Акты проверки налоговой инспекции пример. Акт выездной налоговой проверки

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Договор N 23 от 13.01.2012 заключен сторонами исключительно с целью извлечения необоснованной налоговой выгоды в виде налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. В результате вышеизложенного налог на добавленную стоимость за I квартал 2012 г. следует доначислить в размере 1 800 000 руб. указанные действия ООО «Альфа» квалифицируются как неполная уплата сумм налога в результате неправомерных действий, совершенная умышленно. 2.2. В нарушение ст. ст. 171, 172 НК РФ налогоплательщиком предъявлена к вычету сумма налога на добавленную стоимость в размере 18 000 руб. за IV квартал 2011 г.

Акт выездной налоговой проверки

В отношении проверок данного типа действуют все стандартные правила, установленные НПД (Налоговым кодексом РФ, постановлениями ФНС). Плановая Плановая проверка может проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Не чаще, чем 1 раз в 3 года. При нарушении данного срока проверяемый имеет право не предоставлять документы, а также доступ в производственные помещения. На основании ст.№7 гл.№2 Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав» ИФНС обязан на официальном сайте размещать дату проведения всех плановых проверок.

Внимание

Налоговики обязаны в письменной форме уведомить организацию о самом факте проведения проверки планового характера не позднее, чем за 3 дня до её начала. Длительность её является стандартной (не более 6 месяцев в случае продления).


Аналогичным образом обстоят дела с процедурой формирования акта с результатами.

Как и когда составляется акт о проведении выездной налоговой проверки?

НК РФ:

  1. По общему правилу акт налоговой проверки подписывается лицами, которыми проводились контрольные мероприятия, а также представителем проверяемой организации.
  2. При проведении проверки консолидированной группы налогоплательщиков указанный документ должен быть заверен не только лицами, проводившими проверку, но и ответственным лицом этой группы.

Форма акта налоговой проверки унифицированная (форма по КНД 1160098) и утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/ (далее - приказ о формах документов). Заполненный пример акта налоговой проверки Приложение 23 к приказу о формах документов содержит форму акта налоговой проверки, которая состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Порядок оформления акта выездной налоговой проверки в 2018 году

Инфо

Приложения 1 к настоящему акту); пени за неперечисление налога на добавленную стоимость в IV квартале 2011 г. в сумме 694,40 руб. (расчет пеней приведен в табл. 2 Приложения 1 к настоящему акту). 3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.


3.2.3. Привлечь ООО «Альфа» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт камеральной налоговой проверки (образец заполнения)

Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2012 г., согласно которой налогоплательщиком заявлено: — по строке 3_010_05 — сумма НДС по реализации товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав по ставке 18% составила 2 300 000 руб.; — по строке 3_120_05 — общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога, — 2 300 000 руб. Налоговые вычеты: — по строке 3_130_03 — сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету, всего — 1 800 000 руб.; — по строке 3_220_03 — общая сумма НДС, подлежащая вычету, — 1 800 000 руб.; — по строке 3_230_03 — итого сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет, — 500 000 руб.
1.4.

Акт как оформление результатов налоговой проверки

В ходе настоящей камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля: 1.4.1. ООО «Альфа» вручено Требование о представлении пояснений от 11.05.2012 N 1765. ООО «Альфа» представило письменные пояснения (исх. N 123-П от 14.05.2012). 1.4.2. В ходе проведения контрольных мероприятий по проверке обоснованности возмещения НДС, уплаченного поставщику товара, работ и услуг, с целью подтверждения факта финансово-хозяйственных отношений с контрагентом инспекцией направлен запрос о предоставлении дополнительной информации на проведение встречных проверок контрагента, а именно: Инспекцией ФНС России N 55 по г.
Москве в ИФНС России N 56 по г. Москве направлено поручение об истребовании документов (информации) у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) от 10.05.2012 N 12-05/ и сопроводительное письмо от 10.05.2012 N 12-05/ Получен ответ (исх.

Акт выездной проверки

Важно

Как следует из выписки банка по расчетному счету ООО «Альфа» за период с 25.12.2009 (дата открытия счета) по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012), денежные средства со счета ООО «Альфа» в оплату товара, приобретенного у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001), не перечислялись.


Кроме того, на расчетном счете ООО «Альфа» отсутствуют денежные средства, необходимые для оплаты купленного оборудования на общую сумму 11 800 000 руб., в том числе НДС 1 800 000 руб. Помимо этого, как следует из ответа ИФНС России N 56 по г.


Москве на поручение об истребовании документов (информации) у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) (исх. N 06-01/08793 от 16.05.2012), ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) зарегистрировано по адресу массовой регистрации (г.


