Штрафы в сфере госзакупок. Дисквалификация как мера наказания должностного лица

Ни для кого не секрет, что с 15.07.2016 в Кодексе об административных правонарушениях Российский Федерации произошли некоторые изменения, согласно которым теперь он предусматривает ответственность заказчика по нарушениям при планировании, нормировании, обосновании закупок, а также при размещении информации в Единой информационной системе, проведении приемки и экспертизе результатов контракта.

Из этой статьи вы узнаете:

  • изменения, которые произошли в Кодексе об административных правонарушениях РФ для заказчика;
  • какие штрафы грозят заказчику за административные нарушения Закона о КС;
  • виды нарушений и штрафы для физических и юридических лиц;
  • штрафы по контракту: неожиданные решения судов;
  • дисквалификация как мера наказания должностного лица.

Ни для кого не секрет, что с 15.07.2016 в Кодексе об административных правонарушениях Российский Федерации произошли некоторые изменения, согласно которым теперь он предусматривает , проведении приемки и экспертизе результатов контракта. Все эти поправки в КоАП РФ внес новый закон .

Штрафы и пени для заказчика и поставщика: все ситуации, когда штрафуют по-новому

С 9 сентября изменились штрафы за неисполнение контракта. Наказывать теперь будут за каждый факт нарушения. На восьми ситуациях мы поясним, как считать новые штрафы. Введите в автоматический расчетчик цену контракта и увидите сумму штрафа. А как прописать штрафы в проекте контракта покажем на образце.

Узнайте детали в статье

Подробнее расскажем в новых поправках. Итак, планировании или обосновании закупки?

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (и изменений, которые вы вносите в них) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей . Это нарушения, которые выявляют, как правило, органы финансового контроля. Аналогичный штраф грозит за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС – то есть в единой информационной системе.

До 30 тыс. руб. штрафа грозит за типичное нарушение - размещение в ЕИС извещения ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график. А от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. грозит за нарушение, если заказчик включит в план закупок или план-график объекты, которые не соответствуют целям закупок или требованиям к утвержденным затратам. Как вы помните, при планировании на 2017 год заказчики обязаны следить за целеполаганием закупок .

Штраф до 50 тыс. руб. будет налагаться в том случае, если будет доказано, что заказчик указал НМЦК в плане-графике без обоснования . Либо же нарушил нормы закона при таком обосновании. Правда если заказчик всего лишь не соблюдет порядок или форму обоснования НМЦК, штраф будет меньше - 10 тыс. руб. Напомним, что срок давности привлечения к ответственности по таким категориям дел составляет 1 год со дня совершения правонарушения.

Если закон о контрактной системе обязывает заказчика привлечь экспертов к экспертизе поставленного товара или выполненной работы, а отбор экспертов провели недобросовестно, должностному лицу заказчика придется выложить 20 тыс. руб.

Также, в КоАП появился состав нарушений за нарушения при приемке со штрафом в 20 тыс. руб. Например, если неправильно составлены документы о приемке товара или если поставщику не направлен мотивированный отказ от подписания таких документов.

Дисквалификация как мера наказания должностного лица

Новая часть введена в статью 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Это часть 20.1. В ней говорится о повторном невыполнении в срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля. Например, предписания, полученные при проверке документов о планировании. Если не выполнить предписание дважды – для вас как для должностного лица может быть применена такая мера как дисквалификация сроком на два года.

Напомним, что все перечисленные изменения по штрафам можно посмотреть в федеральном законе от 03.07.2016 № 318-ФЗ, который внес изменения в КоАП РФ.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок касается двух основных субъектов заказчиков и участников закупок.

