Обзор истории отечественного производства бумаги для денег и особенностей денежной бумаги стран мира. Как делают бумажные деньги

on 2015-06-22

Деньги являются средством обмена во всем мире. Они высказывают цена товара. В прежние времена эту функцию делали разные вещи и предметы — от ракушек и камушков до драгоценных металлов и пушнины. Сейчас в качестве средств обмена употребляется не только золото либо серебро, но и национальные облигации – банкноты.

Сами по себе они не воображают никакой ценности, но являются законно признанным средством обращения. В данной статье мы поболтаем о том, как зарабатывают деньги в Российской Федерации и других странах мира, какие конкретно материалы для этого употребляются и во какое количество обходится стране чеканка монет.

Маленький экскурс в историю

Первые бумажные деньги показались в Китае в одинадцатом веке. Долговые расписки составлялись на высушенной коре тутового дерева. Они скреплялись подписями и печатями. Существует кроме этого вывод, что первые «эргономичные векселя», как их тогда именовали, показались мало раньше в династии Тан провинции Сычуань. Как зарабатывают деньги в Китае сейчас? Также из тутового дерева. Но финансовая масса Сейчас гарантирована страной.

Банк Стокгольма первенствовал учреждением, выпустившим в первой половине 60-ых годов семнадцатого века банкноты в оборот. Эти депозитные сертификаты на предъявителя приравнивались к монетным деньгам. Через четыре года организация обанкротилась, потому, что не смогла обеспечить все предъявленные «векселя».

Времена изменяются: за экономическим подьемом направляться спад, что значительно чаще сопровождается инфляцией. В стране не достаточно денег. Что делать при таких условиях? В кризисные времена для того чтобы употреблялись разные материалы. Так, в первой половине 70-ых годов шестнадцатого века голландцы выпустили картонные монеты, изготовленные из. молитвенников.

На Аляске в десятнадцатом веке распространили деньги, сделанные из тюленьей шкуры. В 1902 году в Африке применяли ткань военной формы. Гиперинфляция по окончании Первой Мировой стала причиной тому, что себестоимость банкнот была выше их номинала.

Правительство Германии вынуждено было изготавливать валюту из игральных карт, поскольку производство золотой монеты в одну крону обходилось правительству в 15–килограммовую пачку бумажных купюр.

Как зарабатывают деньги из бумаги в различных государствах мира

Купюры изготавливают из льна и хлопка. Их волокно содержит меньше кислот, исходя из этого изнашивается медленнее. В Англии такое полотно вымачивают в желатине, дабы расширить прочность. Срок его годности — два года. В Австрии, Мексике, Бразилии, Новой Зеландии, Израиле и Ирландии уже пара лет применяют пластиковые купюры из полипропилена. Их значительно сложнее подделать из-за громадного количества голограмм. В Болгарии банкноты изготавливают из полимера и гибрида хлопка.

В ЕС — из целлюлозы, в Соединенных Штатах – из смеси древесины и пластика, в Российской Федерации – из хлопка с добавлением пеньки.

Состав бумаги всегда совершенствуется. Современные российские купюры опасаются огня, но выдерживают 4 химических реактивов и 19 тысячи перегибов. Рассказ о том, как зарабатывают деньги в Украине, не меньше занимателен. Хлопок есть сырьем для того чтобы. Его сперва отбеливают, а позже варят. А вот история о том, как зарабатывают деньги в Казахстане, очень сильно поразила руководство США. Они желали применять схожую разработку для производства местной валюты.

В ходе изготовления банкнот употребляется печать с двухсторонним оттиском, своеобразные краски, уникальная система и голографические элементы нумерации. Сейчас банкнотная фабрика Казахстана занимается выпуском двоичных паспортов, акцизных марок, дипломов и других бумажных изделий с защитными элементами.

Монеты России

Не считая бумажных денег, в Российской Федерации кроме этого оборачиваются монеты, изготовленные из различного металла. Он определяет их стоимость по номиналу. Особый сплав стали, плакированной мельхиором (так называемый биметалл), употребляется для того чтобы номиналом в 1 и 5 копеек. Недорогая и легкая сталь есть ядром, а плакировка придает белый оттенок.

Желтый цвет монетам в 10 и 50 копеек дает латунь без примесей.

Сплав меди с никелем либо мельхиором употребляется для изготовления железных денег. Так как медь сама по себе имеет красный цвет, то она есть сердцевиной. До 2010 года самая большая по номиналу монета изготавливалась из лютневого кольца и мельхиорового диска. Четыре года назад в обороте показались железные деньги, покрытые медью методом наращивания электрическим током — гальванической обработки.

Вот как зарабатывают деньги на монетном дворе. А сейчас возвратимся к купюрам и поболтаем о методах их защиты от подделок.

зарабатывают деньги из воздуха, либо Успех фальшивомонетчиков

Рецепт изготовления денег защищен громадным числом патентов. Создавать на купюрах такие символы, как цветопеременный муар и ныряющая металлизированная нить, может лишь 10 стран мира, том числе РФ. Этим мы обязаны фальшивомонетчикам. Их талант стал причиной тому, что банки каждый год сдают более 120 тысяч фальшивых банкнот.

Водяные символы, многоцветные и магнитные полосы, светящиеся метки, флуоресцентная печать — все эти элементы защиты они уже давно обучились подделывать. Кроме того микропечать сейчас не неприятность. Исходя из этого Госзнак всегда разрабатывает новые уровни защиты.

Сравнительно не так давно на купюрах показалась краска, которая меняет цвет под различными углами.

Легендарный фальшивомонетчик Виктор Баранов израсходовал 12 лет на изучение ремесла по подделыванию купюр. Итог — прекрасная копия 25-рублевой банкноты с наибольшим уровнем защиты. По окончании ареста он не только передал собственный рецепт расплава меди, но и обратил внимание экспертов Госзнака на повторяющиеся линии на бумажных деньгах, каковые легко скопировать.

Реалии дня сегодняшнего

В Российской Федерации монеты чеканят на Столичном монетном дворе. Это огромное серое 9-этажное строение размером с футбольное поле. В — бесчисленное количество дверей и коридоров, каковые раскрываются лишь посредством магнитного пропуска. В самом главном полуавтоматическом цеху прессы изготавливают 750 монет в 60 секунд.

10 копеек чеканят из бронзы, а 5-рублевую монету — из меди, покрытой никелем с двух сторон. Фасовочные аппараты распределяют изделия по мешкам и пломбируют их.