Москва, ул. Федорова, д.

Акт выездной налоговой проверки образец бланк

Акт выездной налоговой проверки состоит в основном из сверки данных о правильности суммы отчислений и о своевременности внесения платежей. Проверка осуществляется касательно всех налогов, которые обязан вносить налогоплательщик по месту его жительства, и основывается на данных, указанных в документации, а также на основе имеющихся объектов налогообложения.

Для сверки данных уполномоченные лица имеют право проводить полное обследование всех имеющихся у налогоплательщика объектов, магазинов, зданий, складов, земельных участков, и осуществлять инвентаризацию его активов, поддающихся налогообложению.
Из представленных налогоплательщиком пояснений следует, что 16.12.2011 ООО «Альфа» заключило с ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) договор N 19 на поставку оборудования для автомоек фирмы «Дельта» в количестве 10 шт. на общую сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. Согласно выписке банка по расчетному счету ООО «Альфа» за период с 25.12.2009 по 11.05.2012 (исх. N 10-11/13601 от 11.05.2012), а также ответу ИФНС России N 56 по г. Москве на поручение об истребовании документов (информации) у ООО «Сигма» (ИНН 7756051031/КПП 775601001) (исх.
N 06-01/08793 от 16.05.2012) указанный вычет по налогу на добавленную стоимость также является необоснованной налоговой выгодой ООО «Альфа».

Готовый акт выездной налоговой проверки пример заполненный

По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7) 2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию — нулевую отчетность и декларации по НДС — нулевые. (8) 2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9) 2.9.

Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10) Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно. 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ 3.1.

Всего по результатам настоящей проверки установлено: 3.1.1. Неуплата (неполная уплата, неперечисление в бюджет) налога за период в сумме: 3.1.2.

Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета: 3.1.3. Исчисление в завышенном размере суммы налога: 3.2. По результатам проверки предлагается: 3.2.1.

Документ рассматриваемого типа включает в себя следующие основные разделы:

  • наименование, порядковый номер;
  • дату составления;
  • перечень осуществляющих проверку лиц;
  • место проверки, дату начала и окончания;
  • ответственные должностные лица на дату проведения проверки;
  • место ведения коммерческой деятельности;
  • перечисление всех обнаруженных нарушений;
  • предложения, а также различные выводы проводящих проверку.

Обязательно в нижней части акта должна быть полная информация обо всех проводящих проверку лицах. Требуется подпись с расшифровкой. Руководству, получившему акт о проверке, следует обязательно убедиться в правильности его составления. Наличие грубых нарушений формата, а также законодательных норм может послужить причиной признания результатов проверки недействительной.

В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля: 1.5. Основные виды деятельности: 1.6. Среднесписочная численность: 1.7 Сведения об учредителях: 2.

НАСТОЯЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ: 2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2) 2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3) 2.3.

Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО «Аноним» не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5) 2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6) 2.5.

Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7) 2.6. Среднесписочная численность организации — 1 человек.

Общества с ограниченной ответственностью "Аноним" ИНН/КПП

г. Москва 07.03.2012 (место составления) (дата)

Мною, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 инспекции Федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью "Аноним" ИНН/КПП (ООО "Аноним"), представленной 01.12.2011 за II квартал 2011 г.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сбора. (Текст N 1 "Не по форме")

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Проверка 01.12.2011 01.03.2012 начата ----------, окончена ----------. (дата) (дата)

1.2. Место нахождения организации (филиала, представительства):

1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации.

1.4. В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля:

1.5. Основные виды деятельности:

1.6. Среднесписочная численность:

1.7 Сведения об учредителях:

2. НАСТОЯЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ:

2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2)

2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3)

2.3. Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО "Аноним" не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5)

2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6)

2.5. Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7)

2.6. Среднесписочная численность организации - 1 человек. По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7)

2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию - нулевую отчетность и декларации по НДС - нулевые. (8)

2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9)

2.9. Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10)

Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно.

3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата, неперечисление в бюджет) налога за период в сумме:

3.1.2. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета:

3.1.3. Исчисление в завышенном размере суммы налога:

3.2. По результатам проверки предлагается:

3.2.1. Взыскать с ООО "Аноним" налоги и пени.

