Юлиан Тувим: Чудо с налоговым инспектором.

Юлиан Тувим жил в трудные времена и выжил во многом благодаря чувству юмора. Его фрашки (философские и часто абсурдные польские эпиграммы) были очень популярны в двадцатые - тридцатые годы прошлого века, а остроумные афоризмы актуальны до сих пор. Сегодня на «Избранном» - подборка афоризмов Юлиана Тувима, и небольшая биографическая справка о жизни этого, без преувеличения, великого польского поэта.

Афоризмы Юлиана Тувима

    Я был очень красивым ребенком. Таким красивым, что цыгане меня подменили.

    Эгоист - тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне.

    Блаженны те, кому нечего сказать и они не облекают этот факт в слова.

    Ближних нам посылает судьба. Какое счастье, что друзей выбираем сами!

    Знакомый - тот, кого знаешь достаточно хорошо, чтобы попросить в долг, и недостаточно, чтобы дать.

    Мужчина очень долго остается под впечатлением, которое произвел на женщину.

    Женщине: «Как жаль, что я не встретил вас двадцать кило тому назад».

    Добродетельная женщина не гоняется за мужем: разве кто-нибудь видел, чтобы мышеловка бегала за мышами?

    Трагедия: влюбиться в лицо, а жениться на всей девушке.

    Верность - это сильный зуд с запретом чесаться.

    Беженцы из своей страны - еще не самое страшное. Куда хуже беженцы из своего времени.

    Человека, разбогатевшего за год, следовало повесить годом раньше.

    Консерватор - это политик, которого устраивает нынешнее безобразие. Либерал хочет это безобразие заменить новым.

    В речи некоторых людей слышны орфографические ошибки.

    Самые большие свиньи обычно требуют от людей, чтобы они были ангелами.

    Евангелие - пособие о том, как ближний должен относиться ко мне.

    Между верблюдом и человеком большая разница: верблюд может неделю работать и не пить, а человек - неделю пить и не работать.

    Мозг - устройство, с помощью которого мы думаем, что думаем.

    Поздравления - самая изысканная форма выражения зависти.

    В юности дни бегут, а годы тянутся. В старости наоборот.

    Жизнь - мучение. Лучше не родиться. Но такая удача выпадает одному из тысячи.

    Живи так, чтобы друзьям стало скучно, когда ты умрешь!

польский поэт, сатирик, писатель и сценарист, знаком русскому читателю, прежде всего, по детским стихам, хотя был он фигурой скорее трагической: жил в жестокое время и чувствовал себя чужим в собственной стране.

Тувим родился 13 сентября 1894 года в городе Лодзь в семье польских евреев, полностью ассимилировавшихся и не признававших никакого языка и никаких традиций, кроме польских. Неудивительно, что он с детства считал себя поляком, обожал свою страну, которая не всегда отвечала ему взаимностью, а польский язык буквально боготворил до конца своей жизни.

Начало его карьеры было стремительным и успешным: после школы Юлиан сразу нашёл работу переводчика с русского. Одновременно он пишет сатирические и юмористические куплеты для кабаре, смешные зарисовки и сатирические сценарии, которые быстро приносят ему известность и деньги.

Новость о революции в России потрясла Польшу, а на творческую молодёжь произвела грандиозное впечатление. Умы кипели, жизнь бурлила, настроение было «вакхическим». В Варшаве и Лодзи появились многочисленные литературные кафе и кабаре, и на время Тувим стал эстрадным поэтом. В этот период он был дружен с Маяковским и с удовольствием переводил его на польский, а в 1922 году состоялось знакомство Тувима еще с одним русским - Ильей Эренбургом.

«Почти всю жизнь мы прожили в разных мирах и встречались редко, случайно. А вот мало кого я любил так нежно, суеверно, безотчетно, как Юлиана Тувима», - писал в мемуарах Эренбург.


Портрет Юлиана Тувима. Станислав Виткевич, пастель, 1929 г.

Вторая мировая война, настигшая поэта на пике известности, заставила его семью оставить Польшу и отправиться в эмиграцию. Маршрут был нелёгким. «Меня выбросило сперва в Париж, потом в Португалию, затем в Рио-де-Жанейро (чудо из чудес), наконец, в Нью-Йорк... А должно было забросить в Россию», - писал он в одном из писем. Видимо, вмешался ангел-хранитель - что ждало его в предвоенном СССР неизвестно.

