В чем состоит эффект мультипликатора. Теория мультипликатора

Дословно мультипликатор означает “множитель”. Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, “брошенные” в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости. Влияние инвестиций на рост национального дохода, используемого на потребление, связано с эффектом мультипликатора расходов.

Суть мультипликационного эффекта рассмотрим на условном цифровом примере. Допустим, первоначальный объем инвестиций (строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, найм рабочих) равен 1000 дол. Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы, получат свой доход. Часть своего заработка они предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например телевизоров. Другая часть дохода сберегается. Следовательно, у производителей телевизоров также увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров тоже потратят на покупку потребительских товаров, например автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 дол. в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса или потребляемого национального дохода более чем на 1000 дол., т.е. 1000 дол. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор. Как он определяется? С приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. В нашем примере 1000 дол. первоначальных инвестиций вызвала рост доходов на эту же сумму. Владельцы этих доходов часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Отсюда, из 1000 дол. только 800 дол. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, поскольку МРS = 1 – МРС = 1 – 0,8 = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 дол. на потребление будет также направлено только 80%, следовательно, дальнейший прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 800 Х 0,8 = 640 дол. Далее процесс будет распространяться на все более новые и новые слои населения. Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями? Нужно сложить 1000 + 800 + 640 + т. д.

Теоретически понятие мультипликатора расходов помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или сжатия инвестиций.

Сущность мультипликативных эффектов – изменение составляющих совокупного спроса оказывает умноженное (мкльтиплицированное) воздействие на национальный выпуск и доход.

Мультипликативный эффект – это изменение национального дохода (или ВНП) в большее количество раз, чем первоначальное изменение автономных расходов.

Эффекты были раскрыты в 30-ых годах 20вв, когда стали исследовать результаты политики проведения общественных работ в США. В ходе анализа выяснилось, что первичная занятость породила вторичную, третичную…,т.е. имеет место эффект умножения занятости и совокупного спроса.

Термин мультипликатора ввел в эк.теорию английский ученый Канн, а автор теории мультипликатора - Кейнс.

Мультипликатор работает только в тех экономических системах, в которых есть неиспользованные ресурсы (т.е. безработные, свободные производственные мощности, финансовые ресурсы).

Мультипликативный эффект основан на двух экономических явлениях:

Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов;

Любое изменение в доходах влечет за собой изменение в потреблении и сбережении.

На основе этих явлений дополнительное увеличение инвестиций предпринимателей превращаются в дополнительный доход домохозяйств, которые часть своего дополнительного дохода направляют на потребление. ТО потребительские расходы одних домохозяйств являются доходами других. Т.к. домохозяйства тратят не весь располагаемый доход, то процесс расширения национального дохода (сумма доходов всех владельцев факторов производства) конечен. Он заканчивается, когда дополнительный прирост дохода становится бесконечно малой величиной.



Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения объема ВНП от изменения объема инвестиций называется мультипликатором инвестиций.

М I =изменение ВНП / изменение инвестиций;

I - Инвестиции; S – сбережения.

Пример: доход (или объем инвестиций) вырос на 6000, из него 2/3 расходуется, а 1/3 идет на сбережения. Таким образом, 6000*2/3=4000 – является доходом других субъектов, которые в свою очередь 2/3 от 4000 (=2666) расходуют…В результате дополнительный доход всех участников = 6000+4000+2666+…=1/(1-2/3)*6000=18000. ТО увеличение инвестиций на 6000 привело к росту ВНП на 18000.

Мультипликатор оказывает двухстороннее воздействие на экономику. С одной стороны увеличение инвестиций приводит к мультипликационному росту дохода. С другой стороны, уменьшение инвестиций приводит к многократному уменьшению дохода.

Мультипликатор государственных расходов – отношение изменения объема национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Mg=изменение ВНП / изменение государственных расходов.

т.А – точка равновесия. При росте государственных расходов кривая расходов сдвигается вверх на ∆G. т.В – точка нового равновесия. Объем производства (или ВНП) вырос с Q 1 до Q 2 , на ∆Q. Причем ∆Q > ∆G.


99. Фискальная политика и ее эффективность.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Государство обладает возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса и косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Цели фискальной политики:

 Сглаживание колебаний экономического цикла;

 Обеспечение устойчивости экономического роста;

 Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.

Эффективность фискальной политики.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики:

1. Разрыв восприятия, под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются.

3. Функциональный разрыв - разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

4. Эффект вытеснения, сущность которого состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.

Относительная эффективность бюджетно-налоговой определяется в зависимости от:

а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента

б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента.

Мультипликатор (от лат. multiplied - умножаю, увеличиваю) - коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода. Рост инвестиций вызывает увеличение дохода, причем на величину большую, чем прирост инвестиций. Если рост инвестиций на 5 млрд. руб. вызывает рост дохода на 15 млрд. руб., то мультипликатор будет равен 3. Если рост дохода составит 10 млрд. руб., мультипликатор будет равен 2.

