Экономика Бурятии: постиндустриальное развитие или тотальный кризис? Промышленность строительных материалов представлена предприятиями по производству цемента, железобетонных конструкций, строительного кирпича и шифера. К наиболее крупным и динамично разв

Итоги года подвели в министерстве экономики Бурятии. Объем валового регионального продукта оценивается в этом году в 215,2 миллиардов рублей. В сопоставимых ценах ВРП останется примерно на уровне прошлого года (99,1% к уровню 2016 года). «Главная задача, которую мы решали в 2017 году - создать макроэкономические и, главное, институциональные условия для экономического роста и повышения уровня благосостояния населения республики», сообщили в ведомстве корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ».

По большинству отраслей обрабатывающей промышленности наблюдается позитивная динамика. Высокие темпы роста показывают предприятия текстильной промышленности (+64%) и по производству готовых металлических изделий (+84,1%). В то же время отрицательный вклад дает отрасль транспортного машиностроения (индекс производства по итогам 2017 года ожидается на уровне 73,5 процентов), что связано с неподтверждением в полном объеме предварительного портфеля заказов по экспортным поставкам продукции Улан-Удэнского авиазавода. В рамках федеральной программы развития санитарной авиации завод приступил в производству машин, поставка которых будет уже в 2018 году, также на следующий год есть контракт с индийской компанией Vectra Grou.

В текущем году неплохих результатов добились угледобывающие предприятия. Рост по отрасли по итогам года оценивается в 125,7 процентов к уровню 2016 года. Наращивает объемы производства Разрез Тугнуйский, на Никольском месторождении, в настоящее время добыто уже более 800 тысяч тонн, по году планируется выйти на миллион тонн.

Одним из факторов, оказывающих сдерживающее влияние на экономику, является сельское хозяйство. Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2017 года составит более 17 миллиардов рублей. Темп производства оценивается в пределах 99 процентов к уровню 2016 года, - отметили в ведомстве.

Общий объем отгруженных товаров собственного производства, в Бурятии по итогам 11 месяцев составил 9,54 миллиарда рублей, что выше аналогичного уровня прошлого года на 9%. Индекс производства пищевых продуктов составил 104,9 %, индекс производства напитков-112,3 %. За год увеличилось производство сливочного масла (119,9 %), жидкого обработанного молока (118,6 %), сыров и сырных продуктов (111,1 %), колбасных изделий (103,4 %), мясных полуфабрикатов (124,3 %), кондитерских изделий (120,5 %), безалкогольных напитков (121 %), минеральной воды (117,1 %), пива (103,8 %).

Ежегодные инвестиции в основной капитал в пищевой промышленности составляют свыше 300 миллионов рублей. За 9 месяцев текущего года предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выделили 287,4 млн. руб. инвестиций (что на 4,4 % выше соответствующего уровня 2016 г.), при этом большая часть их направлена на модернизацию существующих и ввод в эксплуатацию новых производств, внедрение современных технологий, обеспечивающих энергосберегающее производство.

С начала 2017 года были открыты новые и расширены действующие производства: ИП Дубшанов С.Б. (новое хлебопекарное производство в Кижингинском районе), ИП Молокова И.М. (расширение хлебопекарного производства, Кижингинский район), ООО «МПК «Эко-Фуд» (новый кондитерский цех в Улан-Удэ), ООО «Хлебушек» (цех по производству слоеных кондитерских изделий в Улан-Удэ), ООО «Хлебные традиции»(цех по производству мяса и колбасных изделий в Мухоршибирском районе), ИП Мункуев Ч.Б. (цех мясных полуфабрикатов, Джидинский район) и другие.

Строительство: темпы растут, ввод жилья падает

Высокие темпы роста отмечены и в строительном секторе. Объем строительных работ по итогам года может составить порядка 20 миллиардов рублей, индекс производства 127,0%. Значительный вклад внесла активизация дорожного строительства в рамках Президентского приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Введены в эксплуатацию после капремонта и реконструкции три моста, к концу года будет введено еще три мостовых перехода. Также в республике завершается реализации федеральной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Как ожидается, в 2018 году уже будет принята новая аналогичная программа.

Вместе с тем, в целом объемы жилищного строительства снижаются. Так, на текущий момент построено и введено 190,6 тысяч квадратных метров жилья, что на 20,9 процентов меньше чем в 2016 году. На долю индивидуального жилищного строительства приходится 57% от введенной общей площади жилья. Снижение обусловлено, в том числе, отсутствием достаточных оборотных средств у строительных организаций и низкой покупательской способностью на рынке жилья.

Так, в Улан-Удэ в этом году ввод жилья сократился на 66%. Показатели со 166 тысяч квадратных метров в 2016 году упали до 110 тысяч квадратных метров в 2017 году, сообщил в ходе интернет-конференции на сайте Восток-Телеинформ мэр столицы Бурятии Александр Голков.

Это связано с рядом объективных причин: не введен в эксплуатацию ряд «проблемных» жилых домов, высокие процентные ставки по кредитованию застройщиков, высокая стоимость подключения к тепловым сетям и т.д. Да и платежеспособность населения, к сожалению, снизилась, не каждый может позволить себе купить новое жилье или взять ипотеку. Больше всего нового жилья строится в Октябрьском районе, особенно в интенсивно развивающихся сотых кварталах, - отметил мэр.

Что касается расселения аварийных домов в центре города, то оно проводится за счет инвесторов в рамках муниципальной программы по развитию застроенных территорий, подчеркнул он. В этом году заключен договор о развитии застроенной территории по ул. Смолина и Партизанская площадью 9 тысяч квадратных метров с ООО «Бургражданстрой». В рамках этого договора планируется расселить жилые дома по ул. Смолина, 67 Б, Партизанской, 21 и 23. Этот же инвестор уже расселил два жилых дома на Смолина, на их месте построен новый жилой комплекс. Также расселены аварийные дома в границах улиц Смолина, Свердлова и Банзарова, на их месте сейчас также построен жилой комплекс. Кроме того, другим инвестором - ООО «Бестплюс» - ведется расселение трёх жилых домов по ул. Модогоева. Там также планируется строительство многоквартирного дома.

Вертолеты и Монголия

Объем внешнеторгового оборота Республики Бурятия в 2017 году составит, по оценке, 785,4 миллионов долларов США. По сравнению с 2016 годом ожидается сокращение показателей на 22,9 процента, сообщили корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ» в министерстве экономики Бурятии.

В республике ожидается сокращение объемов экспорта на 25,3 процентов - до 716,7 миллионов долларов США. Основное влияние на результаты внешней торговли республики в 2017 году оказало снижение мирового спроса на вертолетную технику, в результате чего доля не сырьевого экспорта в общем объеме экспорта республики в 2017 году по оценке составит 21,9 процентов против 47,7 процентов в 2016 году.

Вместе с тем, в 2017 году к уровню 2016 года ожидается рост по следующим позициям: «древесина и изделия из нее» на 22,5%, «минеральная продукция» на 12,9%, «продовольствие» на 0,7 процента.

Следует отметить, что показатели внешнеторговой деятельности республики за 2017 год будут скорректированы на основании официальных статистических данных в феврале 2018 года, - отметили в министерстве.

