Государство осуществляет в фазе спада следующее мероприятие. Экономические циклы

Деньги ускоренно материализуются в товары. В) гиперинфляция: расхождение между ростом цен и ростом з/п катастрофично. Разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества. По степени расхождения цен по разным товарным группам выделяют сбалансированную и несбалансированную (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу). С точки зрения ожидаемости (предстаказуемости): ожидаемая (прогнозируемая и предсказуемая заранее) и неожидаемая (наоборот). Наилучшей из всех комбинаций считается сбалансированная и ожидаемая. Она не дает резкого падения эфф-ти пр-ва и не ведет и не ведет к глубокому перераспределению доходов. Безработица – это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. В рыночной экономике всегда существует множество людей, не имеющих работу.

Мероприятия, которые государство осуществляет в фазе спада экономики

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель- оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов.


В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.
Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения «перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Экономические циклы

Равновесие на рынке товаров и услуг - Равновесие, зависящее от располагаемого дохода «Ликвидная ловушка» на кривой LM:-Имеет горизонтальный вид-Показывает минимальную ставку процента, при которой предпочитают все деньги хранить в виде наличности-Признается только кейнсианцами А ргументы в пользу введения импортных тарифов:-Защита отечественных производителей от демпинга-Защита «молодых» отраслей в национальной экономике-Поддержка отечественного производителя В кейнсианской модели: - «Жесткость» заработной платы и цен - Основным уравнением является тождество Y = С+I+G+Nx - Фискальная политика наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации Экономическая теория кризис, спад, оживление и подъем деловой активности; в) кризис, депрессию, оживление и подъем деловой активности; г) кризис, депрессию, оживление и пик деловой активности. 32.

Voud makro

Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Перечислим по мере снижения темпов: эмиссия денег, займы в ЦБ, займы у всех участников процесса.
Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, ибо первые два рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции. В-третьих,милитаризация экономики способствует возникновению инфляционных эффектов.

Инфо

Например, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление.


По темпам роста цен выделяют: а) умеренную инфляцию – цены растут менее 10% в год. Стоимость денег сокращается. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. б) галопирующая: рост 20-200% в год. Контракты привязываются к реальным ценам, т.е.

Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада

Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков работы и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства. Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП.

Ряд экономистов считают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами. Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного.
В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Государственное регулирование в фазе спада

Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.
2.2. Государственное регулирование в фазе подъема Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения «перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики.


Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования.

Государственное антициклическое регулирование


В области налоговой политики это означает: 1) снижение ставок налога; 2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции; 3) проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственны храсходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления.

Налоговые мероприятиябольше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства. На рисунке 3 предсталена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики

Внимание

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования.


Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4). Рис. 4. Воздействие государства на совокупный спрос (политика сдерживания деловой активности) Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2. В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе подъема экономики

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года (с/х, рыболовство и т.д.) Безработица оказывает отрицательно е влияние на экономическую и социальную обстановку в стране: увеличивает нагрузку на занятых, замедляет темпы эк.роста, создает соц. напряженность. Для характеристики безработицы используются разные показатели: доля безработных в совокупной рабочей силе, средняя продолжительность безработицы и т.д. Чаще обращаются к показателю уровня безработицы - это доля безработной части трудовых ресурсов общества Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы.
Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства. На рисунке 3 представлена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос. Рис. 3. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности) Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс — увеличение национального дохода. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Развитие общественного производства не является равномерным. Практика показывает, что определенные колебания в экономическом развитии являются объективной закономерностью общественного производства.

Эти колебания определяют как цикличность, а циклы характеризуют как часовой интервал от начала одного кризиса к последущему. В объяснении причин кризисов, нет единодушия. Это теория внешнего происхождения причин, которые вызывают экономические циклы.

К ним относят войны, установки высоких цен на нефть, примечательные политические события, изобретения революционного характера и тому подобное. Другая группа ученых склонна связывать причины циклов с внутренними явлениями, присущими конкретной национальной экономической системе. Чаще всего как причину здесь называют колебания инвестиционных расходов.
Каковы основные источники экономического роста? Объясните фразу » На экономический рост воздействуют факторы спроса и факторы предложения» Покажите действие обеих групп факторов с помощью кривой производственных возможностей. 4. Норма сбережения является одним из ключевых параметров моделей роста.

С помощью каких инструментов экономической политики государство может влиять на норму сбережения? Является ли эта политика достаточным условием формирования необходимого уровня инвестиций (равного уровню сбережений)? 1. Какие из перечисленных ниже экономических явлений характеризуют фазу подъема среднесрочного цикла: а) рост цен; б) рост безработицы; в) рост уровня производства; г) рост заработной платы? 2.

