Налоговое планирование на предприятии. Когда нужна организация системы налогового планирования на предприятии

Сегодня каждая организация стремится увеличить поступление доходов и оптимизировать налоговые отчисления в бюджет. В связи с этим возрастает значение планирования и прогнозирования как фактора экономического роста финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основная задача налогового планирования — определить объемы налоговых отчислений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозируемых расчетов доходов и расходов организации. Главным документом, в котором отражаются результаты планирования налоговых обязательств, является налоговый бюджет.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики организации в области управленческого и налогового учета).

Представим порядок формирования налогового бюджета организации:

1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.

2. Расчет налоговой базы по каждому из планируемых налогов на основании финансовых показателей организации.

3. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет (годовой объем с разбивкой по кварталам).

4. Определение сроков перечисления налогов, составление графика платежей.

5. Консолидация плановых показателей бюджета налогов в таблицу.

6. Анализ плановых расчетных данных по каждому виду налога.

7. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налогов.

Указанный порядок является составной частью мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Налоговый бюджет планируют на основании:

  • принятой в организации налоговой и учетной политики;
  • метода начисления амортизации на объекты основных средств;
  • данных бухгалтерского учета;
  • расчета налогооблагаемых баз.

В зависимости от периодов бюджет налогов можно формировать следующим образом:

  • годовой бюджет — до начала декабря года, предшествующего планируемому финансовому году;
  • квартальный бюджет — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • месячный бюджет — до 20-числа предшествующего месяца.

Перед тем как сформировать бюджет налогов, нужно:

  • определить систему налогообложения (общая, упрощенная, налог на вмененный доход) в зависимости от формы собственности и вида деятельности;
  • провести анализ налогооблагаемых объектов;
  • определить, является ли организация налогоплательщиком по каждому из установленных законодательством налогов;
  • определить, попадают ли имущество и хозяйственные операции под налогообложение конкретным налогом;
  • определить ставки по каждому налогу на основании налогового законодательства;
  • установить, полагаются ли льготы по уплате определенных видов налогов, какая статья Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) дает обоснование на применение льгот, что нужно предпринять для получения льготы;
  • узнать, имеются ли вычеты (если они есть, определить их размеры).

Чтобы составить план налогового бюджета, финансово-экономическому структурному подразделению потребуются следующие финансовые показатели организации :

  1. Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год.
  2. Бюджет закупок материально-производственных запасов.
  3. Смета расходования материалов.
  4. Бюджет расходов на оплату труда работников организации.
  5. Бюджет социальных выплат.
  6. Остаточная стоимость основных средств.

Для планирования налоговой базы нужны следующие документы (табл. 1).

Таблица 1. Документы, необходимые для планирования налоговой базы

Налог

Налоговая база

Документы

Налог на доходы физических лиц

Сумма выплат физическому лицу

Бюджет расходов на оплату труда

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Бюджет доходов и расходов

Налог на добавленную стоимость

Добавленная стоимость

Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

Прогнозный баланс

Транспортный налог

Мощность используемых транспортных средств

Технические паспорта автомобилей

Структура налогов , исчисляемых в организации, зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим формирование бюджета налогов в организации здравоохранения, которая применяет общую систему налогообложения (ОСНО).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.
  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.
  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Компания Лагуна представлена в форме общества с ограниченной ответственностью ООО. Участники подобного вида общества несут убытки в пределах стоимости внесенных ими вкладов отражается в уставе. Количество участников общества может быть в пределах от одного до пятидесяти дееспособных лиц физических и юридических. Высшим органом управления является Собрание участников общества на котором решаются вопросы любого характера.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    19729. Налоговое планирование на предприятии (на примере филиала АО «Национальная компания Қазақстан Темір Жолы» - «Костанайское эксплуатационное вагонное депо») 247.4 KB
    Речь в данном случае должна вестись о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей - налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить, а по возможности и вовсе элиминировать институциональные риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности предприятий.
    5736. Налоговое планирование 67.2 KB
    Понятие налогового планирования его сущность и сфера применения в организации. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансовохозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.Правовое обеспечение налогового планирования в организации. Правовой базой для налогового планирования являются следующие нормативноправовые акты: Законодательнонормативные...
    7769. Налоговое планирование в организации 62.39 KB
    Понятие и функции налогового планирования Проблематика. Понятие налогового планирования в организации. Классификация видов налогового планирования. Причины использования налогового планирования.
    19908. Стратегическое планирование на предприятии 334.98 KB
    Реализация стратегического планирования путем расширения производственных мощностей предприятия. Если говорить о крупных предприятиях то огромное их количество оказались в состоянии неплатежеспособности. В то же время увеличивающаяся конкуренция появление новых рынков в том числе финансовых меры по финансовой стабилизации проводимые в нашей стране ведут к тому что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы. Планирование – это один из экономических методов управления выступающий как основное средство...
    7256. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17.73 KB
    Методы управления персоналом Методы управления персоналом разделяют на: Административные методы Экономические методы Социальнопсихологические. Административные методы Административные методы руководства персоналом активны поскольку на их основе происходит вмешательство в саму деятельность. Властные методы ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации либо на создание возможности такого принуждения. Экономические методы Экономические методы управления персоналом предполагают не прямое а...
    9825. Финансовое планирование на предприятии 582.41 KB
    Финансовое планирование Финансовое планирование выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов учитывающих текущее финансовое состояние выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения. Финансовое планирование это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации....
    5452. Планирование маркетинговой деятельности на предприятии 43.13 KB
    Изучить основы планирования маркетинговой деятельности: его сущность, виды деятельности, элементы. Рассмотреть структуру стратегического планирования, что из себя представляет этот процесс, а также преимущества и недостатки данного вида маркетингового планирования.
    9908. Финансовое бизнес-планирование на предприятии 54.54 KB
    Планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило
    17671. Планирование внешнеэкономической деятельности на предприятии 17.78 KB
    Внутрифирменное планирование: принципы и роль в обосновании ВЭД. Планирование как функция управления ВЭД. Планирование – это процесс выбора целей и принятия решений для достижения этих целей.
    8273. Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное 81.41 KB
    Как открытые системы предприятия могут быть простыми малые предприятия сложными средние предприятия и сверхсложными крупные интегрированные корпорации. Для успешного функционирования каждое предприятие должно одновременно выполнять две основные функции: 1 обеспечивать платежеспособность предприятия за счет эффективной текущей деятельности и 2 повышать потенциал предприятия то есть развивать его. Чрезмерная активизация развития предприятия большая номенклатура обновляемой продукции частая смена технологий радикальные инновации и т....