3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

3.2.3. Привлечь ООО "Аноним" к налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации:

Приложения: на 6 листах.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в инспекцию письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Подпись лица, Подпись руководителя организации проводившего проверку (физического лица) (их представителя) _____________________ ________________________________ (должность) (наименование организации) _________ ___________ _____________ ____________ (подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) Экземпляр акта с _______________________ приложениями на _______ листах (количество приложений) получил: (должность, Ф.И.О. руководителя организации или Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. их представителя)) _____________________ ________________________________ (дата) (подпись)

В целях выявления злостных неплательщиков и проверки корректности уплаты налогов действующими юридическими лицами, инспекторы налоговой службы проводят квартальные, а также выездные проверки. В рамках этих процедур пересчитываются и сравниваются данные об уплате налогов с фактическим положением дел. Причём инспектор имеет право затребовать любую документацию, касающуюся деятельности компании. Он должен получить доступ к любым производственным площадям для возможности самостоятельного проведения инвентаризации материалов и оборудования, подлежащих налогообложению.

В результате этих действий устанавливается, насколько честно юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель вносили налоговые взносы. Подсчитываются точные объёмы недостач, если таковые имели место. Составляется справка о проведении инспекции, на основании которой в дальнейшем разрабатывается объёмный и подробный описательный документ - акт выездной налоговой проверки. В случае несогласия сотрудников организации с вынесенным решением, может быть разработан ответный документ, в котором перечисляются абсолютно все возражения.

Датой отсчёта при определении срока разработки документа считается день подписания указанной выше справки. В случае если инспекторы проверяли работу одного юридического лица без дочерних компаний и филиалов, акт выездной проверки должен быть подготовлен в течение двух месяцев, не позднее. А в случае консолидированной группы лиц или группы компаний, срок увеличивается до трёх месяцев. При этом инспекторы обязаны довести до юридического/физического лица либо его представителя информацию о том, что документ составлен и получить соответствующее подтверждение в получении (расписку).

Также на готовом акте помимо росписей участвовавших в проверке сотрудников налоговой службы, должна стоять роспись главы предприятия либо заменяющего его лица. Отказ в выставлении этой росписи, допустим, если инспектор, по вашему мнению, допустил ошибку или исказил факты. В таком случае в документе выставляется пометка об отказе, а юридическое лицо/ИП имеет право на оформление возражения по акту выездной проверки.

Что собой представляет акт налоговой проверки

Готовый документ представляет собой подробный отчёт обо всём, что выявили в ходе проверки инспекторы: как о нарушениях в пользу юридического лица (неуплата), так и в пользу государства (переплаченные суммы налогов). В общем смысле, он должен являться хорошим источником данных по организации и корректности оформления её операций. Конечно, при условии, что все расчёты проведены верно и во внимание приняты все факты.

Акт выездной проверки имеет утверждённую законодательно форму (образец, не бланк) и состоит из трёх частей:

  • Данные о самой проверке: дата, основание, участвующие лица и сотрудники;
  • Полная информация об организации, её участниках, деятельности, собственности и т. д.;
  • Перечень проведённых мероприятий и совершённых запросов (в другие госорганы);
  • Данные по клиентам и контрагентам (в том числе не существующим и ликвидированным лицам, которые по документам должны быть поставщиками/покупателями проверяемой организации);

Описательная

  • Нарушения в исчислении и уплате налогов по каждому временному субпериоду (месяцу);
  • Конкретные виды и причины нарушений каждому налогу, каждому контрагенту;
  • Конкретные наименования недействительных или составленных с ошибкой финансовых/бухгалтерских документов;
  • Объём денежных сумм нарушений по каждому вышеперечисленному пункту;

Итоговая

  • Предлагаемые штрафные санкции и пени в отношение проверяемой организации, по которым также должен иметься подробный расчёт.

Таким образом, можно точно определить степень правдивости указанных в акте данных (зная ситуацию изнутри), на основании чего должен быть составлен документ возражения.

Внимание! Важно понимать, что подобного вида заявление составляется на основании прав каждого юридического лица и не встречается в штыки, особенно если оно обоснованно и происходит в правильной форме. Налоговая служба в дальнейшем не будет, да и не имеет права проявлять к возразившей организации большее внимание и строгость. Поэтому защищайте свои права и денежные средства уверенно. Это ваше право.

Как составить возражение

Подготовить и отправить в госорганы прошение о пересмотре результатов проверки следует раньше того момента, когда к организации будут применены штрафные санкции. Документ возражения не составляется по какому-либо бланку, можно только взять за основу уже готовый образец и грамотно описать по нему противоречия между информацией, изложенной в акте и действительностью. Также в него могут быть включены описания фактов нарушения инспектором правил проверки.

Общая форма возражения выглядит следующим образом:

  • Стандартная шапка, единая для всех заявлений (кому, от кого);
  • Заголовок с указанием номера акта налоговой проверки и его даты;
  • Введение с описанием вас как заявителя, причин заявления (ошибки данных) и информации о проверяющих;
  • Конкретное описание ошибок, допущенных при составлении акта, имеющиеся доказательства, указания на несоблюдение норм самими инспекторами (например, отказ в рассмотрении каких-либо документов);
  • Последнее предложение: просьба о частичной отмене (в случае частичного несогласия) либо о полной отмене акта проверки (в случае абсолютного несогласия со всеми пунктами документа);
  • Дата, подпись заявителя.

