Коммерческий жилищный фонд образуют жилые помещения предоставляемые. Частные домовладения и котеджы

Жилищным фондом, согласно Кодексу российского законодательства, является совокупность всех помещений, предназначенных для жилья, расположенных на территории РФ , независимо от вида собственности и цели его использования, включая квартиры, дома, служебное и специализированное жилье, а также другие строения, по санитарным нормам пригодные для жилья.

К видам специализированного жилья относятся не только гостиницы, общежития, интернаты и приюты, но и жилье для временного заселения, дома для престарелых граждан, ветеранов, инвалидов, беженцев, переселенцев и дома маневренного фонда. Жилищный фонд РФ классифицируется по целевому назначению, по правилам использования, по пригодности для проживания и по порядку формирования.

Жилищный фонд: классификация по формам собственности

Разделение жилищного фонда в соответствии с основными формами собственности, согласно статье 19, части 2 ЖК РФ, подразумевает:

1. Частный жилищный фонд . Это жилые помещения, которые находятся в правах собственности граждан РФ или юридических лиц:

а) к фонду собственности граждан РФ относятся индивидуальные жилые строения, приобретенные или построенные дома или квартиры, приватизированное и кооперативное жилье, а также жилье, полностью выплаченное в паевом строительстве, дома товариществ и другое приобретенное гражданами жилье в соответствии с нормами российского законодательства;

б) к фонду собственности жилья юридических лиц относятся жилые строения, построенные или купленные жилищно-строительными , где паевые взносы за жилье еще не выплачены, а также жилье, купленное или построенное за счет средств юридических лиц.

2. Государственный жилищный фонд . Все права на эту жилую собственность принадлежат Российской Федерации (Жилищному Фонду РФ) или находятся в собственности субъектов РФ:

а) жилье, которое находится в оперативном управлении учреждения, предприятия или в хозяйственном ведении, как в фонде субъектов РФ;

б) жилье, которое находится в государственной федеральной собственности РФ, куда также может входить хозяйственное владение, управление государственным учреждением или предприятием.

3. Муниципальный жилищный фонд . Это совокупность жилых помещений, права собственности на которые имеют муниципальные органы власти. Муниципальный фонд жилья может быть городского или сельского типа. Также сюда относится жилой фонд муниципальных учреждений, предприятий и хозяйственных ведений.

Жилищный фонд: классификация по целевому назначению

1. Социального назначения . В этот вид жилищного фонда входят жилые помещения государственного и муниципального назначения, занимаемые жильцами по договорам социального найма.

2. Специализированного назначения . Совокупность жилых помещений, которые предназначаются для отдельной категории граждан РФ. Правила проживания в специализированном жилье государственного и муниципального назначения предоставляется согласно правилам ЖК РФ (раздел 4).

3. Коммерческого назначения . Жилые помещения, предоставляемые гражданам РФ на условиях договорного (возмездного) пользования либо по другим договорным условиям во временное пользование.

4. Индивидуального назначения. В эту категорию жилищного фонда относятся жилые помещения, собственниками которых могут быть граждане и члены их семей на условиях безвозмездного проживания, а также юридические лица на таких же условиях.

Жилищный фонд: как осуществляется контроль за использованием жилья?

Согласно статье 20 ЖК Российской Федерации, сохранность жилищного фонда, независимо от форм собственности и контроля над его правовым использованием, а также соответствие норм проживания и осуществление коммунальных услуг, находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федерального закона РФ.

Весь жилищный фонд РФ подлежит государственному учету в соответствии со статьей 19, части 4 ЖК, в строгом порядке, установленном правительством РФ. Основной целью такого учета жилья является получение точной информации о:

Его местоположении;

Качественном и количественном составе;

Техническом состоянии;

Стоимости объекта;

Уровне благоустройства;

Каких-либо изменениях в этих данных.

Государственный учет жилищного фонда включает техническую инвентаризацию и паспортизацию жилых помещений, включая также оформление технических паспортов на жилье с указанием установленных норм и требований к проживанию. В бюро технической инвентаризации находятся на учете жилые здания и эксплуатационные жилые помещения.

Технический учет жилого фонда включает : официальный статистический учет, оперативный учет и текущий бухгалтерский учет. Проведение технического учета и инвентаризации жилых помещений из жилищного фонда РФ, возлагается на муниципальные и государственные власти (службы, центры, унитарные предприятия, БТИ и другие управления специализированного назначения).

При покупке дома или квартиры, при получении во временное или постоянное пользование жилья из жилищного фонда, на любой вид жилого помещения оформляется технический паспорт , согласно статье 19, части 5 ЖК РФ. Технический паспорт на жилое помещение включает четыре раздела:

Сведения о собственниках жилья;

Размеры площади дома или квартиры;

Техническое описание жилого помещения;

Если жилое помещение не прошло регистрации в жилом фонде РФ, не имеет учета на государственном уровне, то к такому жилью не могут применяться нормы и правила в соответствии с жилищным законодательством (вселение, выселение, аренда, покупка, продажа и т.д.).

1. Жилищный фонд в городе Москве — совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, пригодных для проживания и находящихся на территории города Москвы.

2. На территории города Москвы могут находиться жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам, в том числе иностранным.

3. В жилищный фонд в городе Москве не входят нежилые помещения в многоквартирных домах.

Статья 9. Виды жилищного фонда в городе Москве

Жилищный фонд в городе Москве может состоять из:

1) частного жилищного фонда — совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам, предназначенных для передачи гражданам для проживания;

2) государственного жилищного фонда — совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, городу Москве, иным субъектам Российской Федерации.