Мультипликатор - это число, на которое должно быть умножено изменение в инвестициях, чтобы получить представление об ожидаемом изменении дохода. Увеличивая инвестиции в Производство на определенную сумму, мы увеличиваем доход работников на эту сумму, которые предъявляют спрос на предметы потребления и, следовательно, увеличивают доход занятых в этой сфере и т. д. Этот процесс продолжается с каждым новым кругом расходов.

Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
Для того, чтобы рассмотреть влияние автономных инвестиций на рост национального дохода и исследовать мультипликатор автономных расходов, необходимо разобраться в таких понятиях, как инвестиции, предельная склонность к потреблению MPC и предельная склонность к сбережению MPS.

ИНВЕСТИЦИИ

Слово инвестиции происходит от латинского слова invest – что означает «вкладывать». Итак, инвестиции это вложения.

Вкладывать можно все, что угодно. От материальных активов – денежные средства, материалы, оборудование и другие ресурсы, до нематериальных активов – технологии, патенты, рабочая сила и т.д.
Успешность любых инвестиций измеряется размером полученных благ или достижением необходимого эффекта, финансового, социального либо любого другого.

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ

Весь продукт, созданный в обществе, предназначен для потребления. Потребление – индивидуальное и совместное использование благ, нацеленное на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Потребление населения – ведущий показатель развития экономики, так как на него приходится более половины валового национального продукта, а потребительские расходы – важный прогнозный показатель будущего развития, характеризующий настроения людей, их потребительские ожидания.

Сбережения - это та часть располагаемого дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережения равны доходу за вычетом потребления.

Предельная склонность к потреблению (МРС) – это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

Предельная склонность к сбережению (МРS) представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходе.

Все мы со школы знаем, что 2 + 2 = 4. Но всегда ли это так? И тут мы сталкиваемся с таким понятием, как мультипликативный эффект. Это экономический термин, который показывает, как эндогенные переменные изменяются в ответ на сдвиги в характеристиках. Концепция предполагает, что увеличение X на 1% приводит к росту Y, например, на 2 %.

Понятие

Мультипликативный эффект - это концепция, которая чаще всего связана с тем, как инвестирование в экономику (например, увеличение государственных закупок) приводит к намного большему, чем можно было бы предположить, росту занятости и производства товаров и услуг. Рассмотрим, как это работает:

  1. Происходит инвестирование в национальную экономику. Например, государство решает увеличить объемы закупок.
  2. Инвестирование приводит к увеличению совокупного спроса на товары и услуги.
  3. Это позволяет фирмам более полно загрузить производственные мощности и нанять больше работников.
  4. Занятость среди трудоспособного населения в стране растет, у людей появляется больше денег.
  5. Совокупный спрос на товары и услуги растет.

Фирмы могут нанять еще больше работников, загрузив производственные мощности.

Расчет

Существует несколько видов мультипликатора. Наиболее известным является фискальный. Также отдельно выделяют мультипликативный эффект в монетарной политике и в кейнсианских моделях. О нем говорят тогда, когда увеличение одних показателей приводит к значительно большему росту других. Расчет мультипликативного эффекта всегда связан с нахождением соотношения этих изменения. Например, государство увеличило закупки на 1 миллиард евро. Первоначально совокупный спрос, как мы уже говорили, увеличится также на эту сумму. Однако в конечном результате он вырастет, скажем, на 2 миллиарда евро. В этом случае мультипликатор будет равен 2.

Введем следующие обозначения:

  • Y - изменение реального ВВП по сравнению с прошлым отчетным периодом.
  • J - размер дополнительных финансовых вливаний в экономику.
  • M - мультипликатор.

Мы можем либо взять оба первых показателя в денежном выражении, либо в процентном. Таким образом, M = Y: J.

Рассматривая, какие бывают мультипликативные эффекты, мы уже упоминали, что данный показатель отличается в фискальных, монетарных и кейнсианских моделях. Разными являются и формулы, хотя сама суть остается одинаковой. Он равен частному от деления единицы на маржинальную способность к сбережению. Формула позволяет понять, как увеличение денежной массы повлияет на экономику.

Пример

Рассмотрим, как влияет на экономику уменьшение налогов:

  1. Экономика развивается, среднегодовой темп роста является положительным, и тут государство решает ввести НДС на уровне 15 % (учитывая, что ранее он был больше). Дополнительных вливаний в экономику не осуществляется.
  2. Располагаемый доход потребителей увеличивается.
  3. Люди получают возможность купить больше товаров, в том числе и дорогих.
  4. Фирмы увеличивают производство в связи с ростом совокупного спроса, для чего они нанимают новых работников.
  5. Как результат имеем увеличение занятости, а значит, люди смогут купить еще больше товаров и услуг.

