Нормы амортизации ссср. Норма амортизационных отчислений

Быстрый переход: Единые нормы амортизационных отчислений
на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР
(в процентах к балансовой стоимости)

  1. Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности

В целях создания экономических условий для активного обновления основных фондов и ускорения научно-технического прогресса в отраслях народного хозяйства, а также сокращения затрат на осуществление капитального ремонта физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств в условиях перехода к рынку и функционирования рыночных отношений Совет Министров СССР постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1991 г. прилагаемые единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Установить, что указанные единые нормы обязательны для применения всеми действующими на основе хозяйственного расчета предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

2. Предоставить Госплану СССР право:

устанавливать по согласованию с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по статистике и Госстроем СССР нормы амортизационных отчислений на полное восстановление создаваемых принципиально новых видов основных фондов;

уточнять утвержденные настоящим постановлением нормы амортизационных отчислений при изменении сроков службы основных фондов в результате внедрения в отраслях народного хозяйства достижений научно-технического прогресса.

3. Для повышения заинтересованности предприятий, объединений и организаций в обновлении основных фондов считать целесообразным применение ускоренной амортизации их активной части (машин, оборудования и транспортных средств), то есть полное перенесение балансовой стоимости этих фондов на издержки производства и обращения в более короткие сроки, чем это предусмотрено в нормах амортизационных отчислений.

Ускоренная амортизация может производиться предприятиями, объединениями и организациями в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции, а также в других случаях, определяемых Госпланом СССР. При этом применение ускоренной амортизации не может служить основанием для повышения цен и тарифов на выпускаемую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.

4. Установить, что с 1 января 1991 г. амортизационные отчисления на полное восстановление активной части основных фондов (машин, оборудования и транспортных средств) производятся в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения.

По машинам, оборудованию и транспортным средствам, находящимся в эксплуатации по состоянию на 1 января 1991 г. сверх ранее действовавших нормативных сроков службы, амортизационные отчисления прекращаются.

5. В случае списания основных фондов до полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения суммы недоначисленных амортизационных отчислений возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, объединения и организации. Эти суммы используются в таком же порядке, как и амортизационные отчисления.

6. Установить, что с 1 января 1991 г. все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При необходимости предприятия, объединения и организации для обеспечения равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг) могут создавать ремонтный фонд (резерв), с отчислением в него средств по утверждаемым ими на пятилетие нормативам.

7. Госплану СССР совместно с Министерством финансов СССР разработать с участием Госстроя СССР, Государственного комитета СССР по ценам, Госбанка СССР и Государственного комитета СССР по статистике и утвердить до 15 ноября 1990 г. положение о порядке начисления амортизации основных фондов в народном хозяйстве, отразив в нем вопросы ускоренной амортизации их активной части.

8. Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по статистике и Государственному комитету СССР по ценам рассмотреть вопрос о проведении переоценки основных фондов народного хозяйства СССР с учетом вводимых с 1991 года новых принципов формирования оптовых цен на средства производства, имея в виду необходимость создания равных экономических условий для своевременного воспроизводства основных фондов и обеспечения сопоставимости их оценки. Предложения по этому вопросу представить в Совет Министров СССР до 1 декабря 1990 г.

9. Государственному комитету СССР по печати в согласованные с Госпланом СССР сроки издать массовым тиражом сборник новых единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, а также положение о порядке начисления амортизации основных фондов в народном хозяйстве.

10. Признать утратившими силу с 1 января 1991 г. решения Правительства СССР согласно прилагаемому перечню.

Председатель
Совета Министров СССР Н. Рыжков

Управляющий Делами
Совета Министров СССР М. Шкабардня

Перечень
решений Правительства СССР, утративших силу в связи с утверждением
единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление
основных фондов народного хозяйства СССР

4. Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1974 г. N 183 "О единых нормах амортизационных отчислений".

5. Пункт 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 марта 1981 г. N 265 "О дополнительных мерах по обеспечению сохранности техники в сельском хозяйстве".

7. Абзацы третий и четвертый пункта 16 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1982 г. N 165 "О дополнительных мерах по закреплению кадров в производственных объединениях и на предприятиях текстильной и некоторых других отраслей промышленности системы Министерства легкой промышленности СССР".

8. Пункт 9 постановления Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. N 489 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов в народном хозяйстве" в части ссылки на постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1974 г. N 183.

Из подпункта "д" пункта 15 Положения о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 (СП СССР, 1979 г., N 19, стр. 121), исключить слова "за исключением постельных принадлежностей гостиниц, которые относятся к основным средствам, независимо от стоимости".

Параметр, выражаемый в процентах от цены основного капитала. Каждый год услуг или товара дополняется этим показателем.