Ни Париж, ни Нью-Йорк Тувим не полюбил, как, впрочем, и все остальные города и страны, в которых жил, потому что они, по его словам, были всего лишь гостиницами, а дом – один, в Польше. В Лодзи у него осталась мать, которая умерла в Варшавском гетто.

На еврейском кладбище в Лодзи
Под сенью березы унылой
Мамы моей еврейки
Польская могила.

Вопрос национальной принадлежности всегда был очень болезненным для Юлиана Тувима – вся его жизнь была полна противоречий. Еврей по происхождению, он считал себя поляком, но постоянно испытывал на себе антисемитские настроения. В то же время он всегда подвергался нападкам и со стороны еврейского общества за «польскость». После трагедии Холокоста, в эмиграции он напишет текст «Мы, польские евреи», в котором объяснит евреям, почему чувствует себя поляком, а полякам - почему он всё-таки еврей.

После возвращения на родину в 1946 году Тувим выпустил антологию польской поэзии, переводил много русской классики - «Медного всадника» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, Бальмонта, Брюсова, Блока... Говорят, в конце жизни он выглядел усталым, а стихи становились всё грустнее и всё чаще попадали не на развороты журналов, а в стол. В итоге многие произведения того времени увидели свет только после смерти поэта.


Стихи Тувима поразительны, но оценить их в полной мере могут только знающие польский язык - они изобилуют сложными речевыми оборотами, когда игра слов приводит к умножению значений одного слова через другие.

Хотя в России Тувима знают как детского поэта, он написал не так уж много стихов для детей. Ещё до войны, в 1938 году, когда ему было уже сорок четыре года Юлиан Тувим неожиданно выпустил сразу три детских книжки с веселыми стихами. И эти три маленьких детских книжечки сразу поставили Тувима в один ряд с великими детскими писателями, принеся ему всемирную славу. После такого мощного старта поэт уже никогда не возвращался к детским стихам и детской теме.


Тем не менее его стихи в переводе Сергея Михалкова помнят многие дети, выросшие в СССР.

«Что стряслось у тети Вали?»
«У нее очки пропали!» (Очки)

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
(Азбука)

Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим
(Письмо детям)

Но даже очень качественные переводы не в состоянии передать удивительную звукопись и игру слов в стихах Тувима. Например, ставший классикой на родине «Паровозик» («Lokomotywa») совершенно непереводим. Этот удивительный детский стишок виртуозно передаёт музыкой слов шум трогающегося и набирающего ход паровоза - изысканное литературное хулиганство.

Послушайте его на польском языке - даже если вы не знаете языка, поймёте совершенно всё. А если заинтересуетесь, в статье Паровоз по-польски очень интересный анализ этого стихотворения.