Возражения должны быть рассмотрены, после чего вам будет доставлено решение по отмене либо утверждении акта. Составляется такой документ вместе с бухгалтером, за основу берётся (в нём же вы найдёте бланк шапки и заголовка). В таком случае у вас будет гораздо больше шансов смягчить либо вовсе отменить наказание.

По итогам выездной проверки всегда оформляется акт (даже если нарушения не выявлены). В противном случае решение, вынесенное при отсутствии акта, является незаконным. Процедурные моменты, связанные с актом проверки, определены положениями ст. 100 НК РФ. На практике положения названной налоговой нормы вызывают немало вопросов, ответы на некоторые из них представлены в данном материале.

В начале напомним основные процедурные моменты, связанные с оформлением акта по результатам выездной проверки и его вручением проверяемому лицу.

Общая схема оформления и вручения акта налоговой проверки

Акт налоговой проверки по существу является обобщением письменных материалов и производным доказательством. Он не является ненормативным актом, влекущим какие‑либо последствия для налогоплательщика, так как фиксирует установленные налоговым органом обстоятельства, в дальнейшем проверяется инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом контраргументов налогоплательщика и подвергается проверке наряду со всеми другими доказательствами при вынесении решения. Тогда как само решение принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа (Постановление АС УО от 10.03.2016 № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015).

В настоящее время применяется форма акта налоговой проверки, утвержденная Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данным приказом утверждены также Требования к составлению акта налоговой проверки (далее - Требования).

Обратите внимание

Акт налоговой проверки по установленной форме должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). Причем дата окончания проверки совпадает именно с датой составления справки. В дальнейшем сроки оформления результатов налоговой проверки исчисляются с даты составления справки, а не ее вручения, следовательно, иной срок вручения справки не влечет для налогоплательщика никаких последствий (п. 3 Письма ФНС России от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Что нужно учесть при получении акта проверки

Проверяемому лицу может быть вручен и оригинал акта, и его копия

Подпунктом 9 п. 1 ст. 21 НК РФ определено право налогоплательщика на получение копии акта налоговой проверки. Данному положению корреспондирует норма пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, которой установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию акта налоговой проверки.

В свою очередь, в п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором говорится об обязанности налоговых инспекторов вручить акт проверки в течение пяти дней с даты составления этого акта, не содержится оговорки о том, что налогоплательщику должен быть вручен именно оригинал .

Однако если обратиться к п. 5 Требований, то станет понятно, что акт выездной проверки должен быть изготовлен в двух экземплярах: один остается у инспекторов, другой - вручается проверяемому лицу.

Выходит, что налогоплательщику в равной степени может быть вручен и оригинал, и копия акта налоговой проверки. Судебная практика также соглашается с обозначенным подходом (см., например, постановления ФАС ЦО от 28.04.2014 по делу № А35-4665/2013, ФАС ДВО от 23.12.2013 № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Выводы судей обусловлены в том числе п. 14 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что факт вручения налогоплательщику копии акта вместо оригинала сам по себе не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. В рассматриваемой ситуации права налогоплательщика не нарушены, так как он не лишен возможности представить свои возражения на акт и участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Письмо Минфина России от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Инспекция не вправе по своему усмотрению выбрать способ вручения акта

В пункте 5 ст. 100 НК РФ сказано, что акт должен быть вручен проверяемому лицу (или его представителю) под расписку или передан иным способом , свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом.

Арбитры высказывают мнение, что возможность направления акта проверки почтовым отправлением предусмотрена п. 5 ст. 100 НК РФ только в случае уклонения проверяемого лица от получения акта, что должно быть отражено в акте налоговой проверки (см. постановления ФАС МО от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10, ФАС УО от 09.11.2011 № Ф09-7185/11 по делу № А76-3222/2011).

Причем они подчеркивают: факт неполучения проверяемым лицом акта сам по себе не может служить основанием для вывода, что данное лицо уклонялось от получения акта проверки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2013 № 09АП-7038/2013, 09АП-8501/2013 по делу № А40-95693/12‑90‑491 (Постановлением ФАС МО от 07.08.2013 оставлено в силе).

Между тем Налоговым кодексом не определено понятие «уклонение от получения акта налоговой проверки». Арбитры, в свою очередь, под данным понятием подразумевают сознательные и преднамеренные действия налогоплательщика, направленные на неполучение указанного акта. Подобные действия они расценивают как злоупотребление правами, предоставленными налогоплательщику Налоговым кодексом.