Статья 10. Жилищный фонд в городе Москве по целям использования

1. В зависимости от целей использования жилищный фонд в городе Москве подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность всех жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма;

2) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, используемых собственниками для личного проживания, проживания членов своих семей и (или) иных граждан на условиях безвозмездного пользования;

3) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования; предоставлены гражданам по иным договорам; предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование;

4) специализированный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, предоставляемых:

б) гражданам на период трудовых отношений, прохождения государственной службы либо нахождения на государственных должностях, учебы;

в) гражданам в случаях неотложного расселения в результате пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных обстоятельств либо капитального ремонта или реконструкции домов;

г) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются гражданам, категории которых устанавливаются законами и иными правовыми актами города Москвы. Очередность предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности города Москвы, устанавливается законодательством города Москвы.

Статья 11. Виды жилых помещений в городе Москве

1. К жилым помещениям в городе Москве относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

2. Жилой дом — индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Коммунальная квартира — квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

5. Комната — часть жилого дома или квартиры, в том числе коммунальной, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

6. Помещения общего пользования в квартире — помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в квартире.

7. Многоквартирный дом — совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с федеральным жилищным законодательством.

8. Порядок использования помещений общего пользования в коммунальной квартире устанавливается соглашением граждан, проживающих в данной квартире, а при недостижении согласия — судом.

Статья 12. Назначение жилого помещения в городе Москве

1. Жилое помещение в городе Москве предназначено для проживания граждан.

2. Жилое помещение в городе Москве, предназначенное для постоянного проживания граждан, должно быть благоустроено применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы.

3. Благоустроенность жилого помещения определяется наличием коммунальных удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка).

4. Допускается использование жилых помещений для осуществления индивидуальной предпринимательской, профессиональной деятельности проживающими в них на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должны отвечать жилые помещения.

Статья 13. Обязанности и ответственность граждан и юридических лиц при использовании жилых помещений в городе Москве

1. Граждане и юридические лица должны соблюдать правила пользования жилыми помещениями, выполнять санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы, и нести обязанности по использованию и сохранности жилых помещений, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы.

2. Граждане и юридические лица несут ответственность за невыполнение обязанностей, установленных частью 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 14. Нежилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве

1. В городе Москве в многоквартирных домах могут находиться нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

2. Пользование нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирных домах, осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в данных домах граждан, санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-градостроительных, противопожарных и эксплуатационных требований, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Собственник нежилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения нежилого помещения и о переводе его в жилое.

4. Рассмотрение вопросов, подготовка протоколов о переводе нежилого помещения в жилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы. Состав, порядок формирования и деятельность Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы регламентируются правовыми актами города Москвы.

5. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе нежилых помещений в жилые утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

6. Организация и порядок проведения работ по переводу нежилых помещений в жилые определяются федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 15. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве производятся с соблюдением требований федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

2. Не допускаются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению внешнего вида фасадов, повреждению или порче противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам.

3. Не допускаются самовольные переустройство и (или) перепланировка жилого помещения в городе Москве.

4. Лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение, несет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

5. Граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, собственники жилого помещения, которые самовольно произвели переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, обязаны привести его в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в городе Москве.

6. Жилое помещение, самовольно переустроенное и (или) перепланированное, может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан и это не создает угрозу их жизни или здоровью.

7. Споры, возникающие в связи с переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, разрешаются в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 16. Перевод жилого помещения в нежилое в городе Москве

1. Перевод жилого помещения в нежилое в городе Москве допускается в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

2. Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы об изменении целевого назначения жилого помещения и о переводе его в нежилое.

3. Рассмотрение вопросов, подготовка протоколов о переводе жилого помещения в нежилое осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы.

4. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

5. Организация и порядок проведения работ по переводу жилых помещений в нежилые определяются федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 17. Признание жилого помещения непригодным для проживания в городе Москве

1. Жилое помещение признается непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Жилые помещения, непригодные для проживания, независимо от их формы собственности выявляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

3. Граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, либо собственник данного жилого помещения могут обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы с заявлением о признании помещения непригодным для проживания.

4. Рассмотрение вопросов, подготовка актов, заключений о признании жилых помещений непригодными для проживания осуществляются межведомственными комиссиями административных округов города Москвы. Состав, порядок формирования и деятельность межведомственных комиссий административных округов города Москвы регламентируются правовыми актами города Москвы.

5. Решение межведомственной комиссии административного округа города Москвы о признании жилого помещения непригодным для проживания утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

6. Непригодные для проживания жилые помещения по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы переводятся в нежилые либо подлежат капитальному ремонту, реконструкции.

7. Организация и порядок проведения работ по признанию жилых помещений непригодными для проживания в городе Москве определяются правовыми актами города Москвы.

Статья 18. Признание многоквартирного дома аварийным в городе Москве

1. Многоквартирные дома в городе Москве признаются аварийными по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Рассмотрение вопросов, подготовка актов, заключений о признании многоквартирных домов аварийными осуществляются Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы.

3. Основанием для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным является заключение о его техническом состоянии специализированной организации, имеющей необходимую квалификацию для проведения данных работ в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

4. Решение Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы о признании многоквартирного дома аварийным утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

5. Порядок и сроки сноса, реконструкции многоквартирных домов, признанных в соответствии с федеральным законодательством аварийными, организация и порядок проведения работ по признанию многоквартирных домов аварийными, перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, реконструкции, определяются правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Государственный учет жилищного фонда в городе Москве

Государственный учет жилищного фонда в городе Москве осуществляется по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 20. Техническая инвентаризация и технический учет жилых помещений в городе Москве

1. Жилые помещения в городе Москве подлежат обязательной технической инвентаризации и техническому учету. По результатам технической инвентаризации и технического учета ведется Реестр технической документации объектов жилищного фонда в городе Москве.

2. Данные технической инвентаризации и технического учета отражаются в техническом паспорте жилого помещения.

