Когда ввели налог на транспортное средство. Куда идет платеж? Что это такое

Каждый год владельцы автомобильного, воздушного или морского транспорта должны платить налог государству. Каким образом он начисляется, какую сумму составляет, и есть ли льготы на уменьшение его оплаты, разберемся в данной статье.

Транспортный налог: понятие

Все виды налогов прописываются в Налоговом кодексе РФ. Транспортному виду посвящена целая отдельная глава. В ней указано, что каждый субъект РФ может самостоятельно принимать решение о колебаниях ставок и процентов.

В каждом отдельно взятом субъекте РФ есть законодательный орган, который определяет:

  • процент налога;
  • дату оплаты;
  • порядок ее внесения;
  • льготные категории транспорта и граждан.

Транспортный налог начисляется с первого дня регистрации приобретенного транспортного средства. В Налоговом кодексе представлен список объектов, которые облагаются и не облагаются налогами.

Официальные ставки и размеры льгот можно узнать на сайте ФНС.

Общие положения

Транспортный налог существовал не всегда. Его ввели в действие в 2013 году. Государство тратит огромные суммы на ремонт дорог и защиту окружающей среды, поэтому данные растраты в некоторой степени возложили на владельцев транспортных средств.

Хозяин машины возмещает нанесенный вред окружающей среде через:

  1. Транспортный налог.
  2. Акциз на бензин.
  3. Акциз на производство автомобилей.
  4. Дорожные сборы.

Все денежные средства поступают в бюджеты субъектов страны. В 28 главе НК РФ прописывается порядок, размер и срок уплаты налога. Для самых крупных налогоплательщиков действует отдельный порядок, регулируемый статьей 363.1 НК).

Налогоплательщики

Каждый человек, у которого есть недвижимое имущество, в частности транспортное средство, является налогоплательщиком.

Если вы являетесь физическим лицом, то должны оплатить определенную сумму, которую вам выставит налоговая. Чтобы произвести расчет, необходимо знать сведения о транспортном средстве. Их в свою очередь предоставляют органы, которые осуществляют государственную регистрацию транспорта.

Если плательщиком является юридическое лицо, то оно должно самостоятельно перечислить сумму авансового платежа и налога.

Если нет особых указаний, то сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы и налоговой ставки. Итог подводится каждый налоговый период.

Сумма для юридического лица рассчитывается несколько иначе. На протяжении всего налогового периода вносится авансовый платеж. Далее из полученной суммы внесенный аванс вычитается.

Юридические компании оплачивают денежные средства в конце каждого отчетного периода. Окончательная цифра рассчитывается как ¼ от налоговой базы, умноженной на налоговую ставку.

Объект налогообложения

Оплачивать налог потребуется, если вы являетесь обладателем следующих транспортных средств:

  • легковых машин;
  • автобусов;
  • тракторов;
  • воздушного транспорта: самолетов и вертолетов;
  • водного транспорта: яхт, катеров, парусных судов, гидроциклов, моторных лодок и др;
  • гусеничного транспорта;
  • мототехники;
  • снегоходов;
  • несамоходных судов.

Согласно статье 358 НК РФ разрешается не платить налог с таких объектов как:

  1. Лодок мощностью до 5 лошадиных сил или средств с веслами.
  2. Промысловых и речных кораблей.
  3. Специализированных автомобилей для управления инвалидами (с двигателем до 100 лошадиных сил).
  4. Судов для перевозки пассажиров и грузовых судов (речных, морских, воздушных), относящихся к государственной собственности.
  5. Тракторов и комбайнов.
  6. Судов, зарегистрированных в международном реестре.
  7. Воздушного транспорта, используемого в медицинских целях.
  8. Государственного транспорта, зарегистрированного в регионе, где проводится военная служба.

Налоговая база зависит от того:

  • какая мощность у транспорта;
  • какая статистическая тяга у воздушного транспорта;
  • какая валовая вместимость у водного транспорта.

Что влияет на размер налога?

