Переход к рынку. Переход к рыночной экономике, его сущность и основные проблемы

фрагмент статьи (ист.: Уральская историческая энциклопедия)

Промышленная архитектура подразделяется на промышленное градостроительство, архитектуру промышленных зданий, архитектуру промышленных сооружений. Возникла на Урале одновременно с колонизацией края русскими при строении соляных городков (Усолье - 1430) и получила интенсивное развитие с нач. XVIII в. - времени горнозаводского освоения Урала.

В качестве архитекторов первых уральских заводов выступали т.н. плотинные мастера, решавшие задачу создания напора воды для вододействующей технологии производства и обработки металла. Гидротехнические комплексы уральских заводов XVIII в. были не только самыми мощными и совершенными для своего времени, но и определили градоформирующую основу первых промышленных поселений. Как правило, промышленные и жилые здания вплоть до конца XVIII в. выполнялись в дереве и до настоящего времени не сохранились. Исключение составили плотины заводских прудов - самые ранние памятники промышленной архитектуры Урала. Из производственных зданий - это Невьянская наклонная башня (1725), соединившая в себе функции заводской лаборатории, рабочего кабинета А. Демидова, сторожевой башни и колокольни. Сохранились также провиантские склады (сер. XVIII в.) в Нижнем Тагиле, выполненные в камне. Архитектура этих зданий носит черты русского барокко и во многом заимствована из архитектуры кремлей и монастырей XVII в. В большей мере этот период ценен формированием принципов промышленного градостроительства, поскольку большинство уральских заводов послужило основой первых промышленных городов. Завод являлся центральным ядром поселения, предзаводские площади - административными и торговыми центрами, связывающим завод с жилыми кварталами.

Среди заводов Урала выделяется Екатерининский (1723), который в отличие от остальных планировался как промышленный город - военно-административный, культурный и торговый центр горнозаводского Урала. Он органично соединял в себе черты завода и регулярной крепости с посадом в лучших традициях европейского фортификационного искусства. Екатеринбург можно считать первым промышленным городом в истории градостроительного искусства. Основателем его являлись В.Н. Татищев и В.И. де Геннин, соединившие здесь воедино свои знания европейского градостроительства и крупного промышленного производства.

Как область профессиональной деятельности промышленная архитектура сложилась в нач. XIX в., когда на Урале сформировался корпус архитектурного горного ведомства - выпускников Петербургской академии художеств. Особенно плодотворным этапом деятельности специалистов промышленной архитектуры на Урале являлась первая пол. XIX в., когда заводы перестраивались в камне на основании последних достижений архитектурного творчества и строительства. В промышленное строительство были привлечены формы архитектуры в стиле русского классицизма и принципы гармонии, ансамблевости, комфортности и рациональности, созданы новые типы производственных, жилых и гражданских зданий. Разрабатывались генеральные планы городов и заводских поселений, определившие их развитие вплоть до первой пол. XX в. Основные профессиональные принципы, выработанные на Урале, легли в основу советского градостроительства.

Наиболее выдающимися зодчими промышленной архитектуры Урала первой пол. XIX в. являются И.И. Свиязев, М.П. Малахов, С.Е. Дудин, И.М. Подъячев, А.П. Чеботарев, А.В. Комаров, Ф.А. Тележников, В.Н. Петенкин. Горнозаводские ансамбли Урала первой пол. XIX в. до сих пор формируют центры большинства населенных пунктов. Некоторые из них были искажены поздними наслоениями, однако до сих пор составляют предмет своеобразия и культурной значимости архитектуры Урала.

Среди них высокой архитектурной ценностью отличаются ансамбли Екатерининского, Верх-Исетского, Невьянского, Нижне-Тагильского, Верх-Нейвинского, Билимбаевского, Кыштымского, Каслинского, Златоустовского, Алапаевского, Артинского, Нижне-Сысертского, Ижевского, Воткинского, Каменского заводов. Остальные либо полностью перестроены в более поздние периоды, либо сохранились фрагментарно.