Преступления со стороны заказчиков

Нарушения в сфере закупочной деятельности при освоении бюджетных средств со стороны заказчиков, могут быть квалифицированы по целому ряду статей. В основном они закреплены в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Субъекты этих преступлений в силу служебных полномочий должностные лица представители заказчика либо организаций, должностных лиц, наделенных полномочиями заказчика.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Когда речь идет о хищениях в госзакупках, первое, что приходит в голову, это нецелевое расходование бюджетных средств. Уголовная ответственность за это предусмотрена ст. 285.1 УК РФ. Если сумма нецелевого использования была крупной 1,5 млн руб. иболее1, то виновному грозит наказание в виде лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это самая жесткая мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ.
В случае если не по назначению потратили 7,5 млн руб. и более (особо крупный размер), действия могут быть квалифицированы уже по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ
Она предполагает лишение свободы до 5 лет и права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление служебными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями квалифицируется по ст. 285, 286, 292 или 293 УК РФ и предусматривает наказание от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет. При тех же действиях в случае наступления тяжких последствий виновного лишают свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Еще один вид преступлений в сфере госзакупок превышение должностных полномочий. Оно подпадает по ст. 286 УК РФ и наказывается от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет. Если свои полномочия превысило лицо, занимающее государственную должность РФ или субъекта РФ, или глава органа местного самоуправления, то его в лучшем случае оштрафуют до 300 тыс. руб., а в худшем лишат свободы до 7лет, как и права занимать должности до 3 лет или без этого.
В случае если такие преступления совершены с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, кодекс предусматривает лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

В сфере госзакупок распространен также такой вид преступлений, как служебный подлог , когда в официальные документы вносят заведомо ложные сведения, исправления, которые искажают их действительное содержание. Нарушителей наказывают в соответствии со ст. 292 УК РФ,начиная от штрафа до 80 тыс. руб. и заканчивая лишением свободы до 2 лет.
В случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, государства закон предусматривает наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого.

Халатность

Халатность в сфере госзакупок явление нехарактерное. Ведь нецелевой характер расходования средств бюджетов сам по себе предполагает конкретное действие, направленное, как правило, на личное обогащение или иную личную заинтересованность должностного лица. Именно поэтому такое преступление отнесено к категории небольшой тяжести, за которое в соответствии со ст. 293 УК РФ может быть назначен штрафдо 120 тыс. руб., обязательные либо исправительные работы или арест до 3 мес.
Даже в случае причинения особо крупного ущерба (ч. 1.1 ст. 293 УК РФ) законодателем в качестве наиболее жесткого наказания предусмотрен арест до 6 мес.

Преступления со стороны участников закупки

Среди субъектов преступления те, кто претендует на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также непосредственно поставщики. Они, как правило, посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в сфере госзакупок. Составы этих преступлений содержатся в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

Мошенничество

Среди участников закупок в рассматриваемой сфере правоотношений наиболее распространено мошенничество.
Учитывая, что уголовный кодекс не предусматривает мошенничество в сфере госзакупок (оно подразумевается в области кредитования, предпринимательской деятельности, страхования и др.), действия участников закупок в зависимости от тяжести негативных последствий и иных признаков следует квалифицировать по различным частям ст. 159 УК РФ.
Так, по ч. 1 предусмотрено наказание от штрафа до 120 тыс. руб. до лишения свободы до 2 лет. За мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, грозит в лучшем случае штраф до 500 тыс. руб., а в худшем лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо без него (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Самое строгое наказание предусмотрено ч. 4 ст. 159, по которой за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особокрупном размере, предусмотрено лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. либо без него.
Так, исходя из материалов прокуратуры района Ханты-Мансийского автономного округа Югры, следственный орган возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Проверка прокуратуры показала, что должностные лица учреждения здравоохранения похитили бюджетные средства в сумме почти 400 тыс. руб. Они действовали по предварительному сговору, подписав и оплатив счета-фактуры на оказание транспортных услуг, в которые внесли недостоверные сведения об объеме оказанных услуг.

Присвоение и растрата

Другое распространенное преступление среди участников закупки присвоение или растрата. За него ст. 160 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., обязательных работ до 240 ч, исправительных работ до 6 мес., ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, л/с до 2 лет.
За те же нарушения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 6 лет со штрафом или с ограничением свободы либо без этого.
Если же их совершила организованная группа либо в особо крупном размере, то согласно ч. 4 ст. 160 УК РФ этих лиц наказывают лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет либо без этого.
Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб., а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб.
Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Еще один очень характерный вид преступления у участников закупок причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Ответственность за него предусматривает ст. 165 УК РФ.
Если это преступление совершено при отсутствии признаков хищения в крупном размере, то виновных лиц наказывают от штрафа до 300 тыс.руб. до лишения свободы до 2 лет со штрафом или без него и с ограничением свободы или без этого.
За то же действие, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, причинившее особо крупный ущерб, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет (ч. 2 ст. 165).