Статья 21. Паспортизация жилищного фонда в городе Москве

1. Паспортизация жилищного фонда в городе Москве осуществляется в целях создания, сбора, обработки, накопления, хранения и доведения до потребителей паспортной информации, сведений о состоянии, эксплуатации, потребительских свойствах и технических характеристиках жилых помещений, а также в целях изготовления, формирования, изменения и аннулирования технического паспорта жилого помещения.

2. Технический паспорт жилого помещения является единым информационно-техническим документом, содержащим сведения о потребительских свойствах и технических характеристиках жилого помещения, в том числе сведения технического учета, правила его безопасной эксплуатации, иную информацию, необходимую собственнику, владельцу и пользователю жилого помещения.

3. Порядок, условия и сроки паспортизации жилищного фонда в городе Москве определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 22. Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве

1. Для обеспечения достоверности данных о месте нахождения (адресе) объектов капитального жилищного строительства на территории города Москвы производится адресация объектов жилищного фонда путем включения их в Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве.

2. Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве является единственным официальным источником данных об адресах зданий и сооружений, расположенных на территории города Москвы, и используется для подтверждения либо идентификации адресов зданий и сооружений.

3. Адрес объекта жилищного фонда нового строительства подлежит обязательному внесению в Адресный реестр зданий и сооружений в городе Москве.

Статья 23. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в городе Москве

1. Государственный контроль за обеспечением в городе Москве прав и законных интересов граждан при предоставлении им жилых помещений, соответствием жилищно-коммунальных услуг требованиям федеральных стандартов качества, соблюдением нормативов, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, а также за соответствием жилых помещений установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют государственный контроль во взаимодействии с органами местного самоуправления, органами государственной власти Российской Федерации, органами надзора и контроля, общественными объединениями и гражданами в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

3. Решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, принятые по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для граждан и юридических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 24. Страхование в жилищной сфере города Москвы

1. В целях обеспечения возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений и объектов общего имущества в многоквартирных домах, по программам страхования, реализуемым Правительством Москвы, может осуществляться страхование:

1) жилых помещений;

2) объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) иных объектов страхования, предусмотренных правовыми актами города Москвы;

4) гражданской ответственности граждан, юридических лиц перед третьими лицами за причинение вреда.

2. Правительство Москвы в рамках реализуемых им программ страхования в жилищной сфере может устанавливать гарантии и принимать обязательства по возмещению ущерба, нанесенного застрахованному жилому помещению, являющемуся местом жительства гражданина, и (или) объектам общего имущества в многоквартирном доме.

3. Не подлежат страхованию по программам страхования, реализуемым Правительством Москвы:

1) жилые помещения, а также объекты общего имущества в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

2) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания;

3) жилые помещения в иных случаях, предусмотренных правовыми актами города Москвы.

  • Глава 1. (Статьи 1—4 )
    • Статья 1.
    • Статья 2.
    • Статья 3.
    • Статья 4.
  • Глава 2. (Статьи 5—7 )
    • Статья 5.
    • Статья 6.
    • Статья 7.
  • Глава 3. (Статьи 8—24 )
    • Статья 8.
    • Статья 9.
    • Статья 10.
    • Статья 11.
    • Статья 12.
    • Статья 13.
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16.
    • Статья 17.
    • Статья 18.
    • Статья 19.
    • Статья 20.
    • Статья 21.
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24.
  • Глава 4. (Статьи 25—27 )
    • Статья 25.
    • Статья 25.1.
    • Статья 26.
    • Статья 27.
  • Глава 5. (Статьи 28—45 )
    • Статья 28.
    • Статья 29.
    • Статья 30.
    • Статья 31.
    • Статья 32.
    • Статья 33.
    • Статья 34.
    • Статья 35.
    • Статья 36.
    • Статья 37.
    • Статья 38.
    • Статья 39.
    • Статья 40.
    • Статья 41.
    • Статья 42.
    • Статья 43.
    • Статья 44.

Для жилищного права важное значение имеет категория «жилое помещение». Долгое время в законодательстве отсутствовало понятие жилого помещения, что негативно сказывалось, в том числе и на судебной практике. Впервые с принятием нового ЖК РФ появилось легальное определение жилого помещения, которое одновременно названо объектом жилищных прав.

Итак, под жилым помещением ст. 15 ЖК РФ понимает изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Анализ данного определения позволяет назвать следующие признаки жилого помещения:

во-первых, это недвижимое имущество;

во-вторых, это изолированное помещение;

в-третьих, это помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан.

Рассмотрим эти признаки более подробно.

Несмотря на то, что в тексте ст. 130 ГК РФ, определяющей понятие недвижимого имущества, жилые помещения прямо не названы, ряд других статей ГК РФ содержат прямое указание на это. Так, можно в качестве примера привести ст. 549 ГК РФ. Отнесение жилых помещений к недвижимому имуществу базируется на прямо указанном законодателем признаке – прочная связь объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Второй признак жилого помещения – его изолированность. «Изолированность» жилых помещений не является абсолютной. В законе речь идет об относительной изолированности. Все жилые помещения имеют вход и выход, обеспечивающие сообщение непосредственной среды обитания человека с внешним миром. Количество путей сообщения может быть различным. При определенных условиях жилой дом, квартира или комната могут иметь более одного выхода во внешнюю среду (места общего пользования, земельный придомовый участок).

Значение «изолированности» заключается в обособлении индивидуального жизненного пространства человека от непосредственной среды обитания других лиц. Можно утверждать, что в признаке «изолированности» жилых помещений заложено одно из основных условий осуществления и защиты конституционного права граждан на неприкосновенность жилища.

Жилое помещение как вещь имеет границу. Эта граница может быть установлена на том уровне, на каком помещение обладает свойством «изолированности» (будь то жилой дом, квартира или комната) и, следовательно, может выступать самостоятельным объектом гражданских и жилищных прав.

