сочетание прогрессивного и пропорционального методов).

Пропорциональная система налогообложения нашла широкое применение в России и во многих бывших республиках СССР. При ней все налогоплательщики уплачивают налоги по равной процентной ставке, не зависящей от величины дохода. По этой причине она считается справедливой и довольно эффективной в странах с высоким уровнем коррупции.

Что такое пропорциональная система налогообложения

Под пропорциональным налогообложением подразумевается популярный метод расчета налогов, при котором все налогоплательщики платят налог по равной ставке.

Ставка одинакова для всех и не зависит от размера дохода конкретного плательщика. При росте базы возрастает и налог, в равных пропорциях. В качестве примера пропорциональной системы налогообложения в России можно назвать налог на прибыль, применяемый к юридическим лицам.

Ставка всегда фиксирована и может быть изменена только государственными постановлениями. Система была оценена американским экономистом Адамом Смитом, выразившим мнение, что она позволяет гражданам участвовать в финансовом обеспечении государства в соответствии с индивидуальными возможностями.

В Российской Федерации большинство налогов основано на пропорциональной системе. Принцип был унаследован у стран Европы.

Основные принципы

Главный принцип – в одинаковой ставке налога, то есть проценте, составляемым от общего дохода физического или юридического лица. Соответственно, и сторож и топ-менеджер крупной компании будут уплачивать равный процент от дохода, что делает систему относительно справедливой.

Среди основных принципов данной системы можно выделить:

  • равномерную нагрузку на всех налогоплательщиков;
  • справедливость;
  • всеобщность.

Соответственно, налог равнозначен и равносилен для всех плательщиков , однако, чем больше доход, тем проще уплатить его, и наоборот. Поэтому во многих странах применяется многоступенчатая система, при которой ставка равна только для налогоплательщиков с определенным уровнем дохода, и все они разбиваются на несколько категорий.

При пропорциональной системе соблюдается справедливость, в том числе вертикальная, когда люди с разными доходами выплачивают разные суммы налога. А также горизонтальная, когда плательщики с равными доходами уплачивают равные суммы по одинаковому проценту. Нельзя забывать и о принципе всеобщности.

Формула расчета, применение в России

Пропорциональная система подразумевает, что люди с разными доходами уплачивают равный процент от них, соответственно, расчеты сводятся к простой формуле. Ставка налога делится на 100 и умножается на доход. Подробнее об этом вы можете узнать из следующего видео:

Например, если уборщица получает 15 000 рублей, то при ставке в 13% сумма налога составит 1950 рублей (15 000 х 0,13 = 1950). При увеличении дохода сумма будет увеличиваться пропорционально.

В России значительную часть совокупных доходов от налогообложения составляют следующие виды налогов:

  • 1.На прибыль.
  • 2.На добавленную стоимость.
  • 3.Платежи в негосударственные фонды.
  • 4.Акцизы.

Федеральный бюджет РФ наполняется во многом за счет налога на добавочную стоимость. На протяжении последнего десятилетия поступления из других источников сильно менялись.

Например, прибыль от продажи энергоресурсов всегда зависела от их цены на мировом рынке, политической ситуации. Прибыль от налогообложения существенно стабильнее и обладает повышенным удельным весом.

Особенности и преимущества пропорционального налогообложения

Пропорциональная система обладает рядом важных преимуществ. Например, фиксированной ставкой, не зависящей от изменений в налоговой базе. Она считается относительно справедливой , и истоки системы родились во времена Французской революции, на которую народ поднялся из стремления к справедливости.

На схеме отображена общая суть пропорционального налогообложения

По мнению политолога Элвина Рабушка выбор стран Восточной Европы положительно сказался на развитии их экономик, и в качестве выигравших государств он приводит Россию и Словакию, а также Грузию, Украину, Латвию, Эстонию и т.д. Эксперт предполагает, что со временем преимущества пропорционального налогообложения оценят и другие страны, в частности Чехия и Польша.

В сравнении с другими системами налогообложения

На практике система считается очень эффективной , даже в сравнении с прогрессивной, при которой государство получает существенный доход за счет повышенных налогов для богатых граждан.

Дело в том, что в этом случае растет социальная напряженность, а большинство крупных предпринимателей предпочитают регистрировать компанию за рубежом, в оффшорных странах, стремясь избежать налогообложения или свести расходы к минимуму. Это же касается и регрессивной системы. При высоком уровне коррупции в России их применение могло бы быть не столь эффективным.

Эффективность пропорциональной системы

Нужно выделить факт, что при данной системе максимально минимизированы возможности для уклонения от выплаты налогов или их уменьшения, система максимально эффективна при высокой коррупции и проста реализации.

Страны с высокой ставкой прогрессивного налогообложения столкнулись с резким ростом преступлений , связанных с переводом бизнеса в теневую экономику. Иногда такой возможностью пользуются даже законопослушные граждане. При одинаковом подходе ко всем налогоплательщикам это утрачивает смысл.

Что такое для целей налогообложения?

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т ) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США – 27%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:

Справедливость и равенство налогообложения;

Эффективность налогообложения;

Простота и доступность для исчисления.


Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

У источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

В момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t ) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а ). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q ) и ставками налогов (t ) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.