Виды и формы бюджетной отчетности. Формы годовой бюджетной отчетности

Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета заключается в обобщении учетной информации об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его предпринимательской деятельности по установленным формам за определенный период.
Отчетность - это система взаимосвязанных показателей бухгалтерского учета, характеризующих предпринимательскую деятельность организации за отчетный период времени: месяц, квартал, год. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки деятельности организации, а также для проведения экономического анализа, планирования и прогнозирования, что составляет предмет законодательного нормативного регулирования.
Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности. Отчетность включает таблицы, которые составляют на основе учетных данных.
Организации и учреждения составляют отчеты по типовым формам и инструкциям по их заполнению, утвержденным Минфином России.
Отчетным годом для всех организаций и учреждений Российской Федерации считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты приобретения прав юридического лица по 31 декабря включительно, а для учреждений, созданных после 1 октября, - период по 31 декабря следующего года включительно.
Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения, т. е. главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют бюджетную отчетность на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным, месячная - на 1-е число месяца, следующего за отчетным.
Составляемая организациями отчетность классифицируется по ряду признаков (рис. 2.7).
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации.
Бюджетная отчетность сдается за подписью руководителя и главного бухгалтера главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
При осуществлении бюджетного учета сторонней специализированной организацией по договору либо централизованной бухгалтерией бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущих бюджетный учет.
Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.

Отчетность по видам подразделяется:
1. Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.
При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.
2. Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля за работой хозяйственного органа. Она содержит минимальное количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Оперативная отчетность является способом текущего наблюдения за ходом деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.
3. Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.
4. Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствующего субъекта.
По назначению отчетность подразделяется:
1. Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации.
2. Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.
3. Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т. д.
По срокам составления и представления:
1. Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал. Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью. Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется промежуточной, к ней относятся квартальная и полугодовая.
2. Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.
По степени обобщения информации:
1. Первичная отчетность составляется хозяйствующими субъектами и характеризует их производственно-финансовую деятельность.
2. Сводная (консолидированная) отчетность составляется компаниями (фирмами), имеющими в своем составе дочерние и зависимые организации. Сводную отчетность составляют также и вышестоящие организации. Основой составления консолидированной отчетности является информация, содержащаяся в первичной отчетности.
Качественные характеристики бюджетной бухгалтерской отчетности в российской системе учета и отчетности трактуются как требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, к которым относятся: понятность, уместность, достоверность, или надежность, сопоставимость и нейтральность информации.
3. Понятность согласно международным стандартам является основным качеством отчетности. Этот критерий предполагает, что пользователи отчетности должны быстро понять и разобраться в сообщаемых им сведениях. Предполагается, что пользователи должны иметь достаточные знания в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета. В условиях российской системы учета и отчетности категория «понятность» не сформулирована. Однако она подразумевается в нормативных актах и связана с содержанием и форматом отчетности, рекомендуемой Минфином России. Если выявляется недостаток информации, содержащейся в рекомендуемых формах, то организации включают в отчетность дополнительные показатели и пояснения.
4. Уместность - это качество отчетности, выраженное во всякой полезной для пользователей информации, влияющей на экономические решения пользователей и помогающей им оценивать прошлые, настоящие и будущие события. Характеристика уместности включает в себя категорию существенности, которая закрепляется в учетной политике. Существенным является тот показатель, величина которого составляет не менее 5% от общего итога соответствующей статьи баланса.
5. Достоверность, или надежность, - то качество отчетности, к характеристике которого в отечественной и зарубежной практике сложились разные подходы. По международным стандартам информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. С позиции российской системы учета и отчетности достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным правовыми актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Качественная характеристика достоверности, или надежности, бухгалтерской отчетности включает следующие категории:
. правдивое представление, которое достигается документированием всех операций;
. преобладание сущности над формой, которое предполагает отражение фактов предпринимательской деятельности, исходя из правовой формы и экономического содержания;
. нейтральность, что предполагает отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей;
. осмотрительность, что заключается в большей готовности к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
. полнота, что предполагает отсутствие пропусков информации, которые могут дезориентировать пользователя.
6. Сопоставимость как качество бухгалтерской отчетности согласно международным стандартам означает сопоставимость во времени и сравнимость с информацией других организаций. В российских стандартах учета и отчетности эта качественная характеристика предполагает стабильность учетной политики организации, стабильность форм отчетности, стабильность периодов, за которые отражается информация: за отчетный и предыдущий период - в обязательном порядке и более чем за два периода - по желанию самих организаций. Всякая корректировка информации должна оговариваться в пояснениях к отчету.
7. Нейтральность информации, содержащейся в отчетности, подразумевает, что она должна удовлетворять интересы всех пользователей, а не отдельных их групп.
Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке.
Формирование показателей установленных форм отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету. В случае, когда данные по отдельным показателям отчетности не имеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком.
Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатели имеют отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается со знаком минус.
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки. Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю) в установленные им сроки. Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета. Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.
Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации.
Отчетность представляется в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Бюджетную отчетность подразделяют на годовую, квартальную и месячную.
Годовая и квартальная отчетность бюджетных учреждений включает в себя следующие формы:
. баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);
. пояснительная записка (ф. 0503160);
. отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
. отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122);
. справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126).
Месячная отчетность состоит из следующих форм:
. отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);
. справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);
. справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф.0503126);
. отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
. месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128);
. справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129).
Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, могут вводить дополнительные специализированные формы отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, отражающие специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
Перечень форм годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности и сроки ее представления получателями средств бюджета, распорядителями средств бюджета, главными распорядителями средств бюджета, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, представлен в Приложении Б.