Например, действия общества, сообщавшего налоговому органу различные адреса своего места нахождения, но фактически отсутствовавшего по ним и не получавшего по указанным адресам корреспонденцию, а также указавшего на возможность получения акта и иных документов представителем общества, но не направившего своего представителя для их получения, ФАС СКО оценил как злоупотребление правами налогоплательщика (Постановление от 20.06.2012 по делу № А53-15872/2011).

Приложения к акту налоговой проверки

В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Словом, Налоговый кодекс возлагает на налоговый орган обязанность приложить к акту документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Такой вывод сделан в частности, в постановлениях АС ВСО от 22.09.2015 № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, АС МО от 17.07.2015 № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.

Отсутствие документов, которые подтверждают факты нарушений законодательства о налогах и сборах, лишает налогоплательщика (налогового агента) полной информации, необходимой для подготовки обоснованных возражений. В свою очередь, это влечет ограничение его прав на полноценное участие в рассмотрении материалов проверки, которое можно квалифицировать как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (Постановление ФАС СКО от 25.10.2013 по делу № А53-28519/2012).

Однако если в акте проверки и в решении достаточно полно изложены обстоятельства допущенных налогоплательщиком правонарушений, в них имеются ссылки на документы, полученные в ходе проверки и явившиеся основанием для выводов, сделанных налоговым органом, а налогоплательщик реализовал свое право на ознакомление с результатом проверки, представил возражения на акт проверки и участвовал в рассмотрении материалов проверки, то ссылку налогоплательщика на отсутствие приложений к акту как на существенное нарушение процедуры вынесения решения по проверке арбитры, скорее всего, отклонят (см., например, Постановление АС УО от 06.11.2015 № Ф09-7960/15 по делу № А47-5192/2014).

Если акт проверки не был вручен до рассмотрения материалов проверки

Признается ли указанное обстоятельство нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ)? Напомним, таковыми являются:

  • возможность проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя;
  • возможность налогоплательщика представить объяснения.
В ситуации, когда налогоплательщик не представил свои возражения на акт, однако принимал участие в рассмотрении материалов дела, для отмены решения в судебном порядке ему нужно доказать, что он не смог надлежаще подготовиться к рассмотрению материалов дела и привести обстоятельные объяснения. Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 по делу № А32-44414/2009‑51/796, для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у налогоплательщика возможности возражения, недостаточно указания лишь на наличие у него такого права.

Таким образом, если акт проверки не был вручен налогоплательщику до рассмотрения материалов проверки и налогоплательщик не присутствовал при рассмотрении (не был извещен о дате), суд, скорее всего, отменит итоговое решение о проверке. Ведь в данной ситуации нарушены законные права налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС ПО от 01.04.2010 по делу № А55-6130/2009).

Внесение изменений в акт проверки

Внесение изменений в акт проверки должно быть согласовано с проверяемым лицом

О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях не сказано ни слова. В то же время справедливости ради надо признать, что и прямого запрета на подобные действия контролеров не установлено.

Кроме того, в п. 2 Требований сказано, что в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.

Из сказанного следует, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие‑либо изменения и дополнения в принимаемые акты налоговых проверок и решения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 01.11.2011 по делу № А55-3313/2011, ФАС ВСО от 31.10.2008 № А78-6071/07‑С3-8/317‑Ф02-5344/08 по делу № А78-6071/07‑С3-8/317.

Вместе с тем по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Речь здесь идет о так называемых технических ошибках, допущенных самими контролерами при оформлении акта. Ведь исправление подобных ошибок не связано с установлением новых обстоятельств выявленных правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки (см. постановления ФАС ПО от 28.03.2012 по делу № А12-3551/2011, ФАС ВСО от 07.09.2010 по делу № А33-14891/2009). Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом (п. 2 Требований).

Увеличивается ли срок для подготовки возражений, если в акт проверки вносятся изменения?

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Срок (10 дней), отведенный п. 1 ст. 101 НК РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, начинает исчисляться после истечения одного месяца, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ.

При этом Налоговым кодексом не оговорены последствия внесения налоговым органом изменений в акт налоговой проверки.

По мнению арбитров, вследствие внесения изменений в акт выездной проверки после вручения его налогоплательщику срок представления возражений на него должен исчисляться заново. Если решение по итогам проверки вынесено до истечения заново исчисленного месячного срока и без учета возражений лица, в отношении которого проводилась проверка, это нарушает требования ст. 101 НК РФ (см. Постановление ФАС УО от 02.02.2010 № Ф09-19/10‑С2 по делу № А76-11291/2009‑37‑142).