Налоговую ставку определяет закон в каждом отдельном субъекте РФ. Она зависит от:


Если стоимость автомобиля более 3 млн. рублей, то используется повышающий коэффициент.

Выделяют следующие виды коэффициентов:

  • k 1, если стоимость авто 3-5 млн., а возраст 2-3 года;
  • k3, если стоимость авто 3-5 млн., а возраст 1-2 года;
  • k5, если стоимость авто 3-5млн., а возраст до 1 года;
  • k 2, если стоимость авто 5-10 млн., а возраст до 5 лет;
  • k 3, если стоимость авто 10-15 млн., а возраст авто до 10 лет;
  • k 3, если стоимость авто от 15 млн., а возраст авто до 20 лет.

Если налоговая выставила неверную сумму, то ее можно оспорить:

  1. Оплачивается стоимость по квитанции.
  2. Заполняется бланк с возражениями.
  3. Предоставляются документы о льготах или о том, что автомобиль снят с учета и прочие.

Если человек переехал в другой город, то нужно обратиться и встать на учет в МРЭО по месту жительства. В налоговую службу самостоятельно обращаться не нужно, данные будут переданы автоматически.

Если за один день был осуществлен факт снятия и постановки на новый учет, все равно придется оплачивать как за полный месяц эксплуатации.

За что мы платим транспортный налог?

Покупая автомобиль нужно быть готовым к постоянным затратам: бензин, эксплуатация, замена шин и так далее. Поэтому многие не согласны с оплатой еще и транспортного налога.

Владелец машины платит за то, что наносит вред окружающей среде, изнашивает полотно дорог.

Уже несколько лет идет речь о том, чтобы отменить транспортный налог. Но тогда государственный бюджет останется в большом минусе, и как альтернатива могут повыситься цены на акциз бензина. В любом случае, если человек позволяет купить себе машину, то должен быть готов платить за это пошлину.

Возможно в будущем изменится подход к расчету налога: не будут учитываться лошадиные силы, а только объем двигателя, возраст машины и влияние его на экологию. Но пока все остается по-прежнему, поэтому не забывайте вовремя осуществлять оплату во избежание возникновения задолженности.

Законодательство субъектов Федерации регулирует порядок определения налоговой базы и уплаты налога в рамках федерального закона.

Сущность налога

Перечень налогоплательщиков установлен в . Порядок начисления, уплаты транспортного налога для разных категорий лиц различается.

В отношении физических лиц установлен порядок:

  1. Начисление сумм обязательств перед бюджетом производится ИФНС.
  2. Уплата вносится на основании данных из Инспекции.
  3. Платеж в бюджет производится один раз в год, по окончании налогового периода – календарного года.
  4. Отсутствие уведомления не влияет на обязательства по уплате и начисление пени в случае просрочки платежа.

Лицо обязано предоставить данные в Инспекцию о движимом имуществе самостоятельно или получить уведомление в отделе по работе с налогоплательщиками.

Организации (юридические лица) вне зависимости от формы собственности:

  • самостоятельно производят расчет налога.
  • подают годовую с указанием транспортного средства, базы, ставки, льготы, суммы к уплате.
  • ведут учет, налогообложение и отчетность в разрезе каждого ТС.
  • обязаны облагать средства передвижения до момента окончания эксплуатации и снятия с учета. Транспорт, продолжающий эксплуатацию после полного износа, подлежит обложению на общих основаниях.

Сроки уплаты налога определяется региональным законодательством. Ряд субъектов Федерации устанавливают для организаций отмену авансовых платежей и допускают платеж один раз в год.

На налогообложение или освобождение от него влияет перечень льгот, устанавливаемых региональным или федеральным законодательством.

Что это такое

Налогообложению подлежит любой поименованный в НК РФ транспорт вне зависимости от его технического состояния. Освобождаются от уплаты налога льготные категории.

Предоставление льгот производится законодательством. Налогоплательщику необходимо заявить о предоставленном праве в заявительном порядке с приложением подтверждающих документов.