Функциональные возможности

Программный продукт "1С:Бюджетная отчетность 8" предназначен для автоматизации составления консолидированной бюджетной отчетности, а также бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений – сбора, проверки, консолидации и анализа отчетности.

"1С:Бюджетная отчетность 8" может использоваться:

  • распорядителями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, в том числе органами местного самоуправления, местной администрации;
  • учреждениями, имеющими структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс.

"1С:Бюджетная отчетность 8" реализует полный технологический цикл – от подготовки отчетов получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями до составления распорядителем средств бюджета консолидированных отчетов и выгрузки их в электронном виде для представления вышестоящему пользователю отчетности.

"1С:Бюджетная отчетность 8" разработана в соответствии с требованиями и положениями действующих нормативных документов и инструкций Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства о годовой, квартальной и месячной отчетности с учетом комментариев к ним.

Типовая конфигурация содержит необходимую для подготовки и консолидации отчетности нормативно-справочную информацию:

  • бюджетную классификацию Российской Федерации,
  • перечень субъектов Российской Федерации,
  • перечень федеральных округов Российской Федерации,
  • Единый план счетов бухгалтерского учета,
  • справочники для хранения административно-территориальных единиц; субъектов бюджетной отчетности; контрагентов – участников расчетов.

В поставку программы входят типовые комплекты форм отчетности:

  • комплект форм отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета;
  • комплект форм бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;
  • комплект форм отчетности о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований.

Дополнительно поставляется комплект форм для финансового органа и органа казначейства.

Комплекты также содержат набор контрольных соотношений для внутриформенного и межформенного контроля показателей отчетов, набор алгоритмов элиминации (автоматического исключения) взаимосвязанных показателей из сводной отчетности. Комплекты обновляются фирмой "1С" по мере изменения законодательства и распространяется среди зарегистрированных пользователей программы, имеющих действующую подписку на ИТС. Включенные в комплекты бланки форм отчетности соответствуют оригиналам, утвержденным Минфином России.

"1С:Бюджетная отчетность 8" поддерживает соответствие экранных отчетных форм бумажным аналогам. Все отчеты реализованы по принципу "Что видишь, то и получаешь".

"1С:Бюджетная отчетность 8" предоставляет следующие функциональные возможности:

  • Импорт данных отчетности подведомственных учреждений с электронных носителей информации, из файлов, полученных по электронной почте, непосредственный ввод данных бухгалтерской отчетности с бумажных носителей (заполнение типовых форм) в случае отсутствия бухгалтерского отчета в электронном виде.
  • Планирование перечня форм, которые должен предоставить субъект отчетности.
  • Контроль своевременности и полноты предоставления запланированной отчетности.
  • Хранение принятых отчетов (в том числе всех версий отчетов) подведомственных учреждений в электронном виде.
  • Форматный контроль.
  • Внутриформенный и межформенный контроль показателей отчетных форм.
  • Формирование консолидированного отчета с пересчетом (элиминацией) показателей по любым заданным пользователем правилам.
  • Возможность поэтапной консолидации отчетности.
  • Установка статуса отчета, используемого при обработке отчета.
  • Экспорт и импорт данных отчетности в форматах, разработанных для отчетности госсектора фирмой "1С", а также в форматах Федерального казначейства. Выгрузка данных консолидированной отчетности может быть выполнена в любом формате с помощью внешних подключаемых алгоритмов.
  • Криптографическая защита информации с использованием шифрования и электронных цифровых подписей.
  • Создание и хранение контрольных соотношений для проверки показателей отчетов.
  • Создание и хранение правил пересчета (элиминации) взаимосвязанных показателей отчетных форм.
  • Получение произвольных (определяемых пользователем) статистических выборок из консолидированных данных.
  • Формирование разнообразных аналитических отчетов, содержащих таблицы, диаграммы, графики, с помощью удобных конструкторов без использования программирования.
  • Разграничение полномочий между пользователями с использованием ролей и разграничения доступа к информации по организационным единицам (учреждениям).