Тут на современных фрезеровочных станках размером со шкаф со встроенным программным обеспечением изготавливают не только монеты, но и штампы. Рисунок для изделия загружается через управляющий блок, что распложен рядом со станком. Граверы вручную совершенствуют рельеф штампов.

Вот как зарабатывают деньги в Российской Федерации сейчас.

Внешний вид рубля

Независимо от разработки изготовления банкнот, их внешний вид всегда менялся. Сейчас в обороте имеются купюры в 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. На самой небольшой изображены мост через Енисей, часовня и ГЭС Красноярска. Петропавловская крепость, здание Биржи и Ростральная колонна присутствуют на купюре большего номинала. здание и Квадрига Аполлона Громадного театра Москвы легли в базу много.

Монумент Петру Первому, Соловецкий монастырь Архангельска, и памятник Иоанна и церковь Предтечи Ярославу Умному запечатлены на купюрах номиналом в 500 и 1000 рублей.

Кое-что из статистики

В Российской Федерации постоянно умели печатать деньги. как следует изготовленные купюры дорого оплачиваются. Госзнак производит банкноты для Индии, Камбоджи, Сирии, Китая и Индонезии и еще пяти государств за приличное вознаграждение. Революция 90-х годов не затронула работу фабрики Госзнака. В том месте каждый день печаталось более ста миллиардов рублей. В 2012 году РФ экспортировала две тысячи тысячь киллограм финансовой массы. какое количество это в деньгах?

Вес одной тысячной купюры — один грамм. Тогда в одной тонне содержится один миллиард рублей.

какое количество стоит производство

Изготовление монет прибыли не приносит. Металл дорожает, а деньги дешевеют. Себестоимость одной монеты в пять копеек в 14 раза больше номинала кроме того при применении самого недорогого материала. Цветная мелочь стоит еще дороже. Согласно данным из официальных источников, за 2013 год государство израсходовало 8 млрд рублей на изготовление денег. Стоимость по номиналу валютной массы на руках — 5,7 млрд руб. Из 6,8 триллиона наличности — 53 миллиона монет.

25% из них — номиналом больше рубля. Правильных информации о стоимости изготовления бумажных денег нет. В зависимости от уровня защиты, цена партии в тысячу единиц колеблется от 600 до 3000 рублей.

В случае если поделить неспециализированную массу монет на количество населения, то окажется, что на одного человека приходится 40 рублей, а вдруг учитывать подсчитать их вес, то у каждого из нас должно пребывать по одному килограмму мелочи.

Из чего изготавливают и как защищают деньги России, полезно знать не только для интереса, но и дабы не попасться на уловки фальшивомонетчиков. Иначе, чем чаще подделывают купюры, тем больше патентов на их защиту предлагает Госзнак. И пускай на всевозможных ресурсах заливаются соловьями, говоря, как зарабатывают деньги из воздуха, в действительности собственные родные возможно лишь получить.

А для производства банкнот требуется хлопок.

Источник: www.syl.ru

Как делают Деньги RUB

Увлекательные записи:

Подборка статей, которая Вас должна заинтересовать:

    Создатель: Михаил Дата: 2013-09-04 Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru . Эта статья для тех, кто желает знать, как зарабатывать деньги?…

    Популярные ответы Похожие ответы Чеканка монет Продолжительное время процесс чеканки монет происходил вручную: медь, серебро либо золото расплавляли в…

    Российская Федерация – необъятная Держава с множеством способов для зарабатывания денег. Тут возможно не только получить «на судьбу», но и сказочно…

    Большое количество довелось путешествовать отважному венецианскому торговцу Марко Поло. Он появился в середине XIII века, в то время, когда почва…

    При появлении некоего свободного капитала сходу поднимается вопрос – как его сохранить, а значительно лучше приумножить? Иными словами, куда…

    Любой из нас грезит иметь хватает денег для полноценной судьбы. Та категория людей, которая имеет внушительный и стабильный доход, всегда рассматривает…

Бумага на сегодняшний день является основой для создания огромного количества всевозможной продукции.

Альбомы для рисования, марки, блокноты, различного рода упаковки, бумажные фонарики, конверты, игрушки и многое, многое другое обязано своим существованием именно бумаге, так как бумага является первичным материалом в процессе их создания.

Однако наиболее желанным и востребованным изобретением, сделанным из бумаги стали бумажные купюры .

Производство бумаги для последующего изготовления бумажных денежных купюр


Прежде чем изготавливать непосредственно денежные купюры, необходимо произвести специальную бумагу, которая станет основой для дальнейшего производства.

Появляется вопрос: что в ней особого? Всё дело заключается в том, что обычная бумага делаются из древесины, а вот бумагу для производства бумажных денег производят из таких составляющих как лён и хлопок.

Начинается производство с того, что около 3 тонн хлопка погружают специальный бойлер, имеющий огромные размеры и почти 2 часа держат под большим давлением. Изменившуюся после обработки массу сливают в огромную тару (резервуар), где производят её осветление и очистку. Затем, после очистки и осветления, массу подвергают прессовке и помещают в аппараты-размягчители. Именно после этого процесса бумага для денег приобретает особый хруст , а также получает износостойкие качества, что позволяет ей выдерживать тысячи двойных прогибов.

Когда бумажная консистенция ещё остаётся довольно мокрой, ей придают немного другой оттенок, заливая специальную краску, а потом создают распознавательные водяные знаки. Всё это делается для предотвращения подделки бумажных денег .

Процесс нанесения таких знаков заключается в том, что из бумажных листов в непоследовательном порядке изымают волокна бумаги и наносят защитные нити. Только после этого бумага отправляется на сушку. Высушенную бумагу скатывают в большие рулоны, достигающие весом свыше 4 тонн. Именно они отправляются на производство по изготовлению денежных купюр.

Сама процедура производства денежный бумажных купюр является очень дорогостоящей, сложной и весьма длительной. Она делиться на два основынх этапа. Первый этап – создание нового денежного знака или оригинала. В данный этап включается и производство нового печатного плана (проекта). Второй этап изготовления бумажный денег - это автоматизированный процесс печати тиража.

Видео "Производство специальной бумаги для изготовления денег" (6 мин. 21 сек.)


Процесс разработки и создания оригинала денежной купюры


При разработке новых образцов задействовано большое количество людей самых разных профессий:: работники финансовой сферы, госслужащие, художники и (обязательно!) специальная группа специалистов Гознака, без которых не обойдется ни одна разработка новой купюры.

Именно разработка образца нового, являющегося уникальным в своём роде, денежного знака является наиболее трудоёмким и тяжёлым этапом во всей процедуре производства денежных купюр.