В течение ряда лет республика экспортирует вертолеты, запасные части и комплектующие изделия к ним, уголь, круглый лес, пиломатериалы, картон, продукты питания. Ввозятся в республику двигатели авиационные, технологическое оборудование, транспортные средства (дорожно-строительная техника, тракторы), сезонные фрукты и овощи. Всего, по предварительным данным, количество стран – партнеров республики насчитывается свыше 50. Традиционными торговыми партнерами республики являются Китай и Монголия, доля которых в объеме внешнеторгового оборота на протяжении ряда лет составляла от 30 до 50%.

Так, по итогам 10 месяцев текущего года внешнеторговый оборот Бурятии с Монголией составил 32,4 миллиона долларов США, с ростом к уровню прошлого года на 15,1 процентов, экспорт увеличился на 16,4 процента.

Как пояснили специалисты министерства экономики Бурятии, увеличение внешнеторгового оборота Бурятии с Монголией связано с ростом объемов поставок товаров, как в физическом, так и в стоимостном выражении, в том числе с открытием в 2017 году в году Улан-Батор сети гипермаркетов «Абсолют». В торговле с Монголией преобладают продукты питания. Так, в Бурятию традиционно ввозятся из Монголии мясо (говядина, конина) и трикотажные изделия из шерсти. Поставляется в Монголию широкая линейка продуктов питания, как местных производителей, так и российского производства, а также производственное технологическое оборудование, двигатели, запасные части к ним.

Турзона: кто станет главным?

На рынке туризма Бурятии отмечается устойчивая положительная динамика. В этом году по оценке число туристских прибытий составит 1,1 миллион человек, а количество оказанных им платных услуг – 2,5 млрд. рублей. Продолжаются мероприятия по созданию четырех туристских кластеров «Кяхта», «Байкальский», «Тункинская долина», «Подлеморье», которые включены в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)».

Сдвинулся в этом году с мертвой точки и вопрос об особой экономической зоне «Байкальская гавань». Напомним, в апреле этого года стало известно, что проект больше не получит федеральных денег: об этом решении стало известно на совещании глав регионов с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком. Федеральный бюджет, отметили российские чиновники, не справится с дальнейшим развитием федеральных ОЭЗ различного типа, и потому решено передать ОЭЗ регионам в том виде, в котором они сегодня находятся. По результатам проверки деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления ОЭЗ в Бурятии и Иркутской области в 2014 и 2015 годах ОЭЗ Счетная палата России отметила, что за десять лет существования ОЭЗ они так и не стали «действенным инструментом поддержки национальной экономики».

3 сентября на своей пресс-конференции ситуацию с особой экономической зоной «Байкальская гавань» прокомментировал господин Цыденов. Он подчеркнул, что Бурятия сохранила ОЭЗ и взяла на себя ее содержание и эксплуатацию и теперь ведет переговоры даже об увеличении ее территории. Позднее в республике в целях создания акционерного общества ОЭЗ «Байкальская гавань» выделили бюджетные средства на внесение в уставной капитал в сумме 5 миллионов рублей в 2017 году и по 60 миллионов в 2018 и 2019 году.

Перспективность турзоны и эффективность подобного расходования бюджетных денег вызвала у депутатов местного парламента. По их словам, несмотря на то, что в проект турзоны уже вложено 4,86 миллиарда рублей, в том числе 1,77 миллиарда из республиканского бюджета, пока «Байкальская гавань» далека от самоокупаемости. С тем, что плановых показателей достигнуть пока не удалось, руководитель особой экономической зоны «Байкальская гавань» Игорь Оленников согласился. «На сегодняшний день зарегистрировано 12 резидентов. Еще три компании прошли стадию экспертного совета и скоро тоже получат статус резидента. Заявлено 12 миллиардов рублей инвестиций, по факту вложено лишь 164 миллиона рублей», - отметил он.

Акционерное общество, тем не менее, создали, а в октябре объявили конкурс на должность генерального общества «Особая экономическая зона «Байкальская гавань». На нее претендует 17 человек.

Марина Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Подробнее: Экономика Бурятии

Республика Бурятия относится к числу регионов России с индустриально-аграрным типом экономики. Экономическое развитие: Общий валовой региональный продукт (ВРП) Республики Бурятия в 2012г. составил 167 млрд руб. По этому показателю Бурятия занимает 60-е место в России, между Ненецким АО и Новгородской обл. По душевому показателю валового регионального продукта (ВРП) Республика Бурятия занимает 47-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации, между респ. Мордовия и Орловской обл. В 2011г. валовой доход на душу населения составил 159,2 тыс. руб.(10684$ по индексу покупательной способности, что примерно соответствует показателям Сербии, Ирана и ЮАР).

  • Перспективы развития экономики

Согласно оценке правительства Бурятии социально-экономического развития республики на плановый период до 2015 года, к 2015 году валовой региональный продукт (ВРП) увеличится по сравнению с 2011 годом на 16,2 - 20,6 процентов. По более оптимистичному сценарию ВРП может достичь 236,3 миллиардов рублей, что составит 120,6 процентов к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В производстве и распределение электроэнергии, газа и воды темп роста прогнозируется на уровне 121,9 - 128,7 процентов. Темп роста инвестиций в базовый капитал в 2015 году к уровню 2011 года прогнозируется на уровне 120,9 - 136,9 процентов. Среднедушевые денежные доходы увеличатся к уровню 2011 года в 1,2 - 1,3 раза и составят порядка 18,6 - 19,9 тысяч рублей. Ежегодный рост реальных располагаемых денежных доходов до 2015г составит 1,7 - 4,2 процента.

В структуре ВРП максимальную долю имеют отрасли, производящие услуги (46%): из них более половины (54,5%) обеспечивает транспорт, 28% - торговля и общественное питание, 3% - связь. На долю отраслей, производящих товары, приходится 33,1% ВРП, из которых около 60% обеспечивает промышленность, примерно 27% - сельское и лесное хозяйство, 15% строительство. Прочие отрасли составляют 20,9% в структуре ВРП региона.

Энергетика

Топливно-энергетический комплекс играет особую роль в обеспечении устойчивого и эффективного развития народного хозяйства республики, являясь одной из приоритетных отраслей экономики региона. Её состояние и тенденции развития тесно связаны с развитием других отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и населения. Значение ТЭК особенно возрастает в период реформирования народного хозяйства Республики Бурятия. Сегодня топливно-энергетический комплекс занимает наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности. Это связано с существенной трансформацией народного хозяйства республики, произошедшей за годы реформ. Если ранее в республике отраслями специализации являлись машиностроение и лёгкая промышленность, то сегодня наибольший удельный вес приходится на предприятия электроэнергетики и топливной промышленности 39,1 %, 11,6 % следовательно.