    Налоговое планирование в организации – один из самых действенных инструментов повышения эффективности деятельности компании, позволяющий существенно сократить расходы по налогам и сборам при соблюдении требований законодательства. Содержание налогового планирования раскрывается через определенную последовательность действий, методов и процедур.

    Построение системы налогового планирования следует начинать с расчета объема налоговой нагрузки. Это позволяет понять, необходимо ли вносить какие-либо изменения в систему управления предприятием.

    Если размер налоговых платежей составляет не более 15% от годовой чистой прибыли, то острой необходимости в налоговом планировании и прогнозировании у организации нет. Контролировать своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджет может либо финансовый директор.

    Для малого и среднего бизнеса, налоговая нагрузка которого составляет 20-35% чистого дохода, построение системы налогового планирования становится более актуальным. С этой целью имеет смысл нанять отдельного специалиста, а для крупных предприятий – создать целый отдел, который будет заниматься контролем и учетом всех налоговых платежей и составлением прогнозов по налоговой нагрузке в плановом периоде. Если компания собирается реализовать масштабные либо непрофильные для нее проекты, также целесообразно делегировать функции налогового планирования профессионалам, например на условиях аутсорсинга.

    Для организаций с налоговой нагрузкой свыше 40% вопрос введения налогового планирования стоит очень остро, иначе они рискуют потерять позиции на рынке или вовсе стать банкротами. В этом случае руководству компании следует всерьез задуматься над построением соответствующей системы прогнозирования и создать для этих целей специальный отдел.

    Основной целью налогового планирования является снижение налоговой нагрузки за счет:

    • применения налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и другими нормативными документами;
    • контроля своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет;
    • корректировки учетной политики организации с целью использования пробелов в налоговом законодательстве в свою пользу.

    Основные виды налогового планирования в организации

    Классическое налоговое планирование – это организация и контроль погашения налоговых обязательств компании в соответствии с установленными законодательством нормами и сроками. Данный вид планирования предполагает прогнозирования в соответствии с правовыми требованиями.

    Оптимизационное налоговое планирование (налоговая оптимизация) основывается на использовании пробелов в налоговом законодательстве в пользу организации, т.е. для максимального сокращения налоговой нагрузки.

    Противозаконное налоговое планирование строится на уклонении налогоплательщиков от погашения своих обязательств перед бюджетом за счет применения нелегальных инструментов уменьшения налогового бремени. Такой вид прогнозирования противоречит законодательству и влечет за собой соответствующие меры ответственности.

    Рассмотренное налоговое планирование неофициально называется «белым», «серым» и «черным», при этом чем темнее «цвет», тем оно нелегальнее.

    По срокам налоговое планирование делится на долгосрочное и текущее .

    Долгосрочное нацелено на сокращение налоговой нагрузки организации на несколько лет вперед и лежит в основе стратегии развития компании.

    Оно включает в себя:

    • определение оптимального места для регистрации предприятия и его филиалов (с позиции минимизации налоговой нагрузки);
    • определение подходящей организационно-правовой формы и структуры построения компании.

    Текущее налоговое планирование предполагает применение инструментов и методов для снижения налоговой нагрузки в краткосрочной перспективе либо при реализации определенного проекта или сделки.

    Оно включает в себя:

    • применение налоговых льгот по налогам и сборам, уплачиваемым организацией;
    • пересмотр стандартных форм договоров компании и их оптимизацию с учетом налогового законодательства;
    • корректировку учетной политики организации с целью минимизации налоговой нагрузки.

    ТОП-10 претензий налоговой + контраргументы бизнеса

    Налоговики стремятся найти умышленную налоговую выгоду бизнеса, а не выявить нарушения. Контролеры говорят об отсутствии деловой цели и недостатках в оформлении бумаг. Но не все претензии правомерны. Узнайте, как оспорить 10 претензий контролеров, из статьи электронного.

    Главные принципы налогового планирования в организации

    Принцип 1. Принцип законности. Данный принцип строится на соблюдении требований Налогового кодекса РФ при ведении налогового учета и отчетности. Его соблюдение позволяет избежать подозрений в уклонении от уплаты налогов вашей компанией.

    Принцип 2. Принцип оперативности. Принцип оперативности предполагает проведение налогового планирования деятельности организации в соответствии с последними изменениями в законодательстве. Для этого требуется своевременное внесение корректировок в основные документы компании – учетную и налоговую политику, в том числе при открытии новых подразделений либо реструктуризации фирмы. Оперативное реагирование на все поправки в Налоговом кодексе РФ дает возможность организации оптимизировать свою налоговую нагрузку.