Ограничение конкуренции

В рассматриваемой плоскости правоотношений фигурирует также и ограничение конкуренции заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Такое правонарушение переходит в уголовно-правовую плоскость, если ограничение конкуренции причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 178 УК РФ виновных должностных лиц наказывают штрафом до 500 тыс. руб., лишением свободы до 3 лет иправа занимать должности до 1 года либо без него. По части 2 этой же статьи такие деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, наказываются более строгими видами и размерами уголовного наказания. В частности, это может быть лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление полномочиями

В числе преступлений со стороны участников закупки УК РФ выделяет и злоупотребление полномочиями, но только в случае, если это причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Тогда виновных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК РФ наказывают от штрафа до 200 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.
По части 2 ст. 201 УК РФ то же действие, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом до 1 млн руб., лишением свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

Коммерческий подкуп

И наконец, в качестве еще одного вида преступлений, на которые идут участники закупок, можно назвать коммерческий подкуп. Он выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества. Кроме того, ему могут оказывать услуги имущественного характера, предоставлять иные имущественные права за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. За это ст. 204 УК РФ предусматривает штраф до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет, лишением свободы до 3 лет. При наличии квалифицирующих признаков наказание возрастает.
Заказчики несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).
В числе преступлений участников закупок, подпадающих под действие УК РФ: мошенничество (ст. 159); присвоение или растрата (ст. 160);причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); ограничение конкуренции (ст. 178); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204). 11 Размер причиненного бюджету ущерба является линией разграничения между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.1 УК РФ) за одни и те же действия.

Наряду с введением новой ст. 119.1 НК РФ уточнена ответственность налоговых агентов, предусмотренная ст. 123 НК РФ. Теперь в данной норме прописана санкция как за неудержание, так и за несвоевременное перечисление обязательного платежа налоговым агентом. Размер штрафа остался прежним - 20 процентов суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Напомним, что в соответствии ранее с действовавшей нормой штраф полагался только за неперечисление налога. При этом Пленум ВАС РФ разъяснял, что ответственность по данной статье наступает независимо от того, был удержан обязательный платеж или нет (п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ изменены правила определения размера штрафа по некоторым видам правонарушений, а также повышены суммы санкций. Так, штраф за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе теперь не зависит от продолжительности просрочки и составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). За ведение деятельности без постановки на учет необходимо заплатить 10 процентов от полученных за этот период доходов, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Изменена и ст. 119 НК РФ, которая предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации. Теперь размер санкции не различается в зависимости от того, опоздал налогоплательщик с подачей отчетности более чем на 180 дней или нет. Штраф составляет 5 процентов от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 1000 руб.

Налогоплательщики на практике сталкивались с вопросом, в каком размере будет взыскан штраф за несвоевременное представление декларации, если налог перечислен в установленный срок. Проблема возникла потому, что в старой редакции п. 1 ст. 119 НК РФ было указано: величина санкции определяется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе невовремя поданной декларации, но не менее 100 руб. Из данной формулировки неясно, какую сумму налога следовало применять для расчета штрафа: подлежащую фактической уплате или указанную в декларации. Большинство судов считали, что в расчет нужно было принимать сумму, отраженную в декларации (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.2007 N А12-18413/06-С29). Но встречались и другие выводы: штраф определяется исходя из суммы, подлежащей фактической уплате, но не ниже минимального размера (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Такую же позицию занимал Минфин России в Письме от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133.

Данный спорный вопрос частично урегулирован. Теперь база для расчета размера штрафа определена однозначно - это неуплаченная сумма налога (ст. 119 НК РФ). Однако неясность сохранилась в вопросе определения размера санкции. По нашему мнению, если налог уплачен в установленный срок, то штраф за несвоевременное представление декларации должен составлять 0 руб. Такой вывод обоснован тем, что в указанной ситуации нет "неуплаченной суммы", т.е. база для расчета штрафа равна нулю. В то же время возможен и иной вариант трактовки данной статьи: при уплате налога в срок санкция по ст. 119 НК РФ составит 1000 руб. Именно такой минимальный штраф установлен указанной нормой. Как будет применяться эта статья на практике, покажет время. Описанная проблема актуальна и для несвоевременной подачи "нулевой" декларации.