На величину налога влияет период владения:

  1. Расчет суммы производится в зависимости от числа месяцев полезного использования в отчетном году.
  2. Месяц, в котором происходило движения транспорта (покупка, выбытие) учитывается в расчете.
  3. При движении средства в течение месяца срок пользования определяется как один месячный период.

Основные параметры налогообложение устанавливаются федеральным законодательством в НК РФ. Налог относится к региональным обязательствам.

Большая часть элементов обложения определяется законами регионов. Субъектами устанавливается:

  • налоговая база объектов.
  • величины ставок в пределах, установленных НК РФ. Изменение допускается в 10-тикратном размере в сторону увеличения или уменьшения.
  • сроки для уплаты налога.
  • льготы, устанавливаемые в отношении транспортных средств или их владельцев.

Перечень объектов установлен в . Налогообложению подлежат: легковые, грузовые автомобили, самоходные машины, транспорт воздушного и водного перемещения, прошедшие государственную регистрацию.

Не являются объектами для налогообложения:

  1. Легковой транспорт до 100 л.с., полученный по линии соцзащиты или автомобиль, специально оборудованный и управляемый инвалидом.
  2. Техника специального назначения для проведения сельскохозяйственных работ.
  3. Суда морского и речного промысла, весельные лодки, катера с моторами мощностью до 5 л.с.
  4. Техника государственных органов военных и других силовых структур, санитарной авиации.
  5. Воздушные и наводные суда, применяемые для перевозок грузов и пассажиров, морские стационарные или плавучие платформы и вышки.

Освобожденные от уплаты налога объекты, определенные НК РФ, не являются льготой при налогообложении. От следования требования отказаться нельзя. Транспортный налог относится к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

Если организация продолжает начислять налог на ТС, указанных в п.2 ст. 358 НК РФ, то происходит занижение налога на прибыль при включении сумм в расходы.

История налога

Ввод в налоговый кодекс законодательно установило налогообложение транспортных средств. Нововведение действует с периода 2003 года.

Введение нового обязательства заменило собой несколько видов налогов:

  • на водно-воздушные средства.
  • с владельцев транспортных средств.
  • на пользователей автомобильных дорог.
  • акцизы с продажи легковых автомобилей физлицам.

Новая глава позволила наиболее точно структурировать уплату средств в зависимости от наличия технических объектов. Из налоговой базы исключена выручка, что имело место в налоге на пользователей автодорог, взимаемых с организаций.

Правовое регулирование

Транспортный является налогом, который обязаны уплачивать владельцы, официально зарегистрировавшие технику.

Сложность прохождения регистрации объектов состоит в наличии нескольких органов постановки на учет в зависимости от назначения транспорта.

Постановка на учет производится в органах:

Наименование учреждение Комментарий
Отделениях ГИБДД Регистрируется техника, использующая для перемещения дороги общего пользования
Органах Гостехнадзора Ставится на учет техника, не предназначенная для передвижения наравне с общими категориями транспорта с объемом двигателя менее 50 куб.см. В составе транспорта – самоходные машины, трактора, прицепы и прочие виды
Государственном или другом законном судовом реестре Оформляются водные судна – теплоходы, яхты, гидроциклы, катера и прочий водный транспорт
Государственном реестре воздушных судов (кроме средств, зарегистрированных в международном реестре РФ) Осуществляется регистрация для самолетов, вертолетов и прочей техники воздушного перемещения

Транспорт, зарегистрированный во всех установленных законом органах, подлежит налогообложению на общих основаниях.

Налог с владельцев транспортных средств

В качестве налогоплательщиков выступают собственники ТС. Имеются ряд ситуаций, осложняющих определение плательщика:

  1. В случае передачи собственности в аренду. Уплата производится арендодателем. В случае получения ТС организацией от физического лица – предприятием.
  2. При продаже-покупке ТС по . Налогоплательщиком выступает лицо, на котором числится собственность. Ранее уплата налога на транспорт, приобретенный по доверенности до 29 июля 2002 года, полностью лежала на приобретателе.
  3. Когда приобретается лизинговое движимое имущество. В данном варианте определяет собственника .