В этот период начали складываться научные основы промышленной архитектуры. Большую роль сыграли первые научные труды уральского архитектора И.И. Свиязева, обобщившего опыт формирования новых типов производственных зданий. Во второй пол. XIX в. в промышленную архитектуру приходят выпускники С.-Петербургского института гражданских инженеров, а также горные инженеры. Сфера промышленной архитектуры становится на Урале колыбелью нового стиля "модерн". Ряд заводов Урала, полностью перестроенные в конце XIX - нач. XX в., демонстрируют возможности новой архитектуры: Баранчинский, Кушвинский, Саткинский, Пашийский. Среди них особо выделяется Баранчинский электротехнический завод, реконструированный в годы первой мировой войны в связи с эвакуацией туда завода "Вольта".

Переход к рынку и его функционирование в России имеют ряд особенностей.

1. Начало перехода к рынку происходило в стране, где государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства (более 90%), следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей (первый важнейший признак рынка).

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню еще и сегодня не готово к немедленному экономическому самоопределению. Право свободного выбора рода занятий, ориентируясь на свои желания и возможности: стать предпринимателем, наемным работником в государственных структурах, менеджером на акционерном предприятии или заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не всегда подкреплено экономически. А ведь именно свобода выбора является основой личной свободы, фундаментом раскрытия творческого потенциала, столь необходимого для эффективного функционирования рынка.

3. В силу того, что была создана, по существу, затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен. По сути, преобладающими являлись натуральный обмен, необоснованное завышение цен и др.

4. На рынке, особенно на рынке средств производства, господствуют монополисты-производители. Это объясняется тем, что функционирование тоталитарной системы требовало узкой предметной специализации, что в конечном счете привело к тому, что наша промышленность представляет собой ряд технологически обособленных предприятий, которые зачастую являются единственными в стране производителями своей продукции. Список подобных предприятий-монополистов значителен. Сложившуюся до перехода к рынку ситуацию можно показать на примере выпуска продукции в машиностроении (табл. 4).

Таблица 4

Монополизация выпуска продукции в машиностроении

Наименование продукции

Количество предприятий

Доля монополизированного производства, %

Всего

Монопольное производство

Индивидуальная продукция

Серийная продукция

Комплектующие изделия и приборы

1031

Общемашиностроительная продукция

3403

2212

Как видно, доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90%.

5. Отсутствие соответствующей правовой системы для развития инфраструктуры рынка (банковская, кредитно-финансовая и налоговая системы, товарные и трудовые биржи). Существующие системы возникли стихийно и работают во многом на свой страх и риск.

Таким образом, формирование рыночных отношений в стране началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка. Поэтому первым шагом на пути перехода к рынку явилось создание условий для возникновения обособленных, самостоятельных производителей как важнейшего признака функционирования рыночных отношений. Данная проблема решается реформированием государственной формы собственности.


Этот процесс реализуется в двух направлениях: осуществление глубокой децентрализации управления собственностью и денационализация, или, иначе, приватизация (передача собственности трудовым коллективам, создание акционерных и арендных предприятий, кооперативов и продажа предприятий в частную собственность). Децентрализация в управлении предприятиями явилась исходным пунктом в решении проблемы реформирования государственной собственности. Дело в том, что форма собственности предполагает адекватную ей форму управления. И если для кооперативных, малых и частных предприятий реализация этого уровня представляется само собой разумеющейся, то для государственных - вызвала определенные трудности. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, сам "государственный" статус предприятия предполагает наличие определенной иерархической системы управления (как в части определения характера производственной деятельности, так и его материально-технического снабжения и сбыта продукции), а с другой - его функционирование в условиях рыночных отношений подразумевает предоставление полной экономической свободы. Последняя позволила бы предприятию в соответствии с рыночной конъюнктурой самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, а также выбирать партнеров. Эти возможности для государственных предприятий отсутствовали. Вот почему первым шагом в реформировании государственной собственности явилась децентрализация управления предприятиями.

Смотрите также:

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Особенности перехода к рынку в России:

1. Начало перехода происходило, когда государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства, следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей.