"1С:Бюджетная отчетность 8" поддерживает экспорт и импорт данных отчетности в форматах фирмы "1С", опубликованных .

В конфигурацию включен "Помощник обновления конфигурации", который позволяет получить информацию о последних обновлениях, размещенных , и автоматически установить обнаруженные обновления. Для обновления комплекта отчетности и бюджетных классификаторов предусмотрены "Помощник загрузки комплекта отчетности" и "Помощник загрузки и обновления классификаторов". Для выгрузки и загрузки других классификаторов можно использовать встроенную обработку "Универсальный обмен данными в формате XML".

"1С:Бюджетная отчетность 8" позволяет автоматизировать процесс консолидации отчетности, сформированной с использованием программных продуктов:

и других, поддерживающих выгрузку отчетности в форматах, используемых в программных продуктах системы "1С:Предприятие".

Преимущества по сравнению с версией 7.7

По сравнению с продуктами для сбора и консолидации бюджетной отчетности на платформе "1С:Предприятие 7.7" программа "1С:Бюджетная отчетность 8" обладает рядом существенных преимуществ, связанных как с использованием возможностей новой технологической платформы, так и с развитием функциональности и эргономики прикладного решения.

"1С:Бюджетная отчетность 8" поддерживает сбор, обработку и хранение данных практически любых форм отчетности, в том числе содержащих нечисловые показатели, например, пояснительная записка, таблицы пояснительной записки.

"1С:Бюджетная отчетность 8" поддерживает соответствие экранных отчетных форм бумажным аналогам. Все отчеты реализованы по принципу "Что видишь, то и получаешь". Формы, содержащие аналитические показатели в многострочной части и разделы разной структуры (формы 0503127, 0503137), обрабатываются и хранятся как единое целое.

Отчетная форма может содержать несколько бланков для печати, например, форма 0503125 "Справка по консолидируемым расчетам", формируемая главным распорядителем и бюджетополучателем, имеет разные печатные формы.

Расширены возможности экспорта и импорта отчетности: процедуры (обработки) экспорта/импорта данных отчетности в различных форматах могут быть разработаны и подключены на этапе внедрения или сопровождения программы.

Контрольные соотношения могут содержать любые формулы расчета контролируемых показателей, а также алгоритмы проверки, написанные на встроенном языке "1С:Предприятия 8".

Расширена функциональность создания и хранения правил пересчета (элиминации) взаимосвязанных показателей отчетных форм.

Поддерживается разграничение полномочий между пользователями с использованием ролей и разграничения доступа к информации по организационным единицам (учреждениям) и отчетным формам. Пользователь с ограниченными правами доступа не имеет возможности не только изменить, но даже прочитать закрытые для него данные.

Файлы отчетности хранятся в информационной базе и версионируются, что позволяет отследить всю историю составления готового отчета субъекта отчетности, от первой версии до последней. При повторной загрузке контролируется дата и время изменения файла. Каждый новый файл загружается под новой версией. На основании любой из версий файла может быть введен отчет, подлежащий дальнейшей обработке.

В конфигурацию встроен почтовый клиент, позволяющий вести переписку с подведомственными и вышестоящими учреждениями.

Поддерживается полнотекстовый поиск по данным информационной базы: поиск по нескольким словам или фразе..

Приобретение и обновление программы

Условия приобретения программного продукта указаны в информационном выпуске № 11965 . Текущие цены указаны в прайс-листе .

Зарегистрированные пользователи могут .