Рассматривая третий признак жилого помещения необходимо отметить, что пригодность определяется по правилам жилищного законодательства. То есть, жилое помещение должно быть пригодно для проживания по санитарным и техническим характеристикам. Жилые помещения будут отнесены к непригодным для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства. На сегодняшний день действует новое Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года, утвердившее Положение о порядке признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийными и подлежащими сносу. Вместе с тем сохраняет свою юридическую силу Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года, которое официально отменено не было, а потому действует в части не противоречащей более позднему жилищному законодательству.



В качестве критериев, на основании которых помещение может быть признано непригодным для проживания, можно назвать:

1. наличие физического износа у каменных домов более 70%, а деревянных – более 65%;

2. расположение домов в пределах санитарно-защитных, пожароопасных и взрывоопасных зон промышленных предприятий;

3. высота помещения ниже 2,7 метра;

4. пол расположен ниже отметки поверхности двора или тротуара, прилегающих к помещению;

5. температура в помещении ниже 18 градусов;

6. влажность воздуха в жилом помещении выше 60%;

7. вход в жилое помещение осуществляется наружу и невозможно оборудовать теплый тамбур или теплую пристройку;

8. через комнату проходят канализационные трубы;

9. в комнате нет непосредственного освещения или окна выходят под арку или в крытую галерею.

10. в случае наличия в помещении вибрации и шума от механизмов, снизить уровень шума и вибрации при этом невозможно;

11. если в помещении нет отопительных приборов и оборудовать их невозможно.

Порядок признания помещения непригодным для проживания также достаточно подробно представлен в названных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о признания помещений непригодными для проживания находится в компетенции межведомственной комиссии, создаваемой при органах местного самоуправления. В состав такой комиссии входят представители: санитарно-эпидемиологической службы, бюро технической инвентаризации, федеральной регистрационной службы, противопожарной службы, комитета по архитектуре, органов местного самоуправления. В состав комиссии могут входить и собственники жилых помещений, но только с правом совещательного голоса.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

После изучения представленных документов, и при необходимости осмотра жилого помещения комиссия принимает одно из следующих решений:

а/ о пригодности жилого помещения для проживания;

б/ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

в/ о непригодности жилого помещения для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Правовыми последствиями признания жилого помещения непригодным для проживания является в большинстве случаев выселение из этого помещения. Так, в частности, само Постановление 2006 года говорит, что в случае признания жилого помещения непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, указанное решение должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственником лицу) о необходимости немедленного отселения граждан. Однако такая позиция законодателя находит полное и адекватное решение только в том случае, если речь идет о жилых помещениях, занимаемых по договору социального найма. Так, ст. 85 ЖК РФ впервые в отечественной истории прямо закрепила, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, то граждане выселяются из них с предоставлением им других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Применительно же к ситуации, когда жилое помещение находится на праве собственности, обнаружить последствия признания таких помещений непригодными для проживания можно только путем систематического толкования норм гражданского и жилищного законодательства.

В первую очередь необходимо обратить внимание на нормы ст. 211 и ст. 210 ГК РФ, где однозначно говориться о том, что именно собственник жилого помещения несет бремя содержания своего имущества, так и риск его случайной гибели. Анализ этих норм позволяет утверждать, что если помещение признано непригодным для проживания, то все негативные последствия такого решения должен нести его собственник и, соответственно, обязанности кого-либо по предоставлению собственнику другого жилого помещения в законодательстве не содержится. Анализируемая норма выглядит достаточно жестко, но вместе с тем, думается, абсолютно полностью корреспондирует общим тенденциям развития гражданского и жилищного законодательства. Собственник должен понимать всю ответственность, которая возлагается на него в связи с его статусом собственника жилья и должен предпринимать все возможные меры, связанные с обеспечением сохранности его жилища. Помимо этого, данные нормы стимулируют применение диспозитивно сформулированной нормы о страховании жилого помещения (ст. 21 ЖК РФ).

Вместе с тем, в законодательстве содержатся нормы, так или иначе защищающие собственника, чье жилое помещение признано непригодным. Так, видится возможным применение в этой ситуации п. 2 ст. 57 ЖК РФ, в котором указано, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. И хотя данная норма структурно расположена в разделе, посвященном договору социального найма, думается, что ее применение к собственникам жилых помещений также возможно. Такой вывод можно сделать из буквального толкования указанной статьи, где прямо говорится, что любые граждане (а не только наниматели по договору социального найма) в этой ситуации могут претендовать на предоставление им жилья вне очереди в данном случае.

Кроме того, в случае, если аварийным признан весь многоквартирный дом, в котором проживают, в том числе и собственники жилья, то применению подлежит п. 10 ст. 32 ЖК РФ, в котором указано, что в этом случае собственники в разумные срок должны снести свой многоквартирный дом, а если они этого не сделают, то земельный участок, на котором расположен их дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, а соответственно, подлежит изъятию и каждое жилое помещение в этом доме.

Правила статьи 32 ЖК РФ могут быть применены и в том случае, если орган государственной власти или местного самоуправления сам примет решение об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение, признанное непригодным для проживания, для собственных нужд. Такое решение было бы крайне выгодно для собственника, поскольку в этом случае он бы имел право претендовать на получение выкупной цены или другого жилого помещения. Однако необходимо заметить, что в данном случае принятие такого решения (решения об изъятии) является правом, а не обязанностью органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Впервые ЖК РФ сформулировал и легальные определения видов жилых помещений, а также систематизировал их. Так, согласно ст. 16 ЖК к жилым помещениям относятся :

Жилой дом, часть жилого дома;

Квартира, часть квартиры;

Комната.