Юлиан Тувим
Чудо с налоговым инспектором
Перевод с польского Асара ЭППЕЛЯ
Жара стояла адская. С обуглившегося неба несло, как из пекарни, сухим, злобным жаром, словно вдохновенный гнев огня ополчился против рода человеческого. Оазисом во всей квартире был угол, в котором стояли два прохладных кожаных кресла, низкий столик, а на нем - вода со льдом и лимонным соком. Я бессильно, как в нирване, дремал, погруженный в грезу о буре и дожде, о грозе и потопе. И вот взъяренное от зноя небо начало хмуриться синеть, лиловеть, что-то заворчало, что-то загромыхало, и под изможденным от зноя небосводом потянуло первым после нескольких недель предвестьем грозы. Я облегченно вздохнул. В ту же минуту у дверей кто-то позвонил. Я поднялся с кресла, счастливый, легкий, полный радостного ожидания недалекого ливня, и отворил. Вошел какой-то пожилой человек - красный, вспотевший сопящий - с портфелем под мышкой и с листочком бумаги в руке. Войдя, он промолвил:
- Из финансовой инспекции.
Грохнул гром, и крупные капли понемногу, пока еще нерешительно, начали барабанить в стекла. Какое счастье! Дождь!
- Пожалуйста, уважаемый! Разрешите! Какая жарища! Вы просто еле дышите. Но, слава богу, наконец-то дождь. Пожалте направо.
Пунцовый, с трудом переводящий дыхание, истекающий потом налоговый инспектор сперва огляделся. Затем он сказал:
- Я принес исполнительный лист... Вы до сих пор не заплатили подоходного нало...
Я, как можно вежливей, прервал его:
- Прежде всего, сделайте одолжение, сядьте и отдышитесь. Выпейте, пожалуйста, воды со льдом и лимоном. Эго освежает.
- ...налога за год 1933-й.
По небу как молодые кони по лугу, прыгали молнии. Дождь лил ручьями, и от распахнутого окна тянуло неописуемой свежестью и прохладой. Боже, как я был счастлив!
- Да вы сядьте, пожалуйста. А напиток великолепный, правда? Мой друг Казя добавляет еще красного вина. И получается, надо вам сказать, нектар! Жаль, что вина нет! Но зато есть арак. Замечательно!
Я метнулся к буфету, вытащил бутылку и долил в ледяную воду ароматного арака.
- Теперь попробуйте!
Инспектор выпил, поблагодарил, но я видел, что ему явно не по себе.
- Итак, здесь обозначено 620 злотых плюс 10 процентов дополнительного обложения, плюс...
Дождь хлестал так, что прямо сердце радовалось!
- Вы просто не представляете, - сказал я - до какой степени я обожаю дождь. Я даже Ноя ревную к потопу! Вы только вообразите, пане инспектор, сорок дней дождя! Жара, скажу я вам, действует на меня разлагающе. Я пропадаю в жару. Зато дождь - эти серебряные струи с неба - пробуждает во мне какую-то бодрость, мальчишество, радость и попросту энтузиазм! Поверите ли, в прошлом году...
Инспектор поглядел исподлобья, кашлянул, прервал мои счастливые признания и сказал:
- ...плюс пени за неуплату до 10 июля сего года. Итого...
- Да! - быстро перебил я его, - да! В прошлом году только за одну дождливую неделю я написал что-то около двадцати лирических стихотворений, за все же остальные, жаркие дни лета, два или три. Вам не попадались? "Хляби небесные" сборник называется. Мне даже ставят в вину влияние Поля Валери. Смешно! Кстати, что вы думаете о нем?
И я налил ему еще холодной воды с ароматным араком. Инспектор снова кашлянул и процедил сквозь зубы:
- Это, проше пана, не имеет отношения к делу. И вообще, должен вам заметить, поведение ваше неуместно. Шуточки, обихаживание... Я воспринимаю все это как издевку.
Я раскрыл глаза от удивления и скачал:
- Однако же, пане инспектор! Какая издевка? Какие шуточки? Я попросту в прекрасном настроении. И будучи вообще человеком вежливым, я веду с вами приятную беседу. Вот и все. Почему же шуточки?
- Потому что вы меня хотите заговорить. Но нас не проведешь, пане!
Небо неистовствовало. Все души, брандспойты, фонтаны, краны, поливалки и прочие водометы перебрались на небеса и струили такую проливную обильность, что по улицам неслись бурные реки. Я просто с ума сходил от счастья.
- И посему, - продолжал инспектор, - я не желаю слышать о всяких там "Хлябях небесных" и о Валери, а ставлю вас в известность, что всего с вас причитается злотых 776 и грошей 48.
Я быстро начал подсчитывать.
- Семь да семь четырнадцать - да шесть - двадцать - да четыре - двадцать четыре - плюс восемь - тридцать два. Прекрасно! Счастливое число. Вы верите в магию чисел? Я лично люблю четверку и все кратные ей... поэтому цифра 32 мне особенно близка. Немецкий ученый Бишоф в труде "Die Magie der Zahlen" утверждает, что...
Красный до этой поры инспектор позеленел и ударил по столу:
- Я же просил вас не морочить мне голову! Здесь, пане, никакой магии нету. Причитается 776 злотых и 48 грошей. Будете платить?
Я замолк. Несколько мгновений я гипнотически вглядывался в его глаза, а затем тихо и отчетливо шепнул:
- Буду.
Инспектор, видно, не расслышал, потому что сказал:
- Я вас польским языком спрашиваю - будете платить?
- А я польским языком отвечаю - буду!
- То есть как?
- Очень просто. Причитается 776 злотых и 48 грошей, вы пришли за этой суммой, а я ее вам плачу.
Липы, черемухи, акации, жасмины, сирени, левкои, резеда, розы - все благоуханнейшее соединилось в один сладкий свежий аромат и обильной упоительной волной било в открытое окно. Зелень сияла, вся в драгоценных каменьях дождевых капель. О, как же мне было хорошо!
Инспектор как-то скособочился в кресле.
- Пане Шумский! - крикнул он. - Если вы сию же минуту не перестанете шутки шутить, то будете отвечать за оскорбление должностного лица! Я вас в последний раз спрашиваю: будете платить?
Я спокойно, с непередаваемой улыбкой вынул из ящика 776 злотых и 48 грошей, положил их на стол и сказал:
- Буду. Вот деньги.
Огромная радужная арка скрепила зенит неба и центр земли (sic!).
Инспектор сжал голову руками и сквозь стиснутые зубы прошипел:
- Бесссовессстно! Бесссовессстно!
Признаюсь, мурашки забегали у меня по спине от этого зрелища.
- Что случилось? - испуганно спросил я. - Почему вы так дрожите, пане инспектор?
За окном было уже тихо и спокойно, свежо и проветренно. Зато в комнате разразилась гроза.
- Почему?! - рычал инспектор. - Почему? Да как же вы смеете? Кто вас уполномочил? Вы думаете, пане Шумский, что столь безнаказанно можно издеваться над бедным изработавшимся налоговым инспектором?
- Кто издевается, дорогой мой? За что такое обвинение?
- Как то есть за что? - выл он. - Как за что? Я прихожу. Вы меня встречаете весело, с улыбкой, с дьявольской вежливостью! Вы предлагаете мне кресло! Вы угощаете меня освежающим напитком, которого я так жаждал, вы говорите со мной о каких-то стихах - хорошо, я все стерпел, я думал, что вы мне зубы заговариваете. Но затем - вы платите! Наличными! Не пытаясь добиться отсрочки или рассрочки! Хотя бы на неделю! Или две! Он платит, бессовестный! Платит, преступник! На стол деньги выкладывает! Двадцать три года я работаю инспектором, и никто еще со мной так жестоко не обходился! Ты - Шумский? Скотина ты, вот кто! На колени! Умоляй, проси, пресмыкайся! Немедленно предложи, что сейчас заплатишь только сто злотых, а остальное станешь вносить помесячно!
Я взывал, ползая на коленях:
- Нет. Всё - сегодня! До гроша! Сигарку не желаете, пане инспектор?
И тут - не с апокалипсического ли свода - обрушился страшный гром? Нет! Это был крик инспектора, который пал, пораженный Перуном Чуда.
В ту же секунду раскрылись за его плечами белые, ангельские крылья, он вылетел в окно и вознесся, бедный и замученный, на высоты твои, о Предвечный!
Дай же ему место одесную престола Твоего.
Я же, прослеживая лёт его в лазури, попиваю, арак уже без воды, и полной грудью впиваю озон преображенного грозой мира.