Норма амортизационных отчислений - процент покрытия цены изношенной части основных фондов в годовом исчислении.

Норма амортизационных отчислений: основные понятия, структура

Основная цель внедрения амортизации в стоимостный параметр основных фондов - экономическое покрытие морального и физического износа, которые непременно имеет место в процессе производства. Как следствие, амортизацию можно представить, как плавный перенос цены основных фондов (того же оборудования) на производимый им товар.

Амортизационные отчисления - процесс, который ежемесячно проводится соответствующими отделами предприятия с учетом действующей балансовой цены ОПФ и норм амортизации. За основу берется разбитие указанных выше норм на различные инвентарные объекты или группы активов, имеющихся на балансе компании.

Норма амортизационных отчислений - установленный государством процент покрытия цены основных фондов. С помощью параметра можно увидеть общую сумму отчислений в течение года. Другими словами, - отношение двух ключевых параметров, а именно суммы амортизации (из годового расчета) и цены ОПФ предприятия. Сам параметр выражается в процентах.

Норма амортизационных отчислений не фиксируется. Ее устанавливают и пересматривают соответствующие государственные структуры. При этом установленные нормы едины для всех компаний, вне зависимости от особенностей организации, особенностей (сферы) работы и форм собственности.


Сама амортизационная политика - основной элемент научно-технической политики, проводимой на уровне страны. Проставляя норму и порядок амортизационных отчислений, государство занимается регулированием темпов, а также характера воспроизводства в той или иной отрасли. Кроме этого, через норму амортизации проще увидеть скорость обесценивания, а с помощью последней и нормы восстановления объекта.

Система амортизации была заложена еще в эпоху СССР. К их основным чертам можно отнести прямолинейный тип начисления, общие нормы амортизации и начисление двух типов амортизационных отчислений (на замену техники и капитальный ремонт). Сюда же можно отнести перераспределение амортизации между предприятиями, включение амортизации в цену изделия (услуги) и так далее.

Несмотря на многую схожесть, с 1991 года все-таки произошли определенные изменения в норме начислений амортизации. В частности, были внесены следующие корректировки:

1. Установлены новые нормы отчисления, которые по определенным типам ОПФ имеют существенные отличия.

2. Ушли в прошлое отчисления на капремонт. Теперь компании все типы ремонтных работ производят за счет себестоимости товара. Одновременно с этим может создаваться отдельный , предназначенный для выполнения ремонтных работ.

3. Начисление амортизации по завершении определенного периода службы (нормы) прекращается. В частности, это касается транспортных средств, автомобилей и прочей техники. Раньше эта работа выполнялась весь период применения. При этом не имело значения, на какой срок была рассчитана техника. Что касается остальных фондов, то по ним форма и особенности начисления остались в неизменном виде (то есть начисления осуществляются за весь период службы).

4. Появился шанс ускоренной амортизации для активной части производства, к примеру, транспортных средств, оборудования, машин и так далее. Происходит перенос балансовой цены данных фондов на категорию издержек производства. При этом срок обращения уменьшается практически в два раза. Это делается с той целью, чтобы повысить уровень заинтересованности компании в обновлении основных фондов.

Кроме этого, небольшие предприятия могут производить списания основных фондов (до 50% цены) на в случае, если срок службы таких ОПФ составляет больше трех лет. С помощью ускоренной амортизации появляется шанс:

Быстрей обновить активную долю производственных фондов в компании (что уже немало);

Переданные учредителями в качестве инвестиций в уставной фонд компании - по цене, которая определена сторонами;

Купленные за деньги у других лиц или компаний по фактическим расходам на покупку и подготовку к применению;

Полученные бесплатно от других лиц или предприятий - по цене, которая была определена экспертным путем.

Нормы амортизационных отчислений: методы и этапы расчета

На практике годовой объем (норму) амортизационных отчислений можно определить одним из способов:

1. Линейный способ . Здесь в учет берется первоначальная цена ОПФ и норма амортизации, вычисленная с учетом полезного применения объекта.

2. Способ снижаемого остатка . Расчет производится с учетом остаточной цены ОПФ на начало года (старт отчетного периода), а также нормы амортизации при учете периода полезного использования фондов.

3. Способ списания цены по количеству лет использования . Расчет осуществляется с учетом первоначальной цены ОПФ и годового отношения числа лет, которые остались до конца службы, и общего срока применения.

4. Способ списания цены с учетом (пропорционально) объемов работ (товаров) . Особенность - использование натурального параметра объема работ (товара) за и отношения первичной цены объекта, а также подразумеваемого объема работ (продукции) за общий период полезного применения ОПФ.