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню было не готово к немедленному экономическому самоопределению.

3. В предыдущие годы существовала затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен.

4. На рынке средств производства господствовали предприятия-моно-полисты (доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90 %).

5. Отсутствовала соответствующая правовая база для развития рыночных отношений (банковская, кредитно-финансовая, налоговая, таможенная и др.).

Плановая экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего, из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:


Ресурсы Производство Сбыт

Предприятие не беспокоилось, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, - все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация изменилась коренным образом. Теперь они работают по следующей схеме:


Сбыт (спрос) Производство Ресурсы

В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, количество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме ввиду различных причин, основными из которых являлись следующие:

· многие руководители предприятий не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике, условий, в которых они привыкли работать;

· распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

· неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

· переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятия, особенно в плане обеспечения его оборотными средствами;

· многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

· насыщение российского рынка импортными товарами;

· государство не создало определенных условий для перехода к рынку.

Однако следует отметить, что переходный к рынку период в России сопровождался и некоторыми положительными моментами:

· все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать продукцию, которая устраивает покупателя;

· появилась осознанность в том, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества - единственное верное решение для обеспечения финансового благополучия;

· рынки насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;

· увеличение числа специалистов самых различных направлений, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка.

Внутриполитическое развитие страны (1992-1999).

Ø С 1992 – Противостояние законодательной (Верховный Совет РФ, председатель ВС – Руслан Имранович Хасбулатов) и исполнительной (президент, правительство) властей. + на сторону ВС встал вице-президент РСФСР Александр Владимирович Руцкой. Конституционный кризис.

Критика реформ Е.Т. Гайдара со стороны Хасбулатова. Личные амбиции Ельцина и Хасбулатова. В декабре 1992 Ельцин идет на уступки ВС – Егор Тимурович Гайдар отправлен в отставку, премьером назначен Виктор Степанович Черномырдин.

25 апреля 1993 г. – референдум (доверие президенту; доверие социальной политике президента; досрочные выборы президента; досрочные выборы депутатов ВС); по всем вопросам «за» проголосовало большинство принявших участие в голосовании, но по 1-2 – для принятия решения требовалось большинство от принявших участие в голосовании, а по 3-4 – от списочного состава избирателей => юридическую силу имели положительные решения по 1-2 вопросам; перевыборы президента и депутатов не проводились, так как нет необходимого большинства голосов.

Таким образом, в конституционных рамках снять противоречия между исполнительной и законодательной властями не удалось.

ВС начинает поддерживать вице-президент Руцкой. 1 сентября 1993 г. – указом президента Руцкой отстраняется от должности вице-президента. Премьер-министром вновь становится Гайдар.

21 сентября 1993 г. – указ № 1400 - «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (роспуск Съезда Советов и ВС; на 12 декабря 1993 г. назначены выборы в новый парламент – Федеральное собрание и референдум по новой Конституции; до этого времени прямое президентское правление)

ВС опираясь на заключение Конституционного суда (председ. КС – Валерий Дмитриевич Зорькин) отстраняет Ельцина от власти; Руцкой – президент. Со стороны Верховного Совета – призывы к захвату Кремля и мэрии Москвы, сторонники ВС штурмовали Останкино. 3-4 октября 1993 г. – войска подчиняющиеся Ельцину штурмуют здание ВС (Белый дом). Общий результат – роспуск Советов как органов власти. В ходе вооружённых столкновений в центре Москвы погибло не менее 150 человек.

Декабря 1993 г.

принята Конституция РФ

Закреплены демократические права и свободы.

Разделение властей: исполнительная, законодательная, судебная.

Глава государства – президент (4 года)

Законодательная власть – Федеральное Собрание (Совет Федерации; Государственная дума). Законы: Госдума ––> Совет Федерации ––> президент:

Исполнительная власть – Правительство.

Судебная властьКонституционный Суд; Верховный Суд (высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным и административным делам); Высший Арбитражный суд (разрешение экономических споров).

Выборы в Федеральное собрание.