Необходимо отметить, что возросла ответственность за непредставление документов. Теперь штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный налогоплательщиком документ (вместо 50 руб.). Санкция за отказ организации предоставить по запросу инспекции документы со сведениями об ином проверяемом налогоплательщике составляет 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Ранее взимался штраф в размере 5000 руб. Кроме того, в пять раз увеличен штраф за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Теперь он равен 5000 руб. Если данное нарушение будет совершено повторно в течение календарного года, санкция составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Увеличен в два раза штраф и за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Если данные неправомерные действия повлекли занижение налоговой базы, придется заплатить 20 процентов суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). Отсутствие регистров налогового учета и систематическое неправильное отражение хозяйственных операций в данных регистрах также подпадает под указанную статью.

Составление экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода теперь карается 5000 руб. (п. 2 ст. 129 НК РФ). Ранее взимался штраф в размере 1000 руб.

Несоблюдение порядка владения имуществом, в отношении которого налоговый орган принял обеспечительные меры в виде залога, наказывается штрафом в 30 000 руб. (ст. 125 НК РФ). Ранее в указанной статье предусматривалось лишь наказание за нарушение порядка владения арестованным имуществом в виде штрафа в 10 000 руб.

За незаконный отказ в доступе должностного лица налоговой инспекции к осмотру помещения при проведении проверки предусмотрена специальная ответственность. КоАП РФ дополнен новой ст. 19.7.6 , согласно которой санкция составляет 10 000 руб. Штраф за данное правонарушение налагается на должностных лиц организации.

03.10.2014 00:34

Добрый день друзья, коллеги, читатели. Наверное, сегодня не самая веселая тема, которую можно презентовать, но тем не менее обходить стороной её категорически не рекомендуется. Статья посвящена ответственности в сфере ГОСТОРГОВ . При этом обращаю внимание, что ответственность у нас несут обе стороны баррикад. Правда, тяжесть последствии, конечно у них разная. Хотя с другой стороны как сказать. В народе говорят «От тюрьмы и от суммы не зарекайся», прямо в точку, касаемо ГОСЗАКАЗА . В одном предложении вся ответственность обеих сторон. Что касается, поставщика, он в первую очередь несет финансовую ответственность, причем она достаточно широкая. На поставщика могут наложить штраф, пеню , он может потерять обеспечение контракта , обеспечение заявки, обеспечение гарантии, с ним могут расторгнуть контракт, не принять товар, задержать оплату, не выбрать весь товар по контракту, к сожалению ситуаций, не перечесть, получается «сума» маячит со всех сторон для поставщика, не знающего или нарушающего закон. В свою очередь государственный заказчик несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, получается «тюрьма» из пословицы для него тоже не пустой звук. Вот так! А теперь давайте к деталям.