При определении налогоплательщика в особых условиях необходимо помнить о наличии срока исковой давности. ИФНС может взыскать налог только в пределах 3-х лет после наступления факта.

Необходимо учитывать то, что обязанность по уплате налога возникает годом позже. Задолженность физических лиц взыскивается путем судебного делопроизводства.

Куда идет платеж?

Целью введения налогообложения средств передвижения послужила необходимость пополнения бюджета, направляемого на экологические мероприятия, ремонт и обслуживание дорог.

Отмена части налогов, пополняющий дорожный фонд, способствовала необходимости бюджетного финансирования мероприятий по улучшению транспортного полотна.

Возникает вопрос, насколько целевым служит распределение средств после поступления в бюджет налога и на что идет отчисляемая сумма. Часть объектов – водного, воздушного транспорта не имеет отношения к эксплуатации наземной техники.

Отсюда можно сделать вывод, что собираемость транспортного налога и величина ставок не зависят напрямую от необходимости проведения дорожных работ, а лишь являются денежными поступлениями в бюджет.

Самый низкий транспортный налог в России

Постоянное изменение ставок в регионах заставляет налогоплательщиков прибегать к поиску актуальной информации.

Региональное законодательство может использовать минимальные ставки для транспорта одного типа и максимальные – для другого.

Определить, где имеются минимальные ставки достаточно сложно, для подсчета необходимо обладать информацией о количестве транспорта.

По статистике, низкий тариф предоставляют владельцам транспорта региональные власти Чеченской республики и Дагестана. В регионах отменен налог на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с., а для мощного транспорта установлен минимальный показатель.

По сравнению с европейской частью разница может составлять 10 раз и выше. Власти Ханты- Мансийского автономного округа также отменяют в 2015 году налог на транспорт до 150 л.с.

Самый высокий тариф

Общая тенденция регионов 2015 года направленна на повышение транспортного налога. Увеличили ставки на ряд средств в Московской, Ивановской, Орловской, Пензенской областях. Одним из самых высоких налогов являются обязательства Новгородской области.

Как выглядит отчет по налогу

Отчетность по транспортному налогу предоставляют только юридические лица. Подача декларации осуществляется по окончании года.

Срок подачи декларации установлен на 1 февраля (не позднее). При попадании даты на выходной день период переносится на первый рабочий день, что произошло в 2015 году.

Состав декларации утвержден из титульного листа и 2-х разделов. В 1-м разделе указывается сумма налога и код, по которому производится уплата в бюджет.

Во 2-м разделе вносятся данные транспортного средства, необходимые для проведения расчета:

название, тип ТС, показатели базы, коэффициент кв, период эксплуатации, применяемая ставка. Раздел представляется в количестве, аналогичном числу техники предприятия.

Специфические транспортные средства

В составе транспортных средств имеется техника, которая принадлежит к специальным видам. Транспортный налог это налог, охватывающий всю движимую технику, в том числе и специального назначения.

Экскаватор

К числу спецтехники, имеющейся в собственности предприятия, могут быть экскаваторы. Техника успешно используется в строительстве и при проведении селькохозяйственных работ.

В случае принадлежности техники к организациям сельскохозяйственного профиля законодательством (п.2 ст.358 НК РФ) установлено освобождение от уплаты налога.

Применение налоговой ставки в отношении техники связано с порядком его регистрации. В случае прохождения постановки на учет в органах Гостехнадзора спецтехника относится к прочим самоходным средствам на гусеничном и пневматическом ходу.

Снегоход

Транспортное средство снегоход подлежит обязательной регистрации и налогообложению. Сомнения у плательщиков возникают в том, что эксплуатация производится не полностью в течение календарного года.

Уплата налога должна быть полной, поскольку схема и порядок использования не влияют на налогообложение. Регистрация средства производится в Гостехнадзоре на основании технического паспорта транспорта.

При отсутствии исполнения обязательств следует наложение пени, штрафа и полное взимание налога. Сотрудниками ГИБДД совместно с работниками Гостехнадзора регулярно проводятся рейды по выявлению недобросовестных плательщиков.