    Принцип 3. Принцип оптимальности. Принцип оптимальности строится на применении инструментов и методов, способствующих достижению баланса между размером налогового бремени и целями компании и ее руководства. Важно понимать, что сокращение расходов на уплату налогов и сборов – это всего лишь способ повышения эффективности деятельности организации. Для собственников важно найти оптимальное соотношение между размером налоговых платежей и объемом чистой прибыли, которую можно использовать для развития компании. Финансистам необходимо оценивать эффект от применения инструментов налогового планирования – их рентабельность в текущем и плановом периоде. Также стоит изучить, какое влияние окажет уменьшение выплат по одному налогу на другие платежи в бюджет.

    Принцип 4. Принцип обоснованности. Принцип обоснованности требует от компании разработки обоснования для применения инструментов налоговой оптимизации с целью доказательства правомерности и целесообразности своих действий перед налоговыми и судебными органами.

    Принцип 5. Принцип комплексности. Принцип комплексности подразумевает, что при организации налогового планирования на предприятии берутся во внимание требования не только Налогового кодекса РФ, но и других нормативных документов, например Гражданского кодекса.

    Принцип 6. Принцип профессионализма. Принцип профессионализма требует, чтобы налоговым планированием в организации занимались квалифицированные специалисты, разбирающиеся во всех тонкостях ведения налоговой и бухгалтерской отчетности.

    Принцип 7. Принцип конфиденциальности. Данный принцип предполагает, что используемые компанией методы и инструменты налогового планирования не должны разглашаться посторонним пользователям.

    • 5 изменений в оформлении счета-фактуры, о которых нужно знать в 2017 году

    Элементы системы налогового планирования организации

    1. Система бухгалтерского и налогового учета компании. Они должны соответствовать требованиями действующего законодательства и не противоречить друг другу. Бухгалтерская отчетность организации должна раскрывать все необходимые данные для проведения налогового планирования.
    2. Учетная политика – внутренний документ предприятия, в котором, в том числе, прописаны правила ведения бухгалтерского и налогового учета в компании. В учетной политике указываются важные для определения и оптимизации налоговой нагрузки правила: метод расчета выручки организации (кассовый или начислений), метод начисления амортизации (линейный или нелинейный), способ учета выбытия активов (FIFO или LIFO) и др.
    3. Налоговые льготы и организация сделок. Часто налогоплательщики применяют не все положенные им по законодательству налоговые льготы. Также нередко требуется проведение анализа потенциальных последствий при заключении сделок с точки зрения влияния на налоговую нагрузку компании.
    4. Налоговый контроль. Налоговый бюджет – основной инструмент контроля, который используют генеральный и финансовый директора. Внедрение методов внутреннего контроля погашения налоговых обязательств позволяет минимизировать ошибки при составлении налогового бюджета. Это дает возможность также обеспечить контроль соблюдения сроков погашения налоговых обязательств и исключить возникновение просрочек. Обязательно стоит воспользоваться отсрочкой оплаты налогов и сборов, если это предусмотрено налоговым законодательством.
    5. Налоговый календарь позволяет вовремя и в полном объеме оплачивать все налоговые обязательства и предоставлять налоговую отчетность. Нужно иметь в виду, что несвоевременная оплата налогов и сборов влечет за собой санкции, предусмотренные налоговым, административным, уголовным и другими отраслями права.
    6. Построение системы эффективного управления компанией. Максимизация прибыли организации достигается за счет оптимизации структуры бизнеса и разработки соответствующих планов по налоговому планированию на кратко- и среднесрочную перспективу.
    7. Применение льготных режимов налогообложения. Предполагается минимизация налогового бремени за счет регистрации бизнеса в оффшорных зонах за границей либо компаний с низкой налоговой нагрузкой на территории нашей страны. Все применяемые оптимизационные схемы должны быть обоснованными и законными, иначе налоговые органы смогут их оспорить и привлечь к ответственности за нарушение законодательства.
    8. Имитационные финансовые модели дают возможность рассчитывать налоговую нагрузку в различных ситуациях, при изменении тех или иных параметров внешней и внутренней среды компании.
    9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Требуется создание информационной базы для проведения анализа эффективности применяемых методов и инструментов снижения налогового бремени в разные периоды времени. Это позволяет проводить факторный анализ работы компании, выявлять слабые и сильные стороны налоговой политики и искать пути максимизации прибыли организации.

    Когда нужна организация системы налогового планирования на предприятии

    Результативность налогового планирования в организации обеспечивается за счет комплексности и согласованности действий всех участников системы. Требуется выделить группу людей, которые будут ответственны за налоговое прогнозирование, разработку и анализ способов снижения налогового бремени компании.

    В случае наличия сомнений в необходимости и актуальности организации налогового планирования на предприятии стоит иметь в виду, что заниматься налоговой оптимизацией можно и в хорошие, и в плохие для фирмы периоды.

    Во-первых, на настоящее налоговое планирование, направленное на оптимизацию налогового бремени, не влияет степень налоговой нагрузки компании. Построение системы налогового прогнозирования возможно даже при самых незначительных размерах платежей. Для этих целей применяется весь арсенал легальных средств налоговой оптимизации.

    Во-вторых, для организации налогового планирования на предприятии требуется создание специализированного отдела, специалисты которого будут заниматься всеми вопросами, связанными с налогами: планированием налоговых платежей, взаимодействием с аудиторами и предоставлением им необходимой отчетности и др. Работа такого подразделения будет зависеть не столько от объемов налоговых отчислений компании, сколько от ее возможности финансировать его деятельность.