  • Электроэнергетика

Электростанциями Бурятии выработано 5250,5 млн квт.часов электроэнергии. Основными производителями являются АО «Гусинозёрская ГРЭС» (87%), АО «Бурятэнерго» (9%). На их долю приходится 96% произведённой в республике электроэнергии. Оба предприятия входят в состав РАО «ЕЭС России». Основу электроэнергетики Бурятии составляют: Гусиноозёрская ГРЭС, Улан-Удэнские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ,ТЭЦ Селенгинского ЦКК, и, кроме этого, четыре малых электростанции - Усть-Баргузинская и Баргузинская дизельные электростанции, Курумканская ПАЭС, Багдаринская ПАЭС. Также имеются 133 стационарных промышленных электрогенератора и 71 передвижной промышленный электрогенератор с общей мощностью 1,5 млн.квт.ч, в основном принадлежащие горнодобывающим предприятиям. Но в тоже время несмотря на собственное производство электроэнергии, её недостаточно для удовлетворения потребностей всех отраслей народного хозяйства республики. Дефицит электрической мощности покрывается от ОЭС Сибири по воздушным линиям 222 кВ "Иркутск-Бурятия- Чита" в размере 374 МВТ, Иркутск-Бурятия (БАМ) - 90 МВТ.

    • Улан-Удэнская ТЭЦ-1 -- одно из старейших предприятий ТЭК Бурятии, имеет устаревшее производственное оборудование, требующее большого объёма периодических ремонтных работ. Установленная мощность ТЭЦ-1 по производству электроэнергии - 122 МВт, выработка электроэнергии-399,1 млн кВт*ч что составляет 8% от суммарной установленной мощности всех электростанций республики и обеспечивает 10% всей выработки электроэнергии в Бурятии.
    • Гусиноозёрская ГРЭС - тепловая электростанция, расположена в Загустайской долине в городе Гусиноозёрск, на берегу Гусиного озера. Проектная мощность ГРЭС составляет 1200 МВт (6 энергоблоков по 200 МВт каждый). За 2013 год выработка электроэнергии увеличилась на 6,1% по сравнению с предыдущим годом и составила 4820 млн кВт*ч Вторая дымовая труба электростанции достигает высоты 330 метров и входит в число 25-ти высочайших труб мира.
    • ТЭЦ Селенгинского ЦКК с установленной мощностью - 33 МВт.
  • Теплоэнергетика

На долю АО "Бурятэнерго" приходится 68 процентов произведённой в Бурятии теплоэнергии, АО "Гусиноозёрская ГРЭС" -12 процентов теплоэнергии. Теплоснабжение промышленных и коммунально-бытовых потребителей г. Улан-Удэ, п. Каменск осуществляется от 3 ТЭЦ (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ). Также в районах республики и г. Улан-Удэ функционируют 625 котельных (из них 35 котельных в г.Улан-Удэ). Производство теплоэнергии в Бурятии: ТЭЦ-1 --1606,1 тыс. Гкал, ТЭЦ-2 --933,2 тыс. Гкал, Гусиноозёрская ГРЭС-406 тыс. Гкал, Тимлюйская ТЭЦ-78 тыс. Гкал, 35 котельных в г.Улан-Удэ-411,2 тыс. Гкал, ТЭЦ Селенгинского ЦКК обеспечивает теплоснабжением 143 жилых дома с населением 11 040 человек.

Транспорт

Большая часть территории Бурятии характеризуется крайне слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием.

  • Автомобильный транспорт в Бурятии

Бурятия. Трасса "Байкал"

В Республике Бурятия весьма развит автомобильный транспорт общего пользования, которым в 2009 году перевезено более 59010 тыс. человек и 933 тыс. тонн грузов. Общая протяжённость автодорог в Бурятии более 14 тыс. км.

Через республику проходят автодороги федерального значения Р258 (М55) «Байкал» Иркутск - Чита, А340 (А165) Улан-Удэ–Кяхта–Монголия (КПП «Кяхта – Алтанбулаг») и автодорога А333 (А164) Култук - Монды, проходящая через границу Монголии к озеру Хубсугул (КПП «Монды – Ханх»). На федеральных дорогах достаточно автозаправок и придорожного сервиса.

Общая протяжённость автодорог федерального значения составляет 827 км, 3327 км – регионального значения, и 4132 км – местного значения. Дороги федерального значения все асфальтобетонные. Из дорог регионального значения: асфальтобетонные дороги - 1997,5 км, гравийные и щебеночные дороги - 1257,7 км, грунтовые дороги-280,2 км. На автомобильных дорогах Бурятии находится 4 паромные переправы и 461 мост общей длиной 15428 метров. 24% этих мостов находятся в аварийном состоянии и требуют незамедлительного проведения капитального ремонта, реконструкции и перестройки. Доля дорог Бурятии общего пользования местного значения, не отвечающая нормативным требованиям, по данным замминистра транспорта и дорожного хозяйства РБ, составляет 72,3%, при том по некоторым муниципальным образованиям, таким как Баунтовский, Тункинский районы, этот показатель составляет 100%, а в Тарбагатайском районе – 90,8%.

Бурятия. Трасса "Байкал"

    • Р258 «Байкал» - федеральная автомагистраль Иркутск - Улан-Удэ - Чита. Дорога проходит по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. На основном протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 м (встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием). Протяжённость - 1 113 километров. Техническая категория - III, IV, в основном IV, характеризуется сложным рельефом, многочисленные участки, не соответствующие IV категории, как правило, это крутые негабаритные повороты, затяжные спуски, закрытая горизонтальная и вертикальная видимости. Расчётная интенсивность движения - 6 511 автомобилей в сутки. Расчётная скорость движения - 90 км/час, имеются многочисленные протяжённые участки с ограничениями скорости, в основном 50 и 40 км/ч.

  • Железнодорожный транспорт в Бурятии

По территории республики проходят Транссибирская железная дорога (г. Улан-Удэ - узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги), Байкало-Амурская магистраль. Протяжённость железнодорожных путей в Бурятии составляет 2044 км.

    • Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) - составная часть Транссиба. Включает южную линию на Монголию Улан-Удэ - Наушки. Идея сооружения дороги через малозаселённую и почти не исследованную область Восточной Сибири была высказана в 70-е - 80-е годы XIX века. В 1893 году был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги. Летом 1900 года было открыто сквозное движение от Иркутска до Сретенска (в настоящее время - город в Забайкальском крае). В состав дороги также входит часть Байкало-Амурской железной дороги (БАМ).

Ледокол-паром "Байкал"

    • Байкальская железнодорожная переправа.В начале 1895 года по предложению министра путей сообщения князя Хилкова было начато строительство железнодорожной паромной переправы через озеро Байкал для Транссибирской магистрали. Для этого 30 декабря 1895 года был заключён контракт с английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К» на производство в разобранном виде парома-ледокола. Весной 1896 года ледокол был в разобранном виде доставлен для сборки в село Лиственичное. После трёх лет постройки он был спущен на воду 17 июня 1899 года. Пассажировместимость "Байкала" составляла 300 чел., регистровый тоннаж-27 товарных двухосных ж.д. вагонов (до 800 т.). 24 апреля 1900 года паром «Байкал» водоизмещением 3470 т совершил свой первый рабочий рейс, имея на борту 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза. 10 октября 1901 года «Байкальская железнодорожная переправа» была официально принята в эксплуатацию. С января 1901 года, после окончания навигации «Байкала» и «Ангары», начала действовать железная дорога, проложенная по льду. Вагоны по ней перегонялись поштучно на гужевой тяге.Особенно интенсивно ледовые трассы действовали во время Русско-японской войны.. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Байкал» и позднее построенная «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. После этого паромная переправа действовала как резервная, обеспечивая бесперебойное прохождение поездов по магистрали.

    • Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - название, использовавшееся во время постройки и первых годов эксплуатации по отношению к участку железной дороги от станции Байкал (Иркутская обл.) до станции Мысовая (г.Бабушкин, Респ. Бурятия) протяжённостью 260 километров (ныне этот участок входит в состав Восточно-Сибирской железной дороги). Строительство участка Кругобайкальской железной дороги на восточном берегу началось в конце 1899 года. На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ. При строительстве КБЖД быстро использовалась иностранная рабочая сила - албанцев, поляков, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей. Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок - Итальянской. Строительство велось практически вручную. Работы по строительству магистрали были ускорены в связи с началом Русско-японской войны 1904-1905 годов. Рабочее движение поездов по маршруту Кругобайкальской железной дороги началось 18 сентября (1 октября) 1904 года, а 16 (29) октября 1905 года дорога была принята в постоянную эксплуатацию. Длина магистрали в окончательном её виде от станции Байкал до Мысовой составила 244 версты (260 км). Итоговая стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги составила около 130 тыс. руб. (по сравнению с 93 тыс. руб. на остальных отрезках Транссиба)
    • Байкало-Амурская магистраль пересекает Республику в её северной части и проходит через Северомуйский тоннель. От Усть-Кута (Иркутская обл.) до станции Таксимо (Респ. Бурятия) дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (25 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге. 25.11.2013 на перегоне Таксимо – Лодья уложены первые 375 метров второй ветки Байкало-Амурской магистрали в восточном направлении. В рамках проекта по постройке второго пути БАМа предполагается обеспечить пропуск грузопотоков к 2015 году до 38 млн тонн в год, а к 2020 году – до 54 млн тонн в год, против сегодняшних 16 млн тонн. До конца 2013 года планируется смонтировать на звеносборочной базе в Таксимо и уложить 20 километров 300 метров рельсо-шпальной решётки. Корпорация «Металлы Восточной Сибири» начинающая разработку Озёрного свинцово-цинкового месторождения в Еравнинском районе, предполагает строительство 165 км железной дороги от станции Могзон на Транссибе до месторождения. По предварительной оценке, строительство обойдется в 5 – 7 млрд руб. После есть планы продлить ветку до Нового Уояна на БАМе, чтобы вывозить металлы и руду по двум магистралям. Корпорация намерена инвестировать в строительство железнодорожной инфраструктуры в Республике Бурятия до 25% необходимых средств. Сейчас корпорация ведёт переговоры с МЭРТ, ОАО «РЖД», Росатомом о возможном долевом участии в проекте. Кроме того, технический директор сообщил, что группа рассчитывает привлечь средства из Инвестиционного фонда РФ.
    • Северомуйский тоннель - железнодорожный тоннель в России на Байкало-Амурской магистрали, открытый 5 декабря 2003 года. Своё название тоннель получил по имени Северо-Муйского горного хребта в Бурятии, который он пронзает насквозь. По протяжённости (15 343 м) тоннель является самым длинным железнодорожным тоннелем в России. Строительство Северомуйского тоннеля продолжалось с перерывами 26 лет. Расчётный срок эксплуатации тоннеля оценивается в 100 лет.
    • Хандагатайская узкоколейная железная дорога--- крупнейшая по протяжённости магистральной линии среди действовавших в 1990-е годы российских узкоколейных железных дорог колеи 750 мм. Расстояние от станции Карымка (посёлок Новоильинск Заиграевского р-на, 110 км восточнее Улан-Удэ) до станции Заза (Еравнинский район) составляло 260 километров. Первый участок этой дороги был открыт в 1934 году. Главной станцией стала станция Карымка, где весь доставленный по узкоколейной железной дороге лес перегружался в вагоны широкой колеи (станция Новоильинский на Транссибирской магистрали). Вдоль её линий находилось много лесных посёлков, где проживали лесозаготовители. В 1980-х годах строительство новых линий всё ещё продолжалось. По имеющимся данным, самый дальний участок со станцией Заза не был введён в эксплуатацию, не смотря на то, что и значился во всех официальных документах. Гораздо успешнее развивалась южная, «Хуртэйская» линия (Кижингинский район). Последний участок Михайловка - Хуртэй был открыт в конце 1980-х годов. В скором времени после этого стал активно обсуждаться проект перестройки линии узкоколейной железной дороги на широкую колею. Но до реальных строительных работ дело не дошло. В 1998 году было решено разобрать 188 из 260 километров основной магистрали от Карымки к станциям Барун-Эгита и Заза. По сведениям на 2003 год, движение на части линий Хандатайской узкоколейной железной дороги сохраняется (возможно, на всём протяжении от Карымки до Хуртэя). Кроме вывозки леса, налажена также перевозка флюорита с месторождения «Осеннее».
  • """Авиационный транспорт в Бурятии"""

Эмблема аэропорта "Байкал"

    • Международный аэропорт "Байкал"-международный аэропорт города Улан-Удэ. Расположен в пределах городского округа Улан-Удэ, в 15 км западнее от центра города, и в 75 км к юго-востоку от озера Байкал. Народным Хуралом Республики Бурятия в 2008 году аэропорту было присвоено название Байкал (ныне оно используется в разговорной речи и в региональных СМИ), но в тоже время по состоянию на 2013 год на федеральном уровне аэропорт по-прежнему называется Улан-Удэ (Мухино). Выполняет функции аэропорта федерального значения, является базовым аэропортом для воздушного сообщения с труднодоступными и отдалёнными районами Республики Бурятия. Имеет три ВПП (1-бетонную и 2 -грунтовые) длиной до 2997м и шириной до 100м. Пассажирооборот 300 654 чел. в год.

Из аэропорта выполняются прямые ежедневные рейсы в Москву, а также регулярные рейсы в города Восточной Сибири.

Из аэропорта "Байкал" совершаются международные рейсы в Пекин, Маньчжурию (КНР), Камрань (Вьетнам), Анталью (Турция), Бангкок (Таиланд).

В аэропорту "Байкал" базируются две авиакомпании-- ПАНХ и Бурятские авиалинии.

Бурятские авиалинии-авиакомпания, базирующаяся в Улан-Удэ и выполняющая чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Основана в 1992 году. Выполняет как ближние так и дальние рейсы. Авиакомпания эксплуатирует воздушные суда следующих типов: Ан-24Б -1 шт. Ан-24РВ -3 шт. (все самолёты Ан-24 оснащены дополнительными топливными баками), Ан-2 -4 шт., вертолёты Ми-8Т -5 шт., Ту-154М, Ил-62М, Ан-26, Л-410.