Квадроцикл

Транспортное средство квадрацикл должно иметь технический паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации в Гостехнадзоре и государственный номер.

Фото: удостоверения тракториста старого-образца

Управление ТС возможно только при наличии удостоверения тракториста, что также обязательно для владельцев снегоходов.

Фото: удостоверения тракториста (бланк)

На новый автомобиль

Новое транспортное средство облагается налогом на общих основаниях. Исключения составляет дорогостоящий транспорт, стоимость которого по превышает 3 миллиона рублей.

Начиная с 2014 года, владелец указанного транспортного средства уплачивает налог с учетом повышающего коэффициента. Повышение суммы налога зависит от года приобретения и стоимости ТС.

Величины повышающих коэффициентов пересматриваются ежегодно. Новые параметры публикуются на сайте Минпромторга России – ведомства, контролирующего торговую деятельность в стране.

Внедрение повышающего коэффициента многие плательщики трактуют как налог на роскошь, введенный на дорогостоящие автомобили.

Возникающие вопросы и проблемы

В процессе подсчета транспортного налога возникают вопросы, касающиеся начисления:

  1. В отношении налогоплательщиков – ИП. Ддя индивидуальных предпринимателей принимается позиция как по другому имуществу. Транспорт ИП определяется как собственность физического лица вне зависимости от участия его в получении дохода от предпринимательской деятельности.
  2. По вопросу порядка временной регистрации транспорта. Необходимость временной регистрации по месту пребывания возникает, но данный фактор влияет только на обложении в периоде доказанного документально.
  3. По определению налогоплательщика при передаче прав собственности по лизингу. Плательщиком является одна из сторон в зависимости от условий договора.

В ходе налогообложения много сомнений возникают по выбору типа транспортного средства. Например, при наличии автомобиля Газель может быть неверно определен тип.

Видео: транспортный налог

При рассмотрении вопроса необходимо ориентироваться по документам, выписанным на Газель. При возникновении вопросов всегда можно прибегнуть к помощи налогового инспектора.

Возможна ли оптимизация

Оптимизация транспортного налога возможна для компаний, применяющих транспортные средства в виде погрузчиков, не использующих общие дороги для проезда.

Данный вид транспорта подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Регистрация и налогообложение производятся только после начала эксплуатации средства.

Факт приобретения и постановки на учет не являются обязательными требованиями для проведения государственного оформления. Суть оптимизации состоит в сложности получения доказательств применения транспортного средства.

Если проводится аудит

Аудиторская деятельность направлена на проведение мероприятия контроля над правильностью начисления и уплаты налога.

Проверке подлежит величина налога в зависимости от факторов:

  • правильного определения типа ТС.
  • установки требуемой ставки налога.
  • грамотного исчисления.

Аудитор проверяет проводки по счетам учета, необоснованность применения льгот и качество отчетности. Проверке подлежит и коэффициент кп, который влияет на величину страховки ОСАГО.

Учитываются особенности направления деятельности организации, от чего зависит, прямой или косвенный налог списывается в расходы.

Заключение аудитора включает все категории налогообложения: определение базы, начисления, проводок, отчетности, учете в составе прочих расходов.

Судебная практика

При отсутствии согласования в документальном подтверждении правил начисления и уплаты налога возникает необходимость обращения в суд – крайней инстанции. Преимущественное количество судебных разбирательств связано с неясной трактовкой положений законодательства.

В порядке обложения транспортным налогом участвуют несколько органов- ИФНС, Минтрансавто, ГИБДД, Гостехнадзор и прочие структуры, имеющие свою законодательную базу.

При нестыковок позиций возможность найти общий знаменатель доступно только в порядке судебного производства.

Замена транспортного на экологический

В законодательных органах постоянно поднимается вопрос об изменении правил начисления и уплаты транспортного налога.

В связи с отсутствием прочной взаимосвязи между эксплуатацией транспорта, его состоянием и налогообложением возникает предложения – законопроекты замены транспортного налога экологическим.