Видео "Процесс разработки оригинала денежной купюры" (3 мин. 07 сек.)

Уже по обозначенным критериям и желаниям заказчика вступают в работу художники – создают эскиз будущей денежной купюры.

Данный эскиз изготавливается с учётом всех критериев технологических возможностей производства, которое будет осуществлять печатание будущих денег, с применением разнообразных методов защиты от подделок.

К художественному оформлению нового образца денежных купюр предъявляется ряд очень высоких требований. Одно из важнейших - показать принадлежность разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю.

Это отражается с помощью специальной уникальной символики государства, которыми являются различные национальные орнаменты, герб государства, специально разработанный рисунок-гравюра, а также соответствующая текстовая запись.

Чем крупнее становиться номинал, тем всё мудрёнее и сложнее становиться рисунок, а также увеличиваются размеры изготавливаемой купюры.

Далее, уже с полученного готового эскиза, разрабатывается печатный проект, который включает в себя создание оригинальных печатный форм для последующего тиражирования.

С такой сложной и ответственной работой , требующей особого умения и опыта, справляются только специалисты высшей квалификации. Это такие мастера как: фотографы, травильщики, граверы-художники, монтажисты, граверы-штемпелисты и многие другие. Таких высококвалифицированных кадров подготавливает только предприятие Гознака и только самостоятельно.

Наконец наступает момент, когда сочетается высочайшее индивидуальное мастерство разработчиков и использование новейшей современной техники, в числе которой и мощные компьютеры. Изготовленный на основе готового эскиза специальный печатный проект нового денежного знака отправляется правительственному органу для изучения и окончательного утверждения. Как только созданный вариант одобрен, начинается процесс изготовления форм для тиражирования.

Видео "Производство и утилизация денег" (4 мин. 51 сек.)

Видео "Работа художников над созданием новых денежных купюр" (3 мин. 30 сек.)


Способы печати тиража

В процессе печати бумажных денег применяются достаточно такие способы печати как офсетная, металлографская, типографская и орловская.

Задействование того или иного способа печати купюр в денежном производстве зависит от того, насколько сложным окажется печатаемый на них рисунок. Однако металлографский и орловский способы печати являются наиболее используемыми в процессе производства денег.

А теперь немного подробнее рассмотрим каждый из применяемых способов и разберём основные технологические моменты.

Видео"Производство денег в России" (2 мин. 52 сек.)


Орловская печать

Орловская печать была разработана ещё в далёком 1891 году ведущим специалистом Гознака Иваном Орловым. В те времена (как, в принципе, и на сегодняшний день) для воспроизведения типографским методом оригинала, имеющего большую палитру красок, для каждого из цветов рисунка необходимо было готовить отдельную форму для печати, после чего каждую поочерёдно оттискивали на фрагменте специальной бумаги.

Для того, чтобы нужный рисунок отобразился с необходимой чёткостью, надо было обеспечить полное и точное совпадение всех границ красок с различных форм, а это не представляется возможным даже при задействовании новейшей техники.

Что же сделал Орлов? Он внедрил специальный эластичный валик, имеющий довольно мягкую структуру и промежуточные шаблоны (формы), имеющие свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Каждый отдельный рисунок шаблона переносит свой уникальный фрагмент на определённое отведённое место на сборном валу, а уже с него палитра красок переносится на сборную общую форму, на которой выводится весь рисунок оригинала целиком.

С помощью такого метода становиться возможным в ходе одного прогона листа через печатную установку перемещать на оттиск без всяких разводов и разрывов яркий фрагмент рисунка, который с идеальной чёткостью соответствует оригиналу.

Такая ювелирная точность совпадения всех цветных линий на изображении является очень хорошим методом для борьбы с незаконным подделыванием денежных купюр.

В сфере производства бумажных денег и других ценных бумаг орловская печать имеет огромную популярность в большинстве стран мира. Однако для того, чтобы применение такого метода было оправдано, необходимо проводить печать больших тиражей.

Видео "Изготовление американского доллара" (1 мин. 34 сек.)


Металлографическая печать

Такой достаточно популярный метод печати денежный знаков как металлографическая печать был известен ещё с давних времен как один из вариантов изготовления копий гравюр великих художников. Для производства же денежных купюр этот метод был впервые применён в 1887 году.

При металлографской печати, также как и при орловской, изготавливаются специальные формы, но из другого материала - никеля либо стали.

Они представляют собой хорошо отполированные пластины, на которых уже нанесён с помощью специального пресса необходимый рисунок. Первой изготовленной металлографской форме дают название "оригинальный штемпель" и изготавливается она вручную методом гравировки.

Технология печатания бумажных денег методом металлографической печати, выглядит следующим образом.

Специальные детали гравировальных установок (гильшоры) создают очень трудные узоры из сочетания огромного количества линий, с помощью которых (после процесса травления) появляются различные элементы общего изображения, которое будет размещено на денежном знаке.

При совмещении и последующей компоновке работ, выполненных ручной гравюрой, гильшорных элементов, а также нанесённого шрифта образуется единое изображение денежного знака. А он, в свою очередь, размножается на последующие тиражные формы для печати.

Однако процесс размножения требует наличия специального, дорогостоящего комплекса оборудования, включающего в себя высокочастотную машину и автоматизированную гальванолинию.

Одним из наиболее главных достоинств метода металлографической печати является его художественные возможности. За счёт огромного спектра ярких тонов, с помощью различной глубины и ширины их нанесения удаётся достичь удивительно красивого результата. Кроме того, даже при печати однотонного рисунка, изображение получается визуально объёмным. Например, при печати зелёной краской возможно получить изображение с большим количеством разных оттенков этого цвета, начиная от тёмно-зелёного, практически чёрного, и заканчивая салатным.


Процесс печати на специальной печатной установке происходит таким образом. На готовые печатные формы, применяя приготовленные резиновые шаблоны, наносится краска, которая впоследствие поступает как на гравюру, так и на так называемые пробельные элементы. Затем с помощью специальных стирающих приспособлений удаляют краску, попавшую на пробельные поверхности форм. Теперь всё готово для того, чтобы наносить нужный фрагмент на лист бумаги.

Бумага прикладывается на форму и под большим давлением печатного цилиндра вся краска с гравюры переносится на лист бумаги.

На завершающей стадии производства листы с напечатанными денежными купюрами отправляются в цех, где их рарезают на отдельные купюры. После чего они поступаю на счётный станок, считаются и упаковываются.

Процесс производства денег закончен. Деньги полностью приготовлены к их использованию по назначению.

Видео "Установки и машины для производства денежных купюр" (4 мин. 17 сек.)