На выборах в Думу по партийным спискам и территориальным округам – Выбор России (Е.Т. Гайдар); ЛДПР (В.В. Жириновский); КПРФ (Г.А. Зюганов); Аграрная партия (М.И. Лапшин).

начало 1994 г. – отставка Гайдара; премьер-министр – Черномырдин. Амнистия всех участников событий августа 1991 и октября 1993.

10-11 декабря 1994 г. – ввод войск МО и МВД в Чечню. Война продолжалась до 1996 г. (31 августа 1996 г. – Хасавьюртовское соглашение об отложенном статусе Чечни (со стороны федералов подписывал ген. Лебедь); 31 декабря 1996 г. – закончен вывод войск).

16 июня 1996 г. – первый тур президентских выборов (Ельцин – 35 %; Зюганов – 32 %; Лебедь – 15 %). Лебедь назначен секретарем Совета Безопасности; 3 июля 1996 г. – 2-й тур (Ельцин – 53,8%, Зюганов – 40,31%). Фактическое формирование олигархического режима в России (приближение к власти и передача за бесценок олигархам крупных предприятий).

23 марта 1998 – отставка В.С. Черномырдина. Премьер – Сергей Владиленович Кириенко (утвержден ГД с третьего раза, 24 апреля – 23 августа 1998). Правительство просуществовало до августа 1998 г. (ушло в отставку после кризиса 17 августа).

С 24 августа 1998 обязанности Председателя Правительства исполнял В.С. Черномырдин, но дважды не был утверждён Государственной думой, и на третий раз Б.Н. Ельцин внёс кандидатуру Евгения Максимовича Примакова (председатель правительства 11 сентября 1998 - 12 мая 1999).

Сергей Вадимович Степашин (председ. правительства с мая по август 1999 г.)

Владимир Владимирович Путин (и.о председ. правительства с 9 августа 1999 - в тот же день в своём телеобращении президент Ельцин назвал его своим преемником; председ. правительства с 16 августа 1999 до 7 мая 2000)

август 1999 г. – Вторжение боевиков (Шамиль Басаев, Хаттаб) в Дагестан; начало 2-й Чеченской войны (результаты к концу 2000 года: основные силы боевиков уничтожены; массовые жертвы среди мирного населения; война превратилась в партизанскую).

Сентябрь 1999 – серия взрывов домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске (число жертв – более 300 чел.). Правящая в России группировка использовала факт взрывов жилых домов для создания благоприятного общественного мнения перед вводом федеральных войск в Чечню, поднятия предвыборного рейтинга Путина и обеспечения победы на президентских выборах.

«Война компроматов» перед выборами в ГД (ОРТ, принадлежащее Березовскому – поддержка В.В. Путина; НТВ, принадлежавшее Гусинскому – поддержка Евгения Максимовича Примакова и Юрий Михайловича Лужкова).

Декабрь 1999 г. – выборы в Государственную Думу. Результаты: КПРФ – 24,29 % (Г.А. Зюганов); Единство («Медведь») (блок созданный в поддержку Путина, лидер Сергей Кужугетович Шойгу) - 23% голосов; Отечество-Вся Россия – около 13 % голосов (Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков).

31 декабря 1999 г. – досрочная отставка Б.Н. Ельцина. И.О. президента и премьер-министр – Владимир Владимирович Путин. 26 марта 2000 г. – выборы президента (Путин – ок. 52,94 %; Зюганов – 29,21 %). Путин принимает Указ о предоставление Президенту «прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» пожизненных гарантий неприкосновенности.

Экономические реформы. Переход к рынку (1992-1999).

октябрь 1991 г. – V съезд НД РСФСР – утверждена программа реформ. Президенту России Б.Н Ельцину даны дополнительные полномочия на 1 год + становится главой правительства. Е.Т. Гайдар – вице-премьер.