Следует обратить внимание и на Постановление ФАС ПО от 25.06.2012 по делу № А12-23020/2011. В нем сказано, что в ситуации, когда инспекция уведомила проверяемое лицо об изменениях в акте непосредственно в день рассмотрения материалов проверки, налогоплательщик лишен возможности представить соответствующие возражения. Данное обстоятельство является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ), влекущим за собой отмену принятого по результатам проверки решения.

Какие недостатки в акте проверки могут привести к отмене итогового решения

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки (или сделаны записи об отсутствии таковых), а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если законом предусмотрена ответственность за данные нарушения (пп. 12, 13 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Того же требует и форма акта. Согласно п. 3.2 Требований в описательной части акта проверки должно содержаться подробное описание совершенных проверяемым лицом правонарушений. То есть по каждому отраженному в акте факту нарушения налогового законодательства должны быть четко изложены: вид нарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится.

По мнению Минфина, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений наравне с участием налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика (Письмо от 22.05.2013 № 03‑02‑07/1/18189).

Информацию о некоторых возможных недостатках в актах проверки и их последствиях для удобства представим в таблице.

Возможные недостатки Их последствия
1 2
Акт выездной проверки подписан одним проверяющим из трех Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Неподписание экземпляра акта, врученного налогоплательщику, всеми лицами, участвующими

в проведении проверки, само по себе не может свидетельствовать о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения согласно п. 14 ст. 101 НК РФ (Постановление ФАС ЗСО от 18.06.2014 по делу № А03-6805/2013)
В резолютивной части акта налоговой проверки не указана точная сумма доначислений по конкретному налогу В пункте 3.3 Требований нет указаний об обязательном отражении в итоговой части акта как точной суммы доначислений по каждому налогу, так и общих сумм, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (неудержанных и неперечисленных)) налогов (сборов).

Поэтому отсутствие в резолютивной части акта проверки точной суммы начислений по конкретному налогу само по себе не является нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки, если в описательной части подробно изложены обстоятельства выявленного налогового правонарушения и сделаны выводы инспекторов относительно него (см. Постановление ФАС ЗСО от 05.02.2014 по делу № А75-3593/2013)

Не указаны обстоятельства налогового нарушения, выявленного при проведении контрольных мероприятий В акте выездной проверки, должны быть указаны обстоятельства, выявленные налоговым органом при проведении контрольных мероприятий, сделаны ссылки на первичные документы и иные сведения, подтверждающие данные обстоятельства, приведены причины возникновения недоимки (п. 3 ст. 100 НК РФ). Если в акте проверки и принятом на его основании решении такая информация отражена не полно, это указывает на нарушение процедуры проведения налоговой проверки, что, в свою очередь, является основанием для признания решения по проверке незаконным (Постановление ФАС ПО от 13.02.2014 по делу № А65-9516/2013)
В акте отсутствуют выводы о правонарушениях, установленных контролерами НК РФ установлена четкая процедура оформления результатов проверки, которая, помимо системного изложения в акте документально подтвержденных фактов выявленных нарушений, выводов и предложений
контролеров по их устранению (п. 3 ст. 100 НК РФ), также включает в себя предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения на акт проверки (Постановления ФАС ВСО от 24.06.2013 по делу № А78-8013/2012).

Если акт составлен с нарушением указанных требований (в нем не содержится ясно выраженного описания вменяемого налогоплательщику нарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ), проверяемое лицо лишено возможности эффективно защищать свои права при рассмотрении результатов выездной проверки, в том числе представлять мотивированные возражения и подтверждающие их документы с учетом доводов проверяющих (Постановление ФАС МО от 31.10.2013 по делу № А40-115085/12‑115‑830)

Подведем итоги. Акт налоговой проверки - это документ, который налоговый орган должен составить даже в том случае, если налоговые правонарушения не выявлены. Статьей 100 НК РФ и положениями Требований определены процедурные моменты по его оформлению и вручению проверяемому лицу. Между тем на практике случается немало ситуаций, которые не описаны в нормативных актах. Разрешить их помогут разъяснения уполномоченных органов, а также устойчивая арбитражная практика.

Одной из функций Федеральной налоговой службы является проведение выездных проверок на предприятиях, индивидуальных предприниматели.

Подобные мероприятия обычно назначаются при возникновении определенных условий. Основная их цель – выявление каких-либо нарушений законодательства при уплате налогов и различных сборов.

После завершения выездной проверки обязательно составляется специальный акт. В нем обозначаются все обнаруженные нарушения.

Существуют определенные правила формирования подобной документации. Акт используется для оповещения проверяемого о найденных нарушениях, дает возможность сформировать пояснение, возражение.