Как делают бумажные деньги

Китайцы были первыми, кто стал использовать волокна целлюлозы для производства легкого аналога металлических денег. Бумага используется с этой же целью и сейчас. Конечно, сложность технологического процесса производства бумажных денег возросла в разы, современная денежная бумага - это вовсе не то, что использовалось в Китае или любой другой стране 100-200 лет назад.

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер. Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка. Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители. Следующий этап - добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже).

Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.
Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот.

Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу - износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег - сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.

На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины. Дендироль - это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто - цветные или металлические) волокна.

Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения - например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.
Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков - очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.

Первым создается эскиз - его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам - демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.

После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

Печать денег

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Орловская печать

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры. Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом - свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.

Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика - затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

Офсетная печать

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.

Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы - гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.

Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.

Вот, как печатают доллары США:

Металлографическая печать

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.
Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.
Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.

По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.

При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением. Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.

После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.

* * *

Здравствуйте, уважаемые читатели! Расчётный знак, который мы называем «бумажные деньги», не всегда печатался на бумаге. Предшественником бумаги была кожа, шёлк и другие виды плотных тканей, а также дерево. Сейчас бумага для денег в большинстве случаев изготавливается из хлопка. В иных вариантах может использоваться лён или манильская пенька - абака. Но уже спешат на смену гибридные виды - полусинтетическая бумага и даже пластик. Посмотрим, из какой бумаги делают деньги, и с чего же всё начиналось?

Первая бумага для денег

С момента изобретения письменности человечеству постоянно требовался материал, на котором можно было оставлять записи. Задолго до изобретения бумаги для этих целей служил папирус и пергамент. В Древней Руси распространялась письменность на бересте и коже. В самом Китае предшественником бумаги был материал, готовящийся из бамбука и пеньки. Использовали и шёлк. Но всё варианты были крайне неудобными. Бамбук много весил, а высокая стоимость шёлка не позволяла его использовать в качестве основы для записей. Тем более, записи получались расплывчатыми и не устойчивыми к влажным условиям. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь, но и до него уже была известна бумага из конопли, не получившая широкого распространения.



* * *

Удобство предложенного изобретения состояло уже в том, что для заготовки брались практически отходы жизнедеятельности: рваные рыболовные сети, обрывки ткани и древесная кора. Этот материал измельчали и надолго замачивали в воде. Когда основа превращалась в однородную мягкую массу, её заливали в специальные формы и сушили на солнце. Отсюда родился производственный термин «Отлив бумаги». Но должно было пройти едва ли не тысячелетие, когда этот материал воплотился в деньги.


Одни исследовали утверждают, что для первых бумажных денег брали высококачественные сорта бумаги. Другие указывают на сведения, что первые банкноты получались очень хрупкими и период их обращения не превышал трёх лет. Проверить это невозможно, так как ни одна из ранних банкнот (династия Тан) не сохранилась. Историю бумажных денег Китая изучают уже по экземплярам второго тысячелетия нашей эры. Уцелевшие образцы демонстрируют хорошее качество бумаги. Она пригодна для нанесения многокрасочных чернил, а надписи не расплывались. В качестве преобладающего средства обращения бумажные деньги утвердились при династии Юань. В эту эпоху бумагу для денег изготавливали из коры шелковицы. Уже были известны и защитные методы: бумага пропитывалась красителем из растений и волокон, состав который держали в тайне.

Бумага для денег в царской России


* * *


Книга "Апостол" и рубль СССР в честь первопечатника Ивана Фёдорова

Европа задержалась в производстве бумаги от Китая на тысячу лет. В пределах русских земель её научились делать гораздо позже. Производителем бумаги Россия стала лишь в период царствования Ивана Четвёртого (Грозного). Но следует отметить заслугу Петра Первого, отлично понимавшего важность бумаги для государственных нужд. Именно с его подачи в 1723 году гербовая бумага обрела водяной знак. По приказу императора в 1716 году выстроена и Красносельская бумажная мануфактура. Именно на ней осуществлялось изготовление бумаги для первых российских ассигнаций 1769 года. С 1785 года производство переезжает на бумажную мануфактуру Царского Села. Уже разработанные технологии создания водяного знака применили и к бумаге для ассигнаций. Краска и текст наносились в Сенатской типографии.


Сохранившиеся экземпляры «екатеринок» подтверждают, что качество бумаги для первых российских бумажных денег было не на высоте. Бумага получила характерный цвет при выпуске модифицированных ассигнаций в 1786 году. Если ассигнации достоинством 50 и 100 рублей печатались на белой бумаге, то для двадцатипятирублёвки использовали бумагу светло-бежевого цвета. Пять рублей стали синими, а десятка - красной. Эти цвета преобладали на данных номиналах в течении нескольких веков. Улучшилось качество бумаги, усложнился водяной знак.


Всё изменилось после Отечественной войны 1812 года, когда страну наводнили фальшивки, а курс бумажного рубля упал до 20 копеек монетой. Проект устройства Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ), предложенный генерал-лейтенантом Августином Августиновичем Бетанкуром в 1816 году, был одобрен на самых верхах. Остались записи императора: «Представленные мне план и сметы, составленные вами для устройства фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг, я рассмотрел в подробности, и утверждая их во всей силе, повелеваю, из особой моей к вам доверенности и уважения к отличным познаниям, провести оное устройство к окончанию и в полное действие под непосредственным вашим наблюдением и надзором» . Завершилось строительство в начале 1818 года. А к осени уже начали печатать первую партию новых двадцатипятирублёвых ассигнаций.


Производство бумаги для денег нового поколения требовало рольные ящики для размола в массу пеньки и тряпья и черпальные чаны для ручного отлива бумаги. ЭЗГБ представляла собой уникальное производство, где изготавливали бумагу и отправляли её на собственную полиграфию. Качество бумаги постоянно росло. Готовый продукт стал уходить на экспорт. Экспедиция тщательно заботилась о подборе специалистов, которых искали по всей России и приглашали из-за рубежа.


* * *

Производство банкнотной бумаги в царской России


Первоначально бумагу изготавливали вручную. Основой для ручного отлива бумаги можно назвать пеньку. Пенька проходила множество предварительных стадий: растрёпывание волокон, размачивание, варка в щёлоке, отбеливание. Затем полученный материал тщательно перемалывали. Для этого использовали рольные ящики. Однородная бумажная масса попадала в чаны. Черпальщик подхватывал состав и распределял его по поверхности формы. В итоге выходил уже бумажный лист. Для удаления влаги бумага прокладывалась суконной материей и попадала под пресс. Сушили её подобно белью - на верёвках. Звтем для придания прочности следовала пропитка животным клеем. Процессы прессования и сушки чередовались. Наконец полученный лист оказывался между платами из меди и ставился под пресс. После изъятия из плат получался готовый продукт, пригодный для печати денег.


