Что предусматривала экономическая реформа 1987 г. Изменение политической системы ссср

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований в. хозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политической системы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабных экономических реформах невозможно. Однако невозможно было также оценить размеры охватившего страну структурного социально-экономического и политического кризиса без глубокого научного анализа сложившейся ситуации. С 1987 г. по инициативе Горбачева начинается разработка научной концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные советские экономисты Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, П. Г. Бунич, Т. И. Заславская и др. Разработанный ими проект программы преобразований предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения, опираясь на ленинское определение социализма как строя цивилизованных кооператоров); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; развитие арендных отношений на селе.

В 1987-1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшим из которых были закон "О государственном предприятии (объединении)" (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива и выборе руководителей и наконец; закон "О кооперации в СССР" (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам, и прежде всего кооперативам и арендным предприятиям, принятые законодательные акты практически оказались бездейственными, а реформы в экономике - блокированными. Более того, с 1988 г. начался общий кризис в сельскохозяйственном производстве, а затем и в промышленности. В связи с продолжавшим расти огромным бюджетным дефицитом резко усилились инфляционные процессы. В руководстве партии и государства нарастал конфликт между сторонниками либеральной и консервативной политическими программами осуществления реформ. Сам лидер партии М. С. Горбачев подвергался критике как слева, так и справа, и его решения не отличались последовательностью. С одной стороны, он декларировал переход к рыночным отношениям, а с другой - провозглашал верность социалистическим ценностям, что изначально было несовместимо.

Реальные процессы, происходившие в экономике и связанные с возникновением новых видов предприятий (кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ и др.), повлияли и на государственный сектор. Госпредприятия стали преобразовываться в арендные и акционерные, хотя зачастую контроль над ними сохранялся в руках прежнего руководства. В 1990 г. было принято постановление нового ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для еще большего развития коммерческих структур. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, производимых новыми, коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода - дефицита промышленных и продовольственных товаров. Карточная система, давно, хотя и неофициально существовавшая в различных регионах СССР, была введена даже в Москве, где были установлены нормы отпуска товаров и резко ограничен их ассортимент. Резко возросла денежная эмиссия, которая за 5 лет, к 1989 г., увеличилась в 4 раза, и в 1990 г. составляла уже около 20%. За счет иностранных займов внешний долг СССР вырос с 10 млрд в 1985 г. до 52 млрд долларов к 1991 г. За этот же период золотой запас СССР уменьшился в 10 раз и составил 240 т. В этих условиях катастрофически падал уровень жизни советских граждан, которые во всех экономических проблемах обвиняли руководство КПСС. В промышленных регионах, особенно в угольных бассейнах, с 1989 г. начало расти забастовочное движение, которое к лету 1991 г. приобрело огромный размах.

На фоне провалов в реформировании экономики союзным центром политические элиты обретавших самостоятельность союзных республик предприняли попытки выйти из кризиса, опираясь на собственные программы. Летом 1990 г. академик С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский и их соратники предложили российскому руководству так называемую программу "500 дней". Она предусматривала в этот короткий срок провести масштабную приватизацию государственной собственности, введение свободного рыночного ценообразования с параллельной индексацией заработных плат и социальных пособий. Одновременно она значительно ограничивала возможности союзного центра управлять экономикой республики. Таким образом, создавались условия для образования экономического союза республик, который мог бы стать основой для установления новых, конфедеративных связей между ними. Но эта программа так и не была реализована. Горбачев же предпочел программу экономических реформ, разработанную министром финансов.СССР В. С. Павловым, ставшим премьер-министром Кабинета министров СССР в декабре 1990 г. Проект Павлова предусматривал осуществление жесткого государственного контроля при переходе к рынку.

Таким образом, вокруг планов экономических преобразований возникла острая политическая борьба, которая усиливала противостояние между центром и республиками. Непоследовательность в проведении преобразований в период перестройки не только не позволила преодолеть кризис советской социально-экономической системы, но еще больше его углубила.

Вариант 1

А1. Что повлекло за собой введение госприемки во второй половине 1980-х гг.?

1) увеличение производительности труда

2) достижение мировых стандартов качества товаров

3) укрепление трудовой дисциплины

2) передачу банков в частные руки

3) создание совнархозов

4) ликвидацию колхозов и совхозов

А3. Какое название получила экономическая программа, отрывок из которой приведен?

У нашего общества накоплен большой негативный опыт экономических реформ... Реализация предлагаемой программы должна опровергнуть этот печальный опыт. ..она опирается на принципиально новую экономическую доктрину. движение к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.

1) перестройка

2) «оттепель»

А4. Как называется переход объектов государственной собственности к частным владельцам ?

1) монополизация

2) национализация

3) приватизация

4) милитаризация

В1. Экономический курс, провозглашенный в 1985 г., получил название «стратегия ________________________________________________

Тест №7 по теме: « Экономические реформы »

Вариант 2

4) ввело госприемку производимой продукции

А2. Что предполагала экономическая реформа 1987 г.?