    Тем не менее, высокий уровень налогового бремени не означает, что на предприятии можно построить эффективную систему налогового планирования, если руководство не готово выделить финансовые ресурсы для обеспечения работы соответствующего специального отдела.

    Поэтому подготовка к налоговому планированию в организации должна начинаться с определения бюджета на содержание подразделения по налоговому планированию и оценки сроков окупаемости и рентабельности этих затрат. Безусловно, в небольших компаниях, в которых управлением занимаются только директор и бухгалтер, а остальной штат состоит из простых служащих, нет смысла создавать отдел налогового планирования. В таком случае легче всего обязанности по оптимизации налогового бремени передать руководству. В крупных организациях, в которых управлением финансами занимаются специальные отделы (бухгалтерия и финансовая служба), необходимо либо создать специализированное подразделение по налоговому планированию, либо передать функции налогового планирования одному из финансовых менеджеров или бухгалтеров.

    В этом случае для построения системы прогнозирования и различных схем оптимизации налогового бремени потребуется привлекать и других сотрудников компании – юристов, главного бухгалтера и др.

    Функции всех участников налоговой оптимизации распределяются следующим образом:

    • директор компании оценивает необходимость проведения тех или иных мероприятий по налоговому планированию, дает задание специалистам бухгалтерской и юридической служб по конкретным действиям для снижения налоговой нагрузки фирмы;
    • юрист проводит анализ легальности планируемых мероприятий, в случае необходимости согласует с партнерами и поставщиками все тонкости реализации налоговой схемы;
    • бухгалтер рассчитывает размер налоговых платежей в бюджет в соответствии с новой схемой оптимизации, рассматривает особенности их отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности компании;
    • специалист по налоговому планированию анализирует все данные, которые ему предоставили остальные участники оптимизации, и делает вывод о том, насколько возможно и необходимо внедрить данную схему в деятельность компании.

    Основные методы налогового планирования в организациях

    Метод 1. Метод ситуационного налогового планирования

    Это один из самых популярных и легких в реализации методов. Он предполагает организацию налогового планирования на предприятии в следующем порядке.

    Сначала на основе учредительных документов компании и требований налогового законодательства составляется перечень налогов и сборов, подлежащих уплате, с указанием возможные налоговых ставок и налоговых льгот. На основе данной информации создается так называемое налоговое поле организации.

    Далее с учетом особенностей деятельности предприятия составляется перечень типичных хозяйственных операций и форм договоров, применяемых в фирме, производится их тщательный анализ и выбор самых подходящих для компании схем налоговой оптимизации. Сложность применения данного метода заключается в том, что чем больше организация, тем большее количество сценариев деятельности необходимо рассматривать. Это требует использования специализированного программного обеспечения.

    Метод 2. Метод микробалансов

    Метод микробалансов предполагает оценку работы компании под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Для этого деятельность организации группируют по блокам хозяйственных операций, по каждому блоку прописывают основные бухгалтерские проводки и составляют баланс. На основе сравнения таких микробалансов выбирают самый подходящий вариант.

    Данный метод строится на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного основного блока и рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ дает возможность выбрать наиболее эффективный с точки зрения соотношения затрат и финансового результата. Если в блок хозяйственных операций включаются все налоговые обязательства компании, то микробалансы позволяют подобрать вариант с минимальной налоговой нагрузкой.

    Метод 3. Метод графоаналитических зависимостей

    Метод графоаналитических зависимостей строится на выделении одного либо нескольких основных элементов баланса, влияющих на размеры прибыли (убытков) компании. Для этого сначала формируют укрупненный блок хозяйственных операций, в котором участвует выбранный элемент баланса. Далее на основе расчета разных вариантов микробалансов при различных значениях исследуемой переменной строят график, на котором отражается зависимость прибыли организации от значений этой переменной. В результате, на основе анализа такого графика выбирают самый эффективный вариант.

    Метод 4. Матрично-балансовый метод

    Матрично-балансовый метод представляет собой метод анализа, основанный на множестве переменных. Он используется для масштабных исследований и дает возможность делать прогнозы прибыли (убытков), а также находить узкие места в балансе предприятия. Построение матриц позволяет определять сильные и слабые связи между различными бухгалтерскими счетами и хозяйственными операциями.

    Метод 5. Статистический балансовый метод

    Статистический балансовый метод предполагает построение экономической модели на основе средних значений параметров, полученных из бухгалтерских балансов нескольких коммерческих организаций. Если показатели конкретной компании отличаются от средних значений, то это говорит о положительных либо отрицательных тенденциях в деятельности фирмы.

    Такая экономическая модель, построенная на средних значениях статистических показателей, может использоваться для выработки тактики налогового планирования. Ограниченность статистического балансового метода заключается в том, что в нашей стране не все компании открыто публикуют свою бухгалтерскую отчетность, необходимую для создания определенной статистической базы.

    Метод 6. Метод определения финансовых потоков в двухкоординатной системе налогообложения

    Данный метод базируется на допущении, что компания выступает налогоплательщиком только по двум налогам: налогу на прибыль организаций и НДС (иногда еще добавляются акцизы). Все остальные налоговые платежи либо не учитываются по причине своих небольших размеров, либо с помощью некоторых допущений включаются в один из перечисленных налогов.

    Далее составляется математическое уравнение, отражающее долю налоговых отчислений от валовой выручки компании в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, которое позволяет определить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество, размером амортизационных отчислений, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величиной процентов, выплачиваемых за их использование).