Важный момент - планирование амортизационных отчислений. Чем грамотнее спланирован этот процесс, тем лучших финансовых результатов может добиться . В качестве исходных параметров для вычисления амортизационных отчислений выступают:

Параметры цены ОПФ на начало периода;
- перспективные и годовые выплаты по введение в действие ОПФ. Сюда же относятся фоны, поступающие от других компаний;
- о проектируемом выбытии основных фондов;
- нормированные параметры амортизационных отчислений.

Расчет общей суммы отчислений производится в несколько этапов. Для этого необходимо:

1. Распределить основных фондов по группам, которые предусмотрены в нормах амортизации, а также вычислить их стоимости. Важно учесть необходимость вычета ОПФ, к которым причисляется оборудование, транспорт, машины, самортизированные средства, период службы которых уже истек.

2. Разбить по инвентарным объектам среднегодовую цену амортизируемых ОПФ.

3. Произвести расчет объема амортизационных отчислений на конкретный период времени по каждому из инвентарных объектов или же по группе основных фондов посредством умножения среднегодовой цены на конкретные нормы амортизационных отчислений. В расчете должны учитываться поправочные коэффициенты, которые отражают реальные условия эксплуатации данных средств в предприятии или в цеху.

4. Вычислить общий объем амортизационных отчислений на будущий период (как правило, год) по всем амортизируемым фондам посредством расчета сумм амортизации (без учета самортизированных фондов, относящихся к транспорту, оборудованию, машинам).

Общая сумма рассчитанной амортизации должна быть отнесена на себестоимость выпускаемого товара, оказанных услуг или произведенных работ. Данный процесс осуществляется ежемесячно. Если же речь идет о сезонном производстве, то годовой объем амортизации должен быть включен в издержки за весь срок работы компании в году.

По ОПФ, которые только введены в работу, учет амортизации производится по особому графику. Так, точка отсчета - 1-го число месяца, который сразу идет за месяцем, когда имущество начало эксплуатироваться. В свою очередь, выбывание происходит по аналогичному принципу. Разница лишь в том, что за точку отсчета берется месяц выбывания.

Общий объем амортизационных отчислений накапливается по счету износа и будет числиться на учете до момента выбытия амортизируемого имущества.

Грамотное применение амортизационных отчислений, а также учет их нормы очень важен для компании. В первую очередь, использование амортизации должно производиться для успешной реализации политики предприятия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Стоит начать с трактовки понятия амортизации. Данный термин интерпретируется как постепенный перенос суммы, затраченной на приобретение ОС, на изготавливаемую продукцию (услуги).

Имеют место налоговые последствия корректировки размера амортизационных отчислений, рассчитываемых по установленным законодательством нормам. Величина амортизационных накоплений, которая устанавливается в процентах к существующей балансовой стоимости ОС, по-другому именуется как норма амортизации основных средств.

Основные понятия

Износ – процесс постепенной утраты ОС потребительской стоимости. Он подразделяется на физический и моральный. В первом случае речь идет о снижении потребительской стоимости по причине снашивания деталей, негативного влияния агрессивных сред, природных факторов. Во втором – уменьшение стоимости независимо от физического износа.

Принято различать моральный износ 1-го (утрата 1-начальной стоимости из-за увеличения производительности труда в отрасли, где ОС изготавливаются) и 2-го рода (разработка более прогрессивной, экономичной техники, вследствие чего наблюдается уменьшение относительной полезности устаревших ОС).

Объекты начисления амортизации – ОС, которые находятся в компании либо на правах собственности, либо оперативного управления, либо хозяйственного ведения.

Срок полезного использования средняя продолжительность службы объектов конкретного вида.

Норма амортизации годовой процент возмещения стоимости ОС, установленный государством. В нашей стране используются единые нормы амортизации. Данный показатель определен для каждого типа ОС.

Экономический смысл амортизации

Имеется несколько версий, а именно:

  1. Посредством механизма амортизации формируются денежные потоки, впоследствии направляемые на воспроизводство ОФ.
  2. В соответствии с принципом начисления это способ дробления крупных вложений в ОС по периодам.

Норма амортизации основных средств выражена в процентах к существующей балансовой стоимости классификационных групп внеоборотных активов. При этом нормы обширно дифференцированы по видам оборудования, машин, а также по типам работ, где они применяются, и по имеющимся отраслям промышленности.

Методология начисления амортизации

Существует всего пять способов начисления:


Норма амортизации: формула расчета

Для целей бухучета вычисление данного показателя осуществляется по 2-м формулам. В первом случае годовая норма амортизации определяется следующим образом:

Нам = (Пст - Лст) : (Ап · Пст) · 100%, где

Пст – 1-начальная стоимость ОС, в руб.;

Важное место в составе средств предприятия, применяемых в качестве капвложений, занимает прибыль. На сегодняшний день можно наблюдать тенденцию увеличения доли и абсолютного размера прибыли в источниках инвестирования капвложений.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как износ, амортизационные отчисления, норма амортизации, срок службы и прочее.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Каковы норма и шифр амортизационных отчислений персональных компьютеров и принтеров?