Ст. 5 одного из первых проектов Жилищного кодекса предлагала включить в число жилых помещений, также иные помещения, предназначенные для проживания и признающиеся жилыми в соответствии с национальными традициями народов, населяющих РФ, закрепленные законодательством субъектов РФ. Однако подобного предложения ЖК РФ не воспринял.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Указанные легальные определения вызывают достаточно большие споры в юридической литературе. В первую очередь они касаются вопросов о соотношении понятий комнаты и части квартиры, а также комнаты и части дома. Неоднозначно оцениваются и сами законодательные дефиниции. Например, как соотносятся такие понятия как структурно обособленное и изолированное помещение. Вместе с тем, впервые появившиеся легальные определения видов жилого помещения следует признать шагом вперед по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

  1. Понятие жилищного фонда. Классификация жилищных фондов

Понятие жилищного фонда, в отличие от понятия жилого помещения, всегда существовало в законодательстве.

ЖК РСФСР в ст. 4 давал определение жилищного фонда, как всех жилых домов и жилых помещений в других строениях, расположенных на территории РФ. Ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» определяла жилищный фонд, как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы и т. д.), квартиры, служебные жилые помещения, иные помещения в жилых строениях, пригодные для проживания. Все эти определения в большей степени были даны через перечисление разновидностей фондов. По этому же пути пошел и новый Жилищный кодекс, который в ст. 19 закрепил, что жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Доктринальное определение жилищного фонда выглядит следующим образом. Жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, расположенных в жилых или иных строениях; помещений, которые в зависимости от формы собственности, характера использования, других факторов подчиняются особому правовому режиму и удовлетворяют потребности граждан в жилье постоянно или временно.

Попытки классифицировать жилищный фонд предпринимались в большинстве актов, регулирующих жилищные отношения. Классификация, используемая в действующем ЖК РФ, восприняла теоретические разработки по данному вопросу и представлена следующим образом.

По формам собственности жилищный фонд делится на:

Частный;

Государственный;

Муниципальный.

Частный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Ранее Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» предусматривал еще одну разновидность фондов – жилищный фонд общественных организаций. Но, так как закон был принят 24 декабря 1992 года, а новый ГК РФ в 1995 году отнес общественные организации к юридическим лицам, то надобность в выделении такого фонда отпадает. Такой же точки зрения придерживается сегодня и новый Жилищный кодекс, который не упоминает жилищного фонда общественных организаций.

Основаниями возникновения права частной собственности на жилые помещения являются:

1. жилищное строительство;

2. приобретение жилья на основании гражданско-правовых договоров (мены, купли-продажи, дарения, ренты);

3. уплата в полном объеме паевого взноса за квартиру членом ЖК или ЖСК;

4. приобретательная давность;

5. наследование жилых помещений;

Указанные основания приобретения права собственности на жилые помещения касаются как граждан, так и юридических лиц. Единственное, на что нужно обратить внимание, что гражданин может стать наследником жилого помещения, как по закону, так и по завещанию, тогда как юридическое лицо может стать собственником жилья только при наследовании по завещанию.

Следующее основание для возникновения права собственности на жилое помещение касается только граждан.

6. Приватизация жилых помещений; нельзя отрицать того факта, что указанное основание для возникновения права собственности у граждан на жилое помещение сформировала основную массу собственников на сегодняшний день и позволила создать огромный рынок жилья. Механизм осуществления приватизации жилых помещений будет предметом рассмотрения отдельного раздела курса «Жилищное право».

Еще одним основанием для возникновения права частной собственности на жилое помещение в отношении юридических лиц можно назвать следующее:

7. Реорганизация юридического лица и переход жилья его правопреемнику.

Гражданин может использовать жилое помещение для личного проживания и проживание членов своей семьи . Несколько слов хотелось бы сейчас уделить данной категории граждан и разобрать их правовой статус.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся две категории граждан:

а/ дети, родители, супруг собственника, если они совместно проживают с собственником;

б/ иные лица, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства члены семьи собственника не могут требовать придание себе такого статуса в судебном порядке. Фактически член семьи собственника (кроме самых близких людей, отнесенных к первой категории) может считаться таковым только до момента признания его самим собственником.

С принятием ЖК РФ статус членов семьи собственника сильно изменился. Сохранив характер вещного права, статус члена семьи собственника, тем не менее, потерял достаточно весомый признак такого права – право следования. С 1 марта 2005 года при смене собственника жилого помещения член семьи собственника не сохраняет право проживания в жилом помещении. Исключение из этого правила только одно: если лицо участвовало в приватизации, но отказалось от своей доли, т.е. не стало участником долевой собственности. Такие лица сохраняют право проживания в жилом помещении даже при смене собственника.

Оценивать данное нововведение можно, как обычно, с двух сторон. Безусловно, интересы членов семьи после такого изменения законодательства, защищаются в меньшей степени, чем раньше. С другой стороны, интересы собственника теперь защищены в значительно большей степени, чем это было до соответствующих изменений в законодательстве.

Кроме того, законодатель, уменьшив объем прав членов семьи собственника, параллельно увеличил гарантии для бывших членов семьи собственника. Бывший член семьи собственника – это лицо, прекратившее с ним семейные отношения. Остается до конца нерешенным вопрос о возможности признания бывшим членом семьи того, кто длительное время не живет с собственником. В течение двух лет судебная практика отвечала на этот вопрос утвердительно применительно к детям собственника. Если ребенок уезжал из жилого помещения собственника – то он становился бывшим членом семьи. В ноябре 2007 годы высшие судебные инстанции изменили свой подход и разъяснили, что в этом случае ребенок не может стать бывшим членом семьи собственника и его интересы должны защищаться. Вместе с тем открытым остается вопрос о других членах семьи (например, родителях, супругах, брак с которыми не расторгнут), которые, безусловно, сохраняют статус родственников с точки зрения семейного права, но длительное время не проживают с собственником. Думается, что данные лица должны признаваться бывшими членами семьи собственника жилого помещения.