* * *

В 1864 году Экспедиция обретает две машины для отлива «бесконечной» бумаги. Это позволило воплотить непрерывно-поточный процесс отливки бумаги. Бумажная масса подготавливалась в восьми варочных котлах и тридцати двух роллах. Отделка бумаги производилась каландрами (машина для непрерывного формования бумажного листа методом пропуска его через зазор между вращающимися валами при достижении заданной толщины и ширины).


* * *

Имела ли когда-нибудь бумага для денег повышенную толщину и плотность? Для примера вспомним , печатавшиеся в самом конце существования Российской Империи. Ими пытались заменить недостаток медной монеты. На лицевой стороне было изображение царя дома Романовых, взятое с клише юбилейной серии почтовых марок. На обороте вместо клеевого покрытия пояснительная надпись «Имеетъ хожденiе наравне съ разменной монетой». Такую «банкноту» не проверишь на водяной знак, так как её толщина и плотность не позволяла просмотреть денежный знак на просвет.



* * *

Производство бумаги для денег в СССР и современной России

При изучении бумаги под микроскопом можно увидеть, что это мелкие растительные волокна (основная часть - целлюлоза), механически сплетённые друг с другом. Прочность сцепления обеспечивают и химические связи. Автоматизированный отлив происходит на сетке бумагоделательной машины. Жидкая взвесь волокнистых компонентов проходит этапы удаления избыточной влаги путём прессования и сушки. Состав бумаги для отечественных денег - это преимущественно хлопковые и льняные волокна, где чистой целлюлозы более девяноста процентов. Для усиления прочности происходит проклейка бумаги в массе или с поверхности. Для этого используется меламиноформальдегидная смола, крахмал или их аналоги.


Волокно в количестве нескольких тонн около двух часов выдерживают под большим давлением в специальном бройлере. Эта взвесь проходит осветление и очистку в огромном резервуаре. После окончания данных технологических стадий заготовочная масса помещается под пресс, а затем переходит в аппарат-размягчитель. Специалисты указывают, что именно тогда бумага для денег обретает знакомое нам ни с чем не сравнимое похрустывание (за счет введения различных наполнителей, улучшающих качество бумаги) и обзаводится износоустойчивостью.


Используются два вида бумагоделательных машин: столовые (плоскосеточные) и цилиндрические (круглосеточные). Первые формируют бумагу на длинной горизонтальной сетке. У вторых для этого служит сеточный цилиндр. Процесс производства бумаги с локальным водяным знаком в СССР осуществлялся на цилиндрических машинах, так как именно сетка цилиндра при формировании на бумаге водяного знака обеспечивает его строгую фиксацию относительно прочих элементов рисунка готовящейся купюры. Бумага с общим водяным знаком могла изготавливаться на машине любого типа. Элементы защиты от фальшивомонетчиков напрямую присутствуют и в бумаге. Это тонкие волокна различной окраски, позволяющие светиться в ультрафиолете. Это и металлизированная нить, которая внедряется в бумагу, выходя на поверхность в определённых местах.

Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака

Продвижение войск Юденича заставило советскую власть задуматься о переносе столице из Петрограда в Москву. Вместе с органами власти переезжает и печатное отделение ЭЗГБ. Производство бумаги остаётся в Петрограде. На его основе рождается Ленинградская бумажная фабрика Гознака. Замена техники в предвоенные годы позволила фабрике освоить широкий спектр бумажной продукции: бандерольная, перфокарточная, мелованная, светочувствительная, фототипная и бумага для картографических нужд. В производстве бумаги для денег также произошли изменения. Пеньковое волокно постепенно заменяется хлопковым. Для придания прочности используется проклейка животным клеем. Для большей экономии некоторые виды денежных и ценных бумаг производятся из хлопкового линта и пеньковых очёсов.


* * *

В период блокады производство бумаги для денег прекращено, но фабрика работу не останавливает. Какое-то время выпускается противоипритная и документная бумага. Затем фабрика переводится на выработку пищевой целлюлозы. Возврат на прежние рельсы произошёл после прорыва блокады. Назначенный директором фабрики в апреле 1943 года Иван Андреевич Селиванович берётся за процессы восстановления быстрыми темпами. К процессу выпуска бумаги в августе 1943 года подключается бумагоделательная машина № 3. К 1946 году в работу вступают ещё четыре машины. Состав производственных средств расширяется цилиндрической машиной № 6. Все введённые в строй агрегаты начинают ускоренно производить бумагу для денежных знаков реформы 1947 года.


Перерождение Ленинградской фабрики происходит в период 70-х и 80-х годов. Строится новый корпус для современного оборудования. Кроме денежной бумаги специалисты начинают производство ранее дефицитных сортов. Примером может служить «Астролюкс» - высокоглянцевая мелованная бумага для художественных изданий и альбомов. К началу 90-х годов на фабрике выпускается около полусотни различных видов бумаги, куда входит продукт с водяными знаками для документов и денег.


* * *

Сложный период 90-х годов не останавливает работу фабрики, ведь бумажных расчётных знаков требуется всё больше. Приказ министра финансов Российской Федерации в 1995 году переименовывает предприятие в Санкт-Петербургскую бумажную фабрику Гознака. Не останавливается и развитие производственного парка. В 2000-х годах постоянно приобретается новое оборудование, что позволяет фабрике удерживать позиции на международном рынке. Банкнотной бумагой, изготовленной в Санкт-Петербурге, пользуются наши партнёры по СНГ, а также страны Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего и Дальнего Востока и даже Африки.

Краснокамская бумажная фабрика Гознака

Уже в середине 20-х годов СССР столкнулся с дефицитом бумаги для денег и документов. Ленинградская фабрика не могла закрыть все потребности огромной страны. Новая бумажная фабрика начинается строиться в Пермской области. Местом её расположения выбран город Краснокамск. Процесс строительства начался в 1933 году, а к 1937 году подошёл к завершению. В 1934 году в Ленинградском целлюлозно-бумажном техникуме состоялся первый выпуск техников-технологов для фабрики Краснокамска. 9 декабря 1936 года на фабрике отлит первый рулон простой серой бумаги, а до конца года выработка составила 53,4 тонны. Технологические процессы в запланированном объёме удалось запустить лишь в 1940 году. В ассортименте продукции (около 30-ти наименований), конечно же, значилась и бумага для денег.