    Меняя значения данных показателей с помощью инструментов налогового планирования, специалист может оценивать их влияние на размер налоговой нагрузки предприятия, формируемой двумя основными налогами (НДС и налогом на прибыль).

    • Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет

    Основные этапы налогового планирования в организации

    Этап 1. Появление идеи об организации бизнеса, постановка целей и задач деятельности компании, выбор режима налогообложения, изучение возможностей применения налоговых льгот и снижения налогового бремени законными способами.

    Этап 2. Выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и офиса предприятия, в том числе структурных подразделений, филиалов и дочерних фирм.

    Этап 3. Выбор организационно-правовой формы будущей компании (юридическое лицо или ИП), анализ налогового бремени в каждом случае. Например, публичные акционерные общества обязаны платить налог на прибыль, а полные товарищества нет.

    Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически вписываться в общую систему управления предприятием.

    Этап 4. Формирование так называемого налогового поля – специальной таблицы с описанием элементов и реквизитов каждого налога и сбора. На основании этой информации специалисты компании анализируют все возможные налоговые льготы в разрезе каждого налога и составляют пошаговый план их применения.

    Этап 5. Разработка с учетом уже сформированного налогового поля системы договорных отношений предприятия. С этой целью планируются основные типы сделок, которые будет заключать организация: купля-продажа, аренда, подряд, возмездное оказание услуг и др. Каждый вид сделки анализируется с позиции налоговых обязательств, которые могут возникнуть после ее заключения.

    Этап 6. Выполнение цепочки действий:

    • рассматриваются основные хозяйственные операции, которые организация будет осуществлять;
    • анализируются различные варианты с учетом налоговых последствий, из них выбираются самые оптимальные, составляются бухгалтерские и налоговые проводки;
    • на основе выбранных вариантов формируется журнал типовых хозяйственных операций, являющийся основой бухгалтерского и налогового учета в компании;
    • проводится оценка возможности максимизации прибыли организации с учетом потенциальных налоговых рисков;
    • разрабатываются дополнительные варианты учетной политики компании в плановом периоде.

    Этап 7. Налоговый менеджмент. Данный этап предполагает построение системы налогового учета и контроля в организации. В основе налогового менеджмента лежит минимизация рисков возникновения ошибок при расчете налоговых обязательств за счет внедрения технологии внутреннего контроля налоговых расчетов, позволяющей максимально объективно принимать решения в налоговой сфере.

    Как осуществляется налоговый учет и налоговое планирование в организации

    Налоговое планирование является неотъемлемой частью управленческого учета в компании. Основная информация, используемая при проведении налогового планирования, берется из бухгалтерской отчетности, но некоторые данные поступают из документов управленческого учета. Кроме того, сведения, необходимые для планирования платежей по налогу на прибыль, содержатся в налоговом учете (к ним относится информация о доходах и расходах, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли).

    Потребность в переходе от налогового учета к налоговому планированию возникает при создании системы управленческого учета на предприятии и внедрении бюджетирования. Бюджетирование представляет собой практику по составлению бюджетов в разрезе основных видов деятельности компании и анализу и контролю их исполнения. В свою очередь бюджет – это документ, в котором отражаются все доходы и расходы подразделения или предприятия в целом.

    Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при составлении и анализе бюджета по налогам и сборам. Необходимость применения налогового бюджета в деятельности компании определяется ограниченностью финансовых ресурсов и потребностью в их оптимальном использовании.

    Бюджет по налогам и сборам входит в состав общего бюджета компании, который включает в себя также бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и бюджет движения денежных средств.

    При составлении налогового бюджета используются плановые и фактические данные об объемах продаж, объемах покупок, объемах капитальных вложений и других хозяйственных операциях, которые берутся из бухгалтерской отчетности. В дальнейшем показатели налогового бюджета (размеры налоговых платежей) отражаются в других отчетах компании: производственном бюджете и отчете о прибылях и убытках.

    • 7 ошибок, которые доведут до уголовного преследования любого директора

    Какие особенности имеет налоговый контроль и налоговое планирование организации

    Налоговый контроль – это один из основных инструментов налогового законодательства, он представляет собой деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

    Сотрудники налоговых органов в рамках своих должностных полномочий проводят налоговый контроль: проверяют данные учета и отчетности налогоплательщиков, получают объяснения по спорным моментам деятельности и хозяйственным операциям налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

    При проведении налогового контроля налоговые органы следят за соблюдением всех требований действующего законодательства о налогах и сборах, а также ведут учет юридических и физических лиц.

    При этом применяются различные методы:

    1. Наблюдение т ребует общего ознакомления с состоянием выбранного объекта налогового контроля. Для иллюстрации применения данного метода на практике, можно рассмотреть налоговые посты на предприятиях, занимающихся производством алкогольной продукции или этилового спирта. Также к методу наблюдения будет относиться проверка наличия марок на подакцизных товарах и оценка соблюдения правил использования контрольно-кассовых машин в торговых предприятиях.
    2. Проверка основных фактов хозяйственной деятельности налогоплательщика производится с целью выявления признаков нарушения налогового законодательства, устранения их последствий и наказания виновных лиц. Проверка, которая проводится в налоговой инспекции, называется камеральной. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут организовываться выездные налоговые проверки. Камеральная проверка строится на анализе налоговой отчетности, предоставленной налогоплательщиком, и сведений о его деятельности. Камеральная проверка деятельности юридических лиц основывается на регулярно предоставляемых в налоговую инспекцию бухгалтерских балансах. Выездная проверка предполагает непосредственный выезд сотрудников налоговых органов в организацию с целью проверки первичной бухгалтерской отчетности и других учетных документов, отражающих обоснованность и необходимость осуществления расходов организации, правильность исчисления налоговой базы, полноту отражения доходов компании и т.д. Несмотря на то, что выездная проверка, по сравнению с камеральной, требует большего количества времени и ресурсов для ее проведения, она считается более объективной и поэтому является главным методом налогового контроля.
    3. Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу уплаты налогов. Например, при обследовании места деятельности лица, занимающегося пошивом одежды, производится фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, а при обследовании точки торговли товарами проверяется соответствие действующим условиям (наличие акцизных, специальных марок, лицензии и т. д.), соответствие товара накладным и т. д.
    4. Анализ осуществляется на основе налоговой и бухгалтерской отчетности, составляемой с разной периодичностью (раз в квартал или раз в год), и предполагает применение различных аналитических инструментов. Например, для расчета налоговой базы при отсутствии необходимой документации у налогоплательщика рассчитываются средние и относительные показатели исходя из аналогичных значений других компаний в отрасли.
    5. Ревизия проводится непосредственно у налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя). Она включает проверку первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

    Сотрудники налоговых органов, занимающиеся проведением налогового контроля, наделены достаточно большими правами. Законодательством им позволено проверять первичные документы налогоплательщиков, статистическую бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств в кассе или на расчетном счете. В крайних случаях они могут опечатывать складские помещения, подавать запросы в банки и другие организации по интересующим фактам хозяйственной деятельности налогоплательщика, изымать документы (на основе протокола).

    С какими рисками связано осуществление налогового планирования в организации

    Любые действия в рамках налогового планирования влекут за собой определенные риски для организации. Мероприятия по снижению налогового бремени, даже полностью соответствующие требованиям действующего законодательства, не приветствуются налоговыми органами. Это связано с тем, что налоговые инспекции заинтересованы в максимизации платежей, поступающих в соответствующий бюджет.

    Сложность применения различных схем налоговой оптимизации заключается также в том, что не в каждой ситуации есть возможность доказать, что данный способ снижения налоговой нагрузки полностью правомерен. В действующем законодательстве нет четких критериев, позволяющих оценить легальность всех применяемых налоговых схем. Не вносит ясности в данном вопросе и противоречивость судебной практики, в рамках которой одни и те же способы снижения налоговой нагрузки могут в одной ситуации рассматриваться как незаконные, а в другой – как полностью соответствующие законодательству.

    Все перечисленные факторы приводят к следующим затруднениям в применении инструментов налогового планирования на практике:

    1. Деловая активность организаций сдерживается неоднозначностью требований законодательства в вопросах минимизации налогового бремени.
    2. Противоречивость налоговых норм и судебной практики в сфере налоговой оптимизации приводит к утрате доверия и снижению авторитета налоговых органов в глазах налогоплательщиков.
    3. Снижается инвестиционная привлекательность отечественных компаний по причине неопределенности границ налоговой оптимизации.

    Тем не менее, профессиональное применение на практике всех требований налогового законодательства и использование допустимых налоговых льгот дает возможность минимизировать риски при проведении налогового планирования в организации. В итоге положительные результаты такого планирования перекрывают потенциальные налоговые риски.

    В условиях, когда финансовый кризис сменяет экономический, большинство хозяйствующих субъектов терпят материальные потери. Поэтому возникает необходимость в оптимизации финансового положения организаций.

    Однако на практике не многие знают, как, применяя налоговое планирование минимизировать вероятные убытки, не потерять доходы и не нарушить договорные обязательства.

    Что нужно знать

    Налоговое планирование подразумевает упорядочивание деятельности предприятия (налогоплательщика) с целью получения высокой прибыли путем уменьшения налоговых обязательств.

    Представляет собой законный способ оптимизации платежей перед государством. Оптимизация налогов – повышение финансовых результатов, экономия на платежах.

    При ее использовании рост налоговых обязательств не зависит от выручки предприятия. В текущем отчетном периоде формируется прибыль для привлечения совладельцев и кредиторов.

    При обнаружении недочетов во время подписания договоров, предотвращается дополнительное налогообложение.

    Основные понятия

    Корпоративное налоговое планирование – это главная часть управления финансами организации. У налогоплательщика есть право законным образом сократить свои обязательства.

    В налоговое планирование включается:

    1. Разработка финансовой стратегии предприятия.
    2. Сбор и анализ информации о развитии бюджетной, налоговой, инвестиционной политики РФ.
    3. Работа с наиболее приемлемыми формами договоров.
    4. Правильное использование возможностей и льгот, предусмотренных законом.
    5. Определение вероятности получить рассрочку или отсрочку по платежам.

    С какой целью проводится

    Планирование проводится с целью выявления оптимального способа хозяйствования для обеспечения минимально возможной налоговой нагрузки.

    Сюда относится:

    • оптимизация налоговых платежей;
    • минимизация потерь по всем налогам или по конкретному обязательству;
    • повышение объема оборотных фондов;
    • увеличение возможности для последующего развития организации;
    • повышение качества работы.

    Изыскание наименее затратных способов снижения налогов облегчает налоговое бремя. Организации максимально увеличивают свои доходы и дальше эффективно развиваются.

    Законные основания

    В Налоговом Кодексе РФ определено, что у налогоплательщика есть законное право на использование скидки при предоставлении основания и в порядке, который регламентируется законом о налогах и сборах.