Ø резкое падение производства; единственная нормально работающая отрасль – топливно-сырьевой комплекс

Ø гиперинфляция; рост цен

Ø расслоение населения; до 80 % – бедных и нищих

Ø рост числа безработных

Ø в магазинах появились товары

Большая часть приватизационных чеков (скупка) сосредоточена в руках старой номенклатуры, чиновной бюрократии и предпринимателей

декабрь 1992 г. – отставка Е.Т. Гайдара. Премьер – В.С. Черномырдин. Усиление государственного регулирования. Единственное достижение к 1995 г. – снижение темпов падения производства и инфляции. Стабилизация рубля (валютный коридор).

Фактическая продажа за бесценок государственной собственности (коррупция).

Перед президентскими выборами 1996 г. этот процесс усиливается, поскольку Б.Н. Ельцину нужна поддержка крупного капитала. В тот же период 1995-1996 гг. – активно начинает использоваться практика покрытия дефицита бюджета за счет внутренних и внешних займов. Результат подобной политики – финансовый кризис начавшийся 17 августа 1998 г. (девальвация рубля и default – отказ платить по долгам). Падение курса рубля повысили конкурентоспособность российской экономики.

1999-2000 гг. – благоприятная экономическая конъюнктура (высокие мировые цены на нефть) помогли постепенно преодолеть экономический кризис, получать дополнительные доходы в бюджет, выполнять социальные обязательства (индексировать зарплаты бюджетникам, пенсии). Однако структурные экономические реформы не проводятся.


Похожая информация.


ЧЕЛОВЕК, СВОБОДА, РЫНОК
О программе, разработанной группой под руководством академика С. С. Шаталина
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
1. Социально-экономическая ситуация
Кризис системы
Экономическая политика 1985-1990 годов
Варианты выбора
2. Цели реформы и принципы новой экономической системы
3. Экономический Союз суверенных республик
4. Логика и этапы перехода на рыночную экономику
Общая концепция
Первые 100 дней - программа чрезвычайных мер
100-й -250-й дни: либерализация цен и жесткие финансовые ограничения
250-й -400-й дни: стабилизация рынка
400-й -500-й дни: начало подъема
5. Механизмы поддержания стабильности производства в переходный период
Первоочередные меры
Государственный заказ и цены
Государственная контрактная система
Потребительский рынок
Стабилизационные фонды
Ускоренное формирование рыночной инфраструктуры
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА
1. Разгосударствление и развитие конкуренции
Поддержка предпринимательства
Разгосударствление
Финансовая сторона разгосударствления
Преодоление монополизма
2. Финансово-кредитная политика
Банковская система
Денежно-кредитная политика
Государственный бюджет
Налоговая система
Государственный долг
Финансовый рынок
3. Политика ценообразования
4. Уровень жизни, социальные гарантии, оплата труда
5. Рынок труда
6. Предприятие в условиях рынка
7. Открытие экономики и внешнеэкономическая политика
Исходные принципы
Валютный курс и валютный рынок. Конвертируемость рубля
Привлечение иностранного капитала. Внешний долг
Внешнеэкономический режим
8. Теневая экономика
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КОНВЕРСИЯ
1. Структурный маневр в инвестиционной сфере
2. Конверсия
Формы конверсии оборонных предприятий
Основные предпосылки реализации научно-технического потенциала оборонного комплекса
Организационное и правовое обеспечение конверсии
3. Строительный комплекс в условиях перехода к рыночным отношениям
4. Развитие производственной инфраструктуры
5. Земельная реформа и аграрная политика
Формирование рыночных отношений в АПК
Механизм дотирования сельскохозяйственной продукции и его объемы
Принципы формирования и объемы общесоюзного и республиканских фондов сельхозпродукции
Система мер по стабилизации продовольственного рынка
Земельная реформа
Новый механизм реализации программы социально-экономической помощи селу
6. Жилищная реформа
7. Нерыночный сектор
РАЗДЕЛ IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
РАЗДЕЛ V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Об информации, не полученной Рабочей группой из министерств и ведомств
Потребительский рынок
Вариант расчета минимального потребительского бюджета
Оценка возможных масштабов приватизации
Оценка возможных объемов приватизации в торговле
Принципы сбалансирования союзного бюджета в IV квартале 1990 г.
Прогнозные расчеты