По общему правилу бывший член семьи собственника жилого помещения проживать в жилом помещении не вправе. Однако, вышеуказанные гарантии позволяют ему защитить свои интересы при определенных условиях. Эти гарантии выражаются в следующем :

а/ бывший член семьи собственника может остаться проживать в жилом помещении по соглашению с собственником (фактически речь идет о заключении между ними или договора коммерческого найма или договора безвозмездного пользования имуществом);

б/ бывший член семьи собственника может сохранить право проживания в жилом помещении на основании решения суда на любой срок, определенный таким решением суда. При этом нужно, чтобы у бывшего члена семьи не было возможности приобрести жилое помещение или осуществить право пользования жилым помещением по иным основаниям;

г/ бывший член семьи вправе потребовать от суда принятия решения об обеспечении его жилым помещением за счет собственника, если собственник жилого помещения исполняет по отношению к бывшему члену семьи алиментные обязательства. При этом, учитываются как материальные возможности самого собственника, так и жилищные условия бывшего члена семьи и его возможности решить жилищную проблему самостоятельно.

Особенностью права собственности юридических лиц на жилое помещение является то, что они могут иметь жилье в собственности только для сдачи его в пользование гражданам на основании различных договоров (например, коммерческого найма или ссуды). В отличие от граждан, которые могут использовать его для личного проживания или проживания членов семьи, либо сдавать его для проживания другим лицам на основании договоров. Согласно ст. 288 ГК РФ, а также ст. 17 ЖК РФ, размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Как уже отмечалось, процедура смены статуса жилого помещения раньше в действующем законодательстве не предусматривалась. ЖК РФ впервые подробно урегулировал этот вопрос. На сегодняшний день для осуществления перевода помещения из жилого в нежилое необходимо соблюдение пяти условий перевода, необходимо предоставить пять документов, и существуют четыре основания отказа в переводе помещения из жилого в нежилое.

Пять условий перевода :

1. помещение должно располагаться на первом этаже многоквартирного дома. Возможен перевод помещения, располагаемого и выше первого этажа, но при условии, что помещение, располагаемое непосредственно под ним уже является нежилым;

2. необходимо оборудование отдельного входа;

3. помещение не должно использоваться в качестве места постоянного проживания;

4. помещение не должно быть обременено правами третьих лиц;

5. нельзя переводить в нежилое часть жилого помещения.

Пять документов , которые необходимо представить для осуществления перевода:

1. заявление;

2. технический паспорт жилого помещения;

3. правоустанавливающий документ на жилое помещение;

4. поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5. в необходимых случаях подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства или перепланировки жилого помещения. Предоставлять такой проект теоретически нет необходимости, если мы говорим о переводе в нежилое помещение жилого дома, где не нужно оборудовать отдельный вход, а также производить иные действия, подпадающие под признаки переоборудования жилого помещения.

Согласно редакции ЖК РФ, право требовать предоставления других документов у органов местного самоуправления отсутствует. Так, например, не требуется сегодня для осуществления перевода согласовывать свои действия с соседями по квартире, а также не предусмотрено необходимости получения согласия членов семьи собственника жилого помещения для осуществления перевода.

Основаниями отказа в согласовании перевода помещения из жилого в нежилое можно назвать:

1. несоблюдение названных пяти условий перевода;

2. непредставления пяти указанных документов;

3. несоответствие проекта переустройства или перепланировки требованиям законодательства;

4. предоставление документов в ненадлежащий орган.

Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 года утверждена форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. Согласно данному документу возможно принятие таких решений:

а/ перевести (как без предварительных условий, так и при условии проведения работ по переустройству и (или) перепланировке, иных необходимых работ (ремонт, реконструкция, реставрация));

б/ отказать в переводе по только что названным основаниям.

Государственный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, находящихся в государственной собственности. Государственный жилищный фонд можно подразделить на две основные группы согласно закону:

Жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации;

Жилые помещения, находящиеся в собственности субъектов РФ.

Муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования.

Необходимо отметить, что ЖК РФ принципиально по другому относится к содержанию данных видов жилищного фонда, а именно государственного и муниципального. При самом обыкновенном сравнении этих понятий с ранее действовавшим законодательством, сразу обращает на себя внимание, что новое законодательство отказалось от отнесения к этим фондам жилых помещений, принадлежащих на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Таким образом, государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и государственные учреждения теперь не могут быть обладателями ограниченных вещных прав на жилые помещения.

Основаниями возникновения права государственной и муниципальной собственности на жилые помещения являются:

1. жилищное строительство;

2. приобретение жилья на основании гражданско-правовых договоров (купли-продажи, мены, дарения);

3. наследование жилых помещений (государство может наследовать в порядке выморочного наследства, а также муниципалитет и РФ могут быть наследниками по завещанию);

4. ликвидация юридических лиц;

5. реквизиция;

6. конфискация.

Существует еще одна классификация жилищного фонда. В зависимости от использования жилищный фонд можно разделить на 4 группы:

1. социальный,

2. индивидуальный;

3. коммерческий;

4. специализированный.

Социальный жилищный фонд формируется из жилых помещений, право на которые возникает по договору социального найма жилого помещения. Данный фонд существует в пределах государственного и муниципального жилищного фонда.

Второй вид жилищного фонда - индивидуальный , состоит из жилых помещений, принадлежащих гражданам и используемых ими для личного проживания и проживания членов их семей, а также юридическим лицам и используемый ими для проживания граждан на указанных условиях пользования (например, гражданин проживает в жилом помещении ЖК до полной выплаты паевого взноса). Раньше в законодательстве устанавливались серьезные ограничения по размерам индивидуального фонда. Эти ограничения были отменены ст. 6 Закона «Об основах федеральной жилищной политики», где было установлено, что частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размеру и стоимости.

Жилые помещения, которые используется собственниками для сдачи по договору коммерческого найма гражданам или аренды юридическим лицам с целью извлечения прибыли, можно отнести к коммерческому жилищному фонду.