    Это возможно благодаря обширной сфере в законодательной базе, где допускается использование различных толкований правовых норм.

    Порядок планирования налогового бремени организации (ООО)

    Осуществляя распределение уплаты налогов, стоит учесть возможные изменения в налоговом законодательстве:

    1. Появление новых направлений в развитии государства.
    2. Установление иных систем и форм налогообложения.
    3. Правка ставок налога.
    4. Отмена предоставленных ранее льгот.

    Изменения приобретают законную силу не всегда одновременно с их принятием. Порой проходит не один год.

    Разрабатывая дальнейшую стратегию развития общества, можно заранее исследовать нормативные документы и определить выгоду от их применения. Первое января каждого года знаменуется вступлением в силу новых изменений.

    Последние недели уходящего года – решающий период для определения правовых принципов организации с целью выгодно оптимизировать налоговые платежи в пользу государства.

    Нормативно-правовые положения:

    Поскольку для определения уровня обязательств необходимы данные обоих учетов, а они регламентируются различными документами, это становится причиной возможных расхождений.

    Возникают отложенные или постоянные активы и обязательства.

    Предприятие обязано уметь использовать элементы планирования. Для этого можно использовать различные способы.

    К основным элементам планирования относится:

    Контролирование отчетности и бухгалтерского учета Доступ к правдивой, своевременной информации о деятельности организации для будущего планирования по сборам
    Заключение сделок
    Предоставленные льготы
    Налоговый календарь Помогает прогнозировать и контролировать переводы платежей, не пропускать сроки уплаты обязательств в бюджет, следить за сроками отчетности, чтобы избежать штрафных санкций
    Стратегия по выбору лучшего варианта налоговых платежей Четкий план ее реализации
    Разумное размещение Активов, налогов от доходов, прибыли
    Четкое прослеживание дебиторской задолженности По предоставленным услугам или отгруженному товару. Она не должна превышать четырех месяцев

    Способы планирования:

    1. Выбирается месторасположение. Учитывается порядок исчисления и уплаты налогов местного законодательства. Представляются ли специальные кредиты от государства. Каковы условия соглашения с местной налоговой инспекцией. Есть ли возможность осуществлять безналичные переводы в другие страны.
    2. Определяется предпочтительная форма деятельности.
    3. Формируется учетная политика предприятия. Выбирается система оплаты труда.
    4. Формируются договорные отношения. Проводится анализ предполагаемых соглашений.
    5. Используются пробелы в законодательной базе.
    6. Применяются налоговые льготы по важным видам налогов ().
    7. По возможности изменяется срок уплаты обязательств.
    8. Используются оффшорные схемы.
    9. Применяется лоббирование интересов.
    10. Учитываются возможные изменения в законодательстве. Предприятие оперативно на них реагирует.

    Что является принципами на примере предприятия

    Работа выполняется в несколько этапов:

    • определяются главные риски;
    • анализируются проблемы и ставятся задачи;
    • определяются инструменты для применения;
    • создается схема;
    • осуществляется финансово-хозяйственная деятельность.

    Определить главные риски

    Целью государства является желание максимально увеличить поступления в бюджет. Следовательно, контролирующие органы не будут приветствовать действия налогоплательщиков по снижению налоговой нагрузки.

    Не примется во внимание их законность. Суд в одном случае может признать их основание правомерным, в другом – отнесет к разряду правонарушений.

    Необходимо предвидеть возможные финансовые потери, которые возникнут при налоговой оптимизации. Могут быть прямые убытки от контроля инспекции — штрафы, взыскание недостачи.

    Косвенные расходы на улаживание отрицательной ситуации — дополнительные платежи во избежание уголовной ответственности.

    Проанализировать проблемы и поставить задачи

    Необходимо сформировать налоговое поле. Узнать об ожидаемых платежах, ставках, размерах, льготах, правильном распределении между бюджетными организациями.

    Провести анализ отношений по , бухгалтерских записей. Дать оценку суммы расходов.

    Наметить задачу – минимизировать налоговые потери. Уменьшить ставку конкретного сбора. Также денежную сумму по всем платежам с одного объекта.

    Определить инструменты

    Государство помогает субъектам хозяйствования осуществить налоговое планирование.

    Для этой цели предусмотрены — специальный порядок уплаты сборов, зоны льготных платежей за рубежом и на территории России, соглашения, предотвращающие двойное обложение налогами.

    Основные инструменты:

    Форма отношений через договора Возможность самостоятельно реализовывать продукцию или через посредника. Для производства товара использовать свое сырье или приобретенное
    Освобождение от платежей Законодательством предусмотрено предоставление льгот по уплате сборов на собственность организации, если 50% его работников составляют инвалиды
    Выгодные цены по сделкам Свободный выбор на повышение или снижение цены продаж по сделкам
    Отдельные составляющие налогообложения Отличие ставок платежей с прибыли для юридических лиц и частных предпринимателей
    Особый порядок исчисления сборов прописан в Порядки изъятия налогов — для субъектов малого бизнеса, единый платеж с временного дохода, форма в свободных экономических зонах
    Возможность заключать дополнительные соглашения Позволяющие избежать двойного налогообложения. Применимо к субъектам, которые осуществляют свою деятельность одновременно в нескольких странах
    Компании SVP Проектируют управление финансовыми потоками
    Особенные элементы бухучета, учетная политика Объем выручки можно определять по отгрузке товара или оплате услуг. После введения в производство допускается проведение оценки материально-производственных средств на хранении. Упрощен порядок установления восстановительной стоимости основных средств. Допускается наличие запаса по предстоящим расходам и его отсутствие

    Его влияние на предпринимательскую деятельность

    Распределение ресурсов с учетом налогов имеет свои особенности на российских предприятиях, поскольку для граждан РФ является еще нехорошо проработанной областью. Доля выплат по налогам слишком высока.