А достичь этого можно, как правило, за счет применения новой техники и новых технологий, прогрессивной организации труда и т.п. Фаза оживления начинается с некоторого роста производства и соответствующего сокращения безработицы. Начинают расти доходы домашних хозяйств и прибыли предпринимателей. Увеличивается спрос на товары народного потребления и на ресурсы, а вместе с этим растут и цены. Постепенно уменьшается безработица. Фаза подъема начинается тогда, когда производство уже достигло докризисного уровня. На этом этапе развития быстро наращиваются производственные мощности, растут масштабы производства, резко уменьшается безработица. Доходы населения и прибыли предпринимателей заметно растут. Растет совокупный спрос, который создает на будущее предпосылки следующего цикла, если состоится заметное сокращение совокупного спроса.

Мероприятия, которые государство осуществляет в фазе спада экономики

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 5). Рис. 5. Воздействие государства: – политика экспансии; – политика сдерживания.

Важно

График на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема. Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.


3. Методы государственного воздействия на рынок 3.1. Государственные расходы Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики.

Экономические циклы

Выявленные Н.Д. Кондратьевым закономерности длинных волн: (*ответ*) повышательная волна сопровождается значительными политическими и социальными потрясениями (*ответ*) понижательная фаза сопровождается длительной депрессией сельского хозяйства (*ответ*) перед началом повышательной волны наблюдается значительное изменение в общемировых условиях хозяйственной жизни обычные циклы на понижательной фазе отличаются слабой остротой кризисов и короткой депрессией материальной основой больших циклов является обновление оборотных средствГеометрическое место точек, показывающие совокупность наборов двух товаров, обладающих равной полезностью, называется кривой _ (*ответ*) безразличияГлавная черта модели воспроизводства Ф.

Voud makro

Внимание

Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики Скачать 123478 15 22 … предпринимателями). Перейдем к непосредственному рассмотрению проблемы безработицы.


2.3. Безработица и её виды. Определение безработицы Безработица – одно из проявлений экономической нестабильности и цикличности развития рыночной экономики. В командой экономике безработицы не может существовать по определению, так как все ресурсы, в том числе и трудовые распределяются центральным плановым …

Инфо

Рыночная экономика Скачать 50322 1 0 … основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интен­сивному развитию экономики. С ним кончается предыдущий период развития и начинается следующий.


Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Но переход к расширению производства и к его обновлению не может произойти в один момент.

Экономические шоки: *резкое непредвиденное увеличение предложения денег *резкие изменения совокупного спроса и предложения *резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов Эффект от увеличения государственных расходов больше, чем от снижения налогов на такую же величину, что объясняется следующим: *прирост дохода при росте государственных расходов больше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок *величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора государственных расходов *при снижении налогов только часть высвободившихся денег поступает в экономику, другая часть сберегается ⇐ Предыдущая12 ©2015-2018 poisk-ru.ruВсе права принадлежать их авторам.

Государственное регулирование в фазе спада

Читайте также:

  1. A) одновременно с возникновением государства
  2. D) иностранцы, являются гражданами иностранного государства, а лица без гражданства не являются гражданами никакого государства
  3. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  4. I.

    Истоки, развитие и расцвет Акаданского Джайхата, государства, предшествующего Абиссланду

  5. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  6. II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
  7. III.

    Внутрисоюзная политика Делосской симмахии. Политика по отношению к нейтральным государствам. Борьба политических сил внутри Афин

  8. III. ДВА ТИПА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
  9. III.

    Порядок проведения мероприятия.

  10. III. Финансовый контроль государства.

Государственное антициклическое регулирование

Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4). Рис. 4. Воздействие государства насовокупный спрос (политика сдерживания деловой активности) Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.
В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.
В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики

AD приводит к: +Увеличению объема производства и уровня цен +Росту издержек на единицу продукции +Увеличению уровня занятости и уровня цен Меры Центрального банка при проведении сдерживаемой денежно – кредитной политики: +Повышение учетной ставки процента +Повышение нормы обязательных резервов +Продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке Модель IS – LM основана на предположении, что: +Объем инвестиций является функцией от процентной ставки +Спрос на деньги является функцией от дохода и процентной ставки +Уровень цен в экономике не меняется Модель малой открытой экономики характеризуется: +Незначительной долей мирового рынка +Незначительным влиянием национальной экономики на международные процессы заимствования и кредитования +Тем, что национальная ставка процента не влияет на мировую процентную ставку Модель равновесия на рынке товаров и услуг предполагает.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе подъема экономики

Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.
Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления. 3.2.Налогообложение Налоги — основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. ТЕМА. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ Инфляция (inflation — надувание, вздутие) — обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно; устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен Инфляция измеряется с помощью индекса цен. ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ Во-первых,из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег.