В годы войны производство расчётных знаков в Краснокамске приобретает ключевое значение для страны. Ленинград в блокаде. Москва под угрозой захвата. Поэтому Краснокамск кроме бумажной фабрики принимает монетный двор, функционировавший до 1949 года, и часть оборудования Московской печатной фабрики. Со второй половины 1941 по август 1943 год бумага для денег и государственных документов производится исключительно в Краснокамске.


По окончанию войны производственные процессы лишь расширяются. Кроме документной бумаги для паспортов и партийных билетов освоен выпуск бумаги для почтовых марок. Растут производственные корпуса, в одном из которых размещают комплекс для отбеливания целлюлозы, на выходе дающий бумажную основу повышенной белизны и прочности. В год пятидесятилетия Октября в строй вступает цилиндрическая бумагоделательная машина, на которой создаётся бумага как с общим, так и с локальным водяными знаками. Достоинство техники нового поколения в способности вплетения металлизированной нити и двустороннего проклеивания.


* * *

Середина 80-х - это очередное техническое перевооружение. Предприятие запускает четыре бумагорезательные машины, снабжённые электронными устройствами сортировки и контроля. Автоматизируется резка листов и отбраковка, так как продукт на выходе просматривается специальным лучом, способным найти дефекты (крупный сор в листах или механические повреждения). Кроме бумаги для денег в Краснокамске создаётся бумага для журнальных и художественных изделий, получившая награду на Всесоюзной выставке книги и плаката в 1983 году.


Внутренняя "кухня" производства (Цех № 22)

В настоящее время ФГУП Гознак значительно расширил производство бумажной продукции в Краснокамске. 2018 год - это веха, от которой ведётся отсчёт запуска наисовременнейшего оборудования для производства банкнотной и защищенной бумаги. Для этого выстроен новый банкнотный корпус. Бумага, выработанная в Краснокамске, поставляется не только для печати отечественных денег, но уходит на экспорт в различные страны мира.

Характеристика бумаги для денег

Во главу угла здесь поставлена износоустойчивость. Она определяется сопротивлением излому и разрыву. В изначальном состоянии «ПРЕСС» большинство купюр пребывает недолго. Они непрестанно сгибаются и разгибаются. Для сравнения укажем, что обычная офисная бумага начинает рваться после двух десятков двойных перегибов, что для денежных знаков недопустимо. Как называется аппарат, на котором определяется значение сопротивления денежной бумаги излому? Его имя - фальцер (от немецкого «Falzer»). Пригодные образцы выдерживают несколько тысяч двойных перегибов. Сопротивление на разрыв помогает определить динамометр. За расчёт берётся длина полосы бумаги, которая разрывается от собственного веса. Длина полосы денежной бумаги должна достигать значения в несколько тысяч метров. Третьим китом в этой компании окажется сопротивление разрыву кромки, для которого технических норм в большинстве случаев не предусматривается, но предполагается значительная величина.


* * *

Износоустойчивость обуславливает срок жизни банкноты. Но она - не единственный параметр. Очень много зависит от состояния денежного оборота на конкретный момент. Когда пятитысячная банкнота была диковинкой, срок её службы составлял от пяти до семи лет, зато бумажная десятка крутилась в обороте так быстро, что выходила из строя за 10-12 месяцев. Сейчас положение дел изменилось. Бумажные десятки практически уступили место стальным, их в обороте повстречать сложно. Цены повысились, сократив срок жизни банкноты 5000 рублей до четырёх лет. Отведённый сторублёвке срок составляет два года. Каждый год ЦБ России запускает в оборот примерно два с половиной миллиарда новых купюр, но столько же банкнот уничтожают ежегодно по причине ветхости.


* * *

Не менее важными характеристиками бумаги для денег были и остаются её белизна и гладкость. Белизна характеризуется устойчивостью, так как не должна терять светлый оттенок в процессе денежного оборота. Светопрочность задаёт, насколько падает механическая прочность бумаги под воздействием солнечных лучей и иных источников света. Волокна льна и хлопка используются в производстве бумаги для денег ещё и потому, что у них наивысшая стойкость к старению. Учитывают также значение непрозрачности бумаги. Ведь подлинность евробанкнот первого выпуска проверяли и по совпадению отдельных элементов рисунка обеих сторон купюры в нечто цельное, когда её смотрят на просвет. При полностью непрозрачной бумаге такое было бы невозможно.

Экспериментальные опытные серии банкнот

Однако бумагу для денег проверяют не только в экспериментальных лабораториях, но и в режиме постоянной эксплуатации. Для этого в оборот запускают опытные банкноты, а через определённый срок изымают их и проверяют, насколько устойчивыми они оказались к реальным условиям. Отсеивают их по сериям в номере. Для модификации 2001 года известно три экспериментальные банкноты. Это 50 рублей серии АБ и 100 рублей и АБ. Последних в коллекционной среде выявлено столь мало, что каждый известный экземпляр считается раритетом. Новички склонны путать эту дорогостоящую редкость с банкнотой 100 рублей серии АБ, но уже модификации 2004 года. Или не обращают внимания на размер букв. Серия «аб» для сторублёвки является рядовой и к опытным банкнотам отношения не имеет.


Однако и для модификации 2004 года имеются заветные сторублёвки. В этом случае следует искать серии ФФ, УУ и ЦЦ. Правда, банкноты серии ЦЦ не имеют отличий от стандарта ни по составу бумаги, ни по защитному лаку. Для работников бумагоделательной промышленности важно, что эта серия запущена в оборот одновременно с остальными. В сравнении степени износа опытного образца (ФФ и УУ) и эталонного (ЦЦ) подведут итоги, оказались ли изменения в составе бумаге и лака позитивными. В 2006 году эксперимент проводился и над бумажными десятирублёвками. Опытными являлись купюры серий ЦЦ и ФФ, последняя из которых представляла бумагу нового состава.


Одиннадцать серий опытных банкнот приняли участие в эксперименте 2016 года. Правда, эксперимент вряд ли можно признать успешным. Каким-то образом информация утекла но сторону, и продавцы бон принялись изымать нужные купюры напрямую из банковских учреждений в состоянии «ПРЕСС». Здесь надо обращать внимание не только на серию, но и на первую цифру номера (от «1» до «5»). Она характеризует толщину лакового покрытия. Контрольными банкнотами, не отличающимися от тиражных, являются те, чей номер начинается на «5». Рынок быстро насытился, и банкноты серий УА, УБ, УЕ, УК, УЛ, УН, УС, УХ, УЧ и УЬ сейчас можно приобрести по цене, не сильно превышающей номинал. Исключение представляет серия УО, так как бонисты считают её серией замещения (замена бракованных банкнот иных опытных серий и номеров с семью нулями), где количество экземпляров не превышает сорока тысяч для каждого из опытных направлений по толщине слоя лака (от «1» до «5»). «Генеральная коллекция» в данном случае будет состоять из 55 банкнот, из которых пятёрку «УО» будет раздобыть непросто.