Отчетная стадия бюджетного процесса представляет собой один из механизмов, позволяющих обеспечить прозрачность и подотчетность исполнительных органов перед законодательными и - шире - подотчетность государства (публично-правовых образований) перед обществом. Система подотчетности не является застывшей, она постоянно совершенствуется. Основные проблемы, накопившиеся до 2007 г. в правовом регулировании отчетной стадии бюджетного процесса, нашли свое разрешение в изменениях в Бюджетный кодекс (далее - Кодекс), внесенных Законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ (далее - Закон). Теперь отчетной стадии посвящен отдельный раздел - разд. VIII.1 "Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности", в котором установлены как общие для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требования к составлению и утверждению отчетности об исполнении бюджетов, так и специальные нормы, относящиеся к федеральному бюджету. Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2008 г. Это означает, что они будут применяться к составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2007 г.

Состав бюджетной отчетности

Наряду с традиционным отчетом об исполнении бюджета бюджетная отчетность публично-правовых образований должна будет включать:

Отчет об исполнении бюджета

Баланс исполнения бюджета;

Отчет о финансовых результатах деятельности;

Отчет о движении денежных средств;

Пояснительную записку.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления. Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления. Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году. Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности.

29. Налоговая отчетность бюджетных организаций.

Налоговая отчетность бюджетного учреждения различна в зависимости от того осуществляет организация внебюджетную деятельность или нет. При обычном бюджетном финансировании налоговая отчетность включает в себя авансовые отчеты по единому социальному налогу и обязательным платежам в пенсионный фонд, указанные декларации подлежат сдаче в налоговую инспекцию по месту постановки на учет до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (авансовые платежи за 1 кв, полугодие и 9 мес.) налоговая декларация за год предоставляется в ИФНС до 20.04 следующего года. Кроме того предоставляется декларация по ФСС до 15 числа, следующего месяца за отчетным периодом. Так же один раз в год организация как налоговый агент отчитывается по удержанному налогу на доходы физических лиц по ф 2-НДФЛ.Если бюджетное учреждение осуществляет внебюджетную деятельность то кроме указанных отчетов сдается налоговая декларация по НДС, ежеквартально либо ежемесячно до 20 числа, авансовые расчеты по налогу на прибыль до 28 числа.

Казенные учреждения ведут бюджетный учет и сдают бюджетную отчетность. Мы расскажем: новации бюджетной отчетности за 2017 год, какие формы включает, кто составляет и проверяет бюджетную отчетность.

Когда составляется бюджетная отчетность

Годовая бюджетная отчетность составляется на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом признается календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных субъектов бюджетной отчетности отчетным годом признается период с даты их регистрации по 31 декабря года их создания. Для казенных учреждений, созданных путем изменения типа бюджетного (автономного) учреждения, – период с даты изменения типа (с даты включения в реестр получателей бюджетных средств) по конец года создания.

Субъекты бюджетной отчетности

Отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы (бюджетную отчетность Российской Федерации) составляют и представляют:

  • главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств;
  • бюджетные и автономные учреждения (в установленных случаях);
  • главные администраторы, администраторы доходов бюджетов;
  • главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;
  • финансовые органы;
  • органы Казначейства России;
  • органы, осуществляющие кассовое обслуживание.

Бюджетную отчетность не составляют коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Бюджетные и автономные учреждения составляют бюджетную отчетность только если ведут бюджетный учет как ПБС.

Формы годовой бюджетной отчетности

Годовая бюджетная отчетность включает:

  • Баланс (ф. 0503130);
  • Справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
  • Справку о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
  • Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Это все формы бюджетной отчетности казенных учреждений. Если в отчетном периоде была ликвидация или реорганизация, представьте разделительный (ликвидационный) Баланс (ф. 0503230).

Состав бюджетной отчетности определяется пунктом 11.1 Инструкции об утверждении порядка предоставления бюджетной отчетности № 191н.

Сводная (консолидированная) бюджетная отчетность

Вышестоящие организации на основе полученной бюджетной отчетности, а также бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, составляют сводную (консолидированную) отчетность.

Сводную отчетность подавайте в финансовые органы соответствующего бюджета и (или):

  • главному распорядителю бюджетных средств;
  • главному администратору доходов бюджета;
  • главному администратору источников финансирования дефицита бюджета.

Учредители бюджетных и автономных учреждений сводную (консолидированную) отчетность должны составлять после выверки взаимосвязанных показателей по операциям с подведомственными им учреждениями, отраженными в бюджетной отчетности и в сводной бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений.

Бухгалтерская и бюджетная отчетность: в чем разница

Бюджетную отчетность представляют ПБС, в том числе казенные учреждения. Бюджетная отчетность составляется на основе Инструкции № 191н.