Жилые помещения, которые предоставляются органами местного самоуправления или органами государственной власти для проживания отдельных категорий граждан в виде общежитий, служебных помещений и др. в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, составляют специализированный жилищный фонд .

Для более полного раскрытия данной темы и при подготовке к семинарскому занятию нужно также обратить внимание на такие вопросы: на дискуссии в юридической литературе о понятии жилого помещения, в частности споры о необходимости указания такого признака, как предназначенность; на соотношение различных видов жилого помещения (части квартиры, части дома, комнаты); об оценке в литературе упрощения процедуры перевода помещения из жилого в нежилое.

Основная литература к теме:

1. Грудцына, Л. Ю. Жилищное право России: учебник; под ред. Н. М. Коршунова. М., 2005.

2. Грудцына, Л. Ю. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации; под общ. ред. Н. М. Коршунова. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 384 с.

3. Данилов, Е. П. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. – М.: КНОРУС, 2005. – 288 с.

4. Кириченко, О. В. Жилищный фонд коммерческого использования // Современное право. 2007. № 10.

5. Крашенинников, П. В. Жилищное право. Изд. 4-е, перераб. и доп. с учетом нового Жилищного кодекса Российской Федерации – М.: «Статут», 2005. – 317 с.

6. Свердлык, Г. А. Правовой режим жилых помещений специализированного жилищного фонда // Жилищное право. 2007. № 8.

Объектом жилищных правоотношений являются жилые помещения. Жилое помещение – это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Данное определение дано в ст. 15 ЖК РФ.

При этом оно не является единственным в законодательстве РФ. В п. 10 ст. 5 УПК РФ жилым помещением назван индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

В ст. 16 ЖК РФ выделяются следующие виды жилых помещений :

1) жилой дом, часть жилого дома – жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

2) квартира, часть квартиры – квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

3) комната – часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Обратим внимание на тот факт, что в указанной статье выделено такое жилое помещение, как комната . Кроме того, в ряде статей ЖК РФ определен правовой статус коммунальной квартиры, права собственников комнат в коммунальной квартире, а также названы иные нормы, регулирующие правоотношения лиц, проживающих в данном виде жилых помещений. То есть в тексте ЖК РФ используется понятие коммунальной квартиры. Исходя из этого можно говорить о том, что коммунальная квартира также представляет собой жилое помещение, состоящее из двух и более комнат, занимаемых несколькими гражданами как по отдельным договорам найма, так и принадлежащих им на праве частной собственности.

К предоставляемому гражданам для проживания жилому помещению предъявляются определенные требования. Ранее они содержались в ст. 40, 52 ЖК РСФСР. В действующем ЖК РФ данные нормы отсутствуют. Но при этом в постановлении СМ РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», которое было принято на основании ЖК РСФСР, но тем не менее не признано утратившим силу с прекращением его действия, установлено, что жилое помещение:

1) должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям;

2) предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном субъектом Федерации, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений;

3) при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов;

4) предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств;

5) не подлежит заселению двумя и более семьями, если по своему размеру оно не обеспечивает установленных санитарных требований для проживания более одной семьи.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В ч. 2 указанного документа содержатся требования, которым, в частности, должно отвечать жилое помещение:

1) жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории;

2) несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом;

3) жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения;

4) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно– и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных;

5) инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами;

6) жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств и т.д.

В ст. 17 ЖК РФ определено назначение жилого помещения и пределы его использования . Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается.

Но при этом введена новая норма, в соответствии с которой допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами. Для того чтобы указанные лица могли воспользоваться этим правом, должны соблюдаться следующие условия:

1) это не должно нарушать прав и законных интересов других граждан;

2) это не должно нарушать требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В качестве примера можно привести соответствующие права адвоката, учредившего адвокатский кабинет, содержащиеся в ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»). Согласно ей адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

§ 2. Понятие и виды жилищных фондов, их классификация

В ст. 19 ЖК РФ раскрывается понятие жилищного фонда . Он представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. То есть в него включены жилые помещения независимо от форм собственности и целей использования (общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, дома для одиноких престарелых и т.д.). Таким образом, в состав жилищного фонда в соответствии с ЖК РФ вошли жилые помещения, которые пригодны для проживания в них и удовлетворяют потребность населения в жилье, в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от формы собственности на жилые помещения выделяют следующие категории:

1) частный жилищный фонд – это фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством). Он подразделяется на:

а) фонд, который находится в собственности граждан;

б) фонд, принадлежащий юридическим лицам, – он является построенным или приобретенным за их счет;

2) государственный жилищный фонд также классифицируется на два вида. Первый представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и второй – жилые помещения, принадлежащие на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3) муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям). Это фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. Данные жилые помещения формируют жилищные фонды социального использования и специализированный жилищный фонд.

Второй вариант классификации основывается на целях использования жилищного фонда. В этом случае он подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования – в него входят предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения. В социальный наем возможно предоставлять жилые помещения, которые входят в государственный и муниципальный жилищные фонды;

2) специализированный жилищный фонд – разделом 4 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления для проживания отдельным категориям граждан жилых помещений. Специализированный жилой фонд также формируется из государственного и муниципального жилищных фондов. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

а) служебные жилые помещения;

б) жилые помещения в общежитиях;

в) жилые помещения маневренного фонда;

г) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

д) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

е) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

ж) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

з) индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда (частные жилые дома, приватизированные квартиры, квартиры в ЖСК с выплаченной стоимостью и т.д.). Собственниками выступают юридические или физические лица. Данный вид жилищного фонда используется гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования – жилые помещения, которые входят в данную категорию, используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, могут быть предоставлены гражданам по иным договорам, а также различным лицам во владение и (или) в пользование.