Законопроекты вызывают достаточно много протестов. Самое простое название для нововведения – асоциальный закон.

Протестные действия основаны на отсутствии возможности ряда владельцев транспорта приобрести дорогостоящий и экологически безопасный транспорт. По причине отсутствия большого материального достатка им придется уплачивать более высокую сумму налог.

Если машина в угоне

Транспортное средство, которое может эксплуатироваться, облагается налогом. У физических или юридических лиц могут возникнуть ситуации угона и потери возможности использования ТС.

Законодательством в пп.7 п.2 ст. 358 НК РФ установлено освобождение от уплаты налога данными категориями граждан.

Условием предоставления исключительного права является обязательное наличие документа о проведении розыскных мероприятий в отношении автомобиля.

Бумага в виде справки должна быть составлена органом, занимающимся поиском. На основании полученного документа составляется заявление в ИФНС с просьбой о приостановлении обязательств по налогу.

Началом действия освобождения служит дата, указанная в справке. После завершения розыскных мероприятий начисление налога возобновляется.

Транспортный налог в Москве

Налогообложение транспортным налогом в городе Москве следует законодательству, принятому только в столице.

Законом о транспортном налоге определен круг льготных позиций, дающих право на освобождение или снижения налогового бремени.

Важность транспортного налога для бюджета состоит в зависимости обложения от физического показателя. Бюджеты регионов могут прогнозировать поступление средств на основании данных о зарегистрированной технике.

Налогоплательщики транспортного налога ориентируются на законодательство субъектов Федерации по вопросам ставок, порядка налогообложения и льгот, предоставляемых отдельным категориям в заявительном порядке.

Вариант совмещения ведения деятельности возможен, но при этом сопряжен с необходимостью ведения отдельного учета поступлений и издержек фирмы (ст. 346.18 НК РФ). СодержаниеОсновные моменты Раздельный учет при совмещении УСН и ЕНВД Рекомендации Важно разобраться более детально в выгодах, недостатках и особенностях такого...

Транспортный налог уплачивается ежегодно. Но часто ввиду разных обстоятельств плательщики не перечисляют начисленные суммы в казну государства своевременно. СодержаниеОбщие сведения Специфика для плательщика онлайн Как проверить налог на транспортное средство Часто задаваемые вопросы Есть и такие лица, которые вообще...

Транспортный налог – самый простой по методу расчета и уплаты, как считают специалисты. Действительно ли это так? Какие особенности стоит учитывать при определении суммы, необходимой для уплаты в государственную казну? Одинаковые ли формулы используются в разных ситуациях или есть отличия? СодержаниеЧто нужно...

Возможность использования для проведения расчетных счетов, электронных кошельков гарантирует погашение обязательств в установленный законом срок. СодержаниеЧто нужно знать для оплаты Как заплатить транспортный налог онлайн через интернет Преимущества такого способа оплаты Что нужно знать для оплаты Транспортный...

Отчетность по налогу представляется только при наличии физического показателя – транспортного средства (ТС). При отсутствии транспорта согласно перечня гл. 28 НК РФ обязанность предоставления декларации отсутствует. СодержаниеЧто нужно знать Заполнение налоговой декларации по транспортному налогу Подача...

Транспортный налог — это обязательный платеж, который поступает в местные бюджеты 1 октября. Взимается данный сбор, как с физических лиц, так и с организаций, имеющих на балансе любые виды транспорта. СодержаниеЧто нужно знать Начисление пени за просрочку транспортного налога Рекомендации За его неуплату...

Это налог взимается не за владение транспортным средством, а за пользование им. СодержаниеЧто нужно знать Как начисляется транспортный налог в 2019 году Особенности ведения учета То есть, собственник транспортного средства платит государству плату за пользование автодорогами, которые являются федеральной...

Каждый бухгалтер сталкивается с определением суммы транспортного налога, если на балансе предприятия числится какой-либо вид транспорта. Для правильного составления декларации, указания рассчитанных сумм без помарок (чтобы не возникало вопросов у налоговой), необходимо решать задачи. СодержаниеЧто нужно знать Задачи с...