ООО "Авиационная компания "ПАНХ"-российская авиационная компания, базирующаяся в Улан-Удэ и выполняющая чартерные и регулярные пассажирские и грузовые перевозки. Специализируется на внутриреспубликанских и ближнемагистральных перелётах. Основана в 2009 году. С момента основания авиационная компания «ПАНХ» выполняет работы по обнаружению, ликвидации пожаров и охране лесов, по обучению десантников-пожарных, санитарные перевозки по труднодоступным населённым пунктам, аэрофотосъёмки. Авиакомпания эксплуатирует воздушные суда следующих типов: Cessna 208 - 3 шт., Ан-2 - 12 шт.

В районных центрах находятся малые аэропорты для республиканского авиасообщения. Воздушное сообщение затруднено вследствие износа парка региональных самолётов и инфраструктуры местных аэропортов.

  • Речной транспорт в Бурятии

Восточно-Сибирское речное пароходство--- компания, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки речным транспортом в Иркутской области и республике Бурятия. Восточно-Сибирское Речное пароходство является главным грузоперевозчиком по водным путям Ангары, Байкала и его притоков - Селенги, Верхней Ангары. По своей сути, является естественным монополистом, обладает полным комплектом имущества, необходимого для оказания услуг по основной деятельности. Флот компании состоит из 142 самоходных судов. Деятельность Восточно-Сибирского речного пароходства простирается на территории в несколько тысяч квадратных километров и связана с функционированием таких субъектов Российской Федерации как Иркутская область, Бурятия. В Бурятии по р.Селенга судоходство осуществляется до города Сухэ-Батора (Монголия). Верхняя Ангара большую часть течёт по заболоченной Ангарской котловине и имеет равнинный характер, в низовьях судоходна. Судоходство по Байкалу ведётся с 17 века, В 1643 году пятидесятник Курбат Иванов вышел на побережье Байкала. Казаки построили лёгкие гребные суда, переправились через пролив и высадились на остров Ольхон. В 1648 году боярский сын Иван Похабов из Ангары через Байкал и Селенгу совершил поход в Монголию. В 1650-е годы на Байкале мастера из Архангельска, с Белого моря и средней Волги строят кочи, касовки, дощаники. Строятся суда для военных экспедиций П. И. Бекетова (1652 год) и Василия Красильникова (1655 год). В 1738 году на Байкале был спущен на воду первый военный бот. На Байкале действовали пираты. Разбойники грабили как купеческие суда, так и небольшие ярмарки. Самым известным байкальским пиратом был разбойник по кличке Сохатый.

Первая навигация первого парохода в Сибири началась 26 июня 1844 года. Кроме рейсирования на основной линии Лиственничное - Посольск, пароходы совершали рейсы к устью Селенги за грузом чая, в Туркинские минеральные воды, в Баргузин и Верхнеангарск за рыбой.

21 ноября 1924 года Савнарком РСФСР принял решение о выделении из Амурского госпароходства Селенгинского государственного пароходства. Правление Селенгинского госпароходства находилось в Верхнеудинске (Улан-Удэ). При образовании Селенгинское пароходство имело в своём распоряжении: на Селенге пароходы «Бурлак», «Спартак», «Ульянов» и «Кооператор», 6 барж. На Байкале пароходы «Ангара», «Лейтенант Шмидт» и «Кругобайкалец», 4 баржи. На Ангаре пароходы "Владимир Ленин", "Бурят" и "Тарзан". 10 барж. В 1930-е годы речники пароходства осуществляли большую программу по созданию мощной материально-технической базы пароходства. В это же время строятся пристани: Иркутск, Зарянск, Макарьево, Улан-Удэ и порт Байкал. В эти же годы начались перевозки для Монгольской Народной Республики по рекам: Селенга, Орхон, озеру Косоюл. Был построен специальный флот для загранперевозок. С началом строительства Байкало-Амурской магистрали судами порта Байкал для БАМа было перевезено свыше 840 тысяч тонн грузов, большая группа работников пароходства была награждена медалями. В 1960-е - 1970-е годы был полностью заменён паровой флот на Байкале на металлический несамоходный флот, появились суда с комплексной автоматизацией.

  • Городской транспорт в Бурятии

Городской транспорт включает трамвай, автобус, маршрутное такси. Перевозка пассажиров осуществляется по 71 автобусному и 4 трамвайным маршрутам. В Улан-Удэ ежегодно перевозится до 100 миллионов пассажиров. Ежедневно услугами пассажирского транспорта пользуются более 270 тысяч горожан. До 70 % пассажиров перевозится частным транспортом.

Общая численность автомобильного транспорта - 2015 единиц. В том числе --90 автобусов МУП «Городские маршруты» и 51 - ОАО «Городские маршруты», 85 частных автобусов большой и средней вместимости, 1800 автобусов малой вместимости.

Ежедневно на линию выходят 1340 единиц автобусов. В том числе 140 автобусов большой и средней вместимости, 1200 автобусов малой вместимости, 45 трамвайных вагонов (в парке МУП «Управление трамвая» имеется 65 единиц)

Промышленность

Основу промышленного комплекса Республики Бурятия на сегодняшний день составляют машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая и топливная промышленность,лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, на долю которых приходится 95,1% валового объёма производимой в Бурятии промышленной продукции. В 1923 году, когда образовалась Бурят-Монгольская АССР, на её территории насчитывалось 17 мелких промышленных предприятий, на которых было занято всего 854 рабочих. Удельный вес промышленности в народном хозяйстве составлял 11,6 %.

В настоящее время ведущей сферой экономики республики является промышленность, обеспечивающая производство порядка 27 % валового регионального продукта. До 30 % трудовых ресурсов материального производства приходится на промышленность. Всего в промышленности насчитывается чуть более 1600 предприятий. Основу отрасли образуют примерно 147 крупных и средних предприятий, на которых сосредоточен её основной производственный потенциал и занято около 52,3 тыс. человек. Промышленность опережает другие отрасли хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объёму основных фондов.

В настоящее время Бурятия производит и экспортирует авиационную технику, мостовые металлические конструкции, древесину, целлюлозу, картон, упаковку, шерстяные ткани, строительные материалы, электрооборудование, мясные консервы, макароны, ликёроводочные изделия, цемент и многое многое другое.

В Республике Бурятия находится одно из крупнейших в России предприятий, производящие мясные консервы - ООО «Бурятмясопром». Оно обеспечивает одну треть потребностей России в мясных консервах.

В будущем (начиная с 30-х годов XXI века) Бурятия может превратиться в мирового лидера в производстве топлива будущего - водорода. По оценке учёных в Бурятии в Тункинской впадине можно добывать водород, эквивалентный 200 млн тонн условного топлива в год.

Крупнейшие промышленные предприятия: ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Бурятзолото», ГУП «Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»,ОАО «Селенгинский целлюлозо-картонный комбинат», ОАО «Байкальская лесная компания», ОАО «Разрез Тугнуйский», ОАО «Бурятмясопром», ЗАО Кондитерская фабрика «Амта», ОАО «Байкалфарм», ОАО «Макбур», ООО «Тимлюйский цементый завод» .