Приложение 1
Конспект урока литературного чтения
Тема: Юлиан Тувим «Чудеса» (дополнительное чтение)
Цель урока: создать условия для формирования правильной читательской деятельности в ходе изучения стихотворения Юлиана Тувима «Чудеса»
Задачи:
Образовательные – сформировать представление о литературном творчестве Юлиана Тувима
Развивающие – развивать навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Воспитательные – воспитывать уважение к иному мнению, желание высказывать собственное; воспитывать желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Методы обучения: наглядные, проблемные, практические
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, листы с напечатанным текстом стихотворения, альбомные листы, цветные карандаши
Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО
Класс: 2

Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммуникативные
Формируем готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На доске написано:
Юлиан Тувим «Чудеса».
- Кто написал это произведение?
- Вам знакомо это имя?
- Прочитайте название произведения. Что такое «чудеса»?
- Можете ли вы по заглавию и по фамилии автора догадаться, о чём пойдёт речь в этом произведении?
- Посмотрите на экран. Вы видите иллюстрации к этому стихотворению. Может быть, они помогут вам?
- Что или кто на них изображён?
- Можем ли мы точно сказать, подходят эти иллюстрации к произведению? Почему?

Юлиан Тувим.
Нет.
-Что-то необычное, необыкновенное, волшебное и т.д.

Предположения детей.

Дети отвечают.
-Нет. Ещё не знаем, что написал автор; ещё не читали и т.д.
Познавательные:

Развиваем умения
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:

Коммуникативные:

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
- Что же нам предстоит сегодня сделать на уроке?
- Прочитать и проанализировать стихотворение Юлиана Тувима «Чудеса».
Регулятивные:
Развиваем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные:
Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
1. Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение про себя.

2. Перечитывание текста стихотворения по частям.
- Какие чудеса и сколько их нам встречаются в этом произведении?
- Давайте посмотрим вместе.

Что необычного происходит в этой части стихотворения?
- Почему вы думаете, что это необычно?