Как показала практика, введение этого вида пошлины стало достаточно полезным налоговым преобразованием. Региональный характер налога позволяет не только наполнять областные и местные бюджеты, но, и оказывать положительное влияние на развитие социальной инфраструктуры. СодержаниеОбщие сведения Изменения по транспортному...

Как известно, срок давности по взыскания налогов – 3 года. СодержаниеОбщие сведения Есть ли налоговая амнистия по транспортному налогу? Правовое регулирование вопроса Этот срок актуален и для физических, и для юридических лиц. Но налоговая амнистия – это только для физических лиц. Общие сведения Транспортный налог – это...

Эта бумага должна оказаться на руках у гражданина за 30 дней до даты уплаты налога. СодержаниеЧто нужно знать Налоговое уведомление на транспортный налог Налоговые уведомления в Москве Если же этого не произошло, то ему придется проявить инициативу и самостоятельно посетить налоговые органы, поскольку без нее корректно...

Транспортный налог должен уплачивать каждый. СодержаниеЧто нужно знать Льготы по уплате транспортного налога в 2019 году Порядок получения льгот Новшества с 2019 года Но есть категории граждан, которые имеют право на получение льготы. С кого налог не взимается? Что нужно знать Что такое транспортный налог, кто его обязан...

Однако многогранность российского законодательства не всегда дает возможность быстро определиться с категорией налогоплательщиков. С одной стороны, этот вид пошлины является обязательным на всей территории РФ, а с другой - закон предусматривает перечень льгот для пенсионеров. СодержаниеОбщие сведения Платят ли...

Один из американских президентов сказал, что от всего на свете можно уйти, нельзя только уйти от смерти и от оплаты налогов. Действительно, уплата транспортного налога – это обязательство каждого жителя нашей страны. СодержаниеЧто нужно знать? Нужно ли платить налог Как заплатить транспортный налог Специфика оплаты в...

Введение

1. Налог с владельцев транспортных средств и транспортный

налог – эволюция налогового законодательства

2. Налог с владельцев транспортных средств

3. Транспортный налог

4. Транспортный налог: проблемы налогообложения

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение.

В настоящее время в нашей стране наблюдается некоторая стабилизация состояния экономики. Не рассматривая причин данной стабилизации, представляется важным отметить ее следствие, а именно – переосмысление многими россиянами отношения к собственности. К сожалению, благосостояние (и, что важнее, менталитет) большинства российских граждан еще не достигли того уровня, когда возникает возможность и потребность вкладывать свободные денежные средства в собственность, способную приносить доход (фондовые, валютные ценности). В большинстве своем россияне под частной собственностью понимают дорогостоящие предметы длительного пользования: бытовую технику, недвижимость и, конечно же, автомобили и прочие виды транспорта.

Автомобилизация в нашей стране происходит быстрыми темпами. Причем, не только в экономически развитых районах страны, но и в других регионах. Автомобиль уже не рассматривается как роскошь, а активно используется в трудовой деятельности, в сфере предпринимательства, в личных целях. Одни покупают его для редких поездок на дачу, другой – для постоянных разъездов по делам, третьему – просто нужно средство передвижения, а четвёртый – только ради факта обладания автомобилем, ради повышения социального статуса в глазах окружающих. Организации приобретают транспортные средства чаще для обеспечения производственного процесса.

Наряду с автомобилем, рост благосостояния граждан дает им возможность приобретать и другие виды транспорта – в частности, некоторые воздушные и водные (пользующиеся особой популярностью) суда.

Таким образом, всё большее количество физических и юридических лиц сталкивается с вопросами налогообложения, которые возникают при покупке и эксплуатации различных видов транспорта. Эти вопросы являются насущными практически для всех: руководителей предприятий, главных бухгалтеров, администраций территориальных образований, многочисленной армии налогоплательщиков. Этим и обусловлен выбор темы данной Курсовой работы, а также личной заинтересованностью как потенциального владельца транспортного средства.