По нашему мнению, в данном случае следует использовать шифр 48000 Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совмина СССР 22.10.1990 N 1072:
Машины и комплексы электронные цифровые вычислительные с программным управлением общего назначения, специализированные и управляющие на базе всех типов процессоров.
Норма амортизации для данного вида основных средств - 12,5 процентов (то есть срок полезного использования - 8 лет).
Кроме того, можно использовать шифр 48005: ЭВМ (ДВК) персональные компьютеры ВК 0010 "Агат" с той же нормой амортизации.
Что же касается принтеров, то здесь следует учитывать два положения ПБУ 6/97:
с одной стороны, в соответствии с п.2.3 ПБУ 6/97 "единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно - сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно".
Так как принтер, как правило, не может самостоятельно выполнять свои функции, то он должен учитываться в составе комплекса ЭВМ и периферийных устройств.
С другой стороны, в том же пункте ПБУ 6/97 указано, что "в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект".
То есть, если сроки полезного использования компьютера и принтера различны, то они должны учитываться обособленно и амортизация по ним должна начисляться раздельно. Кроме того, некоторые принтеры могут выполнять отдельные функции самостоятельно (например, ксерокопирование и т.п.). В этом случае такой принтер также должен учитываться как обособленный объект основных средств. В данном случае при начислении амортизации (по нормам амортизационных отчислений) следует использовать шифр 48003 "Устройства периферийные вычислительных комплексов и электронных машин". Норма амортизации - 11,1 процентов (срок полезного использования - 9 лет).
Применение шифра 48004 "Микро - ЭВМ и процессоры унифицированные" (норма амортизации 10 процентов) при начислении амортизации на такие компьютеры неправомерно, так как микро - ЭВМ относится к другому классу вычислительной техники.
Подписано в печать
11.11.2000
"Консультант Бухгалтера", 2000, N 12

В настоящее время при установлении сроков полезного использования объектов основных средств организации-плательщики налога на прибыль руководствуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (п. 1 ст. 258 НК РФ , Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). А в бухгалтерском учете организации основываются на требованиях ПБУ 6/01. О Классификаторе ЕНАОФ, который применялся ранее для определения величины амортизационных отчислений, расскажем в нашей консультации.

Что такое ЕНАО?

Аббревиатура ЕНАО расшифровывается как Единые нормы амортизационных отчислений. Также она используется как аналог термина ЕНАОФ – Единые нормы амортизации основных фондов. Эти нормы были утверждены Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 в документе, полностью именуемом так: «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Это Постановление, введенное в действие с 01.01.1991, до введения гл. 25 НК РФ было обязательно к применению всеми хозрасчетными организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности (п. 1 Постановления Совмина от 22.10.1990 № 1072).

В этом Постановлении приведены группы и виды основных фондов, соответствующий им шифр и годовые нормы амортизационных отчислений в процентах к балансовой стоимости.

К примеру, шифры ЕНАОФ легковых автомобилей такие:

  • автомобили особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л) – 50415;
  • автомобили малого класса (с рабочим объемом двигателя более 1,2 до 1,8 л):
  • общего назначения – 50416;
  • такси - 50417;
  • автомобили среднего класса (с рабочим объемом двигателя более 1,8 до 3,5 л):
  • общего назначения – 50418;
  • такси 50419.

При этом годовая норма амортизационных отчислений для автомобилей особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л) составляет 18,2% балансовой стоимости. Это означает, что по ЕНАО срок службы для таких автомобилей рассчитан почти на 5,5 лет (100%/18,2%).

Несмотря на то, что ЕНАОФ в настоящее время не признан утратившим силу, использовать его в бухгалтерском и тем более налоговом учете не стоит. ЕНАОФ-классификатор в 2017 году может применяться лишь как своего рода ориентир при установлении сроков полезного использования по тем объектам основных средств, которые не поименованы в Классификации основных средств, утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1. И были случаи, когда суды соглашались с возможностью определения срока полезного использования для целей налогового учета на основании ЕНАОФ (Постановления АС УО от 12.11.2014 № Ф09-7290/14 , ФАС ЗСО от 05.05.2012 № А27-10607/2011). Учитывать ЕНАО безопаснее тогда, когда организация не может подтвердить срок полезного использования основных средств ни на основании налогового Классификатора, ни на основании технических условий или рекомендаций изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ). И в бухгалтерском учете, полагаем, ЕНАО можно руководствоваться в тех случаях, когда ожидаемые сроки использования или физического износа основных средств не могут быть достоверно определены.