В связи со вступлением в силу с 01 января 2014 года федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе» в порядок осуществления государственных закупок были внесены существенные изменения. Это обусловило необходимость пояснить участникам тендерных торгов не только суть самой их процедуры, но и возможную ответственность за нарушение требований закона.
Реакция государственных органов на правонарушения, совершаемые в процессе госзакупок, и контроль над этой процедурой очень важны, т.к. они помогают:
. выявить факт несоблюдения закона;
. гарантировать взыскание за его нарушение;
. предотвратить повторение таких случаев в дальнейшем;
. уменьшить негативные последствия от неэффективного расходования средств бюджета страны.
В этой связи считаю нужным пояснить некоторые особенно важные моменты, относящиеся к вопросу об ответственности заказчиков и подрядчиков за нарушение законодательства РФ в отношении госзаказов.
Обязательные пункты государственного контракта.
В принципе, как и закон 94-ФЗ, новый 44-ФЗ также определять обязательность присутствия в тексте государственного контракта информации об условиях ответственности, в частности сведений о мерах наказания:
. за невыполнение или некачественное выполнение условий контракта заказчиком или поставщиком;
. за просрочку выполнения обязательств (взыскание в форме пени за каждый день неустойки).
Таким образом, закон не только контролирует исполнение должным образом госконтракта, но и страхует стороны, заключающие его, от конфликтных ситуаций.
Дисциплинарная ответственность.
Наиболее распространенные формы такого вида ответственности за некорректное осуществление должностным лицом процедуры госзакупок - это выговор, словесное замечание и увольнение как крайняя форма наказания в данном случае. В первую очередь, конечно, это касается работников контрактных служб или контрактных управляющих. Хотя, я думаю, что и не квалифицированного тендерного специалиста тоже следует уволить.
Сложность привлечения сотрудника организации к дисциплинарной ответственности состоит в том, что она возможна лишь при условии, если будет доказано, что работнику действительно давался приказ или поручение касаемо конкурсных торгов и его действия привели к неким последствиям, но при этом Закон не нарушен. Если нарушено положение закона, работодатель прибегает к привлечению работника либо к денежной, либо к административной ответственности.
Административная ответственность.
Как показывает судебная практика, административная ответственность - один из самых распространенных способов наказания за серьезные ошибки при осуществлении процедуры государственных закупок.
Основные административные нарушения, при которых наступает данный вид ответственности, следующие:
. внесение изменений в условия госконтракта (например, нельзя изменять информацию о сроках выполнения контракта обеими сторонами, заключившими его);
. нарушение порядка осуществления самой процедуры госзаказа;
. неправильное ведение реестров госконтрактов;
. публикация или подача неправдивой или недостоверной информации, а также отсутствие требуемых сведений;
. несоблюдение условий госконтракта.

Что бы ознакомиться со всеми видами нарушения в ГОСЗАКАЗЕ, Вам потребуется КоАП РФ. Кстати, хочу заметить что штрафы для должностных лиц варьируются от 5 тыс. до 300 тыс. рублей.
Из этого следует, что административное законодательство регулирует отношения, которые связаны с обеспечением госзаказа. Лицо, которое обвиняется в совершении административного правонарушения при этом, должно нести ответственность напрямую перед самим государством.
Следует также отметить, что такому виду наказания могут быть подвержены не только должностные лица госзаказчика, а также:
. члены тендерной комиссии;
. оператор ЭТП;
. уполномоченные лица, размещающие заказ на сайте;
. специализированные учреждения;
. представители уполномоченных органов;
. специалисты, которые отвечают за ведение официального сайта по закупкам;
. управляющие органы и их должностные лица и т.д.
Исходя из текста Письма ФАС от 23 января 2014 г. №ИА/2111/14 привлечение к административной ответственности осуществляется на основании того закона, который был действителен на момент совершения рассматриваемого правонарушения (речь идет, о законах 44-ФЗ и 94-ФЗ).
Отметим, что нормы КоАП РФ в отношении госзакупок до 01 января 2014 г. и после этой даты неодинаковы, поэтому определение временного промежутка, в котором имело место нарушение процедуры госзаказа, имеет принципиальное значение.
Нововведением закона 44-ФЗ служит взыскание со стороны, нарушившей условия контракта, пени (в случае просрочки) и штарфа (за выполнение договора недолжным образом) - ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 ноября 2013 г. N 1063. Если в первом случае размер пени зависит от времени неустойки, то во втором - размер штрафа является фиксированной денежной суммой, указанной в контракте. Из этого следует, что административная ответственность может носить и финансовый характер. Как я уже говорил, фиксированный штраф, новелла Федеральной контрактной системы, давайте немного осветим этот вопрос.


Уголовная ответственность.

Среди условий, при которых наступает уголовная ответственность за преступления, совершенные при осуществлении госзакупок, нужно отметить такие:
. злоупотребление своими должностными обязанностями и полномочиями;
. расход средств госбюджета с целями, не прописанными в госконтракте;
. халатность со стороны должностного лица;
. фальсификация и мошенническая деятельность;
. действия с целью не допустить, устранить или ограничить конкуренцию среди участников торгов.

Обратимся к Уголовному кодексу РФ.

Особенно важным при рассмотрении случаев уголовных преступлений при осуществлении госзакупок является решение ФАС, которое и выступает истиной последней инстанции. Если жалоба в ФАС на основании вышеупомянутых противоправных действий участников торгов признается обоснованной, то арбитражный суд вполне может привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Другой вариант, когда регулятор передает информацию в прокуратуру.