Что здесь интересного заметили?

А почему они не летают? Божьи коровки ведь умеют летать.
- Почему у коров нет крыльев? И те коровы, и другие коровки они наверно родственники? Должны быть крылья

Какие чудеса нам встречаются в этой части?

Почему вы так считаете?

Если не всё назвали.
- А кто ещё может назвать причину того, что солнце невозможно поймать?

Ребята, птицы лают?
- Собаки поют?
- Можно ли назвать эти действия наших героев необычными или даже чудесными?
- Какое чудо в этом произведении кажется вам самым удивительным?

3. Обобщение первичного восприятия текста.
- Почему Юлиан Тувим назвал своё стихотворение «Чудеса»?
- Так верно ли художник нарисовал иллюстрацию к произведению? Объясните, почему так думаете.

Ответы детей.

Читает один из детей:
Однажды в июле,
В чудесный денёк,
Вдруг выпал
Оранжевый снег
На лужок.

В июле выпал снег, снег оранжевого цвета.
- Потому что июль – это летний месяц, а летом снега не бывает. Снег выпадает зимой. Снег белого цвета.

Чтение второй части:
И в небо над лугомПривычно и ловкоВзлетела корова,Как божья коровка.

Взлетела корова. Коровы не летают.
- У них нет крыльев, а у божьих коровок есть крылья.
- Нет, крылья есть только у птиц и насекомых. Корова – это животное, а божья коровка – насекомое. Они не родственники.

Чтение третьей части:
А бабочки
Гнёзда из прутиков
Вили
И в сети
Зелёное солнце ловили.

Бабочки вили гнёзда, ловили солнце в сети, солнце – зелёное.
- Бабочки не вьют гнёзд.
Солнце невозможно поймать: оно слишком большое и находится далеко в космосе, оно горячее.
Солнце – жёлтое, оранжевое.

Нет.
- Нет.
- Да.

Дети делятся своими впечатлениями.

Ответы детей.
Познавательные:
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Коммуникативные:
Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные:

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)
- Могло ли такое случиться на самом деле?
- Что нам говорит автор по этому поводу? Найдите подтверждение своим словам в тексте.

Что значит «наяву»?
- Как вы думаете, автор говорит это в шутку или всерьёз?

Знакомство с писателем.
Польский поэт Юлиан Тувим – весёлый человек, большой выдумщик и фантазёр. Он написал много необычных, весёлых, шутливых стихотворений для детей.
- Нет.

Я вас уверяю,
Что это не враки.
Зажмурив глаза,
Я улёгся в траву.
И все чудеса
Увидал наяву.
Ответы детей.

Познавательные:
На основе анализа объектов делать выводы.
Личностные:
Развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Итоговое творческое задание.
- А теперь предлагаю выполнить следующие задания:
1. Расскажи товарищу по парте, что бы ты хотел увидеть в чудесный летний или зимний денёк. Послушай, что бы хотел увидеть товарищ.
2. Нарисуй свои «чудеса».

(Работа в парах)

Индивидуальная работа
Коммуникативные:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Развиваем умение работать в паре.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
- Что мы сегодня с вами делали?

Понравился ли вам наш урок сегодня?
- Всё получилось, или возникли трудности?
- Ребята, посмотрите, какие «чудеса» у нас получились.
- Чья работа больше понравилась? Почему?
- Работали над стихотворением Юлиана Тувима «Чудеса»; рисовали «чудеса».
Ответы детей.

Все по очереди показывают свои работы.
Ответы детей.
Познавательные:
На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные:
Развиваем умения выражать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Тувим Юлиан

Чудо с налоговым инспектором

Юлиан Тувим

Чудо с налоговым инспектором

Перевод с польского Асара ЭППЕЛЯ

Жара стояла адская. С обуглившегося неба несло, как из пекарни, сухим, злобным жаром, словно вдохновенный гнев огня ополчился против рода человеческого. Оазисом во всей квартире был угол, в котором стояли два прохладных кожаных кресла, низкий столик, а на нем - вода со льдом и лимонным соком. Я бессильно, как в нирване, дремал, погруженный в грезу о буре и дожде, о грозе и потопе. И вот взъяренное от зноя небо начало хмуриться синеть, лиловеть, что-то заворчало, что-то загромыхало, и под изможденным от зноя небосводом потянуло первым после нескольких недель предвестьем грозы. Я облегченно вздохнул. В ту же минуту у дверей кто-то позвонил. Я поднялся с кресла, счастливый, легкий, полный радостного ожидания недалекого ливня, и отворил. Вошел какой-то пожилой человек - красный, вспотевший сопящий - с портфелем под мышкой и с листочком бумаги в руке. Войдя, он промолвил:

Из финансовой инспекции.