1) расширение самостоятельности предприятий

2) введение параллельного хождения доллара наравне с рублем

3) разрешение частной собственности на землю

4) приватизацию государственного сектора

А3. Кто был инициатором принятия цитируемого указа?

Распитие спиртных напитков на производстве... или пребывание на работе в нетрезвом виде влечет наложение... штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей.

1) М. Горбачев 3) Г. Янаев

2) Б. Ельцин 4) Л. Брежнев

А4. Как называется обесценивание денег и снижение курса национальной валюты ?

1) банкротство 3) эмиссия

2) коррупция 4) инфляция

В1. Какое слово пропущено в отрывке из программы «500 дней»?

Человечеству не удалось создать ничего более эффективного, чем _____________ экономика... Свойственные ей механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.

___________________________________________________________________________

Ответы к тесту по теме: « Экономические реформы »

ускорения

рыночная

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 1

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Годы правления Николая II:

а) 1881 - 1894 б) 1894 - 1917 в) 1896 - 1905 г) 1896 - 1918

2) К политике «военного коммунизма» в 1918- 1920 гг. относится:

а) свобода торговли б) продналог с крестьян

в) всеобщая трудовая повинность г) частное предпринимательство

З. Начавшееся в период «оттепели» восстановле­ние доброго имени и прав незаконно осужден­ных людей называется гласностью.

И. Последствием усиления административных ме­тодов руководства экономикой в 1970-х - нача­ле 1980-х гг. был рост производительности тру­да на предприятиях.

К. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 1980-х гг., получила название перестройка.

III

Б) 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.

IV

1) Лидеры Белого движения:

д) возникновение и расцвет новых политических партий

е) широкое применение мер внеэкономического принуждения

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот одержимый революционной идеей поли­тик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского уни­верситета. Недолго имел адвокатскую практи­ку. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Гер­манией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.

б) Состояние противоборства между двумя сверх­державами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой во­енной агрессии

в) Блестящий офицер, незаурядный ученый, Верховный правитель России, столкнулся лицом к лицу с полным развалом страны и армии, зверским убийством царской семьи, дворянин, служил в морской артиллерии, состояния не имел и был “служащим офицером”, российский морской артиллерист. При первых известиях о начале военных действий против Японии обратился в морское ведомство с просьбой послать его на фронт.

VIII

1) а) космонавт

2) б) экономист

3) в) биолог

4) г) конструктор в области ракетостроения

д) писатель

IX . Установите правильное соответствие:

X

Отруб Коллективизация Репатриация Холодная война Ленд-лиз «Перестройка» Железный занавес План «Уран» Диссиденты Продналог

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 2

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Первая мировая война была в;

а) 1905-1907 гг. б) 1914-1918 гг. в) 1916-1921 гг. г) 1918-1922 гг.

2) Политика НЭПа предполагала:

Б) Аграрную реформу характери­зует сохранение выкупных платежей крестьян.

В) Россия была провозглашена республикой в 1917 г. по решению Учредительного собрания.

Г) На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Фин­ляндии из состава России.

Д) К понятию «Великий перелом» относится пере­ход к многоукладной экономике.

Е) Великая Отечественная война была в 1941 - 1945 гг.

Ж) Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характери­зовался систематическим повышением цен.

З) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавший­ся началом обновления духовной жизни обще­ства, разоблачением культа личности, назы­вался периодом нового политического мыш­ления.

И) Основной причиной неудачи экономической ре­формы было ослабление госу­дарственного контроля над деятельностью пред­приятий.

К)С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая прива­тизация».

III . По какому принципу образованы ряды?

б) 1924 г., 1956 г., 1964 г., 1985 г.

IV . Кто (что) является лишним в ряду?

1) Генеральные (в 1953-1966 гг. первые) секрета­ри ЦК партии:

2) Черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:

а) участие советских представителей в Заклю­чительном совещании по безопасности и со­трудничеству в Европе б) выдвижение доктрины «ограниченного суве­ренитета» социалистических стран в) попытка разрядки напряженности в отноше­ниях со странами Запада г) произраильская позиция в арабо-израиль­ских войнах

V . Расположите события в хронологической после­довательности:

а) Корниловский мятеж б) бело Б. Пастернака в) создание I Временного правительства

г) февральская революция д) ХХ съезд партии е) Сталинградская битва ж) Столыпинская реформа з) Карибский кризис и) пакт о ненападении к) принятие Конституции РФ л) ввод войск в Афганистан м) Капитуляция Германии в ВОВ н) программа «500 дней» о) Тегеранская конференция

VI . Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:

а) резкий рост производства товаров народного по­требления б) резкое усиление диспропорций в экономике в) унификация и идеологизация культуры создание

г) системы материальной заинтересован­ности в результатах своего труда

д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране

е) умеренное ограничение действия рыночных ме­ханизмов

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закон­чил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самом­нением. Сосредоточил в своих руках неограни­ченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.

б) Политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность власти, приписывающая ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, ликвидирующая демократию

в) наиболее известны1 полководец ВОВ, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. Четырежды Герой СССР, кавалер двух орденов «Победа» множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955 по 1957 год - министром обороны СССР. В 1957 г. исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 отправлен в отставку.

VIII . Установите правильное соответствие:

1) а) писатель

2) б) физик

3) в) космонавт

4) г) химик

д) композитор

IX . Установите правильное соответствие:

1) политика гласности, XIX Всесоюзная партийная конференция, отмена 6-й статьи Конституции СССР

а) 1953-1964 гг.

б) 1965-1982 гг.

2) создание СЭВ, «Ленинградское дело», переименование ВКП(б) в КПСС

в) 1985-1990 гг.

г) 1991-1996 гг.

3) Суэцкий кризис, запуск первого в мире искусствен­ного спутника Земли, лик­видация МТС

д) 1945-1953 гг.

4) принятие третьей Конституции СССР, выдворение инакомыслящих за рубеж, разрядка международной напряженности

X . Разъясните значение терминов

Хутор Оккупация Кооперация Капитуляция Денационализация Индустриализация План Маршалла «Оттепель» Железный занавес Продразверстка

Ответы к тесту №8 по теме: «История России. XX век»

вариант№1

вариант №2

часть А

часть А

Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. Стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. Рублей.

Социальные аспекты реформы.

С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. В месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. Клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. В 1985 г. До 530 руб. В 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. Составил 165 млрд. Руб. (275 млрд. Долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

Разработка планов перехода к рынку.

Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. Удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. Передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. На арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. Началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. Привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. Значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) Правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

К лету 1991 г. Экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

  • Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.
  • Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию
  • Отказ от монополии внешней торговли.
  • Более глубокая интеграция в мировой рынок.
  • Сокращение числа отраслевых министерств.
  • Признание равноправия новых форм хозяйства на селе (арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами.

Экономическая политика не дала ожидаемых результатов. Почему? В 1989 –1990 гг. был взят курс на переход к рынку (правительство Н.И.Рыжкова). Непоследовательность и промедление в проведении реформ привели к углублению экономического кризиса и обострению социальной напряженности.

Стала очевидной необходимость глубокой реформы политической системы.

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СССР (1988 – 1991 гг.)

Лейтмотивом политической жизни периода "перестройки" стала гласность. Что означала гласность? Как она повлияла на духовную жизнь страны? Расскажите о введении в СССР президентской власти. Кто стал президентом СССР? К каким изменениям в политической, жизни страны привела утрата КПСС монополии на власть? Назовите наиболее крупные общественно-политические движения и политические партии, возникшие на рубеже 80-90-х гг.

Какие перемены произошли во внешней политике СССР? Что означало новое политическое мышление? Проанализируйте его основные принципы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ .

§ Признание единства противоречивого мира.

§ Признание невозможности решения политических задач обеспечения безопасности страны военными средствами...

§ Признание за каждым народом права на выбор пути развития.

§ Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений.

§ Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Как новый внешнеполитический курс повлиял на международное положение СССР, на ситуацию в Европе и в мире в целом?

Проанализируйте ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР в 1985 – 1991 годах:

  • Отказ от давления и диктата в отношениях со странами социализма.
  • Нормализация отношений Восток – Запад посредством разоружения.
  • Разблокирование региональных конфликтов.
  • Установление тесных контактов со всеми странами, без оказания предпочтения странам социализма.

Период перестройки закончился в 1991 году. Подведите итоги.

2 вопрос . Непоследовательность национальной политики в СССР породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В ряде регионов эти противоречия переросли в открытые конфликты. В каких республиках ситуация достигла наибольшей напряженности?

Какова была обстановка в Российской Федерации? Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России? Кто стал ее первым президентом?

Объясните, почему в центре политической жизни в 1991г. встал вопрос о дальнейшем существовании СССР? Расскажите о событиях августа 1991года. Как августовский путч повлиял на процесс распада СССР? Какие решения были предприняты на совещании руководителей России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще (декабрь 1991 г)? Как вы оцениваете создание СНГ? Какие страны вошли в состав СНГ (см. Приложения)? Как сейчас складываются отношения между Россией и другими членами СНГ?

Рассмотрите последствия распада СССР:

1. Нарушение экономических связей между бывшими республиками

2. Ослабление обороноспособности всех республик

3. Обострение межнациональных конфликтов (чеченский вопрос)

4. Ухудшение социально-экономического положения населения.

Руководству Российской Федерации - предстояло осуществить демонтаж тоталитарной системы и создать демократическое правовое государство. Расскажите о политическом кризисе сентября-октября 1993 г. Итог политического кризиса -прекращение деятельности всех советских органов.

Проанализируйте процесс становления новой государственности, принятия новой Конституции. Как Конституция определяет характер нового российского государства? Как решает вопрос о разделении власти? Каковы полномочия высших органов власти?