Во-вторых,бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции.
Налогово-бюджетная политика Оценка роли государства Поощрение Ограничение В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют: 1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства); 2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.
Оглавление:

  • Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада
  • Кейнсианский крест» иллюстрирует: Модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа - Равновесие на рынке товаров и услуг - Равновесие, зависящее от располагаемого дохода
  • Экономическая теория

Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада 3.Уровень безработицы составил в текущем году 5,5%. Естественный уровень безработицы был равен 5%. Тренд. Детерминистические теории циклов. Стохастические циклы: механизм «импульс - распространение». Длинные волны Кондратьева. Циклы Китчина. Циклы Жугляра.

Депрессия. Оживление. Подъем. Кризис. Эффект акселератора- мультипликатора. Проциклические индикаторы. Антициклическая политика.

Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную на смягчение циклических колебаний. Антициклическое регулирование заключается в сдерживании инвестиций в периоды циклических подъемов с целью предотвратить назревающее перепроизводство и форсировании инвестиций в периоды кризисов и депрессий с целью ограничить падение производства и ускорить выход из кризиса.

Таким образом важнейшими инструментами воздействия на экономический цикл выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования.

Однако в целом все концепции тяготеют к двум направлениям: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения.

Сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, ставят во главу угла объем денежной массы и его регулирование. Несмотря на различия, есть общее понимание, что государство должно осуществлять сглаживание циклических колебаний в целях достижения и поддержания экономической стабильности. В фазе спада все мероприятия государства направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике. Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия - привести к усилению инфляции. В период подъема государство в целях предотвращения «перегрева экономики» проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет к спаду экономической активности. В кредитно-денежной сфере проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

Рис. 2.1

^ - политика стимулирования;

v - политика сдерживания.

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева экономики» - стремится сдерживать деловую активность. Неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Усилению колебаний способствуют монополизация экономики, коррупция, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, политика устранения диспропорций, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

Однако значительное ускорение роста денежной массы в конце 60-х - начале 70-х годов привело (вместе с действием других факторов, например, резкое повышение цен на нефть в период энергетического кризиса) к усилению инфляционных тенденций - темпы роста цен в середине 70-х лет составляли более 10%.

Поэтому в 80-х годах правительство начало ограничивать темпы образования денежной массы. Средствами достижения этой цели стало проведение жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что способствует удорожанию кредита.

Во время депрессии и кризиса государство снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на размер процента, по которым банки предоставляют ссуду своим клиентам. Коммерческие банки в США почти 12% своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке.

Преимущество этого метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно. Важно лишь точно определить время повышения или понижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса государство в фазах кризиса и депрессии снижает ставки налогообложения на доходы, заработную плату, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственном секторе, прежде всего в области экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро-, газо-и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.). В 1948-1949 гг, чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (по сравнению с 1946 г.).

Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался.

В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного «перегрева» экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой.

Государство в целях сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её перегрева - стремится сдерживать деловую активность. В современных условиях возникает ряд новых факторов, которые привносят в экономические циклы оттенки, с которыми необходимо считаться при проведении антициклической политики. Первое - это явление синхронизации экономических циклов, т.е. совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами и регионами, распространением результатов НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже к нулевым результатам усилий в данной области. Второе - это тот факт, что углублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. п.) тоже можно рассматривать как эле-менты регулирования экономического цикла. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счёте - и производства. Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведёт к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово- бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово- бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Её цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешёвых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведёт к увеличению инвестиций, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведёт к росту инфляции. В период подъёма экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные ме-роприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Налогово-бюджетная политика в фазе подъёма характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются сторон-ники кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведёт, в конечном счёте, к спаду эконо-мической активности. Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку имеются и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во- первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

Для поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно денежные и бюджетно налоговые рычаги. Во времякризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во времяподъема - на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить, что неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

2.1. Государственное регулирование в фазе спада

В фазе спада все мероприятиягосударства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственны храсходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятиябольше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства.

На рисунке 3 предсталена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Рис. 3. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)

Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель– оживление экономической жизни в стране припомощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

2.2. Государственное регулирование в фазе подъема

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4).

Рис. 4. Воздействие государства насовокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)

Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 5).

Рис. 5. Воздействие государства: – политика экспансии; – политика сдерживания.

График на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.


3. Методы государственного воздействия на рынок

3.1. Государственные расходы

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).

Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

3.2.Налогообложение

Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

Регрессивный налогпроцентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

Прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

На сегодняшний день в России прогрессивный налог заменен пропорциональным, что должно стимулировать сокращение "теневой" части экономики.

Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации государство резонно пошло на снижение налогов, однако в связке с этим должно идти одновременное повышение ответственности за уклонение от их уплаты. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает честное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.


Основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интен­сивному развитию экономики. С ним кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Но переход к расширению производства и к его обновлению не может произойти в один момент. Поэтому на смену кризису приходит фаза депрессии. В кризисе создаются условия для...

А экономико-административная (с ударением на первом слове) модель должна стать приоритетом. И изобретать тут ничего нового не приходится. Среди главных и апробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие: финансово-кредитная система с совершенной налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок; ...