§ 3. Учет жилищного фонда

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством РФ государственного учета жилищного фонда постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» было утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее – постановление Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда»).

Согласно ему основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя:

1) технический (оперативный) учет – это основа государственного учета, он осуществляется независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. Указанные организации осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики;

2) официальный статистический учет – он осуществляется Государственным комитетом РФ по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных организациями технической инвентаризации, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ. Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике. При этом важным является необходимость соответствия показателей технического учета жилищного фонда показателям официального статистического учета;

3) бухгалтерский учет – он производится в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.

Так как основу государственного учета составляет технический учет, необходимо обратить внимание на функции, которые выполняют организации, его осуществляющие, в частности БТИ:

а) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

б) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

в) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

г) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения в следующих случаях:

а) составление государственной статистической и бухгалтерской отчетности по жилищному фонду;

б) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;

г) ввод в эксплуатацию жилых строений и жилых помещений;

д) определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений;

е) регистрация товариществ собственников жилья;

ж) присвоение кадастровых номеров объектам недвижимости в жилищной сфере.

Кроме постановления Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда», порядок государственного учета жилищного фонда регулируется также Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. № 37.

Но в постановлении Правительства РФ «О государственном учете жилищного фонда» установлена основная задача государственного учета жилищного фонда в РФ. А Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях РФ. При этом требования данного нормативного акта обязательны для всех организаций технической инвентаризации.

§ 4. Эксплуатация, обслуживание и ремонт жилищного фонда

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

ЖК РФ возлагает обязанности по содержанию общего имущества на следующих лиц :

1) согласно ст. 30 ЖК РФ – на собственников жилого помещения возложено не только бремя содержания этого помещения, но и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

2) в соответствии со ст. 43 ЖК РФ – на собственника комнаты в коммунальной квартире также возложено бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором;

3) на основании ст. 65 ЖК РФ – на наймодателя жилого помещения по договору социального найма возложена обязанность, в частности, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, определенные в ст. 67 ЖК РФ, касаются использования, обеспечения сохранности, поддержания надлежащего состояния, производства текущего ремонта непосредственно того жилого помещения, которое предоставлено ему для проживания. Обязанности, касающиеся содержания общего имущества указанными лицами, в ЖК РФ не предусмотрены.

Эксплуатация и ремонт жилых помещений, входящих в состав всех видов жилищных фондов, осуществляются с обязательным соблюдением единых правил эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 (далее – Правила и нормы технической эксплуатации).

Целями обслуживания и эксплуатации являются:

1) обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности;

2) проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

3) обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Граждане, юридические лица, являющиеся нанимателями, арендаторами и собственниками жилых помещений в домах всех форм собственности, имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.

Указанные лица обязаны:

1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда, а также использовать его без ущерба для других лиц;

3) выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;

4) своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг.

Жилищно-эксплуатационные организации (а при их отсутствии – предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов) обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.

Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:

1) управление жилищным фондом:

а) организацию эксплуатации;

б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;

в) все виды работы с нанимателями и арендаторами;

2) техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предусматривает (согласно п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации):

а) техническое обслуживание (содержание) , включая диспетчерское и аварийное, – представляет собой комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств;

б) осмотры – их целью является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений;

в) подготовка к сезонной эксплуатации – ее целью является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

Устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо– и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

Привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

Обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов;

г) текущий ремонт – это ремонт занимаемых жилых комнат и вспомогательных помещений, он выражается в производстве, например, таких работ, как: побелка потолков, окраска стен или оклейка обоями, окраска подоконников, вставка стекол и т.д. Текущий ремонт нанимателями жилых помещений по договорам социального найма производится на условиях и в порядке, определяемых договором и ЖК РФ.

Он включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Работы по текущему ремонту подразделяются на:

Планируемые – к ним относятся периодические осмотры и профилактический ремонт;

Непредвиденные – устранение мелких повреждений и неисправностей по заявкам жильцов, устранение последствий аварий и стихийных бедствий, проведение внеочередных осмотров после стихийных бедствий и аварий.

Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда;

д) капитальный ремонт выражается в восстановлении в период службы жилых зданий отдельных износившихся конструкций и оборудования дома. В результате капитального ремонта происходит ликвидация или уменьшение физического износа конструкций и инженерного оборудования жилого дома. Капитальному ремонту может быть подвергнут жилой дом в целом либо только отдельные его элементы: подъезды, этажи и т.д. При его проведении следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок. Так как согласно ЖК РФ проведение капитального ремонта является обязанностью най-модателя жилого помещения по договору социального найма, то согласно ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, именно наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

В целом система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.;

3) санитарное содержание:

а) уборка мест общего пользования (содержание лестничных клеток, чердаков, подвалов и технических подполий);

б) уборка мест придомовой территории (площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий) должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами;

в) уход за зелеными насаждениями, озеленение – оно выполняется после очистки территории от остатков строительных материалов, мусора, прокладки подземных коммуникаций и сооружений, прокладки дорог, проездов, тротуаров, устройства площадок и оград.

Владельцы озелененных территорий обязаны: а) обеспечить сохранность насаждений;

б) в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;

в) не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;

г) новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке, со строгим соблюдением агротехнических условий;

д) во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом;

е) при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет.

Граждане обязаны бережно относиться к объектам благоустройства и зеленым насаждениям, соблюдать правила содержания придомовой территории, не допускать ее загрязнения.

Запрещается на придомовой территории производить мойку автомашин и иных транспортных средств, слив бензина и масел, регулировать сигналы, тормоза и двигатели.

Таким образом, эксплуатация, управление, техническое обслуживание жилых домов представляют собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов недвижимости, сохранение их функционального назначения. Эта система должна быть направлена на предупреждение их преждевременного износа и обеспечение надежного функционирования.