    Видео: налоговое планирование и бухгалтерский учет

    Страны Европы этой политике уделяют в высшей степени большое внимание. Там, если фирма производит платеж по общей ставке, это свидетельствует о ее недейственном налоговом менеджменте.

    Поскольку в стране отсутствует четкое разграничение законных и противозаконных действий, возникают негативные последствия для общей экономики:

    • сдерживается деловая активность предпринимателей;
    • государственные органы теряют доверие субъектов хозяйствования;
    • правительственная власть теряет свой авторитет в глазах налогоплательщиков;
    • Россия теряет инвестиционную привлекательность для других стран.

    Все же, грамотно используя действующее законодательство, российские предприниматели имеют возможность воспользоваться , гарантиями и правами.

    Что позволит им свести риски планирования к минимуму. Результат оправдает риск – увеличиться доход, возрастет деловая репутация предприятия. Организации смогут со временем достичь европейского уровня.

    Налоговое планирование на предприятии означает, что нужно определиться с соответствующей формой и способом капиталовложения, приняв во внимание действующие законы.

    Проще следовать основным правилам:

    1. Если регистрация налогоплательщика происходит в стране, в которой можно получить большую прибыль, уклониться от статуса резидента.
    2. Перемещать активы как капитал, а не прибыль.
    3. Изучая налоговые режимы стран, обращать внимание не на ставку, а на расчет облагаемого дохода.
    4. Не спешить индексировать доходы и регистрировать прибыль. Иногда отсрочка платежа освобождает от бремени.
    5. Избегать сделок с лицами, не исполняющих своих обязательств перед государством.

    Исполнение перечисленных правил позволяют свести к минимуму налоговые обязательства предприятия. При этом присутствует полное оповещение государственных структур.

    При пользовании нелинейным способом переноса износа необоротных активов, перераспределяется обязательство во времени. Снижается в этом квартале, повышается в следующем
    Показание процентов по предоставленным кредитам. Уменьшается налог на полученную прибыль и платежи с него
    Планирование запасов на вознаграждения по стажу работы, восстановление основных средств, пропусков. Главное, не превысить резервы ,
    Перед продажей имущества его причисление к уставному капиталу для дальнейшего сбыта. Снизится и нагрузка
    Дочерние отделы оформить самостоятельными юридическими лицами. Происходит уменьшение налогооблагаемой базы

    Порядок расчета

    К общим принципам относятся расчеты суммы начисленных, но неоплаченных платежей. Использование уже уплаченных сумм снизит существующий уровень налогового бремени.

    Предприятие обязано удерживать и оплачивать налоги с физических лиц, поэтому не принимается во внимание .

    Добавочную стоимость продукции нужно рассчитывать по формуле:

    где В – выручка от сбыта продукции, МЗ – материальные расходы.

    В итоге получаем знаменатель, к которому соотносятся все платежи. Этот метод подразумевает и использование дополнительных коэффициентов, которые влияют на первичную стоимость продукции.

    Взносы по страхованию исключаются, поскольку входят в оплату труда.

    Формула определения удельного веса обязательств – совокупность всех платежей, оказывающих влияние на стоимость продукции:

    Расчет расходов, не касающихся реализации, но уменьшающих доход организации (рекламный сбор, ) – платежи по доходам, не с продажи:

    НДС и денежные взносы на страхование рассчитываются аналогично. Взносы на страхование, которые принадлежит оплате труда:

    Необходимо раз в полугодие производить расчеты. Это позволит организации увидеть возможность получения дополнительных льгот, предписанных законом.

    Возникающие вопросы

    Все методы по оптимизации приводят к схемам. Используя только один из них невозможно достичь успеха. Только грамотно составленная схема приведет к намеченному результату.

    Необходимо учесть все особенности законодательства. При планировании возникает ряд вопросов. Ниже приведены некоторые из них.

    На предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса

    В РГБ как элемент финансовой политики предприятия можно провести следующие мероприятия:

    1. Отказаться от НДС.
    2. Использовать преимущества специального планирования.
    3. Воспользоваться прямой льготой по роду деятельности (ст.149 НК РФ).
    4. Снизить ставку на приобретение социально значимых товаров.
    5. Проанализировать обоснованное снижение структуры налоговых баз, перенесение на другой период.
    6. Составить планируемый график получения выручки.
    7. Планировать расходы.
    8. Избавится от ненужного имущества.
    9. Распределить финансовые потоки.
    10. Оптимизировать .
    11. Закончить давние реконструкции.
    12. Ввести в эксплуатацию приобретенные основные средства.

    В будущем законодательство будет усовершенствовано. Для РГБ создадут особые требования, учитывая их социальную роль. За снижением налогов повысится конкурентоспособность российских гостиниц.

    Нюансы в некоммерческих организациях

    Неприбыльные организации имеют льготу на уплату НДС. Ставка налога равняется нулю. Регламентируется о внесении изменений в закон о социальном страховании.

    Под эту часть уточнения попадают организации, предоставляющие услуги по перевозке багажа и пассажиров за пределы РФ.

    Налоговое планирование на предприятии необходимо осуществлять заранее с учетом нормативных документов, используя несколько схем.

    При снижении ставки платежей организация становится конкурентоспособной. Увеличивается ее доход.