Общие моменты

В случае нарушения установленных законом правил, сроков его представления проверяемый имеет право подать в суд.

При этом судебная практика по этому поводу является крайне неоднозначной. Конечное решение суда зависит от множества различных условий, факторов.

Во избежание допущения различных недочетов стоит заранее рассмотреть подробно следующие вопросы:

  • что это такое?
  • основы проведения процедуры;
  • правовое регулирование.

Что это такое

Налоговая проверка выездного типа – одна из разновидностей функций ИФНС. При реализации данной процедуры сотрудники налогового учреждения выезжают по месту расположения самого предприятия.

Такие проверки назначаются в случае подозрения на наличие действительно серьезных нарушений законодательства. Например, когда несколько отчетных периодов подряд предприятие фиксирует убыток, сдает нулевую отчетность.

Результатом осуществления проверки такого типа всегда является специальный акт. В нем перечисляются:

  • все найденные ошибки при ведении налогового и бухгалтерского учета;
  • требования по их устранению.

Акт имеет юридическую силу, может быть использован при проведении судебного разбирательства в качестве доказательства, аргументации. Обязателен к исполнению.

Невыполнение предписаний в отдельных случаях может грозить не только административной, но и уголовной ответственностью.

Потому стоит ответственно относиться к акту проверок, соблюдать сроки составления возражения и выполнения предписаний – если это необходимо.

Документ рассматриваемого типа включает в себя следующие основные разделы:

  • наименование, порядковый номер;
  • дату составления;
  • перечень осуществляющих проверку лиц;
  • место проверки, дату начала и окончания;
  • ответственные должностные лица на дату проведения проверки;
  • место ведения коммерческой деятельности;
  • перечисление всех обнаруженных нарушений;
  • предложения, а также различные выводы проводящих проверку.

Обязательно в нижней части акта должна быть полная информация обо всех проводящих проверку лицах. Требуется подпись с расшифровкой.

Руководству, получившему акт о проверке, следует обязательно убедиться в правильности его составления.

Наличие грубых нарушений формата, а также законодательных норм может послужить причиной признания результатов проверки недействительной. Возможно реализовать эту процедуру через суд.

Основы проведения процедуры

Обычно выездная налоговая проверка реализуется в отношении целой группы консолидированных налогоплательщиков. Предметом пристального изучения становится прибыль организаций, налоговое обложение.

Максимально пристальное внимание уделяется соблюдению недавно внесенных в налоговое законодательство поправок. Так как чаще именно в этом сегменте отчетности допускается большая часть всевозможных ошибок.

В некоторых случаях процедура проведения поверки может быть приостановлена. В перечень таких ситуаций можно внести:

Формат акта, составляемого по факту свершения проверки данного типа, составляется на основании от 25.12.06 г.

Данный документ является основополагающим. Если по какой-то причине лицо, в отношении которого проводится проверка, отказывается от получения акта с результатами, данный факт фиксируется ИФНС.

В дальнейшем документация высылается по адресу расположения организации, индивидуального предпринимателя заказным письмом – с .

Правовое регулирование

Процедура проведения самой выездной проверки, а также составление акта должны осуществляться в полном соответствии с действующими законодательными нормами.

Основополагающими документами являются следующие:

Процедура ведения учета юридическими лицами
Устанавливаются обязательства по уведомлению налоговых органов при изменении некоторых важных данных
Устанавливает порядок камеральной проверки
Как и когда проводится выездная проверка
Выездные проверки для аудита консолидированных групп налогоплательщиков
Проведение выездной проверки плательщиков налогов, участвующих в различного рода инвестиционных проектах
Обязывает обеспечить налоговым инспекторам доступ ко всем документам, помещениям предприятия, имеющим отношение к проведению проверки рассматриваемого типа
Обозначается право ИФНС требовать данные у контрагентов, свершающим коммерческие сделки с проверяемым налогоплательщиком
Допускается возможность проведения выемки документации
Возможность проведения экспертизы в случае налоговой проверки
Допускается привлечение сторонних специалистов для реализации проверки (переводчиков, иных)
Составление акта по результатам завершения рассматриваемой процедуры

При возможности стоит ознакомиться с затрагивающим данный вопрос федеральным законодательством, а также судебной практикой.

Последняя позволяет оценить шансы разрешения судебного разбирательства в пользу проверяемого. В случае отсутствия опыта работы с актами проверок стоит ознакомиться с образцом.

На примере акта и возражений возможно составить аналогичные документы и избежать стандартных ошибок при этом. Акт об окончании выездной проверки составляется в пределах установленного срока.

Как именно налоговики оформляют результат выездной проверки

Процедура составления акта по результатам налоговой проверки производится в соответствии с установленным в законодательстве регламентом. Нарушение его не допускается.