  • Машиностроение и металлообработка

Подробнее: Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность Бурятии

Доля отрасли в объёме промышленного производства Бурятии максимальна и составляет 36,2%. Объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса Республики Бурятия по итогам 2007 года составил 13179 млн руб. или 34,2% от объёма отгруженной продукции по промышленности республики в целом. Решающую роль в выполнении программного задания 2007г. и далее росте объёмов производства в машиностроении сыграла реализация стратегических планов развития крупнейших организаций отрасли ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", Улан-Удэнский ЛВРЗ-филиал ОАО "РЖД", ЗАО "Улан-Удэстальмост", ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение". В результате реформирования ОАО "Улан-Удэнский завод "Теплоприбор" и ОАО "Улан-Удэнский судостроительный завод" созданы ЗАО "Завод Теплоприбор Комплект" и ЗАО "Байкальская судостроительная компания" с сохранением профильных производств. В структуре машиностроения региона всегда была высока доля оборонных производств. К сегодняшнему дню число предприятий оборонного машиностроения значительно сократилось (в их числе предприятия авиационного и энергетического приборостроения, производство ЭВМ, телевизоров и некоторые другие).

  • Горнодобывающая промышленность

Подробнее: Горнодобывающая промышленность Бурятии

Сельское хозяйство

Агропромышленным комплексом Бурятии производится значительная часть продовольствия Восточной Сибири. Уникальное сочетание южных широт, доступности водных ресурсов и прекрасных почв даёт основу активному развитию сельского хозяйства Республики.

Местные ресурсы сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой промышленности, представленной предприятиями по производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских и некоторых других изделий.

В агропромышленном комплексе Республики Бурятия создаётся около 10 % ВРП, трудится 9,8 % занятого населения. После значительного спада впуска в 1992-1998 гг. основные показатели отрасли находятся в стабильном стагнирующем состоянии. В 1999-2005 гг. наблюдался отток кадров, с 2006 года ситуация кардинально изменилась и сельское хозяйство активно набирает обороты.

Быстро развивается промышленное свиноводство. В 2012 году запущен Свинокомплекс Восточно-Сибирский на 140 000 голов. Уже на протяжении 10 лет работает Агрохолдинг Николаевский - крупнейший производитель свиного мяса в Сибири.

В республике работает 2 птицефабрики. Планируется строительство ещё одной в Заиграевском районе Республики Бурятия.

Площадь сельскохозяйственных угодий - 3,154 млн га, в том числе пашни - 847 тыс. га. В структуре земельных угодий наибольший удельный вес занимают сенокосы, пастбища. Земли характеризуются невысоким плодородием, почвы подвержены ветровой и водной эрозии. 82 % сельскохозяйственных угодий, 92 % поголовья крупного рогатого скота находится в частной собственности. Государственные сельскохозяйственные предприятия, относящиеся к федеральной и республиканской собственности, занимают 8,7 % угодий.

В 2006 году в хозяйствах всех категорий произведено продукции на 10,4 млрд руб.

Внешняя торговля

В 2011 году внешнеторговый оборот Бурятии составил 903,3 млн долларов США. Внешнеторговые сделки осуществлялись с 40 странами мира. Основными торговыми партнёрами Бурятии в экспорте являются Китай, Монголия, Узбекистан, Словакия, Объединённые Арабские Эмираты, Вьетнам, Аргентина, Бразилия. Основные экспортные товары: машиностроительная продукция - 79,4 %, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 14,9 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 3,4 %. Стоимостной объём экспорта республики в 2011 году составил 724 млн долларов США, импорта - 179,3 млн долларов США. Основные торговые партнёры по импортным поставкам: Китай, Украина, Италия, Монголия, Турция.

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Байкальская гавань»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 68 на территории муниципального образования «Прибайкальский район» создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (ОЭЗ) «Байкальская гавань».

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» планируется как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой площадью 700 км.

ОЭЗ «Байкальская гавань» позиционируется как центр туризма на востоке России и ключевое туристское направление и объект трансграничного маршрута «Восточное кольцо» для стран Северо-Восточной Азии. К 2027 году планируется свыше 2 миллионов прибытий в год, в том числе 20 % - из-за рубежа.

Пропустить

Долги Бурятии растут. За год больше, чем на миллиард рублей. Общий же объем госдолга приближается к половине собственных доходов казны.

Тревожные цифры прозвучали в Москве из уст первого зампреда правительства Бурятии. Игорь Шутенков выступил с докладом в Совете Федерации. По его словам, совокупный долг уже превысил четырнадцать миллиардов рублей. И нагрузка на местный бюджет будет только расти. Так, в этом году надо будет довести минимальный размер оплаты труда бюджетников до прожиточного минимума, сообщает ТАСС.

Тем временем, экономика Бурятии пошла на спад. И это официальные цифры. Бурятстат показал социально-экономическое положение республики за прошлый год. В чем причина снижения показателей и чего ждать от 2018-го?

Промышленность

Промышленные предприятия как главный индикатор экономики. И по итогам 2017 он показывает красный свет. Снижение в отрасли в целом почти на 8%. Но экономистов пугает состояние промышленных гигантов сколько не на внутреннем, а на внешнем рынке.

Алдар Бадмаев, экономист: Мне лично совсем непонятно, куда например делось порядка 500-600 млн долларов экспорта угля, который добывается у нас добывается на Тугнуйском разрезе. В прошлом году, насколько я понимаю, это был самый минимальный показатель за все последние 25-30 лет. Это говорит о том, что мы приближаемся к опасной черте, если в 15 мы за счет вертолетов вылезли, в 16 – за счет угля, то в 2017 ни того, ни другого.


Строительство

Лихорадит сильно и сферу строительства. И хотя в целом здесь отмечается небольшой рост, но рынок жилья в прошлом году явно дал сбой. Потери более чем на 20%.

Виктор Беломестнов, заведующий кафедрой «экономика, организация и управление производством» ВСГУТУ: Это отголосок того бума строительных работ, особенно жилищное когда была большая привлекательность, шло много компаний в него, была доступная ипотека, военные сертификаты.


Торговля

Нездоровые признаки есть и в торговле. Розничный оборот хоть и не значительно, но тоже просел.

Алдар Бадмаев: «Эффект монголов» перестал работать и мы это почувствовали и это связано с тем, что оптовые компании обратили внимание на соседний монгольский рынок и стали выходить с поставками товаров напрямую в Монголию.


Тарифы и зарплата

А вот цены на товары и услуги, а также тарифы стабильны и стабильно растут. И хотя по статистике, и зарплата не стоит на месте, но реальные доходы населения падают. При этом по прогнозам 2018 вряд ли станет исцеляющим для российской экономики.

Алдар Бадмаев: В федеральном бюджете образуется дыра порядка 2 триллионов рублей, в общем все эксперты ожидают, что после выборов президента России будет ужесточение фискальной политики, начнется новый виток налогового прессинга на физические лица и предприятия.


Ухудшить и без того нестабильное состояние могут новые санкции. Не успев оправиться от прежней волны, на Россию надвигается новая.

Виктор Беломестнов: Санкции, которые сейчас вводятся против предприятий ОПК, могут далеко пойти и привести к спаду заказов нашей оборонной промышленности. Если в Бурятии объем заказов небольшой, то в России в целом мы зарабатываем большие деньги за счет этой статьи и, не продавая оружие, мы потеряем большую статью доходов для страны.