Бухгалтерскую отчетность составляют бюджетные и автономные учреждения на основании Инструкции № 33н.

Формирование бюджетной отчетности государственного и муниципального учреждения

Составление бюджетной отчетности проводится нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Показатели бюджетной отчетности, имеющие отрицательное значение, указывайте со знаком минус. Но только если на это есть прямые указания в порядке заполнения форм.

Структурой формы бюджетной отчетности могут быть предусмотрены показатели сопоставления плановых показателей с фактически сложившимися в отчетном периоде. При этом если прогнозные показатели отсутствуют, расчет сопоставления не производите.

Если после 1 января, но до представления отчетности произошло событие после отчетной даты (изменилась кадастровая стоимость земли, узнали о задолженности, обнаружили ошибку и т. п.), отразите его в учете оборотами отчетного года. Это следует из положений письма от 02.02.2017 Минфина России № 02-07-07/5669 и Казначейства России № 07-04-05/02-120 .

Показатели бюджетной отчетности нужно сверить. Для этого используйте контрольные соотношения.

Бюджетная отчетность: особенности

Порядок составления и предоставления бюджетной отчетности – в целом по учреждению с учетом всех его обособленных подразделений. Чтобы выполнить данное требование, вам понадобятся данные о деятельности филиалов. Порядок предоставления этих данных в головное учреждение закрепите в положении о подразделении и учетной политике. Кстати, отчеты филиалов – внутренние документы учреждения, а потому представлять их внешним пользователям не нужно.

Для составления и представления годовой бюджетной отчетности за 2017 год берите данные из:

  • главной книги (ф. 0504072);
  • других регистров бюджетного учета (например, многографной карточки (ф. 0504054), карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051) и т. д.), а также из отчетов филиалов;
  • показателей форм бюджетной отчетности, представленных подведомственными учреждениями;
  • бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств. Особое внимание уделите инвентаризации дебиторки по расходам, объектам незавершенного строительства и капвложениям в недвижимость. Если при инвентаризации выявили ошибки, недостачи, отразите их в учете до того, как будете составлять отчетность за год.

Утверждение бюджетной отчетности

Сформированную бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер субъекта бюджетной отчетности. Если форма отчетности содержит плановые (прогнозные) и аналитические показатели, ее также подписывает руководитель финансово-экономической службы.

В случае отсутствия руководителя по уважительной причине (болезнь, отпуск, и т. д.) право подписи бюджетной отчетности может быть возложено на сотрудника, временно исполняющего его обязанности. Для этого нужно:

  • издать приказ о назначении лица, ответственного за подписание бюджетной отчетности;
  • выдать сотруднику доверенность на право подписи бюджетной отчетности.

При наличии таких документов подпись уполномоченного сотрудника на бюджетной отчетности приравнивается к подписи руководителя.

Сроки предоставления бюджетной отчетности

Бюджетную отчетность представляют в сроки, которые устанавливают вышестоящие организации.

Федеральные учреждения сдают электронные формы отчетности через систему «Электронный бюджет». В этом случае срок отчетности также установит вышестоящая организация.

Главные администраторы (ГРБС, ГАДБ, ГАИФДБ) сдают отчетность в сроки, которые устанавливает Казначейство России. От них зависят сроки отчетности других участников бюджетного процесса: это период от двух до 10 рабочих дней до сдачи отчетности вышестоящей организацией в Казначейство. К примеру, если для ГРБС установлен срок сдачи отчетности 15 февраля, то подведомственное учреждение отчитывается до 31 января.

Если срок отчетности выпадает на нерабочий день, представить ее нужно не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим.

Полученную отчетность вышестоящий орган власти проверит в подсистеме учета и отчетности. После чего уведомит учреждение о результатах. Для этого направит уведомление.

Ошибки при составлении бюджетной отчетности

Если при сдаче отчетности через систему «Электронный бюджет» получили уведомление об ошибках – исправьте их. В подсистеме «Учет и отчетности» ошибки исправляйте:

  • выявили до даты сдачи отчетности – по своему усмотрению;
  • после даты сдачи или когда отчетность приняли – по согласованию с вышестоящим органом власти.

Минфин внес изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Новым приказом, в частности, введена форма отчета «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения» (ф. 0503790), а также скорректированы требования к формированию некоторых отчетных форм.