Денежный мультипликативный эффект

В монетарной макроэкономике изучают влияние предложения денег на общую конъюнктуру. Если увеличение на 1 доллар приводит к росту предложения средств на 10, то мультипликатор равен 10. Монетаристы считают, что нельзя повлиять на среднегодовой за счет государственных закупок, которые должны расширить совокупный спрос. По их мнению, увеличение граждан приводит к тому, что проценты по кредитам становятся больше. А это означает уменьшение инвестирования со стороны предпринимательского сектора, которое нивелирует предполагаемый мультипликативный эффект.

Монетаристы настаивают на необходимости увеличения денег в обращении. ФРС США делает это за счет изменения нормы резервирования для коммерческих банков. Предположим, она составляет 20 %. Это означает, что с каждых 100 долларов 20 должны оставаться в резерве. Оставшиеся деньги банк может дать в кредит другому. Последний также может занять их, предварительно положив 20 % от суммы на свой резервный счет. Так происходит несколько раз, что и запускает экономику, по мнению монетаристов.

В фискальной политике

Это самый распространенный вид мультипликатора. Его проще всего понять. Он связан с действиями государства, которые направлены на увеличение совокупного спроса. Например, правительство может решить снизить налоги. Это, как мы уже говорили, приведет к росту спроса на продукты, что позволит фирмам более полно загрузить Еще одним инструментом фискальной политики являются государственные закупки.

В моделях Кейнса и Хансена-Самуэльсона

Валовый продукт - это показатель эффективности экономики. Представители кейнсианского направления не согласны с монетаристами в отношении неэффективности увеличения совокупного спроса за счет инструментов фискальной политики. Они считали, что во время рецессии существует значительный простой капитала в предпринимательском секторе. Поэтому увеличение процентных ставок не имеет такого негативного эффекта на экономику. В кейнсианских моделях обычно смотрят, насколько сдвигается кривая «Инвестиции - сбережения» под влиянием изменения совокупного спроса. Модель Хансена - Самуэльсона идет еще дальше. Валовый продукт - это по-прежнему показатель выпуска товаров и услуг. Однако Хансен и Самуэльсон рассматривают влияние на него не только инвестиций, но и экономических циклов. Они также вводят понятие акселератора. Мультипликатором ученые называют превышение роста выпуска над увеличением инвестиций. Акселератор же характеризует увеличение вложений, связанное с расширением производства. Так и удается передать цикличность экономики. Модель Хансена - Самуэльсона является динамичной, отображающей развитие национального хозяйства под воздействием рынка и государственной политики на протяжении определенного времени.

Мультипликативный эффект

Равновесный уровень выпуска Y 0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода ΔY благодаря эффекту мультипликатора .

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

m – мультипликатор автономных расходов;

ΔY – изменение равновесного ВНП;

ΔA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y .

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. В случае если, к примеру, автономное потребление увеличивается на какую-то величину ΔC A , то это увеличит совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину MPC *ΔC A . Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC *ΔC A и так далее по схеме кругооборота ʼʼдоходы-расходыʼʼ. Возникает цепочка:

и т.д.

Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс ΔС A , что и отражается в величинœе мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или X n могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Эффект мультипликатора состоит по сути в том, что он может увеличивать рост национального дохода, а может и сокращать данный прирост. Как дестабилизирующий фактор, мультипликатор тем сильнее будет воздействовать, чем больше величина предельной склонности к сбережению, и наоборот.

Вспомним понятие парадокса бережливости, суть которого состоит по сути в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателя инвестировать. В случае если домашнее хозяйство больше сберегает, то предприниматель не имея возможности привлекать эти средства в качестве инвестиционного фонда, значит, предприниматель будет меньше инвестировать, поскольку у кредитной системы будет меньше ресурсов для того, чтобы осуществлять кредитование инвестиционного процесса. Суть парадокса бережливости состоит по сути в том, что стремление домашних хозяйств больше сберегать будет опережать стремление инвесторов больше вкладывать в историю развития экономики. А результат будет один, будет сокращаться производственный процесс, будет сокращаться прирост национального дохода. Такое явление есть результат того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее становится выходить на высокоприбыльные капиталовложения. Парадокс бережливости является следствием того, что, во-первых, с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее будет находить высокоприбыльные капитальные вложения. Во-вторых, с ростом дохода увеличивается доля сбережения, поскольку сбережения - ϶ᴛᴏ функция дохода. С ростом сбережения уменьшаются совокупные расходы, а в результате предприниматели будут сокращать производство, а это влияет и на занятость.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный объём выпуска Y 0 ниже потенциального Y * , то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, крайне важно простимулировать совокупный спрос и ʼʼпереместитьʼʼ равновесие из точки A в точку B . При этом приращение совокупного равновесного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = рецессионного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный уровень выпускаY 0 больше потенциального Y * , то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как всœе ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и ʼʼперемещениеʼʼ равновесия из точки A в точку B (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = ­− инфляционного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Мультипликативный эффект - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мультипликативный эффект" 2017, 2018.