Проверяемый может самостоятельно ознакомиться с ним, после чего контролировать соблюдение законодательных норм. Разрешать все конфликтные ситуации требуется через суд.

Заранее стоит ознакомиться со следующими вопросами:

  • в какие сроки должен быть составлен — если внеплановая, если плановая;
  • порядок оформления результатов;
  • заполненный пример;
  • если найдены опечатки.

В какие сроки должен быть составлен

Длительность проведения самой выездной проверки вне зависимости от типа организации и иных немаловажных факторов проводится не дольше, чем 2 месяца.

Данный срок устанавливается действующим законодательством. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее, чем через 2 месяца с момента окончания проверки.

При этом существует ряд ситуаций, когда допускается продление периода проведения выездной проверки. В данный перечень входит следующее:

  • если требуется получить какие-либо данные от иностранных организаций;
  • когда требуется провести экспертизу, выполнить перевод документации.

Но даже при наличии обозначенных выше причин длительность подобной проверки не может быть более 6 месяцев. Данный момент закреплен на законодательном уровне.

В день окончания проверки обязательно формируется – выдается уполномоченному работнику предприятия.

Внеплановая

Проведение внеплановой налоговой проверки выполняется в следующих случаях:

  • при наличии ;
  • в случае истечения срока действия ранее выданного предписания.

После окончания процедуры проведения проверки обязательно выдается специальный акт. Составляется он в течение 60 дней.

Сформировать , пояснения к нему можно будет в течение следующих 30 дней.

В отношении проверок данного типа действуют все стандартные правила, установленные НПД (Налоговым кодексом РФ, постановлениями ФНС).

Плановая

Плановая проверка может проводиться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Не чаще, чем 1 раз в 3 года.

При нарушении данного срока проверяемый имеет право не предоставлять документы, а также доступ в производственные помещения.

На основании ИФНС обязан на официальном сайте размещать дату проведения всех плановых проверок.

Налоговики обязаны в письменной форме уведомить организацию о самом факте проведения проверки планового характера не позднее, чем за 3 дня до её начала. Длительность её является стандартной (не более 6 месяцев в случае продления).

Видео: ИП или ООО получило решение о выездной налоговой проверке, что срочно делать во избежание штрафов

Аналогичным образом обстоят дела с процедурой формирования акта с результатами. Он составляется и передается в организацию в пределах 60-дневного периода.

Порядок оформления результатов

Максимально подробно процедура оформления результатов рассматривается в ст.№100 Налогового кодекса РФ.

Можно выделить основные моменты, знать которые обязательно:

п.1 ст.№100 НК РФ Устанавливает срок составления акта с результатами проведенной проверки, возражений и пояснений (при необходимости)
п.2 ст.№100 НК РФ Согласно данному пункту необходимо наличие подписей следующих лиц на акте:
проводящих проверку данного типа
уполномоченных лиц учреждения или же ИП
п.3 ст.№100 НК РФ Содержит полный перечень всей необходимой информации, которую следует указать в акте с результатами
п.5 ст.№100 НК РФ Обозначается 5-тидневный срок передачи акта на руки представителям организации, индивидуальному предпринимателю
п.6 ст.№100 НК РФ Возражения составляются в течение 30 дней с момента получения акта

Необходимо помнить о недействительности результатов проверки в следующих случаях:

  • проверяемое учреждение не было уведомлено о самом факте проведения проверке заранее, в установленные законодательством сроки;
  • в случае непредставления акта проверки – оформленного соответствующим образом в течение 2 месяцев с момента завершения процедуры;
  • при наличии иных нарушений регламента проведения выездной проверки.

Заполненный пример

Для обнаружения ошибок в акте выездной проверки стоит заранее ознакомиться с верно составленным примером данного документа.

Найти его можно на официальном сайте ФНС или других авторитетных источниках в интернете.

Если найдены опечатки

Иногда при формировании отчетных документов обнаруживаются опечатки. Например, в наименовании контрагентов, написания фамилий.

Подобные ошибки могут отражаться в акте проверки, но не являются основанием для применения каких-либо санкций. Так как наличие таких опечаток не нарушает действующее налоговое законодательство.

Именно с целью поиска нарушений проводятся подобные выездные плановые и внеплановые проверки. Аналогичным образом обстоит дело с актом.

В случае наличия в нем опечаток он не может быть признан недействительным. Так как это никоим образом не влияет на результат проведения выездной проверки.

Порядок составления акта отражается в действующем налоговом законодательстве. При его нарушении данный документ, как и сама проверка, попросту будут считаться недействительными.

Потому проверяющим и проверяемому учреждению необходимо максимально внимательно изучить данный документ.