Подобный краткий обзор различных типов ответственности говорит о том, что федеральная контрактная система стала более защищенной в плане осуществления процедуры госзакупок надлежащим образом, а также контроля этого процесса со стороны государства. И как видно из последних новостных сводок, органы власти взяли курс на контроль за качеством услуг (товаров), закупаемых у поставщиков, а также за стоимостью госконтракта. Опять же, поживем увидем!

Спасибо за внимание! Удачи в ГОСТОРГАХ. Не тюрьмы Вам, не сумы!

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя !


15 июля 2016 года вступил в силу закон № 318-ФЗ, который внес ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Эти изменения вводят новые штрафы, которые накладываются на заказчика за различные нарушения в области осуществления госзакупок. Какие конкретно правонарушения попали под финансовые санкции?

Штрафы за нарушения в плановой документации

Как известно, при планировании закупок на 2017 год заказчики составляют два документа: план-график и план закупок. С ними связана первая группа штрафов, которые действуют с 15 июля.

Так, если нарушен срок утверждения этих документов или их изменений, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму 5–30 тыс. рублей. Такой же штраф будет наложен в случае нарушения сроков размещения плана-графика и плана закупок в ЕИС. Если в план-график вносятся изменения, размещать в системе извещение нельзя ранее 10 календарных дней. За это достаточно распространенное нарушение теперь предусмотрен штраф в размере 30 тыс. рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

При планировании закупок на следующий год заказчики должны следить за тем, чтобы объект закупки соответствовал ее цели и требованиям к утвержденным затратам. Если в план-график или план закупок будут включены товары, не соответствующие целям закупки, должностное лицо будет оштрафовано на 20–50 тыс. рублей.

Согласно постановлению Правительства № 555 от 05.06.15, к плану закупок и плану-графику должно прилагаться обоснование закупки. За указание в документах необоснованной начальной (максимальной) цены контракта, равно как и за нарушение норм законодательства при ее обосновании, предусмотрен штраф до 50 тыс. рублей. Если такое обоснование представлено с нарушением порядка либо формы, то на должностное лицо налагается штраф в размере 10 тыс. рублей.

Порядок общественного обсуждения и штраф за его нарушение

Отдельно хочется сказать об обязательном общественном обсуждении закупок. Дело в том, что несоблюдение его порядка, по данным Единой информационной системы, является одним из наиболее типичных нарушений. Теперь же допустившее это нарушение должностное лицо карается штрафом в сумме до 30 тыс. рублей.

В частности, одно из нередких нарушений – несоблюдение срока начала первого этапа общественного обсуждения. Он должен стартовать непосредственно с даты размещения плана-графика закупок в ЕИС. Такое требование установлено порядком проведения обязательного общественного обсуждения, который утвержден приказом Минэкономразвития № 795 от 30.10.15. Другое распространенное нарушение – неправильное окончание второго этапа обсуждения. Он должен завершиться за 3 дня до даты, когда определение исполнителя контракта может быть отменено. Однако день его завершения не должен попадать на выходные дни. Такие правила установлены в пунктах 1.15 и 3.2 упомянутого выше порядка.

Нарушение при экспертизе и приемке

Поставленные по госконтракту товары, работы и услуги должны пройти экспертизу. В некоторых случаях для ее проведения заказчик должен привлечь экспертов или экспертную организацию. Если при этом не были соблюдены требования российского законодательства, то на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме 20 тыс. рублей. Санкции в таком же размере предусмотрены и за нарушение правил приемки товара. В частности, за неверное составление документа о приемке, а в случае отказа от нее – за ненаправление поставщику письменного мотивированного отказа.

Дисквалификация

Новой мерой наказания за правонарушения в области государственных закупок стала дисквалификация должностного лица. Ее можно получить, если повторно не выполнить в установленный срок предписания или требования органа, осуществляющего контроль в сфере закупок. В этом случае срок дисквалификации составит один год. Если же повторно не будет выполнено предписание органов государственного или муниципального финансового контроля, то должностное лицо может быть дисквалифицировано на два года.