Грохнул гром, и крупные капли понемногу, пока еще нерешительно, начали барабанить в стекла. Какое счастье! Дождь!

Пожалуйста, уважаемый! Разрешите! Какая жарища! Вы просто еле дышите. Но, слава богу, наконец-то дождь. Пожалте направо.

Пунцовый, с трудом переводящий дыхание, истекающий потом налоговый инспектор сперва огляделся. Затем он сказал:

Я принес исполнительный лист... Вы до сих пор не заплатили подоходного нало...

Я, как можно вежливей, прервал его:

Прежде всего, сделайте одолжение, сядьте и отдышитесь. Выпейте, пожалуйста, воды со льдом и лимоном. Эго освежает.

Налога за год 1933-й.

По небу как молодые кони по лугу, прыгали молнии. Дождь лил ручьями, и от распахнутого окна тянуло неописуемой свежестью и прохладой. Боже, как я был счастлив!

Да вы сядьте, пожалуйста. А напиток великолепный, правда? Мой друг Казя добавляет еще красного вина. И получается, надо вам сказать, нектар! Жаль, что вина нет! Но зато есть арак. Замечательно!

Я метнулся к буфету, вытащил бутылку и долил в ледяную воду ароматного арака.

Теперь попробуйте!

Инспектор выпил, поблагодарил, но я видел, что ему явно не по себе.

Итак, здесь обозначено 620 злотых плюс 10 процентов дополнительного обложения, плюс...

Дождь хлестал так, что прямо сердце радовалось!

Вы просто не представляете, - сказал я - до какой степени я обожаю дождь. Я даже Ноя ревную к потопу! Вы только вообразите, пане инспектор, сорок дней дождя! Жара, скажу я вам, действует на меня разлагающе. Я пропадаю в жару. Зато дождь - эти серебряные струи с неба - пробуждает во мне какую-то бодрость, мальчишество, радость и попросту энтузиазм! Поверите ли, в прошлом году...

Инспектор поглядел исподлобья, кашлянул, прервал мои счастливые признания и сказал:

Да! - быстро перебил я его, - да! В прошлом году только за одну дождливую неделю я написал что-то около двадцати лирических стихотворений, за все же остальные, жаркие дни лета, два или три. Вам не попадались? "Хляби небесные" сборник называется. Мне даже ставят в вину влияние Поля Валери. Смешно! Кстати, что вы думаете о нем?

И я налил ему еще холодной воды с ароматным араком. Инспектор снова кашлянул и процедил сквозь зубы:

Это, проше пана, не имеет отношения к делу. И вообще, должен вам заметить, поведение ваше неуместно. Шуточки, обихаживание... Я воспринимаю все это как издевку.

Я раскрыл глаза от удивления и скачал:

Однако же, пане инспектор! Какая издевка? Какие шуточки? Я попросту в прекрасном настроении. И будучи вообще человеком вежливым, я веду с вами приятную беседу. Вот и все. Почему же шуточки?

Потому что вы меня хотите заговорить. Но нас не проведешь, пане!

Небо неистовствовало. Все души, брандспойты, фонтаны, краны, поливалки и прочие водометы перебрались на небеса и струили такую проливную обильность, что по улицам неслись бурные реки. Я просто с ума сходил от счастья.

И посему, - продолжал инспектор, - я не желаю слышать о всяких там "Хлябях небесных" и о Валери, а ставлю вас в известность, что всего с вас причитается злотых 776 и грошей 48.

Я быстро начал подсчитывать.

Семь да семь четырнадцать - да шесть - двадцать - да четыре - двадцать четыре - плюс восемь - тридцать два. Прекрасно! Счастливое число. Вы верите в магию чисел? Я лично люблю четверку и все кратные ей... поэтому цифра 32 мне особенно близка. Немецкий ученый Бишоф в труде "Die Magie der Zahlen" утверждает, что...