Сколько стоят банкноты экспериментальных серий? На конец первого квартала 2018 года приблизительная стоимость редких и ценных банкнот выглядела следующим образом:


Роль бумаги в процессе изготовления подделок

В России столкнулись с проблемой подделки бумажных денег сразу после их ввода в оборот. Первой жертвой оказалась ассигнация достоинством 75 рублей. Её пришлось изъять из обращения, потому что местные «умельцы» навострились переделывать в этот номинал двадцатипятирублёвки. Ведь бумага первой эмиссии денежных знаков разного достоинства ничем не отличалась.

Огромное количество подделок было завезено армией Наполеона. Специалисты утверждают, что их сохранилось больше, чем подлинных ассигнаций. Работа французских печатников не всегда копирует оригинал (к примеру, «холячей» вместо «ходячей»). Главным признаком служит подпись. Отечественные ассигнации подписаны чернилами вручную, а на их французских копиях подпись отпечатана. А что с бумагой? Оказывается, французский «десант» можно отличить и по ней. Русские деньги печатались на белой бумаге. У французских «рублей» примесь красителя подарила бумаге голубоватые тона. Интересно, что и российские ассигнации начали печатать на бумаге с лёгким зеленоватым оттенком, но случилось это уже в 1814 году. Кроме того, французы превзошли наших мастеров в чёткости водяных знаков.


Своеобразный «ответный ход» французы получили в середине ХХ века. Талантливый изобретатель Чеслав Боярский, окончивший Львовский политехникум, разбогател на высококачественных фальшивках банкнот 1000 франков (дореформенные) и 100 франков (послереформенные). Оригинальный метод создания бумаги предусматривал то, что основой для неё служили настоящие банкноты мелкого достоинства. Единственное, что не смог передать Боярский - это характерное похрустывание купюр. У экспертов не было претензий к качеству печати, а недоработка в свойствах бумаги привела Боярского на скамью подсудимых.

Впрочем, наводнение денежного оборота вражеского государства фальшивками - излюбленный приём технологически развитой страны. Посмотрим, как гитлеровская Германия надеялась обрушить экономику Великобритании. Очень важная часть предварительных работ была посвящена бумаге. На одно исследование, есть ли в английских банкнотах целлюлоза, ушло много времени и средств. В результате выявлено, что целлюлоза в банкнотах отсутствует, а бумагу сделали из волокон льна. Но на рынке огромное количество сортов этой культуры. Большого труда стоило выяснить, что лён в Великобритания поставляют из Турции. Договориться с поставщиками оказалось несложно. Немцы даже смогли получить бумагу, практически не отличимую от той, которую использовал Банк Англии. Вот только процесс получения хорошо шёл вручную, но при механизации конечный продукт уже сильно отличался от оригинала. Работы по воспроизведению бумаги от старта до финиша заняли два года.


Среди отечественных фальшивомонетчиков выделяется Виктор Иванович Баранов. Конечно же, особое внимание он уделил процессу имитации бумаги: «Деньги можно в принципе сделать из любой бумаги. Ну, конечно, сначала я использовал ту, которая мне больше подходила. А потом пришел к созданию новой бумаги. Я соединил искусственную целлюлозу с природной. Результатом стала бумага, которая по качеству была схожа с кожей и отличалась прочностью. Она практически не поддавалась механическому воздействию. Поэтому пришлось ее несколько ухудшить. Сделал слабую бумагу, которая быстро могла бы выйти из обихода. Кстати, через три года после моего ареста в ГДР создали такую же бумагу. А мне обидно, ведь могло быть российское изобретение» .


* * *



* * *

Но иногда тревожный сигнал о подделках оказывается ложным. СМИ в 1994 году запестрели новостями, будто Пермская область наводнена отечественными серии БМ без водяного знака. Детекторы данные купюры не отбраковывали! Неужели удалось подделать бумагу? Однако исследование конфискованного образца показало: расчётный знак подлинный. Перед экспертами предстал редкий случай производственного брака, выпущенный за пределы Гознака. Водяной знак обнаружился, но не в том месте. Купол Кремлевского здания спрятался за полиграфией, так как лист на печать подали не той стороной. Служба Банка России предложила беспрепятственный обмен бракованных купюр на банкноты без брака. Тут стоит напомнить, что коллекционеры бон оценят такой брак намного выше номинала.


Бумага для долларов США

Как и во многих других странах, включая Россию, бумага для американских долларов вырабатывается по особому рецепту, являющемуся государственной тайной США. Чтобы секрет не ушёл наружу, изготовлением бумаги с 1879 года занимается фирма-монополист «Крейн и компания» (Crane & Company). Сырьём является обрезь хлопчатобумажных и льняных тканей, которые смешиваются в соотношении: три части хлопка к одной части льна. Первоначальная сортировка происходит вручную. Проверенная масса режется и измельчается, чтобы оказаться в роторном котле. Перегретый пар преобразует тряпьё в однородную субстанцию. Её охлаждают и отжимают перед тем как отправить в промывочную машину, где используется артезианская вода. Попутно отсеивается проскочивший мусор и прочие инородные элементы. Заодно уменьшается длина волокон. Получается бумага сетчатой структуры, волокна которой расположены параллельно сторонам будущей банкноты.


Почему доллары не поражают белизной? Потому что бумага не использует оптический отбеливатель. Это помогает проверке в ультрафиолете, когда копии долларов, выполненные на обычной бумаге, начинают светиться голубым, а подлинные деньги остаются тёмными. В обычном свете поле долларов, не занятое рисунком, имеет серо-кремовый цвет.


Откуда в долларах взялись красные и синие шёлковые волокна? Можно найти сведения, что одна из первых партий шёлка была приобретена в Японии. Купленный продукт измельчили до микроскопических частей и добавили в жидкую бумажную массу. В настоящее время волокна разных цветов закупаются у разных фирм, чтобы затруднить подделку. Но фальшивомонетчики в большинстве случаев не возятся с волокнами, а имитируют их печатью или разрисовывают вручную.