Бухгалтерам стоит обратить внимание и на изменение сроков представления учреждениями отчетности в подсистеме «Учет и отчетность».

В частности, налоговая служба сообщила, что в 2016-2017 гг. был осуществлен комплекс мер, направленных на минимизацию нарушений в области оформления имущественных и земельно-правовых отношений в территориальных органах ФНС и подведомственных организациях.

Кроме того, аудиторам даны пояснения о причинах роста задолженности. Среди причин указаны:

  1. Изменение срока уплаты имущественных налогов в отношении физических лиц с 1 октября на 1 декабря.
  2. Перенос в 14 регионах сроков начисления пеней на сумму недоимки по налогу на имущество с 1 декабря 2016 года на 1 мая 2017 года. Значительная часть суммы, недополученной по итогам 2016 года, уже уплачена и будет учтена в 2017 году.
  3. Рост задолженности вследствие ликвидации теневых схем уклонения от уплаты налогов. По итогам налоговых проверок в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Ярославской области доначислены значительные суммы акцизов крупным производителям. Согласно данным статистической налоговой отчетности 4-НМ доля задолженности акцизов на спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию по этим трем регионам в 2016 году в общей сумме задолженности по указанной продукции составила 95,6 млрд. рублей или 55,9%, в том числе, по Кабардино-Балкарии сумма задолженности наибольшая - 39,7 млрд. рублей (41,6%).
В материалах ФНС отмечено, что по результатам выездных и камеральных проверок в бюджетную систему дополнительно поступило 214, 4 млрд. рублей, на 17% больше, чем в 2015 году (на 30,7 млрд. рублей). В результате принудительных мер в бюджет Российской Федерации в 2016 году, как отмечалось по результатам проверки Счетной палаты, поступило 682 млрд. рублей, что на 12,7% больше уровня 2015 года.

Сводная бюджетная отчетность ФНС России за 2016 г. признана недостоверной, сообщили сегодня в Счетной палате. Это связано с неверным отражением численности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, отсутствием показателей переплаты на конец 2016 г. в УФНС по Республике Ингушетия по УСН и НДФЛ, УФНС по Карачаево-Черкесской Республике - по НДФЛ и показателей пени в бюджетной отчетности на конец 2016 г. в ряде региональных УФНС по отдельным администрируемым доходам и неверным отражением в учете капитальных вложений в недвижимое имущество в УФНС по Республике Калмыкия.

Кроме того, как отмечается в отчете аудиторов, 2015-2016 гг. ФНС не ввела в эксплуатацию около 50% объектов капитального строительства, реализация которых осуществляется в рамках мероприятий по федеральной инвестпрограмме.

На балансе ФНС России числится 45 единиц проектной документации на общую сумму 160,3 млн руб., по которым объекты строительства не созданы и не предполагается их дальнейшее возведение. Это является неэффективным расходованием федеральных средств, отмечают аудиторы.

Также отмечается, что ФНС России и ИФНС не зарегистрировано право собственности на 267 объектов недвижимости и 63 земельных участка.

В целях качественного формирования бюджетной отчетности Минфин России и Федеральное казначейство письмом N 02-07-07/39110 (07-04-05/02-493) от 04.07.2016 г. направили разъяснения отдельных вопросов составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в 2016 году.

В письме приведены особенности формирования показателей некоторых форм бюджетной и бухгалтерской отчетности: Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) и т.д.

Минфин и Федеральное казначейство в своем письме № сообщают о необходимости составления и представления в составе бюджетной отчетности на 1 октября 2015 года дополнительных документов.

Так, в частности, распорядители и получатели бюджетных средств, а также администраторы доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета должны представить дополнительные справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

Данные справки должны быть сформированы по кодам счетов 1 401 10 180 «Прочие доходы», 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», 1 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», 1 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ».

Финансовыми органами субъектов РФ и государственными внебюджетными фондами следует представить справки ф. 0503125.

Данные документы должны быть сформированы по кодам счетов 1 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ», 1 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ».

Представление в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства данных отчетов осуществляется в срок не позднее 16 ноября 2015 года.

В конце текущего года Минфин России принял поправки в Инструкцию № 191н. Причем предполагаемые новации частично будут применяться уже с отчетности за 2012 г. Рассмотрим, каким образом изменится порядок составления и представления бюджетной отчетности с нового года.

Минфин РФ своим Приказом № внес изменения в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.Так, в частности, согласно дополнениям, бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Документ вносит изменения в формы представляемой отчетности и порядок их заполнения.