Литературный вечер, посвященный творчеству Юлиана Тувима

Сергеева Лидия Сергеевна – воспитатель
Место работы: ГБОУ Гимназия № 1538 Гимназия дошкольное отделение «Аленький цветочек»
Детско-родительская встреча в старшей группе
Литературный вечер, посвященный творчеству Юлиана Тувима.
Цель: расширение и углубление знаний детей о творчестве польского поэта Юлиана Тувима.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с творчеством зарубежных писателей,
-продолжать формировать умение воспринимать литературное произведение,
-помочь детям овладеть способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Ход встречи:
Добрый вечер дорогие гости. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о творчестве польского поэта Юлиана Тувима.
120 лет назад в Польше в городе Лодзь родился мальчик Юлиан.
Когда он вырос и поступил в Варшавский университет, то стал сочинять стихи. Первый сборник его стихов вышел, когда ему было 24 года. Свои стихи он сочинял для взрослых.
Однажды в 1927 году Владимир Маяковский во время своего посещения Варшавы, заглянул к Юлиану Тувиму и в непринужденной беседе предложил ему попробовать писать для детей. Маяковский в буквальном смысле слова уговорил поэта.
Всего за небольшой промежуток времени поэт написал более полусотни стихотворений для маленьких ребят. А переводили эти стихи на русский язык всем известные детские писатели: Елена Благина, Сергей Михалков и Самуил Маршак.
В любом уголке России был слышен стих «Азбука»
Сейчас предлагаю Вам прослушать этот стих. (ребёнок читает стих)

Что случилось?
Что случилось?
С печки азбука
свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло -
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.

Именно в поэзии для детей поэт пытался воплотить любовь к родине, к человеку, стремление сделать жизнь светлой и прекрасной. Поэзия воспитывает в детях любовь ко всему окружающему - людям и природе. Юлиан Тувим помогает ребенку «увидеть» мир, выделить в нем то, что раньше для малыша оставалось незамеченным.
Так, в книге стихов С.Маршака можно прочесть удивительное поэтическое стихотворение «Стол», где автор воспевает красоту труда и любовь к труду.
А сейчас я предлагаю Вам послушать стихотворение «Стол» (ребенок исполняет стих)

Стол
Выросло дерево в нашем Полесье,
Статное, рослое - до поднебесья.
Хлопцам пришлось поработать немало,
Прежде чем дерево наземь упало.
Добрые кони в пене и мыле
На лесопилку его притащили.
Пилы его распилили на доски,
Зубья погнули о ствол его жесткий.
Доски и планки были шершавы.
Взял их в работу столяр из Варшавы.
Опытный мастер Адам Вишневский
Ладит рубанки, пилы, стамески.
Долго строгал он, клеил, буравил,
Прежде чем славный стол этот справил.
Вот сколько нужно трудного дела,
Чтоб за столом ваша милость сидела!

Это стихотворение показывает сложный процесс превращения «дерева из Полесья» в стол. Это поэтический рассказ о красоте труда, о людях, которые трудятся. К этому стихотворению примыкает тематически и другое - «Все для всех» (пер. Е. Благининой). Уважаемые гости предлагаю Вам посмотреть на экран. (идет демонстрация мультфильма «Всё для всех» 1983 г. Режиссер: Людмила Кошкина, Владимир Морозов. Читает Сергей Юрский)

В поэзии Юлиана Тувима чувствуется безграничная любовь и нежность к детям. Его поэзия действительно воспитывает детей, рассказывает, что хорошо, а что плохо. Примером можно считать стихотворение «Зося-Самося» пер. В. Ильиной – символ детского зазнайства. А сейчас нам дети покажут сценку «Зося-Самося» .

Есть такая Зося,
Зовут её Зося-Самося,
Любит сказать: "Я сама!". Ну, прямо
Важная дама!
Послушаешь - всех умнее,
Всё знает, всё умеет.
Для неё школа, книжки, мама
Ничего не значат! Очень упряма!
И до чего же она скромна!
Не спросит других, как лучше -
Только и слышно: "Сама! Сама!".
Сама всегда всех учит.
А попытайте Зосю:
- Сколько дважды два?
- Восемь!
- А кто был Коперник?
- Король!
- А что такое уголь?
- Соль!
- А где город Прага?
- Где надо!
- А учиться надо?
- Не надо!
Говорит Самося всем:
"И сама я завтрак ем,
И колёса починяю,
И скоро в космос улетаю!
Где бы, кто бы ни бывал,
Кто бы, что бы ни читал,
Он бы голову сломал
Там, где я - самая, самая!"
- Какая важная дама!
А кто глупая Самося?
- Я, Зося!