Готовый бумажный продукт скатывается в рулоны длиной от семи до восьми тысяч метров и стандартной шириной 64,26 сантиметра. Вес рулона варьируется в пределах 430-440 килограмм. Использование фирмы-монополиста характерно не только для США. Испания до перехода на евро также имела при монетном дворе фабрику по изготовлению бумаги, секретом которой владела она одна.


* * *

Но даже такие защищённые банкноты, как доллары, непрестанно пытаются подделывать. Качество подделок растёт. Уже в 1992 году Великобритания предупреждала партнёров, что в разных странах мира начался вброс стодолларовых фальшивок, практически не отличающихся от настоящих банкнот. Эксперты изучили состав бумаги и с неудольвольствием отметили, что она по свойствам (включая цветные волокна) почти копирует продукцию Crane & Company. Быть может, ввод купюр образца 1996 года был обусловлен возникшей проблемой.

Бумага для банкнот Великобритании

В это же время отправилось иным путём. В январе 1994 был анонсирован выпуск бумаги нового поколения. В момент изготовления на продукт наносится специальный символ, видимый лишь в ультрафиолетовых лучах. Для препятствию его истирания бумага покрывается миниатюрным слоем прозрачной плёнки, которая увеличивает и прочность банкноты. Новинка не удорожала процесс, а, напротив, сокращала производственные расходы в пять раз по сравнению с бумагой, где в качестве защиты создавался водяной знак. Такую бумагу сразу стали использовать не только для печати денег, но и для чеков, сертификатов и прочих документов, которые должны обладать сильной защитой от подделок.

Бумага для евробанкнот


Евробанкноты имеют не такой уж солидный возраст. Но при их создании объёдинились технические новинки нескольких европейских стран. Какую бумагу используют для денег ЕС? Бумажные деньги Еврозоны создают на основе хлопковых волокон. Получаемая бумага имеет хорошую износоустойчивость, которая удлиняет срок службы банкнот. Усложняет подделку и структура бумаги. Если присмотреться повнимательнее, мы обнаружим, что лицевая сторона купюры обладает гладкой поверхностью, зато на обороте шероховатая и жесткая. Не забыли и о привычной проверке на слух. При изгибании евробанкнота издаёт характерный хруст. Добавим, что свойства бумаги для евроденег позволяют ей не светиться в ультрафиолетовых лучах.


* * *

Бумага для стран Азии

В Японии наибольшее число подделок зафиксировано для банкноты в 10 000 иен. Но бумагу, использованную для серии 2004 года, пока качественно подделать не удаётся. Большинство подделок отсеивается как раз из-за низкокачественной бумаги, далёкой от той, на которой печатают оригинальные иены.


* * *


А вот в 1979 году предложил начать производство денежной бумаги, основой для которой служат листья ананаса. В качестве положительных свойств такой бумаги указывается её необычная мягкость и шелковистость. Утверждается, что и загрязняться такая бумага будет гораздо слабее обычной, что продлит жизнь купюр. Печатается ли валюта страны (Новый тайваньский доллар) на ананасовой бумаге? Это остаётся тайной. Ведь с 1979 года минуло много обменов денежных знаков, последний из которых проходил в 2007 году, когда оборот покинули старые банкноты номиналом 500 и 1000 тайваньских долларов без голографической полосы.

Завтрашний день бумаги для денег

Прогнозы для бумаги не слишком утешительные. Ей на смену спешат не только безналичные расчёты, но и полимерное производство, которое позволяет выпускать банкноты, износоустойчивость которых во много раз выше, чем у бумажных. Пионером здесь выступила фирма American Banknote Company, предложившая печать на оригинальном полимерном материале тайвек (Tyvek). Это разработка всемирно известного американского химического концерна DuPont.


* * *

Первый блин получился комом. Тропический климат не способствовал долговечности банкнот, заставляя краску отслаиваться от пластика, что послужило причиной отказа от банкнот нового поколения и возвращению к привычным купюрам. В 1988 году, невзирая на отсутствие тропического климата, перестаёт выпускать пластиковые банкноты остров Мэн. Впрочем, Передовые державы быстро поддержали почин. К двухвековому юбилею основания первого английского поселения Австралия запускает эмиссию полимерной десятки. Особенностью новой банкноты явилось оконце, на котором проступал голографический портрет капитана Джеймса Кука.


На середину 2018 года полимерные деньги используют 55 стран. В их числе и Россия, где выпущена памятная купюра с применением пластика (100 рублей 2018 года ). Достаточно внушительно, тем более что Канада анонсировала к 2014 году окончательную замену бумаги пластиком, и сейчас её бумажный банкнотный ряд полностью заменён полимерными деньгами. Но надеемся, что бумага для денег последнего слова ещё не сказала.

Изготовление бумажных денег начинается с производства специальной бумаги. Сырье для такой бумаги — не древесина, а хлопок и лен. Использование таких материалов обусловлено более высоким, чем в древесине, содержанием целлюлозы.

Сперва специально подготовленный хлопок помещают в резервуар под большим давлением на несколько часов. При этом сырье меняет структуру и превращается однородную полужидкую массу. Эту массу подвергают фильтрации и осветлению. Затем масса прессуется и помещается в специальные аппараты — размягчители. Именно после этих манипуляций будущая купюра получает характерный хруст и высокую износостойкость.

Следующие стадии производства бумаги — окраска и нанесение водяных знаков. Это происходит сразу после прессовки и размягчения, пока бумага еще немного мокрая. Водяные знаки формируются на бумаге за счет различной толщины слоев волокна на рисунке. После нанесения водяных знаков на бумагу наносят мельчайшие металлические нити. Эта мера также служит для защиты будущей купюры от подделок.

Созданную таким образом бумагу сушат, затем сматывают в рулоны, которые впоследствии отправляются на производство бумажных денег.

Как печатают бумажные купюры

Печать бумажных денег осуществляется путем комбинирования нескольких способов печати:

  1. Высокая печать. Формы для этого типа печати устроены так, что пробельные элементы находятся ниже печатающих. В результате на банкнотах получается «приподнятый» рисунок (например, серия и номер на российских рублях).
  2. Глубокая металлографская печать. Принцип противоположен высокой печати: пробельные элементы на форме расположены выше печатающих. Создает своеобразный рельеф рисунка, который можно почувствовать на ощупь.
  3. Офсетная печать. При использовании этого вида печати рисунок получается плоским (также называется «плоская печать).
  4. Орловская печать. Для получения цветного рисунка небольших размеров главная проблема — совпадение границ областей, напечатанных разными красками. Поочередное нанесение красок не может обеспечить высокую точность, поэтому при орловской печати используется одновременное нанесение красок с одной печатной формы.