Диагноз экспертов - 2018 для России будет сложный год. И тут же добавляют, плюсы у затяжного кризиса тоже есть - жители Бурятии наконец-то начали жить по средствам. Или же попросту научились выживать?

Мария Красикова, Борис Геленов.

Этот год для Бурятии был достаточно противоречивым: «лопнул» единственный региональный банк, «Байкальскую гавань» лишили статуса «особой экономической», но вместе с тем крупные бизнесмены вернули свои налоги в Бурятию, а поток туристов со всего мира всё растёт. «Информ Полис» приводит мнения экспертов относительно взлетов и падений экономики республики.

Минусы

Потеря «БайкалБанка»

К минусам экономики Бурятии можно в первую очередь отнести потерю «БайкалБанка», который позиционировался как региональный. Это событие значительно подорвало доверие населения и бизнеса к финансовым институтам, - говорит доктор экономических наук, профессор Виктор Беломестнов.

Напомним, ситуация усугублялась полным отсутствием официальной информации от руководства «БайкалБанка», а позже стало известно, что учреждения проводилось . Возбуждено уголовное дело, по результатам которого бывшие топ-менеджеры могут получить до 6 лет лишения свободы.

Ликвидация предприятий

По данным IV рейтинга эффективности управления в регионах страны, подготовленного Агентством политических и экономических коммуникаций и Лабораторией региональных политических исследований Высшей школы экономики, о котором писала «Новая Бурятия», в 2016 году в республике по ликвидации прекратили свою деятельность 2 109 юридических лиц. По этому показателю Бурятия лидирует среди других регионов Сибирского федерального округа.

В этом году такая судьба постигла ряд предприятий строительной, пищевой и других отраслей. Все это усугубляет общую экономическую ситуацию в республике, снижает потенциальную наполняемость бюджета, что, в свою очередь, ведет к росту напряженности в социальной сфере, - отмечает экономист Алдар Бадмаев.

«Байкальская гавань»

Значительным минусом является крах амбициозного проекта строительства особой туристско-экономической зоны «Байкальская гавань», неопределенный статус которой несет за собой значительные последствия для экономики нашего региона, - отмечает Виктор Беломестнов.

Напомним, в начале ноября «Байкальская гавань» потеряла статус «особой экономической зоны». Федеральные власти признали ее работу , в данное время решается вопрос по передаче земель и имущества зоны на уровень региона.

Спасите Байкал!

Об экологической проблеме озера говорят на всех уровнях: ученые ищут способы борьбы со , власти планируют запретить использование , певцы снимают клипы, а общественность проводит флешмобы. По мнению экономиста Алдара Бадмаева, обмеление озера - это и огромный удар по экономике.

Загрязнение Байкала резко снижает капитализацию всей нашей экономики, включая перспективы развития туризма, экономики всех прибрежных районов и не только. Падает репутация нашей республики и России в целом, - говорит Бадмаев.

Запрет на вылов омуля

Одной из противоречивых мер по сохранению экологии озера явился , который продлится с 2017 по 2019 год. Мера вызвана резким сокращением популяции байкальского эндемика. При этом многие эксперты высказывали мнение, что подобный запрет усилит социальную напряженность.

Запрет несет за собой далеко идущие проблемы занятости населения прибрежной зоны озера Байкал, изменения привычной структуры потребления продуктов питания для населения, временную потерю одного из товарных брендов республики, - говорит Виктор Беломестнов.

Страсти вокруг стратегии

Среди проблем Бурятии, которые отрицательно влияют на экономику республики, эксперты также называют «разборки» между разными ветвями и уровнями власти.

К относительному минусу можно отнести также продолжающуюся эпопею с формированием стратегии социально-экономического развития Бурятии до 2030 года, перенос принятия которой хоть и обусловлен объективными причинами, все же показывает неспособность экономического сообщества республики к консолидации своего видения на стратегическое развитие. К административной возне можно отнести и попытки корректорской правки исполнения за 2011 - 2015 годы, в которой Народный Хурал и правительство не могут разобраться в вопросе о том, что же все-таки они сделали для экономики республики, - комментирует Виктор Беломестнов.

Плюсы

Вернулись домой

Одним из главных положительных моментов 2016 года эксперты называют возвращение в Бурятию крупных налогоплательщиков, чьи доходы пополнят казну республики в следующем году. Напомним, в конце 2015 года ряд крупных бизнесменов республики перерегистрировали бизнес в других регионах страны. Однако весной этого года владелец торговой сети «СМИТ» Геннадий Доржиев вновь зарегистрировал свой бизнес в Улан-Удэ, а в середине декабря «домой» вернулась и владелица сети супермаркетов «Абсолют» Индира Шагдарова.

Наверное, предприниматели поняли свою социальную и экономическую ответственность за развитие республики, ну и, собственно, осознали правильность народной поговорки «От добра добра не ищут», - комментирует ситуацию Виктор Беломестнов.

Поддержка федералов

Буквально в конце года в Бурятию из федерального бюджета было направлено 5 млрд рублей.

Благодаря такому щедрому трансферту нам удалось избежать резкого сокращения социальных расходов. Кроме того, это дало нам очередной шанс на активизацию усилий по изменению ситуации в республике, - комментирует ситуацию Алдар Бадмаев.

Туристы едут

В 2016 году Бурятии удалось перешагнуть планку в : по предварительным данным, нашу республику посетило 1 060 000 отдыхающих. Объем платных услуг, оказанных туристам, превысил 2,5 млрд рублей. Еще один плюс в том, что Бурятия начинает привлекать не только Байкалом, но и другими видами отдыха.

Несмотря на дороговизну авиабилетов, к нам по-прежнему едут туристы. На горе Мамай в Кабанском районе даже провели общероссийский турнир по фристайлу, создав тем самым хороший задел на будущее для развития горнолыжного туризма в Бурятии, - отмечает Алдар Бадмаев.

Крупные социальные проекты

В 2016 году Бурятия успешно реализовала ряд социальных проектов, самые крупные из которых - празднование , которое прошло не только в республике, но и за ее пределами - в и . И международный фестиваль , собравший более 10 тысяч гостей и участников.

Скептикам, которые говорят, что в условиях кризиса финансовые ресурсы нужно тратить только на первоочередные нужды, хотелось бы ответить, что такие событийные мероприятия консолидируют нацию, и не настоль же плохо мы живем, чтобы отказаться от важных шагов развития, - отмечает Виктор Беломестнов.

Рассчитываемся с долгами

Среди плюсов экономисты Бурятии называют и повышение финансовой грамотности населения.

Нужно отметить постепенное снижение кредитной нагрузки на население республики. Наши граждане все меньше берут кредиты, более рационально рассчитывая свои бюджеты, а это является одним из признаков стабилизации экономики на уровне семейных хозяйств, - отмечает Алдар Бадмаев.

Итог

При относительно равном количестве плюсов и минусов эксперты все же отмечают, что экономически республика прожила год неплохо.

При всех негативных прогнозах на него реализовался средний прогноз развития, где спад экономики оказался в пределах 2% валового продукта, годовая инфляция удержалась на уровне 6%, монетарная и модернизационная политика способствовала удержанию экономики, - резюмирует Виктор Беломестнов.