В качестве цели работы можно выделить рассмотрение аспектов налогового законодательства, касающихся налогообложения владельцев транспортных средств до 2003г. и в настоящее время, а также выявление основных проблем, связанных с современным транспортным налогообложением.


1. Налог с владельцев транспортных средств и транспортный налог – эволюция налогового законодательства.

До 1 января 2003г. транспортные средства включались в объект налогообложения сразу двух видов имущественных налогов с ежегодными сроками уплаты: налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество физических лиц. Транспортные средства относили к объекту налогообложения того или другого налога в зависимости от вида, что позволяло избегать дублирования налогообложения. Налогом с владельцев транспортных средств облагались различные самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, а в объект налогообложения имущества физических лиц включались водновоздушные транспортные средства.

С 1 января 2003г., в связи с началом действия гл.28 «Транспортный налог» НК РФ (согласно Закону РФ от 24.07.2002г. №110ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть II Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ»), оба вида транспортных средств охватываются одним транспортным налогом . По этой причине налог с владельцев транспортных средств с 01.01.2003г. исключен из состава налоговой системы РФ, а облагаемое имущество физических лиц ограничивается на данный момент объектами недвижимости. Также, в отличие от налога с владельцев транспортных средств, имевшего сугубо целевое назначение и служившего главным источником формирования доходов территориальных дорожных фондов, транспортный налог поставляет средства, используемые по общему назначению.

2. Налог с владельцев транспортных средств.

Налог с владельцев транспортных средств был установлен законом РФ «О дорожных фондах» от 18 октября 1991 года №17591. Он регулировался ст. 6 данного закона. Также необходимо отметить, что Инструкцией Государственной Налоговой Службы от 15 мая 1995 года №30 в гл. 3 разъяснён порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств. Хотя она и не являлась, согласно Налоговому Кодексу (п.1 ст. 1 НК), нормативным актом и не относилась к налоговому законодательству, ею всё равно руководствоавлись при уплате налога налогоплательщики и налоговые органы – при его взыскании.

Плательщиками налогаявлялись:

юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) – далее «организации»;

граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее «предприниматели»);

граждане Российской Федерации;

иностранные граждане и юридические лица;

лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств были установлены следующие (см. таблицу ниже):

Органы законодательной власти субъектов РФ могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных выше, в связи с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.

В случаях, когда транспортное средство находилось на отдельном балансе участников совместной деятельности, уплату налога производил тот участник совместной деятельности, которому, в соответствии с договором, было поручено ведение общих дел участниками договора. Юридические лица, имевшие в своём составе филиалы или представительства, уплачивали налог по месту их нахождения и по ставкам, действующим на территории их нахождения.

Иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники указанных учреждений, а также члены их семей не являлись плательщиками налога с владельцев транспортных средств.

Налог взимался с владельцев транспортных средств, подлежащих регистрации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». Фактически, сборщиками налога выступали органы ГИБДД, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, выдающие государственные регистрационные знаки, при регистрации и перерегистрации, технических осмотрах. Налог уплачивался в отделениях Сбербанка РФ за текущий год, а квитанция предъявлялась при вышеперечисленных действиях. Если же в прошлом году технический осмотр не был пройден, то должны были быть предъявлены квитанции за текущий и прошлый годы, иначе могло быть отказано в указанных действиях. В случае, если владелец был освобождён от уплаты налога, то необходимо было подать заявление, где указывалось, что он не является плательщиков данного налога.

Льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств предоставлялись следующим категориям налогоплательщиков:

граждане, подвергшиеся воздействию радиации, вследствие чернобыльской катастрофы;

герои СССР, РФ, граждане, награждённые орденом Славы трёх степеней, а также их общественные объединения, использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составлял 70 и более процентов;

предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, у которых удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70 и более процентов общей суммы их доходов;

организации автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);

иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ;

субъекты малого предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), применяющие упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности;

российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе продукции;