К сожалению, сейчас практически невозможно найти отдельный перевод книги Юлиана Тувима для детей, все его стихи рассредоточены по книгам знаменитых поэтов, имена которых мы называли выше. Так, в книге стихов С.Маршака можно прочесть стихотворение «Где очки?». Послушайте это стихотворение.

Где очки?

- Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.
Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.
Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,
Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!
Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!
На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.
И старушка увидала,
Что не там очки искала,
Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.
Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

Также вам наверняка попадется удивительная поэтическая, заводная овощная песенка: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла – о-ох, о-о… Дети исполняют сценку «Овощи» (Музыкальная постановка "Овощи". Песня Э.Силиня на слова Ю.Тувима).

В творчестве поэта для детей большое место занимают стихи о родной природе. Картины природы даются в его стихах «глазами ребенка», рассказ о них естественно сливается у детей с их личными впечатлениями. Одно из таких произведений «Четыре времени года» (ребенок читает стих)

«Четыре времени года» .

Всё печальное на свете
Позабудь весною!
Видишь, в небе солнце светит,
Ландыш под сосною!
И не хмурься в летний полдень-
Столько ягод зреет,
Темный бор цветами полон,в небе птицы реют.
Надо ль осенью на плакать,
Если дождик льется?
Ведь в саду и в дождь и в слякоть
Яблоко найдется.
Пусть опять зима сурова,
Небо ледяное-
Не грусти, ведь ландыш снова
Расцветёт весною!

Также Юлиан Тувим писал и шуточные стихи. Особенно привлекали его всякого рода фольклорные «чудачества», «перевертыши».
Хорошо знакомы детям такие стихи как: «Чудеса», «Трудный счет» и «Путанная песенка про утят». Послушайте эти стихи.

Чудеса
Однажды в июле,
В чудесный денёк,
Вдруг выпал
Оранжевый снег
На лужок.
И в небо над лугом
Привычно и ловко
Взлетела корова,
Как божья коровка.
А бабочки
Гнёзда из прутиков
Вили
И в сети
Зелёное солнце ловили.
Залаяли птицы.
Запели собаки.
Я вас уверяю,
Что это не враки.
Зажмурив глаза,
Я улёгся в траву
И все чудеса
Увидал наяву.

Трудный счет

Шли купаться три утёнка,
Крякали, шутили:
Один белый, другой чёрный,
Третьего забыли.
А навстречу тем утятам
Вышли две подружки:
Раз - из дома, два - из речки,
Три - из старой кружки.
Тут ещё одна за ними
По дороге скачет,
Сразу видно - веселушка,
А другая - плачет.
Сели вместе на скамейку,
А восьмой вздыхает:
"Пять нас было, семь осталось!
Кто нас посчитает? "
Говорит на это пятый:
"Чудеса на свете!
Шёл вторым, пришёл четвёртым,
Оказался третьим! "
Устный счёт не получился,
И без результата
Шли гуськом домой на ужин
Грустные утята!

Путанная песенка про утят

По дороге три утёнка
Босиком идут чуть свет:
Первый - толстый,
Третий - тонкий,
А второго просто нет.
А навстречу трём утятам
Два других спешат гурьбой:
Серый - первый,
В пятнах - пятый,
А тринадцатый - рябой.
Вот сошлись они у рощи,
И седьмой сказал:
«Привет!
Здравствуй, толстый!
Здравствуй, тощий!
А кого-то вроде нет?»
Третий крякнул:
«Что за шутки?
Кто из нас исчез опять?
Ни за что без мамы-утки
Нам себя не сосчитать?»
Тут девятый с первым стали
Громко плакать и рыдать:
«Мы сперва
Втроём бежали,
А теперь нас только пять».
И тогда захныкал пятый:
«Сам не знаю, что со мной:
Вышел третьим,
Шёл тридцатым,
А теперь совсем восьмой?»
«Как же, братцы, сосчитаться,
Чтоб себя пересчитать?»
«Так нетрудно
Потеряться».
«А найдёшься ли опять?»
Побрели утята к маме
Через рощу, прямиком,
И, хоть не были
Гусями,
Друг за дружкой
Шли
Гуськом

Юлиан Тувим обладал замечательным даром блестяще воплощать в поэзии темы, несущие малышам знания и представления об окружающем мире. И в этом мы только что убедились.
Вот наш вечер подошел к концу. Надеемся, что он понравился и детям и родителям. Спасибо большое детям за их старания, а родителям за внимание.