Развиты машиностроение и металлообработка, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, стройматериалов,
легкая, пищевая промышленность. Добыча бурого угля, графита;
добыча и переработка вольфрамо-молибденовых руд, апатитов и др.
Основу энергетики составляет Гусиноозерская ГРЭС. Широко развито
животноводство (крупный рогатый скот; тонкорунное овцеводство,
свиноводство, птицеводство). Посевы зерновых и кормовых культур,
картофелеводство и овощеводство. Пушной промысел, звероводство.
Развито рыболовство (основной район - озеро Байкал, омуль). По
территории Бурятии проходят две железнодорожные магистрали -
Транссибирская и Байкало-Амурская - соединяющие центральные
части России с районами Дальнего Востока и странами Юго-Восточной
Азии. Судоходство по оз. Байкал, рр. Селенга и Баргузин.

Уровень жизни

Инфраструктура

*Инфраструктура
По территории республики проходят Транссибирская железная дорога (г.
Улан-Удэ - узловая станция Восточно-Сибирской железной дороги), БайкалоАмурская магистраль, автомагистрали федерального значения.
Протяженность железнодорожных путей в Бурятии составляет 2044 км.
Эксплуатационная длина автомобильных дорог - около 10 тыс. км.
В то же время бoльшая часть территории Бурятии характеризуется крайне
слаборазвитой внутренней коммуникационной инфраструктурой, отсутствием
железнодорожного сообщения, автомобильных дорог с покрытием;
воздушное сообщение также затруднено вследствие износа парка
региональных самолетов и инфраструктуры местных аэропортов.

В Бурятии имеется всего один
достаточно современный аэропорт
(Международный аэропорт города
Улан-Удэ), но и он имеет ряд
ограничений по принимаемому
воздушному транспорту.
Основные производительные силы
сосредоточены в г. Улан-Удэ, где
имеются транспортные и
инженерные коммуникации, связь,
другие объекты инфраструктуры,
которые обеспечивают возможность
экономического развития. Они же
создают условия для развития
транспортных связей не только с
регионами страны, но и
европейскими странами, странами
Юго-Восточной Азии.

Промышленность

*Промышленность
Ведущей сферой экономики республики является
промышленность, обеспечивающая производство порядка 27 %
валового регионального продукта. До 30 % трудовых ресурсов
материального производства приходится на промышленность.
Всего в промышленности насчитывается чуть более 1600
предприятий. Основу отрасли образуют 147 крупных и средних
предприятий, на которых сосредоточен ее основной
производственный потенциал, и занято около 52, 3 тыс.
человек. Промышленность опережает другие отрасли
хозяйства по численности занятых, выпуску продукции, объему
основных фондов.
Основными отраслями промышленности являются
машиностроение и металлообработка, электроэнергетика,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность, цветная металлургия, топливная, пищевая
промышленность.

В настоящее время Бурятия производит
и экспортирует: авиационную технику,
мостовые металлические конструкции,
древесину и целлюлозу, строительные
материалы, электрооборудование,
мясные консервы, макароны,
ликероводочные изделия и многое
другое.

Крупнейшие промышленные предприятия

* Крупнейшие промышленные
предприятия
ОАО «Улан-Удэнский авиационный
завод»
ОАО «Бурятзолото»
ГУП «Улан-Удэнский
локомотивовагоноремонтный завод»
ЗАО «Улан-Удэстальмост»
ОАО «Улан-Удэнское
приборостроительное объединение»
ОАО «Селенгинский целлюлознокартонный комбинат»
ОАО «Байкальская лесная компания»
ОАО «Разрез Тугнуйский»
ОАО «Бурятмясопром»
ЗАО «Амта»
ОАО «Макбур»
ЗАО «Байкалфарм»

Сельское хозяйство

*Сельское хозяйство
Несмотря на то, что регион относится к зоне рискованного земледелия, в
агропромышленном комплексе Бурятии производится значительная часть
необходимого ей продовольствия. Местные ресурсы
сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой
промышленности Бурятии, представленной предприятиями по
производству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной,
комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских и некоторых
других изделий.
В агропромышленном комплексе Республики Бурятия создается около 10
% ВРП, трудится 9, 8 % занятого населения. После значительного спада
выпуска в 1992-1998 гг. основные показатели отрасли находятся в
стабильном состоянии. В 1999-2005 гг. наблюдался отток кадров,
замедлившийся к настоящему времени.

Площадь сельскохозяйственных угодий
- 3, 154 млн га, в том числе пашни -
847 тыс. га. В структуре земельных
угодий наибольший удельный вес
занимают сенокосы, пастбища. Земли
характеризуются невысоким
плодородием, почвы подвержены
ветровой и водной эрозии. 82 %
сельскохозяйственных угодий, 92 %
поголовья крупного рогатого скота
находится в частной собственности.
Государственные сельскохозяйственные
предприятия, относящиеся к
федеральной и республиканской
собственности, занимают 8, 7 % угодий.

Туризм в Бурятии

*Туризм в Бурятии
Основные страны, откуда в Бурятию
приезжают:
Германия
КНР
Монголия
Республика Корея
США
Франция

Популярные места

*Популярные места
Анинский дацан
Ацагатский дацан
Байкал - самое древнее, глубокое и
чистое озеро на Земле.
Баргузинская долина
Богиня Янжима - покровительница
плодородия, дарует жизненные силы
женщинам

Бурин-хан - священная гора, одна из
самых почитаемых буддийских
святынь Центральной Азии
Долина вулканов в Горной Оке
Иволгинский дацан - официальный
центр российского буддизма
Иволгинское городище - северный
форпост империи Хунну, крупнейший
археологический памятник
Забайкалья
Кяхта - старинная купеческая
слобода, город миллионеров, чайная
столица России, песчаная Венеция

Кяхтинский краеведческий музей -
один из самых старых музеев
Забайкалья, уникальная хуннская
коллекция
Музей истории Бурятии
Музеи Бурятии
Сартул-Гэгэтуйский дацан -
красивый буддийский храм на юге
Бурятии
Светлая Поляна - экологоэтнографический парк в Максимихе,
построенный в виде казачьего
острога времен XVII века.

Забайкальские старообрядцы
(семейские) - самобытная
старорусская культура, шедевр
устного и нематериального наследия
человечества (ЮНЕСКО)
Таглей - загадочное озеро в
труднодоступной горной тайге,
обладающее целебными свойствами
Тамчинский дацан
Театр оперы и балета в Улан-Удэ
Тункинская долина

Улан-Удэ - сердце российской Азии,
солнечный город на берегу Байкала,
древнейший город России,
культурная столица Забайкалья
Ушканьи острова - крупнейшее
лежбище байкальского тюленя
(нерпы)
Чивыркуйский залив - одно из
самых живописных мест на Байкале
Эгитуйский дацан - один из самых
посещаемых дацанов Бурятии
Этнографический музей народов
Забайкалья

Спасибо за внимание! Выполнила: Попова Алеся, гр.03290

*Спасибо за
внимание!
Выполнила: Попова Алеся,
гр.03290